Методика решения составных задач по математике в начальной школе на примере конкретной задачи
Оценка 4.9

Методика решения составных задач по математике в начальной школе на примере конкретной задачи

Оценка 4.9
Работа в классе +1
doc
математика
3 кл—4 кл
18.01.2017
Методика решения составных задач по математике в начальной школе на примере конкретной задачи
задача: В первый день школьники собрали 190 кг винограда, во второй -на 20 кг меньше, чем в первый день. Из всего винограда приготовили изюм. Сколько кг изюма получилось, если он составляет четвертую часть от всего свежего винограда?данная методика показывает полное решение задачи. Включает подготовительный этап. Запись условия задачи (краткая, словесная, по таблице).поиск пути решения задачи и составление плана решения задачи.запись решения и ответа.проверку решения задачи. творческую работу над задачей. материал будет полезен для учителей начальной школызадача
В первый день школьники собрали 190 кг винограда.doc
В первый день школьники собрали 190 кг винограда, во второй ­на 20 кг меньше, чем в первый день. Из всего винограда приготовили изюм. Сколько кг изюма получилось, если он составляет четвертую часть от всего свежего винограда? 1.Подготовительный этап. На этом этапе к решению задачи полезно решить такую задачу: В столовую привезли абрикосы. Из них на компот взяли 3 килограмма, а на варенье в 3 раза больше. Сколько всего абрикос привезли в столовую? ­Сколько   взяли   абрикос   на   компот?  (3  кг.),   а   на   варенье?   (в  3  раза больше).  ­Что получим в итоге? ­3 * 3 = 9 (взяли абрикос на варенье) ­В задаче спрашивается: сколько всего абрикос привезли в столовую? ­Как узнаем? (3 + 9 = 12 ­всего в столовую привезли абрикос). Можно решить и такую задачу. Положите в первую вазу 5 яблок, а во вторую­на 2 яблока больше. ­Сколько яблок положили во 2­ю вазу? (7) На сколько яблок больше во второй вазе? (на 2) ­Что можно сказать о числе яблок в первой вазе? (их меньше) ­Сколько   яблок   не   хватает   в   первой   вазе,   чтобы   их   стало   столько, сколько во второй вазе? (2 яблока) ­На сколько яблок в первой вазе меньше? (на 2). Значит, если во второй вазе на 2 яблока больше, чем в первой, то в первой вазе на 2 яблока меньше, чем во второй. Можно решить и такую задачу. Положите на стол красные и желтые квадраты в два ряда так, чтобы красных квадратов было 4 и чтобы их было на 2 меньше, чем желтых. ­Сколько желтых квадратов положили? (6) ­Как вы узнали, что надо положить 6 желтых квадратов? (к 4 прибавили 2). В   задаче   сказано,   «на   2   меньше»,   а   вы   прибавляли.   Почему?   (на   2 меньше красных квадратов, значит, желтых на 2 больше. Чтобы найти число желтых квадратов, надо к 4 прибавить 2). 2.Знакомство с условием задачи. Краткая запись. При   чтении   текста   задачи   ученик   должен   представить   ту   ситуацию, которая там описана. Новую задачу читает учитель, затем ученики. После чтения задачи учитель задает вопросы, на которые ученики должны ответить? ­ О чем идет речь в задаче? (о винограде). ­Сколько винограда собрали в 1­й день? (190 кг.) ­Сколько винограда собрали в 2­й день? (на 20 кг меньше) ­Что спрашивается в задаче? (Сколько кг изюма получилось, если он составляет четвертую часть от всего свежего винограда?) Учитель делает краткую запись условия на доске. Виды краткой записи на доске: 1.Словесная: Собрали в 1 день – 190 кг.  Собрали во 2 день – на 20 кг меньше Изюм­1/4. 2.В виде таблицы. 1 день 190 кг Сбор винограда 2 день На 20 кг меньше 1/4 Изюм ? кг 3.Поиск пути решения задачи и составление плана решения задачи. Аналитический способ  Учитель: Что спрашивается в задаче? Ученик: Сколько кг изюма получилось, если он составляет четвертую часть от всего свежего винограда? Учитель: Что надо знать, чтобы ответить на вопрос? Ученик: Сколько собрали винограда в 1и во 2 день Учитель: Какие из этих величин мы знаем? Ученик: Сколько собрали винограда в 1 день? Учитель: А что не знаем? Ученик: Сколько кг винограда собрали во 2 день Учитель:   Чтобы   узнать,   сколько   собрали   винограда   во   2   день,   что сначала надо узнать? Ученик: вес винограда в 1 и во 2 день. Учитель: Что знаем по условию? Ученик: Какую часть от всего винограда составлял изюм. Учитель: Какие величины знаем? Ученик: все. Составление учениками плана решения задачи. Сколько действий включает задача?  Что мы узнаем первом действии? Каким действием? Что мы узнаем во втором действии? Каким действием? Что мы узнаем в третьем действии? Каким действием? Синтетический способ Учитель: Что означает число 190? Ученик: Сколько кг собрали винограда в 1 день. Учитель: Что означает число 20? Ученик: На сколько меньше собрали кг винограда во 2 день.  Учитель: Зная, сколько собрали винограда в 1 день, на какой вопрос можем ответить? Ученик: Сколько собрали винограда во 2 день. Учитель: Каким действием узнаем? Ученик: Вычитанием. Учитель: Зная, сколько собрали винограда в 1 и 2 день, на какой вопрос можем ответить? Ученик: Общий вес винограда, собранного за 1 и 2 день Учитель: Каким действием узнаем? Ученик: Сложением. Учитель:Что означает четвертая часть? Ученик: изюм от всего собранного винограда Учитель: Зная вес винограда, собранного за 1 и 2 день и часть, которую составлял изюм, на какой вопрос можем ответить? Ученик:Сколько кг изюма получилось. Учитель: Каким действием узнаем? Ученик: Делением Учитель: Прочитайте вопрос задачи. Ученик: Сколько кг изюма получилось? Учитель: Мы ответили на него? Ученик: Да. 4. Запись решения и ответа. Запись идет в виде действий без пояснений. 1) 190­20=170 (кг) 2) 190+170=360 (кг) 3) 360: 4=90 (кг) Ответ: 90 кг изюма получилось. Запись решения задачи в виде отдельного действия с пояснениями. 1) 190­20=170 (кг)­собрали винограда во 2 день 2)190+170=360 (кг)­всего собрали винограда в 1 и во 2 день 3)360: 4=90 (кг)­получилось изюма Ответ: 90 кг изюма получилось. Запись решения задачи в виде отдельных действий с вопросами к ним. 1) Сколько кг собрали винограда во 2 день? 190­20=170 (кг) 2) Сколько кг собрали винограда в 1 и во 2 день? 190+170=360 (кг) 3) Сколько кг получилось изюма? 360: 4=90 (кг) Ответ: 90 кг изюма получилось. 5.Проверка решения задачи. Составление и решение задачи, обратной данной. 1) Школьники собирали виноград. Известно, что из винограда, который они собрали в 1 и во 2 день, получилось 90 кг. Изюма, это четвертая часть от всего собранного винограда. Сколько всего кг винограда собрали школьники? 90*4=360 (кг). Ответ: 360 кг винограда собрали. 2) Школьники собрали за два дня 360 кг. Винограда. Из него получилось 90 кг. Изюма. Какую часть составлял изюм от всего свежего винограда? 360: 90=4 (ч) Ответ: 4 часть. 6.Творческая работа над задачей. К творческой работе над задачей можно отнести задания типа: 1.Исследование решенной задачи. Может ли быть получено 90 кг изюма? (Может) Может ли быть 360 кг изюма? (Нет) 2.Работа над задачами с недостающими данными. В первый день школьники собрали 190 кг винограда, во второй ­намного меньше, чем в первый день. Из всего винограда приготовили изюм. Сколько кг изюма   получилось,   если   он   составляет   четвертую   часть   от   всего   свежего винограда? 3.Постановка   вопроса   к   данному   условию   задачи   или   изменение вопроса. В первый день школьники собрали 190 кг винограда, во второй ­на 20 кг меньше,   чем   в   первый   день.   Из   всего   винограда   приготовили   изюм.   Изюм составляет четвертую часть от всего свежего винограда. Поставь вопрос к задаче. 4.Подбор числовых данных к задаче. В первый день школьники собрали … кг винограда, во второй ­на … кг меньше, чем в первый день. Из всего винограда приготовили изюм. Сколько кг изюма получилось, если он составляет … часть от всего свежего винограда? 5.Составление задач, аналогичных данной, по краткой записи условия, выражению. а. Вставь числа в выражение вместо точек и составь задачи, решение которых записано с помощью этих выражений: (… * …)­…)* …; …  * …  :    …  *…; б. Расставить в примерах знаки «+», «—», «:» или «*» вместо точек так, чтобы записи были верными.  190  … 20=170  190 …170=360  360 … 4=90  в.В магазине было 45 глубоких и мелких тарелок. Глубоких тарелок в 4 раза   больше,   чем   мелких.   Сколько   глубоких   и   мелких   тарелок   было  в магазине? Выбери ответ: Г      15  6  36  12 М     30  24  9  3 г. Придумай задачу, не имеющую решения.

Методика решения составных задач по математике в начальной школе на примере конкретной задачи

Методика решения составных задач по математике в начальной школе на примере конкретной задачи

Методика решения составных задач по математике в начальной школе на примере конкретной задачи

Методика решения составных задач по математике в начальной школе на примере конкретной задачи

Методика решения составных задач по математике в начальной школе на примере конкретной задачи

Методика решения составных задач по математике в начальной школе на примере конкретной задачи

Методика решения составных задач по математике в начальной школе на примере конкретной задачи

Методика решения составных задач по математике в начальной школе на примере конкретной задачи

Методика решения составных задач по математике в начальной школе на примере конкретной задачи

Методика решения составных задач по математике в начальной школе на примере конкретной задачи

Методика решения составных задач по математике в начальной школе на примере конкретной задачи

Методика решения составных задач по математике в начальной школе на примере конкретной задачи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017
Посмотрите также: