Методика логопедического воздействия при алалии
Оценка 5

Методика логопедического воздействия при алалии

Оценка 5
Особые потребности
doc
дефектология
1 кл—4 кл
10.03.2017
Методика  логопедического воздействия при  алалии
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка . Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций Моторная алалия -- нарушение продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной речи Сенсорная алалия -- нарушение понимания речи вледствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при поражении височной доли доминантного полушария
Коррекция алалии.doc
Алалия  –  отсутствие   или   недоразвитие   речи   вследствие   органического поражения   речевых зон коры головного мозга во внутриутробном   или раннем периоде развития ребенка  Причины:      воспалительные поражения головного мозга   травматические  поражения головного мозга кровоизлияния в мозг в результате  тяжелых или  стремительных родов обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной системы Происходит:  запаздывание созревания нервных клеток  в определенных областях горы головного  мозга (стадия нейробластов) – в обоих полушариях головного мозга – билатеральное  поражение. Может быть:       врожденное недоразвитие  ранопреобретенное недоразвитие ( в доречевом периоде) Классификация алалий                        А Л А Л И Я Моторная (экспрессивная) Сенсорная (импрессивная)  Афферентная Эфферентная Моторная алалия Моторная алалия – системное недоразвитие  экспрессивной речи центрального  органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций  порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и  сенсорных операций запаздывани е  созревания   нервных  клеток в  речевых  областях  коры  головного  мо ­ ­ Моторная алалия ­­  нарушение продуцирования самостоятельного высказывания  при сохранном понимании обращенной речи недоразвитие фонематического слуха аграмматизмы в речи нарушения структуры слова и фразы резко обеднен словарный запас нет связной речи несформирована мотивация общения понимание речи сохранно Симптомы   речевые:  фонетические нарушения  (звукопроизношение)        Симптомы неречевые:      общая моторная неловкость и недоразвитие мелкой моторики нарушения координации движений недоразвитие психических функций (внимание, память, мышление) патологические качества личности  (низкая работоспособность, негативизм) вторичная задержка умственного развития (конкретность мышления, бедность   логических операций, снижение способности к символизации, обобщению,  абстрактности) нарушение орального и динамического праксиса несформированность игровых навыков импульсивность, хаотичность деятельности нестойкость интересов     Различают три уровня недоразвития речи: 1 2 3 уровень:    отсутствие общеупотребительной речи уровень:    зачатки общеупотребительной речи уровень:    речь с элементами недоразвития во всей речевой системе. Образцы речи: 1 уровень:      2 уровень: 3 уровень:    аморфные слова­корни («тя бах» ­ чашка упала, «Дека мо» ­­ девочка  моет)  могут быть понятны только в  соответствующей ситуации при  подкреплении жестами и мимикой ребенок пользуется только ситуативной речью простая  фразовая речь («Сек.Ипята.Сябака бесит гоки» ­ Снег. Ребята.  Собака бежит с горки)  речь включает развернутые аграмматичные высказывания («У бабути  каева и гути и маненьки сяньаты» ­ у бабушки корова и гуси и маленькие  поросята)              Методика  логопедического воздействия при  алалии 3 уровень: Коррекционная работа при моторной алалии – это поэтапное  формирование речи.       В коррекционной работе выделяют 5 этапов. 1 этап   ­­ однословное предложение ( с неговорящими детьми) Цель:     вызвать подражательную речевую деятельность в форме звуковых проявлений расширять объем понимания речи  занятия проводятся индивидуально, в игровой форме  избегают использования слов «скажи», «повтори», т.к. у детей на эти слова м.б.  негативная реакция («угадай, ответь»), преобладают невербальные задания  дети должны слышать правильную речь, без скандирования по слогам, необходимо  многократное  повторение одного и того же словесного материала Понимание речи: 1. платье) запоминание названий  игрушек, частей тела, одежды (покажи нос, мишку,  2. 3. 4. 5. понимание словосочетаний, подкрепленных наглядным действием оречевление бытовых ситуаций (умывание, одевание и др.  «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, в другую сторону. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыливай  руки. Три пальчики. Хорошо. Смывай мыло водой. Теперь будем мыть лицо») понимание вопросов КТО? ЧТО? КУДА? КОМУ? ОТКУДА? – вопросы  задаются в контексте: «Откуда достал книги?», а не «Откуда?»  понимание инструкций («Поставь игрушки так: кубик, кукла, машина»;   «Куклу посади на стул,  машину положи на стол»)  Нельзя повторять за ребенком аморфные слова­корни, допустимо лишь  использование общепринятых упрощенных форм: КУКЛА – ЛЯЛЯ, а не  КУКА       Развитие самостоятельной речи: 1. создается ситуация, вызывающая потребность в речи (красивая кукла у логопеда:  «Дай») – активизация речевого подражания 2. называние близких людей  («мама, папа») 3. выражение просьб: (на, иди, дай, там, здесь, еще) 4. выражение состояния междометьями (ай, ой, тшш! – через игровую ситуацию) 5. 6. подзывы животных (кис­кис, цып­цып), управление животными (Ноо!, Тпру! Брысь!) 7. введение звукоподражаний в стихи:   ГУСИ, ГУСИ – ГА­ГА­ГА и т.д. 8. подражание музыкальным игрушкам: дудочка – ду­ду­ду, балалайка – ля­ля­ля,   звукоподражание животным (собака – ав­ав, корова – муу) барабан – бум­бум­бум 9. подражание транспортным шумам: машина – би­би, самолет – у­у­у, поезд – ту­у­у 10. введение звукоподражаний в стихи: Посмотрите в небеса – самолет там, как оса: У­ У­У 11. при  игре в лото  использование  слов    ДАЙ, НА, ВОТ, БЕРИ 12. формирование фраз   ДАЙ  ПИТЬ        ХОЧУ  ПИТЬ                                                  ДАЙ  ЕЩЕ          ХОЧУ  ГУЛЯТЬ                                                  МАМА, НА         ИДЕМ  ГУЛЯТЬ                                                  МАМА  ИДЕМ   ИДЕМ  ДОМОЙ   и т.д. 2 этап   ­­  первые  формы слов  (у детей появилась возможность соединить в одной фразе 2­4 аморфных слова без  грамматических связей) Понимание речи: 1. различение количества предметов (много –мало­­один) 2. различение величины предметов (большой ­­маленький) 3. различение вкуса  (сладкий – соленый) 4. пространственное расположение (здесь – там, тут – вот) 5. различение  ед. и множ. Число:  ДОМ – ДОМА 6. различение  отрицательной частицы НЕ: ИДИ – НЕ ИДИ (без предмета), ВОЗЬМИ –  НЕ БЕРИ, СПРЯЧЬ МЯЧ – НЕ  ПРЯЧЬ МЯЧ (с предметом) 7. различение, к кому обращена команда: ВОВА, СЯДЬ – ДЕТИ  САДИТЕСЬ, СЯДЬ –  САДИТЕСЬ (форма повелительного наклонения глагола в единственном и  множественном числе) Развитие самостоятельной речи: 1. звукопроизношение – уточнение артикуляции гласных (кроме Ы), согласных  М,П,Б,Т,Д; остальные звуки – приближенное произношение 2. называние знакомых предметов 3. наращивание слогов к концу слова:  МУ ­­ … РУ ­­ …   ПО ­­ , ЛАП­­    + КА        Способность детей воспроизводить слова различной слоговой структуры связана с        возможностью объединять слова в предложения: как только появляется раза из 2  аморфных корней,  возникает возможность воспроизводить по подражанию слово из двух  слогов. 4. двусловное предложение  со словами «ЭТО, ВОТ, ЗДЕСЬ, ТАМ, ТУТ + существ.»:  ВОТ ЗАЙКА        ТАМ  ПАЛКА        ТУТ  КОТ       ЭТО  МАШИНА 5. употребление повелительного наклонения глагола: команды куклам – ИДИ, СИДИ,   БЕГИ, ЛОВИ, СТИРАЙ  6. употребление фразы «обращение+ повелительный глагол»: КАТЯ, ИДИ! СИДИ,  МИША 7. употребление фразы «обращение + повелительный глагол+  Вин. Падеж  существ.»: КАТЯ, ДАЙ МЯЧ (= И.п.), ВОВА, НАДЕНЬ  ШУБУ ( не совпадает с  И.п.) 8. употребление фразы «глагол  в неопред. Форме + ХОЧУ, НЕ ХОЧУ, НАДО, НЕ  НАДО, МОЖНО, НЕЛЬЗЯ»: ХОЧУ  СПАТЬ, НЕ  НАДО  ПИСАТЬ, МОЖНО   КУШАТЬ, ИДИ Упражнение: «Кто что будет делать?». Куклы в различных костюмах (фартук,  пижама … Кто должен идти спать? Кукла Катя, иди спать Ребенок должен усвоить: место ударения  в заученных словах, воспроизводить  ритмико­интонационную структуру 2­сложных слов. 3 этап   ­­ двусоставное предложение (Для детей, у которых объем предложения составляет 2­3 слова) Понимание речи: 1. Различение слов, близких по звучанию: МИЛА – МЫЛО, ОСЕЛ – КОЗЕЛ 2. Различение слов, имеющих сходство в  предметной ситуации: НЕСЕТ—ВЕЗЕТ,  РИСУЕТ – ПИШЕТ,  ШЬЕТ – ВЯЖЕТ,  МОЕТ – УМЫВАЕТСЯ ­­ СТИРАЕТ 3. различение слов с противоположным значением: НАДЕТЬ – СНЯТЬ, ВСТАТЬ –  СЕСТЬ,  4. различение приставок в  страдательных причастиях: ОТКРЫТО ­ ЗАКРЫТО,  РАССТЕГНУТО ­ ЗАСТЕГНУТО 5. понимание и различение возвратных глаголов:   КУПАЕТ – КУПАЕТСЯ,  КАТАЕТ – КАТАЕТСЯ 6. различение множественного и единственного числа глаголов  СПЯТ – СПИТ,  ЛЕТЯТ – ЛЕТИТ 7. различение рода глаголов прошедщего времени: ЖЕНЯ  УПАЛ – ЖЕНЯ   УПАЛА 8. различение объекта и субъекта действия: ВОВА, ЛОВИ НИНУ. Кто убегает?  9. понимание взаимоотношений действующих лиц: ЗАЯЦ  УБЕГАЕТ ОТ ВОЛКА. – ВОЛК  УБЕГАЕТ  ОТ ЗАЙЦА. Где ошибка? 10. Пространственные отношения предметов: предлоги НА, В, ПОД, ОКОЛО, ИЗ,  ЗА и их различение: В­НА, ПОД­ИЗ, ИЗ­ОТ, ОКОЛО­ЗА 11. Обобщение предметов по их назначению: ЧТО НАДО, ЧТОБЫ РИСОВАТЬ? 12. Различение ед. и мн. числа  сущ. Предл. падежа: КАТАЮТСЯ НА  ВЕЛОСИПЕДЕ – КАТАЮТСЯ  НА  ВЕЛОСИПЕДАХ,  СИДЯТ НА СТУЛЕ –  СИДЯТ НА СТУЛЬЯХ 13. Понимание прилагательных, противоположных по значению: УЗКИЙ ­­  ШИРОКИЙ, ДЛИННЫЙ – КОРОТКИЙ, НИЗКИЙ – ВЫСОКИЙ 14. различение пространственных наречий: ВНИЗУ, ВВЕРХУ, ДАЛЕКО, БЛИЗКО,  ВПЕРЕД, НАЗАД Самостоятельная речь: 1. составление предложения «существ. + глагол + прямое дополнение»:   ДЕВОЧКА  ПЬЕТ  СОК,  МАМА  ВАРИТ  СУП 2. составление предложения  «существ. + глагол + дополнение, не совпад. в Вин  пад.  с  Им.» :  МАМА  ЧИТАЕТ  КНИГУ 3. ответ на вопрос «Что делает?» (подбор названий действий к названию предмета)  МАМА  ЧИТАЕТ, СЛУШАЕТ, ГОВОРИТ … 4. подбор названий предметов к названиям действий: ИДЕТ  … МАМА, ПАПА,  ДЕВОЧКА, ТЕТЯ, БРАТ …     СИДИТ… КОШКА, ПТИЧКА … 5. употребление возвратной формы глаголов: МОЕТСЯ, ПРИЧЕСЫВАЕТСЯ,  6. УЛЫБАЕТСЯ заучивание двустиший и четверостиший с договариванием слов:  ДОЖДИК,  ДОЖДИК, КАП­КАП­КАП, МОКРЫЕ  ДОРОЖКИ. НАМ НЕЛЬЗЯ  ИДТИ   ГУЛЯТЬ … 7. формирование слоговой структуры слова: отхлопывание слогов в словах  а) из  двух одинаковых слогов: ПАПА, МАМА; б) из трех открытых  слогов:  МАШИНА 8. формирование звукопроизношения – развитие слухового восприятия: выделение  слов из потока: ШАПКА, КОТ, НОС, ЗУБ, КОТ, РОТ, КОТ …; различение  близких по звучанию слов: УДОЧКА—УТОЧКА, расширение объема слуховой  памяти (2­3 ступенчатые инструкции, 3­4 картинки) 4 этап   ­­ предложения из нескольких слов Цель:    1. научить строить предложения из 3­5 слов 2. научить простейшему словоизменению существительных и глаголов 3. формировать навыки связной речи Понимание речи: 1. понимание падежных окончаний существительных 2. понимание прилагательных и наречий    Самостоятельная речь: закрепление конструкций предыдущего этапа 1. 2. составление предложения «существ. +   глагол. +  2 сущ в Вин и Дат  падежах»: КАТЯ ЧИТАЕТ  КНИГУ ОЛЕ;  МАМА ДАЕТ  КОНФЕТУ  ДОЧКЕ 3. составление предложения «существ. + глагол + 2 сущест в Вин и Тв падежах): МАМА  РЕЖЕТ  ХЛЕБ  НОЖОМ;  ПАПА  РУБИТ  ДРОВА  ТОПОРОМ 4. составление предложения по конструкции  «сущ + глагол + наречие» ТАНЯ   ПОЕТ  ГРОМКО 5. составление конструкции с предлогом У: У КОРОВЫ  РОГА;  У  ДЕВОЧКИ  КНИГА 6. составление конструкции с предлогом В:  ПОСТАВЬ  ИГРУШКИ  В  ШКАФ,  ИГРУШКИ  СТОЯТ  В  ШКАФУ      Игра «Что в кармане?» 7. составление конструкции с предлогом НА: ЦВЕТОК  СТОИТ  НА СТОЛЕ ;  МИША  КАТАЕТСЯ  НА  САНКАХ 8. составление конструкции с предлогом С:  ВОВА  ГУЛЯЕТ  С  СОБАКОЙ 9. составление конструкции  с предлогом К:  СОБАКА  ПОБЕЖАЛА  К  ВОВЕ 10. составление конструкций с предлогом ПОД: ПОД СТОЛ – ПОД СТОЛОМ 11. составление предложения  «сущ + глагол + инфинитив +1­2 существит в  косвенных падежах»  ВОВА  ХОЧЕТ  ИГРАТЬ В  МЯЧ  С  ТАНЕЙ 12. образование множественного числа существительных: СТУЛ – СТУЛЬЯ,  ЛИСТ  – ЛИСТЬЯ 13. образование уменьшительной формы существительных: ОГУРЕЦ – ОГУРЧИК  14. образование отрицательной формы глагола: ПОЙДУ ГУЛЯТЬ – НЕ  ПОЙДУ  ГУЛЯТЬ    («непослушные дети») 15. сопоставление глагольных форм: ЛЕЖИ – ЛЕЖИТ – ЛЕЖУ, МОЙ –МОЕТ­ МОЮ 16. образование инфинитива МАЛЬЧИК  КОПАЕТ  ПЕСОК И МЫ  БУДЕМ   КОПАТЬ 17. слоговая структура слова: проговаривание стечений – МНА, МНО, МНЕ … 18. постановка звуков 19. заучивание стихов (двустиший и четверостиший) 20. заучивание рассказов:   ПЕТУШОК  ПОЕТ. КУРИЦУ  С  ЦЫПЛЯТАМИ   ЗОВЕТ. ПЕТУШОК  ЗЕРНЫШКИ  НАШЕЛ. САМ  НЕ СЪЕЛ, ЦЫПЛЯТАМ   ОТДАЛ.    Или     ВОТ  НАША  КУХНЯ. НА  ПЛИТЕ ЧАЙНИК – ВСЕЙ   ПОСУДЫ  НАЧАЛЬНИК. В  НЕМ  ВОДА  КИПИТ.  БУДЕМ  ЧАЙ  ПИТЬ 5 этап   ­­ расширение объема предложения, сложное предложение Цель:  1. научить детей строить сложные предложения 2. продолжить работу над словоизменением 3. научить согласовывать местоимения и прилагательные с существительными      (для детей, владеющих фразовой речью с проявлениями аграмматизма) Самостоятельная речь: 1. образование словосочетаний  «наречие МНОГО + прилаг + сущ в Род пад»:   МНОГО  РАЗНОЦВЕТНЫХ  ШАРОВ 2. согласование местоимений с существит:  МОЙ  МЯЧ – МОЯ  КУКЛА – МОЕ   ВЕДРО 3. согласование прилагательных с существительными:  ГОЛУБАЯ  РЕКА – ГОЛУБОЕ ОЗЕРО – ГОЛУБОЙ  РУЧЕЙ 4. различение приставок в глаголах: УЕХАЛ – ДОЕХАЛ – ЗАЕХАЛ – ПЕРЕЕХАЛ –  ПОЕХАЛ – ОТЪЕХАЛ 5. составление конструкции с союзом А:  СНЕГ БЕЛЫЙ, А УГОЛЬ ЧЕРНЫЙ 6. составление предложений с однородными подлежащими БЕЛКА, ЗАЯЦ,  МЕДВЕДЬ, ЛОСЬ ЖИВУТ  В ЛЕСУ 7. составление предложений с однородными сказуемыми: ДЕТИ В  ШКОЛЕ   ЧИТАЮТ, ПИШУТ, СЧИТАЮТ, РИСУЮТ 8. составление предложений с однородными определениями: МОРКОВЬ  ВЫРОСЛА   БОЛЬШАЯ, ВКУСНАЯ, ОРАНЖЕВАЯ, СОЧНАЯ, СЛАДКАЯ 9. составление предложений с однородными дополнениями :  МАША НАРИСОВАЛА  ЛОШАДКУ, КОШКУ, КОЗУ, ПИРАМИДКУ 10. составление предложений с однородными обстоятельствами   СНЕГ  ЛЕЖИТ  НА   КРЫШАХ, НА  ЗЕМЛЕ, НА ДЕРЕВЬЯХ, НА ЗАБОРЕ 11. согласование местоимений с предлогом У:  У МЕНЯ, У НЕГО, У  НИХ 12. составление предложений с союзом А:  САША РИСУЕТ, А МАША ЧИТАЕТ  КНИГУ 13. составление предложений со словами СНАЧАЛА, ПОТОМ:   СНАЧАЛА  НАДО  НАДЕТЬ  ПАЛЬТО, А ПОТОМ  ВАРЕЖКИ 14. составление предложений с союзом ИЛИ: САША  ХОЧЕТ  РИСОВАТЬ  ИЛИ   ЛЕПИТЬ 15. составление предложений с союзом ПОТОМУ  ЧТО:  ВОВА  ЗАБОЛЕЛ,  ПОТОМУ  ЧТО  ПРОМОЧИЛ  НОГИ 16. составление предложений с союзом ЧТОБЫ:  Я  ВЗЯЛ  МЯЧ, ЧТОБЫ  ИГРАТЬ  В ФУТБОЛ     игра  «Что сказали по телефону» 17. образование притяжательных местоимений: ЗАЯЧИЙ  ХВОСТ,  БАБУШКИНЫ  18. образование относительных прилагательных:  ДЕРЕВО – ДЕРЕВЯННЫЙ 19.  образование прилагательных от наречий: БЫСТРО – БЫСТРЫЙ 20.  образование степеней сравнения прилагательных: ХОЛОДНЫЙ – ХОЛОДНЕЕ 21. образование однокоренных слов:  ЧАЙ – ЧАЙНИК – ЧАЕВНИЧАТЬ – ЧАЙНЫЙ –  ОЧКИ ЧАЕПИТИЕ 22. образование существительных от существительных: СОЛЬ – СОЛОНКА, ПЕРЕЦ –  ПЕРЕЧНИЦА 23. подбор многозначных слов: ЛИСИЧКИ, КОСА, КЛЮЧ 24. подбор антонимов – существительных, глаголов, прилагательных: ДЕНЬ – НОЧЬ,  ДНЕВНОЙ – НОЧНОЙ, ВСТАВАТЬ – САДИТЬСЯ 25. различение слов с оттенками значений  ­­ ИДЕТ – МАРШИРУЕТ 26. различение близких по значению слов:  РВЕТ  ­­ ЛОМАЕТ 27. замены глагольных форм в пересказе:  1 лицо ед и мн число на  3 лицо 28. образование глаголов будущего времени: ПИСАТЬ – БУДУ ПИСАТЬ – НАПИШУ 29. образование степеней сравнения от наречий: БЫСТРО – БЫСТРЕЕ, ВКУСНО –  ВКУСНЕЕ Сенсорная алалия Сенсорная алалия ­­   нарушение понимания речи вледствие нарушения работы речеслухового   анализатора,   что   возникает   при   поражении   височной   доли доминантного полушария       Проявления: ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, физический слух при этом  сохраненен при обследовании слуха с помощью аппаратуры обнаруживается слуховая  неустойчивость ( одинаковые сигналы то воспринимаются, то нет) – делают 8­10  аудиограмм для постановки окончательного диагноза не формируется связь между словом и предметом (действием) – замыкательная акупатия гиперакузия  ­ повышенная чувствительность к звукам, безразличным для  окружающих (шуршание листьев, спичек в коробке, бумаги, скрип, капание  воды) Здоровые люди реагируют на них в период утомленности и крайнего  раздражения. У алаликов – беспокойство, плач, крутят головой, показывают на  уши – сверхраздражители Психофизические и речевые особенности при сенсорной алалии – от полного  непонимания речи до понимания отдельных обиходных слов и предложений:  большую роль в понимании речи играет ситуация (понимают не отдельные слова, а  фразу в ситуации  при определенном порядке слов в предложении  ухудшение понимания при изменении темпа речи говорящего  улучшение понимания при многократном  медленном повторении  трудности  во включении, переключении и распределении слухового внимания (не  сразу реагируют на речь, замедленность слухового восприятия)  улучшение понимания после проговаривания (подкрепление собственными   кинезиями)  улучшение понимания,  если алалик смотрит на говорящего  улучшение понимания при общении с матерью Речь при сенсорной алалии:  из­за непонимания речи окружающих невозможность или грубое искажение   собственной речи  двигательное беспокойство, трудности поведения  дети мало пользуются  жестами и мимикой   реагируют на интонацию, не понимания смысла  игру сопровождают модулированным лепетом  логорея – бессвязное  воспроизведение всех  известных ребенку слов  эхолалия ­­  повторение обращенной речи  при появлении первых слов: ошибки в ударении замены     искажения структуры            не фиксированного характера (каждый раз дру                                                        гая ошибка     высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме              В целом речь ребенка при сенсорной алалии может быть охарактеризована  как повышенная речевая активность  на фоне пониженного внимания к речи   окружающих и отсутствия контроля за собственной речью.                   Методика  логопедического воздействия при  сенсорной                     алалии  Основные направления коррекции:  сознательный анализ состава речи  развитие фонематического восприятия  понимание речевых структур Основной принцип коррекционной работы:  последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка + специфическое лечение, стимулирующее  созревание клеток коры головного мозга 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Строгая организация звукового и речевого режима (т.к беспорядочная  слуховая нагрузка  задерживает развитие речи)  определяют часы и дни отдыха  ограничивают излишнее общение  исключают воздействие звуковых аппаратов: телефон, радио,  телевизор  щадящий звуковой режим  + ситуация зрительного и слухового  голода («темная комната») – для повышения восприимчивости к  звукам привлечение внимания ребенка  (попасть в поле его зрения, повернуть к  себе, взять за руку) стук карандаша) пробуждение интереса к звукам окружающего мира и речевым звукам различение шумов, звуков неречевого характера (звон ложки в стакане,  развитие направленного внимания и работоспособности – вкладыши,  разрезные картинки, палочки, мозаика – сортировка, классификация по цвету,  форме, величине и т.д.) развитие зрительной и двигательной подражаемости : «ладушки»,  «сорока» развитие потребности общения, мотивации общения различение звучащих игрушек  и инструментов (Ребенок наблюдает за  действием логопеда, делает действие сам, закрывает глаза (по жесту), различает  источник звука) Секрет:  в работе избегают хлопков в ладоши, топанья по полу, стука по  столу, т.к. в этих случаях воспринимается не звучание, а вибрация 9. введение в шумовой ряд сильного речевого звука (а,р,у), который связывается с  предметом или явлением 10. нормализация работоспособности, поведения, деятельности (копирование  действий, подчинение неречевым инструкциям) 11. выработка условных связей между словом и предметом или его изображением:  УУУ­ паровоз, РРР­ собака, МУУУ­ корова 12. различение слогов: АУ­­УА­­АМ;  МА—ПА­­НА—ТА 13. различение слов (с помощью двигательного, зрительного и тактильного  подкрепления) – ребенок показывает картинку и выполняет движение 14. различение характера звука, источника звучания, его локализации 15. предметно­практические действия – не только повторение слова, а умение  выполнить  действие с предметом по словесной инструкции: ВЫПЕЙ  МОЛОКО ИЗ  БУТЫЛКИ, ПОДУЙ  НА  МОЛОКО, НАЛЕЙ МОЛОКО 16. понимание стандартных фраз (слова произносятся в определенном порядке с  неизменной интонацией и носят обиходно­бытовой характер –  при общении с одним человеком  при общении с разными людьми  при определенной ситуации  с опорой на мимику, жест развитие фонематического слуха формирование собственной речи (не повторять и не заучивать фразы, а  ставить ребенка в ситуацию мыслительных задач) формирование понимания логических, грамматических и тематических  групп слов: посуда, мебель 17. 18. 19.  мытье рук, мыло, полотенце, вода, мыть, вытирать  летит – летят 20. конкретизация понятий (цвет – красный, синий …, вкус – соленый, сладкий…) 21. раннее обучение грамоте              Возможность полной ликвидации сенсорной алалии исследователями ставится под  сомнение. Прогноз неопределенный. Результат зависит от  состояния слуховой чувствительности  времени и характера проводимого лечения  коррекционно­воспитательного воздействия  возраста и интеллекта ребенка

Методика логопедического воздействия при алалии

Методика  логопедического воздействия при  алалии

Методика логопедического воздействия при алалии

Методика  логопедического воздействия при  алалии

Методика логопедического воздействия при алалии

Методика  логопедического воздействия при  алалии

Методика логопедического воздействия при алалии

Методика  логопедического воздействия при  алалии

Методика логопедического воздействия при алалии

Методика  логопедического воздействия при  алалии

Методика логопедического воздействия при алалии

Методика  логопедического воздействия при  алалии

Методика логопедического воздействия при алалии

Методика  логопедического воздействия при  алалии

Методика логопедического воздействия при алалии

Методика  логопедического воздействия при  алалии

Методика логопедического воздействия при алалии

Методика  логопедического воздействия при  алалии

Методика логопедического воздействия при алалии

Методика  логопедического воздействия при  алалии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2017