История, 8 класс
Тема: Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века.
Цель: - проследить развитие науки в 1-й половине XIX в;
- показать значение изобретений в области науки для развития российской промышленности;
- рассказать об основных географических открытиях данного периода.
Коррекционная цель: - продолжать развивать умение и навыки работы с планом (нахождение в тексте соответствующих частей, подготовка ответа по плану);
- продолжить работу по развитию аналитического мышления.
Воспитательная цель: - вызвать чувство восхищения людьми, которые в тяжелейших условиях делали открытия, посвятили жизнь служению Родине, русскому народу.
Ход урока:
1.Рапорт
2.Мотивация. – Допишите слова под картинками. Что у вас получилось? Назовите общую часть, которая объединяет эти слова. (теле-) Без данных предметов сейчас мы не можем представить свою жизнь. Сегодня мы вспомним о телеграфе, изобретение которого позволило появиться и телефону, и телевизору.
- Запишите в тетрадь тему нашего урока.
3. Повторение.
1) - А теперь давайте вспомним тему прошлого урока.
- Какие исторические события дали толчок развитию культуры в 1-й половине XIX в? (Отечественная война 1812г, восстание декабристов 1825г)
- Назовите разделы, которые прославили русскую культуру этого времени
(живопись, архитектура, литература, музыка).
2) Работа в парах.
Соотнесите правую колонку с левой. Соедините стрелками.
Литература М.И. Глинка
Живопись В.А. Тропинин
Архитектура Н.М. Карамзин
Музыка К.А. Тон
3) - Кто написал эти картины? (А.Г. Венецианов)
- В чем разница между портретом и пейзажем?
4) - Какие архитектурные памятники были сооружены в 1-й половине XIX в?
5) – Назовите имена великих русских писателей этого периода.
Учитель: В 1-й половине XIX в развивалась не только культура, но и наука. А русские путешественники сделали ряд географических открытий.
4. Физ. минутка.
5. Новый материал.
А ) Наука
1) Петербургский ученый Павел Львович Шиллинг изобрел и испытал первый в мире электромагнитный телеграф. Слайды 3 и 4.
В 1837 году на основе этого изобретения была проложена первая телеграфная линия между Петербургом и Кронштадтом. Слайд 5
Люди научились передавать печатные тексты на расстояние по проводам.
Через несколько десятилетий на основе этого изобретения появился первый телефон. Слайд 6.
2) Отец и сын Черепановы построили первый в России паровоз.
Ефим и Мирон Черепановы были крепостными у владельцев заводов Демидовых. Работали в Нижнем Тагиле. Там они изобрели и построили несколько паровых машин и первую железную дорогу (3,5км). Слайд 7,8.
В 1837 году появилась первая железная дорога от Петербурга до Павловска (27км), где находился загородный царский дворец. В этих вагонах из Петербурга в Павловск ездила царская семья со своей свитой. Слайд 9.
Через несколько десятилетий железная дорога стала в России основным видом транспорта. Были построены 1000 километров железных дорог, по которым перевозили пассажиров и грузы. Слайд 10.
А изобретателям благодарное население поставило памятники. Слайд 11.
Б ) Географические открытия.
1) Учитель: В 1-й половине XIX в многие русские путешественники продолжали исследовать Сибирь и Дальний Восток. Но особый интерес вызывали неизведанные просторы океанов. Там можно было открыть новые земли и острова. Поэтому несколько географических экспедиций отправились исследовать Тихий и Северный Ледовитый океан.
2) Первой экспедицией руководил Иван Федорович Крузенштерн. Слайд 13.
В 1803 -1806годах И.Ф. Крузенштерн вместе с Ю.Ф. Лисянским на парусных кораблях «Надежда» и «Нева» совершил кругосветное плавание. Слайды 14, 15, 16.
- Где побывали путешественники? Учебник, с. 258
Русские исследователи составили новые карты и написали книги о своем
путешествии. Слайд 17.
3) Через 13 лет ученик Крузенштерна Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен совершил второе кругосветное путешествие на кораблях «Восток» и «Мирный». Они должны были исследовать Южный полюс земли. Слайды 18, 19, 20.
Путь был нелегким. Дождь, ветер и бури мешали им продвигаться вперед. Несколько раз русские путешественники чуть не погибли. Слайд 21.
Через 2 года они добрались до Антарктиды. Путешественники увидели сплошную ледяную пустыню. Только снег блестел на солнце. Там русские моряки впервые увидели пингвинов. Беллинсгаузен телеграфировал на Родину: «Вижу материк льда». Так была открыта Антарктида. Слайды 22 и 23.
Таким образом, в первой половине XIXвека развивалась не только культура, но и наука. Было сделано много открытий и изобретений, а русские путешественники продолжали исследовать новые земли, острова,
прокладывать новые пути в океанах и морях. Слайд 24.
6. Закрепление.
Работа по заполнению таблиц.
|
Первая экспедиция |
Вторая экспедиция |
Время отправления |
|
|
Имя руководителя |
|
|
Название кораблей |
|
|
Места исследований |
|
|
Результат экспедиции |
|
|
7. Итог урока. Оценки.
8. Домашнее задание. с.257-260 Слайд 25
9. Рефлексия. Слайд 26
Сегодня на уроке
Я узнал(а)…
Было интересно…
Мне захотелось…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.