Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер
Оценка 4.6

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
5 кл
20.10.2018
Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер
Цель: обобщить знания учащихся о художественных промыслах (Гжель, Городец, Хохлома), показать интонационное своеобразие русского фольклора в произведениях русских композиторов; образцы песенной и инструментальной музыки Воронежской области. Задачи: Образовательные: • создать условия для обобщения знаний детей о художественных промыслах (Гжель, Городец, Хохлома); • способствовать развитию и совершенствованию УУД росписи: городецкой, хохломской, гжели; • закрепить знание народного фольклора( песен, пословиц, поговорок, загадок) умение применять их в быту. Развивающие: • способствовать развитию интереса к декоративно – прикладному искусству, устному народному творчеству, развитию вокально-хоровых навыков, артистизма, эстетического вкуса, навыков коммуникативного общения и публичного выступления, творческой фантазии, укреплению межпредметных связей (изобразительное искусство, музыка, литература) Воспитательные: • способствовать воспитанию интереса к учебной деятельности, интереса и любви к народному искусству; чувства гордости за русское наследие, любви к народным традициям; • воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, коллективизм; • Педагогические технологии: игровая технология, групповая технология, информационно-коммуникативная , здоровье – сберегающие технологии. Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический) и исследовательский, метод обобщающих уроков. Методические приемы: исследование, рассказ, беседа, дидактические игры, музыкальные игры.
конспект.docx
Урок изо и музыки (5 класс)  Тема: Многокрасочность и национальный  колорит музыкальной картины и  современное  выставочное искусство. «Ты сам мастер»  Интегрированный урок ИЗО и музыки (5 класс) Тема: Многокрасочность и национальный  колорит музыкальной картины и  современное  выставочное искусство. «Ты сам мастер»  Тип урока: урок­обобщение знаний. Форма урока: игра (посиделки)  Цель: обобщить знания учащихся о художественных промыслах (Гжель, Городец,  Хохлома), показать интонационное своеобразие русского фольклора в произведениях  русских композиторов; образцы песенной и инструментальной музыки  Воронежской  области. Задачи:  Образовательные:    создать условия для обобщения знаний детей о художественных промыслах (Гжель,  Городец, Хохлома); способствовать развитию и совершенствованию УУД росписи: городецкой, хохломской, гжели;  закрепить знание народного фольклора( песен, пословиц, поговорок, загадок) умение  применять их в быту. Развивающие:    способствовать развитию  интереса  к  декоративно – прикладному искусству,  устному народному творчеству, развитию вокально­хоровых навыков, артистизма,  эстетического вкуса, навыков коммуникативного общения и публичного  выступления, творческой фантазии, укреплению  межпредметных связей  (изобразительное искусство, музыка, литература)  Воспитательные:    способствовать воспитанию интереса к учебной деятельности,  интереса  и любви  к  народному искусству; чувства гордости за русское наследие, любви к народным  традициям; воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, коллективизм; ^ Педагогические технологии: игровая технология, групповая технология,  информационно­коммуникативная , здоровье – сберегающие технологии.    Методы обучения: словесно­наглядный, проблемно­поисковый (эвристический) и  исследовательский, метод обобщающих уроков.       ^ Методические приемы: исследование, рассказ, беседа, дидактические игры,  музыкальные игры.                                           Оборудование:  Для учителя : музыкальное сопровождение, доска, выставочный стенд,  мультимедийный проектор, интерактив, русские народные костюмы  Воронежской  области, инструменты (ложки, трещетки) Для учащихся: шаблоны посуды и музыкальных инструментов народных промыслов,  кисть, баночка, гуашь,  досточка.  2                                                                Ход урока: I.Оргмомент                                                 1.  Хороводная «Ой ли –ли»                                                             (звучит тихо­тихо) Учитель музыки ­ Вы, наверное, уже догадались, что сегодня у нас необычный урок. У нас – посиделки. В старину в каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься шуткой,  частушкой, посоперничать в потехах, забавах. На посиделки приходили как девушки, так и парни после трудового дня. Посиделки были праздником для крестьянских  девушек и парней. Но не всегда родители отпускали. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да и отпустят, обязательно дадут работу: напрясть  пряжи и связать кружево, вышить полотенца и пр. Юноши тоже не сидели без работы: плели лапти, вырезали и расписывали деревянную посуду, прялки, готовили упряжь  для лошадей и многое другое. Вот и на наших посиделках мы сегодня будем и  отдыхать, и работать, и петь. Песни и обряды сопровождали русского человека всю  жизнь ­ с рождения до смерти. Многие русские композиторы знали народные обряды, традиции и часто в своем творчестве обращались к русскому фольклору. Давайте  вспомним, что такое фольклор? (ответы детей: песни, загадки, пословицы,  поговорки, легенды, сказки) Какие известные вам композиторы писали музыку в  народном стиле? ( ответы детей: Чайковский П. И «Камаринская», «Русская песня»,  «Мужик играет на гармонике», С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами», «Вечер» и  другие, А. К. Лядов « Кикимора») II.Постановка художественной задачи  Учитель ИЗО – А на посиделках у нас будут работать мастера по изготовлению  одного из видов народных промыслов. Покажем наше мастерство нашим гостям и в  конце урока лучшие товары отправим на выставку. А мастерами каких промыслов,  вы определились сами. В начале нашего урока, давайте вспомним, с чем мы  знакомились в этой четверти? Ответы детей: (ДПИ)) А как вы понимаете «Декоративно­прикладное искусство?» Ответы  детей: Декоративно­прикладное искусство (от лат. decoro ­ украшаю) — 3 декоративное искусство, создание художественных изделий, имеющих утилитарное  назначение(практическое значение) Учитель Музыки  ­ Декоративно­прикладное искусство ­ сложное и многогранное  явление культуры. Понятие это очень широкое и глубокое. Широкое потому, что  охватывает многие виды народного промысла ­ зодчество, музыку, танцы, фольклор,  бытовое искусство. Глубокое потому, что живет вместе с народом, уходя корнями в  седую древность и развиваясь в наши дни.     III. Актуализация знаний                                           2. Песня «Ой вставала я ранешенько»                                                       (Звучит на фоне)  Учитель  ИЗО ­ К нам на посиделки пришли девицы – коробейницы… (Выходят девицы ­ коробейницы, у них в руках короб с предметами обихода  различных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец) ^ Учитель музыки ­Ой, полным ­полна коробушка ­ есть в ней промысел.. 1 коробейница .Голубизну небесную, что сердцу так мила, Кисть мастера на чашку легко перенесла.                                              Вика Громак У каждого художника есть свой узор любимый И в каждом отражается сторонушка родимая. (ответы детей)  Учитель ИЗО – Ребята что за вид росписи?  (дети Гжель)  Правильно! Эта артель славится мастерами гжели.  1. Гжель ­ это название живописного подмосковного региона, что в 60­и километрах от Москвы. Гжель ­ это колыбель и основной центр русской керамики. В  производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в  4 искусстве народа. У Гжели собственный стиль ­ синие и голубые узоры и цветы,  украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе  технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет. Ассортимент изделий — сервизы столовые, чайные, кофейные и десертные, люстры  любых размеров, бра, напольные вазы, кашпо для цветов, изразцы для печей и  каминов и всевозможные игрушки.      2 коробейница .Из липы доски сделаны, и прялки, и лошадки… Цветами разрисованы, как будто полушалки. Там лихо скачут всадники, жар­птицы в высь летят.                       Ксюша Теперик И точки чёрно­белые на солнышке блестят. (ответы детей)  Учитель ИЗО – Ребята что за вид росписи?  Вторая артель, где мастера славятся Городецкой росписью.    2.Городецкая роспись ­ один из русских народных промыслов, берет свое начало в  середине 19 века. Родиной этого искусства стал город Городец (Нижегородская  область) До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями,  всадниками, древом и птицами. Все эти сюжеты дополняют изображения цветов:  розаны и  купавки.  На Руси с 23 на 24 июня праздновали день Ивана Купалы. Люди считали, что в эту  ночь расцветает удивительной красоты цветок папоротника, цветок счастья, но живет он мгновение. И если человек успеет дотронуться или сорвать его ­ станет  счастливым. Так и стали народные мастера изображать купавки на своих работах. Учитель музыки – А еще в этот праздник девушки гадали на женихов: плели венки,  5 пускали их по реке – куда венок приплывет, туда девушка пойдет замуж.                3.  Послушаем песню « На Ивана на Купала девушка гадала».       Учитель ИЗО ­ Какие цвета применяют при выполнении росписи Городецкие  мастера? ( Розовый ­ оттенки красного, голубой ­ оттенки синего, зеленый, черный. Белой  краской выполняли «оживку) Издавна жители Городца украшали росписью  крестьянские прялки, лубяные лукошки, детские игрушки, различную бытовую  утварь. Вечеринки­девишники были самым тесным образом связаны с Городецким  промыслом.                                           3 коробейница.Кубки, чаши и ковши,и чего здесь только нету. Гроздья огненных рябин, маки солнечного лета                 Дилбарян Аня  И ромашки луговин,зорь червонные лучи, И узорчатый орнамент Древне – Суздальской парчи!    Коробейница ­А вот и третья  артель, где мастера известны своей Золотой  Хохломой. 3. Хохломская роспись, или хохлома. Название промысла произошло от названия села. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета— красный и чёрный (киноварь и  сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень,  жёлтый тон. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся  серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом  заполняется чёрной краской фон). Кроме того, существуют разнообразные виды  орнаментов: «травка» — узор из крупных и мелких травинок; «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне. IV.Практическая работа . Просмотр последовательности выполнения работы по росписи  6 Хохломы, Гжели, Городца.  Учащиеся выполняют практическую работу по мотивам  народных промыслов Хохломы, Гжели, Городца. ­Сейчас у нас есть возможность создать свои неповторимые узоры. А из получившихся  работ  сделаем выставку.   ­ Нам понадобиться 1. Гуашь и акварельные краски  2. Кисти  3.Основа в виде тарелки или дощечки   Но прежде чем приступить к  выполнению работы, вы должны выбрать какую роспись вы  будете выполнять.    ­Ребята работать будем быстро, и аккуратно. Желаю удачи. (По ходу работы,  дети поучают необходимые рекомендации)   4.   Звучит русская ­ народная мелодия. (ЧАСТУШКИ) Учитель музыки ­ Эй, девчонки – хохотушки, Затевайте–ка частушки!  Запевайте поскорей, Чтоб порадовать гостей. 1.Воронежские девчата,  Интересно все живем,  Про народные ремесла,  Вам частушки пропоем.  ^ 2. ХОХЛОМА, ХОХЛОМА – Разукрашу все дома. А потом всю улицу, Петуха да курицу! 3. Ох, Россия, ты, Россия,  Славы не убавилось, Городцом, ты, Городцом  На весь мир прославилась. 7 4. Кто рисует Городец –  Ах, какой он молодец! И листочки, и цветы –  Это всё для красоты!  5. Я куплю себе свистульку Буду трели выводить Мастеров из славной “Дымки”  Никогда нам не забыть. 6. В Твери делают игрушки Сколько радости для глаз Подрастают мастерицы  Может быть и среди нас. ^ 7.Велика Россия наша И талантлив наш народ О Руси родной умельцах На весь мир молва идет. 8.Каргопольская игрушка Ей не налюбуешься И в Париже и в Нью­Йорке Наш Полкан красуется 9.Уезжаю в Городец – 8 Все мне так советуют. Дайте кисточку одну И рюкзак с конфетами!  10.Ты играй, моя гармошка, Ты, подруга, подпевай Мастеров Руси великой Во весь голос прославляй. 11.Мы не все частушки спели,  Знаем много их всем классом.  Приходите в гости снова,  Мы другие вам споем     ^ Учитель ИЗО ­ Сегодня ­гуляшки, завтра ­гуляшки, останешься без рубашки. Ох, и умели же на Руси веселиться! Недаром родилась пословица "Пошла изба по  горнице, а сени по полатям". А чтобы гости не забывались в веселье, была и другая:  "Веселись, да знай меру!"  Учитель музыки – Да, не бывает скуки, коли заняты руки. Всякое уменье трудом  дается. А вы знаете пословицы и поговорки о труде? (ответы детей) 9 ^ Пословицы о труде Без дела жить – только небо коптить. Берись за то, к чему ты годен. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Всякому молодцу работа к лицу. Глаза страшатся, а руки делают. Что можешь сделать сегодня – не откладывай на завтра. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.    Учитель музыки – Но недаром говорится: где труд, там и песня.  5. Исполняется хороводная плясовая  «Ой подгорна, ты подгорная»  (остальные учащиеся должны выполнить завершающий этап работы.) ^ V. Выставка творческих работ. Учитель ИЗО – Итак, ваша работа уже готова, и я приглашаю всех на выставку.  Учитель музыки ­ Внимание, внимание! Народное гуляние. Торопись, честной народ, Всех вас  выставка зовёт!  Почтенные господа, пожалуйте сюда! Выставляйте на базаре ваши лучшие товары!  ^ Учитель ИЗО ­ Расступись, честной народ! 10 Гжель на ярмарку идёт! умельцы гжельские, известны на Руси Керамикой чудесной – У каждого спроси. Ритмы чудных сине­белых красок; Неба синь и белая метель, Подмосковье, ты всегда прекрасно. Это наша сказочная ГЖЕЛЬ! ( Работы крепятся на доске, проводится краткий анализ работы, выставляются оценки).  ^ Учитель музыки ­ Внимание! Внимание! Продолжается наше гуляние. Веселее улыбнитесь, Вправо­влево поклонитесь, Городецкие друзья, Вы приехали не зря! Ярмарка наша в полном разгаре.  Привезли мы вам поклон – Городецкой песни звон. Городецкие кони, Молодецкие кони. Гордо шею изогнули, 11 Круто ножку повернули. Листья, горлицы и кони, Петухи, скворцы, цветы Городецкие узоры, Небывалой красоты!  Проводится краткий анализ работы, подводятся итоги. ( Работы крепятся на  доску).                                                 6. Песня (фон) «Калинка­Малинка» ^ Учитель ИЗО   Приглашаются мастера  хохломы   ­ Хохлома, Хохлома! Весь народ свела с ума! Яркая, лучистая, узоры золотистые! Все листочки как листочки, Здесь же каждый золотой. Красоту такую люди Называют ХОХЛОМОЙ! ( Проводится краткий анализ работы, подводятся итоги.. Работы крепятся на  доску). . Учитель  ИЗО­ Вот и подошли к концу наши посиделки… Отдохнули и по праву Мастерам воздали славу!       Что узнали, не забудем, Долго­долго помнить будем!   12    ^ Учитель музыки  ­ Народное декоративно­прикладное искусство – результат  творчества многих поколений мастеров. Рождённое в среде земледельцев,  скотоводов, охотников народное творчество на протяжении всей истории своего  развития связано с природой законами обновления, проявлением её жизненных сил.  Охватить всё необъятное море народного искусства в рамках урока невозможно, и  поэтому мы остановились лишь на некоторых его видах, которое хорошо знакомо из  наших уроков.   ^ Учитель ИЗО ­ Много прекрасных традиций было на Руси. Не забывайте их!  Чтобы по­настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее  прошлое. Желаю вам быть, как наши предки, гостеприимными, хлебосольными!  Пусть ваш дом будет радостным и уютным, и на сердце у каждого, вошедшего в него, будет тепло от этого.  Рефлексия Выразить своё настроение, используя карточки с изображением  “Весёлого карандаша”, “Фломастера” и “Кистенеи”   РЕЗЕРВ.  Учитель музыки ­ Эй! Молодцы! Что сидите? А играть вы не хотите?  7. Проводится русская народная игра «^ Бояре, а мы к вам пришли» ^ 13 СООТНЕСТИ РИСУНОК С НАЗВАНИЕМ ПРОМЫСЛА 2 3 4.  Б.Хохлома А.ГЖЕЛЬ Г.Городец 14 1. Место возникновения городецкой росписи. а) Московская область. б) Нижегородская губерния. 2. Городецкая роспись… а) Это роспись синим цветом. б) это сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. в) это использование красных, розовых, синих, зелёных, цветов на ярко­жёлтом фоне. 3. Роспись по металу (слайд с вариантами) а) хохлома. б) жостово. б) городец. Оценка тестов. Хозяин: Ой, за вашим языком не поспеешь босиком. 15 Хозяйка: Всех речей не переслушаешь!  16

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер

Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины и современное выставочное искусство. Ты сам мастер
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2018