Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Конспект занятия по истории России 6 класс (ФГОС)
Оценка 4.7

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Конспект занятия по истории России 6 класс (ФГОС)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
6 кл
10.01.2017
Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Конспект занятия по истории России 6 класс (ФГОС)
Цель урока: раскрыть значение Куликовской битвы. Задачи: 1. Показать роль московских князей в деле объединения Руси и борьбе против завоевателей, определить значение Куликовской битвы. 2. Развивать умение выделять главное, продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, устанавливать причинно-следственные связи. 3. Способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины, уважения к ее борьбе за независимость.
Разработка урока по истории России 6 класс.docx

Разработка урока по истории России 6 класс

Урок 21: Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

Цель урока: раскрыть значение Куликовской битвы.

Задачи: 

1.       Показать роль московских князей в деле объединения Руси и борьбе против завоевателей, определить значение Куликовской битвы.

2.       Развивать умение выделять главное, продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, устанавливать причинно-следственные связи.

3.       Способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины,  уважения к ее борьбе за независимость.

Оборудование урока: учебник §6, компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотива-ционно-целевой

На прошлом уроке изучили тему «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества». Каковы были причины и предпосылки объединения русских земель?

 

 

 

 

 

 

Охарактеризуйте политическую систему Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Далее учитель предлагает установить соответствие между именами московских князей и их деятельностью.

Каковы причины возвышения Москвы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение темы начинается с работой над эпиграфом урока (слайд 3). Сформулируйте тему сегодняшнего занятия.

Какое значение имела Куликовская битва. К концу урока мы попытаемся ответить на этот вопрос (слайд 4).

 

 

 

- Необходимость свержения ордынского владычества (причина).

Предпосылки: хозяйственное возрождение Северо-Восточной Руси, восстановление торговых связей между княжествами, сохранение единства церковных организаций, единая вера, язык, культурные традиции.

- На вершине политической пирамиды стоял великий князь, назначенный Ордой. Им мог стать представитель владимиро-суздальской династии. Титул давал преимущества. Княжества, носившие титул «великие» – Московское, Тверское, Суздальско-Нижегородское и Рязанское. В каждом княжестве существовали удельные княжества. Взаимоотношения между князьями регулировались особыми договорами.

- Работают на интерактивной доске (слайд 1). А после осуществляется проверка (слайд 2).

- 1.Географическое положение Москвы. 2.Наличие естественных рубежей (лесов и рек), защищавших Московское княжество от вторжений и разорения. 3.Приток населения в северные районы. 4.Торговые связи. Через Московское княжество проходит важнейший торговый путь, есть выход к Волге через Оку и Москву-реку. 5.Политика московских князей направлена на усиление Москвы и объединение русских земель.

- Высказывают предложения. Нажав на экран, появляется тема.

 

Ориенти-ровочный

Что мы узнаем на уроке?

 

Я вам предлагаю поработать следующим образом: для начала вы послушаете лекцию, заполните таблицу, посмотрите видеофрагмент.

- Как Москва боролась за политическое первенство, какого было положение на Руси и в Орде накануне решающего сражения. Причины, ход, итоги, значение битвы на поле Куликовом.

Поисково-исследо-вательский

Первый пункт параграфа: «Борьба Москвы за политическое первенство» освещает учитель. Перед рассказом ставит проблемное задание – почему расширилось политическое влияние московского князя.

В 1359 году на московском престоле оказался Дмитрий Иванович (1359-1389 гг.). Ему тогда было 9 лет. Хотели ли другие князья подчиняться 9-летнему Дмитрию? Этим воспользовался суздальско-нижегородский князь, который получил ярлык на великое княжение владимирское. Но московские бояре, опираясь на поддержку митрополита Алексея, добились в 1362 г. ярлыка для Дмитрия. Почему бояре заинтересованы в этом? Основным противником Москвы в борьбе за великое княжение стал тверской князь Михаил Александрович. Он заключил союз с литовским великим князем Ольгердом. Почему литовский князь поддержал Михаила? Он трижды осуществил походы на Московское княжество. Но взять Москву так и не смог. Как вы думаете почему, посмотрите на рисунок (кликнув по экрану, появляется изображение).

Однако Михаилу удалось с помощью богатых даров склонить на свою сторону Орду. В 1371 г. он получил ярлык на великое княжение. Но жители Владимира не пустили тверского князя. Почему? Дмитрий же не подчинился ханской воле. И хан вынужден был оставить ярлык у Дмитрия. После этих событий Дмитрий собрал войска всех русских княжеств и осадил Тверь. Михаил вынужден был признать свое поражение и объявить себя «младшим братом». Что это означало? Оба князя договорились в случае войны с Ордой действовать вместе. Кроме того, 1374 году Дмитрий отказался выплачивать Орде дань. Какое значение имело для Москвы невыплата дани Орде?

 

Итак, почему расширилось политическое влияние московского князя?

- Внимательно слушают, записывают доказательства, свидетельствующие о расширении политического влияния князя.

 

 

 

- Записывают годы правления Дмитрия Ивановича (слайд 5).

- Нет. Князь, который не хотел подчиниться, идет в Орду за ярлыком на великое княжение.

 

 

 

 

 

- Бояре заинтересованы, т.к. обогащались, участвуя в сборе дани, и доставались вотчины не только в Московском княжестве, но и на землях великого княжения.

 

- Заинтересован в присоединении к Литве Смоленска, Можайска и др. русских городов.

 

 

- 1367 г. город был обнесен каменным кремлем с башнями.

 

 

 

 

- Привыкли видеть московских князей

 

 

 

 

 

 

 

- Михаил не мог замышлять что-либо против великого князя, вести самостоятельные военные действия

 

- Деньги оставались внутри княжества, что способствует развитию этих земель.

- Поддержка московского князя митрополитом Алексеем и боярами, договор князей, отказ платить дань Орде.

Практи-ческий

Используя учебник на стр. 158-159. заполните таблицу (слайд 6).

Какой вывод можно сделать о положении в Орде и на Руси?

Каковы цели Мамая и Дмитрия Ивановича?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какое событие поставило под сомнение власть Орды над Русью?

Битва на Куликовом поле.  Союзники Мамая – литовский князь Ягайло и рязанский князь Олег. Стараясь не допустить соединение рязанских и литовских полков с ордынским войском, Дмитрий ускорил свое продвижение к Дону, навстречу Мамаю. Было решено переправиться через Дон. (В ходе рассказа учитель использует карту на слайде 8-9). Почему Дмитрий выбрал местом для сражения Куликово поле?

 

Далее смотрят видеофрагмент (слайд 10 – нажать на изображение) и отвечают на вопросы: Куда, с какой целью, к кому отправился Дмитрий?

 

Какого значение деятельности Сергия Радонежского?

 

 

 

Кого отпустил Сергий Радонежский с Дмитрием?

По преданию бой начался поединком богатырей – ордынского Челубея и русского Пересвета. Разогнав коней, с копьями наперевес всадники, сшиблись в смертельной схватке и оба упали замертво.

Слайд 11. Битва началась 8 сентября 1380 г. Дмитрий Иванович  решил принять участие в сражении, и переодевшись в одежду простого воина встал во главе войска. Почему  он так поступил?

Прослушайте небольшой рассказ о ходе этого сражения. (Анимированная карта на слайде 11 – нажать на изображение).

Почему Дмитрия прозвали Донским?

Как были расположены русские войска? Кто возглавлял засадный полк?

 

 

 

 

 

В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского?

 

В чем вы видите причины победы русского войска в Куликовской битве?

 

 

 

 

 

Далее учитель предлагает прочитать пункт параграфа «Набег Тохтамыша» стр.163 и ответить на следующие вопросы:

Кто стал новым ханом Золотой Орды?

В каком году Тохтамыш вторгся в русские области?

К чему прибегнул Тохтамыш при взятии Москвы?

Почему Дмитрий Донской не стал ввязываться в войну с Ордой и возобновил выплату дани?

И хотя победа на Куликовом поле не привела к полному свержению ордынского владычества, она имела большое значение.

Вернемся к проблемному вопросу, какое значение имела Куликовская битва?

Московское княжество при Дмитрии Донском еще более укрепило свои позиции. Победа способствовала превращению Москвы в центр освободительного движения русского народа против ордынского владычества. Отныне русские знали, что победить их вполне возможно. И мысль об окончательном свержении ига стала одной из главных идей развивающегося самосознания русских.

- Заполняют таблицу в тетрадях. После осуществляется проверка на слайде 7.

 

- Цель Дмитрия Ивановича – отстоять самостоятельность Москвы в открытой схватке с монголо-татарами, защитить Русь от нового нашествия.

Цель Мамая – повторить поход Батыя, расчленить Русь, посадить своих наместников, русских князей истребить, доказав тем самым, что он является продолжателем дела Чингисхана и Батыя и имеет право на ханский титул.

- Битва у реки Воже поставила под сомнение власть Орды над Русью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Главной ударной силой монголов была конница, которой трудно развернуться на такой местности. В случае поражения войску некуда бы было отступать.

- В Троицкий монастырь искал небесной поддержки для победы над врагом.

- Церковь всегда стремилась к единству русских земель, видя могущество государства только в единстве, благословил на битву.

 

- Монахов-богатырей Пересвета и Осляблю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Проявил храбрость.

 

 

 

 

 

- Так как битва проходила у Дона.

 

- Впереди сторожей полк, сзади него располагался передовой полк, затем большой полк, на флангах – полки правой и левой руки. Сзади большого полка резерв. В лесу –  засадный полк во главе Дмитрий Боброк Волынский и Владимир Серпуховской.

- Талант проявился в использовании засадной техники, экономия сил, знание тактики противника и т.д.

- Умелые действия князя, его авторитет среди воинов; мужество и храбрость рядовых воинов; объединение русских княжеств; ослабление Орды, усиление Московского княжества; поддержка Русской Православной церкви.

 

 

 

 

 

-Тохтамыш.

 

-В 1382 г.

 

- К обману.

 

- Большинство русских князей не поддержало его. Дал возможность собраться с силами.

 

 

 

 

- Высказывают мнения, записывают в тетрадях значение битвы (слайд 12).

 

 

 

Рефлек-сивно-оценоч-ный

 Для закрепления знаний выполним следующее задание (слайд 13).

 

 

 

 

 

 

Какова была наша цель и насколько ее удалось реализовать?

Были ли трудности при изучении темы и при выполнении заданий?

Что вам удалось лучше всего?

Что не получилось и почему?

- Пример:

?    Три самых важных имени: Дмитрий Донской, Пересвет, Серпуховской.

?    Три важных события: Битва на реке Воже, движение навстречу противника, битва на Куликовом поле.

?    Три главных чувства: гордость, уважение патриотизм.

?    Три важных качества: мужество, храбрость, упорство.

- Высказывают мнения о проделанной работе.

Домашняя работа: § 18 учебника, выполнить задания в приложении 9, в рабочих тетрадях § 18 (слайд 14).


 

Разработка урока по истории России 6 класс

Разработка урока по истории России 6 класс

Далее учитель предлагает установить соответствие между именами московских князей и их деятельностью

Далее учитель предлагает установить соответствие между именами московских князей и их деятельностью

Ольгердом. Почему литовский князь поддержал

Ольгердом. Почему литовский князь поддержал

Стараясь не допустить соединение рязанских и литовских полков с ордынским войском,

Стараясь не допустить соединение рязанских и литовских полков с ордынским войском,

Куликовской битве?

Куликовской битве?

Домашняя работа: § 18 учебника, выполнить задания в приложении 9, в рабочих тетрадях § 18 (слайд 14)

Домашняя работа: § 18 учебника, выполнить задания в приложении 9, в рабочих тетрадях § 18 (слайд 14)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017