Мультимедийный урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: «Зачем нужны обращения?
Оценка 4.8
Презентации учебные
ppt
русский язык
9 кл
15.01.2017
Авторский мультимедийный урок в 9 классе замещает все материалы поурочного плана,помогает достичь следующие цели: 1. Расширить знания о выразительно-изобразительной и модальной функции обращений, выражающей отношение говорящего (пишущего) к адресату речи.2. Собрать материал к сочинению – рассуждению на л3. Способствовать повышению культуры устной и письменной речи учащихся...
Обращение!.ppt
Мультимедийный урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: «Зачем нужны обращения?
Краснодарский край, Новокубанский район,
с. Новосельское, МОУСОШ№12
Мультимедийный урок
русского языка в 9 классе.
Подготовка к сочинению –
рассуждению на лингвистическую
тему:
«Зачем нужны обращения?»
Учитель русского языка и
литературы
Ширина Галина
Александровна.
Мультимедийный урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: «Зачем нужны обращения?
Цель урока:
1. Расширить знания о
выразительноизобразительной и
модальной функции обращений,
выражающей отношение говорящего
(пишущего) к адресату речи.
2. Собрать материал к сочинению –
рассуждению на лингвистическую
тему.
3. Способствовать повышению
культуры устной и письменной речи
учащихся.
Мультимедийный урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: «Зачем нужны обращения?
Думай о человеке, обращаясь к
нему…
Представьте себе, что из нашего
языка вдруг исчезли имена и
фамилии людей, клички
животных. Какая началась бы
неразбериха! Ты хочешь позвать
Мишу, а приходит Коля,
обращаешься к Маше, а
откликается Наташа. Даже
вызвать ученика к доске было бы
весьма сложно. Не показывать же
на него пальцем, это невежливо!
Во всех таких случаях нас выручают
обращения!
Мультимедийный урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: «Зачем нужны обращения?
Но ведь мы обращаемся не только к
людям или животным.
Помните, в «Сказке о мёртвой
царевне и семи богатырях»
царевич Елисей обращается к
солнцу, месяцу и ветру: Свет
наш, солнышко»,»Месяц, месяц,
мой дружок, позолоченный
рожок!», «Ветер, ветер! Ты
могуч, Ты гоняешь стаи туч»…
Этими обращениями к солнцу, месяцу и ветру
поэт хотел образно показать силу чувств юного
царевича, который призывает на помощь
всемогущую природу, чтобы найти свою невесту.
Мультимедийный урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: «Зачем нужны обращения?
С древнейших времён обращения в
русском языке используются не только
как призыв к лицу или предмету, но и как
средство художественной
выразительности.
…Полистаем
замечательный памятник
отечественной и мировой
культуры, созданный восемь
веков назад: «Слово о полку
Игореве».
Вот князь Игорь обращается к
своим воинам, с которыми его
объединяет общая цель –защитить
от врагов родную землю:
« Дружина моя, братья! С вами,
русичи, хочу либо голову свою
сложить, либо шлемом испить из
Дону».
Мультимедийный урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: «Зачем нужны обращения?
Печально прощаются с Родиной
участники похода:
«О русская земля! Ты уже за холмом».
Попробуйте
переставить здесь
слова: Уже за холмом
русская земля, и
предложение без
обращения утратит
свою эмоциональную
силу.
Мультимедийный урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: «Зачем нужны обращения?
В тревоге за мужа плачет в Путивле
Ярославна, заклиная ветер, реку и
солнце:
О ветер, ветрило!... Зачем моё
веселье по ковылю развеял?
О Днепр Словутич!...
Прилелей моего милого ко
мне.
Светлое и трижды светлое
солнце!... Зачем простёрло ты
горячие лучи на воинов моего
лады?
Здесь природа выступает как живое существо: своевольный
и безразличный к чужому горю ветерветрило, могучий
Днепр Словутич, который может пробить каменные горы,
светлое и трижды светлое, несущее людям тепло и
радость, солнце.
Мультимедийный урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: «Зачем нужны обращения?
Учёные – лингвисты говорят, что в
подобных случаях призывная функция
обращения сочетается с оценочно –
характеризующей.
Вообще в речи, как устной, так и
письменной, обе функции очень
часто сливаются воедино.
Например, уже по тому, как
обращается в письме один человек
к другому, можно судить об
отношениях пишущего к адресату,
о чувстве, которое он испытывает
к нему.
Например: «Дорогое моё дитя!»… «Ангел мой,
жёнка!...» , « Бабуля, здравствуй, не грусти…».
Мультимедийный урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: «Зачем нужны обращения?
Обратите внимание на обращения в
таком тексте:
Учитесь, девчонки!
Учитесь, мальчишки!
В учёбе – истоки побед.
С площадки спортивной,
С прочитанной книжки
Старт освоенья планет!
Какие чувства вызывают у вас обращения
девчонки, мальчишки?
В словарях эти слова даны с пометой, как
имеющие оттенок пренебрежительности. Но в
данных стихах они звучат дружески,
доверительно.
Мультимедийный урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: «Зачем нужны обращения?
Оттенок дружественности и
доверительности могут приобретать и слова,
словосочетания, имеющие обычно оттенок
торжественности.
Я к чему клоню, мой друг,
Разговор с тобою?
Много разных дел вокруг,
Выбирай любое!
Обращение «мой друг» – торжественно и даже
немного официально, воспринимаются по
дружески, искренне.
Мультимедийный урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: «Зачем нужны обращения?
В разговорной речи мы нередко употребляем
обращенияимена с уменьшительно
ласкательными, а бывает, и с
уничижительными суффиксами, и даже
имена в усечённом виде.
•Что, Иванушка, невесел?...
•Ты, Ванюшка, спать
ложись…
•Вот, Ванька, тебе мой
наказ…
•Ой, Вань, будь осторожен…
Но при этом всегда нужно помнить об
интонации. Можно произнести чьёто имя
сердито, насмешливо или строго, подружески
или ласково…Человеку всегда приятно, когда в
разговоре произносят его имя. Это придаёт
беседе характер дружеской близости, теплоты.
Мультимедийный урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: «Зачем нужны обращения?
Основная функция обращения – звательная.
Однако обращение может одновременно
передавать экспрессивноэмоциональные
отношения (риторическое обращение).
•Ой ты Русь моа, родина
кроткая,
Лишь к тебе я любовь
берегу!
•Клён ты мой опавший,
клён заледенелый,
Что стоишь нагнувшись
под метелью белой.
•Разбуди меня завтра
рано, о моя терпеливая
мать…
Мультимедийный урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: «Зачем нужны обращения?
Какие две функции выполняют
обращения в письме А. М. Горького?
Дорогие дети! Я получил
собранные вами деньги для
мессинцев (в1908 году во время
землетрясения г. Мессина на
острове Сицилия был разрушен и
Горький обратился ко всему миру с
просьбой помочь пострадавшим) и
сердечно благодарю за всех, кому вы
помогли! От души желаю для вас,
хорошие маленькие люди, будьте
всю жизнь так же чутки и
отзывчивы к чужому горю, как
были в этом случае.
Мультимедийный урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: «Зачем нужны обращения?
С2.1 Ознакомьтесь с мнением Павла и
Николая о роли обращений в
публицистической и художественной речи.
Напишите сочинение –
рассуждение на тему:
«Зачем нужны
обращения?»
•Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей
Николаю, так и собственным высказыванием.
•Вы можете писать работу от своего имени или от имени
Николая.
•В сочинениирассуждении приведите два примера,
иллюстрирующих обращения.
•Объём сочинения должен составлять не менее 90 слов.
Мультимедийный урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: «Зачем нужны обращения?
Желаем творческих
успехов!
Мультимедийный урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: «Зачем нужны обращения?
Литература.
1. Булгакова И.В.
Нестандартные уроки
русского языка. Ростовна
Дону «Феникс»2002
2. Н. Г. Гольцова. Русский
язык 1011 классы. Москва
«Русское слово» 2008
3. Н. А. Сенина. Русский язык
9й класс. Подготовка к
итоговой аттестации 2009.
издательство «Легион»
РостовнаДону 2008
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.