Методическое пособие
Оценка 4.6

Методическое пособие

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
химия
10 кл
18.09.2019
Методическое пособие
Любая методическая продукция в образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего, на профессиональное совершенствование работы педагогов и повышение качества образовательной подготовки обучающихся. Данное методическое пособие предназначено для учителей химии, работающих в «Роснефть - классах» В пособие предлагается проведение внеклассного мероприятия в 10 классе при изучении темы «Нефть». Это мероприятие проводится в форме «Круглого стола». Тема «Нефть и нефтепродукты» предлагается обучающимся на самостоятельное изучение. Формы работы в десятых классах непосредственно определяются тем, что интересы большинства учащихся становятся серьезнее, глубже и охватывают более широкий круг вопросов.
методическое пособие. Гуськова.doc
МКОУ «Туруханская средняя школа №1»  Утверждено  на заседании научно­методического совета  протокол № 3 от 30  мая  2019г. Методическое пособие  Внеклассное мероприятие «Круглый стол» Тема: «Нефть и нефтепродукты»                                                   2019г Разработала:  учитель химии высшей категории,  Гуськова В.А 1 Аннотация Любая   методическая   продукция  в   образовательном   пространстве предназначена   для   передачи   положительного   педагогического   опыта   и направлена, прежде всего,   на профессиональное совершенствование работы педагогов и повышение качества образовательной подготовки обучающихся.  Данное методическое пособие предназначено для учителей химии,  работающих в «Роснефть ­ классах» В пособие предлагается проведение внеклассного мероприятия  в 10 классе  при изучении темы «Нефть». Это мероприятие проводится в форме  «Круглого стола». Тема «Нефть и нефтепродукты» предлагается   обучающимся на самостоятельное изучение. Формы работы в десятых классах непосредственно определяются тем, что  интересы большинства учащихся становятся серьезнее, глубже и охватывают  более широкий круг вопросов. 2 1 СОДЕРЖАНИЕ Введение............................................................................................ 4 1. Внеклассное  мероприятие  по химии………………………….4                                                     2. Виды внеклассной работы по химии…………………………..5  2.1Методика проведения «Круглого стола»……………………..5                                                                         3.Этапы организации круглых столов   ………………………….6                        3.Организация  «Круглого стола»………………………………..8 4.Заключение …………………………………………..................12  5.Глоссарий……………………………………………................13  6. Литература……………………………………………………..14 3 Введение У учащихся  с каждым годом теряется интерес к учебному предмету химия. За   годы   работы   я   поняла,   что   не   в   количестве   знаний   заключается образование, а в полном понимании  и умелом применении  всего  того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как   сделать   так,   чтобы   твой   урок   запомнился?   Удивить,   рассмешить   или, может   быть,   напугать?   Увы,   сегодня   химия   для   многих   –   предмет   не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что только,   вызвав   светлые   чувства   и   положительные   эмоции,   можно   создать комфортный климат на уроке, на внеклассном мероприятии.     Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача — создать условия для развития творческих способностей, развивать у обучающихся  стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Необходимо, чтобы обучающиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.         Новый федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед  педагогическим  сообществом новые  задачи,  вместе  с  тем  возникают практические   проблемы   его   внедрения.   Учитель   должен     умело организовывать   и   сопровождать учебно­исследовательскую   и   проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта. После появления в школе "Роснефть­ классов"   у меня появилась возможность для организации   внеклассной   деятельности   и   исследовательской     деятельности обучающихся этих классов.   Целью методического пособия  будет  обобщение опыта работы учителя химии при проведении системы внеклассных мероприятий по химии.  Внеклассные занятия по химии наряду с уроком — одна из важнейших форм организации учебно­воспитательного процесса в школе и осуществляемая во внеурочное время. 4 Внеклассное мероприятие Цель внеклассного мероприятия — углубление и расширение знаний и кругозора   учащихся,   развитие   интереса   к   предмету,   самостоятельности, творческой   активности.   Внеклассное   мероприятие   помогает   формировать коллектив   учащихся,   пробуждает   чувство   ответственности   перед коллективом.   Она   является   существенным   элементом   в   единой   системе учебно­воспитательного   процесса   в   школе,   помогает   формировать   досуг обучающихся. Из   опыта   своей   педагогической   деятельности   я   считаю,   чтобы внеклассная   работа   была   успешной,  массовой   и   продуктивной   необходимо предварительно   заинтересовать   обучающихся   на   уроках.   Нужно,   чтобы   у определенной   части   учащихся   появилась   увлеченность   предметом   и потребность   более   углубленно   заниматься   химией,   чтобы   у   них   возникла внутренняя   мотивация,   побуждающая   детей   к   активной   внеклассной деятельности.  Виды внеклассной работы по химии Внеклассная   работа   по   химии углубляет   знания   обучающихся,   помогает установить   связь   химии   с   жизнью,   выявить   склонности   и   дарования   ю, развивает   их   творческую   самостоятельность,   умение   работать   с   книгой, способствует   правильной   постановке   эксперимента,   умению   обобщать полученные   результаты   исследований   и   рассказывать   о   них,   выступая   с сообщениями.  Есть   несколько   видов   внеклассной   работы,   среди   них: химический кружок, устный журнал химические вечера,  «Круглый стол». 1.Химический   кружок.   Тематика   кружков   неодинакова   для   разных возрастных категорий учащихся. Она определяется учителем, но могут быть учтены и пожелания обучающихся.                  2.Устный журнал. Его проводят регулярно, например, один раз в месяц, для любой   возрастной   категории   учащихся.   В   устном   журнале   могут   быть постоянные страницы, например: «Наш химический кружок», «Химия и наш дом», «Химия и планета Земля», «Химия и охрана природы». В то же время могут   быть   и   устные   журналы,   посвященные   определенной   тематике, например: «Химические профессии». 3. Химические вечера, отражающие творчество ученых­химиков: Д. И.  Менделеева, А. М. Бутлерова, М. В. Ломоносова, Н. Н. Зинина, А. П.  Бородина, А. Е. Фаворского, Н. Д. Зелинского и др.   4. «Круглый  стол», где  предоставляется  участникам возможность высказать  свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Использовав   все   виды   внеклассной   работы     я  убедилась   в   эффективности "круглого   стола",   как   формы   работы   формирующий   несколько   видов универсальных учебных действий школьников.    «Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм   познавательной   деятельности   обучающихся,   позволяющая   закрепить 5 полученные   ранее   знания,   восполнить   недостающую   информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической   дискуссии   с   групповой   консультацией.   Наряду   с   активным обменом   знаниями,   у   обучающихся   вырабатываются   профессиональные умения   излагать   мысли,   аргументировать   свои   соображения,   обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление   информации   и   самостоятельной   работы   с   дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.   Из всех видов внеклассных мероприятия я выбрала  «круглый стол»  как  более  эффективный для формирования у обучающихся проектно­ исследовательских умений.   Методика проведения «Круглого стола»   Круглый стол ­ это одна из форм  методики активного обучения, как  правило, имеющей практическую направленность в области обсуждаемого  вопроса.  Круглый стол представляет собой дискуссию ограниченного  количества человек (обычно не более 25 человек).  Цель Круглого стола:  предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на  обсуждаемую проблему;  выявить спектр мнений по поставленной проблеме;  обсудить с позиции разных точек зрения неясные или спорные моменты, связанные с обозначенной проблематикой.   сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные  позиции сторон.  спектр мнений по поставленной проблеме; Участники имеют определенную свободу и возможность высказывать  Преимущества:  собственные суждения;     участников не сможет присутствовать. Мероприятие проходит в достаточно неформальной обстановке;  Высказаться можно тогда, когда хочется, а не когда подойдет очередь; Нет строгой иерархии, жесткого регламента и порядка выступлений; Для организаторов не будет драматической ситуация, если кто­ то из  Характеристики: Проводится в форме обсуждения одного или нескольких  определенных  вопросов или проблем; 6 Обсуждаемый вопрос допускает разные мнения и толкования, а так же  В результате обсуждения должны быть выявлены точки зрения всех  Участники имеют равные права и высказывания в определенном   взаимные возражения участников;  участников на данный вопрос;  порядке. Правила:  Время проведения «круглого стола» не должно превышать 2 часов;  Количество участников не должно быть очень большим;   Следует предусмотреть, чтобы в распоряжении участников были  необходимые канцелярские принадлежности, общение было удобным,  выступающие имели возможность наглядно продемонстрировать  различный материал;   Время выступления и порядок необходимо обговорить с участниками  заранее;  Ведущему необходимо быть очень внимательным, чтобы дать высказаться всем участникам и соблюсти регламент;  Круглый стол – довольно распространенное мероприятие, где участники имеют   возможность     вести   дискуссию   на   заданную   тему,   чтобы   дать возможность   учащимся   послушать   выступление   нескольких   экспертов,   а также   обсудить   проблемные   вопросы.   Подобная   форма   работы   углубляет знания   учащихся,   ориентирует   их   на   активный   поиск   путей   и   способов решения затрагиваемой проблемы.   аргументировать самостоятельность   в   нестандартных   ситуациях,   развивает   познавательную деятельность.  Это форма проведения формирует умения учащихся вести дискуссию, творчество,   активную   проявлять инициативу, ответ,       Этапы подготовки круглых столов: 1.Выбор темы. Здесь следует учитывать общее правило: чем конкретнее  сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять  интерес для слушателей. 2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен  обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность,  интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта.    3.Подбор участников и определение экспертов круглого стола.  Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки»   по   определенной   проблеме   и   найти   ответы   на   какие­то   важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих 7 необходимыми   знаниями   по   проблеме,   требующей   освещения.   Этих   людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола. 4.   Подготовка   анкеты   для   участников   Круглого   стола –   цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола   по   обсуждаемым   проблемам.   Анкетирование   может   быть   сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола). Я использую в своей практике сплошное анкетирование, чтобы узнать мнение всех учащихся о результатах мероприятия. Общие требования: 5. Требования к научному докладу 1. Проект  по теме «круглого стола» обучающийся готовит самостоятельно. 2.Выбор объекта исследования обучающийся  осуществляет самостоятельно. 3.   Темы   обсуждаемых   докладов,   тексты   докладов   и   перечень   вопросов   к докладчикам   должны   быть   доступны   участникам   «круглого   стола»   до момента его фактического проведения. 4. Участники «круглого стола» заранее готовятся к обсуждению докладов. Подготовка к обсуждению предполагает изучение текстов докладов, которые будут   представлены   в   рамках   «круглого   стола»,   подготовку   вопросов докладчикам   (участник   «круглого   стола»   должен   заранее   подготовить   и озвучить в ходе дискуссии минимум один вопрос одному из докладчиков), а также подготовка ответов на вопросы участников дискуссии. 5. Объём  доклада должен составлять 8­10 страниц машинописного текста. 6.Доклад должен содержать следующие разделы: ─  обоснование актуальности исследования; ─  основную часть исследования;  выводы по результатам исследования; ─  список используемых источников и литературы. Требования к оформлению доклада: 1.  Работа печатается машинописным шрифтом на листах формата А4. 2. Шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал полуторный. 3. Абзацный отступ устанавливается автоматически – 1,27 см. 8 4. Заголовки печатаются 14 шрифтом по центру без точки в конце. 5.   Нумерация   листов   осуществляется   автоматически,   номер   листа проставляется внизу справа.             6. Требования к представлению докладов Тексты докладов должны быть представлены участниками «круглого стола» его   руководителю   (преподавателю) в   печатной   и   электронной   формах не менее чем за три дня до фактического проведения «круглого стола». Организация  «Круглого стола» 1) знакомство участников, определение правил и регламента круглого стола.  Вступительное слово ведущего.       Время 5­10 минут 2) работа по предложенным ранее вопросам   Время 30­35 минут 3) обмен мнениями в форме  «круглого стола», возможность участникам  представить свое мнение по теме.   Время 10 минут. 4) Подведение итогов, рефлексия участников.  Время 5 минут. Круглый стол открывает ведущий. Он представляет участников дискуссии,  направляет её ход, следит за регламентом, который определяется в начале  обсуждения, обобщает итоги, суммирует конструктивные предложения.  Обсуждение в рамках Круглого стола должно носить конструктивный  характер, не должно сводиться, с одной стороны, только к отчетам о  проделанной работе, а с другой, ­ только к критическим выступлениям.  Сообщения должны быть краткими, не более 10­12 минут. Проект итогового  документа оглашается в конце обсуждения (дискуссии), в него вносятся  дополнения, изменения, поправки. В нашей школе  после окончания «погружения»  по  профилю  «Химия» обучающихся 10 «Роснефть ­ класса» стало традицией проведение круглого стола по теме «Нефть и нефтепродукты». Обучающиеся заранее получают задание   самостоятельно   исследовать   тему     «Нефть»   и   представить   свою проектную работу с выбранной темой, с постановкой цели, задач, гипотезы. Мероприятие   проходит   в   атмосфере   взаимного   доверия,   уважения   к участникам круглого стола. В уютном и просторном кабинете для «Роснефть­ классов»   собираются     обучающиеся   10   класса,   а   также     приглашаются классный руководитель, обучающиеся 10 и по желанию 11 класса, психолог школы, директор школы, родители, представитель СФУ и другие гости. 1. теме «Нефть»:  Нефть дает тепло и свет –  Ей замены просто нет. Делают из нефти много: И асфальтные дороги,                И костюмы, и рубашки, Вступительное слово учителя химии, которое начинается эпиграфом к  9 Удивительные чашки! Вспомните как тепловоз Вас когда­то к морю вез В его топках нефть горела, А без нефти что за дело? И не даром в нашем крае, Всяк нефтяник это знает, С нетерпением ее ждут, Черным золотом зовут. 2.Приветственное слова  куратора  по работе с «Роснефть­ классами»   3.  Знакомство участников с регламентом и  принципами работы:  свобода обсуждения  право на собственное (аргументированное) мнение  уважение к другим мнениям  толерантное отношение к участникам  дружелюбный тон дискуссии  время выступления ­ 5­10 минут И   эта   атмосфера   сохраняется     на   протяжении   полутора   часов,   в   течение которых   проводится     мероприятие,   несмотря   на   эмоциональные   высказывания некоторых обучающихся и экспертов. Напряжение и скованность первых минут быстро сменяется оживленной  дискуссией, для которой обучающиеся предлагают разнообразные темы: ­ «Нефть ­ черное золото»  ­ «История происхождения нефти»  ­ «Нефть в медицине и косметике» ­   «Anivorax   borkumensis  способствует   решению   экологических   проблем, связанных с нефтепродуктами» ­ «Мифы о нефти» ­ «Сравнение Российской нефти с международным эталоном» ­ « Нефть и способы ее переработки». 4.Защита работ учащихся (презентации). Продолжительность ­1.5­ 2 час. 5. Обмен мнениями в форме «круглого стола». 6. Подведение итогов, рефлексия участников. Продолжительность ­ 10 минут. 7.Выступление директора школы об актуальности работ участников  мероприятия.  6.   Заключительное   слово   представителя СФУ,   в   котором   отмечаются   наиболее интересные   работы   участников   мероприятия., предложения   для   доработки   предложенных работ   из   уст   специалиста   воспринимаются участниками серьезно и внимательно.   10 По   итогам   таких   мероприятий   наблюдается   рост     количества   работ предложенных на научно­практическую конференцию школьников. По итогам анализа проведения «круглого стола» можно сделать вывод о том, что в ходе данного мероприятия учащиеся глубже знакомятся с темой   «Нефть», получают   представление   о   профессиях,   связанных   с   разработкой   и   изучением нефти, и имеют возможность более осознанно выбрать профиль для дальнейшего образования в стенах Института нефти и газа.   После   того   как   ребята,   самостоятельно   изучив   и   исследовав   материал   для выступления на «круглом столе». Результаты анкетирования  наглядно показывают результаты проведенного мероприятия для каждого ученика, для 100 процентов учеников круглый стол помог лучше усвоить материал по теме,   65% учеников узнали много интересного, объем информации, которую они услышали от своих одноклассников значительно увеличился за короткий промежуток времени круглого стола. А главный итог круглого стола выражается, по ­моему мнению, в личностных результатах.     Взгляды   и   мировоззрение   школьников,   пусть   не   кардинально,   но 11 меняется, многие из обучающихся   начинают задумываться  о том, чтобы можно было   бы   связать   свою   будущую   профессию   непосредственно   с   нефтегазовой отраслью. Ведь все понимают, как это здорово открывать новые месторождения, разрабатывать и совершенствовать то, что уже открыто, и тем самым приносить пользу людям.  Заключение   В заключение   хотелось бы   посоветовать учителям, которые   будут использовать     это   пособие,   воспринимать   материал   как   основу   к   организации внеклассных   мероприятий   в   форме   круглого   стола.   На   основании   анализа проведения первых мероприятий, сразу будет виден потенциал обучающихся.      Изучение научной   и методической литературы по данной теме позволило мне сделать вывод о том, что это эффективная   организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый обучающийся либо   имеет   определенное   ролевое   задание,   в   котором   он   должен   публично отчитаться. Апробация «круглого стола» показала эффективное влияние активных методов   обучения   на   развитие   и   воспитание     обучающихся.   Активные   методы способствовали лучшему усвоению знаний по развитию связной речи, ознакомлению с окружающим, развитию химических представлений. Ребята  развивали внимание, умение быстро сообразить, умение слушать других, ­ умение высказать свою мысль, точку зрения, сформулировать идею, ­ умение вести диалог, ­ умение идти на компромисс, выполнять общие решения, 12 ­   умение   работать   в   группе   (участвовать   в   распределении   заданий,   проявлять ответственности   в   выполнении   задания,   согласованно   действовать,   проявлять готовность к взаимопомощи).        Глоссарий Методическое   пособие  –   комплексный   вид   методической   продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.  Мероприятие  ­   это   обучающее   занятие,   беседа,   диспут,   ситуация   в коллективе,   организуемая   педагогами   или   кем­либо   для   воспитанников   с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.  Нефть — природная маслянистая горючая жидкость, состоящая из сложной смеси углеводородов и   некоторых   других   органических   соединений.   По цвету, нефть бывает красно­коричневого, иногда почти чёрного цвета, хотя иногда   встречается   и   слабо   окрашенная   в   жёлто­зелёный   цвет   и   даже бесцветная нефть; имеет специфический запах, распространена в осадочных породах Земли.   Сегодня нефть   является   одним   из   важнейших 13 полезных для человечества ископаемых. Природный   газ —   смесь   газов,   образовавшаяся   в   недрах   земли   при анаэробном разложении органических веществ. Основную часть природного газа составляет метан (CH4) — от 92 до 98 %. В состав природного газа могут также входить более тяжёлые углеводороды — гомологи метана: Реформинг  представляет   собой   процесс   реформирования   нормальных парафиновых   и   нафтеновых   углеводородов   в   изопарафиновые   и ароматические   с   высокой   детонационной   стойкостью.   Сырьем   являются бензиновые фракции прямой перегонки. Модерация (ведение)              Ключевой   элемент   любого   Круглого   стола   –   это   модерация.   Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание»,   «умеренность»,   «обуздывание».   Модератором   называют ведущего   «круглого   стола».   В   современном   значении   под   модерацией понимают   технику   организации   общения,   благодаря   которой   групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.  Кр кинг  (англ. cracking, расщепление) — высокотемпературная переработка нефти и её фракций с целью получения, как правило, продуктов  меньшей молекулярной массы — моторного топлива, смазочных масел и т. п. ее Рекомендуемая литература 1, В.Ф. Измерение расхода газонасыщенной нефти / В.Ф. Акимов. ­ М.:  [не указано], 2012. ­ 357 c. 2. Булатов, А.И. Англо­русский словарь по нефти и газу / А.И. Булатов. ­ М.: РУССО, 2016. ­ 400 c. 3.. Глушков Анализ проблемы поиска альтернативы нефти и природному  газу / Глушков, Александрович Владимир. ­ М.: Ижевск: Регулярная и  хаотическая динамика, 2016. ­ 200 c. 5. Грей Добыча нефти / Грей, Форест. ­ М.: Олимп­Бизнес, 2010. ­ 416 c. 6. Дьяконова, И. А. Нефть и уголь в энергетике царской России в  международных сопоставлениях / И.А. Дьяконова. ­ М.: Российская  политическая энциклопедия, 2010. ­ 296 c. 14 8. Иличевский, Александр Мистер нефть, друг / Александр Иличевский.  ­ М.: Время, 2010. ­ 224 c. 9. Каминский, Э.Ф. Глубокая переработка нефти: технологический и  экологический аспекты / Э.Ф. Каминский, В.А. Хавкин. ­ М.:  Техника, 2011. ­ 384 c. Интернет­ресурсы.       1.   http://burneft.ru/main/news/488                 2.http://www.konoplyanik.ru/ru/   3. http://www.iguru.ru/Shares/Show.aspx?id={55620C5F­8D6E­4320­B153­ 1C1CD59A3E13} 4. http://www.rian.ru/economy/20110427/368898083.htm  publications/224/224.htm               15

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие

Методическое пособие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2019