Методическое пособие «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»
Оценка 4.7

Методическое пособие «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Оценка 4.7
Библиография
docx
технология
7 кл
23.03.2017
Методическое пособие   «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»
Образовательная область «Технология» на основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Под методом проектов в образовательной области «Технология» понимается способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. Он предусматривает реализацию определенных потребностей людей, разработку идей изготовления изделий или услуги по удовлетворению этих потребностей, проектирование и создание изделия или оказание услуги, оценку их качества, определение реального спроса на рынке товаров.
методическое пособие.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №9 г. Сальск Методическое пособие «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»  Подготовила:     учитель технологии Югринова Валентина Владимировна г.Сальск   2015год МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ Существенную   роль   в   этом   играет  метод   проектов.   Метод   проектов   представляет   собой гибкую модель организации образовательно­воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности.  Образовательная область «Технология» на основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.  Под   методом   проектов   в   образовательной   области   «Технология»   понимается   способ организации познавательно­трудовой деятельности учащихся. Он предусматривает реализацию определенных   потребностей   людей,   разработку   идей   изготовления   изделий   или   услуги   по удовлетворению этих потребностей, проектирование и создание изделия или оказание услуги, оценку их качества, определение реального спроса на рынке товаров.  Проект  –   форма   образования,   максимально   приближенная   к   практике   и предполагающая активную исследовательскую и творческую деятельность, которая нацелена на решение учеником конкретной учебной, социальной и культурной задачи.                                                 Цели проектной деятельности: 1.Расширить и закрепить знания, умения и навыки  учащегося   по предмету. 2.Выработать у учащегося умение  самостоятельно  собирать материал по избранной теме, анализировать его, применять и делать выводы. 3.Приобщить учащегося к исследовательской деятельности. 4.Развивать   креативность,   эстетический   вкус,   инициативность,     логическое     мышление учащегося. Типология проектов Проекты, выполняемые в рамках учебного процесса, можно классифицировать по нескольким основаниям. По   типу   продукта,   являющегося   результатом   проектной   деятельности,   их   можно разделить на:   технологические  (нацеленные на модернизацию существующих и разработку новых технологий обработки различных материалов, дизайнерские разработки, социальные техники и т.п.);  исследовательские (подчиненные логике исследования и имеющие структуру, приближенную к научному исследованию);  продуктивные  (нацеленные   на   изготовление   инструментов,   приспособлений, устройств);   сетевые (нацеленные на решение проблем взаимосвязи производства и других сфер жизнедеятельности общества);  сервисные  (нацеленные   на   обслуживание   и   ремонт   оборудования,   ремонт   и благоустройство жилья, оказание   бытовых услуг населению;  комплексные  (включающие   в   той   или   иной   комбинации   технологическую, продуктивную, сетевую и сервисную составляющие). На основании ведущих видов деятельности, проекты можно разделить на:  исследовательские (учебно­исследовательские);  игровые;  практические (практико­ориентированные);  творческие. В зависимости от количества учебных предметов, охваченных проектом, проекты можно разделить на:  внутрипредметные (монопредметные);  межпредметные;  надпредметные  (включающие   дисциплины,   не   входящие   в   школьную программу). По длительности выполнения проекты можно разделить на:  краткосрочные  (мини­проекты,   рассчитанные   на   срок   от   двух   недель   до месяца);  долгосрочные. В зависимости от количества и состава участников, проекты делятся на: индивидуальные и групповые; внутришкольные и межшкольные.   ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ  Творческий проект  –  самостоятельная   творческая   итоговая   работа,  выполненная  под руководством  учителя. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ  Этап  І.    Организационно­подготовительный   1. Выбор темы творческого проекта.      Учащемуся предоставляется право свободного выбора темы творческого проекта. Тема проекта согласовывается с учителем.  Выбор темы должен основываться на:  а) осознании проблемы, выделении конкретной  потребности;  б) оценке  возможного решения проблемы;  в) практической значимости будущего изделия;  г) собственном интересе и способностях;  д) соответствии требованиям современного интерьера (моды);  е) экономической целесообразности. Примерные направления творческих проектов  учащихся 5­9 классов Сфера деятельности Школа Примерные направления творческих проектов Оформление классных уголков; изготовление инструментов и приспособлений для школьной мастерской, оборудования для кабинетов; изготовление действующих моделей и макетов Индустрия Заказы предприятий, организаций, фирм Досуг Дом Изготовление игрушек, действующих моделей; изготовление инвентарного материала для подвижных и логических игр; изготовление сувениров. Изготовление кухонной утвари, дизайн кухни, прихожих, учебных, детских и рабочих уголков; изготовление рабочих инструментов и приспособлений для обработки различных материалов 2. Осознание и формулирование цели и задач проекта. Формулируя цель проекта следует помнить, что  цель  – это предполагаемый и желаемый результат, а задачи – пути её достижения. 3. Планирование работы над проектом.          После того, как тема выбрана и утверждена, составляется  предварительный план проекта,   представляющий   собой   перечень   наиболее   важных   вопросов,   подлежащих освещению:      а) история, традиции, современные тенденции моды;      б) материалы и оборудование;      в) ассортимент и стоимость предлагаемых товаров;       г) способы, приемы, техники видов рукоделия,      д) конструирование и моделирование;      е) технологический процесс.             План   необходим   для   определения   основных   направлений   исследования   и   сбора материала.   Предварительный план согласовывается с учителем. В процессе работы над проектом план корректируется и уточняется.   4. Работа с литературой  включает в себя:       а) отбор и  изучение литературы по теме проекта;       б)  сбор материала, его  изучение, анализ и обобщение.       При чтении книг, статей и др. необходимый материал фиксируется в виде:       а) цитирования с указанием источника информации, автора цитаты,                  б) ксерокопий или сканирования текста,       в) конспектов статей.           Все     необходимые   данные   о   книгах,   справочниках,   пособиях     записываются   для последующего  составления списка литературы.     5. Определение дизайнерской задачи и создание  «банка идей».          После изучения литературы   определяются  основные требования к  внешнему виду будущего изделия:        а) стилевое единство;       б) вкусы членов семьи;            в) удобство и комфорт и т.д.       С учетом потребности и этих требований  разрабатываются возможные  идеи и варианты изделий. Разрабатывается несколько эскизов и выбирается наилучший. 6. Выбор   материалов   и   оборудования   для   проекта  осуществляется   по   технолого­ экономическим  и эколого­эргономическим критериям:        а) соответствие материалов выбранной модели и  интерьеру (моде);          б) способность материала к   обработке с учетом материально­технической            базы школьных мастерских;      в) прочность и долговечность материала;      г) стоимость материала и его обработки; д) экологическая безопасность;      е) гигиенические свойства. 7. Конструирование и  моделирование изделия.        Построение чертежа выкройки и его изменение в соответствии с выбранной моделью выполняется   в   том   случае,   если   учащийся    разрабатывает   новую     или   изменяет разработанную специалистами   модель изделия.    В проекте представляются   эскизы, чертежи, выкройки, схемы и пояснения к ним. 8. Выбор   способов   обработки   и   отделки   изделия  осуществляется   на   основе информации о:        а)  техниках и приемах выбранных видов декоративно­прикладного творчества;        б) способах обработки ткани: машинный и (или) ручной;        в) видах швов (машинных и ручных).  9. Разработка технологической последовательности изготовления изделия.               Планирование процесса изготовления производится в  соответствии с возможностями и ресурсами:          а) материально­технической базой школьных мастерских;          б) затратами рабочего времени при ручной и механизированной обработке материала;          в) стоимостью и расходом электроэнергии.               Одним из вариантов представления технологической последовательности может  являться Технологическая карта, представленная таблицей. № п\п Выполняемая операция Графическое изображение Оборудование       Этап    ІІ.        Технологический  Изготовление изделия.             Выполняются     технологические     операции   в   последовательности,     определенной технологической картой.          Обязательным условием является соблюдение правил   техники безопасности и культуры труда.        После выполнения технологических операций  следует произвести контроль качества изделия. В случае обнаружения недочетов исправить их.              Этап     ІІІ.     Заключительный 1.   Экономическое   обоснование   проекта  выполняется   после   изготовления   изделия   и включает в себя: а)   расчет затрат на изготовление изделия (себестоимость). Себестоимость изделия – это сумма денежных затрат на производство и реализацию продукции. Определяется по формуле:  С = Мз + Ао + Ро + Осс + Окрк + Здр, где  С­себестоимость продукции; Мз – материальные затраты на производство и реализацию продукции; Ао – амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов; Ро – затраты на оплату труда; Осс – отчисления на социальное страхование; Окрк – отчисления за краткосрочные кредиты банков; Здр  –   другие   затраты   на   производство   и   реализацию   продукции,   включая   затраты   на электроэнергию, ремонт средств и т.д.  б)  сравнительный анализ себестоимости проектного  изделия  и   стоимости  аналогичных изделий в продаже, с целью определения  прибыли. Она рассчитывается по формуле: П = Ц – С, где  П – прибыль; Ц –стоимость аналогичного изделия в продаже; С – себестоимость нашей продукции. в)  вывод об экономической целесообразности  проекта. 2.  Выполняя  Экологическое   обоснование   проекта,   следует   учитывать   влияние   на окружающую среду и здоровье человека:        а)   материалов, из которых изготовлено изделие;        б)  выбранных технологий и оборудования. 3.  Разработка возможностей реализации готового изделия:  а)  выявление спроса на данную продукцию;  б)  реклама. Рекламный проспект изделия  включает в себя: 1. Товарный знак фирмы (производителя). 2. Наименование изделия, его назначение. 3. Несколько рекламных фраз. Рекламные фразы должны привлекать внимание и содержать основное назначение изделия. 4. Оценивая проделанную работу, следует отразить  в тексте следующие моменты:  а) проблема, определившая тему проекта;  б) цель, которая ставилась в начале работы над проектом;  в) задачи, которые решались для достижения цели;  г) новые знания и умения, полученные в процессе работы;  д) трудности и способы их преодоления;  е) положительные и отрицательные стороны модели;  ж) возможные усовершенствования изделия;  з) соответствие полученного результата  цели   и т.д.     РАБОТА НАД ТЕКСТОМ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА        После изучения литературы, анализа и обобщения материала приступают к работе над содержанием проекта. Первый шаг – подготовка чернового варианта. Рекомендуется черновой вариант писать на отдельных листах. Для обозримости содержания в целом текст проекта разбивают на  разделы, главы, параграфы, пункты, подпункты. По окончании написания текста названия глав, параграфов, разделов выносят в  «Содержание».        Помимо основного текста  в работу включают разнообразный графический материал: таблицы, схемы, чертежи (обязательно с комментариями).      Проверяется  грамотность, исправляются ошибки.    окончательно дорабатывается и переписывается набело.         Черновой   вариант     передается   учителю.     После   просмотра   учителем     работа СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА Творческий   проект   состоит   из:    введения,   основной   части,   заключения,   списка литературы,  приложений.          Во введении  изготовления);  мотивируется   выбор темы     (выявляется проблема или потребность, возможность определяется её актуальность (теоретическое и практическое значение);  определяется  цель и задачи; выдвигается гипотеза.           В основной части   излагается   история, традиции, современные тенденции моды в том или ином  виде декоративно­прикладного творчества; создается «банк идей», разрабатывается эскиз модели проектного изделия; дается обзор изученной литературы по избранной теме; представляется  исследовательский материал.                Основная часть состоит из глав или разделов, посвященных   изложению   отдельных вопросов  плана   (см. п. 3, § 1). обобщаются результаты,     делаются выводы.          В заключении               После заключения помещают список литературы, изученной   по теме проекта.            В приложениях помещают таблицы, чертежи, схемы. ОФОРМЛЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ ЧАСТИ ПРОЕКТА 1. Проект должен быть напечатан на стандартных листах писчей бумаги  формата  А4. 2. Размер полей: левое –  20мм,  правое – 20мм, верхнее –   20мм,  нижнее – 20мм. 3. Размер шрифта – 14, гарнитура   Times  New Roman,  цвет – черный. 4. Междустрочный интервал – 1,5 (полуторный). 5. Отступ красной строки – 1,25см. 6. Выравнивание текста – по ширине. 7. Страницы нумеруются арабскими цифрами в нижнем правом углу.   Отсчет страниц начинается с титульного листа,     но   цифры проставляют, начиная с текста введения. 8. Заголовки  глав (разделов) печатаются прописными буквами, параграфов – строчными (первая прописная). Наименования глав, параграфов располагают по центру строки  без точки в конце, без подчеркивания  и отделяются от текста  двумя межстрочными интервалами.   9. Оглавление   (содержание),   введение,   каждая   глава   или   раздел,   заключение,   список литературы, приложения начинаются с новой страницы. 10.  В содержание выносят все заголовки работы. Справа указывают страницы (цифрой, без буквы «с»), с которых начинаются разделы. Между последним словом заголовка и номером страницы ставится отточие. 11.  Понятия, термины и др. выделяются курсивом или полужирным шрифтом (не другим цветом). 12.   Иллюстративный материал располагается в работе непосредственно после текста, в котором     упоминается.   Обозначается   словом   «Рис…»   и   нумеруется   арабскими   цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста. 13.  Таблица должна иметь название и номер. Таблицы нумеруются в пределах всего текста. Слово «Таблица» и её номер помещают над  названием таблицы  справа. 14.  Сокращения в тексте не допускаются, кроме: т.е., и т.д., и др., см.  15.  В  списке  литературы   используется алфавитное  расположение источников под общей нумерацией.        16.   Приложения располагают после списка литературы. Слово  Приложение  печатают в правом верхнем углу.     Если   приложений   несколько,   то     они     нумеруются       арабскими цифрами без знака  №.  17.   В приложении обязательно располагают  ФОТО  готового проектного изделия. 18.  Все листы подшивают в папку.                       Образец оформления списка литературы     1. Архангельская М.Д. Бизнес – этикет,  или игра по правилам. – М.: Изд­во  ЭКСМО, 2004. – 160с.  2. Большой толковый психологический словарь:  В 2х. –  М.: Вече аст, 2000. – Т1. 3. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – 2­е изд. – М.:  ИНФРА , 2004. – 295с.  4. Васильева   Л.П.   Орнаментальная   композиция   из   уголков.   //   Школа   и производство, 2002,  №1, с. 44­45.  5. Полная   энциклопедия   женских   рукоделий.   /   Пер.   с   франц.     Ташкент: Издательство литературы и искусства им. Г. Гуляма, 1992. – 608с.  ЗАЩИТА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА         Защита начинается с доклада учащегося по теме проекта, на который отводится до 10 минут.         Доклад готовится заранее и согласовывается с учителем.         Доклад следует начинать с обоснования актуальности темы исследования, его цели и задач,   далее   по   главам   раскрывать   основное   содержание,   затем   осветить   основные результаты, сделанные выводы и предложения.   В процессе защиты можно использовать заранее подготовленный  наглядный материал (см. Приложение 2). Требования к изложению материала:  1. Изложение материала должно быть точным, ясно выражать мысль автора. 2. Изложение материала должно быть логичным, т.е. излагать мысли последовательно, не противоречить самому себе. 3. Изложение материала должно быть грамотным, соответствовать нормам литературного языка. 4. Излагать материал свободно, не читая.             Выступление учащегося на защите должно показать, как глубоко осмысленна тема, в какой мере самостоятельным получилось исследование, насколько широки его познания по предмету и в области русского языка.        После выступления учащемуся задают вопросы по теме его проекта или непосредственно связанные с ней. ОЦЕНКА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА         В отличие от ранее существовавшей практики единоличного оценивания успехов только учителем выполненный проект вначале оценивает сам автор, а затем избранное для этого жюри в составе учителя и учащихся. Для этого используют лист оценивания (см. Приложение 3).                                               «Проектно­исследовательская деятельность как средство развития творческих Методическая система способностей обучающихся»  Образовательная область «Технология» ­ основная практико­ориентированная область знаний в школе, знакомящая школьников с различными сферами общественного производства. Одной   из   педагогических   задач   сегодня   является   внедрение   в   образовательный   процесс развивающих технологий, которые помогают подросткам не только овладевать определенными знаниями,   умениями   и   навыками   в   той   или   иной   сфере   деятельности,   но   и   развивать   их творческий потенциал. Важная роль при выполнении этих задач отводится урокам технологии. Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей учащихся является   наиболее   сложной   и   трудно   реализуемой.   С   одной   стороны,   нужно   для   каждого ученика   создать   такие   условия,   которые   позволят   ему   творчески   подойти   к   решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы.                      Развивающемуся   обществу   нужны   современно   образованные,   нравственные, предприимчивые,   способные   к   сотрудничеству   люди,   которые   могут   самостоятельно принимать   ответственные   решения   в   ситуации   выбора,   прогнозируя   их   возможные последствия. Работа над развитием творческих способностей личности – актуальная задача сегодняшнего   дня,   на   ее   решение   направлена   методическая   система   педагога   «Проектно­ исследовательская   деятельность   как   средство   развития   творческих   способностей обучающихся».               Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Целью обучения является развитие у ребенка самостоятельности,   самоорганизации,   способности   самообучаться,   умения   практически применять   знания   и   развитие   творческих   способностей   учащихся.    Одним   из   важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает   вопрос,   каким   образом   повысить   учебную   мотивацию   к   предмету,   развивать креативные способности учащихся?         Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в проектно­ исследовательскую деятельность.      С целью анализа развития творческих способностей учащихся было проведено исследование в 5­6 классах. Диагностика творческих способностей  учащихся (Приложение 1) показала, что  из 16 учащихся 5­х классов высокий уровень творчества у 5 учащихся, средний – у 5, низкий –  у 6; из 25 учащихся 6­х классов высокий уровень творчества имеют 6 учащихся, средний – 11, низкий – 8. Для определения степени выраженности креативности как качества личности  использована диагностика Г.Девиса (Приложение 2). Результаты  теста: на начало учебного  года только у 15 %  тестируемых учащихся 5 классов  и у 22% ­ 6­х классов наблюдается  склонность к творчеству.       Методика представляет собой опросник, содержащий 21 суждение. Необходимо отметить  суждения, с которыми согласен (+), либо не согласен (­) ученик. Результаты теста представлены на диаграмме Рисунок 1. Выраженность креативности как качества личности по методике Г.Девиса среди учащихся 5­х классов Рисунок 2. Выраженность креативности как качества личности по методике Г.Девиса среди учащихся 6­х классов                Наблюдения  и анализ за деятельностью учащихся показали, что причинами снижения  творчества школьников является: ­ недостаточный интерес к содержанию изучаемого материала; ­ отсутствие интереса к предлагаемым формам обучения; ­ отсутствие практической значимости изучаемого материала; ­ недостаточность научной дополнительной литературы по предмету. А узкие рамки программных требований, загруженность учебного материала не позволяют  реализовать эти задачи. Творческие способности, как и другие, развиваются только в  деятельности их упражняющей. Успешное развитие творческих способностей возможно на  основе системы заданий, требующих от  ученика творческого подхода. Задания должны быть  посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать у них уверенность в своих  возможностях.        Для развития творческих способностей учащихся, привития интереса к предмету  желательно применять различные формы проведения уроков, привлекать учащихся к  подготовке докладов и рефератов. Если мы хотим на своих уроках пробудить в ученике  творческое начало, а затем всячески его развивать, то главное здесь не эпизодическое решение  более или менее творческих задач, а на каждом уроке организовывать такую деятельность  учеников, в которой они вынуждены творить, быть может, не замечая этого.      Поиск решения указанных противоречий привел к необходимости осмыслить собственный  опыт и определить основную цель педагогической деятельности: ориентировать содержание  учебной деятельности на творчество через организацию проектно­исследовательской  деятельности.      Исходя из выше сказанного, сформулирована цель  работы: организация проектно –  исследовательской деятельности для развития творческих способностей учащихся. Задачи:  ­ выявить уровень развития творческих способностей и интереса к проектно­  исследовательской деятельности; ­развивать творческие способности обучающихся через организацию проектно­ исследовательской деятельности; ­ осуществлять мониторинг влияния проектно­исследовательской деятельности на развитие  творческих способностей обучающихся. Исходя из поставленных задач, определены следующие направления работы: 1.   Развитие   исследовательских   и   творческих   способностей   учащихся   через   художественную обработку   материалов,   овладение   навыками   и   приёмами   работы   в   приготовлении   пищи   и обработке ткани. 2. Повышение эффективности урока, развитие мотивации через использование ИКТ.  3. Развитие творческой и познавательной активности учащихся через проектно­исследовательскую деятельность. Основная     форма   обучения   в   технологии   –   это   учебно­практическая   деятельность учащихся,   на   нее   отводится   75%   учебного   времени.   Несмотря   на   такое   преимущество практической   деятельности,   теоретические   знания   таже   необходимы.   Для   их   актуализации используются   и   традиционные   методы:   рассказ,   беседу,  устный   и   письменный   инструктаж, демонстрации,   виртуальные   экскурсии   и   т.д.   Большинство   дидактических   средств, используемых   на   уроке,   изготовлены   самостоятельно:   карточки,   инструкционные   карты, наглядные   пособия   по   обработке   ткани   (поузловая   обработка,   готовые   швейные   изделия), активно  используются   разнообразные   методы   контроля     и   самоконтроля   –   устный   и письменный опрос, тестовые задания, кроссворды, карточки–задания.  Работа с детьми направлена на творческий поиск новых методов и приемов активизации учебной и внеучебной деятельности, стремление расширить кругозор, развитие практических навыков.   Овладение   мастерством   художественной   обработки   материалов     предполагает освоение   их   декоративных   возможностей,   развитие   фантазии   и   творческих   способностей, приобретение технических знаний и умений. На уроках   создаются проблемные ситуации, в которых учащиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.  Особая   роль   в   развитии   творческих   способностей   отводится   использованию   ИКТ   на уроках и во внеурочной деятельности. Использование практико­ориентированных технологий нацелено на формирование  медиа­  и информационно­технологической компетентности, что является   наиболее   значимым,   поскольку   информация   формирует   материальную   сферу жизнедеятельности   человека,   определяет   его   социокультурную   жизнь,   служит   основным средством  реализации  межличностных  отношений  и проявления   профессиональных  качеств квалифицированных специалистов. ИКТ­технология Формирование   и  развитие   ИКТ­компетентности   обучающихся   включает   в   себя становление и развитие учебной и общепользовательской  ИКТ ­ компетентности, в том числе: ­ способности к сотрудничеству и коммуникации;  ­ к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; ­ способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.           Более   эффективным   способом   формирования   ИКТ­компетентности   учащихся, считаю   использование   ИКТ   в   интегративных     межпредметных   проектах,   во   внеурочной деятельности. Освоение ИКТ­компентентности в рамках  предмета «Технология» содействует формированию метапредметной ИКТ­компетентности, играет ключевую роль в формировании УДД (универсальных учебных действий). Общий принцип формирования ИКТ­компетентности состоит в том, что и конкретные технологические умения и навыки и универсальные учебные действия, по возможности, формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения учебных задач, стоящих перед учащимися в различных предметах.  Применение информационных технологий на уроках технологии мотивировано тем, что они: • позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу;  • способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; • позволяют индивидуализировать процесс обучения; • активизируют познавательную деятельность учащихся; • развивают творческий потенциал учащихся. Как   правило,   учителя   технологии   являются   страстными   пропагандистами   разных   видов рукоделия, декоративно­прикладного искусства и дизайна, многие из которых становятся их хобби. И я не исключение. В наше благодатное время цифровой техники и Интернета учителя технологии  становятся  членами  сетевых  сообществ,  активными  блогерами,  где  происходит обмен   информацией,   мастер­классами,   фотографиями,   результатами   своих   успехов   в прикладных искусствах. Так же собираются видеосюжеты с мастер­классами. При подготовке к уроку всё это используется как материал для создания мультимедийных презентаций, при помощи   которых   складывается   общее   впечатление   о   том   или   ином   виде   прикладного искусства, технологическом процессе, оживляется ход урока, пробуждается интерес учащихся к  предмету.  Презентации  создаю   самостоятельно  при   подготовке  к  урокам  или   использую готовые, опубликованные в открытом доступе, но всегда дорабатываю по своему усмотрению. Использую   презентации   по   всем   разделам   программы.  Чертежи   для   изготовления   учебных работ   по   технологии   занимают   особое   место.   И   главное   требование   к   ним   – последовательность   выполнения,   качество   изображения.  Презентации   к   урокам   готовят     и обучающиеся.  Основные направления использования компьютерных  технологий на уроках:  Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)  Интерактивный   демонстрационный   материал   (упражнения,   опорные   схемы,   таблицы, понятия)  Контроль за умениями, навыками учащихся  Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся Формы использования информационно­коммуникативных технологий:        Использование готовых ЦОРов.  Учебное   электронное   издание  «Технология»  предназначено   для   применения   в   учебном процессе с целью предоставления учителю материалов по курсу "Технология". Можно изучать целые темы или выбирать нужные фрагменты из программы, лишь комментируя их по ходу занятия. Диск «Технология. Технический и обслуживающий труд».       Диск   содержит   дидактико­методические   материалы   для   учителя   и   учащихся   (пособия, курсы, опорные схемы и таблицы, систему слайдов презентаций) по технологии технического и обслуживающего труда и профориентации. Важно подчеркнуть, что представленные материалы в   электронной   версии   позволяют   заменить   традиционные   школьные   наглядные   пособия (таблицы,   схемы,   рисунки   и   т.д.),   используя   компьютер   для   ознакомления   и   изучения соответствующего   материала   по   предмету   или   вариативным   курсам.   Кроме   того, использование   электронных   учебных   и   занимательных   заданий,   тестов,   различных   других дидактических материалов позволит повысить индивидуальную работу учащихся. Они будут способствовать   выработке   учащимися   самостоятельности,   развитию   качеств   личности (мышления, памяти, внимания, воображения и др.), освоению навыков работы с компьютером. Использование учащимися данного диска с предложенными материалами в домашних условиях явится   значительным   шагом   в   совершенствовании   технологической   подготовки   и профессиональной ориентации подрастающего поколения, закономерным процессом развития школы будущего.              Создание собственных электронных образовательных ресурсов.  Структурирование   большого   объёма   информации   наиболее   приемлемо   при   помощи программы Power Point. Здесь создаются и презентации.  Но   подходить   к   их   созданию   необходимо   серьёзно,   когда   это   действительно необходимо. Например, при защите творческих учебных проектов, изучении большого объема информации за короткое время в режиме ознакомления. Рассмотрим конкретные примеры использования Power Point на уроках.  Использование данной технологии позволяет: 1 Значительно сэкономить время на уроке. 2 Повысить уровень наглядности в ходе обучения. 3 Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.    Применение этого приложения помогло решить мне большую проблему на уроках по конструированию.   Моё   изобретение   ­   построение   чертежей   в  Power   Point   с   применением анимации   практически   свело   эту   проблему   к   нулю.   Значительно   упростилась   задача   по построению   чертежей   на   доске:   не   нужно   каждому   классу   заново   чертить,   объясняя построение. Все линии, точки и обозначения появляются на экране поэтапно и с той частотой, с которой каждый ученик успеет выполнить данную работу.              Сегодня к учителю  предъявляют высокие требования. У меня есть стремление и желание соответствовать   современным   требованиям.   Для   этого   есть   огромный   простор   для   выбора способов,  средств  и приемов организации  уроков технологии    и внеурочной деятельности. Участие   в   Интернет­конкурсах   и   фестивалях   стимулирует   учителя   (как   морально   так   и материально)   для   освоения   новых   технологий   ДПИ   с   использованием   информационных технологий.       Для   развития   творческих   способностей   учащихся   используются   различные   методы учебного  познания: ­   Метод   сравнения.   Сравниваться   могут   любые   объекты,   понятия,     эпохи.   При   изучении истории костюма, стиля в одежде. ­ Метод эвристических вопросов. Задаются 7 вопросов: Что?   Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда? Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ. ­   Метод   образного   видения.   Результат   работы   выражается   в   словесной   или   графической форме (эскиз проекта или его словесное описание). ­   Метод   придумывания.   Это     способ   создания   неизвестного   ранее   продукта   в   результате творческих действий. Эскиз швейного изделия, сервировка стола, оформление подарка. Эскиз – составная часть любого творческого проекта.   предполагает   спланировать   свою ­   Метод   ученического   планирования.   Этот   метод   образовательную деятельность на выполнение творческого проекта, на составление реферата по проекту. ­ Метод самоорганизации обучения. Работа с первоисточниками, технологическими картами, изготовление творческих проектов (практическая работа). ­ Метод взаимообучения. Учащиеся работают в парах, группах, выполняют функции учителя (ученики – консультанты), применяя доступный  им  набор педагогических методов. ­ Метод рецензии. Рецензия может быть на любой творческий     проект   по каждому блоку программы.   В   кабинете   есть   архивный   материал   творческих   проектов,   который   при необходимости просматривается и делается анализ выполненных проектов.            Исследовательская деятельность ­ вид творческой деятельности учащихся, которая характеризуется   рядом   особенностей.   Исследовательская   деятельность   связана   с решением учащимися   творческой   задачи   с заранее   неизвестным   решением.   Этим   она   отличается   от проектной деятельности, которая предполагает четкое прогнозирование результата и ясное представление о конечном продукте деятельности. Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна  проходить под руководством специалиста,  т.к. её целью  является уяснение сущности явления, достижение истины.        В учебном исследовании главным является получение учащимся субъективно новых  знаний, т. е. являющихся новыми и личностно значимыми лично для него. Учебные  исследовательские задачи должны представлять собой объект для анализа, посильного  учащимся.        Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность способствует развитию  удовлетворенности собой и своим результатом, обеспечивает переживание осмысленности,  значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и  самореализации. Одна из задач работы учителя – применение знаний, полученных на уроке, на  практике. Для того чтобы жить, работать и соответствовать новым условиям, учителю необходимо   формировать исследовательскую культуру каждого ученика. В отличие от олимпиад исследовательская деятельность учащихся имеет ряд важных  особенностей:      1. Исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а  может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший  интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.     2. Проектно – исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях:  школьном, учебно­исследовательском и научно­исследовательском.  Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика при этом  довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а работа представляет собой просто  поиск информации по первоисточникам. Второй уровень обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками также  проведения экспериментов, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм. Третий уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в  ее разработке, т.е. своих логических умозаключений, собственных предложений по проведению эксперимента, трактовке его результатов и т.п.        Важно отметить значимость научно – исследовательской деятельности в личном  самоопределении обучающегося. Ценностные основания, определяемые личностью как  значимые, подвергаются проверке именно в процессе исследовательской деятельности.  Исследовательская деятельность позволяет скорректировать профессиональные планы и  личностную позицию, повысить активность, самостоятельность и ответственность участников  исследовательского проекта, сформировать навыки группового взаимодействия.           Если  педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов  добиваются, даже если раньше считались не очень способными. Уровень развития творческих  способностей зависит от содержания и методов обучения. Дети от природы любознательны и  полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство. Школьный   тур   олимпиады   позволяет     увидеть   идею   проекта,   оценить   творческий потенциал ученика и спланировать дальнейшую работу над проектом. Вместе с учеником мы тщательно   отрабатываем   презентацию   проекта,   куда   входит   содержание   выступления, качественный   эстетичный   вид   изделия,   компьютерная   поддержка   презентации,   а   также провожу занятия по обучению учащихся публичному  выступлению.  На   уроках   и   во   внеурочное   время,   работая   с   различными   источниками:   книгами, журналами и Интернет­ресурсами, ­ девочки узнают о чем­то подробнее. Так возникают  идеи разработки проектов по оформлению  интерьера квартиры, кабинета. Готовясь к праздникам, предлагаю   девочкам   сделать   своими   руками   эксклюзивные   подарки   в   технике   декупаж, бисероплетения, канзаши.   О   результативности  работы   в   рамках   данной   системы   свидетельствуют   следующие показатели: ­ легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить; ­ при систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения, дети становятся коммуникабельными; ­ открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика, ведущим становится     понятие   сотрудничества,   сотворчества,   а   дети   становятся   полноправными участниками  образовательного процесса; За три года учащимися разработано более 100 проектов, наблюдается повышение качества проектных   работ,   работы   носят исследовательский характер;    возрастает   сложность   мультимедиа­презентаций, Могу с уверенностью сказать, что поставленной цели в   работе я добиваюсь, задачи продолжаю успешно решать. Создание полноценной обучающей и развивающей среды ведет к получению   стабильно   высоких   результатов   (качество   знаний   по   предмету   «Технология» составляет 100%). Стабильно высокие результаты получены и во внеурочной деятельности. Разнообразные   приемы   и   методы   работы   с   детьми,   ежедневный   поиск     новых   техник, применение   современных   технологий,   саморазвитие   учителя   –   залог   успеха   детей. Организованная  разноплановая   совместная   деятельность   детей   и   учителя   нравственно обогащает детей и взрослых. Результаты своей работы я увидела. Девочки не только сами любят предмет, но и прививают другим любовь и уважение к предмету, что благотворно влияет и на развитие творческих способностей, и на становление личности, формирование ее лучших черт и  качеств.                  За годы работы в школе у учителя сложилось свое педагогическое кредо: гордость учителя – в учениках.        Приложение 1. Диагностика творческих способностей учащихся (с 11 лет) I. Разминочный блок 1. Дается слово одуванчик. Необходимо из букв этого слова составить как можно больше  новых слов. (Время выполнения 3 мин.). Два раза одну и ту же букву в словах использовать  нельзя. Задание предъявляется на отдельном листке, на котором ребенок записывает и свои  слова. Высокий уровень развития способности — 9 и более слов. Средний уровень — 7, 8 слов. Низкий уровень — 6 и менее слов. 2. Детям предлагается написать как можно больше предложений из пяти слов, в которых  каждое слово начинается с указанной буквы. Р­И­С­Н­К.  Для оценки гибкости конструирования фраз подсчитывается количество верно составленных  предложений. Фраза должна обязательно выражать какой­то смысл, а слова в предложении  быть согласованы по родам, лицам, числам и падежам. Добавлять другие слова или предлоги  не разрешается. Указанные буквы можно использовать в качестве предлогов. (Время  выполнения 5 минут). Экран оценки результатов задания   Возраст детей 11 лет 12 лет 13 лет Уровни высокий 4 и более 3 5 и более 4 6 и более 5 средний низкий 0 ­ 2 0 ­ 3 0 ­ 4 3. Из трех скороговорок выбрать одну и как можно быстрее ее проговорить (устно). Ткет ткач ткани на платки Тане.  Топоры остры до поры, до поры остры топоры.  Свинья тупорыла, весь двор перерыла, выросла на полрыла, до коры не дорыла. Быстро, чисто — 2 балла.  С погрешностями — 1 балл. II блок. Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных  ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках). Если бы я строил детский городок, то: построил такой городок, которого нет нигде —2 построил городок по предложенному типовому проекту­0 построил городок, который видел в кино, журналах, книгах – 1 Если я приглашаю друзей на свой день рожденья, то: пишу сценарий и готовлю сюрпризы ­ 2 говорю им время и надеюсь на родителей ­ 0 участвую в приготовлении блюд для гостей ­ 1 На вопрос, поставленный учителем на уроке, я выбираю ответ: простой ­ 0 сложный ­ 1 оригинальный ­2 Когда я чем­то сильно очарован, то: пишу стихи ­2 просто любуюсь объектом очарования ­1 чувствую умиротворенность ­0 Когда я провожу исследовательскую работу по моему любимому предмету, то: читаю много дополнительной литературы ­2 подбираю материал попроще ­1 надеюсь на помощь учителя ­0 Для меня в общении самое главное: возможность узнать яркое, нешаблонное, неординарное ­2 поделиться своими бедами с друзьями ­ 1 просто провести время ­0 Если бы я стал ученым, то: ездил часто за границу ­0 написал бы много полезных книг ­1 совершил бы открытия на пользу всему человечеству ­ 2 Из трех тропинок, оказавшихся перед Вами в лесу, Вы выбрали ту: которая Вам удобна ­0 о которой Вам рассказывали знакомые ­1 которая является неизвестной тропинкой ­2 Мне хочется, чтобы в школе: все учились в меру своих возможностей ­1 все были дружными ­ 0 узнавали как можно больше нового ­2 Произнесите громко, отчетливо три скороговорки: Жужжит над жимолостью жук. Зеленый на жуке кожух. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола дрова рубили, дрова кололи, дрова секли. Карл у Клары украл кораллы, а Клара украла у Карла кларнет. III блок.  Согласны ли Вы с высказываниями великих людей? Обозначьте в карточке следующими  символами Ваши ответы: а) полностью согласен ­0 б) не согласен ­ 2 в) не готов оценить данное высказывание – 1 1. «Идеи могут быть обезврежены только идеями». (О. Бальзак) 2. «Разум человека сильнее его кулаков». (Ф. Рабле) 3. «Способности, как и мускулы, растут при тренировке». (И. Тимирязев) 4. «Только глупцы и покойники не меняют своих мнений». (Д. Оруэлл) 5. «Беда, коль пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник». (И. Крылов) 6. «Льстят тем, кого боятся». (А. Чехов) 7. «Быть смелым на слова легко, когда не собираются говорить всей правды». (Р. Тагор) 8. «Всякий обладает достаточной силой, чтобы исполнить то, в чем он убежден». (В. Гете) 9. «Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой». (Л. Толстой)  10. «Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему числу людей». (Д. Дидро)  11. «Величайшая слабость ума заключается в недоверчивости к силам ума». (В. Белинский) IV блок. Способность преобразовывать структуру объекта 22—24. В первой строке каждого вопроса есть пара слов, между которыми существует некая связь или  какое­то соотношение. Вы должны определить, какая связь и какое соотношение существуют  между этими двумя словами и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между  которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа  (Правильный выбор — 2 балла). Море — бассейн. Река — труба. Река — душ. Река — лужа. Река — вода. Возрождение — победитель. Подъем — гора. Подъем — предводитель. Подъем — утешитель. Подъем — герой. Пчела — мед. Собака — шерсть. Кабан — клыки. Коза — молоко. Лошадь — хвост. Представлена исходная пара слов, которые находятся в определенном отношении, и пять  других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову  (правильный выбор — 2 балла). Больница — лечение. Институт. профессор; преподавание; обучение; учреждение; студент. Муха — паутина. Рыба. паук; треска; сеть; удочка; плавание. Смех — печальный. Горе. легкий; клоун; апатия; радостный; мрачный. V блок. Словесные ассоциативные способности. Вам предлагаются в стимульном материале три слова. Вы подбираете к ним такое четвертое,  которое бы подходило к каждому слову­стимулу, то есть могло бы составить словосочетание с каждым предложенным словом. Например: белый, быстрый, комфортабельный; словом­ ответом может служить слово пароход. Постарайтесь, чтобы те образы, те ассоциации,  которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были бы как можно  оригинальнее и ярче, необычными, образными. Вы можете менять грамматическую форму слов, использовать предлоги. Свои ответы пишите на карточках. Количество ответов тоже  учитывается. Наиболее типичные  ответы (для оценки) Фонтан №Стимульный  материал 28Бурный,  хрустальный, ласка 29Терпение, самолет,  30Пустая, мозг,  31Купить, душа,  32Сердце, Вася, пойти Именины 33Случайный, дом,  34Рыжий, морда,  Подарок садовая крутой Свидание Лиса Испытатель Голова идея тайный хитрый Огонь Звания счастье монолит Находить сплошной 35Надежда, соваться,  36Сразу, истоки,  37Слабый, подход,  38Дуб, нутро, машина Бюрократ 39Море, много, особа Лень 40Светлый, идиот,  41Карман, песок,  42Собака, сила,  43Змей, красный,  44Цветы, изумруд,  юноша колесо Мечта Часы Жизнь Бумага Ваза крылья печать крыша Все результаты сводятся в общую таблицу, где по вертикали заносятся фамилии, а по  горизонтали — ответы на слова­стимулы. За наиболее оригинальные ответы даются 2 балла, тривиальные — 1 балл. Найдите выход из ситуации (записывается на обратной стороне карточки). 1. Вас избрали губернатором области. Ваши первоочередные действия. 2. Вы купались в реке. У Вас похитили одежду. Вам нужно найти выход из положения. 3. Вы не прошли по конкурсу в институт. Вам не хватило 1 балла, но Вы узнали, что 2  абитуриента зачислены в институт, не добрав по 2 балла. Ваши действия? 4. Вы оказались в африканском племени аборигенов. Ваши действия? Экспериментатор оценивает ответ следующим образом: Отсутствие ответа ­0  Тривиальный ответ ­ 1 Оригинальный ответ ­ 2 Перечислите как можно больше способов использования каждого предмета (на обратной  стороне карточки). Велосипедная спица. Зубная щетка. Полиэтиленовая бутылка. VI. Блок (контрольный) Да — 2 балла,  трудно сказать — 1,  нет — 0. Мне приятно ощущать чувство новизны. Мне удается представить то, чего не бывает в действительности. Хорошо ориентируюсь в трудных ситуациях. Часто ощущаю прилив творческих сил. Могу аргументировать свои пристрастия к чему­либо. Оригинальные идеи часто посещают меня. Умею разграничить в сложных задачах главное и второстепенное. Всегда рад услышать оценку своего труда от окружающих. Я научился распознавать причины своих неудач. Мне часто не хватает школьного учебного материала для удовлетворения моих познавательных потребностей. Я верю в свои способности и возможности. Результат диагностики определяется следующим образом: более 2/3 выполненных заданий с баллом — 2 (высокий уровень творчества); не менее 0,5 выполненных заданий с баллом — 2 (средний уровень творчества); менее 0,5 — низкий. Приложение 2. Опросник креативности личности Девиса (для подростков) Цель: определить выраженность креативности как качества личности.  Инструкция: Отметь галочкой суждения, с которыми ты согласен. Суждения: Я думаю, что я аккуратен. Я люблю знать, что делается в других классах школы. Я любил посещать новые места вместе с родителями, а не один. Я люблю быть лучшим в чем­либо. Если бы я имел сладости, то стремился их все сохранить у себя. Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана  наилучшим образом. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину. В детстве я не был особенно популярен среди сверстников. Я иногда поступаю по­детски. Когда я что­либо хочу сделать, то ничего не может меня остановить. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один. Я знаю, когда я могу сделать что­либо по­настоящему хорошее. Если даже я уверен, что прав, я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не  соглашаются другие. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки. Я часто скучаю. Я буду значимым и известным, когда вырасту. Я люблю смотреть на красивые вещи. Я предпочитаю знакомые игры, чем новые. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что­либо сделаю. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать. Обработка результатов: креативность (способность к творчеству) присуща личности в случае ответов (+) по вопросам: 2,4,6,7,8,9,10,12,16,17,19, и в случае ответов (­) по вопросам:  1,3,5,11,13,14,15,18,20,21. Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень  креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность. + 2 ­ беспокойство о других 4 – желание выделиться 6 – недовольство собой 7 – полный любопытства 8 – не популярен 9 – регресс на детство 10 – отбрасывание давления 12 – самодостаточность 16 – чувство предназначенности 17 – чувство красоты 19 – стремление экспериментировать ­ 1 – принятие беспорядка 3 – рискованность 5 – альтруизм 11 – любовь к одиночной работе 13 – независимость 14 – деловые ошибки 15 – никогда не скучает 18 – активность 20 ­ стремление к риску 21 – потребность в активности Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог должен помнить, что это – еще нереализованные возможности. Главная проблема – помочь в реализации, т.к. часто другие особенности   характера   таких   людей   мешают   им   в   этом   (повышенное   самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность личностных проблем, романтизм и т.д.) Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Избегая острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы.                                            Список литературы         1.Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии.  5­9 кл.: Метод. пособие – М.: Дрофа, 2003. – 224 с. 2.Кругликов Г.И. Методика преподавания с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с. 3.Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга /Учеб. пособ. Изд. 2­е, доп. – Спб.: ИД «МиМ»,1997. – 224 с. 4.Оценка   качества   подготовки   выпускников   основной   школы   по   технологии   /   Сост.   В.М. Казакевич, А.В. Марченко. – М.: дрофа, 2000. – 256 с. 5.Об   использовании   метода   проектов   в   образовательной   области   «Технология»   /   Письмо Департамента общего и среднего образования Минобразования России от 12 апреля 2000г. № 585/11­13. 6.Программно­методические   материалы:   Технология.   5   –   11   кл:   проектная   деятельность учащихся / Сост. Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В. Павлова . –Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с. 7.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2008 – 80 с. 8.Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / Под. ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана­ граф, 2001. – 256с. 9.Технология:   Учебник   для   учащихся   6   класса   общеобразовательной   школы   (вариант   для девочек) / Под. ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана­ граф, 2000. – 240 с. 10.Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы / Под. ред. В.Д. Симоненко – М.: Вентана­ граф, 2001. – 240с.                                                                                                                          11. http://tvoi­mir.unibel.by/ru/print.aspx?guid=4855  Сайт методической поддержки развития  интеллектуальных и творческих способностей учащихся 12. http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/oprosnik­kreativnosti­devisa  Опросник креативности личности Девиса (для подростков0

Методическое пособие «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие   «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие   «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие   «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие   «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие   «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие   «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие   «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие   «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие   «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие   «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие   «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие   «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие   «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие   «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие   «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие   «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие   «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие   «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие   «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие   «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие   «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие   «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»

Методическое пособие   «Применение ИКТ и метода проектов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017