Моя Отчизна. Исследовательская работа.
Оценка 4.9

Моя Отчизна. Исследовательская работа.

Оценка 4.9
docx
07.05.2020
Моя Отчизна. Исследовательская работа.
Моя Отчизна Крюченков Илья Раздольнеенская СОШ им.Г.П.Котенко.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Раздольненская средняя общеобразовательная школа имени Г.П.Котенко»

 

 

 

 

 

 

Международный конкурс  «Моя Отчизна»

Исторические события, произошедшие на территории моей малой Родине в годы Великой Отечественной войны.

 

 

 

 

 

Подготовил:

Крюченков Илья Сергеевич, 11 лет

ученик 5а класса МБОУ

«Раздольненская СОШ им.Г.П.Котенко»,

89248445014

Руководитель:

 Ткаченко Екатерина Александровна,

заместитель директора по воспитательной работе,

89638097067

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Раздольное, 2020 год

 

                                              Оглавление:

I.

Введение

1.Цели, актуальность, практическая значимость темы

 

3

II.

Основная часть.

1. Анализ используемой литературы.

2. История основания села Рощино. Память жива

2.1 Жизнь села после первой волны репрессий. Второе рождение села.  

2.2 Село в годы Великой Отечественной войны

2.3 Великие люди моего села в годы ВОВ. 

 

5

6

8

 

9

14

III.

Заключение.

16

IV.

Список использованной литературы, источников.

18

V.

Приложение   

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.             Введение

В наше время, когда мы отдалены от Великой Отечественной войны на 75 лет, летопись войны продолжается. И нам очень важно знать все, что касается этой темы. Война прокатилась по всей нашей стране и затронула каждый город, каждое село и  каждую семью. Нам стала интересна история нашего родного села Рощино, его значение для района, для страны и фронта в годы ВОВ.

Степень изученности этого вопроса: бороздя просторы Интернета, мы  смогли найти малую информацию о селе, лишь только год основания и количество человек, проживающих в нем сегодня [15.]. В художественной и научной литературе можно найти много работ по теме ВОВ, которые мы тоже использовали в своей работе, но информации о нашей малой Родине, в которой я родился и живу, к сожалению, очень мало. Все ограничивается одним, двумя предложениями. Мы столкнулись с проблемой: отсутствие информации об истории моего села. В связи с чем мы задались вопросом, сможем ли мы найти информацию, которая бы рассказала о том, что наша малая Родина имела важное значение в истории нашей страны, нашего района. 

Цель работы: изучить историю моего села с 1920 года до окончания ВОВ.

Задачи исследования:

 -  способствовать развитию интереса подрастающего поколения к истории своей малой родины;

-  собрать как можно больше информации от старожил и краеведов  об истории села Рощино со дня основания до окончания ВОВ;                                                                                 

-  привести в соответствие имеющиеся данные о медицинской санитарной части, о лагере НКВД, о землянках и окопах, которые располагаются в окрестностях села;

- узнать, как жители села помогали фронту в годы ВОВ;                                                                        

- использовать в работе  информационные технологии:  создать электронную презентацию.

Актуальность данной работы заключается в том, что в год 75-летия Победы нашего народа над фашистами в годы Великой Отечественной наблюдается повышенный интерес к изучению всего, что касается этой темы: это и люди, и села, и города, вклад которых в Победу нельзя недооценивать. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы мы хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края, учились мужеству, стойкости, учились на ошибках предков, чтобы сегодня над нашими головами всегда было мирное небо.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

(Вадим Шафиер)

Практическая значимость данной работы: данные нашего исследования можно применять на уроке истории, при работе по краеведению, в экскурсиях по родному краю, в школьном музее, во внеурочной деятельности.   

Предмет исследования: история села Рощино.

Объект исследования: село Рощино: его основание, люди, жизнь в годы ВОВ.

Методы исследования:

-работа с первоисточниками наиболее полно освещающих избранную проблему;                                                                                                                                                - знакомства и встречи с людьми – очевидцами событий прошлых лет;                   

- изучение литературы и периодической печати;                                                                    

- выбор методов исследования под руководством заместителя директора по ВР.                                             

 -самостоятельная работа с данными по Великой Отечественной войне;

- работа с архивными материалами, материалами  школьного музея, совхозного музея;      

-анализ собственных данных, их сопоставление;                                                                                                                         -работа по подготовке исследованных материалов к оформлению, создание электронной презентации.

При написании работы мы изучили много источников: фотографий, документов, архивных материалов, газетных материалов, искали очевидцев событий и встречались с ними с целью сбора интересующих данных; записывали рассказы  и воспоминания; посетили сельскую библиотеку с целью получения консультаций, уточнения сведений, проверки достоверности фактов, а также использовали ресурсы Интернета, которые помогли найти карты (см.приложение 1) [17.], заметки краеведов.

Работа над материалами длилась три месяца (ноябрь, декабрь 2019 года, январь 2020 года).

II.         Основная часть

1. Анализ используемой литературы.

Мы просмотрели и перечитали много книг о войне.  Из книги Ивана Ивановича Щукина мы узнали, что из ушедших на фронт 4620 жителей Тамбовского района более тысячи погибли на войне, а более трех тысяч потом продолжали службу в армии, победившей германских фашистов и японских милитаристов [13., C.46].

 Особенно нам понравилась книга Трижицак Антонины Иогановны «Мы не были на той войне…». В этой книге описываются участники ВОВ нашего района, в том числе, я узнал, что Верисоцкий  Иван Леонтьевич, награжденный множеством наград за участие в ВОВ, в 1948 году переехал в село Рощино, где был полеводом, завхозом, плотником, пасечником[12.,C.152].

Мне интересно было читать книгу «Степной богатырь» Альберта Кривченко, в которой помещены воспоминания о том, как создавался совхоз, о годах ВОВ, о том, что земляки- раздольненцы и земляки- рощинцы сделали для фронта в тяжелые военные годы [10., C.140-149]. В его же книге «Зов земли» мы узнали о жителях нашего села, о секрете успеха нашего совхоза «Партизан» [9., C.43].

Изучив статью известного краеведа Топорковой Людмилы Павловны «Историческая память» из книги «Дети репрессированных о времени и о себе» составителя Трижицак А.И., мы узнали, что в Тамбовском районе было два лагеря НКВД, один из которых находился под Рощино[11., C.22-24].

Мы несколько раз встречались с бывшим директором нашей школы Верисоцкой Анной Николаевной, которую я считаю «краеведческой энциклопедией». Из ее рассказов мы узнали много про период войны на территории Раздольненского сельского совета, в том числе и о селе Рощино, о земляках, ушедших на войну, переживших страшные годы войны. Каждая наша встреча была наполнена новыми интересными фактами.

В школе мы с ребятами встречались с  ветеранами, тружениками тыла, с детьми войны. В школьном музее есть много ценных материалов и экспонатов, которые помогают осознать величие, значимость тех героических лет [7.]. Судьба наших предков, нашей семьи, наших сел и городов - яркое отражение истории нашей страны (см.приложение 11).

Нами были найдены статьи в брошюрах, в которых звучат фамилии людей, которых знают многие и не просто так, а потому что это люди с большой буквы(см.приложение 8)

Самое главное, что мы поняли - все уходит в историю: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение лишь имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени, сохранившихся документах той поры. В своей работе хотелось бы на примере нашего маленького села Рощино сказать, что победа в ВОВ это заслуга и солдат на фронте и работников в тылу.

2. История основания села Рощино. Память жива.

Окунемся немного в историю, из рассказов И.И.Щукина: дороги до Гильчинской и Тамбовской волости не было как таковой, приплывали по Амуру до села Константиновка на пароходах из города Благовещенска, а от туда на лошадях добирались в села Гильчин и Раздольное. А когда позже собирали урожай, перевозили по купеческой дороге, по Маньчжурскому клину. Чтобы земли не захватили Маньчжуры, по распоряжению правительства страны стали эти земли заселять, земля должна была возделываться. В результате появились хутора и заимки (заимка Веселые, хутор Оборвановка). Земли по левому берегу Амура были богатые, сеяли буквально все. Село Рощино образовалось из заимок [14.].

Тамбовский район в конце XIX в начале XX веков занимал очень большую территорию, он включал в себя Ивановский и Константиновский районы. Когда парторг уезжал из Раздольного, он три дня не был дома, он писал, что поехал по совхозу, в котором в ту пору было 11 отделений, потом их  стало 7, позже  6. А сейчас их  4. С 1884 года шло заселение этих территорий. Село Рощино считалось одним из передовых, самых лучших. Его история не однозначна [2.].

В книге Ивана Ивановича Щукина «Очерки истории Тамбовского района Амурской области (1945-1985)» написано, что село Рощино основано в 1920 году(см.приложение 3). Такая же информация находится на сайте Википедия, на официальном сайте Тамбовского района [13., C.24], [14.], [15.].

Село основано в 1920 году семьей Саяпиных. При въезде в наше село стоит дом около пруда- это дом Саяпиных, основателей с.Рощино (см.приложение 2). Наше село образовалось из заимок, основатель заимки Саяпин. А семья Саяпиных приехала из с. Гильчин. В селе Гильчин все земли были заняты молоканами (5 тыс.чел.), земли были распаханы. Семьи были богатые, зажиточные. Молокане были очень грамотными, читали с пяти лет, читали Библию вслух, что считалось, что слова быстрее дойдут до Бога [2].

Почему же село называется «Рощино»? Наше село обрамлено прекрасными березовыми рощами, отсюда и название(см.приложение 1). Эти березы посажены не людьми, а так создала природа. Березы были высокие стройные.  Рядом везде были старинные села, а Рощино считалось молодым. Рядом с Рощино был хутор Оборваниха, где жила семья Кондрашевых, в которой было много детей.

В Рощино жили трудолюбивые селяне, которые возделывали земли. Жизнь села была наполнена интересными фактами, о которых мы узнали в ходе исследовательской работы [3].

2.1       Жизнь села после первой волны репрессий. Второе рождение села.  

Со слов Анны Николаевны Верисоцкой, в 1924 году по нашей стране прокатилась первая волна репрессий, которая не обошла наше село. Репрессии- это унижение человеческого достоинства государством своих граждан (уничтожение этих людей как класса).  Эта волна угнала почти всех зажиточных с территории Гильчинской волости [13., C.32].В Тамбовской и Гильчинской волости 70 % населения считались богатыми и зажиточными,  самые лучшие и богатые урожаи были у нас в Тамбовском районе. Семьи держали большие хозяйства, сами обрабатывали поля, засевая их. Держали большое количество скота. Излишки продавали. Жили очень дружно, большими семьями.

В селе Рощино, когда приехали  после первых революционных  репрессий после 1924 года, земли были распаханы под самые дороги. Дома практически все были заколочены крест-накрест, что по старинному обычаю означало - в этот дом еще жильцы могут вернуться. И когда приехали первые бригады, им не пришлось поднимать целину. До 1930 года, пока образовался зерносовхоз «Партизан», эти земли были ухожены, давали огромный урожай[2].

В книге «Степной богатырь» А.А.Кривченко мы нашли следующую информацию: в 8 км от села Раздольного- центральной усадьбы совхоза- высадился комсомольский десант: 12 юношей и девушек, которым предстояло основать еще одно отделение хозяйства. Началось строительство нового села Рощино - жилья, складов. Трактористы приступили к взмету паров (см.приложение 5) [10., C.142].

Бригада из села считалась одной из лучших, по всем показателям. Что интересно и сегодня первое отделение считается одним из лучших. В 1939 году в совхозе «Партизан» сменился десятый руководитель, начиная с 1930 года,  на должность руководителя совхоза пришел Котенко Григорий Пантелеевич [10., C.52].До прихода Г.П.Котенко совхоз был не на хорошем счету в районе, каждый год меняли руководителя совхоза, но с приходом 32 летнего молодого человека, с открытым, добродушным, а вместе с тем волевым лицом, который жил на Украине, ситуация изменилась[10., C.53], [13., C.41]. С тех пор наш зерносовхоз имел одни из самых высоких показателей урожайности сельхозпродукции в районе(см.приложение 9).

Наше село являлось и до сих пор является первым отделением совхоза, которое в годы ВОВ сыграло немалую роль в помощи нашей Родине, помощи фронту.

2.2       Село в годы Великой Отечественной войны.

Практически всех мужчин из совхоза и из нашего села забрали на фронт, когда началась война. « …Но грянула война, и остался Котенко с одними стариками, женщинами да молодой порослью: чуть ли не всех мужиков и половину техники отправили на фронт» [9., С.19]. Председатель совхоза убеждал призывников не волноваться, ведь «сила, говорю, у нас немалая. Женщины, жены ваши остаются. Да подростки. А надо будет, так и ребятишки помогут. Ребятишки у нас шустрые». Женщины говорили: «Правильно, не волнуйтесь, мужики. Немца гоните, а мы уж тут постараемся». И набралось около двух десятков женщин, пожелавших стать трактористками. Все они просили дать им технику, на которой работали их мужья [9., С.63]. Конечно духом не пали- кормили и себя, и страну, и армию, но долго потом, после военного лихолетия, не могли распрямить спину, все давил груз потерь, гибель лучших людей совхоза. [9., С.19].

 Из книги «Степной богатырь» мы узнали  также о том, что земляки- раздольненцы и земляки- рощинцы сделали для фронта в тяжелые военные годы [10., С.140-149]. Женщины и старики садили во дворах табак для армии, собирали теплые вещи для фронтовиков, делали рукавицы, чуни, платки, кисеты с надписями с надеждой, что их кисеты, платки и варежки достанутся отцам, дедам, мужьям и братьям [10., С.77]. В 1942-43 годах рабочие, служащие, колхозники и студенты носили деньги на строительство танков, самолетов, орудий, снарядов. Не остался в стороне и наш совхоз, и наше село. За зиму собрали почти 160 000 рублей деньгами и более 92000 рублей облигациями. Вскоре из Москвы пришла короткая телеграмма: «Прошу передать рабочим и служащим, работницам, специалистам и домохозяйкам зерносовхоза «Партизан»…мой братский привет и благодарность Красной Армии. И.Сталин» [10., С.78]. Когда Москва салютовала, так как наша армия освободила много городов, жители нашего села отмечали победу стахановским трудом [10., С.81].

Изучив статью известного краеведа Топорковой Людмилы Павловны «Историческая память» из книги «Дети репрессированных о времени и о себе» составителя Трижицак А.И., мы узнали, что в Тамбовском районе было два лагеря НКВД, один из которых находился под Рощино [11., С.24]. Из статьи «Не пыль на ветру, а человек», из этой же книги, написанной  со слов Демяшова Алексея Григорьевича, мы узнали, что когда он попал в хуторок Рощино в 1943 году для службы, его и его товарищей поселили в землянки (см.приложение 6). В этих землянках, по его описанию, потолок был из хвороста сплетен и засыпан землей, было окно и нары. Землянки отапливались железными печками с помощью бурьяна. Так как на потолке был иней снежный, он таял и капли падали за шиворот. Алексей Григорьевич же говорил о том, что здесь находился 57 полк, был стрелковый взвод, пулемётный. Все жили мирно, но постоянно проходили занятия, строевая [11., С.117].

По словам старожил и жителей села, в 6 км от моего села, в сторону с села Свободка, располагался своеобразный  концлагерь (концлагерь НКВД) строгого режима для заключенных, который называли «шестое отделение» и находился рядом с руслом реки Гильчин. В селе Орлецк был пересыльный пункт, а потом заключенных уже отправляли в село Рощино. В этом лагере были люди из разных частей страны[4.], [2.].

Верисоцкая Анна Николаевна приехала в с.Рощино в 1969 году, работала в школе учителем начальной школы. С ее слов: «Мы поехали за орехами в лес. Я смотрю, на ветру развеваются волосы, похожие на кукурузу,  я подумала, как такое может быть, кукурузные поля очень далеко от этого места. Метрах в 8 от этого места, немного в сопку, я увидела ботинок, еще посмеялась, говорю супругу,  мол, посмотри, как интересно, ботинок торчит. На что мой муж: «Уходи оттуда сейчас же», я ничего понять не могу, мне же интересно, что там такое. «Тут был лагерь военнопленных и репрессированных, долго тебе объяснять, тут был лагерь и здесь захоронены военнопленные, уходи, сказал и все». Там был лагерь, и местные люди об этом знали, там служили наши парни».  Этого лагеря уже не было в 1946 году. Но местные жители знали о его существовании и передавали эти знания из поколения в поколения» [2.].

Когда началась ВОВ, на территории волости было очень много стрелковых полков, которые охраняли нашу территорию, так как через реку стоял целый взвод японских солдат, около миллиона. По линии границы стояла оборонная линия Карпышева. В селе Рощино, как ранее говорилось, находился 57 полк, был стрелковый взвод, пулеметный[11., С.117]. В полку служили наши бойцы. Для этих солдат считалось важным, что тыловики обязаны помогать в лихую годину своей Родине. Солдаты, которые жили в землянках, каждый день копали окопы. По словам Верисоцкой А.Н.: «Вся роща березовая, особенно там, где были высокие березы,  была вся в окопах, в лесу было не менее трех рядов окопов». Она с ребятами из школы ходила в походы и сама видела эти окопы. Землянки располагались в березовой роще. Анна Николаевна говорила: «Их рыли сами солдаты,  рыли саперной лопатой глубиной в рост человека, делали накат из толстых берез и засыпали землей. Стены обшивали осинником, без коры, ошкуренным»[2.]. Эти же слова подтвердила ее ученица, которая тоже ходила в походы и все это видела Анохина Ольга Михайловна, которая сегодня работает в нашей школе учителем биологии[1.].

Каждый день проводились занятия, строевая подготовка, занятия по стрельбам. Солдаты совершали марш броски (по рассказам Бродисвета Анатолия Михайловича, который служил в стрелковом полку № 57)». Из статьи « Не пыль на ветру, а человек» мы узнали, как проходил марш-бросок: от Граждановки, где располагался штаб армии, до самого Корфово, так же в полном боевом снаряжении полк шел до Воскресеновки, там, в сопках, жили три дня, ночью шли до Константиновки, очень уставали, засыпали на ходу, шли сонные в другую сторону. Приходилось их будить, направлять вместе со всеми. Делали привал на 10 минут и опять вперед. Снаряжение тяжелое, станок пулемета- 32 кг, тело пулемета- 18 кг, все на своих плечах несли[11., С.117]. В ходе марш бросков учились стрелять. В полях, где есть овраги, были оборудованы засады, где могли схорониться солдаты. Раненые с фронта сразу включались в деятельность.  В школьном музее имеется много доказательств, о том, что в селе находились военные (см.приложение 11). В лесу около села есть окопы, дети там играли и до сих пор играют, и находят там гильзы от снарядов. В музее есть ряд экспонатов, найденных в Рощинском лесу: гильзы, пулеметные ленты, ложки, патроны, каска(см.приложение 4).

Со слов Анохиной О.М., в моем селе, кроме повседневных солдатских землянок, возле здания старой конторы были землянки офицеров. Офицеры, которые возглавляли полк, проживали в этих землянках [1.] (см.приложение 6).

Рощинский лес – это любимое место игр, там ребята играют в футбол. Дети после войны играли в войнушку, при этом испытывали очень яркие чувства. «Играли в окопах, ходили танкисты и пехотинцы, мы воевали между собой, раненых не было, и все живы остались»,- рассказывал Верисоцкий Юрий Григорьевич со слезами на глазах [3.] (см.приложение 4).

Мой дедушка Крюченков Александр Николаевич рассказывал, что в Рощинском лесу с чистым хорошим воздухом и очень густой кроной  расположился медсанбат или по местному обычаю он называется «медсанчасть». Лечились в этой медицинской части раненые, помороженные, простывшие солдаты, чужих не было. Лечили здесь также детей и жителей. Лекарств было мало, но все же свою функцию госпиталь выполнял в полном объеме. Есть такие данные, что в военные годы люди мало  простывали, мало болели. Очевидно из-за стрессовых ситуаций[4.].

 Медчасть (госпиталь) находился в полукилометре от с.Рощино, рядом находилась молочнотоварная ферма, огороды- выращивали овощи, курятник. Все хранилось на месте, кормили скудно, но директор зерносовхоза «Партизан» Котенко Г.П. всегда следил за тем, чтобы у раненых солдат была свежая еда. Госпиталь был небольшой, врачи и медсестры были приезжие, санитарки- местные жительницы [2.].  По воспоминаниям Верисоцкого Юрия Григорьевича, который жил на территории села Рощино с 1953 года, в лесу еще находились бревна из лиственника, из которого были сложены стены госпиталя. До сей поры в этом лесу находят стеклянные шприцы и иголки. Само же  место уже заросло осинником [3.]. Все раненые выздоравливающие занимались физподготовкой по жесткому распорядку, несмотря на то что была война. Выздоравливающие бойцы просились на фронт и даже сбегали, по рассказам старожилов. Рассказы о том, что там был госпиталь, передаются из поколения в поколение. А сам лес, который справа от села, так и называют  медсанчасть [2.].

На всех фронтах дальневосточники пользовались большим уважением. На Дальнем Востоке были сосредоточены войска, потому что на границе стоял 1 миллион японских солдат. Милитаристы любой ценой хотели захватить наши территории, именно поэтому было решено оставить солдат на границе, благодаря им прошла молниеносная японская война, которая длилась 23 дня, с 8 августа по 2 сентября 1945 года. Полегло огромное количество солдат, но победа была за советским народом. В войне принимали участие все силы, которые сохранились после войны: летающие самолеты, танки.  В плен были взяты 600 тысяч японец, которые были направлены в разные села Дальнего Востока. К нам на территорию зерносовхоза «Партизан», по некоторым данным, были отправлены 300 человек, по некоторым- 50 человек, но они были у нас, об этом есть много свидетельств. Они работали на полях, в пекарнях, фермах и овощных складах. Им сначала не доверяли, боялись, но потом увидели, что это обычные солдаты, которые не хотели воевать. Ежегодно уже в течение 20 лет на территорию села приезжаю японцы, чтобы почтить память своих умерших солдат. Останки они вывезли на Родину, но ищут других. У нас есть японское кладбище, куда ездят Будды каждый год, проводят мессы. Ученики, жители села, пенсионеры тоже присутствуют на этих встречах. Приезжая к нам, японцы просят у нас прощение, говоря о том, что такого точно больше не повторится[2.] (см.приложение 7).

Во всех уголках нашей страны война отозвалась эхом горечи. Всюду изыскивались, мобилизовывались средства и ресурсы для оказания помощи фронту. В ходе войны перед тружениками всей страны и также нашего села Рощино вставали все новые и новые задачи, требовавшие дополнительных усилий и материальных средств: забота о семьях фронтовиков, о детях оставшихся без родителей, сбор денег и вещей в фонд обороны страны... Рощино- моя малая родина, внесла свою долю  в Победу . Тогда люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы. Поэтому каждый стремился работать за двоих, невзирая ни на какие трудности. И без усилий жителей нашего села и других населенных пунктов не было бы победы.

 2.3 Великие люди моего села в годы ВОВ. 

Родина в опасное время заботилась о своих людях. И труженики тыла, женщины, старики и дети, они понимали, что Родина в опасности.

В нашем селе жили и трудились три кавалера ордена Ленина: Бятец  Владимир Матвеевич (отец Матвей Данилович был кузнецом) [9.С.17], Безхлебный Степан Степанович, Исаченко Павел Исакович.

Конечно, нельзя не сказать про «человека- легенду» Григория Пантилеевича Котенко. Он являлся руководителем совхоза «Партизан» с 1939 года, благодаря его усилиям, наше село развивалось. Из книги Кривченко А. мы узнали секрет успеха совхоза и его директора: «Земля не терпит летунов, ей нужен постоянный хозяин. Котенко приехал в совхоз не на время, а надолго…и другой «секрет»: все, что делаешь, делай на совесть». Иногда он работал по 18-20 часов в сутки. В четыре часа утра был на ферме у доярок, в семь- в мастерских, в восемь встречался со специалистами в конторе. Учил людей считать копейку, а потом сам до полуночи сидел над учебниками. Григорий Пантелеевич умел работать с людьми, держал крепкую дисциплину в совхозе. Ему удалось создать коллектив единомышленников, объединив людей общей большой целью. У военных летчиков есть замечательная фраза «Делай, как я». Всей своей жизнью, каждым своим шагом Котенко как бы подает такую команду[9.С.43-33]. Нам понравились его слова, которые мы нашли в книге «Степной богатырь»: «Совхозу нашему дано фронтовое задание- растить хлеб для Красной Армии. Да так растить, чтобы каждый хлебный колосок бил по врагу, как обойма патронов». [10.С.65].

Из книги «Степной богатырь» мы узнали, что муж жительницы нашего села, Михаил Тимашов, участвовал в блокаде Ленинграда и в его освобождении. А позже был убит на войне. Иван Колмогоров был несколько раз ранен и награжден орденом Славы. [10.С.81-83]. Управляющий первого отделения Есипенко Федор Никонорович имел семерых детей.

Из реферата бывшей ученицы нашей школы Козловой Ирины, мы узнали о фронтовой семье Ульяновых: Ивана Федоровича и Пелагеи Сергеевны. Фронтовая семья, которая скромными своими поступками приближала освобождение страны от фашистов. Когда грянула война, Иван Федорович добровольцем ушел на фронт из родного Саратова, а Кроткова Пелагея Сергеевна, чуть позже пошла вольнонаемной санитаркой на санитарный поезд(см.приложение 12). Иван Федорович был пехотинцем, он понимал, что отечество нужно защищать, оно в опасности. Где только ему ни приходилось воевать, но он везде был впереди и смелостью, и  риском для жизни громил врага. Родина наградила его медалью «За боевые заслуги» в 1943 году. Участвовал в освобождении Прибалтики. Получил Благодарность от Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина «За отличные боевые действия» (1944). Судьба  его щадила от пуль и ранений, но в боях под Варшавой он был серьезно ранен и попал на передвижной санитарный поезд, где встретился с Пелагеей, которая вскоре стала его женой. Маленькая, крепенькая, с добрым улыбчивым лицом, она делала свою трудную, но такую нужную работу- выхаживала раненых бойцов. Поезд частенько бомбили, и бывало всякое: раненых вытаскивали среди поля из вагонов, брали сами в руки оружие, чтобы защищать уже бойцов, у железнодорожных полустанков искали продукты. Писали письма домой родным, которым нужно было встретить инвалида, но человека… Пришли мирные дни, и молодожены по совету сослуживцев поехали на Сахалин. Но тянуло к земле и в 1957 году Ульяновы приехали в «Партизан» и поселились в уютном селе Рощино. Иван Федорович был механизатором и комбайнером до пенсии, а Пелагея Сергеевна делала все, что нужно для хозяйства: и коров доила, и кур выращивала, и силосные ямы чистила, и навоз на поля с фермы с другими женщинами вывозила [7.].

III.      Заключение.

На протяжение 45 лет учащимися нашей школы, учителями и жителями села собирался материал об участниках ВОВ: фронтовиках и тружениках тыла. Учащимися ведется активная поисковая деятельность с 1964 года. Вся собранная информация хранится в школьном музее. Эта тема очень важная, ведь это самая святая тема, над которой мы работаем, не было бы Победы над фашистами, не известно, были бы мы сегодня или нет, и как бы мы жили(см.приложение 11). Мы признательны тем участникам войны, которые отдали свои жизни за нас. Я горжусь своими земляками. Мы в «Партизане» ежегодно проводим митинги в честь празднования дня Победы, школа- самый активный участник этого митинга, проводится конкурс строевой песни (см.приложение 10). В школе стали традиционными различные акции и месячники военно-патриотического воспитания. Создан волонтерский отряд «Доброе сердце», члены которого периодически помогают ветеранам и детям войны.

Создана целая экспозиция в школьном музее об участниках ВОВ 1941-1945 года, на стелах написаны фамилии ушедших на фронт и не вернувшихся с полей сражения. Есть благодарности И.И. Сталина(см.приложение 11). Краеведческая работа очень интересна, повышает любовь к Родине, углубляет знания в разных областях.

Победа бы не была за нами, если бы не наши предки, которые самоотверженно боролись за свободу не только на фронте, но и в тылу. Без любви к Родине, её прошлому и настоящему, без знания истории своего села невозможно построить будущего. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих предков. Знать о подвигах, больших и малых, своих дедов и прадедов,  да просто какой трудной была в то время жизнь нам особенно важно.                                                                                                                                                      Данная работа – это дань уважения тем, кто погиб во время войны, кто работал в тылу, не зная сна и покоя, кто верил и ждал, несмотря ни на что. Значимость подобной работы заключается в том, что все должны знать, что наши деды недаром жили, недаром отдали свои жизни, защищая огромную, как небо свою Родину, я почувствовал благодарность поколению ветеранов, которых осталось уже немного, благодарность к тем, кто отстоял родину и свободу в тылу и на фронтах от иноземных захватчиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.           Список использованной литературы, источников.

1.                 Воспоминания Анохиной Ольги Михайловны

2.                 Воспоминания Верисоцкой Анны Николаевны

3.                 Воспоминания Верисоцкого Юрия Григорьевича

4.                 Воспоминания Крюченкова Александра Николаевича

5.                 Материал сельской библиотеки с.Раздольного

6.                 Музей совхоза «Партизан»

7.                 Школьный музей МБОУ «Раздольненская СОШ им.Г.П.Котенко»: фотографии, экспонаты, реферат Козловой Ирины: «Фронтовая семья».

8.                 Брошюра «ТАМБОВСКИЙ РАЙОН - наша малая Родина», 2011 год, 10 с.

9.                 Кривченко, А.А. Зов земли/ А.А. Кривченко.    –Хабаровское книжное издательство: Благовещенск, 1984. – 176 с.

10.            Кривченко, А.А. Степной богатырь [Текст] / А.А. Кривченко.    –Хабаровское книжное издательство: Благовещенск, 1976. – 193 с.

11.            Трижицак, А.И. Дети репрессированных о времени и о себе / А.И.Трижицак, Н.П.Сидоров, С.М.Пашкина.    –Благовещенск «Деловое Приамурье», 2018. – 165 с.

12.            Трижицак, А.И. Мы не были на той войне… / А.И.Трижицак, Л.А. Евдокименко, Л.В.Кокоулина.    –Благовещенск «Деловое Приамурье», 2018. – 165 с.

13.            Щукин, И.И. Очерки истории Тамбовского района Амурской области (1945-1985)/ И.И. Щукин.-Благовещенск, 2011. – 416 с.

14.            http://www.тамбр.рф/

15.            https://ru.wikipedia.org

16.            https://mapdata.ru/amurskaya-oblast/tambovskiy-rayon/selo-roschino/

17.    https://www.google.ru/maps

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Карта Тамбовского района.

 

 

Приложение 2.

Усадьба Саяпиных.

 

 

 

Приложение 3.

Год основания села.

 

 

Приложение 4.

Войнушка на территории медсанчасти.

 

Приложение 5.

Первое отделение. Фото из книги «Степной богатырь»

 

 

7

 

 

 

Приложение 6.

Линия землянок в Рощенском лесу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7.

Встречи с Японцами

.

Приложение 8.

Почетные граждане Тамбовского района. Г.П.Котенко.

 

 

Приложение 9.

«Человек Легенда»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10

Патриотическое воспитание в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 11.

Музейная комната в школе

.

 

 

Приложение 12.

Коллектив госпиталя, где служила Ульянова. Пелагея Сергеевна 2 справа в верхнем ряду.

Иван Федорович крайний справа.

Фронтовая семья.

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Раздольненская средняя общеобразовательная школа имени

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Раздольненская средняя общеобразовательная школа имени

Оглавление: I . Введение 1

Оглавление: I . Введение 1

I. Введение В наше время, когда мы отдалены от

I. Введение В наше время, когда мы отдалены от

Актуальность данной работы заключается в том, что в год 75-летия

Актуальность данной работы заключается в том, что в год 75-летия

При написании работы мы и зучили много источников: фотографий, документов, архивных материалов, газетных материалов, искали очевидцев событий и встречались с ними с целью сбора интересующих…

При написании работы мы и зучили много источников: фотографий, документов, архивных материалов, газетных материалов, искали очевидцев событий и встречались с ними с целью сбора интересующих…

Изучив статью известного краеведа

Изучив статью известного краеведа

Маньчжуры, по распоряжению правительства страны стали эти земли заселять, земля должна была возделываться

Маньчжуры, по распоряжению правительства страны стали эти земли заселять, земля должна была возделываться

В Рощино жили трудолюбивые селяне, которые возделывали земли

В Рощино жили трудолюбивые селяне, которые возделывали земли

C .52]. До прихода Г.П.Котенко совхоз был не на хорошем счету в районе, каждый год меняли руководителя совхоза, но с приходом 32 летнего молодого человека,…

C .52]. До прихода Г.П.Котенко совхоз был не на хорошем счету в районе, каждый год меняли руководителя совхоза, но с приходом 32 летнего молодого человека,…

Не остался в стороне и наш совхоз, и наше село

Не остался в стороне и наш совхоз, и наше село

На что мой муж: «Уходи оттуда сейчас же», я ничего понять не могу, мне же интересно, что там такое

На что мой муж: «Уходи оттуда сейчас же», я ничего понять не могу, мне же интересно, что там такое

Константиновки, очень уставали, засыпали на ходу, шли сонные в другую сторону

Константиновки, очень уставали, засыпали на ходу, шли сонные в другую сторону

Котенко Г.П. всегда следил за тем, чтобы у раненых солдат была свежая еда

Котенко Г.П. всегда следил за тем, чтобы у раненых солдат была свежая еда

Во всех уголках нашей страны война отозвалась эхом горечи

Во всех уголках нашей страны война отозвалась эхом горечи

Котенко как бы подает такую команду[9

Котенко как бы подает такую команду[9

Сахалин. Но тянуло к земле и в 1957 году

Сахалин. Но тянуло к земле и в 1957 году

Знать о подвигах, больших и малых, своих дедов и прадедов, да просто какой трудной была в то время жизнь нам особенно важно

Знать о подвигах, больших и малых, своих дедов и прадедов, да просто какой трудной была в то время жизнь нам особенно важно

I. Список использованной литературы, источников

I. Список использованной литературы, источников

Приложение 1. Карта Тамбовского района

Приложение 1. Карта Тамбовского района

Приложение 2. Усадьба Саяпиных

Приложение 2. Усадьба Саяпиных

Приложение 3. Год основания села

Приложение 3. Год основания села

Приложение 4. Войнушка на территории медсанчасти

Приложение 4. Войнушка на территории медсанчасти

Приложение 5. Первое отделение

Приложение 5. Первое отделение

Приложение 6. Линия землянок в

Приложение 6. Линия землянок в

Приложение 7. Встречи с Японцами

Приложение 7. Встречи с Японцами

Приложение 8. Почетные граждане

Приложение 8. Почетные граждане

Приложение 9. «Человек Легенда»

Приложение 9. «Человек Легенда»

Приложение 10 Патриотическое воспитание в школе

Приложение 10 Патриотическое воспитание в школе

Моя Отчизна. Исследовательская работа.

Моя Отчизна. Исследовательская работа.

Приложение 11. Музейная комната в школе

Приложение 11. Музейная комната в школе

Моя Отчизна. Исследовательская работа.

Моя Отчизна. Исследовательская работа.

Приложение 12. Коллектив госпиталя, где служила

Приложение 12. Коллектив госпиталя, где служила

Фронтовая семья.

Фронтовая семья.
Скачать файл