НАША БЕЗОПАСНОСТЬ Урок 35. ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ
Оценка 5

НАША БЕЗОПАСНОСТЬ Урок 35. ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
14.01.2017
НАША БЕЗОПАСНОСТЬ Урок 35. ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ
Цели деятельности учителя: Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с опасностью и причинами ее возникновения; ознакомления с правилами пожарной безопасности и обучения их соблюдению; доведения до сознания учащихся невозможности легкомысленного и беспечного обращения с огнём; отрабатывания правильности действий при возникновении пожара, утечке газа, порыве водопровода. Развивающие: способствовать развитию находчивости, собранности, умений действовать, быстро реагировать в критической ситуации. Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к своей жизни и жизни других людей. Оборудование: телефон; конверты с заданиями.
Урок 35. Огонь, вода и газ.docx
НАША БЕЗОПАСНОСТЬ У р о к   35. ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ Ц е л и   д е я т е л ь н о с т и   у ч и т е л я : Образовательные:  создать   условия   для  ознакомления   учащихся   с опасностью и причинами ее возникновения; ознакомления с правилами пожарной безопасности   и   обучения   их   соблюдению;   доведения   до   сознания   учащихся невозможности   легкомысленного   и   беспечного   обращения   с   огнём; отрабатывания правильности действий при возникновении пожара, утечке газа, порыве водопровода. Развивающие: способствовать развитию находчивости, собранности, умений действовать, быстро реагировать в критической ситуации. Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к своей жизни и жизни других людей. Оборудование: телефон; конверты с заданиями. С ц е н а р и й   у р о к а I. Организация начала урока. Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Мы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. II. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока. –   Сегодня   мы   начинаем   изучать   2­ю  ч а с т ь   у ч е б н и к а   «Окружающий мир». –   На   уроке   мы   поговорим   о   правилах   поведения   в   различных   ситуациях, происходящих с нами в повседневной жизни. Значительную часть своей жизни мы проводим в своём доме или квартире, в школе. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности.  Посмотрите на доску и соберите рассыпавшуюся пословицу: •  Мой дом – моя крепость. – Как вы её понимаете? (Ответы учащихся.) – Чувствуя себя в своём доме в безопасности, мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности.  – Как вы думаете, о чём же пойдёт речь во 2­й части нашего учебника?  (О нашей безопасности.) – Какие же опасности нас могут подстерегать дома и в школе и что может произойти, если не соблюдать правила поведения и безопасности в помещении, вы узнаете на сегодняшнем уроке. – А вот о чём мы будем говорить, узнаете, когда отгадаем загадки:  •  Шипит и злится, воды боится,   С языком – а не лает, без зубов – а кусает. (Огонь.) •  Я и туча, и туман, и ручей, и океан,   И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (Вода.) •  На железной клумбе цветы голубые,   Помогают стряпать кушанья любые. (Газ.) – О чём будем говорить на уроке? – Давайте сегодня попробуем разобраться, чем являются огонь, вода и газ для человека – другом или врагом. И тема нашего урока «Огонь, вода и газ». III. Изучение нового материала. 1. Рассказ об огне. – Человек научился высекать огонь очень давно. Наши предки знали немало секретов   и   хитростей   добывания   огня.   Они   считали   его   живым   существом, поселяя его в своих пещерах. Огонь  –   одно   из   самых   больших   чудес   природы,   с   которым   человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был   великим   помощником   человека.   О   нём   складывали   легенды.   Вот   как говорится о значении огня в легенде о Прометее. Легенда об огне В   давние   времена,   когда   всем   миром   правил   Зевс,   люди,   только­только расселившиеся на Земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их   пугало,   люди   прятались   в   пещеры.   Не   было   у   них   тогда   ни   жилья,   ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец,   титан   взял   небольшую   искру   огня   и,   спрятав   ее   в   пустом   стебле тростника, принес людям на Землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле.   Около   них   собирались   люди   целыми   семьями,   жарили   мясо,   грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому   радовался.   Он   научил   людей   укрощать   огонь,   плавить   медь,   ковать оружие.   Благодаря   Прометею   люди   на­учились   думать   и,   наверное,   впервые почувствовали себя людьми. 2. Огонь на службе человека. – Почему огонь полезен?  (Приготовление пищи, тепло, двигатели, обжиг материалов – кирпича, стекла, плавка металлов.) –   Добрым   божеством   считался   не   всякий   огонь,   а   лишь   тот,   что   жил   в домашнем очаге. Получив способ добывания огня и умение им пользоваться, человек сделал первый шаг на пути цивилизации. А без доброго огня Обойтись нельзя и дня. Он надежно дружит с нами: Гонит холод, гонит мрак. Он приветливое пламя – Полезные свойства огня используют  люди различных профессий. –   Попробуйте   назвать   профессии,   в   которых   люди   используют   огонь? Поднимает, будто флаг. Всем огонь хороший нужен, И за то ему почет, Что ребятам греет ужин, Режет сталь и хлеб печет. (Сталевары, электросварщики, стеклодувы, гончарных дел мастера.) Огнём мы пользуемся ежедневно, Без него мы не можем прожить. Но когда мы небрежны с огнём, Он становится нашим… (врагом). 3. Причины возникновения пожара. Специальная машина – пожарная. Но огонь бывает разный – Бледно­жёлтый, ярко­красный, Синий или золотой. Очень добрый или злой. – Вы все, наверное, не раз видели, как по городу проносится красная машина, перекрывая шум улицы тревожным сигналом. Это значит, что где­то пожар и кому­то нужна немедленная помощь. Часто и по телевизору показывают пожары, происходящие в разных уголках страны. Обычно всё это вы слушаете и думаете, что   это   к   вам   не   относится,   что   со   спичками   вы   не   играете   и   друзьям   не позволяете.   И   тем   не   менее   количество   пожаров   возрастает.   Отчего   же   это происходит? Большая часть пожаров происходит по вине самих людей из­за их беспечности. А примерно каждый девятый пожар происходит по вине детей. – Вот мы и поговорим сегодня о важном:  Пожары, друзья, это страшно. Причин для пожаров немало. И чтобы беда миновала, – Когда огонь становится человеку врагом? – Назовите причины возникновения пожара. Главные виновники пожара – люди. Огонь часто возникает по вине детей, от Ты с огнём не шути никогда. Будь осторожен всегда! детской шалости. Особенно много бывает пожаров в летние каникулы. Чтобы с вами не случилось беды, запомните эти правила: Не играй, дружок, со спичкой! Помни ты: она мала, Но от спички­невелички – Пожар во все времена был и остаётся одной из самых больших бед на Руси. Может дом сгореть дотла. Крепко помните, что спички – Не игрушка для ребят! Недаром говорят: «Вор хоть стены оставляет, а пожар ничего». Очень   большую   опасность   представляют   собой   костры,   которые   ребята разводят вблизи строений. Почему? (Ответы учащихся.)  Всем надо помнить, что вблизи любых строений запрещено разжигать костры, сжигать мусор или тополиный пух. Пожар возникает и из­за нарушений пожарной безопасности. Каждый пожар – это большое несчастье, большая беда. Поэтому всегда на страже день и ночь пожарные. Статистика пожаров в России показывает, что 80 % пожаров происходит в жилье. По данным Центра пожарной статистики, на 1 миллион человек в России при пожарах погибают более 100 человек. 4. Правила обращения с огнем. Правила поведения при пожаре. – А можно ли сделать так, чтобы огонь был для нас всегда другом.  – Как же уберечь своё жилище и себя от пожара? –  Сейчас   я   предлагаю   вам   поработать   группами.   У   вас   на   столах   лежат конверты   с   заданиями.   Откройте   их.   Прочитайте   задание.   Посовещайтесь. Постарайтесь найти правильное решение. Работа в малых группах:   1­я группа – на столе телефон. Вызвать пожарную охрану.   2­я   группа  –   играет   на   компьютере.   Вдруг   компьютер   загорелся.   Ваши действия.  3­я группа – Пожар, сильное задымление. Что делать? Блицопрос. – Что ты можешь сделать, если видишь, что в школе пожар? – К каким последствиям могут привести огонь и дым? – Почему нельзя прятаться под кровать? – Почему нельзя пользоваться лифтом, если в доме возгорание? – Почему так говорят «Огонь – хороший друг, но плохой хозяин»? – Что делать если пожар возник у соседей и подъезд наполнился дымом? Физкультминутка «Зоркие пожарные» – Давайте представим, что мы зоркие пожарные и следим за тем, чтобы в городе не было пожара. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево тоже Поглядим из­под ладошек. – Но бывает так, что все же случилась беда, и начался пожар, что же делать? Давайте познакомимся и заучим правила поведения при пожаре: 1.   Если   огонь   небольшой,   можно   попробовать   сразу   же   его   затушить. И – на право! И ещё Через левое плечо! Через правое плечо! Раз, два – выше голова, Три, четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть. Чем? (Одеялом, водой, песком, огнетушителем.) 2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. Можно ли при пожаре прятаться в укромных местах? Что в первую очередь надо спасать? (Документы.) 3.   Если   не   можешь   убежать   из   горящего   дома,   сразу   же   позвони   по телефону – 01 и сообщи о пожаре. После этого зови на помощь соседей и прохожих. Можно ли просто из шалости вызывать пожарных? (Нет.) Почему? 4.   При   пожаре   дым   гораздо   опаснее   огня.   Если   чувствуешь,   что задыхаешься,  опустись  на колени  и продвигайся к  выходу  ползком –  внизу дыма меньше. Намочи тряпку и приложи ее к лицу. 5.   При   пожаре   в   подъезде   никогда   не   садись   в   лифт.   Он   может отключиться, и ты задохнешься.  6. Ожидая пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно   спасут.   Но   если   дом   одноэтажный,   то,   наоборот,   нужно разбить стекло и выпрыгнуть наружу.  7. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти. К чему может привести паника? Чтобы с пожаром бороться умело, Знать каждому нужно пожарное дело! Пожарные навыки всем пригодятся, Затем, чтобы знать, как с огнем обращаться. Пусть помнит каждый гражданин Пожарный номер – 01. 5.   Какие   опасности   таит   в   себе   вода?   Правила   поведения   в   опасной ситуации при пользовании водой. – Ребята, а что сильнее огня? (Вода.) – Но кроме пожара, в доме могут возникнуть и другие опасности. Отгадайте загадку:  •  Чего в решете не унести? (Вода.) – Какие же опасности таит в себе домашний водопровод? Работа по учебнику. – Прочитаем текст «Вода в природе» в учебнике (с. 5). – Рассмотрите рисунки в учебнике. Что показывают эти знаки?  (Прорвало трубу;   вентиль   горячей   и   холодной   воды;   звони   соседям,   диспетчеру, родителям.)  – Как действовать при аварии водопровода?  – Какие слова необходимы для рассказа об аварии водопровода?  (Вентиль, диспетчер.)  – А вода – друг или враг? – Когда вода человеку друг? (Учащиеся приводят примеры.) – Несмотря на то, что человек без воды не может прожить, тем не менее она может оказаться для него враждебной силой.   – Какая беда может возникнуть из­за воды в доме?  – Представьте, что у вас в квартире произошла авария водопровода. Ваши действия. – Откройте учебник на странице 5. Глядя на рисунок, повторите ещё раз, как нужно себя вести при аварии водопровода.  –   У   вас   в   книге   встретилось   слово   «диспетчер».   Кто   может   объяснить значение этого слова? Диспетчер  (из   английского   языка)   –   человек,   осуществляющий   приём сообщений о пожарах, авариях, стихийных бедствиях. Повторим правила вашего поведения в опасной ситуации при пользовании водой в доме, их надо выполнять, чтобы не произошла авария: 1. Не оставляйте открытый кран. 2. Не бросайте мусор в унитаз. 3.  Не   оставляйте   без   внимания   просачивание   воды   в   отопительной системе, обо всем расскажите взрослым. 4. Не играй, не прыгай, не раскачивайся на радиаторах отопления. 6. Газ. Правила обращения с газом. Четыре синих солнца  У бабушки на кухне,  Четыре синих солнца    – Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт, – это очень Горели и потухли. Поспели щи, шипят блины. До завтра солнца не нужны.      (Газовая плита, конфорки.) опасно! Как вы думаете: почему? (Ответы учащихся.)  Во­первых, газом можно отравиться.  Во­вторых, скопившись на кухне, газ может взорваться.  Огнём   и   водой   люди   пользуются   ежедневно.   Но   люди   всё   чаще   стали использовать природный газ в повседневной жизни. – Когда газ человеку друг?  – А когда газ может стать врагом? – Что может стать причиной взрыва? Работа по учебнику. – Откройте учебник (с. 6). Попробуем при помощи рисунка составить план действия в ситуации «Если чувствуешь запах газа». Ознакомьтесь с правилами безопасности при пользовании бытовым газом: 1. Чтобы зажечь газовую горелку, сначала поднесите зажженную спичку, а затем плавно откройте газовый кран. 2. Не оставляйте включенные газовые горелки без присмотра. 3. Следите, чтобы жидкость не залила пламя горелки. 4.   Если   в   помещении   чувствуется   запах   газа,   нельзя   зажигать   спички, включать свет и электроприборы, так как может произойти взрыв. 5.  Вызвать мастера из газовой службы по телефону 04 или 01, но не по своему, а позвонить от соседей. IV. Закрепление изученного материала. Коллективная работа «Нарисуй знак безопасности».  1­й  ряд – «Осторожно – огонь». 2­й  ряд – «Водопровод». 3­й  ряд – «Осторожно – газ». V. Итог урока. Рефлексия. – Что вы узнали сегодня? – Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?  – Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?  – Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?  – Как действовать при аварии водопровода?   – Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?  – Нужно ли это изучать и знать детям? – Что особенно запомнилось, понравилось на уроке?  – Что вас удивило?  – С каким настроением вы уйдёте с урока? Домашнее задание: учебник (2­я часть), с. 4–7; рабочая тетрадь (2­я часть), с. 3–4; творческое задание: нарисовать рисунок на тему «Огонь – друг, огонь – враг».

НАША БЕЗОПАСНОСТЬ Урок 35. ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

НАША БЕЗОПАСНОСТЬ Урок 35. ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

НАША БЕЗОПАСНОСТЬ Урок 35. ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

НАША БЕЗОПАСНОСТЬ Урок 35. ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

НАША БЕЗОПАСНОСТЬ Урок 35. ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

НАША БЕЗОПАСНОСТЬ Урок 35. ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

НАША БЕЗОПАСНОСТЬ Урок 35. ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

НАША БЕЗОПАСНОСТЬ Урок 35. ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

НАША БЕЗОПАСНОСТЬ Урок 35. ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

НАША БЕЗОПАСНОСТЬ Урок 35. ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

НАША БЕЗОПАСНОСТЬ Урок 35. ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

НАША БЕЗОПАСНОСТЬ Урок 35. ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

НАША БЕЗОПАСНОСТЬ Урок 35. ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

НАША БЕЗОПАСНОСТЬ Урок 35. ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

НАША БЕЗОПАСНОСТЬ Урок 35. ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ

НАША БЕЗОПАСНОСТЬ Урок 35. ОГОНЬ, ВОДА И ГАЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017