МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ворона Ю.О.
Красноярский государственный педагогический университет
Факультет начальных классов
г. Красноярск
Аннотация: в данной статье рассматриваются межличностные отношения младших школьников.
Ключевые слова: межличностные отношения, младший школьный возраст, эмпатия.
Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Входя в диалог со сверстниками, школьник младших классов приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества. Именно межличностные отношения дают фундамент чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль. Духовное влияние коллектива и личности взаимно.
Межличностными называют объективно переживаемые отношения, взаимосвязи между людьми, в основе которых лежат разнообразные эмоциональные состояния.
В первом классе у ребёнка увеличивается уровень конформности, то есть склонность изменять свои первоначальные оценки под влиянием общества. Данное изменение определяется новой социальной обстановкой и правилами поведения. Параллельно общению со сверстниками у ребёнка стабилизируется самооценка, легче протекает процесс социализации, а также повышается мотивация к учёбе.
Межличностные отношения младших школьников характеризуются тем, что дети начинают общаться из-за случайных интересов или схожих жизненных ситуаций. Важную роль при выборе приятелей и товарищей играют близость места проживания и половой признак. В этом возрасте ребёнок не может выбирать друзей по существенно обоснованным качествам личности. Так, в первом классе ребёнок выбирает друга на основании примерного поведения, успешной учёбы, доброжелательности и щедрости к товарищам.
Отношения между одноклассниками регулируются педагогом через образовательный процесс. С помощью учителя формируются статусы и межличностные отношения в классе. Педагог является для детей примером для подражания, эталоном, авторитетом. Зачастую статус учителя выше родительского в глазах ребёнка. Дети очень чутки к тому, как педагог относится к ним, если ребёнок замечает, что учитель кого-то выделяет, то уважение к нему снижается.
Считается, что межличностные отношения строятся на эмоциональной основе. Когда ребёнок приходит в школу, он начинает сдерживать эмоции: злость, раздражение и др. Потому что данные эмоции не одобряет общество. При выстраивании школьных отношений, ребёнок начинает сопереживать, у него появляется чувство эмпатии. К концу начальной ступени обучения эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого ребёнка, глубже осознают и понимают те или иные качества личности. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.
Литература
1. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие. О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 c.
2. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений. — Минск: Народная асвета, 1984. – 287 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.