Модель урока по литературе по рассказу А.платонова "Неизвестный цветок"
Оценка 4.7

Модель урока по литературе по рассказу А.платонова "Неизвестный цветок"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
28.04.2017
Модель урока по литературе по рассказу А.платонова "Неизвестный цветок"
конспект урока с пошаговой реализацией каждого этапа урока. Урок может быть проведен в классе с любым уровнем обученности. В конспекте представлены задания индивидуальные и групповые, ориентированные на системно-деятельностный подход. Ребята предлагается не только работа с текстом, но и реализация знаний. основанных на жизненном опыте.разработка конспекта урока+ приложение
Модель урока литературы в 6 классе по теме.doc
Модель урока  литературы в 6 классе по теме    «Прекрасное вокруг нас». Платонов. Сказка­быль «Неизвестный цветок» Цель: формирование нравственно­этической ориентации.                                                                                          Учитель Макарова Н.В.              Ход  урока I         1. Приветствие Добрый день! Представим, что мы не на уроке, а дома. Снова в печке огонь шевелится, Кот клубочком свернулся в тепле, И от лампы по книгам ложится Мирный круг на вечернем столе.         Вот и кончены наши заботы:         Спит задачник, закрыта тетрадь,         Руки тянутся к книге. Но что ты         Будешь, мальчик, сегодня читать?                             (Всеволод Рождественский) 2.Портрет На доске портрет А.Платонова (1899­1951). Сказка­быль «Неизвестный цветок»  «Прекрасное вокруг нас» Посмотрите на портрет писателя,  который поведет нас в мир книги.  Дома вы читали статью о нем, проверим, насколько вы внимательные  читатели. На вопросы отвечаем да­нет(самопроверка текста) Комментарий к действиям учителя 1. Стадия вызова Создание мотивационной сферы учащихся ( слово учителя как  средство мотивации для готовности учащихся вести диалог) Установка на восприятие произведения Изучение биографической справки путем выделения важных  воспитательно действенных фактов Словесный метод овладения жизненным опытом писателя  (приложение №1). Прием «Верные или неверные утверждения» (тест  по биографии) Каким вам представился Андрей Платонович после прочтения  биографической справки в учебнике? 3.Вспомните книги для детей, написанные Платоновым. Кто больше  назовет? (приложение№2) Моральное поощрение отвечающих учеников. Можно добавить 1 балл  к тесту( приложение№3). Стимул для самостоятельного чтения 4. Какой рассказ читали в 5 классе, в котором сочеталась быль и  фантазия. Каким вам запомнился мальчик? 5. Слово учителя В 5 классе вы встали на 1 ступеньку познания книг Платонова. Это  перспектива чтения. Каждый раз, поднимаясь по этим ступенькам, мы  открываем что­то новое для себя. Писатель заставляет нас все время  думать, задавать вопросы и пытаться на них ответить. Этическая ориентация на прочитанное произведение. Актуализация  знаний, обращение к усвоенному материалу ( приложение№4) Методологический замысел: начать вчитываться в произведение,  пропедевтика для психологической подготовки изучения сложных  произведений. Наглядный метод: на доске лесенка (приложение№5). Прием­ историко­литературный комментарий, схематичное  изображение проблемы, над которой предстоит работать. что такое прекрасное?(то, что соответствует идеалу красоты­  какие вопросы возникают, когда мы соотносим 2 этих понятия? Что может быть красивым в мире? (природа, одежда, поступки, 6.Работа над названием темы урока Вчитаемся  в обозначенную тему урока, что значит «вокруг нас»?  Замените другим словом( мир)  красота)   искусство, качества характера)  в автобиографическом письме А.Платонов  писал: «Вы мало  любите и мало видите. Я человек. Я родился на прекрасной живой  земле. О чем вы меня спрашиваете? О какой красоте? Какой мы  можем поставить себе вопрос и как на него ответить? (что есть  красота в Платоновском понимании? Как он нам ее открывает в  сказке­были. Перечитываем текст)         II                                 Анализ текста Учет ценностно­смысловой, эмоциональной составляющей морального  действия, заложенного в названии темы урока. Комментарий ключевых слов в теме. Метапредметный результат: умение ставить задачи­ целеполагание. 2. Стадия осмысления 1. О чем сказка­быль? Представим, что Даша, вернувшись из  пионерлагеря рассказывает маме (подружке) о том, что с ней  случилось. Поработайте с текстом карандашом, отметьте слова, выражения, которые необходимо использовать, чтобы рассказ  был живой, эмоциональный, точно передающий события и  состояние девочки. 2. На вопрос « Какой была жизнь цветка на пустыре?» ответить  можно по­разному: ­ он скучал,­ скажет один ­ему было трудно,­ возразит второй ­ он страдал,­ уточнит третий А как ты ответишь на этот вопрос? Постарайся, чтобы твой  ответ был максимально точен. Самостоятельная работа по тексту, познавательно­ деятельностное  исследование ( в 6 классе формируется умение связывать сюжет и  героя, видеть взаимосвязь всех элементов произведения). Пересказ текста ­ первая из активных форм обогащения и развития  речи учащихся. Воспроизведение текста отражает, как правило,  эмоциональное восприятие учащихся, способствует развитию  воссоздающего воображения, овладению изобразительно ­  выразительными средствами языка художественного текста,  обогащению словарного запаса (приложение №6)  Готовность вести диалог с другими людьми, уважительное отношение  к мнению других. Эмпатия как понимание чувств других людей и  сопереживание им. Выработка коммуникативных навыков. 3. Почему оказалось возможным невероятное­ цветок вырос на  камне и глине? Отчего он «на других непохожий»? Вопрос на развитие морального сознания и компетентности в решении  моральных проблем ( приложение№7) 4. Как же жил цветок? Ответим словами автора ( чтение от слов  «Днем цветок сопровождал ветер… какой он есть) Какое слово в этом отрывке настойчиво повторяет автор?  (жить, в жизни). Значит, мир­ это жизнь, красота­ жизнь (по­ платоновски) 5. Что же нужно  было делать цветку, чтобы его пионеры     сравнили с героем? Запись:         цель                       действие (дело)                       терпение Развитие эстетического сознания через текст, формирование  нравственных чувств. Выразительное чтение­ средство анализа текста,  показатель его понимания, правильное восприятие авторской позиции,  личностного отношения к произведению, проявляющееся в  эмоциональной окраске чтения. Акцентное вычитывание текста. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. Личное высказывание заставляет учащихся глубже вдуматься  в труд                       преодоление обстоятельств                       радость Какое имя можно дать цветку, судя по его действиям?  ( Светодар? Добродей? Радомысл?) изучаемый материал, опора на чувственно­ эмоциональную сферу. 6. Через год на пустыре, облагороженном принесенной детьми  Умение находить точную цитату для подтверждения своих мыслей.       плодородной землей, появились трава и цветы. На месте  прежнего цветка появилось новое чудо. Что мы узнали об этом  новом цветке? Ответьте цитатой. («Цветок этот рос из середины, он жил в камне») Почему цветок­сын лучше, прекраснее  отца? ( родство, корни  делают его таким­ жил, живой) 7. А) У суахами, народа, живущего в Африке, есть такой  афоризм: « кто не отзывается на зов, отказывается от того,  зачем его зовут». Почему эти слова относятся и к сказке­ были? (дети помогли цветку) Б) Напишите те слова, которые нашла Даша, чтобы привести  пионеров на пустырь. Кто из вас тоже может «достучаться до  сердец на доброе дело»? В)Назовите слова, которые характеризуют поступки Даши и ее  друзей. (запись в тетради: дети = помощь, милосердие, дружба, забота,  добро, отзывчивость)                         Уважительное отношение к семье. Освоение основ экологической  культуры, привитие ценности природного мира. Иллюстрации ( дети идут  цветку) Формирование нравственного понятия на основе афоризма. Решение  моральных проблем на основе личностного выбора ( в  конверт с сердечками кладут ответы) Словесное оценивание действий сверстников в качестве образца для  сравнения  со своими поступками. III   Рассмотрите  иллюстрации.  Почему рядом  писатель и цветок?  (авторская позиция). Дорога в мир Платонова. Цель­ найти ключ к  миру платоновского текста. Предложите, как мы будем это делать?  Герои ­ кто они такие? ( дети мудры, пытливы, открыты миру,  способны удивиться цветку, восстановить гармонию в жизни  вопреки злу, обстоятельствам. Для писателя дети – «спасители  вселенной») Иллюстрации как переход к следующему заданию. Учить языку искусства с целью восприятия произведения  эмоционально, образно, целостно. Восприятие произведения в единстве формы и содержания,  формирование навыков сотрудничества, бесконфликтного  взаимодействия со сверстниками в процессе деятельности.  Сказка написана тяжело больным писателем, на что  настраивает встреча с Платоновым? ( размышления  о чем? – о  жизни, о моральных поступках, каким быть; о ком?­ о человеке, о себе) В Чалмаев сказал, что « притча, соткана из мелодий надежды,  тоски, веры в справедливость детей»  Жанр произведения – сказка­ быль. Докажите это.  Случаен ли выбор названия? Вспомните названия  произведений, в которых упоминается слово «цветок» (кто  больше). Что кроется в названии сказки ­ были у Платонова.  Подбери синоним к слову «неизвестный». Регулятивные УУД: составление плана как возможность обратить  внимание на основные аспекты, наметить последовательность  рассуждения. Работа над понятием «притча» на практическом материале  ( приложение №8) Лексический комментарий,  подбор синонимов, элемент соревнования  (приложение №9)  Язык писателя: Слово мне далось не дешево, Я не зря им дорожу. Все, что есть во мне хорошего, Я в строку мою вложу.        ( Николай Рубцов) Групповая работа ( по рядам) Совместная деятельность со сверстниками как условие для  присвоения моральных норм. Оценивание ответа товарища из группы: кто лучше справился?  Наблюдение над художественными особенностями автора,  формирование  предметных умений ( приложение №10) Каковы особенности языка писателя в создании образ цветка?                      Работа в группах 1. Найти глаголы, которые относятся к цветку, его жизни.  Попробуйте некоторые из них заменить синонимами. Каков  результат? 2. Найти слова, передающие состояние цветка. С помощью  каких художественных средств это сделано? 3. Найти описание цветка, подчеркивающее его необычность.  Как это достигается? Отображение результатов наблюдений в словесной форме 4. Индивид. Задание: какую роль сыграл цветок в жизни Даши? Индивид. Задание: соединение слова и мысли автора Почему слово «благоухание» является ключевым? Обобщение: Автор точным подбором слов, употреблением эпитетов, сравнений,  олицетворений, инверсии сделал так, что цветок стал нам близким, понятным и узнаваемым.  Вы делали рисунки неизвестного цветка. Изменилось что­ то в  восприятии этого образа после работы с текстом? Кому  удалось лучше представить этот цветок?  Напишите развернутый ответ по пословице «Жизнь дана на  добрые дела» ( комментарий: какие дела ты считаешь  добрыми, примеры твоего участия, твои ощущения при этом.  Можно использовать слова с урока, высказывания известных  людей, строчки из песен, пословицы) IV  Вернемся к началу урока. Помните вопрос, который  звучал в стихотворении. Достаточно ли просто взять книгу и  прочитать?   Как надо читать? (вдумчиво, постигать мысли автора)  Что же такое жизнь «по­ платоновски»? ( радоваться жизни.  Делать самим так, чтобы она была прекрасна, видеть и  учиться у других, чтобы быть счастливым, делать добро)  Предлагаю создать «цветок жизни» с ее слагаемыми  прекрасного. Выберите слово – лепесток, которое вам сегодня показалось важным.  Все ли мы сказали о жизни, о себе, получили ли  окончательный ответ? Задайте себе эти вопросы под звуки  музыки. Галерея рисунков ( личные достижения). Развитие эстетического  сознания через освоение художественного текста. д\з развитие готовности прийти на помощь другим людям, оценка  своего жизненного опыта, других людей. Стадия рефлексии. Формирование моральной самооценки. Задание на самостоятельное и безвопросное завершение урока, на  поиск  « еще не сказанного», что приучает к полноте восприятия  произведения и высказывания о нем. Видеоролик И. Двуреченский «Очарование цветка» ( музыка на тему  цветов. Жизнь – это дар  и божья благодать) Приложение к уроку по сказке­ были                                «Неизвестный цветок» А. Платонова № 1 Тест «Верно или неверно» 1. Верно ли, что настоящая фамилия Платонова — Клементов? (да) 2. Писатель жил в 21 веке? (нет) 3. Писатель родился в поместье под Воронежем? (да) 4. Его отец — учитель? (нет, паровозный машинист) 5. Платонов учился в медицинском институте? (нет, ж\д техникуме) 6. Являлся ли фронтовым корреспондентом «Красной звезды»? (да) 7. Правда ли, что цензура не пропустила его книги «О живых и мертвых» и «Вся жизнь»? (да, клевета на советскую семью, на героя­ солдата) 8. Пробовал ли он поставить в Центральном Детском театре пьесу о Пушкине «Ученик лицея»? (да) 9. Герои его произведений сказочные, необычные люди? (нет) 10. Его ли это взгляд на жизнь, что смерть рождает новую жизнь из праха? (да)   ответы «ДА» ­ 1,3,6,7,8,10   «НЕТ» ­ 2,4,5.9   шкала оценивания   10 баллов­ «5»                                         9­8          ­ «4»                                        7­5          ­ «3» № 2 Ответ на вопрос: «Каким вам представился писатель после прочтения биографической справки?» Платонов — писатель 20 века, любил технику, понимал ее душу, преодолел трудности жизни:  гражданская война, Великая Отечественная  война, арест и ранняя смерть сына, тяжелая болезнь после войны — туберкулез легких, от него он и умер; недоброжелательность критиков.  Любил жизнь, восхищаясь обыкновенным человеком, писал для взрослых и детей. № 3 Произведения для детей.      Например: «Фенист­ Ясный Сокол», «Волшебное кольцо», «Корова». «Любовь к Родине или Путешествия воробья», «Никита». №4 «Никита» Единство героя с природой. Жизнь как борьба добра и зла. Смена радости и грусти. Страдания и счастье. Оптимистическое восприятие  окружающего мира. №5 Произведения автора:     5 класс «Никита», восприятие ребенком окружающего мира.     6 класс «Неизвестный цветок»  Каков мир? Что делает его красивым?      7 класс «Юшка», незаметный герой с большим сердцем. Уважение к человеку за его душу,   дела.       8 класс « В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческого пути, идеал добра и взаимовыручки.      11 класс «Котлован»; 30­е годы 20 века, коллективизация, герой­мечтатель и правдоискатель, сатира, утопические идеи общей жизни. №6 Слова для пересказа:     Заскучала, пустырь был весь голый, тихий запах, как зовущий голос маленькойдела такого  неизвестной жизни, вспомнила сказку о цветке,  который плакать не мог, в благоухании проходила его грусть, еще не видела такого цветка, нигде, спросила, на других непохожий, я один  живу, поцеловала его в светящуюся головку, позвала пионеров, простилась с маленьким цветком. №7 Ответ на вопрос: Жизнь цветка на сухой мертвой глине­ чудо, сотворенное им самим, не ниспосланный ему свыше, источник жизни, каждодневный труд,  преодоление обстоятельств, он отвечает : «Оттого, что мне трудно». №8 Жанр­ сказка­ быль. Слайд «Сказка­ быль». Незатейливая история о Даше и ее друзьях, о помощи цветку. Разговор цветка, его откровение о себе ( быль), откровенная платоновская идея­ мысль о единстве всего сущего. В «Автобиографическом письме» (1922г.) она  сформулирована писателем: «между лопухом, побирушкою, полевой песней и электричеством, паровозом и гудком, содрогающим землю, есть связь. Родство, на тех и на других родимое пятно».  Сказочное начало, разговор цветка, цветок как живое существо, начало сказочное.

Модель урока по литературе по рассказу А.платонова "Неизвестный цветок"

Модель урока по литературе по рассказу А.платонова "Неизвестный цветок"

Модель урока по литературе по рассказу А.платонова "Неизвестный цветок"

Модель урока по литературе по рассказу А.платонова "Неизвестный цветок"

Модель урока по литературе по рассказу А.платонова "Неизвестный цветок"

Модель урока по литературе по рассказу А.платонова "Неизвестный цветок"

Модель урока по литературе по рассказу А.платонова "Неизвестный цветок"

Модель урока по литературе по рассказу А.платонова "Неизвестный цветок"

Модель урока по литературе по рассказу А.платонова "Неизвестный цветок"

Модель урока по литературе по рассказу А.платонова "Неизвестный цветок"

Модель урока по литературе по рассказу А.платонова "Неизвестный цветок"

Модель урока по литературе по рассказу А.платонова "Неизвестный цветок"

Модель урока по литературе по рассказу А.платонова "Неизвестный цветок"

Модель урока по литературе по рассказу А.платонова "Неизвестный цветок"

Модель урока по литературе по рассказу А.платонова "Неизвестный цветок"

Модель урока по литературе по рассказу А.платонова "Неизвестный цветок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017