3 класс
День знаний - 1 сентября.
Тема: Природа - глазами души. Удивительное чудо - природа.
Цели: • Развитие чувства прекрасного, своей сопричастности к природе, осознание ответственности за сохранность и красоту природы.
• Развитие мышления и речи учащихся.
• Воспитание
духовно-нравственных качеств личности ребенка.
Ведущие
образовательные технологии:Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили.
Ход урока.
I Оргмомент.
II. 1) Где вы провели лето?
- Что вы представляете, корда говорят "природа"? (словесное рисование)
- Как вы думаете, что такое природа? Дайте своё определение этому понятию. Нарисуйте картины природы мелом на доске (рисуют родители и дети).
2.) - Чтение учителем: Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик, -
В
ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней
есть любовь, в ней есть язык
- Словарная работа: синонимы к словам мните
слепок
бездушный лик (родителям и детям)
- В чём смысл этих строк? Что они раскрывают?
Как вы думаете, человек – это создатель природы, ее царь или составная часть? Почему вы так думаете?
- Наизусть за 1 мин.
3) - Что значит, по вашему мнению, любить и понимать природу?
- Каким качествам необходимо научиться, чтобы любить и понимать природу?
- Могли бы люди жить без природы? Что природа дает человеку? (конкретное и духовное)
Какую роль она играет в жизни человека?
- Нуждается ли природа в защите и охране? Что станет с природой, если люди не будут ее защищать? (плакаты по защите природы).
- Что сделали бы или делаете вы по защите природы?
- Может ли природа «обидеться» на человека или « вознаградить» его? (Примеры)
- Может ли природа исцелить человека, поддержать его в трудный момент, вернуть силы?
- Есть ли у природы законы? Что значит "открывать законы природы"?
- Знаете ли вы людей, действительно влюбленных в природу? Расскажите о них.
4) - Каких поэтов, писателей, художников, музыкантов, влюбленных в природу, вы знаете?
- Чтение про себя и вслух.
Какие чувства возникают у вас при чтении стихотворения? Какие картины вставали перед глазами?
Весенний вечер.
Гуляют тучи золотые Молчит и млеет лес высокий,
Над отдыхающей землей; Зеленый темный лес молчит.
Поля просторные, немые Лишь иногда в тени глубокой
Блестят, облитые росой; Бессонный лист зашелестит,
Ручей журчит во мгле долины, Звезда дрожит в огнях заката,
Вдали гремит весенний гром, Любви прекрасная звезда,
Ленивый ветер в листах осины А на душе легко и свято,
Трепещет пойманным крылом. Легко, как в детские года.
И.Тургенев.
- Словарная
работа. Объяснить значение слов:
долина мгла
трепещет
млеет
свято облитые росой
- Чтение учителем.
Почему природа возвращает человеку ощущение детства? (родители)
5) - Разговаривали ли вы когда-нибудь с природой?
- Как вы думаете, когда, где и в каком настроении лучше всего можно услышать и понять язык природы?
- Были ли в вашей жизни моменты "полного слияния с природой"? Расскажите. Эти моменты научили вас чему-нибудь? Изменили что-то в вашей душе?
- Как вы думаете, почему природа приносит ощущение счастья жизни на земле?
- Представьте себе, что все люди научились бы слушать и понимать язык природы? Что изменилось бы тогда в нашей жизни? В природе?
- Если бы это произошло, как бы вы это явление назвали?
Чтение отрывка из сказки М. Яворского "Чудо" (А. Лопатина, кн.2, с. 19)
- Какие чудеса описаны здесь? Продолжите сказку.
- Бывают ли чудеса больше дара сердца? Расскажите.
- Можно ли сказать в точности, что одно чудо больше другого?
- ЧУДО-ЧУДНЕЕ Смысл? Что такое "чудо"?
- Согласны ли вы, что одно чудо порождает другое?
- Как вы думаете, почему одни люди встречают чудеса на каждом шагу, а для других это большая редкость?
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы неожиданно открывали чудо в чем-то давно знакомом?
- Природа - это чудо?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы научиться видеть чудеса окружающего мира?
- Смогли бы вы помочь человеку, совершенно не воспринимающему природу, прислушаться к ней и почувствовать ее? Что бы вы сказали ему, на что обратили бы его внимание?
Причина нашей любви к природе - в том, что природа не ревнует и не обманывает, как мы, люди
А.Рюноске.
6) Совместный труд детей и родителей: плакаты «В защиту природы», «Чудо природы».
III. Итог занятия. Рефлексия.
Занятие окончено.
Учитель: Сазнова Татьяна Евгеньевна.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.