МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ И АКАДЕМИЧЕСКИХ СЛОВАРЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-6 КЛАССАХ
Большое место в деятельности каждого учителя русского языка на уроке занимает словарная работа. Программа предусматривает усвоение определенного количества словарных слов в каждом классе. Они выносятся во всех учебниках на поля или заключаются в рамки.
Работа с данными словами даёт возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении слова, научить употреблять его в новом контексте, повысить грамотность школьников. Но слова в рамках учебника даются без всякой системы, только в связи с употреблением на данной странице, да и то не всегда. Потом эти слова встречаются только в словарном диктанте, завершающем изучение темы. А одноразовая встреча со словом, даже если учитель провёл серьёзную работу, даёт небольшой эффект. Мы используем различные формы словарной работы, но наиболее действенной и удачной, по моему мнению, оказалось ведение учащимися личного тематического словаря, являющегося частью «Справочника школьника», который ведут мои ученики с 5 по 9 классы. Использование такого приёма приводит словарную работу в какую-то систему. Все слова, данные в рамках, условно разделяются на темы, группы. Так, в V- VI классах получаются такие группы: спорт, дом и комната, армия, дорога и движение, школа, меры длины и веса, прилагательные, одежда, магазин, профессия, искусство, сад и огород, общественно-политическая лексика, космос. В VII классе появляются новые темы: обед, связь и почта, больница, глаголы, наречия. В VIII классе тем становится меньше: литература, театр и искусство, армия и флот, общественно-политическая лексика, строительство, наука, школа, улица и движение, спорт, нравственные качества. В IX классе: армия, наука, общественно-политическая лексика, строительство и производство, искусство, нравственные качества человека. Из перечня видно, что существует преемственность, учитываются возрастные особенности учащихся, в связи с чем и меняется тематика словарной работы. Каждая группа в системе пополняется другими словами по мере прохождения нового материала. Слова записываются в словари, придумываются с ними словосочетания, предложения. Так новые слова естественно входят в сознание учащихся. Можно отдельным ребятам дать задание: найти в словаре значение того или иного слова и объяснить на следующем уроке в классе. Упражнения по тематическому словарю возможны самые разнообразные: словарный диктант, диктант по памяти, сочинение-миниатюра по опорным словам, вставить пропущенные буквы, подобрать синонимы, антонимы, произнести правильно, расставить ударение и т.п. В словарь ученика можно вводить слова, которые школьники часто слышат по радио, телевизору. Данная система работы включает учащихся в активный поиск по данному вопросу, прививает в них потребность обращения к словарям.
Таким образом, словарная работа на уроках русского языка имеет немаловажное значение для расширения лексикона учащихся, уточнения значения слов, включения их в активный словарный запас, повышения грамотности школьников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.