Методика использования эффективных психологических техник и приемов для решения воспитательных и реабилитационных задач при работе с подростками.
Оценка 4.7
Игры +1
docx
классное руководство +2
6 кл—8 кл
17.02.2018
Материал содержит методы и приемы, используемые психологом в коррекционно-развивающей работе с подростками группы риска. Коррекционная работа состоит из нескольких этапов. Представлены игры, упражнения, техники согласно каждого этапа. Работа содержит практический материал, которые может использовать как психолог, так и классный руководитель в своей работе.В данном материале представлены игры и упражнения, используемые в работе с трудными подростками.
Методика использования.docx
Методика использования эффективных психологических техник и
приемов для решения воспитательных и реабилитационных задач при
работе с подростками.
Психологической основой работы с подростком является развитие у
ребенка адекватного позитивного видения своих возможностей, появление
веры в духовный рост, удовлетворение базовых потребностей в любви и
самоуважении. Происходить это может в форме тренингов, индивидуальных
консультаций, с помощью включения в активную учебную и внеучебную
деятельность. Взрослому надо постараться убедить ребенка, что он сам
справится со своими трудностями.
Условием реализации потенциальных возможностей детей является
создание благоприятной социальнопсихологической обстановки доверия.
При этом важно формирование ценностных ориентаций не только у ребенка,
но и у окружающих его взрослых. Социальный педагог отслеживает динамику
формирования принимающей социальной среды (семьи, группы сверстников).
Тренинги личностного роста или индивидуальное консультирование по
психологическим проблемам проводит педагог психолог. А социальный
педагог ведет работу по включению проблемного ребенка в те виды
деятельности, которые способствовали бы его самореализации: спортивные
секции, кружки дополнительного образования, туристические походы. Если
необходимо, подключает медицинскую и социальную помощь.
Первый этап в коррекционноразвивающей работе с подростками
группы риска (находящихся в социально опасном положении) – укрепление
эмоционального ресурса. Реализовать это можно с помощью различных
мероприятий, где подросток получит положительный эмоциональный опыт.
Мероприятия:
1) Психологические акции, в ходе которых у эмоционально
депривированного подростка появляются новые друзья, новые возможности.
общешкольные (или в параллели) мероприятия типа "Минута славы",
"Фабрика звезд", в которых эти дети могли бы себя проявить и получить
эмоциональные подкрепления;
"Доска знакомства". В каждом классе организуется доска на которой
размещается информация о подростке (фотографии, его творчество, его
мечты, его обведенная рука, его пожелания одноклассникам, описание его
предпочтений); информация должна носить эмоциональноположительный
характер, там можно оставить место для отзывов одноклассников и учителей;
через доску знакомства проходят все дети класса;
— "День звезды". Каждый день какойлибо ребенок становится звездой
дня (можно както символически это обозначать); в этот день все должны
брать у него интервью, восхищаться им, брать автографы, хвалить.
1 2)
Организация "Выставки достижений",
когда каждый
депривированный ребенок включается в какуюто интересную и богатую
положительным опытом деятельность, а затем в школе организуется выставка
его достижений.
3) Тренинг развития эмоционального интеллекта.
Упражнение "Зато..."
Цель формирование позитивных установок.
Каждый учащийся на листочке пишет свою проблему, отвлекающую его
от учебы (или личную проблему). Листочки не подписывать! Затем ведущий
собирает все листочки и зачитывает вслух проблему. Дети должны найти
положительные стороны решения ситуации, начиная свое высказывание
"Зато..."
Второй этап — реабилитация образа "Я".
Этот шаг реализуется педагогомпсихологом через различные
мероприятия, направленные на
укрепление личностного ресурса,
актуализацию образа "Я", развитие интереса к самопознанию, формирование
адекватной самооценки.
Мероприятия
Организация клубов или студий, в работе которых будут участвовать
разные дети. Психологический клуб (студия, театр) работает в тематически
ориентированном формате, и его цель формирование позитивной "Я"
концепции подростка. Каждая встреча посвящена какойто теме (темы могут
предлагать ребята, или психолог продумывает темы на год), которая
раскрывается через активные, креативные формы работы. Примерные темы:
"Мое имя", "Прошлое, настоящее, будущее", "Мои достижения", "Мечты и
желания". Занятия данного этапа могут включать в себя элементы
психотерапии, арттерапии, сказкотерапии, игровой терапии, психодрамы и
др.
Одной из интересных техник является коллажирование.
Упражнение "Коллаж".
Цель: развитие способности самостоятельно определять цели своей
жизни и моделировать собственное будущее,
раскрытие потенциальных
возможностей подростка, переживание положительных эмоциональных
чувств, связанных с процессом творчества.
При изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с
отсутствием у участников художественных способностей, эта техника
позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет
определить существующее на данный момент психологическое состояние
подростка, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные
переживания.
Третий этап — переориентация поведения подростка.
2 Коррекция агрессивного и разрушительного поведения представляет
собой систему мероприятий, направленных на исправление данного
поведения подростков. Для этого можно использовать следующие
психотехники:
обучение отреагированию (выражению) собственного гнева и в целом
всей негативной ситуации приемлемым способом;
обучение навыкам контроля и управления собственным гневом;
обучение конструктивным поведенческим реакциям, снятие
деструктивных элементов в поведении;
снижение уровня личностной тревожности;
формирование умения осознавать собственные эмоции и чувства
других людей, развитие эмпатии.
Ведущим видом деятельности для подростков является общение,
однако у подростков в СОП навык конструктивного общения чаще всего
утрачен. Сформировать навыки и умения конструктивного общения
поможет тренинг общения для подростков. В процессе коммуникативного
тренинга подростки изучают психологические закономерности, механизмы и
способы межличностного взаимодействия для создания основы эффективного
и гармоничного общения с людьми.
Необходимо проводить также тренинги социальных навыков, которые
могут быть направлены:
на формирование бережного отношения к своему физическому и
психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание
вредных привычек, в том числе и употребления ПАВ;
формирование важнейших социальных навыков, способствующих
успешной адаптации в обществе.
Рассмотрим некоторые упражнения.
Упражнение «Никто не знает, что я…»
Цель: сплочение группы, создание доверительных отношений, настрой
на работу.
Все участники садятся в круг. По сигналу ведущего они начинают
перебрасывать друг другу мяч (свободный выбор), при этом бросающий мяч
заканчивает фразу: «Никто не знает, что я... (умею, люблю, знаю и т.п.)».
Ведущий внимательно следит, чтобы все приняли участие в игре.
Упражнение: «Я благодарю…»
Цель: активизация своих внутренних ресурсов подростков.
Материалы: листы А4, ручки.
Ведущий: «Представьте себе утро завтрашнего дня. Вы просыпаетесь,
открываете глаза — и говорите спасибо этому миру за то, что он подарил вам.
Составьте список того,
за что вы можете быть благодарны.
На это у вас есть 15 минут». Затем каждый участник представляет свой
список.
3 Упражнение «Ладошка»
Цель: получение позитивной обратной связи, активизация личностных
ресурсов.
Материалы: бумага А4, фломастеры.
На листе бумаги каждый участник обводит ладошку и внутри контура
пишет качество, которое нравится в самом себе. Листки передаются по кругу,
остальные участники дописывают те качества, которые нравятся в хозяине
ладошки. Листки необходимо подписать. Когда «ладошки» вернутся к своему
хозяину, подростки благодарят друг друга.
Упражнение "Дорисуй и передай"
Цель активизация личности подростка.
Материалы: бумага А4, фломастеры.
Каждый участник начинает рисовать на своем рисунке, по хлопку
передает рисунок с фломастером соседу слева, тот дорисовывает. Затем по
хлопку листок передается по кругу дальше, пока не вернется к своему
хозяину.
Понравилось ли вам то, что получилось? Какие чувства вызывает
рисунок? Трудно ли было поддерживать тему другого человека?
Подготовила педагогпсихолог
МБОУ СОШ №3
Овчинникова Е.В.
4
Методика использования эффективных психологических техник и приемов для решения воспитательных и реабилитационных задач при работе с подростками.
Методика использования эффективных психологических техник и приемов для решения воспитательных и реабилитационных задач при работе с подростками.
Методика использования эффективных психологических техник и приемов для решения воспитательных и реабилитационных задач при работе с подростками.
Методика использования эффективных психологических техник и приемов для решения воспитательных и реабилитационных задач при работе с подростками.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.