Модель урока по русскому языку на тему "Что такое пунктуация" (10 класс)
Оценка 4.8

Модель урока по русскому языку на тему "Что такое пунктуация" (10 класс)

Оценка 4.8
Семинары
docx
русский язык
10 кл
10.05.2017
Модель урока по русскому языку на тему "Что такое пунктуация" (10 класс)
Модель урока-семинара содержит целеполагание и актуализацию знаний учащихся о пунктуации и видах и функции пунктограмм в предложениях. При повторении и обобщении теории вопроса предполагается использование проектной деятельности обучающихся (исследовательский проект и учебные презентации). При проведении практикума-наблюдения и лабораторно-практической работы с текстом используется раздаточный материал с использованием примеров из региональной литературы. Использование интерактивной доски предусмотрено при проведении пунктуационной переменки. Модель урока может использоваться и в 9 классе.Модель урока может использоваться как в старшей, так и в средней школе.
открытый урок.docx
МБОУ  Шумилинская  СОШ Верхнедонского  района Ростовской области МОДЕЛЬ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПОДГОТОВИЛА: Какурина  Вера  Стефановна ТЕМА   УРОКА:  « Что  такое  пунктуация ».                     ТИП  УРОКА: обобщение и систематизация    знаний  учащихся  в  форме  семинара.                                  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  УРОКА: В результате повторения и обобщения темы необходимо:                     систематизировать понятия: пунктуация,  виды и  функции знаков  препинания  ( отделительные, разделительные и выделительные) в  предложении и тексте;                     обобщить  знания  учащихся о пунктуации  как  системе знаков препинания и правил  правописания предложений, при  этом  углубить  знания о принципах  русской пунктуации, о  видах  и   функциях  знаков  препинания  в  русском  языке,  развивать пунктуационную  зоркость  и   наблюдательность;   путём   анализа  и  пунктуационного разбора  на  текстовом  и   языковом  материале  развивать  культуру  речи,  интерес  и любовь  к  русскому  языку,  к  родному  краю,  литературе»;                     уметь находить в предложении  знаки препинания и определять их  виды  и  функции,   использовать изученные пунктограммы .                                           СРЕДСТВА  И  МЕТОДЫ:  наблюдение, слово  учителя, беседа, словарная работа,  индивидуальная  работа, индивидуальные проекты (устные выступления и презентации),  работа по  развитию речи, работа с лингвистическим и художественными текстами, с раздаточным материалом,  проектная, лабораторная и практическая работа, решение пунктуационных задач, диалог, деловая игра,  памятки, эпиграф.                                                                                 ПУНКТУАЦИЯ, КАК И ОРФОГРАФИЯ, СОСТАВЛЯЕТ ЧАСТЬ                                                                                                       ГРАФИЧЕСКОЙ   СИСТЕМЫ, ПРИНЯТОЙ  ДЛЯ ДАННОГО  ЯЗЫКА, И ДОЛЖНА                                                                         БЫТЬ ТАК ЖЕ ТВЁРДО УСВОЕНА, КАК И БУКВЫ АЛФАВИТА С  ИХ                                                                               ЗВУКОВЫМИ  ЗНАЧЕНИЯМИ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПИСЬМО ТОЧНО И                                                                              ПОЛНОСТЬЮ   ВЫРАЖАЛО СОДЕРЖАНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ.                                                ( А.Шапиро.) ПЛАН И ХОД УРОКА.                    I. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ  И  АКТУАЛИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ  УЧАЩИХСЯ.                Учитель сообщает цели урока, записанные (или высвеченные) на доске:                 ­ Ребята! В результате повторения и обобщения темы необходимо:                     Усвоить понятия: пунктуация как  система знаков  препинания,  виды  и  функции знаков   препинания ( отделительные, разделительные, выделительные); синтаксис:  предложение простое,  сложное, осложнённое, с прямой  и диалогической речью; текст.                     Обобщить знания о пунктуации как системе знаков препинания и правил правописания  предложений, при этом углубить знания о принципах русской пунктуации, о видах и функциях  знаков   препинания в русском языке, развивать пунктуационную зоркость и наблюдательность, путём  анализа и  пунктуационного разбора  на текстовом и речевом материале развивать культуру речи, интерес и любовь  к русскому языку, литературе, родному  краю .                Итак,  тема сегодняшнего урока ­ « Пунктуация  как  система  знаков  препинания  и  правил правописания  предложений ». Оформите тетради, записав дату, вид работы, тему  и эпиграф без  ошибок.                   Беседа.  – Выразительно прочитайте вслух эпиграф. Как вы его понимаете? Каким образом  эпиграф связан с темой урока?  Что такое  по­вашему пунктуация?                                    Подберите и запишите однокоренные слова к слову «пунктуация».               ( пунктуационный, пунктограмма, пункт, пунктум (ист. точка, ткнуть)                       II. ПОВТОРЕНИЕ  И  ОБОБЩЕНИЕ  ТЕОРИИ  ВОПРОСА. (ПРОЕКТНЫЕ  РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.) ­Ребята,  сегодня  к уроку вы должны были повторить изученные пунктограммы и подготовить  исследовательские проекты или  презентации по темам:               ­  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  проект  « Из истории  пунктуации»;                ­  ПРЕЗЕНТАЦИИ  учащихся:  « Виды знаков препинания  в  русском  языке»,                                           «Функции  знаков  препинания»,                                                     «Отделительные  знаки  препинания»,                                                       «Разделительные  знаки  препинания»,                                                       «Выделительные  знаки  препинания».                      III. ПРАКТИКУМ ­ НАБЛЮДЕНИЕ                                с  использованием раздаточного материала.   1) Просмотрите фрагмент  из  текста «Слово о полку Игореве». Какие знаки препинания использовались в древнерусских текстах?                       2) Просмотрите фрагменты  из  стихов  поэтов Х1Х века. Прочитайте их не торопясь, обращая внимание на поставленные знаки препинания.                Какие знаки препинания использовались в текстах  А.С.Пушкиным и М.Ю.Лермонтовым?   Пользуемся ли мы этими пунктограммами  в современном русском литературном языке и почему?            (Примеры можно записать в таблицу, разграничивая функции  знаков  препинания путём            пунктуационного разбора).                         3)  Просмотрите текст, взятый  из  немецкого языка.  Какие знаки препинания используются в современном  немецком  языке?             Ребята, какой можно сделать вывод о пунктуации  как  системе  знаков  препинания?                       IY. ПУНКТУАЦИОННАЯ  ПЕРЕМЕНКА.                          ( Работа с интерактивной  доской.)           Замените  или  расставьте  в предложениях  недостающие  знаки  препинания.   1) Пальцев у него двадцать  пять: на  каждой  руке десять, на ногах всего – двадцать.          2)В нашем селе много рогатого скота: лошадей, свиней.          3)   « Рябчики говорят: охотники любят  дремать на деревьях.»           4)Когда  солнце село с блеяньем и рёвом, прошло стадо.          5)Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.          6) «Все ли здесь?            Нет. Здесь только Ваня, Миша, Маша, Коля, Дима, Настя, ещё не пришли.» ПРОВЕРЬТЕ!                1) Пальцев  у  него двадцать:  пять на  каждой  руке, десять ­ на ногах; всего – двадцать.          2)В нашем селе много рогатого скота, лошадей, свиней.          3)   « Рябчики,­ говорят охотники,­ любят  дремать на деревьях.»           4)Когда  солнце село, с блеяньем и рёвом  прошло стадо.          5)Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере, и ждала подругу.          6) ­ Все ли здесь?               ­ Нет. Здесь только Ваня; Миша, Маша, Коля, Дима, Настя ещё не пришли.»                      Y. ЛАБОРАТОРНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА  С  ТЕКСТОМ.                                           Использование  раздаточного  материала, содержащего региональный компонент (анализ  фрагмента из художественного текста М.Шолохова).   Выполнить полный пунктуационный разбор  текста: назвать пунктограмму, знак препинания и условия его выбора.                       YI. ИТОГИ  УРОКА.                        Анализ и работа с памяткой.                   ­   Ребята, у вас на столах лежат памятки, которые должны  оказать вам в будущем помощь, а   сегодня они помогут нам подвести итоги урока. Внимательно просмотрите их, подумайте и скажите:                       Что такое пунктуация?                       Сколько знаков препинания  в русском языке?                       Какие знаки препинания изучаются в школе?                        Для чего служат в  предложении  знаки препинания?                       Каковы функции  знаков препинания  в  предложении?                       Каковы функции  знаков препинания  в тексте? Ребята, вы сегодня  на  уроке  очень  хорошо и  результативно  поработали (выставление отметок в журнал и дневники учащихся.)                                 YII. ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ.              Выберите из повести А.П. Чехова «Степь» примеры употребления каждого знака препинания с  учетом всех его функций. Запишите примеры в соответствии с порядком в таблице.

Модель урока по русскому языку на тему "Что такое пунктуация" (10 класс)

Модель урока по русскому языку на тему "Что такое пунктуация" (10 класс)

Модель урока по русскому языку на тему "Что такое пунктуация" (10 класс)

Модель урока по русскому языку на тему "Что такое пунктуация" (10 класс)

Модель урока по русскому языку на тему "Что такое пунктуация" (10 класс)

Модель урока по русскому языку на тему "Что такое пунктуация" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2017