Методика использования эффективных психологических техник и приемов для решения воспитательных и реабилитационных задач при работе с подростками.
Оценка 4.7

Методика использования эффективных психологических техник и приемов для решения воспитательных и реабилитационных задач при работе с подростками.

Оценка 4.7
Игры +1
docx
классное руководство +2
6 кл—8 кл
17.02.2018
Методика использования  эффективных психологических техник и приемов для решения воспитательных и реабилитационных задач при работе с подростками.
Материал содержит методы и приемы, используемые психологом в коррекционно-развивающей работе с подростками группы риска. Коррекционная работа состоит из нескольких этапов. Представлены игры, упражнения, техники согласно каждого этапа. Работа содержит практический материал, которые может использовать как психолог, так и классный руководитель в своей работе.В данном материале представлены игры и упражнения, используемые в работе с трудными подростками.
Методика использования.docx
Методика использования  эффективных психологических техник и приемов для решения воспитательных и реабилитационных задач при работе с подростками. Психологической  основой   работы  с  подростком   является   развитие   у ребенка   адекватного позитивного видения своих возможностей, появление веры   в   духовный   рост,   удовлетворение   базовых   потребностей   в   любви   и самоуважении. Происходить это может в форме тренингов, индивидуальных консультаций,   с   помощью   включения   в   активную   учебную   и   внеучебную деятельность.   Взрослому   надо   постараться   убедить   ребенка,   что   он   сам справится со своими трудностями.  Условием   реализации   потенциальных   возможностей   детей   является создание   благоприятной   социально­психологической   обстановки   доверия. При этом важно формирование ценностных ориентаций не только у ребенка, но и у окружающих его взрослых. Социальный педагог отслеживает динамику формирования принимающей социальной среды (семьи, группы сверстников). Тренинги личностного роста или индивидуальное консультирование по психологическим   проблемам   проводит   педагог   ­   психолог.   А   социальный педагог   ведет   работу   по   включению   проблемного   ребенка   в   те   виды деятельности, которые способствовали бы его самореализации: спортивные секции, кружки дополнительного образования, туристические походы. Если необходимо, подключает медицинскую и социальную помощь. Первый   этап   в   коррекционно­развивающей   работе   с   подростками группы риска (находящихся в социально опасном положении) – укрепление эмоционального   ресурса.   Реализовать   это   можно   с   помощью   различных мероприятий, где подросток получит положительный эмоциональный опыт. Мероприятия: 1)   Психологические   акции,   в   ходе   которых   у   эмоционально депривированного подростка появляются новые друзья, новые возможности.  ­  общешкольные (или в параллели) мероприятия типа "Минута славы", "Фабрика  звезд", в  которых  эти  дети  могли  бы  себя  проявить  и  получить эмоциональные подкрепления; ­  "Доска знакомства".  В каждом классе организуется доска на которой размещается   информация   о     подростке   (фотографии,   его   творчество,   его мечты,  его  обведенная  рука, его  пожелания одноклассникам,  описание его предпочтений);   информация   должна   носить   эмоционально­положительный характер, там можно оставить место для отзывов одноклассников и учителей; через доску знакомства проходят все дети класса; — "День звезды".  Каждый день какой­либо ребенок становится звездой дня (можно как­то символически это обозначать); в этот день все должны брать у него интервью, восхищаться им, брать автографы, хвалить. 1 2)   Организация   "Выставки   достижений",   когда   каждый депривированный   ребенок   включается   в   какую­то   интересную   и   богатую положительным опытом деятельность, а затем в школе организуется выставка его достижений. 3) Тренинг развития эмоционального интеллекта. Упражнение "Зато..."  Цель ­ формирование позитивных установок. Каждый учащийся на листочке пишет свою проблему, отвлекающую его от учебы (или личную проблему). Листочки не подписывать!  Затем  ведущий собирает   все   листочки   и   зачитывает   вслух   проблему.   Дети   должны   найти положительные   стороны   решения   ситуации,   начиная   свое   высказывание "Зато..." Второй этап — реабилитация образа "Я". Этот   шаг   реализуется   педагогом­психологом   через   различные мероприятия,   направленные   на    укрепление   личностного   ресурса, актуализацию образа "Я", развитие интереса к самопознанию, формирование адекватной самооценки. Мероприятия   Организация клубов или студий, в работе которых будут участвовать разные дети. Психологический клуб (студия, театр) работает в тематически ориентированном формате, и его цель ­   формирование позитивной     "Я"­ концепции подростка. Каждая встреча посвящена какой­то теме (темы могут предлагать   ребята,   или   психолог   продумывает   темы   на   год),   которая раскрывается через активные, креативные формы работы. Примерные темы: "Мое имя", "Прошлое, настоящее, будущее", "Мои достижения", "Мечты и желания".   Занятия   данного   этапа   могут   включать   в   себя   элементы психотерапии, арт­терапии, сказкотерапии, игровой терапии, психодрамы и др.   Одной из интересных техник  является коллажирование. Упражнение "Коллаж". Цель:  развитие   способности   самостоятельно   определять   цели   своей жизни   и   моделировать   собственное   будущее,  раскрытие   потенциальных возможностей   подростка,   переживание   положительных   эмоциональных чувств, связанных с процессом творчества.  При   изготовлении   коллажа   не   возникает   напряжения,   связанного   с отсутствием   у   участников   художественных   способностей,   эта   техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить   существующее   на   данный   момент   психологическое   состояние подростка, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.  Третий этап — переориентация поведения подростка.  2 Коррекция   агрессивного   и   разрушительного   поведения   представляет собой   систему   мероприятий,   направленных   на   исправление   данного поведения   подростков.   Для   этого   можно   использовать   следующие психотехники: ­ обучение отреагированию (выражению) собственного гнева и в целом всей негативной ситуации приемлемым способом;  ­  обучение навыкам контроля и управления собственным гневом; ­     обучение   конструктивным   поведенческим   реакциям,   снятие деструктивных элементов в поведении; ­  снижение уровня личностной тревожности; ­     формирование   умения   осознавать   собственные   эмоции   и   чувства других людей, развитие эмпатии. Ведущим   видом   деятельности   для   подростков   является   общение, однако   у   подростков   в   СОП   навык   конструктивного   общения   чаще   всего утрачен.   Сформировать   навыки   и   умения   конструктивного   общения поможет тренинг общения для подростков. В процессе коммуникативного тренинга подростки изучают психологические закономерности, механизмы и способы межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми. Необходимо проводить также тренинги социальных навыков, которые могут быть направлены: ­   на   формирование   бережного   отношения   к   своему   физическому   и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек, в том числе и употребления ПАВ; ­     формирование   важнейших   социальных   навыков,   способствующих успешной адаптации в обществе. Рассмотрим некоторые упражнения.  Упражнение «Никто не знает, что я…»  Цель: сплочение группы, создание доверительных отношений, настрой на работу. Все   участники   садятся   в   круг.   По   сигналу   ведущего   они   начинают перебрасывать друг другу мяч (свободный выбор), при этом бросающий мяч заканчивает  фразу:  «Никто  не  знает, что  я... (умею,  люблю,  знаю   и т.п.)». Ведущий внимательно следит, чтобы все приняли участие в игре. Упражнение: «Я благодарю…»  Цель: активизация своих внутренних ресурсов подростков. Материалы: листы А4, ручки. Ведущий: «Представьте себе утро завтрашнего дня. Вы просыпаетесь, открываете глаза — и говорите спасибо этому миру за то, что он подарил вам. Составьте   список   того,   за   что   вы   можете   быть   благодарны. На   это   у   вас   есть   15   минут».   Затем   каждый   участник   представляет   свой список. 3 Упражнение «Ладошка» Цель: получение позитивной обратной связи, активизация личностных ресурсов. Материалы: бумага А4, фломастеры. На листе бумаги каждый участник обводит ладошку и внутри контура пишет качество, которое нравится в самом себе. Листки передаются по кругу, остальные участники дописывают те качества, которые нравятся в хозяине ладошки. Листки необходимо подписать. Когда «ладошки» вернутся к своему хозяину, подростки благодарят друг друга. Упражнение "Дорисуй и передай" Цель ­ активизация личности подростка. Материалы: бумага А4, фломастеры.  Каждый   участник   начинает   рисовать   на   своем     рисунке,   по   хлопку передает рисунок с фломастером соседу слева, тот дорисовывает. Затем по хлопку   листок   передается   по   кругу   дальше,   пока   не   вернется   к   своему хозяину.  ­   Понравилось   ли   вам   то,   что   получилось?   Какие   чувства   вызывает рисунок? Трудно ли было поддерживать тему другого человека? Подготовила педагог­психолог  МБОУ СОШ №3 Овчинникова Е.В. 4

Методика использования эффективных психологических техник и приемов для решения воспитательных и реабилитационных задач при работе с подростками.

Методика использования  эффективных психологических техник и приемов для решения воспитательных и реабилитационных задач при работе с подростками.

Методика использования эффективных психологических техник и приемов для решения воспитательных и реабилитационных задач при работе с подростками.

Методика использования  эффективных психологических техник и приемов для решения воспитательных и реабилитационных задач при работе с подростками.

Методика использования эффективных психологических техник и приемов для решения воспитательных и реабилитационных задач при работе с подростками.

Методика использования  эффективных психологических техник и приемов для решения воспитательных и реабилитационных задач при работе с подростками.

Методика использования эффективных психологических техник и приемов для решения воспитательных и реабилитационных задач при работе с подростками.

Методика использования  эффективных психологических техник и приемов для решения воспитательных и реабилитационных задач при работе с подростками.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018