МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по проведению учебной экскурсии (вводной) Тема: «Микробиологическая лаборатория. Дезинфекция. Стерилизация. Сбор, хранение, утилизация медицинских отходов, содержащих инфицированный материал»
Оценка 4.8

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по проведению учебной экскурсии (вводной) Тема: «Микробиологическая лаборатория. Дезинфекция. Стерилизация. Сбор, хранение, утилизация медицинских отходов, содержащих инфицированный материал»

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
биология
Взрослым
12.01.2017
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ   по проведению учебной экскурсии (вводной)   Тема: «Микробиологическая лаборатория.  Дезинфекция. Стерилизация. Сбор, хранение, утилизация медицинских отходов, содержащих инфицированный материал»
Методическое пособие по проведению вводной экскурсии по микробиологии для студентов медицинского колледжа содержит введение, основную часть методических указаний, план проведения экскурсии, рекомендации для студентов по составлению отчета, заключение. Введение содержит аннотацию, актуальность,цели экскурсии, формируемые ОК и ПК, планируемый результат. Основная часть методического пособия содержит цели и задачи экскурсии, время.указываются экскурсанты и описана методика проведения экскурсии. Предлагаются задания для студентов по материалу экскурсии. Заключение содержит информацию об отчете студентов. Прилагается список литературы и интернет-ресурсы.Файл содержит методическое пособие
Методическое пособие по проведению экскурсии.docx

Скопинский филиал областного государственного бюджетного образовательного учреждения

 «Рязанский медицинский колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

по проведению учебной экскурсии (вводной)

 

 

Тема: «Микробиологическая лаборатория.  Дезинфекция. Стерилизация. Сбор, хранение, утилизация медицинских отходов, содержащих инфицированный материал»

 

                                       Объект экскурсии - филиал ФБУЗ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     «Центр гигиены и эпидемиологии

                                                                                          в Рязанской области

в Скопинском районе»

 

 

 

                                               Дисциплина: ОП. 06 «Основы микробиологии и иммунологии»

 

                                                   Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скопин – 2017

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК по специальности

Сестринское дело

Протокол №__от__________20     г.

Председатель ЦМК___________/  Гарамова Е.Н./

 

 

 

 

ОДОБРЕНО

Методическим советом

Протокол №___от ________20   г.

 

 

 

 

РАЗРАБОТЧИК: преподаватель Кураксина Н.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                               Стр.

  1. Введение                                                                      4

2.Основная часть методических указаний                   6

3.План проведения экскурсии                                       8

4.Отчет студентов                                                           8

5.Заключение                                                                   9

6.Литераатура и Интернет-ресурсы                              9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Экскурсия-это организационная форма обучения, позволяющая изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях. С помощью экскурсии можно установить непосредственную и более действенную связь обучения с жизнью, нагляднее показать особенности приобретаемой специальности. Экскурсии развивают познавательные способности студентов: внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, воображение. Сильное воздействие экскурсия оказывает т на эмоциональную сферу.

Перед экскурсией студенты получают задания, в которых указывается, какие наблюдения должен провести каждый учащийся, на какие вопросы следует самостоятельно найти ответы, в какой форме собрать материалы, к какому сроку подготовить отчет об экскурсии.

В ходе экскурсии важно обеспечить активную работу всех студентов, проведение наблюдений (хорошая видимость объекта), поддерживать дисциплину, следить за соблюдением правил и техники безопасности.

Важный этап экскурсии – итоговая конференция, в ходе которой полученная на экскурсии информация включается в общую систему знаний и умений. Учащимся дают указания по обработке данных экскурсии в соответствии с их знаниями. Индивидуально или небольшими группами студенты составляют презентации, доклады, краткие отчеты. Материалы экскурсии используют в дальнейшей работе.

АННОТАЦИЯ

Учебная экскурсия (вводная) по дисциплине ОП.06 «Основы микробиологии и иммунологии»»  проводится в начале изучения указанной дисциплины и позволяет изучить  подготовку микробиологической лаборатории к работе и правила работы в ней, оборудование и принадлежности микробиологической лаборатории, аппаратуру для выращивания микроорганизмов, стерилизации и других микробиологических целей, материалы и методики  для исследования в микробиологической лаборатории по 4 основным группам:-кишечная, воздушно-капельная, гнойно-воспалительная, санитарная микробиология.

Экскурсия позволяет развивать познавательную способность студентов, (внимание, восприятие, наблюдательность и мышление).

В данной методической разработке представлен план проведения занятия – экскурсия.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Микроорганизмы повсеместно распространены в природе, что является подтверждением их значимой роли в круговороте веществ биосферы и в жизни человека. Со времен седой древности и до наших дней человек использует деятельность микробов в ряде производственных процессов и в фармакологической промышленности.

Медицинскому работнику необходимо знать основы микробиологии, изучающей строение, жизнедеятельность, закономерности роста и развития микроорганизмов, их взаимодействие с внешней средой.

Микроорганизмы используются в получении многих биологически активных веществ: ферментов, витаминов, антибиотиков.

Однако наряду с полезной микрофлорой существует и группа патогенных микробов − возбудителей болезней человека.  Микроорганизмы распространены повсюду, этому способствуют их разнообразные потребности в пище, легкая приспособленность к условиям существования, высокая выносливость, способность к исключительно быстрому размножению. Знание и неукоснительное соблюдение правил работы с различными группами микроорганизмов являются гарантией отсутствия случаев заражений инфекциями, а изучение техники приготовления микроскопических препаратов является основой микроскопического метода исследования.

 

ЦЕЛИ ЭКСКУРСИИ

 

-ознакомление студентов с устройством микробиологической лаборатории;

-изучение правил работы в микробиологической лаборатории;

- ознакомление с основным оборудованием микробиологической лаборатории;

- устройство биологического микроскопа;

-ознакомление с техникой приготовления и микроскопического исследования окрашенных препаратов;

-развитие умений самостоятельной работы по сбору, изучению, анализу и обобщению материала.

ФОРМИРОВАНИЕ ОК и ПК

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

 ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности гнойно-воспалительная, санитарная микробиология.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПЛАНИУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Студент должен знать:

-определение термина «микробиология», задачи, достижения и проблемы данной научной сферы, связь микробиологии с другими дисциплинами;

-принципы организации и оборудование микробиологической лаборатории;

-правила работы в микробиологической лаборатории;

- основные части светового микроскопа и правила работы с ним;

-простые и сложные методы окраски бактерий.

Студент должен уметь:

- ознакомиться с устройством микробиологической лаборатории и правилами работы в ней;

- рассмотреть устройство аппаратов, посуду, приспособления и ознакомиться с их назначением:

-микроскопировать препараты, обнаруживать внутриклеточные включения, капсулы, элементы бактериальной клетки.

-приготовить мазок-препарат, окрашенный простым способом по методам Грамма, Циля − Нильсена.

-приготовить препараты для микроскопического исследования микроорганизмов в живом состоянии.

-развивать умения самостоятельной работы по сбору, изучению, анализу и обобщению материала.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ МЕТОДИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА

Методическое руководство по проведению вводной экскурсии по дисциплине ОП.06 «Основы микробиологии и иммунологии»

Тема: Микробиологическая лаборатория.

Цели и задачи:

1.Сконцентрировать внимание студентов на 

-изучении устройства микробиологической лаборатории;

-изучение правил работы в микробиологической лаборатории;

- ознакомление с основным оборудованием микробиологической лаборатории;

- устройство биологического микроскопа;

-ознакомление с техникой приготовления и микроскопического исследования окрашенных препаратов;

-развитие умений самостоятельной работы по сбору, изучению, анализу и обобщению материала.

2. Ознакомление с техникой приготовления и микроскопического исследования окрашенных препаратов.

Объект изучения: филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области в Скопинском районе»

Время, отведенное на экскурсию: - 2 часа.

Экскурсанты: студенты специальности34.02.01 Сестринское дело группы 6201 и 6202 Скопинского филиала ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж»

Методика проведения

1.Вводный инструктаж по технике безопасности.

2.Деление студентов: группы на подгруппы (более 5 человек – 1 подгруппа).

3.Постановка цели и задачи: - ознакомление с микробиологической                                                     лабораторией, правилами работы в ней, оборудованием, с техникой приготовления и микроскопического исследования окрашенных препаратов.

4.Организация фотосъемки рабочих мест.

5.Собрать информацию для дальнейшего использования при изучении данной учебной дисциплины.

Выдача листа – задания, на вопросы которых необходимо ответить студентам

Вопросы для отчета

Общие сведения:

1.     История образования ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»,

2.     Руководство ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»,

3.     Структурные подразделения и их функции,

4.     Востребованность медицинских работников (специалистов).

Микробиология с основами иммунологии:

1.     Лаборатории, их устройства и назначение;

2.     Современное оборудование и реактивы;

3.     Стерилизация.

4.     Сбор, хранение, утилизация медицинских отходов, содержащих инфицированный материал.

5.     Виды услуг населению;

6.     Анализ качества воды в Скопине и Скопинском районе;

7.     Сезонные и другие виды инфекций;

8.     Пищевые отравления и другие причины временной нетрудоспособности населения;

9.     Профилактические меры и рекомендации;

10. Профессиональные заболевания;

11. Распространение ЗОЖ.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ

 1.Встреча с руководителем - главным врачом филиала ФБУЗ «Центр    гигиены и эпидемиологии в Рязанской области в Скопинском районе»

Н.Г. Потутковой.

2.Знакомство с лабораториями, современным оборудованием и видами услуг центра гигиены и эпидемиологии;

3.Фотосъёмка рабочих мест;

4.Подготовка отчета в форме презентации (печатной или письменной).

ОТЧЕТ СТУДЕНТОВ

Подведение итогов экскурсии проводим в виде конференции. Каждая группа студентов показывает презентацию, которая сопровождается рассказом с впечатлениями о данном мероприятии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

  1. Какие правила необходимо соблюдать при работе в микробиологической лаборатории?

2. Как устроена микробиологическая лаборатория?

3. Как производится обработка помещений микробиологической лаборатории?

 4. Расскажите о подготовке бокса к работе.

5. Чем отличается мытье новой лабораторной посуды от лабораторной посуды, бывшей в употреблении?

 6. Особенности мытья градуированных пипеток.

7. Как правильно мыть предметные и покровные стекла?

8. Расскажите о сушке и хранении чистой лабораторной посуды.

9. Какое основное оборудование и для каких целей используют в микробиологической лаборатории?

10. Какая аппаратура используется для стерилизации?

11. Расскажите устройство автоклава.

12. Перечислите основные инструменты и посуду, применяемые в микробиологической лаборатории. В чем их назначение?

13. Какие виды световых микроскопов вы знаете, для чего они предназначены?

14. Из каких частей состоит световой микроскоп?

 15. Что относят к механической части микроскопа?

16. Каково назначение макро- и микрометрического винтов? Как ими пользоваться?

17. В чем особенности оптической системы микроскопа, из каких частей она состоит?

 18. Почему с одной стороны зеркало плоское, а с другой вогнутое? Когда и каким зеркалом пользуются?

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

1.     Записать основные правила работы в микробиологической лаборатории.

2.     Записать методику приготовления нативных мазков «висячей» и «раздавленной» капли.

3.     Записать методику приготовить фиксированного препарата из смеси бактериальных культур.

4.     Зарисовать микроскопические препараты, рассматриваемые в лаборатории.

5.     Уметь отвечать на вопросы для самостоятельного контроля

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методическая разработка проведения учебной экскурсии (вводной) позволила студентам познакомиться с филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области в Скопинском районе»

         Выполнение презентации и работа в тетради для практических занятий студентов в форме ответов на поставленные вопросы и выполнения заданий для самостоятельной работы, дают возможность преподавателю проанализировать их наблюдательность, внимание и мышление, а также неточные и неверные ответы, что позволит в дальнейшем при подробном изучении многих вопросов по данной учебной дисциплине еще раз обратить внимание на допущенные студентами ошибки.

ЛИТЕРАТУРА

Информационные средства обучения (литература, интернет ресурсы)

1.А.А. Воробьев, Ю.С. Кривошеин

Основы микробиологии , вирусологии и иммунологии, изд. «Академия»,2002г.

2. Ф.К. Черкес

Микробиология, изд. «Медицина», 1986г.

3.К.Д. Пяткин, Ю.С. Кривошеин

Микробиология, изд. «Медицина», 1980

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1.Краткий теоретический курс по дисциплине « Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии» [Электронный ресурс]. – режим доступа:  http://www.collegemicrob.narod.ru/microbilogy/index.html

2.http://www.gamaleya.ru/Научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи РАМН

3. http://en.edu.ru:8100/db/msg/2351 словарь по микробиологии

4.http://window.edu.ru/resource/600/40600Методические указания к лабораторному практикуму по курсам "Санитарная микробиология", "Санитар


 

Скачано с www.znanio.ru

Скопинский филиал областного государственного бюджетного образовательного учреждения «Рязанский медицинский колледж»

Скопинский филиал областного государственного бюджетного образовательного учреждения «Рязанский медицинский колледж»

РАССМОТРЕНО на заседании ЦМК по специальности

РАССМОТРЕНО на заседании ЦМК по специальности

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ Экскурсия-это организационная форма обучения, позволяющая изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях

ВВЕДЕНИЕ Экскурсия-это организационная форма обучения, позволяющая изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях

Медицинскому работнику необходимо знать основы микробиологии, изучающей строение, жизнедеятельность, закономерности роста и развития микроорганизмов, их взаимодействие с внешней средой

Медицинскому работнику необходимо знать основы микробиологии, изучающей строение, жизнедеятельность, закономерности роста и развития микроорганизмов, их взаимодействие с внешней средой

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности гнойно-воспалительная, санитарная микробиология

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности гнойно-воспалительная, санитарная микробиология

Ознакомление с техникой приготовления и микроскопического исследования окрашенных препаратов

Ознакомление с техникой приготовления и микроскопического исследования окрашенных препаратов

Профилактические меры и рекомендации; 2

Профилактические меры и рекомендации; 2

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 1

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017