Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)
Оценка 4.6

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Оценка 4.6
Рабочие листы
doc
физическая культура
1 кл—11 кл
07.03.2017
Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)
Физическая культура – единственный предмет в школьной программе, который напрямую связан со здоровьем учащихся. Это вовсе не означает, что от уроков физической культуры надо освобождать тех детей, чье состояние здоровья оставляет желать лучшего. Наоборот, детям (и взрослым) с ослабленным здоровьем физические упражнения необходимы не менее, а даже более, чем здоровым. Но физические нагрузки обязательно должны соответствовать как возрастным, так и индивидуальным возможностям ребенка, в том числе особенностям состояния их здоровья. Отечественная система физического воспитания, у истоков которой стояли такие блестящие врачи и педагоги, как П.Ф. Лесгафт, Н.А. Семашко, задумывалась как средство укрепления здоровья, гармонического физического развития и приобретения полезных навыков и умений, необходимых в жизни, трудовой и военной деятельности. На I Всероссийском съезде по физической культуре, спорту и допризывной подготовке в 1919 г. в числе важнейших рассматривались вопросы физического воспитания детей и молодежи. В структуру системы физического воспитания были включены возрастные ступени, связанные с известными на момент их разработки возрастными особенностями развития. Созданная многими поколениями отечественных ученых и педагогов советская система физического воспитания была образцом для подражания в зарубежных странах, в том числе всей Восточной Европы Нет нужды повторять в очередной раз, какую обеспокоенность вызывает состояние здоровья сегодняшних детей и подростков. Как видно на диаграмме, лишь 20% современных школьников врачи относят к первой группе здоровья, около 60% – ко второй, а 14% детей серьезно больны. Что лежит в основе медицинского распределения детей на группы, не всегда толком знают дажеОрганизационно- методическое руководство физическим воспитанием учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья. Необходимым условием для гармоничного развития учащегося является правильная организация физического воспитания, т.е. урока физкультуры. От правильности его проведения во многом зависит решение задач физического воспитания. Особого внимания требует организация физического воспитания детей и подростков, отнесенных к СМГ. А эта проблема во многих школах до настоящего времени не решена. Таких детей нередко освобождают от занятий физкультурой, в то время как именно они в большей степени нуждаются в благотворном влиянии различных средств физической культуры. Организация и проведение занятий с детьми, отнесенными к СМГ, намного сложнее, чем со здоровыми детьми и предъявляют директорам школ, педагогам и медицинским работникам большие требования. Это дети из разных классов, разного возраста, пола, страдающие различными заболеваниями и психологически не готовые к занятиям физкультурой. Комплектование СМГ проводится врачом (фельдшером) с обязательным участием преподавателя физкультуры. Медицинский работник после медосмотра передает пофамильно списки учащихся с диагнозами и указанием медицинской группы руководителю учреждения в конце мая, чтобы у руководителя было время до 1 сентября на оформление приказа по организации занятий с детьми, отнесенными к СМГ. Расписание занятий утверждается приказом. Занятия должны проводиться по специальному расписанию 2 раза в неделю по 40 минут. Занятие проводит учитель физкультуры, имеющий специальную подготовку. Комплектование СМГ перед новым учебным годом осуществляется с учетом возраста, диагноза, показателей физической подготовленности, функционального состояния и выраженности патологического процесса.
Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы.doc
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №385 Красносельского района Санкт­Петербурга Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы) Работу выполнела  : Посяева   Марина Алексеевна ,учитель физической культуры, высшей категории. 2014г. СПб Движение по своему воздействию может заменить  любое лекарственное средство , но ни одно  лекарственное средство не может заменить     движение.                                                         Т.Тассо (итальянский поэт 16  в.) Здоровье и урок физической культуры Физическая культура – единственный предмет в школьной программе, который напрямую связан со здоровьем учащихся. Это вовсе не означает, что от уроков физической культуры надо освобождать тех детей, чье состояние здоровья оставляет желать лучшего. Наоборот, детям (и взрослым) с ослабленным здоровьем физические упражнения необходимы не менее, а даже более, чем здоровым. Но физические нагрузки обязательно должны соответствовать как возрастным, так и индивидуальным возможностям ребенка, в том числе особенностям состояния их здоровья. Отечественная система физического воспитания, у истоков которой стояли такие блестящие врачи и педагоги, как П.Ф. Лесгафт, Н.А. Семашко, задумывалась как средство укрепления здоровья, гармонического физического развития и приобретения полезных навыков и умений, необходимых в жизни, трудовой и военной деятельности. На I Всероссийском съезде по физической культуре, спорту и допризывной подготовке в 1919 г. в числе важнейших рассматривались вопросы физического воспитания детей и молодежи. В структуру системы физического воспитания были включены возрастные ступени, связанные с известными на момент их разработки возрастными особенностями развития. Созданная многими поколениями отечественных ученых и педагогов советская система физического воспитания была образцом для подражания в зарубежных странах, в том числе всей Восточной Европы Нет нужды повторять в очередной раз, какую обеспокоенность вызывает состояние здоровья сегодняшних детей на группы, не всегда толком знают даже детей и подростков. Как видно на диаграмме, лишь 20% современных школьников врачи относят к первой группе здоровья, около 60% – ко второй, а 14% детей серьезно больны. Что лежит в основе медицинского распределения Пояснительная записка   создания   условий, Проблема   сохранения   и   укрепления   здоровья   становится   в   нашей стране   все   более   острой   и   ведущая   роль   в   решении   этой   проблемы принадлежит   физической   культуре   ­   важнейшему   элементу   здорового образа   жизни.   В   соответствии   с   приоритетными   направлениями государственной политики и национальными проектами, направленными на укрепление   здоровья   нации   и   формирование   здорового   образа   жизни, возрастает   роль   совершенствования   процесса   физического   воспитания   в образовательных   учреждениях,   содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья средствами физической   культуры   и   спорта,   формированию   физической   культуры  личности с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и   мотивации.   Оздоровительная   направленность   физического   воспитания требует обязательного врачебного контроля, за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, обращая особое внимание на учащихся, отнесенных   к   специальной   группе.   Одна   из   причин   ухудшения   здоровья подрастающего поколения состоит в том, что с поступлением в школу двигательная   активность   падает   на   50%   у   младших   школьников   (по сравнению с дошкольниками) и на 75% у старших школьников, студентов, а это   ведет   к   развитию   гиподинамии.   А   гиподинамия   снижает функциональные   возможности   подрастающего   организма.   Наши   ученики мало   бывают   на   свежем   воздухе   (норма   3­3,5   часа),   во   многих   школах нарушается   режим   проветривания,   занижено   естественное   и искусственное освещение, нет горячего питания. Все это влечет за собой целый   ряд   отклонений   в   состоянии   здоровья   детского   организма   как функционального,   так   и   органического   характера   (неврозы,   нарушения сердечнососудистой     опорно­двигательного   аппарата, аллергические состояния, нарушения зрения, обмена веществ и др.). Весьма важно   благоприятное   влияние   физических   упражнений   на   развитие внешнего   дыхания.   Дыхательные   объемы   на   20­30%   выше   у   детей, систематически   занимающихся   физкультурой,   чем   у   школьников   с гиподинамией.   Благодаря   систематическим   занятиям   физическими упражнениями развиваются приспособительные изменения сердца за счет системы, начиная   с   самого   раннего   возраста. небольшого   увеличения   в   объеме,   повышения   тонуса   и   утолщения мышечных   волокон   сердца,   так   называемая   умеренная   гипертрофия миокарда,   что   повышает   уровень   и   эффективность   функционирования кардио­ респираторной системы. Кроме того, для ребенка, страдающего гиподинамией,   значительно   возрастает   степень   опасности   получения травмы, т.к. они плохо владеют своим телом в движении, имеют плохую координацию   движений   в   пространстве.   Исходя   из   вышеизложенного, видно, что борьба с гиподинамией, систематические занятия физической культурой,   открывают   резервы   профилактики   детского   травматизма путем   целенаправленного   обучения   детей   необходимым   и   специальным двигательным   навыкам,   а   также   внедрения   рациональных   физических нагрузок,    В   целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все   обучающиеся   образовательных   учреждений   в   зависимости   от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебными программами,   объемом   и   структурой   физической   нагрузки,   а   также требованиями   к   уровню   освоения   учебного   материала.   К специальной медицинской   группе (СМГ)   относятся   учащиеся   со   значительными отклонениями   в   состоянии   здоровья   постоянного   или   временного характера,   требующие   существенного   ограничения   физических   нагрузок, определенного   учебной   программой   (10­15%   от   общей   численности учащихся). Они занимаются по специально разработанным  программам по физической культуре. Отнесенные к СМГ освобождаются от участия в соревнованиях, от сдачи нормативов, им необходимы постоянные занятия физическими   упражнениями.   К   подгруппе   «А»   относятся   учащиеся, имеющие   отклонения   в   состоянии   здоровья   обратимого   характера, которые   после   лечебно­оздоровительных   мероприятий   могут   быть переведены в подготовительную группу     Организационно­ методическое руководство физическим воспитанием учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья. Необходимым   условием   для   гармоничного   развития   учащегося является   правильная   организация   физического   воспитания,   т.е.   урока физкультуры. От правильности его проведения во многом зависит решение задач   физического   воспитания.   Особого   внимания   требует   организация физического воспитания детей и подростков, отнесенных к СМГ. А эта проблема во многих школах до настоящего времени не решена. Таких детей нередко освобождают от занятий физкультурой, в то время как именно они   в   большей   степени   нуждаются   в   благотворном   влиянии   различных средств физической культуры. Организация и проведение занятий с детьми, отнесенными   к   СМГ,   намного   сложнее,   чем   со   здоровыми   детьми   и предъявляют   директорам   школ,   педагогам   и   медицинским   работникам большие требования. Это дети из разных классов, разного возраста, пола, страдающие   различными   заболеваниями   и   психологически   не   готовые   к занятиям   физкультурой.   Комплектование   СМГ   проводится   врачом (фельдшером)   с   обязательным   участием   преподавателя   физкультуры. Медицинский   работник   после   медосмотра   передает   пофамильно   списки учащихся   с   диагнозами   и   указанием   медицинской   группы   руководителю учреждения в конце мая, чтобы у руководителя было время до 1 сентября на оформление приказа по организации  занятий с детьми, отнесенными к СМГ.   Расписание   занятий   утверждается   приказом.   Занятия   должны проводиться  по специальному  расписанию 2 раза в неделю  по 40 минут. Занятие   проводит   учитель   физкультуры,   имеющий   специальную подготовку.   Комплектование   СМГ   перед   новым   учебным   годом осуществляется   с   учетом   возраста,   диагноза,   показателей   физической подготовленности,   функционального   состояния   и   выраженности патологического процесса.  Учащиеся  объединяются в группы по характеру заболевания:    с   заболеваниями   внутренних   органов,   сердечнососудистой системы,   дыхательной,   пищеварительной   и   эндокринной систем; с   нарушением   органов   зрения   и   функциональными расстройствами нервной системы; с   нарушением   функции   опорно­двигательного   аппарата, последствиями травм и повреждений, заболеваний суставов, врожденными   дефектами   опорно­двигательного   аппарата, органическими заболеваниями нервной системы.  Выделять следующие возрастные группы, не зависимо от заболевания: от 7 до 10 лет   – младшая; от 11 до 13 лёт – средняя; от 14 и старше – старшая; При   невозможности   выделить   специального   педагога   для   СМГ, занятия с такими учащимися можно проводить:  вместе с   основной группой (но не желательно), но по другой специальной программе под постоянным контролем педагога.  домашних   условиях   в   виде   домашних   заданий   (в исключительных случаях). Наполняемость групп не менее 10 человек, но не более 15 человек. Если у школьных врачей возникает сомнения по определению медицинской группы, то назначается консультация врачей врачебно­физкультурного диспансера. Принципы методики занятий специальной медицинской                                    группы (СМГ)  Практические занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, нельзя сводить к лечебной физической культуре. Они должны носить преимущественно комплексный   характер.   Основной   формой   занятий     с   учащимися   специальной медицинской группы в учреждениях образования является урок физической культуры. Урок для групп СМГ можно проводить 2 раза по 45 минут или 3 раза по 30 минут. При постепенность,   систематичность,   не   требующие   чрезмерных   напряжений. подборе средств и методов необходимо неукоснительно соблюдать основные принципы физического   воспитания:   доступность, разносторонность.   Следует   всемерно   использовать     общеразвивающие   и   специальные упражнения,   это оздоровительная   лечебно­   профилактическая   направленность   средств   физической культуры. Преподаватель физического воспитания должен знать особенности влияния физических упражнений и средств закаливания на больной или ослабленный организм ребенка,  уметь  выбирать  необходимые  для  лечения  заболевания  средства   и  методы физической   культуры,   уметь   оценивать   эффективность   их   влияния   на   организм. Дифференцированным   должен   быть   подход     к   использованию   средств   физической культуры в зависимости от характера и выраженности структурных и функциональных нарушений   в   организме   учащегося,   вызванных   патологическим   процессом.   Занятия физической культурой с учащимися СМГ делятся на два периода: подготовительный и основной.   Прежде   всего,  В   подготовительный   период­   средства   и   методы   физического   воспитания   используются исключительно в оздоровительных целях.  Основная – цель подготовительного периода : (сентябрь­декабрь): овладение навыками правильного дыхания, освоение техники простейших упражнений, постепенное развитие адаптации   организма   занимающихся   к   физическим   нагрузкам   за   счёт   умеренного воздействия с помощью физических упражнений на все органы и систем .            Распределение учащихся по медицинским                       физкультурным группам Специальная медицинская группа делится на две  подгруппы: *К подгруппе «А»  относятся , учащиеся имеющие отклонения в  состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные в связи с  различными заболеваниями. *К подгруппе «Б» относятся учащиеся с органическими , необратимыми изменениями органов и систем ( поражение сердечно­ сосудистой  ,мочевыводящей системы, печени, высокая степень нарушений рефракции  зрения с изменением глазного дна и др.) К   основной   медицинской   группе   (I   группа   здоровья) относятся Обучающиеся   без   отклонений   в   состоянии   здоровья   и   физическом   развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответственную возрасту физическую подготовленность,   а   также   учащиеся   с   незначительными   (чаще   функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием здоровьенаращивающих технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. В зависимости от особенностей телосложения, типа высшей нервной деятельности, функционального резерва и индивидуальных наклонностей им рекомендуются занятия определенным   видом   спорта   в   спортивных   кружках   и   секциях,   группах   ДЮСШ   и ДЮКФП с подготовкой и участием в соревнованиях и тд. При этом следует помнить об относительных противопоказаниях к занятиям спортом,   так   например,   при   близорукости   или   астигматизме   нельзя   заниматься боксом, прыжками в воду, прыжками на лыжах с трамплина, горнолыжным спортом, тяжелой   атлетикой   и   мотоспортом;   перфорация   барабанной   перепонки   является противопоказанием к занятиям всеми видами водного спорта; при круглой или кругло­ вогнутой   спине   не   рекомендуются   занятия   велосипедом,   греблей,   боксом, усугубляющими эти нарушения осанки. Другие же виды спорта не запрещаются. К   подготовительной   медицинской   группе   (II   группа здоровья) относятся Практически   здоровые   обучающиеся,   имеющие   те   или   иные морфофункциональные отклонения или физически слабо подготовленные; входящие в группы риска по возникновению патологии или с хроническими заболеваниями в стадии стойкой   клинико   ­  лабораторной   ремиссии   не   менее   3­5   лет.   Отнесенным   к   этой группе   здоровья   разрешаются   занятия   по   учебным   программа   физического воспитания   при   условии   более   постепенного   освоения   комплекса   двигательных навыков   и   умений,   особенно   связанных   с   предъявлением   к   организму   повышенных требований, более осторожной дозировки физической    нагрузки     и        исключения   противопоказанных        движений (корректирующие   здоровье   и   оздоровительные технологии). Тестовые   испытания   и   участие   в   спортивно­массовых   мероприятиях разрешается   лишь   после   дополнительного   медицинского   осмотра.   Настоятельно рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях. Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы (10   ­   15%   от   общей   численности   учащихся),   относятся   к   специальной   медицинской группе (СМГ). Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппу   "А"   (обучающиеся   с   обратимыми   заболеваниями,   которые   после   лечебно­ оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу) и подгруппу   "Б"   (обучающиеся   с   патологическими   отклонениями   (необратимыми заболеваниями)). К специальной группе « А»  (III группа здоровья) относятся  Обучающиеся с отчетливыми отклонениями в состоянии здоровья постоянного (хронические   заболевания,   врожденные   пороки   развития   в   стадии   компенсации)   или временного характера либо в физическом развитии, не мешающие выполнению обычной учебной   или   воспитательной   работы,   однако,   требующие   ограничения   физических нагрузок.   Отнесенным   к   этой   группе   разрешаются   занятия   оздоровительной физкультурой   в   образовательных   учреждениях   лишь   по   специальным   программам (корректирующие здоровье и оздоровительные технологии), согласованным с органами здравоохранения и утвержденным директором, под руководством учителя физической культуры или инструктора, окончившего специальные курсы повышения квалификации. В   занятиях   оздоровительной   физкультурой   обязательно   учитывается характер   и   степень   выраженности   отклонений   в состоянии   здоровья,   физическом развитии   и   уровне   функциональных   возможностей   занимающегося,   при   этом   резко ограничивают   упражнения   на   быстроту,   силовые,   акробатические;   подвижные   игры умеренной   интенсивности;   прогулки   (зимой   на   лыжах)   и   развлечения   не   открытом воздухе.   Успеваемость   оценивается   по   посещаемости   занятий   оздоровительной физкультурой,   отношению   к   ним,   качеству   выполнения   комплексов   упражнений   ­ домашних   заданий,   умению   и   навыкам   элементов   здорового   образа   жизни,   умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных возможностей. К специальной группе « Б»  (IV группа здоровья) относятся  Обучающиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья  постоянного хронические заболевания в стадии субкомпенсации и временного  характера, но без выраженных нарушений самочувствия и допущенные к посещению  теоретических занятий в общеобразовательных учреждениях. Отнесённым к этой  группе рекомендуется в обязательном порядке занятия ЛФК в отделениях лечебной  физической культуры местной поликлиники, врачебно­физкультурного диспансера.  Допустимы регулярные самостоятельные занятия в домашних условиях по  комплексам, предложенным врачом ЛФК. Обязательным является неукоснительное  выполнение режима и других элементов здорового образа жизни. Успеваемость  оценивается по посещаемости занятий оздоровительной физкультурой, отношению к  ним, качеству выполнения комплексов упражнений ­ домашних заданий, умению и  навыкам элементов здорового образа жизни, умению осуществлять самоконтроль  здоровья и функциональных возможностей. Родители должны систематически  контролировать участие детей во всех лечебных, профилактических,  оздоровительных мероприятиях, нельзя этих обучающихся оставлять  Индивидуальная карта учащегося: 1. Общие сведения об учащихся ( фамилия, имя, отчество), 2. Шифр заболевания, 3. Состояние осанки, 4.Состояние стопы, 5. Состояние зрения, 6. Другие проблемы,  7. Длительность перерыва в занятиях физическими упражнениями, 8. Поурочный учёт ЧСС., 9. Содержание задач урока, 10. Индивидуальные задания и др. Оценка влияния физических упражнений на школьника по внешним признакам  Небольшое утомление  Среднее утомление Окраска кожи               Лёгкая       Значительная Выраженное утомление Побледнение или  синюшность Потливость        Незначительная          Большая       Чрезмерная Выражение лица            Спокойное     Напряжённое    Страдальческое Характер  дыхания           Учащённое,             ровное    Учащённое,     постоянные­        глубокие   вдохи и выдохи       Резкое учащённое      Поверхностное и         аритмичное Координация  Движений, внимания    Чёткое, бодрое       выполнение          команд     Неуверенные       Движения,      Покачивания, Нечёткое выполнение          заданий Дрожание конечностей, Частые покачивания, Отставания в ходьбе от              группы Жалобы            Нет На усталость ,боль         в мышцах.       Внешние признаки            утомления Основные   задачи   физического   воспитания   учащихся, отнесенных к СМГ 1.Укрепление   здоровья,    ликвидация   или стойкая   компенсация нарушений, вызванных заболеванием; 2.Улучшение показателей физического развития; 3.Освоение жизненно  важных двигательных умений,   навыков  и качеств; 4.Постепенная   адаптация   организма   к   воздействию   физических   нагрузок,    расширение    диапазона    функциональных    возможностей   физиологических   систем организма; 5.Закаливание  и  повышение  сопротивляемости  защитных  сил организма; формирование   волевых   качеств   личности   и   интереса   к   регулярным   занятиям физической культурой; 6.Воспитание  сознательного и активного  отношения  к ценности здоровья и здоровому образу жизни; 7.Овладение комплексами упражнений,   благоприятно воздействующими на состояние  организма  обучающегося,  с учетом имеющегося у него заболевания; 8.Обучение   правилам   подбора,   выполнения   и   самостоятельного   формирования  комплекса   упражнений   утренней   гигиенической   гимнастики   с   учетом   рекомендаций врача и педагога; обучение    способам   самоконтроля   при   выполнении   физических   нагрузок   различного характера; 9.Соблюдение   правил   личной   гигиены,   рационального   режима   труда   и   отдыха, полноценного и рационального питания                  Образовательного характера: ознакомление с определёнными двигательными  действиями, обучение технике движений, её совершенствование. Длительность основного  периода зависит от приспособленности организма школьника к физическим нагрузкам, от  состояния его здоровья, от пластичности и подвижности нервной системы.         Задачи подготовительного периода:  1. Постепенно подготовить сердечно ­ сосудистую и дыхательную           системы, весь организм школьников к выполнению физической нагрузки;   2.Воспитать   у   учащихся   потребность   систематических   занятий   физическими упражнениями;  3. Научить  быстро находить и правильно считать пульс;  4. Обучить элементарным правилам самоконтроля (судить о состоянии здоровья по самочувствию, характеру сна, наличию аппетита, по различной степени утомляемости на уроке физкультуры).  В  первые   6­8   недель   занятий   с   учащимися   необходимы   специальные   (показанные   при каждом   конкретном   заболевании)   упражнения,   которые   должны     применяться   в сочетании с общеразвивающими упражнениями. При их подборе необходимо учитывать характер   заболеваний,   уровень   функциональных   возможностей,   данные   физического развития и подготовленности учащихся. Примерное содержание урока в подготовительный период   Построение, подсчет пульса, объяснение задач урока, ходьба с выполнением дыхательных  упражнений и упражнений на расслабление, подсчёт пульса, отдых сидя, индивидуальные  упражнения, рекомендованные для отдельных групп заболеваний.  В подготовительный период особое внимание уделяется обучению школьников правильному сочетанию дыхания с движениями. Соотношение дыхательных упражнений с другими на  первых двух­трёх уроках – 1:1, 1:2, затем 1:3, 1:4. Как правило, у ослабленных детей  преобладает поверхностное грудное дыхание. Поэтому на первых уроках необходимо  обучать правильно дышать в положении сидя и стоя, делая особый акцент на участие в  акте дыхания передней стенки живота. Необходимо приучать детей делать вдох и выдох  через нос, т.к. выдох через нос способствует лучшей  регуляции дыхания. Сочетанию  движений с дыханием надо обучаться в медленном и спокойном темпе. На занятиях  применяется и метод выполнения упражнений с произношением на выдохе гласных и  согласных. В течение первой четверти половина всех упражнений выполняется в  медленном темпе из исходного положения «лёжа» и «сидя». За это время изучаются  особенности каждого школьника, его физическая подготовленность, психологические  особенности, способность организма переносить физическую нагрузку. В основном периоде  по мере улучшения адаптации организма учащихся  к условиям мышечной деятельности и  восстановление нарушенного заболеванием функционального состояния  постепенно  переходят к профессионально­прикладной физической подготовке. В основной период –  приблизительно декабрь–май – осуществляются более интенсивные тренировки организма, имеющие целью восстановление нарушенных функций .повышение адаптационно – компенсаторных возможностей организма, обучение новым двигательным навыкам и их  совершенствование процессе занятий физической культуры.                             Целью основного периода   Является перевод школьника в более сильную по состоянию здоровья группу  (подготовительную).  Задачи основного периода:  ­ освоение основных движений и навыков программы по физической культуре для учащихся  СМГ;  ­ повышение общей тренированности и функциональной способности организма к  перенесению физической нагрузки в школе и дома.  В содержание уроков этого периода постепенно включаются все виды ОРУ, виды лёгкой  атлетики, элементы художественной и спортивной гимнастики, танцевальные шаги,  упражнения в равновесии, подвижные игры и элементы спортивных игр. Все упражнения  строго дозируются в зависимости от индивидуальных особенностей организма.  Существенное значение имеют положительные эмоции. Живое, увлекательное проведение  урока поднимает настроение детей, побуждает их к активным действиям. Очень важно  чаще использовать поощрение, поддерживать каждый, даже небольшой успех ученика, не  подчёркивать ошибок перед всем классом, не предъявлять повышенную требовательность  к точности выполнения заданий и не увлекаться установкой на преодоление трудностей.  Однако не следует избегать сложных элементов. Трудность упражнения заключает в себе воспитательную ценность, отсутствие сложности ведёт к потере интереса к занятиям,  создаёт неуверенность в своих силах.  Проявление отрицательных эмоций (обида, страх и т.д.) вредно влияет на здоровье детей. Дозировка физической нагрузки на занятиях имеет решающее значение. Для ее регуляции  используют многообразие приёмов.  Так, нагрузку можно регулировать:  ­ темпом движения, т. е. количеством движений в единицу времени;  ­ подбором физических упражнений, т. е. путём их усложнения,  включая упражнения с отягощением;  ­ амплитудой движений;  ­ исходными положениями при выполнении упражнений;  ­ временем, затрачиваемым на выполнение упражнений и отдыхом  между ними;  ­ степенью мышечного напряжения;  ­ эмоциональным фактором.  Для контроля широко используется хронометраж и пульсометрия.  Хронометраж позволяет определить общую и моторную плотность занятия,  пульсометрия – правильность распределения нагрузки на уроке и  адекватность её функциональным возможностям занимающихся.  Переносимость нагрузки определяется по реакции сердечно ­ сосудистой системы. Для детей с ослабленным здоровьем не допускается резкое учащение пульса (свыше  150 уд/мин.). Учебные занятия в СМГ организуются следующим образом:  ­ построение на уроке не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом  фланге более подготовленные дети, на левом – менее подготовленные;  ­ перед каждым уроком у школьников определяют ЧСС. Дети, у которых ЧСС выше 80  ударов в минуту, становятся на левый фланг;  ­ при проведении эстафеты более подготовленные стоят в начале колонны, начинают и  заканчивают эстафеты, при необходимости сделав два повторения, менее  подготовленные – одно;  ­ при проведении игр слабо подготовленные ученики заменяются каждые 2 минуты;  ­ в первой четверти рекомендуется 5­7 минут основной части урока уделять выполнению  индивидуальных заданий, состоящих из упражнений, которые рекомендуются в  зависимости от диагноза.  На занятиях СМГ целесообразно придерживаться общепринятой структуры занятий по  физическому воспитанию. Но в методике их проведения есть особенность: занятие  состоит не из трех, а из четырех частей.  Вводная часть (3–4 мин.): ­ наблюдение за частотой пульса, дыхательные упражнения Подготовительная часть (10­15 мин.): общеразвивающие  упражнения, выполняемые сначала в медленном ,а затем в среднем  темпе. Каждое упражнение повторяется от 4–5 раз до 6–8 раз. Особое внимание следует  обращать  на правильность дыхания. Не рекомендуются упражнения, требующие больших мышечных усилий и затрудняющие дыхание. При помощи общеразвивающих  упражнеподготовительной части занятия удается обеспечить поочередное (по принципу  «рассеивания» нагрузки) включение в работу всех крупных мышечных групп. При этом нагрузка не должна  возрастать резко. Специальные дыхательные упражнения применяемые после наиболее утомительных  физических нагрузок, позволяют уменьшить степень функционального напряжения ,  испытуемого организма. Основная часть (15–18 мин.): обучение и тренировки. В ней изучаются новые физические  упражнения, тренируются дыхательные навыки, развиваются двигательные качества.  Наибольшая физическая нагрузка должна приходиться на вторую половину основной части урока.  Для этого учебный материал распределяется так, чтобы начальный период основной  части был заполнен более легкими физическими упражнениями.  Как правило, в этой части занятия проводят обучение одному новому упражнению. На  каждом уроке необходимо также повторение нескольких упражнений, освоенных раньше.  Очень важно избегать утомляемости в ходе повторения однообразных движений. Для  этого, как и в подготовительной части занятия, необходимо «рассеивать» нагрузку на  разные мышечные группы.   Предусмотренное программой по физическому воспитанию освоение гимнастики, легкой  атлетики, баскетбола, лыжной подготовки, волейбола обеспечивается главным образом  за счет основной части урока. Но для освоения отдельных разделов спортивной подготовки целесообразно использовать и подготовительную его часть.  Проводя занятия по каждому из разделов спортивной подготовки, необходимо  заботиться о развитии двигательных качеств, тренировке выносливости, укреплении  мышечной структуры организма.  Заключительная часть занятия (5 мин.) включает упражнения : ­дыхательные и на расслабление.  Главная задача этой части урока : ­восстановление функционального состояния организма учащихся после  физических нагрузок.  Здесь целесообразны упражнения на те мышечные группы, которые не были  задействованы на уроке. Интенсивность этих упражнений, обеспечивающих активный  отдых утомленных мышечных групп, должна быть ниже, чем в основной части занятия.  Чтобы контролировать правильность распределения нагрузки в процессе занятия,  учащиеся должны уметь самостоятельно измерять частоту пульса, которую по сигналу  преподавателя они определяют в течение 10 секунд. Такой подсчет производится 4 раза:  до занятия, в середине – после  наиболее утомительного упражнения основной части (в первые 10 сек.), после занятия и  через 5 мин. восстановительного периода.  Практические разделы программы по физическому воспитанию для учащихся основной и  специальной медицинских групп существенно различны.  Учащиеся СМГ освобождены от выполнения каких­либо практических нормативов. Но к  числу обязательных для них требований по отдельным видам спорта относятся:  Гимнастика – выполнение строевых упражнений, упражнений на осанку, основных  движений руками, туловищем, танцевальных шагов, акробатических элементов,  равновесия, опорных прыжков; поднимание и переноска небольших тяжестей, упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами; Легкая атлетика – техника бега на короткие и средние дистанции,  способы метания гранаты, прыжки в длину;  Лыжная подготовка – техника владения отдельными способами передвижения на лыжах, подъемов и спусков с гор, поворотов на месте и при передвижении (по заданию  преподавателя). На занятиях параллельно решаются задачи обучения ходьбе на лыжах и  закаливания. Основное внимание должно обращаться на овладение техникой  передвижения,  поворотов, подъемов и спусков. Во время занятий необходимо строго следить  за  выполнением всех санитарно­гигиенических правил: рациональная одежда,  соответствующая погоде, температура воздуха не ниже –15 градусов, правильный режим  занятий. Необходимо избегать как перегревания, так и переохлаждения занимающихся.  Поскольку скорость движения невелика,  учителям необходимо контролировать, чтобы  школьники делали вдох и выдох только через нос, что позволит избежать переохлаждения верхних дыхательных путей.  Плавание – правильное выполнение движений руками, ногами, умение  держаться на воде и проплыть по заданию преподавателя отрезок дистанции  изученным способом, умение сочетать движения рук и ног с дыханием при  изучении техники плавания одним из способов.  Оздоровительная аэробика – выполняется на пульсе на выше 150 уд./мин и может  сочетать в себе чередование специальных упражнений из лечебной физической культуры,  базовых и упражнений на дыхание и растяжку (стретчинг), а также может заменить  (если нет условий выполнить все разделы программы) лыжную подготовку и плавание.  Подвижные игры и элементы спортивных игр требуют строгой дозировки.  Повышенное эмоциональное состояние при проведении подвижных и особенно спортивных  игр может вызвать незаметное утомление учащихся, поэтому учителю следует  пристально следить за первыми его признаками, своевременно заканчивать игру,  предупреждая  возникновение переутомления.  На каждом уроке рекомендуется проведение не более одной игры, причем  начинать надо всегда с более простых.  1. Гонка мячей (волейбольных или баскетбольных). Проводится в виде  эстафет: а) передача мяча над головой (2 раза);  б) передача мяча между ногами (2 раза);  в) передача мяча справа, слева (по 2 раза);  г) передача мяча под ногами, над головой, справа, слева (по 2 раза).  2. Передача волейбольного мяча и ее разновидности: а) подбрасывание мяча  над собой, ловля его и передача товарищу. Игра проводится при построении  в 2 шеренги, лицом друг к другу, на расстоянии 4–6 м (по 3–5 раз);  б) то же, но при построении в 2 колонны, стоящие лицом друг к другу, после  передачи игрок переходит в конец противоположной колонны (по 2 раза);  в) перебрасывание мяча через сетку: 2.1. Двумя мячами – одновременное  перебрасывание по сигналу. Два тайма по 3 мин; 2.2. Одним мячом – кто  поймает, тот бросает. Один тайм 3 мин.  3. Передал – садись: а) передача мяча капитаном (капитан стоит лицом к  колонне на расстоянии 1–3 м) каждому игроку. Ученик, получив мяч и отдав  его капитану, садится на пол (1–2 раза);  б) то же, но последний в колонне, получив мяч, говорит: «Гоп!», все встают и  передают мяч справа или слева, между ног, над головой (по договоренности) (1–2 раза).  4. Технические приемы баскетбола. Школьники построены в 2 шеренги  лицом друг к другу: а) передача мяча двумя руками от груди (5 раз);  б) передача мяча от груди с ударом о площадку (5 раз);  в) ведение мяча (5 ударов правой рукой, 5 ударов левой) (3 раза);  г) имитация броска мяча в кольцо (5 раз);  д) ведение мяча и бросок его в кольцо (3 раза);  е) комбинация из ведения и передач мяча (3 раза).  5. Игра «Мяч капитану»: а) смена играющих через 3 мин;  б) смена играющих через 5 мин.  6. Эстафета с элементами баскетбола: а) продолжительность эстафеты до 3  мин; б) продолжительность эстафеты до 5 мин. В команде – 6–8 игроков.  7. Игра в баскетбол по упрощенным правилам: а) смена игроков через 3 мин;  б) смена игроков через 5–6 мин.  Игры 1–4 рекомендуются для школьников 4–8­х классов на первом году обучения, на  втором году уже проводят игры 1–5, для 9–10­х классов на первом году обучения дают  игры 1–5, а на втором году – 5–7, кроме того, добавляют элементарные технические  приемы игры в баскетбол и волейбол по упрощенным правилам. Дозировка игр приведена  для одномоментного проведения. На уроках второго года обучения возможно проведение  этих игр с двумя и даже с тремя повторениями, но между ними должен быть интервал  не менее 5 мин, который заполняется упражнениями на расслабление мышц, ходьбой,  дыхательными упражнениями и отдыхом не менее 1 мин.  Одним из критериев правильности дозировки и проведения игры может служить  восстановительный период частоты сердечных сокращений, который должен быть не  более 5–7 мин.            Противопоказания к занятиям физической культурой  При относительно одинаковом функциональном состоянии учащихся СМГ следует  учитывать противопоказания к занятиям отдельными видами упражнений, характерные  для каждой группы заболеваний.  Заболевания сердечно ­сосудистой системы предполагают групповой метод занятий  (желательно на свежем воздухе, в парке или сквере).  Урок строится так, чтобы преобладали циклические упражнения (различные виды  ходьбы,  лыжные прогулки, катание на коньках и др.). Исключаются упражнения с задержкой  дыхания, натуживанием, со статическим напряжением, с резким ускорением темпа.  Общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, выполняются в  положении лежа, сидя, стоя.  В процессе занятий необходим контроль за ЧСС и дыханием, цветом кожи и  общим состоянием ребенка.  При заболеваниях органов дыхания в урок включают ходьбу, дозированный бег в сочетании  с ходьбой и дыхательными упражнениями, лыжные прогулки, катание на коньках, игры,  эстафеты. В холодную и ветреную погоду не следует проводить занятия на улице,  особенно для страдающих бронхиальной астмой. При проведении занятий в зале  необходимо  развивать  правильное ритмичное дыхание, а также дыхание с акцентом на выдохе  (особенно больным с бронхиальной астмой,  обструктивным  бронхитом и  др.  Удлинить фазу выдоха помогают упражнения, выполняемые на выдохе  через рот с одновременным произношением гласных звуков [а], [у], [е], [и], [о] и согласных [р], [ж], [ш], [щ], [з], [с] или их сочетаний (например, бре,  бры, бру и  т.п.). Эти упражнения надо рекомендовать для выполнения дома  по 3–5 раз в день; дозировка для одного упражнения – 2–3 раза, количество  упражнений – 3–4.  После 2–3 месяцев систематических занятий физическими упражнениями целесообразны  занятия плаванием.  При ожирении в программу занятий включаются: длительная ходьба по пересеченной  местности, бег в сочетании с ходьбой, ходьба на лыжах, занятия на тренажерах,  плавание и игры в воде, гантельная гимнастика и т.д.  В занятиях с учащимися, имеющими заболевания почек (нефрит, Пиелонефрит , нефроз),  значительно снижается физическая нагрузка, исключаются прыжки, не допускается  переохлаждение тела. При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание  уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием  ограничивается время пребывания в воде (5–10 мин. – первый год обучения, 10–15 мин. –  второй год обучения). Разрешение врача на занятия плаванием данного контингента детей  оговаривается дополнительно.  Для школьников с нарушениями нервной системы ограничиваются упражнения,  вызывающие нервное перенапряжение (в равновесии на повышенной опоре), сокращается  время игр и т.п.  При заболеваниях органов зрения исключаются прыжки, кувырки, упражнения с  натуживанием, стойки на голове и руках.  При хронических заболеваниях желудочно­кишечного тракта, желчного пузыря, печени  уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки. Как  показывает опыт; ­ для детей младшей возрастной группы в уроки целесообразно включать подвижные игры ­старшей группы – элементы танцев.  В занятия детей с нарушениями опорно­двигательного аппарата включают упражнения у  гимнастической стенки, с набивными мячами, гимнастической палкой, резиновыми  амортизаторами, упражнения на вытяжение, занятия на тренажерах.  Задача заключается в том: чтобы через физические упражнения  приостановить  прогрессировании болезни , а при функциональных нарушениях осанки – нормализовать её. Педагогический контроль за учениками осуществляется учителем на каждом уроке. На  первых пятнадцати­двадцати уроках нельзя допускать появления признаков утомления  (потоотделение, покраснение кожи и т.д.). В дальнейшем  при хорошем самочувствии  можно использовать кратковременные нагрузки, вызывающие чувство приятной  усталости.  Критерием правильности дозирования нагрузки служит изменение пульса в  течение как одного урока, так и серии уроков. Пульс у основной массы ребят после урока  должен вернуться к исходным данным в течение 15–20 мин.  Если у учащихся возникает неудовлетворительное состояние после занятия, обусловленное несоответствием режима физических напряжений состоянию их здоровья, степени  тренированности, необходимо снизить физические нагрузки, дать детям отдых, а в ряде  случаев провести углубленное клиническое исследование.  Реакция на физическую нагрузку в процессе занятий должна проявляться умеренными  сдвигами физиологических показателей. В зависимости от характера и интенсивности  нагрузок частота сердечных сокращений, артериальное давление крови, частота дыхания повышаются, период восстановления показателей до исходного уровня обычно не  превышает 5 мин. Вес тела существенно не меняется. Жизненная емкость легких и  мышечная сила могут увеличиваться или умеренно снижаться, свидетельствуя в  последнем случае о появлении утомления.  Небольшая степень утомления на занятиях физическими упражнениями с учащимися,  имеющими отклонения в состоянии здоровья, вполне допустима.  Физиологическая кривая физической нагрузки определяется при подсчете пульса  непосредственно перед началом и сразу после окончания каждой части урока. Полученная  кривая пульса в определенной мере отражает реакцию организма, вызванную  упражнениям, и позволяет проследить ее в динамике. На занятиях с учащимися СМГ  рекомендуется так называемый волнообразный характер кривой.  Помимо контроля за уровнем физической подготовленности учащихся, учитель по мере  прохождения материала оценивает правильность выполнения упражнений, улучшает  показатели силы, гибкости, выносливости.                                    Домашнее задание  Логическим продолжением учебной работы на уроке являются домашние задания,  которые помогут повысить объем двигательной активности учащихся, улучшить их  физическую подготовленность, укрепить здоровье, внедрить физкультуру в быт. Учитель  обязан предварительно показать задаваемые на дом упражнения, уточнить нагрузки.  Общее время  выполнения домашнего задания не должно превышать 15–20 мин.  Чаще всего в домашние задания включаются следующие упражнения:  1. Ходьба на месте с правильной осанкой, высоким подниманием бедер и движением рук   (у зеркала).  2. Прыжки на месте (высота 20–30 см) с мягким приземлением.  3. Сохранение равновесия согнутой и выпрямленной ноги.  4. Упражнения из и.п.: лёжа на животе, руки согнуты в локтевых суставах и разведены в  стороны, кисти – одна на другой под подбородком, ступни вместе. Поднимание головы  и рук назад или в стороны; поднимание головы и рук, согнутых в локтевых суставах (локти назад, лопатки соединены); поднимание головы и туловища, руки на поясе.  5. Упражнения из и.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища: поднимание головы с  одновременным сгибанием ступней; попеременное поднимание ног (под разными углами),  движения велосипедиста; поднимание туловища с опорой руками о пол, то же – руки на  пояс. 6. Упражнения на расслабление рук и поочередно ног, выполняемые из и.п.: стоя.  7. Упражнение из и.п.: стоя, руки в стороны: пяткой правой ноги  прикоснуться к левому колену, зафиксировать это положение, сохраняя  равновесие. То же – с закрытыми глазами.  8. Приседания на полной стопе, вытягивание рук вперед. Приседания на носках, руки  в переди. То же – руки на поясе.  9. Упражнения для мышц стопы: захват лёгких предметов (малого мяча,  коробка спичек и т.п.) пальцами ног, сгибая стопу в положении сидя.  10. Ходьба по гимнастической скамейке (линиям на полу) с подбрасыванием мяча, ударами  его о пол и ловлей. 11. Упражнения  с гимнастической палкой: наклон вперёд, палку горизонтально вверх, за    голову, за лопатки (одним движением занести палку, удерживаемую перед собой двумя  руками, за спину).  12. Равновесие на левой (правой) ноге («ласточка»).  13. Прыжки через скакалку на одной и обеих ногах с мягким приземлением на носки.  14. Из стойки на коленях сед на пол сбоку (справа, слева) и возвращение в и.п. 15. Разучивание движений рук в определенном способе плавания из положения стоя, то  же – ногами, но в положении сидя.  16. Освоение координации движений в определенном способе плавания.  Чтобы повысить эффективность домашних заданий, полезно проводить  собрания, беседы с родителями, приглашать их на уроки, объяснять им, как  необходимо стимулировать и поощрять выполнение детьми заданных  упражнений.                       Работа с родителями  С первых дней работы по физическому воспитанию учащихся СМГ большое значение  должно придаваться систематической работе с родителями. Хотя все родители и  желают видеть своих детей здоровыми, сильными, стройными, выносливыми, хорошо  успевающими в учебе, но лишь в 8% (из 100 опрошенных) семей дети, имеющие отклонения  в состоянии здоровья, систематически используют средства физической культуры для его  улучшения. Одной из основных причин недооценки роли физических упражнений является  недостаточная осведомленность родителей об их пользе для улучшения здоровья и  правильного физического развития ребенка. Родительские собрания, беседы, лекции, без  сомнения, позволят Список литературы: 1. Аухадеев Э.И., Галеев С.С., Сафин М.Р. Уроки физического воспитания в специальной и подготовительной медицинских группах: Метод.пособие. - М.: Высш.шк., 1986 2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988 - 208с 3. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - М.: 1987 4. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. - М: Высшая школаД986г-255с 5. Бурухин С.Ф.Гимнастика - это очень важно//Физическая культура в школе. 2000г, №8. – с.10-12 7. Велитченко В.Н. Организация занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе // Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б.Кофмана. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – с.60-66 8. Велитченко В.Н. Физкультура для ослабленных детей - 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Физкультура и спорт, 1989 10. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. - М.: RETORIKA-A: Высш.шк., 1985 11. Дубровский В.Н. Лечебная физическая культура. – М.: Физкультура и спорт, 1988. 13. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-медицинской деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений – М: Издательский центр «Академия»,2002г,264с 14.Забродина Н.П. Работа со специальными медицинскими группами //Физическая культура в школе-2000-№6-с22-25 15. Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. - М.: Советский спорт, 1989.

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)

Методическое пособие (Особенности методики преподавания для учащихся специальной медицинской группы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2017