МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ (методика проведения уроков декоративно – прикладного искусства) Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова Инна Викторовна
МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ (методика проведения уроков декоративно – прикладного искусства) Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова Инна Викторовна
Оценка 5
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
30.01.2017
Мозаика из камня - трудоёмкий сложный процесс. Учащиеся художественного отделения выполняют творческие работы в этой технике. В представленной методической разработке показано как дети изучают весь процесс создания панно в технике мозаики из камня. Алгоритм ведения занятий так же представлен с 1 по 4 класс. Методика проведения занятий в каждом классе схожа: рисование эскиза, перенос на картон, работа с материалом.МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ
(методика проведения уроков декоративно – прикладного искусства)
Преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Стодолищенского обособленного подразделения
Казакова Инна Викторовна
Мозаика.docx
МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ
(методика проведения уроков декоративно – прикладного искусства)
Преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Стодолищенского обособленного подразделения
Казакова Инна Викторовна
Мозаикой древние называли картины, посвящённые музам. Как вечны музы, так
должны были быть вечны и эти картины. Один из основных видов
монументального искусства. Мозаику набирали из кусочков цветного камня,
затем из смальты, так называемого модуля. Чем меньше модуль, тем тоньше и
изящнее получается произведение.
Мозаика употребляется также для украшения произведений декоративно –
прикладного искусства, реже для создания станковых произведений. Особым
видом мозаики является инкрустация.
Мозаика набирается из кусочков простой геометрической или более сложной,
вырезанной по шаблонам формы, которые закрепляются в слое грунта (извести,
цемента, мастики или воска). Существуют 2 способа набора: « прямой», при
котором частицы вдавливаются в грунт, нанесённый на поверхность, и
«обратный», когда частицы наклеивают лицевой стороной на картон по рисунку,
затем тыльная сторона набора заливается закрепляющим составом, а временная
основа отделяется.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МОЗАИКИ Древнейшие сохранившиеся мозаики – орнаменты из разноцветных глин:
кружков ( храмы в Двуречье, 3 –е тыс. до н. э.), сюжетные изображения из
раковин и лазурита. Античная мозаика развивалась от несложных, выложенных
галькой узоров и изображений к изысканным многоцветным или чёрно – белым
композициям, выполненным способом прямого набора из кусочков камня и
после набора отшлифованным. В Византийском искусстве исключительная по
силе воздействия мозаика в Равенне, заняла господствующее положение в
системе живописного убранства храмов. Наборы из смальт и камней ( часто
полудрагоценных), не шлифовались, что позволяло добиваться особой глубины и
звучности цвета; мерцающая поверхность этих мозаик, их золотые фоны
обогащали и зрительно расширяли реальное пространство интерьеров
византийских храмов ( храм Софии в Константинополе). Высокого расцвета
достигло искусство мозаик и в странах, воспринявших и развивавших
византийские традиции: в Италии, Грузии, Древней Руси, в Киеве. В Романском
искусстве Западной Европы преимущественное распространение получил
мозаичный орнамент, который с 13 века в Европе постепенно вытесняется
стенными росписями.
В 16 веке в Италии возникает флорентийская мозаика из шлифованных,
вырезанных по шаблону цветных камней, предназначенная для отделки
интерьеров и мебели. Распространившиеся с 17 в. Чисто смальтовые
шлифованные мозаики имитировали масляную живопись. В странах ислама (а
также в средневековой Испании и Португалии) с 13 – 14 вв. развивалась
орнаментальная, строго подчинённая архитектурным членениям майоликовая
мозаика (среди лучших образцов полихромная, с преобладанием голубых и
синих тонов, с изящными растительными орнаментами облицовка зданий в
Самарканде и Бухаре). В России технику смальтовой мозаики возродил в 18 в.
М. В.Ломоносов, под руководством которого были созданы в этой технике
станковые портреты и батальные композиции. В 1864 г. при петербургской
Академии Художеств было основано мозаичное отделение, основной задачей
которого стало изготовление мозаик для Исаакиевского собора.
Мастера «модерна» и национально – романтических течений ( испанец А.
Гауди, австриец Г. Климт, М. А. Врубель в России и др.) часто обращались к технике майоликовой мозаики. В современной мозаике преобладают
композиции, построенные на сочетании броских локальных цветовых пятен (Р.
Гуттузо, Ф Леже, Д. Ривера, Д.Сикейрос ).Подъём современной мозаики,
наметившийся в 30 – х гг., был обусловлен возросшим интересом к проблемам
синтеза искусств. Среди произведений художников старшего поколения
наибольшую популярность получили смальтовые мозаики А. Дейнеки, П.Корина,
флорентийские – Г. Опрышко. Яркие образцы создавали Н. Андронов, ,А.
Васнецов, В. Мельниченко, Б Тальберг и др.
МОЗАИКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ
Учащиеся впервые знакомятся с понятием «Мозаика» в 1 – м классе (мозаика
из картона и рваной бумаги).
В условиях художественной школы техника мозаики из камня вполне
приемлема. Лучше проводить занятия в мелкогрупповых формах от 4 до 10
человек. Это связано с технологией.
На пленэре учащиеся делают наброски и зарисовки пейзажа. Из нескольких
рисунков выбирается один, где чётко читается линия горизонта, плановость,
центр композиции. Затем учащиеся выполняют разработку эскизов. Вначале
ведётся работа над эскизом карандашом, потом в цвете, где учитывается
природный цвет камня.
Заранее подготавливается основа с рамой. Переносится рисунок на основу.
В такой – же последовательности ведётся работа над декоративными
композициями ( наброски –эскизы – рисунок в размер картона – работа над
цветом – перенос рисунка на картон )
КАМНИ
Учащиеся должны знать информацию об используемых камнях.
Гранит бывает разных цветов, это самая распространённая магматтическая
порода на Земле.
К горным породам относятся трахиты, андезиты, базальты ,диобазы. Щебень постепенно превращается в горную породу брекчию – плотную породу,
состоящую из угловатых кусков различных пород.
К обломочным породам относятся конгломераты.
Песчаники – сцементированный песок.
Известняк – органогенная порода (ракушечники).
Крупно и мелко обломистые породы: валун, галька, гравий.
Щебень – смесь угловатых обломков камня различной формы.
Мрамор – метаморфическая карбонатная кальцитовая или доломитовая порода.
ИНСТРУМЕНТЫ
Для раскалывания крупных камней используется наковальня из чугуна, которая
закрывается по кругу , чтобы не разлетались осколки. Камень колется на куски
не более 8 мм молотком . Затем крупные кусочки раскалываются на мелкие
кусачками. Камни сразу сортируются по цветам.
При работе используется клей ПВА ( для склеивания керамики и стекла).
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
Перед учащимися находится цветовой эскиз, согласно которому ведётся набор.
Необходимо работать избегая «кирпичной кладки». Камень кладётся по форме
изображения, повторяя движение рисунка.
В условиях школы используется способ «прямого набора» камня. «Обратный
набор» слишком трудоёмкий процесс, который используется при выполнении
монументального панно большого размера.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ НА УРОКАХ
1 класс (7 ч.)
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Результат урока Показ иллюстраций
мозаик, видеоряд,
видеофильм
Выбор мотива, эскиз,
стилизация изображения,
работа в цвете, перенос
изображения на картон.
Небольшое по размерам
панно.
2 класс (10 ч.)
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Результат урока
Просмотр иллюстраций,
видеоряд, видеофильм
Выбор мотива, работа
над эскизом, работа в
цвете, перенос
изображения на картон.
Выполнение
декоративного панно.
3 класс ( 12 ч.)
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Результат урока
Просмотр иллюстраций,
видеоряд, видеофильм
Работа над эскизом на
основе зарисовок,
варианты в цвете,
перенос изображения на
картон.
Выполнение панно
«пейзаж».
4 класс (12 ч.)
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Результат урока
Просмотр видеофильма,
Работа над эскизом на
Выполнение панно иллюстраций мозаик.
основе зарисовок,
варианты в цвете,
перенос изображения на
картон
Обязательным условием в работе является соблюдение техники безопасности.
Перед выполнением задания(работа в материале) проводится инструктаж при
работе с кусачками, камнями, клеем.
Подготовкой материала (раскалывание камней) занимается преподаватель.
МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ (методика проведения уроков декоративно – прикладного искусства) Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова Инна Викторовна
МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ (методика проведения уроков декоративно – прикладного искусства) Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова Инна Викторовна
МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ (методика проведения уроков декоративно – прикладного искусства) Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова Инна Викторовна
МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ (методика проведения уроков декоративно – прикладного искусства) Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова Инна Викторовна
МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ (методика проведения уроков декоративно – прикладного искусства) Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова Инна Викторовна
МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ (методика проведения уроков декоративно – прикладного искусства) Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова Инна Викторовна
МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ (методика проведения уроков декоративно – прикладного искусства) Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова Инна Викторовна
МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ (методика проведения уроков декоративно – прикладного искусства) Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова Инна Викторовна
МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ (методика проведения уроков декоративно – прикладного искусства) Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова Инна Викторовна
МОЗАИКА ИЗ КАМНЯ (методика проведения уроков декоративно – прикладного искусства) Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ Починковского района» Стодолищенского обособленного подразделения Казакова Инна Викторовна
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.