Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике в современных образовательных условиях
Оценка 4.6

Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике в современных образовательных условиях

Оценка 4.6
Подготовка к тестированию +1
docx
математика
9 кл—11 кл
11.06.2018
Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике в современных образовательных условиях
Все обучающиеся после окончания основной или старшей школы сдают выпускные экзамены. Итоговая аттестация по математике проходит в формате ГИА, в связи с чем у учителя и обучающихся увеличивается умственная и физическая нагрузка. Автор статьи делится своими методами и формами подготовки обучающихся к итоговой аттестации для улучшения качества обучения.
Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике.docx
ХОХЛОВА Ирина Владимировна, учитель математики ГБОУ СОШ № 347  Невского района Россия, г. Санкт­Петербург Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике в современных образовательных условиях  (из опыта работы) Подготовить   обучающихся   к   ГИА   (государственной   итоговой аттестации) как в 11 классе, так и в 9 – это сложный и ответственный процесс. Учитель, который работает в выпускном классе, берет на себя определенный груз   ответственности,   поэтому   должен   подходить   к   процессу   подготовки обучающихся   к   экзамену   очень   серьезно.   За   многолетнюю   педагогическую практику каждый учитель нарабатывает свои способы и формы подготовки выпускников,   учитывая   предыдущие   ошибки   и   недоработки.   Естественно, работа в различных классах отличается! Это зависит от уровня подготовки ребят, от их способностей и желания работать самостоятельно.  В свете новых требований к преподавательской работе согласно ФГОС МОиН РФ, большое внимание уделяется самообразованию. И это очень важно, т. к. это в дальнейшем поможет ребятам лучше подготовиться к экзамену, обращая внимание и отрабатывая именно те темы, усвоение которых вызвало   Но   если   обучающиеся   не   приучены   к наибольшие   трудности.   самостоятельной работе, то при подготовке к ГИА надо больше внимания уделять   совместной   работе   с   учителем.   В   любом   случае   педагог   обязан держать под контролем процесс подготовки всех обучающихся к экзамену. Некоторые   учителя   считают,   что   большое   количество   проверочных работ отвлекает школьников от самостоятельной подготовки к аттестации. Однако,   мы   считаем,   что   систематическое   проведение   разнообразных проверочных   работ   –   «пятиминуток»   заставляет   обучающихся   больше внимания   уделять   повторению   всех   тем,   а   также   углубленно   повторять определенные темы, усвоение которых вызывает трудности. Опираясь   на   опыт   работы,   складывается   определенная   система подготовки школьников к итоговой аттестации. Прежде всего учителю при подготовке   детей   в   экзамену   необходимо   начать   с   себя   –   это   первое направление   деятельности   педагога.   Следует   периодически   обучаться   на курсах   повышения   квалификации,   в   том   числе   по   подготовке   к   ГИА, принимать   активное   участие   в   научно­практических   конференциях   и практико­ориентированных   семинарах   учителей   математики   для   обмена педагогическим опытом, изучать специальную методическую литературу по подготовке   к   экзамену,   а   также   анализировать   и   систематизировать современную литературу, в которой предложены задания  (и их подробные решения) для подготовки школьников к экзамену. Следует ежегодно изучать документацию   по   государственной   итоговой   аттестации,   контролировать введение новых требований к ГИА. Второе   направление   –   это   работа   с   родителями.   На   первом родительском собрании всегда необходимо советовать родителям (законным представителям)   обучающихся   специальную   литературу   (учебники, «решебники», тетради с различными тестовыми заданиями и т.п.), а также те сайты, которые помогут детям при подготовке к экзамену.  Для реализации законных прав школьников на получение информации необходимо   познакомить   родителей   (законных   представителей)   с информационными источниками: специальная литература, Интернет­ресурсы и   Сайты   с   положением   об   итоговой   аттестации,   образцами   бланков, инструкциями   по   их   заполнению,   правилами   поведения   на   ГИА,   правами обучающихся во время проведения ГИА, порядком проведения апелляции, советами   обучающимся   и   их   родителям,   демонстрационными   вариантами, кодификаторами, спецификациями и т.д. На   родительских   собраниях   надо   информировать   родителей   о структуре и содержании КИМов (контрольно ­ измерительных материалов), о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ГИА и уровне готовности каждого обучающегося. Подробная информация для школьников и их родителей (законных представителей) располагается в кабинете математики на специальном стенде по подготовке к ГИА. Сама   подготовка   школьников   включает   в   себя   несколько   этапов. Первый этап начинается еще в 5 классе, когда дети учатся выполнять одни и те   же   задания,   но   сформулированные   по­разному.   Необходимо   научить школьников правильно читать задание и сводить к уже известному алгоритму решения. Второй этап – на протяжении следующих лет обучения, выполняя задания на уроках, необходимо решать задания, которые бывают предложены на экзамене, но которых нет в учебнике. На уроке не всегда хватает времени на   повторение,   поэтому   очень   важно   проводить   различные   факультативы, дополнительные   занятия,   приучать   детей   к   тестовым   работам,   где записывается только ответ. Третий этап – в конце 8 и 10 классов обязательно надо   проводить   проверочные   работы   в   формате   ГИА,   которые   выявят пробелы и помогут учителю построить свою работу так, чтобы это помогло именно данному классу. Четвёртый этап – работу по подготовке к экзамену в 9 и в 11 классах можно проводить по одному сценарию, если классы одного уровня. В соответствии с уровнем класса можно менять те или иные этапы работы. Поскольку мы провели большую работу в предыдущих классах, то в 9 и   в   11   классе   необходимо,   начиная   со   второй   недели   обучения,   начинать проводить   проверочные   «пятиминутки»   (задания   на   5­8   минут).   Самое главное, дать обучающимся правильную  установку  на то, что проверочные работы   –   это   системная   и   ежедневная   часть   урока   математики,   и воспринимать их нужно без стрессов и неврозов, а наоборот, с пониманием нужности и важности повторения и закрепления пройденного материала для успешной сдачи ГИА. Необходимо за неделю до проверочной работы озвучить три темы, на которые будет проведена «пятиминутка», и ребята начинают самостоятельно готовиться   к   работе   по   заданным   темам.   На   дополнительном   уроке математики   или   на   элективе   обязательно   вместе   повторяем   те   вопросы, которые   вызвали   затруднение   при   самоподготовке   к   проверочной   работе. Работа выполняется на черновике, а учителю сдаются только ответы. У ребят нет   возможности   списать,   т.   к.   у   каждого   ­     свой   вариант.   Такая   работа пишется быстро и проверяется легко. Таким образом мы работаем все первое полугодие.  Подобные «пятиминутки» требуют большой подготовки учителя, но их в дальнейшем можно использовать и при работе с другими классами. Такие методические   разработки   и   составляют   методическую   копилку   учителя математики – и они себя оправдывают! Приведем пример: Работа для 9  класса. 1. На рисунке изображён график квадратичной функции y=f(x). Какие из следующих утверждений о данной функции неверны?  Запишите их номера. 1) f(x)<0 при x<1 2) Наибольшее значение функции равно 3 3) f(0)>f(4) 2. Решите неравенство  В ответе укажите номер правильного варианта. . 1)  2)  3)  4) 3.  В одной вазе 12 конфет, 4 из которых с фруктовой начинкой, а в другой  вазе 8 конфет, 6 из которых с фруктовой начинкой. Из каждой вазы взяли  по одной конфете. Какова вероятность того, что обе конфеты с  фруктовой начинкой? Работа для 11 класса. 1.   Набор стаканов стоит 250 руб. Какое наибольшее число наборов можно купить на 2000руб. во время распродажи, когда скидка составит 30%? 2.  На графике показан процесс разогрева двигателя легкового автомобиля при температуре окружающего воздуха  время в минутах, прошедшее от запуска двигателя, на оси ординат­ температура двигателя в градусах Цельсия. Определите, сколько минут  двигатель нагревался от температуры 60о до температуры 90о? . На оси абсцисс откладывается  3. Решить уравнение:     1 32 9 x    2 *   *   *   *   *   *   * Отметка за такие «пятиминутки» ставиться не сразу, а после написания трех   работ.   Таким   образом   оценивается   выполнение   девяти   заданий.   Со временем   задания   постепенно   усложняются,   изменяются,   обновляются   –   в итоге школьники повторяют и отрабатывают все темы, которые включены в итоговую аттестацию. На протяжении первого полугодия дети, в зависимости от уровня класса, еще пишут две­три репетиционные работы.  Со второго полугодия работа меняется. Самостоятельные работы уже включают   в   себя   не   легкие   задания   по   трем   разным   темам,   а   проводится работа   по   одной   теме   (8­10   заданий)   разного   уровня   сложности.   Система работы та же – ребята решают задания на черновике и записывают только ответ.   На   дополнительном   уроке   в   9   классе   начинаем   отрабатывать   более сложные задания, которые включены во вторую часть экзамена. В 11 классе вторую часть экзамена отрабатываем на элективе уже начиная с 10 класса.  Если   класс   разноуровневый,   то   на   дополнительных   уроках   необходимо охватывать   как   сильных   обучающихся,   с   которыми   разбираем   задания повышенной   сложности,  так   и   слабоуспевающих   обучающихся,  с  которыми отрабатываем базовые знания, умения и навыки.  В   конце   учебного   года,  в  IV  четверти,  если   дети   активно,  системно, структурированно и качественно поработали, остается только проверять, как готовы   обучающиеся   в   экзамену.   Один   раз   в   неделю   учителю   необходимо проводить проверочные работы на два урока. Работа выполняется на бланках, что   позволяет   ребятам   потренироваться   в   правильном   заполнении экзаменационных документов. На уроках школьники продолжают повторять материал, акцентируя внимание на те задания, в которых они делают наиболее частые ошибки или которые вызывают вопросы. В   своей   работе   учитель   математики   должен   активно   использовать мультимедийную аппаратуру, информационно­коммуникационные технологии (цифровые образовательные ресурсы, Интернет­ресурсы и т.д.), которые очень эффективно помогают в подготовке к экзамену и педагогу, и обучающимся.  Такая работа позволяет учителю математики качественно подготовить ребят к экзаменам. Но максимально положительная динамика при изучении математики   и   сдачи   ГИА   происходит   за   счет   высокого   профессионализма, хорошо   сорганизованной   работы   обучающихся,   педагога   и   родителей (законных представителей), активного внедрения новейших ИКТ­технологий, интерактивного обучения, а также авторских педагогических методов приемов коллективного обучения и индивидуальной работы. Список литературы: 1.  Дорофеев Г. В., Шестакова С. А. Пособие «ЕГЭ – 2017. Математика», Москва, ЭКСМО, 2016 2. Мирошин   В.   В.   Пособие   "ОГЭ   2017,   математика,   тренировочные задания" ЭКСМО, Москва, 2017. Интернет ресурсы: 1. «alexlarin.net» 2. Гущин Д. «Решу ЕГЭ», «Сдам ОГЭ» 3. On­line  тесты ГИА 9 класс, 11 класс

Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике в современных образовательных условиях

Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике в современных образовательных условиях

Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике в современных образовательных условиях

Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике в современных образовательных условиях

Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике в современных образовательных условиях

Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике в современных образовательных условиях

Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике в современных образовательных условиях

Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике в современных образовательных условиях

Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике в современных образовательных условиях

Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике в современных образовательных условиях

Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике в современных образовательных условиях

Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике в современных образовательных условиях

Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике в современных образовательных условиях

Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике в современных образовательных условиях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2018