Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"
Оценка 4.6

Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"

Оценка 4.6
Научные работы
docx
обществознание
Взрослым
06.05.2017
Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"
Материал статьи повествует о том, что зарубежная психологическая наука имеет свои относительно устоявшиеся традиции в изучении проблем межличностного восприятия и познания. Значительное число исследований в этой области претендуют на изучение особенностей формирования первого впечатления о другом человеке. Статья основана на анализе результатов этих исследований.Научная статья по проблеме социальной перцепции, основанная на анализе опыта зарубежных исследователей в области изучения феномена первого впечатления о человеке.
Мухаммадиев Б.Ж., Эргашев П.С. Научная статья.docx
ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА Б.Ж.Мухаммадиев, П.С.Эргашев  Ташкентский государственный педагогический  университет имени Низами Первое   впечатление   о   другом   человеке   как   социально­перцептивный феномен,   на   протяжении   последних   более   полувека   является   предметом многочисленных   исследований   зарубежных   психологов.   В   исследованиях зарубежных   психологов   детально   изучается   влияние   внешнего   облика   и поведения   незнакомого   человека,   индивидуальных   особенностей   субъекта восприятия,   его   эмоционального   состояния   на   формирование   первого впечатления о другом человеке [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13], [14].  Целый   ряд   исследователей   зарубежных   психологов   подтверждает, уточняет   и   дополняет   существующие   данные   о   влиянии   внешнего   облика объекта восприятия на формирование первого впечатление. В эксперименте А.Миллера   испытуемые   оценили   мужчин   и   женщин,   которых   независимые судья   назвали   красивыми,   как   более   уверенных   в   себе,   уравновешенных счастливых, любезных, искренних и духовно более богатых [1; с.243­244 ].  Выявлено, что привлекательные и прилично одетые люди производят более приятное впечатление на потенциальных работодателей [2; с.782]. Судя по   времени   пристального   рассматривания   лиц   младенцами,   даже   в   этот период     человек   предпочитает   привлекательных   людей   [10].   Некоторые лабораторные эксперименты показывают, что физическая привлекательность и внешнее оформление может обусловить даже снисходительное отношение к людям, которые в чем­то провинились [13; с.637 ]. Экспериментальные   работы   зарубежных   психологов   также   показали, что физическая привлекательность вызывает смещение в оценках не только черт личности, но и оценок конкретных результатов деятельности человека или его отдельных поступков. Так, в эксперименте, описанном К.Клайнке, было   отмечено,   что   испытуемые   оценивали   предложенный   очерк   более высоко,   когда   считали   автором   этого   очерка   женщину   с   привлекательной внешностью  [1; с.244 ].  Однако   некоторые   другие   исследования,   проведенные   зарубежными психологами,   показывают,   что   не   следует   преувеличивать   роль   внешности объекта восприятия в формировании впечатления и отношения в контексте межличностного взаимодействия. В исследовании Д.Лэнди и Е.Аронсона [9] было   показано,   как   общая   социальная   привлекательность   может   оказать существенное влияние на формирование впечатления о незнакомом человеке. В   их   эксперименте   испытуемые,   выступившие   в   роли   присяжных   на   суде, определяли приговор водителю, сбившему насмерть человека. В одном случае подсудимый был описан как 64 летний агент страховой компании, способный сохранять постоянство, проработавший 24 года в своей компании, чья жена скончалась   от   рака,   и   который   проводит   рождество   со   своим   сыном   и невесткой.   В   другом   случае,   подсудимый   был   представлен   как   33   летний дворник,   с   изменчивой   натурой,   который   дважды   разводился,   а   сочельник проводит   со   своей   девушкой.   Результаты   были   очевидными:   социальная привлекательность формирует позитивное впечатление и смягчает приговор.   В другом эксперименте было выявлено, что в определенных ситуациях внешняя привлекательность подсудимого может усилить у суда присяжных негативное отношение к нему. В частности, Г.Сигал и Н.Остроу обнаружили, что   присяжные   проявляют   склонность   выносить   более   суровые   приговоры подсудимым с привлекательной внешностью, если считают, что физическая привлекательность была одним из инструментов криминальных действий, как это бывает, например, в случае с мошенничеством, где удача частично зависит от привлекательной внешности преступника [11]. Кроме   того,   некоторые   авторы   указывают   на   наличие   гендерных различий в значимости внешнего облика незнакомого человека для процесса формирования   первого   впечатления   о   нем.   В   частности,   исследователями отмечено, что мужчины в отличии от женщин обращают больше внимания на физическую привлекательность  лиц противоположного пола [14]. Вместе с тем, С.Саломон и Л.Сакс обнаружили, что в случае сочетания физической привлекательности   и   развитых   интеллектуальных   способностей   объекта восприятия, формирование впечатления о нем происходит под воздействием обоих факторов, нежели на основе одного только физического облика [12]. Эксперименты  Э.Хола показали, что, несмотря на существование тенденции считать   людей,   носящих   очки   более   умными   и   прилежными,   наличие   или отсутствие очков никак не отражается на суждениях окружающих о доброте, честности, независимости и чувстве юмора таких людей [1; с.248]. А.Лачинс выявил значение порядка получения информации о человеке в формировании впечатления о нем у других людей [1; с.248­249]   Исследования Д.Мацумото продемонстрировали культурные различия в психологической   оценке   привлекательности   лиц.   Выявлено,   что   рейтинг привлекательности улыбающихся и спокойных лиц для японцев в отличии от американцев   одинаков.   Если   американцы   при   оценке   улыбающихся   лиц европейцев   и   японцев   по   таким   параметрам,  как   привлекательность,   ум   и общительность, как правило, оценивали их выше по всем трем параметрам, в то   время   как   японцы   выше   оценивали   их   выше   только   по   признаку общительности  [3; с.340].      Итак, на основе представленных данных можно сделать вывод о том, что зарубежные психологи не рассматривают физический облик и внешнее оформление объекта восприятия как единственный и самый важный фактор, формирующий первое впечатление о другом человеке. В их исследованиях выявлены многие другие факторы, которые определяют содержание первого впечатления. К.Клайнке  описывает   эксперимент,  доказывающий    роль  социального фона,   на   котором   развертывается   восприятие,   в   формировании   первого впечатления о другом человеке. В этом эксперименте мужчину с неброской наружностью представляли двум группам испытуемых, которые состояли из незнакомых   ему   людей.   Затем   испытуемые   рассказывали   о   впечатлении, которое произвел на них этот человек. Но в одну группу испытуемых объект был приглашен в сопровождении женщины с привлекательной внешностью, в другой   группе   его   сопровождала   менее   привлекательная   и   неаккуратно одетая   женщина.   В   результате   положительные   качества   мужчины   были оценены гораздо выше первой группой испытуемых, чем второй [1; с.250]. С.Фишбак,   Р.Сингер,   Г.Мюррей   и   целый   ряд   других   исследователей изучили   роль   механизма   проекции   в   образовании   первого   впечатления   о другом   человеке.   Например,   в   эксперименте,   С.Фишбака   и   Р.Сингера испытуемые, которые подвергались несильным электроударам  в отличии от испытуемых   контрольной   группы   оценивали   незнакомца   как   более боязливого, испуганного человека [1; с.254 ].  Дж. Боссом и А.Маслоу   было выяснено, что уверенные в себе люди оценивают  других  людей как  более доброжелательных   и  расположенных к ним. Наоборот,  неуверенные  в  себе  люди имеют обыкновение смотреть на других   людей   как   склонных   к   холодности   и   не   расположенных   к   ним   [1; с.255 ].   Г.Келли провел исследование, которое подтвердило влияние установки на   формирование   первого   впечатления   о   другом   человеке   [8].   В   полевом эксперименте испытуемым , в роли которых выступали студенты, сообщили, что   им   предстоит   прослушать   лекцию   приезжего   лектора.   Одной   группе лектора описали как довольно трудолюбивого, критичного, решительного и «теплого» человека. Второй группе сказали, что лектор является человеком трудолюбивым, критичным, практичным, решительным, но «холодным». Не смотря на то, что лектор прочитал в каждой группе одну и ту же лекцию, в одинаковом стиле, простая замена прилагательных «теплый» и «холодный» привела к существенным различиям в том, какое впечатлении он оставил у студентов   разных   групп.   Студенты,   которым   лектор   был   представлен   как добродушный   человек,   оценивали   его   намного   позитивнее,   чем   студенты, ожидавшие лекцию равнодушного лектора [8 ]. В эксперименте, проведенном под руководством Я. Рейковского,  было выявлено, что в ситуации сильного эмоционального возбуждения (например, предэкзаменационного     возбуждения)   незнакомый   человек   воспринимается менее интересным, недостаточно ловким, а также менее симпатичным, менее приветливым.   Наоборот,   испытуемые   контрольной   группы,   вступавшие   в контакт с этим незнакомым человеком в ситуации, которая вызывает более низкий   уровень   эмоционального   возбуждения,   оценивали   этого   человека намного позитивнее [6; с.192­194 ].        В работе К.Обуховского [4] детально рассматривается вопрос о первых реакциях   детей   на   незнакомое   лицо   с   точки   зрения   установления   с   ним эмоционального контакта. К. Обуховский доказывает, что до удовлетворения познавательной потребности по отношению к незнакомому человеку нельзя удовлетворить потребность в эмоциональном контакте. По этому он считает вполне естественным, что ребенок при встрече с новым лицом не вступает в эмоциональный   контакт   сразу,   а   действует   робко,   заторможено,   не   хочет отвечать   на   вопросы,   иногда   прячется   за   мать,   и   даже   начинает   плакать. Чрезмерно «отважное» поведение ребенка или не проходящий страх перед незнакомцем   расценивается   К.Обуховским   как   подозрительное   проявление нарушений  личности, и часто, умственного недоразвития [4;  с.163­164 ]. Относительно   большое   количество   научных   исследований,   которые были проведены зарубежными психологами в последние десятилетия, были направлены   на   изучение   социально­психологических   аспектов   проблемы первого впечатления о другом человеке. Так, в исследованиях   М.Снайдера изучены   особенности   спонтанного   возникновения   первых   впечатлений   в ситуации социального взаимодействия, а также последующее влияние этих впечатлений на социальное взаимодействие [5].  М.Снайдер отмечает неизбежность формирование первого впечатления под  влиянием   таких «бросающихся   в  глаза»  отличительных   признаков   как пол,   раса   и   внешность,   тем   самым   изначально   предполагая   однозначную необходимость непосредственного социального контакта для формирования первого впечатления. С помощью специального эксперимента он выявил, что люди с привлекательной внешностью могут на самом деле вести себя мило, дружелюбно и общительно, тем самым, подтверждая социальный стереотип о физической привлекательности как важном факторе личного, социального и профессионального   благополучия.   Однако   эти   люди   демонстрируют   такие черты   личности, не обязательно, потому что они обладают последними, а вероятно,   потому   что   поведение   порождает   и   поддерживает   такие   формы поведения, которые считаются проявлением соответствующих черт. Другими словами,   ожидания,   основанные   на   общекультурных   стереотипах   внешней привлекательности,   оказывают   влияние   на   динамику   развития   социального взаимодействия и процесс знакомства таким образом, что эти стереотипные первые впечатления на самом деле оправдывается [5;  с.143­146 ].          Таким образом,  есть все основания утверждать о том, что зарубежная психологическая   наука   имеет   свои   относительно   устоявшиеся   традиции   в изучении   проблем   межличностного   восприятия   и   познания.   Значительное число   исследований   в   этой   области   претендуют   на   изучение   особенностей формирования первого впечатления о другом человеке. Анализ результатов этих исследований позволяет сделать следующие выводы: Во­первых,   большая   часть   исследований   зарубежных   психологов   по проблемам социальной перцепции теснейшим образом связана с проблемой первого впечатления о другом человеке или непосредственно посвящены ее изучению. Во­вторых,   в   работах   зарубежных   психологов   нередко   ситуация,   в которой происходит формирование первого впечатления, отождествляется со всей ситуацией восприятия незнакомого человека, что не всегда оправдано, так   как   вся   ситуация   может   быть   довольно   длительной   и   соответственно достаточной для формирования более полного понятия о человеке. В третьих, работы зарубежных психологов, которые были выполнены непосредственно   в   области   психологии   первого   впечатления   о   человеке, характеризуются   преобладанием   эмпирических   исследований   с   различной стратегией   манипулирования   независимыми   переменными,   и   некоторым отставанием теоретических, обобщающих исследований.  В   четвертых,   зарубежные   исследователи   основное   внимание   уделяют изучению   факторов,   обуславливающих   содержание   первого   впечатления,   и при   этом   внимание   исследователей   больше   концентрируется   не   на   особых механизмах  влияния этих факторов, а на их разнообразии. В   пятых,   зарубежными   психологами   тщательно   изучена   проблема формирования   первого   впечатления   о   другом   человеке,   в   то   время   как продолжительность   сформированного   впечатления   не   рассматривается   ими как предмет специального анализа. Вместе с тем, в заключении также нужно отметить, что существенным признаком   и   отчасти   преимуществом   научных   исследований   зарубежных психологов в области изучения проблем социальной перцепции является их изначальная ориентированность на решение практических задач. Литература. 1.Бодалев   А.А.   Личность   и   общение:   Избранные   труды.   –   М.: Педагогика, 1983. – 272 с. 2.Майерс   Д.   Психология/   Перевод   с   англ.   И.А.Карпиков,   В.А. Старовойтова; Худ. обл. М.В.Драко. – Мн.: ООО  «Попурри», 2001. ­828с. 3.Мацумото Д. Психология и культура. – СПб.: прайм­Еврознак, 2002. ­416 с.          4.Обуховский   К.   Психология   влечений   человека.   Перевод   с   польс. В.И.Могилева. Под ред. и с послесл. д­ра. мед. наук. проф. Б.М.Сегала. М., «Прогресс», 1972. 247 с. 5.Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2001. ­528 с. 6.Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций/ Пер. с пол. и вступ. статья В.К.Вилюнаса; Общ. ред. О.В.Овчинниковой. – М.: Прогресс, 1979. ­392 с. 8.Kelley H. The warm­cold variable in first impressions of persons// Journal of Educational Psychology. – 1950. №18. – pp. 431­439. 9.Landy D., Aronson E. The influence of the character of the criminal and his victim on the decisions of simulated jurors // Journal of Experimental Social Psychology. – 1969.  №5. – pp. 141­152. 10.Langlois J.H., Roggman L.A., Casey R. J., Ritter J..M. Infant preferences for   attractive   faces:   Rudiments   of   stereotype?//   Developmental   Psychology.   – 1987. №23. – pp. 363­369. 11.Sigall   H.,   Ostrove   N.   Beautiful   but   dangerous:   effects   of   offender attractiveness and nature of the crime on juridic judgment// Journal of Personality and Social Psychology.  – 1975. №29. – pp. 497­508. 12.Solomon S., Saxe L. What is intelligent, as well as attractive, is good// Personality and Social Psychology Bulletin. – 1977. №3. – pp. 670­673. 13.Feldman. R.S.Understanding psychology/ Robert S. Feldman. – 2 nd ed. p. cm. – 750 p. 14.Wahestrom B.J. “Perspectives on human communication”. – Dubuque: Wm. C. Brown Publishers, 1992. – 398 p.

Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"

Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"

Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"

Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"

Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"

Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"

Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"

Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"

Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"

Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"

Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"

Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"

Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"

Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"

Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"

Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"

Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"

Научная статья на тему "Первое впечатление о человеке как научная проблема"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2017
Посмотрите также: