МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ (методика проведения уроков декоративно – прикладного искусства) Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова Инна Викторовна
Оценка 5

МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ (методика проведения уроков декоративно – прикладного искусства) Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова Инна Викторовна

Оценка 5
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
30.01.2017
МОЗАИКА  ИЗ  КАМНЯ (методика проведения  уроков  декоративно – прикладного  искусства)                                    Преподаватель  художественного отделения МБУ  ДО  «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова  Инна  Викторовна
Мозаика из камня - трудоёмкий сложный процесс. Учащиеся художественного отделения выполняют творческие работы в этой технике. В представленной методической разработке показано как дети изучают весь процесс создания панно в технике мозаики из камня. Алгоритм ведения занятий так же представлен с 1 по 4 класс. Методика проведения занятий в каждом классе схожа: рисование эскиза, перенос на картон, работа с материалом.МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ (методика проведения уроков декоративно – прикладного искусства) Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова Инна Викторовна
Мозаика.docx
МОЗАИКА  ИЗ  КАМНЯ (методика проведения  уроков  декоративно – прикладного  искусства)                                    Преподаватель  художественного отделения МБУ  ДО  «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова  Инна  Викторовна    Мозаикой древние называли картины, посвящённые музам. Как вечны музы, так должны были быть вечны и эти картины. Один из основных видов  монументального искусства. Мозаику набирали из кусочков цветного камня,  затем из смальты, так называемого модуля. Чем меньше модуль, тем тоньше и  изящнее получается произведение. Мозаика употребляется также для украшения произведений декоративно –  прикладного искусства, реже для создания станковых произведений. Особым  видом мозаики является инкрустация.    Мозаика набирается из кусочков простой геометрической или более сложной,  вырезанной по шаблонам формы, которые закрепляются в слое грунта (извести,  цемента, мастики или воска). Существуют 2 способа набора: « прямой», при  котором частицы вдавливаются в грунт, нанесённый на поверхность, и  «обратный», когда частицы наклеивают лицевой стороной на картон по рисунку,  затем  тыльная  сторона  набора заливается закрепляющим составом, а временная основа отделяется.                              ИСТОРИЯ  РАЗВИТИЯ  МОЗАИКИ Древнейшие сохранившиеся мозаики – орнаменты из разноцветных глин:  кружков ( храмы в Двуречье, 3 –е тыс. до н. э.), сюжетные изображения из  раковин и лазурита. Античная мозаика развивалась от несложных, выложенных  галькой узоров и изображений к изысканным многоцветным или чёрно – белым  композициям, выполненным способом прямого набора из кусочков камня и  после набора отшлифованным. В Византийском искусстве исключительная по  силе воздействия  мозаика в Равенне, заняла господствующее положение в  системе живописного убранства храмов. Наборы из смальт и камней ( часто  полудрагоценных), не шлифовались, что позволяло добиваться особой глубины и звучности цвета; мерцающая поверхность этих мозаик, их золотые фоны  обогащали и зрительно расширяли реальное пространство интерьеров  византийских храмов ( храм Софии в Константинополе). Высокого расцвета  достигло искусство мозаик и в странах, воспринявших и развивавших  византийские традиции: в Италии, Грузии, Древней Руси, в Киеве. В Романском  искусстве Западной Европы преимущественное распространение получил  мозаичный орнамент, который с 13 века  в Европе постепенно вытесняется  стенными росписями.    В 16 веке в Италии возникает флорентийская мозаика из шлифованных,  вырезанных по шаблону цветных камней, предназначенная для отделки  интерьеров и мебели. Распространившиеся с 17 в. Чисто смальтовые  шлифованные мозаики имитировали масляную живопись. В странах ислама (а  также в средневековой Испании и Португалии) с 13 – 14 вв. развивалась  орнаментальная, строго подчинённая архитектурным членениям майоликовая  мозаика (среди лучших образцов ­  полихромная, с преобладанием голубых и  синих тонов, с изящными  растительными орнаментами облицовка зданий в  Самарканде и Бухаре). В России технику смальтовой мозаики возродил в 18 в.  М. В.Ломоносов, под руководством которого были созданы в этой технике  станковые портреты и батальные композиции. В 1864 г. при петербургской  Академии Художеств было основано мозаичное отделение, основной задачей  которого стало изготовление мозаик для Исаакиевского собора.   Мастера «модерна» и национально – романтических течений ( испанец А.  Гауди, австриец Г. Климт, М. А. Врубель в России и др.) часто обращались к технике майоликовой мозаики. В современной  мозаике преобладают  композиции, построенные на сочетании броских локальных цветовых пятен (Р.  Гуттузо, Ф Леже, Д. Ривера, Д.Сикейрос ).Подъём современной мозаики,  наметившийся в 30 – х гг., был обусловлен возросшим интересом к проблемам  синтеза искусств. Среди  произведений художников старшего поколения  наибольшую популярность получили смальтовые мозаики А. Дейнеки, П.Корина, флорентийские – Г. Опрышко. Яркие образцы создавали Н. Андронов, ,А.  Васнецов, В. Мельниченко, Б Тальберг и др.                      МОЗАИКА  В  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  ШКОЛЕ     Учащиеся впервые знакомятся с понятием «Мозаика» в 1 – м классе (мозаика  из картона и рваной бумаги).   В условиях художественной школы техника мозаики из камня  вполне  приемлема. Лучше проводить занятия в мелкогрупповых формах от 4 до 10  человек. Это связано с технологией.     На пленэре учащиеся делают наброски и зарисовки пейзажа. Из нескольких  рисунков выбирается один, где чётко читается линия горизонта, плановость,  центр композиции. Затем учащиеся выполняют разработку эскизов. Вначале  ведётся работа над эскизом карандашом, потом в цвете, где учитывается  природный цвет камня.    Заранее подготавливается основа с рамой. Переносится рисунок  на основу. В такой – же последовательности ведётся работа над декоративными  композициями ( наброски –эскизы – рисунок в размер картона – работа над  цветом – перенос рисунка на картон )                                                   КАМНИ  Учащиеся должны знать информацию об используемых камнях. Гранит бывает разных цветов, это самая распространённая магматтическая  порода на Земле. К горным породам относятся трахиты, андезиты, базальты ,диобазы. Щебень постепенно превращается в горную породу брекчию – плотную породу,  состоящую из угловатых кусков различных пород. К обломочным породам относятся конгломераты. Песчаники – сцементированный песок. Известняк – органогенная порода (ракушечники). Крупно и мелко обломистые породы: валун, галька, гравий. Щебень – смесь угловатых обломков камня различной формы. Мрамор – метаморфическая карбонатная кальцитовая или доломитовая порода.                                            ИНСТРУМЕНТЫ Для раскалывания крупных камней используется наковальня из чугуна, которая  закрывается по кругу , чтобы не разлетались осколки. Камень колется на куски  не более 8 мм молотком . Затем крупные кусочки раскалываются на мелкие  кусачками. Камни сразу сортируются по цветам. При работе используется клей ПВА ( для склеивания керамики и стекла).                                    ВЫПОЛНЕНИЕ  РАБОТЫ Перед учащимися находится цветовой эскиз, согласно которому ведётся набор.  Необходимо работать избегая «кирпичной кладки». Камень кладётся по форме  изображения, повторяя движение рисунка.   В условиях школы используется способ «прямого набора» камня. «Обратный  набор» ­ слишком трудоёмкий процесс, который используется при выполнении  монументального панно большого размера. АЛГОРИТМ  РАБОТЫ  НА  УРОКАХ 1 класс (7 ч.) Деятельность педагога Деятельность учащихся Результат урока Показ иллюстраций  мозаик, видеоряд,  видеофильм Выбор мотива, эскиз,  стилизация изображения,  работа в цвете, перенос  изображения на картон. Небольшое по размерам  панно.                                                     2 класс (10 ч.) Деятельность педагога Деятельность учащихся Результат урока Просмотр иллюстраций,  видеоряд, видеофильм Выбор мотива, работа  над эскизом, работа в  цвете, перенос  изображения на картон. Выполнение  декоративного панно.                                                        3 класс ( 12 ч.) Деятельность педагога Деятельность учащихся Результат урока Просмотр иллюстраций,  видеоряд, видеофильм Работа над эскизом на  основе зарисовок,  варианты в цвете,  перенос изображения на  картон. Выполнение панно  «пейзаж».                                                        4 класс (12 ч.) Деятельность педагога Деятельность учащихся Результат урока Просмотр видеофильма,  Работа над эскизом на  Выполнение  панно иллюстраций мозаик. основе зарисовок,  варианты в цвете,  перенос изображения  на  картон Обязательным условием в работе является соблюдение  техники безопасности. Перед выполнением задания(работа в материале) проводится инструктаж при  работе с кусачками, камнями, клеем. Подготовкой материала (раскалывание камней) занимается преподаватель.

МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ (методика проведения уроков декоративно – прикладного искусства) Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова Инна Викторовна

МОЗАИКА  ИЗ  КАМНЯ (методика проведения  уроков  декоративно – прикладного  искусства)                                    Преподаватель  художественного отделения МБУ  ДО  «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова  Инна  Викторовна

МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ (методика проведения уроков декоративно – прикладного искусства) Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова Инна Викторовна

МОЗАИКА  ИЗ  КАМНЯ (методика проведения  уроков  декоративно – прикладного  искусства)                                    Преподаватель  художественного отделения МБУ  ДО  «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова  Инна  Викторовна

МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ (методика проведения уроков декоративно – прикладного искусства) Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова Инна Викторовна

МОЗАИКА  ИЗ  КАМНЯ (методика проведения  уроков  декоративно – прикладного  искусства)                                    Преподаватель  художественного отделения МБУ  ДО  «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова  Инна  Викторовна

МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ (методика проведения уроков декоративно – прикладного искусства) Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова Инна Викторовна

МОЗАИКА  ИЗ  КАМНЯ (методика проведения  уроков  декоративно – прикладного  искусства)                                    Преподаватель  художественного отделения МБУ  ДО  «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова  Инна  Викторовна

МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ (методика проведения уроков декоративно – прикладного искусства) Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова Инна Викторовна

МОЗАИКА  ИЗ  КАМНЯ (методика проведения  уроков  декоративно – прикладного  искусства)                                    Преподаватель  художественного отделения МБУ  ДО  «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова  Инна  Викторовна

МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ (методика проведения уроков декоративно – прикладного искусства) Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова Инна Викторовна

МОЗАИКА  ИЗ  КАМНЯ (методика проведения  уроков  декоративно – прикладного  искусства)                                    Преподаватель  художественного отделения МБУ  ДО  «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова  Инна  Викторовна

МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ (методика проведения уроков декоративно – прикладного искусства) Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова Инна Викторовна

МОЗАИКА  ИЗ  КАМНЯ (методика проведения  уроков  декоративно – прикладного  искусства)                                    Преподаватель  художественного отделения МБУ  ДО  «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова  Инна  Викторовна

МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ (методика проведения уроков декоративно – прикладного искусства) Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова Инна Викторовна

МОЗАИКА  ИЗ  КАМНЯ (методика проведения  уроков  декоративно – прикладного  искусства)                                    Преподаватель  художественного отделения МБУ  ДО  «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова  Инна  Викторовна

МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ (методика проведения уроков декоративно – прикладного искусства) Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова Инна Викторовна

МОЗАИКА  ИЗ  КАМНЯ (методика проведения  уроков  декоративно – прикладного  искусства)                                    Преподаватель  художественного отделения МБУ  ДО  «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова  Инна  Викторовна

МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ (методика проведения уроков декоративно – прикладного искусства) Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова Инна Викторовна

МОЗАИКА  ИЗ  КАМНЯ (методика проведения  уроков  декоративно – прикладного  искусства)                                    Преподаватель  художественного отделения МБУ  ДО  «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова  Инна  Викторовна
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017
Посмотрите также: