Разработка урока по истории России 6 класс
Урок 21: Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
Цель урока: раскрыть значение Куликовской битвы.
Задачи:
1. Показать роль московских князей в деле объединения Руси и борьбе против завоевателей, определить значение Куликовской битвы.
2. Развивать умение выделять главное, продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины, уважения к ее борьбе за независимость.
Оборудование урока: учебник §6, компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотива-ционно-целевой |
На прошлом уроке изучили тему «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества». Каковы были причины и предпосылки объединения русских земель?
Охарактеризуйте политическую систему Руси.
Далее учитель предлагает установить соответствие между именами московских князей и их деятельностью. Каковы причины возвышения Москвы?
Изучение темы начинается с работой над эпиграфом урока (слайд 3). Сформулируйте тему сегодняшнего занятия. Какое значение имела Куликовская битва. К концу урока мы попытаемся ответить на этот вопрос (слайд 4). |
- Необходимость свержения ордынского владычества (причина). Предпосылки: хозяйственное возрождение Северо-Восточной Руси, восстановление торговых связей между княжествами, сохранение единства церковных организаций, единая вера, язык, культурные традиции. - На вершине политической пирамиды стоял великий князь, назначенный Ордой. Им мог стать представитель владимиро-суздальской династии. Титул давал преимущества. Княжества, носившие титул «великие» – Московское, Тверское, Суздальско-Нижегородское и Рязанское. В каждом княжестве существовали удельные княжества. Взаимоотношения между князьями регулировались особыми договорами. - Работают на интерактивной доске (слайд 1). А после осуществляется проверка (слайд 2). - 1.Географическое положение Москвы. 2.Наличие естественных рубежей (лесов и рек), защищавших Московское княжество от вторжений и разорения. 3.Приток населения в северные районы. 4.Торговые связи. Через Московское княжество проходит важнейший торговый путь, есть выход к Волге через Оку и Москву-реку. 5.Политика московских князей направлена на усиление Москвы и объединение русских земель. - Высказывают предложения. Нажав на экран, появляется тема.
|
Ориенти-ровочный |
Что мы узнаем на уроке?
Я вам предлагаю поработать следующим образом: для начала вы послушаете лекцию, заполните таблицу, посмотрите видеофрагмент. |
- Как Москва боролась за политическое первенство, какого было положение на Руси и в Орде накануне решающего сражения. Причины, ход, итоги, значение битвы на поле Куликовом. |
Поисково-исследо-вательский |
Первый пункт параграфа: «Борьба Москвы за политическое первенство» освещает учитель. Перед рассказом ставит проблемное задание – почему расширилось политическое влияние московского князя. В 1359 году на московском престоле оказался Дмитрий Иванович (1359-1389 гг.). Ему тогда было 9 лет. Хотели ли другие князья подчиняться 9-летнему Дмитрию? Этим воспользовался суздальско-нижегородский князь, который получил ярлык на великое княжение владимирское. Но московские бояре, опираясь на поддержку митрополита Алексея, добились в 1362 г. ярлыка для Дмитрия. Почему бояре заинтересованы в этом? Основным противником Москвы в борьбе за великое княжение стал тверской князь Михаил Александрович. Он заключил союз с литовским великим князем Ольгердом. Почему литовский князь поддержал Михаила? Он трижды осуществил походы на Московское княжество. Но взять Москву так и не смог. Как вы думаете почему, посмотрите на рисунок (кликнув по экрану, появляется изображение). Однако Михаилу удалось с помощью богатых даров склонить на свою сторону Орду. В 1371 г. он получил ярлык на великое княжение. Но жители Владимира не пустили тверского князя. Почему? Дмитрий же не подчинился ханской воле. И хан вынужден был оставить ярлык у Дмитрия. После этих событий Дмитрий собрал войска всех русских княжеств и осадил Тверь. Михаил вынужден был признать свое поражение и объявить себя «младшим братом». Что это означало? Оба князя договорились в случае войны с Ордой действовать вместе. Кроме того, 1374 году Дмитрий отказался выплачивать Орде дань. Какое значение имело для Москвы невыплата дани Орде?
Итак, почему расширилось политическое влияние московского князя? |
- Внимательно слушают, записывают доказательства, свидетельствующие о расширении политического влияния князя.
- Записывают годы правления Дмитрия Ивановича (слайд 5). - Нет. Князь, который не хотел подчиниться, идет в Орду за ярлыком на великое княжение.
- Бояре заинтересованы, т.к. обогащались, участвуя в сборе дани, и доставались вотчины не только в Московском княжестве, но и на землях великого княжения.
- Заинтересован в присоединении к Литве Смоленска, Можайска и др. русских городов.
- 1367 г. город был обнесен каменным кремлем с башнями.
- Привыкли видеть московских князей
- Михаил не мог замышлять что-либо против великого князя, вести самостоятельные военные действия
- Деньги оставались внутри княжества, что способствует развитию этих земель. - Поддержка московского князя митрополитом Алексеем и боярами, договор князей, отказ платить дань Орде. |
Практи-ческий |
Используя учебник на стр. 158-159. заполните таблицу (слайд 6). Какой вывод можно сделать о положении в Орде и на Руси? Каковы цели Мамая и Дмитрия Ивановича?
Какое событие поставило под сомнение власть Орды над Русью? Битва на Куликовом поле. Союзники Мамая – литовский князь Ягайло и рязанский князь Олег. Стараясь не допустить соединение рязанских и литовских полков с ордынским войском, Дмитрий ускорил свое продвижение к Дону, навстречу Мамаю. Было решено переправиться через Дон. (В ходе рассказа учитель использует карту на слайде 8-9). Почему Дмитрий выбрал местом для сражения Куликово поле?
Далее смотрят видеофрагмент (слайд 10 – нажать на изображение) и отвечают на вопросы: Куда, с какой целью, к кому отправился Дмитрий?
Какого значение деятельности Сергия Радонежского?
Кого отпустил Сергий Радонежский с Дмитрием? По преданию бой начался поединком богатырей – ордынского Челубея и русского Пересвета. Разогнав коней, с копьями наперевес всадники, сшиблись в смертельной схватке и оба упали замертво. Слайд 11. Битва началась 8 сентября 1380 г. Дмитрий Иванович решил принять участие в сражении, и переодевшись в одежду простого воина встал во главе войска. Почему он так поступил? Прослушайте небольшой рассказ о ходе этого сражения. (Анимированная карта на слайде 11 – нажать на изображение). Почему Дмитрия прозвали Донским? Как были расположены русские войска? Кто возглавлял засадный полк?
В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского?
В чем вы видите причины победы русского войска в Куликовской битве?
Далее учитель предлагает прочитать пункт параграфа «Набег Тохтамыша» стр.163 и ответить на следующие вопросы: Кто стал новым ханом Золотой Орды? В каком году Тохтамыш вторгся в русские области? К чему прибегнул Тохтамыш при взятии Москвы? Почему Дмитрий Донской не стал ввязываться в войну с Ордой и возобновил выплату дани? И хотя победа на Куликовом поле не привела к полному свержению ордынского владычества, она имела большое значение. Вернемся к проблемному вопросу, какое значение имела Куликовская битва? Московское княжество при Дмитрии Донском еще более укрепило свои позиции. Победа способствовала превращению Москвы в центр освободительного движения русского народа против ордынского владычества. Отныне русские знали, что победить их вполне возможно. И мысль об окончательном свержении ига стала одной из главных идей развивающегося самосознания русских. |
- Заполняют таблицу в тетрадях. После осуществляется проверка на слайде 7.
- Цель Дмитрия Ивановича – отстоять самостоятельность Москвы в открытой схватке с монголо-татарами, защитить Русь от нового нашествия. Цель Мамая – повторить поход Батыя, расчленить Русь, посадить своих наместников, русских князей истребить, доказав тем самым, что он является продолжателем дела Чингисхана и Батыя и имеет право на ханский титул. - Битва у реки Воже поставила под сомнение власть Орды над Русью.
- Главной ударной силой монголов была конница, которой трудно развернуться на такой местности. В случае поражения войску некуда бы было отступать. - В Троицкий монастырь искал небесной поддержки для победы над врагом. - Церковь всегда стремилась к единству русских земель, видя могущество государства только в единстве, благословил на битву.
- Монахов-богатырей Пересвета и Осляблю.
- Проявил храбрость.
- Так как битва проходила у Дона.
- Впереди сторожей полк, сзади него располагался передовой полк, затем большой полк, на флангах – полки правой и левой руки. Сзади большого полка резерв. В лесу – засадный полк во главе Дмитрий Боброк Волынский и Владимир Серпуховской. - Талант проявился в использовании засадной техники, экономия сил, знание тактики противника и т.д. - Умелые действия князя, его авторитет среди воинов; мужество и храбрость рядовых воинов; объединение русских княжеств; ослабление Орды, усиление Московского княжества; поддержка Русской Православной церкви.
-Тохтамыш.
-В 1382 г.
- К обману.
- Большинство русских князей не поддержало его. Дал возможность собраться с силами.
- Высказывают мнения, записывают в тетрадях значение битвы (слайд 12).
|
Рефлек-сивно-оценоч-ный |
Для закрепления знаний выполним следующее задание (слайд 13).
Какова была наша цель и насколько ее удалось реализовать? Были ли трудности при изучении темы и при выполнении заданий? Что вам удалось лучше всего? Что не получилось и почему? |
- Пример: ? Три самых важных имени: Дмитрий Донской, Пересвет, Серпуховской. ? Три важных события: Битва на реке Воже, движение навстречу противника, битва на Куликовом поле. ? Три главных чувства: гордость, уважение патриотизм. ? Три важных качества: мужество, храбрость, упорство. - Высказывают мнения о проделанной работе. |
Домашняя работа: § 18 учебника, выполнить задания в приложении 9, в рабочих тетрадях § 18 (слайд 14).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.