Мониторинг физического развития школьников
Подготовил:
учитель физической культуры
Хохолев Анатолий Александрович
Мониторинг уровня физического развития школьника
С целью изучения способностей и возможностей каждого учащегося МБОУ «Темкинской школы» проводится мониторинг уровня физического развития школьника. Мониторинг отражает уровень физического развития учащегося на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении. Анализируя результаты отслеживания физической подготовленности школьников, педагогом были внесены некоторые изменения в содержание программного материала. С целью повышения мотивации учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями была разработана система оценивания школьников на уроке. Она основана на достижении собственных результатов на своем уровне. В период проведения мониторинга каждый ребенок провел самооценку своей подготовленности, составил программу своего дальнейшего физического развития.
Таким образом, учитель попытался разрешить возникшее в его педагогической деятельности основное противоречие. Снижение интереса учащихся к предмету «Физическая культура», недостаточная учебно-материальная (спортивная) база школы, недостаточное финансирование и неподготовленность части обучаемых к регулярным занятиям физической культурой вследствие заниженной самооценки своих физических возможностей и способностей привели педагога к необходимости достижения качества образования по физической культуре.
Для разрешения данного вопроса педагогом были сформулированы задачи, включающие в себя следующее:
При организации и проведении мониторинга были поставлены задачи:
Исходя из поставленных учителем задач, следует сделать вывод: педагогу предстояло научить детей тому, что они никогда не делали – самостоятельно определять уровень своего физического развития.
Как же на практике осуществляются намеченные задачи?
Проводится мониторинг физического развития и физической подготовленности.
Для определения уровня физической подготовленности учитель также широко использует тестирование, которое помогает создать ситуацию критической самооценки путем сравнения результатов с нормой.
По результатам тестирования, для успешного перехода на более высокий уровень физической подготовленности учитель предлагает каждому ученику перечень физических упражнений, с помощью которых педагог составляет индивидуальную программу для работы, как на уроке, так и во время самостоятельных занятий. Последующим тестированием педагог отслеживает степень достижений учащегося. Даже незначительное улучшение показателей ребенка может быть оценено на «отлично», чем и создается ситуация успеха, вызывающая положительные эмоции и стремление к дальнейшему улучшению показателей физического развития.
Такая диагностика проводится учителем два раза в течение учебного года, что позволяет отслеживать физическое состояние организма, поддерживать необходимую мотивацию на выполнение индивидуальных программ, своевременно вносить определенные коррективы, решать проблемы личностно ориентированного подхода к обучению школьников.
Достижению высоких результатов каждым учащимся, по утверждению педагога, способствует рабочая программа, составленная учителем при поддержки методистов , в основу которой положены Федеральный стандарт, авторская программа В.И. Ляха и внутри школьный образовательный стандарт. Учителем совместно с методистами проведена работа по корректировке содержания учебной программы, распределению учебного материала по четвертям, введению в режим дня школьников физкультурно-оздоровительных и других мероприятий, направленных на повышение уровня физического развития и физической подготовленности учащихся. Научно-методическое обеспечение предмета отвечает современным требованиям, предъявляемым к выпускникам общеобразовательного учреждения.
Анализируя учебные достижения учащихся за последние пять лет, отмечаем положительную динамику роста обученности и качества знаний. Знания и умения учащихся соответствуют государственному образовательному стандарту, качество обученности соответствует возможностям учащихся.
Вот некоторые результаты, в которых просматривается динамика успешности учащихся школы
Результаты работы учителя физической культуры за три года
Учебный год
Учебный год |
Класс |
Количество обучающихся |
Успеваемость обучающихся |
2018-2019 |
5а 8а |
14 14 |
100% 100% |
2019-2020 |
6а 9а |
14 14 |
100% 100% |
2020-2021 |
7а 10 |
14 17 |
100% |
Учебный год |
Класс |
Количество обучающихся |
Наименование мониторинга, проводимого образовательной организацией |
Качество знаний обучающихся по итогам мониторинга, проводимого образовательной организацией |
2018-2019 |
5а 8а |
14 14 |
Анализ успеваемости учащихся по физической культуре за 1 полугодие Анализ успеваемости учащихся по физической культуре по итогам учебного года |
100%
100% |
2019-2020 |
6а 9а |
14 14 |
Анализ успеваемости учащихся по физической культуре за 1 полугодие Анализ успеваемости учащихся по физической культуре по итогам учебного года |
100%
100% |
2020-2021 |
7а 10 |
14 17 |
Анализ успеваемости учащихся по физической культуре за 1 полугодие Анализ успеваемости учащихся по физической культуре по итогам учебного года |
100% 100%
|
Приведенные выше результаты обученности школьников и уровни их физической подготовленности за последние три учебных года убеждают в том, что педагог выбрал верное направление своей деятельности и доказал состоятельность применяемых методических приемов обучения учащихся.
Диагностика физической подготовленности учащихся проводится учителем в течение учебного года 2 раза (сентябрь, май), что позволяет отслеживать физическое состояние организма, поддержать необходимую мотивацию на выполнение индивидуальных программ обучения, а также своевременно вносить определенные коррективы в реализацию индивидуальной двигательной активности физического здоровья учащихся, то есть позволяет решить проблему личностно ориентированного подхода.
Педагог делает сводные протоколы по классам, определяя физические показатели юношей и девушек отдельно. Такие наглядные материалы учитель использует для информации и анализа на заседаниях педагогического совета школы и на родительских собраниях. Результаты тестирования используются при разработке учебного плана, содержания домашних заданий, а также рекомендаций для внеклассных занятий.
По результатам проведенного мониторинга педагог определяет уровень физической подготовленности учащихся.
Особый интерес в работе вызывает проведение тестов для определения уровня физической подготовленности школьника через выполнение заданий. Например, выполнение тестов на развитие физических способностей:
По таблице В.И. Ляха «Уровень физической подготовленности учащегося» школьники, используя цветовую гамму, определяют лично свой уровень подготовленности. Следует различать три уровня:
1-ый – высокий
2-ой – средний
3-ий – низкий
Приведем для большей убедительности некоторые результаты мониторинга:
Личностные результаты обучающихся
Год |
Класс |
Количество обучающихся |
Наименование личностного результата |
Результаты стартовой диагностики |
Результаты итоговой диагностики |
2018-2019 |
5а |
14
|
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности. |
Низкие-40% Средние-40% Высокие-20% |
Низкие-38% Средние-42% Высокие-20% |
8а |
14 |
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности; |
Низкие-35% Средние-45% Высокие-20% |
Низкие-34% Средние-45% Высокие-21% |
|
2019-2020 |
6а |
14 |
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности. |
Низкие-35% Средние-41% Высокие-24% |
Низкие-33% Средние-42% Высокие-25% |
9а |
14 |
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности; |
Низкие-30% Средние-45% Высокие-25% |
Низкие-25% Средние-47% Высокие-28% |
|
2020-2021 |
7а 10 |
14 17 |
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности. |
Низкие-25% Средние-46% Высокие-29% |
Низкие-20% Средние-50% Высокие-30% |
Метапредметные результаты обучающихся
Год |
Класс |
Количество обучающихся |
Наименование метапредметного результата |
Результаты стартовой диагностики |
Результаты итоговой диагностики |
2018-2019 |
5а |
14
|
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения |
Низкие-53% Средние-32% Высокие-15% |
Низкие-50% Средние-34% Высокие-16% |
8а |
14 |
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой. |
Низкие-30% Средние-50% Высокие-20% |
Низкие-29% Средние-50% Высокие-21% |
|
2019-2020 |
6а |
14 |
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения |
Низкие-44% Средние-38% Высокие-18% |
Низкие-39% Средние-41% Высокие-20% |
9а |
14 |
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой. |
Низкие-23% Средние-53% Высокие-24% |
Низкие-20% Средние-55% Высокие-25% |
|
2020-2021 |
7а
|
14
|
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения |
Низкие-25% Средние-50% Высокие-25% |
Низкие-20% Средние-53% Высокие-27% |
10 |
17 |
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой. |
Низкие-15% Средние-55% Высокие-30% |
Низкие-9% Средние-56% Высокие-35% |
Предметные результаты обучающихся
Год |
Класс |
Количество обучающихся |
Наименование предметного результата |
Результаты стартовой диагностики |
Результаты итоговой диагностики |
2018-2019 |
5а |
14
|
способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки. |
Низкие-50% Средние-35% Высокие-15% |
Низкие-49% Средние-36% Высокие-15% |
8а |
14 |
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий. |
Низкие-55% Средние-30% Высокие-15% |
Низкие-51% Средние-33% Высокие-16% |
|
2019-2020 |
6а |
14 |
способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки. |
Низкие-48% Средние-37% Высокие-15% |
Низкие-45% Средние-39% Высокие-16% |
9а |
14 |
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий. |
Низкие-45% Средние-36% Высокие-19% |
Низкие-40% Средние-40% Высокие-20% |
|
2020-2021 |
7а
|
14
|
способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки. |
Низкие-35% Средние-45% Высокие-20% |
Низкие-30% Средние-46% Высокие-24% |
10 |
17 |
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий. |
Низкие-25% Средние-50% Высокие-25% |
Низкие20% Средние-52% Высокие-28% |
Результаты подобного тестирования учащихся позволяют создать им собственные ситуации успеха или неуспеха. Сравнивая результаты, ребенок начинает понимать, что он представляет собой сейчас и каким он хотел бы стать в будущем. А это и есть ни, что иное, как мотивация к учению, преодоление трудностей и удовлетворение от достигнутых результатов.
Анализ проведенных измерений показал положительную динамику в физическом развитии и физической подготовленности учащихся. Повысился процент учащихся - с нормальной массой тела, здоровых детей с нормальным физическим развитием, учащихся, выполняющих нормативы. Понизился процент детей со значительным отклонением в физическом развитии. Повысился процент уровня физической подготовленности учащихся.
Благодаря работе, проведенной в школе, по оздоровлению учащихся:
-дней Здоровья;
-проведение физкультминутки на уроках в начальной школе;
-дополнительных занятий в спортивных секциях.
По результатам фактических измерений и расчетов для каждого учащегося в мониторинге отслеживается динамика качественных и количественных характеристик.
Достижение обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по результатам аттестации
(итоговой и/или промежуточной)
Учебный год |
Класс |
Количество обучающихся, участвовавших в аттестации |
Количество обучающихся, не прошедших аттестацию |
Результаты аттестации обучающихся (средний балл) |
Наличие высокобалльных работ (количество человек) |
2018-2019 |
5а 8а |
14 14 |
0 0 |
4.5 4.6 |
6 7 |
2019-2020 |
6а 9а |
14 14 |
0 0 |
4.5 4.6 |
6 8 |
2020-2021 |
7а 10 |
14 17 |
0 0 |
4.7 4.8 |
8 9 |
Анализ достижения положительных результатов освоения образовательных программ по физической культуре проведен на основании итоговых оценок по предмету за учебный год. По результатам анализа прослеживается положительная динамика усвоения учащимися образовательных программ.
Физические способности обучающихся
Учебный год |
Количество обучающихся (чел.) |
Результаты стартовой диагностики |
Результаты итоговой диагностики |
2018-2019 |
28 |
скоростные: низкие-29%, средние-56%, высокие-15% координационные: низкие-35%,средние-50%,высокие-15% скоростно-силовые: низкие-28%, средние-57%, высокие-15% выносливость: низкие-35%,средние-50%,высокие-15% гибкость: низкие-30%, средние-56%, высокие-14% силовые: низкие-25%, средние-55%, высокие-20% |
скоростные: низкие-28%, средние-57%, высокие-15% координационные: низкие-33%, средние-51%, высокие-16% скоростно-силовые: низкие-26%,средние-58%, высокие-16% выносливость: низкие-34%,средние-50%,высокие-16% гибкость: низкие-25%, средние-56%, высокие-19% силовые: низкие-23%, средние-55%, высокие-22%
|
2019-2020 |
33 |
скоростные: низкие-27%, средние-57%, высокие-16% координационные: низкие-31%, средние-52%, высокие-17% скоростно-силовые: низкие-26%,средние-58%, высокие-16% выносливость: низкие-31%,средние-52%,высокие-17% гибкость: низкие-22%, средние-58%, высокие-20% силовые: низкие-21%, средние-56%, высокие-23%
|
скоростные: низкие-26%, средние-58%, высокие-16% координационные: низкие-26%, средние-53%, высокие-21% скоростно-силовые: низкие-24%,средние-59%, высокие-17% выносливость: низкие-30%,средние-50%,высокие-20% гибкость: низкие-20%, средние-59%, высокие-21% силовые: низкие-18%, средние-57%, высокие-25%
|
2020-2021 |
27 |
скоростные: низкие-20%, средние-60%, высокие-20% координационные: низкие-25%, средние-54%, высокие-21% скоростно-силовые: низкие-20%,средние-60%, высокие-20% выносливость: низкие-22%,средние-50%,высокие-28% гибкость: низкие-19%, средние-59%, высокие-22% силовые: низкие-15%, средние-59%, высокие-26%
|
скоростные: низкие-18%, средние-61%, высокие-21% координационные: низкие-20%, средние-55%, высокие-25% скоростно-силовые: низкие-15%,средние-61%, высокие-24% выносливость: низкие-20%,средние-51%,высокие-29% гибкость: низкие-15%, средние-62%, высокие-23% силовые: низкие-14%, средние-59%, высокие-27%
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.