Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Лексический разбор слова.
Оценка 4.9

Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Лексический разбор слова.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
18.02.2017
Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Лексический разбор слова.
1. актуализировать полученные учащимися ранее знания о морфемах русского языка и способах словообразования; повторить пройденное по теме «Лексика и фразеология» в предыдущих классах; продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками; отработать навык морфемного, словообразовательного и лексического разбора; 2. совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; 3. воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.Конспект урока
8 класс Урок №5.docx
Урок 5. Цели: Ожидаемые результаты: Оборудование : Ход урока. I. Организаци онный момент. II. Операционн деятельный о- этап Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Лексический разбор слова. 1. актуализировать полученные учащимися ранее знания о морфемах русского языка и способах словообразования; повторить пройденное по теме «Лексика и фразеология» в предыдущих классах; продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками; отработать навык морфемного, словообразовательного и лексического разбора; 2. совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; 3. воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности. учащиеся оперируют основными понятиями раздела «Морфемика и словообразование», «Лексика и фразеология; выделяют морфемы в слове, определяют способы образования слов; различают антонимы, синонимы, омонимы, значения фразеологизмов; совершенствуют орфографическую зоркость; развивают монологическую и диалогическую речь, интеллектуальные умения и навыки. РМ для работы в парах 8 класс Деятельность учителя 1. Приветствие. 2. Психологический настрой на урок. Мотивация на успех. Препятствия и неудачи - две основные ступени к успеху» «Развивай успех из неудач. Дейл Карнеги 3. Постановка цели урока. 1. Работа с карточками. Карточка № 1 - Зачем при анализе состава слова необходимо знать, какой частью речи оно является? - Какие части речи не имеют окончания? Почему? - Выделите основу и окончание в следующих словах, распределите их на два столбика: изменяемые и неизменяемые. Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее. Карточка № 2 (1 вариант) - Обозначьте суффиксы в словах. К выделенным словам подберите другие слова с таким же суффиксом (по значению). Деятельность учащихся Приветствуют учителя, осуществляют постановку целей, исходя из темы урока. Работа в парах - прием «Беседа с партнером» Один ученик выписывает изменяемые слова, второй-неизменяемые Проверяют слова. правильность выполнения друг у друга (взаимопроверка), дописывают незаполненный столбик. Неизменяемые слова: засветло, по-осеннему, жалко, кенгуру, срочно, отрезать, метро, 1 Студентка, поплавок, геройство, грузинка, медвежонок, сибиряк, доброта, музыкант, дождик, весенний, духовность. Карточка № 3 (2 вариант) Карточка №4 - Обозначьте в словах приставку. К выделенным словам подберите другие слова с такой же приставкой (по значению). Взлететь, отрубить, надкусить, безграничный, рассердиться, сверхсрочный, преграда, подбежать, пришкольный. - Вставьте пропущенные буквы, выполните морфемный и словообразовательный разбор слов. Прик…саться, раз…скать, замоч…к, (не)погода, каблуч…к, (не)ряха, бледно(зеленый), извоз…ик, пр…двигать, бе…хитрос…ный. ­ Какое отношение к теме урока имеют слова объяснительного диктанта? 2. Вопросы на повторение теории : - Вспомните, что означает термин «Лексика». - Прослушав характеристику определенного пласта лексики, назовите, о чем идет речь. Приведите примеры. 1) Слова, недавно вошедшие в употребление. 2) Слова, вошедшие в русский язык из других языков. 3) Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 4) Слова, вышедшие из активного употребления. 5) Слова, употребляемые преимущественно людьми одной профессии. 6) Слова, которые называют предметы и явления, исчезнувшие из нашей жизни. 7) Специальные слова, обозначающие научные понятия. испугавшись, сочнее. Карточка № 2 (1 вариант) Карточка № 3 (2 вариант) Взаимопроверка. - Чтобы правильно написать эти слова, необходимо знать их строение, то есть уметь быстро делать разбор слова по составу. Словарный состав языка. Неологизмы Заимствованные Диалектные. Архаизмы Профессионализмы. Историзмы. Термины 3. Словарно-орфографическая работа. Длинный коридор, среди дач, неширокая, но быстрая речка, сжалиться над бездомным котёнком, аккомпанировать на рояле, плетённые из лыка лапти, это далеко не успех, бессмысленный поступок, сделать по-своему, ничем не крашенный забор, понимать задачу, ненавидеть ложь, запереть двери, бороться за мир.  Из словарного диктанта выпишите имя существительное, имеющее Записывают слова с обозначением орфограмм. Задача – 1. Упражнение, которое выполняется посредством 2 несколько лексических значений.  Подберите антоним к слову ненавидеть  Подберите синоним к глаголу запереть.  Укажите в словарном диктанте слово-омоним. 4. Цифровой диктант. Теперь проверьте себя, как вы умеете различать эти понятия на практике. Зачитываются словосочетания. Знаменитый художник – известный художник; умный ребенок – понятливый ребенок; бальный наряд – наряд на уголь; храбрец – трус; почитать старших – уважать старших; дверной косяк – косяк рыбы; крошечный кусочек – здоровенный кусок; зеленые косы березы – песчаная коса на море; смелый воин – храбрый воин. умозаключения. 2. Сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения. 3. О чём-то сложном. Любить. Закрыть, замкнуть. Слово - омоним: «мир» в значении «отсутствие войны» и слово «мир» в значении «земля со всем, что на ней есть»  Скажите, в каком словосочетании слово употреблено в переносном значении. Почему вы так решили?  Составьте словосочетания с записанными словами на доске так, чтобы они были употреблены в переносном смысле. Железный, холодный, шептать, носик. - Это свободные или устойчивые сочетания? - Как называются устойчивые сочетания, по лексическому значению близкие одному слову? 5. Работа над фразеологизмами.  К данным фразеологизмам подберите значение, сгруппируйте их по схеме «цифра-буква». 1Играть в бирюльки 2Как рыба в воде 3Заблудиться в трех соснах 4Не все дома 5Обдирать как липку 6Китайская грамота 7Бобы разводить 8Шапками закидаем А) доводить до нищеты Б) нелепое враньё В) свободно Г) не в полном рассудке Д) не разобраться в самом простом Е) вести пустые разговоры Ж) заниматься пустяками З) хвастливое заявление, болтовня в тетради Учащиеся ставят только соответствующие цифры: 1- синоним, 2 – омоним, 3- антоним. Взаимопроверка. Ответы: 1, 1, 2, 3, 1, 2, 3, 2, 1. В переносном значении употреблено слово «косяк» Железный характер, холодный взгляд, шепчет ветерок, носик чайника. Фразеологизмы. Взаимопроверка. Ответ: 1 – ж, 2-в, 3-д, 4-г, 5-а, 6-б, 7-е, 8-з. 3  Обратите внимание на фразеологизмы, записанные на доске.  Водой не разольёшь.  Знать на зубок.  Сколько душе угодно.  Ни в зуб ногой.  Яблоку негде упасть.  Друг закадычный.  Как кошка с собакой.  Кот наплакал.  Сломя голову.  Хоть пруд пруди.  Тащиться черепашьим шагом.  Одна нога здесь, другая там.  Знать как свои пять пальцев. -Выпишите сначала синонимичные по значению фразеологизмы, затем - антонимичные. III. Рефлексивноо ценочный этап Сегодня на уроке я : …  Подберите 3 фразеологизма, при помощи которых вы можете охарактеризовать свою работу на уроке. – Работа в парах - прием «Беседа с партнером» Синонимичные: водой не разольёшь друг закадычный, сколько душе угодно – яблоку негде упасть – хоть пруд пруди, знать назубок – знать как свои пять пальцев. Антонимичные: водой не разольешь – как кошка с собакой, знать назубок – ни в зуб ногой, сколько душе угодно – кот наплакал, сломя голову – тащиться черепашьим шагом. - не ударил лицом в грязь; - ломал голову; - держал себя в руках; - был в ударе; - был не в своей тарелке; - был ни рыба, ни мясо; 4 Домашнее задание Высокий и достаточный уровень: упражнение № 17, составьте небольшой текст, используя как можно больше фразеологизмов. Средний уровень: упражнение № 16, 29 - не лез за словом в карман; - звёзд с неба не хватал; - плыл по течению; - брал быка за рога; - добился своего; - гнался за двумя зайцами; - находил выход из положения; - убивал время зря; - работал, не покладая рук; - язык проглотил. 5

Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Лексический разбор слова.

Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Лексический разбор слова.

Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Лексический разбор слова.

Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Лексический разбор слова.

Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Лексический разбор слова.

Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Лексический разбор слова.

Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Лексический разбор слова.

Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Лексический разбор слова.

Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Лексический разбор слова.

Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Лексический разбор слова.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017