Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике в современных образовательных условиях
Оценка 4.6
Подготовка к тестированию +1
docx
математика
9 кл—11 кл
11.06.2018
Все обучающиеся после окончания основной или старшей школы сдают выпускные экзамены. Итоговая аттестация по математике проходит в формате ГИА, в связи с чем у учителя и обучающихся увеличивается умственная и физическая нагрузка. Автор статьи делится своими методами и формами подготовки обучающихся к итоговой аттестации для улучшения качества обучения.
Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике.docx
ХОХЛОВА Ирина Владимировна,
учитель математики ГБОУ СОШ № 347
Невского района
Россия, г. СанктПетербург
Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике
в современных образовательных условиях
(из опыта работы)
Подготовить обучающихся к ГИА (государственной итоговой
аттестации) как в 11 классе, так и в 9 – это сложный и ответственный процесс.
Учитель, который работает в выпускном классе, берет на себя определенный
груз ответственности, поэтому должен подходить к процессу подготовки
обучающихся к экзамену очень серьезно. За многолетнюю педагогическую
практику каждый учитель нарабатывает свои способы и формы подготовки
выпускников, учитывая предыдущие ошибки и недоработки. Естественно,
работа в различных классах отличается! Это зависит от уровня подготовки
ребят, от их способностей и желания работать самостоятельно.
В свете новых требований к преподавательской работе согласно ФГОС
МОиН РФ, большое внимание уделяется самообразованию. И это очень важно,
т. к. это в дальнейшем поможет ребятам лучше подготовиться к экзамену,
обращая внимание и отрабатывая именно те темы, усвоение которых вызвало
Но если обучающиеся не приучены к
наибольшие трудности.
самостоятельной работе, то при подготовке к ГИА надо больше внимания
уделять совместной работе с учителем. В любом случае педагог обязан
держать под контролем процесс подготовки всех обучающихся к экзамену.
Некоторые учителя считают, что большое количество проверочных
работ отвлекает школьников от самостоятельной подготовки к аттестации.
Однако, мы считаем, что систематическое проведение разнообразных
проверочных работ – «пятиминуток» заставляет обучающихся больше внимания уделять повторению всех тем, а также углубленно повторять
определенные темы, усвоение которых вызывает трудности.
Опираясь на опыт работы, складывается определенная система
подготовки школьников к итоговой аттестации. Прежде всего учителю при
подготовке детей в экзамену необходимо начать с себя – это первое
направление деятельности педагога. Следует периодически обучаться на
курсах повышения квалификации, в том числе по подготовке к ГИА,
принимать активное участие в научнопрактических конференциях и
практикоориентированных семинарах учителей математики для обмена
педагогическим опытом, изучать специальную методическую литературу по
подготовке к экзамену, а также анализировать и систематизировать
современную литературу, в которой предложены задания (и их подробные
решения) для подготовки школьников к экзамену. Следует ежегодно изучать
документацию по государственной итоговой аттестации, контролировать
введение новых требований к ГИА.
Второе направление – это работа с родителями. На первом
родительском собрании всегда необходимо советовать родителям (законным
представителям) обучающихся специальную литературу (учебники,
«решебники», тетради с различными тестовыми заданиями и т.п.), а также те
сайты, которые помогут детям при подготовке к экзамену.
Для реализации законных прав школьников на получение информации
необходимо познакомить родителей (законных представителей) с
информационными источниками: специальная литература, Интернетресурсы
и Сайты с положением об итоговой аттестации, образцами бланков,
инструкциями по их заполнению, правилами поведения на ГИА, правами
обучающихся во время проведения ГИА, порядком проведения апелляции,
советами обучающимся и их родителям, демонстрационными вариантами,
кодификаторами, спецификациями и т.д. На родительских собраниях надо информировать родителей о
структуре и содержании КИМов (контрольно измерительных материалов), о
процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки
к ГИА и уровне готовности каждого обучающегося. Подробная информация
для школьников и их родителей (законных представителей) располагается в
кабинете математики на специальном стенде по подготовке к ГИА.
Сама подготовка школьников включает в себя несколько этапов.
Первый этап начинается еще в 5 классе, когда дети учатся выполнять одни и
те же задания, но сформулированные поразному. Необходимо научить
школьников правильно читать задание и сводить к уже известному алгоритму
решения. Второй этап – на протяжении следующих лет обучения, выполняя
задания на уроках, необходимо решать задания, которые бывают предложены
на экзамене, но которых нет в учебнике. На уроке не всегда хватает времени
на повторение, поэтому очень важно проводить различные факультативы,
дополнительные занятия, приучать детей к тестовым работам, где
записывается только ответ. Третий этап – в конце 8 и 10 классов обязательно
надо проводить проверочные работы в формате ГИА, которые выявят
пробелы и помогут учителю построить свою работу так, чтобы это помогло
именно данному классу. Четвёртый этап – работу по подготовке к экзамену
в 9 и в 11 классах можно проводить по одному сценарию, если классы одного
уровня. В соответствии с уровнем класса можно менять те или иные этапы
работы. Поскольку мы провели большую работу в предыдущих классах, то в 9
и в 11 классе необходимо, начиная со второй недели обучения, начинать
проводить проверочные «пятиминутки» (задания на 58 минут). Самое
главное, дать обучающимся правильную установку на то, что проверочные
работы – это системная и ежедневная часть урока математики, и
воспринимать их нужно без стрессов и неврозов, а наоборот, с пониманием нужности и важности повторения и закрепления пройденного материала для
успешной сдачи ГИА.
Необходимо за неделю до проверочной работы озвучить три темы, на
которые будет проведена «пятиминутка», и ребята начинают самостоятельно
готовиться к работе по заданным темам. На дополнительном уроке
математики или на элективе обязательно вместе повторяем те вопросы,
которые вызвали затруднение при самоподготовке к проверочной работе.
Работа выполняется на черновике, а учителю сдаются только ответы. У ребят
нет возможности списать, т. к. у каждого свой вариант. Такая работа
пишется быстро и проверяется легко. Таким образом мы работаем все первое
полугодие.
Подобные «пятиминутки» требуют большой подготовки учителя, но их
в дальнейшем можно использовать и при работе с другими классами. Такие
методические разработки и составляют методическую копилку учителя
математики – и они себя оправдывают!
Приведем пример:
Работа для 9 класса.
1. На рисунке изображён график квадратичной функции y=f(x).
Какие из следующих утверждений о данной
функции неверны?
Запишите их номера.
1) f(x)<0 при x<1
2) Наибольшее значение функции равно 3
3) f(0)>f(4)
2. Решите неравенство
В ответе укажите номер правильного варианта.
.
1)
2)
3)
4) 3. В одной вазе 12 конфет, 4 из которых с фруктовой начинкой, а в другой
вазе 8 конфет, 6 из которых с фруктовой начинкой. Из каждой вазы взяли
по одной конфете. Какова вероятность того, что обе конфеты с
фруктовой начинкой?
Работа для 11 класса.
1. Набор стаканов стоит 250 руб. Какое
наибольшее число наборов можно купить
на 2000руб. во время распродажи, когда
скидка составит 30%?
2. На графике показан процесс разогрева
двигателя легкового автомобиля при
температуре окружающего воздуха
время в минутах, прошедшее от запуска двигателя, на оси ординат
температура двигателя в градусах Цельсия. Определите, сколько минут
двигатель нагревался от температуры 60о до температуры 90о?
. На оси абсцисс откладывается
3. Решить уравнение:
1
32
9
x
2
* * * * * * *
Отметка за такие «пятиминутки» ставиться не сразу, а после написания
трех работ. Таким образом оценивается выполнение девяти заданий. Со
временем задания постепенно усложняются, изменяются, обновляются – в
итоге школьники повторяют и отрабатывают все темы, которые включены в
итоговую аттестацию. На протяжении первого полугодия дети, в зависимости
от уровня класса, еще пишут дветри репетиционные работы.
Со второго полугодия работа меняется. Самостоятельные работы уже
включают в себя не легкие задания по трем разным темам, а проводится
работа по одной теме (810 заданий) разного уровня сложности. Система
работы та же – ребята решают задания на черновике и записывают только
ответ. На дополнительном уроке в 9 классе начинаем отрабатывать более сложные задания, которые включены во вторую часть экзамена. В 11 классе
вторую часть экзамена отрабатываем на элективе уже начиная с 10 класса.
Если класс разноуровневый, то на дополнительных уроках необходимо
охватывать как сильных обучающихся, с которыми разбираем задания
повышенной сложности, так и слабоуспевающих обучающихся, с которыми
отрабатываем базовые знания, умения и навыки.
В конце учебного года, в IV четверти, если дети активно, системно,
структурированно и качественно поработали, остается только проверять, как
готовы обучающиеся в экзамену. Один раз в неделю учителю необходимо
проводить проверочные работы на два урока. Работа выполняется на бланках,
что позволяет ребятам потренироваться в правильном заполнении
экзаменационных документов. На уроках школьники продолжают повторять
материал, акцентируя внимание на те задания, в которых они делают наиболее
частые ошибки или которые вызывают вопросы.
В своей работе учитель математики должен активно использовать
мультимедийную аппаратуру, информационнокоммуникационные технологии
(цифровые образовательные ресурсы, Интернетресурсы и т.д.), которые очень
эффективно помогают в подготовке к экзамену и педагогу, и обучающимся.
Такая работа позволяет учителю математики качественно подготовить
ребят к экзаменам. Но максимально положительная динамика при изучении
математики и сдачи ГИА происходит за счет высокого профессионализма,
хорошо сорганизованной работы обучающихся, педагога и родителей
(законных представителей), активного внедрения новейших ИКТтехнологий,
интерактивного обучения, а также авторских педагогических методов приемов
коллективного обучения и индивидуальной работы.
Список литературы: 1.
Дорофеев Г. В., Шестакова С. А. Пособие «ЕГЭ – 2017. Математика»,
Москва, ЭКСМО, 2016
2. Мирошин В. В. Пособие "ОГЭ 2017, математика, тренировочные
задания" ЭКСМО, Москва, 2017.
Интернет ресурсы:
1. «alexlarin.net»
2. Гущин Д. «Решу ЕГЭ», «Сдам ОГЭ»
3. Online тесты ГИА 9 класс, 11 класс
Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике в современных образовательных условиях
Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике в современных образовательных условиях
Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике в современных образовательных условиях
Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике в современных образовательных условиях
Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике в современных образовательных условиях
Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике в современных образовательных условиях
Методы и формы подготовки к итоговой аттестации по математике в современных образовательных условиях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.