Научная статья по теме"Создание условий в образовательном учреждении для удовлетворения образовательных потребностей детей с разными образовательными возможностями"
Оценка 5

Научная статья по теме"Создание условий в образовательном учреждении для удовлетворения образовательных потребностей детей с разными образовательными возможностями"

Оценка 5
Научные работы
docx
классное руководство
2 кл
03.04.2019
Научная статья по теме"Создание условий в образовательном учреждении для удовлетворения образовательных потребностей детей с разными образовательными возможностями"
В последние годы в образовании детей с нарушениями в развитии много внимания уделяется решению проблемы их интегрированного обучения, что обосновано рядом различных причин, главной из которых является необходимость достижения детьми и подростками с особыми образовательными потребностями оптимального уровня социализации, который позволил бы им получить цензовое образование, быть конкурентно-способными на рынке труда.
статья.docx
Создание условий в образовательном учреждении для удовлетворения образовательных потребностей детей с разными образовательными возможностями Ватаман Зинаида Маркеловна учитель начальных классов МАОУ СОШ №5 г. Тобольска В последние годы в образовании детей с нарушениями в развитии много внимания уделяется решению проблемы их интегрированного обучения, что обосновано рядом различных причин, главной из которых является необходимость достижения детьми и подростками с особыми образовательными потребностями оптимального уровня социализации, который позволил бы им получить цензовое образование, быть конкурентно-способными на рынке труда. Интеграция детей с особыми образовательными потребностями Формы организации образовательного процесса развитие и систему коррекция через дополнительног о образования Основная цель уроков интегрированного обучения – создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей был включен в общий учебно-воспитательный процесс. На основе этих программ и разработанных по ним учебников и учебных пособий составляется интегрированное календарно- тематическое планирование по учебным дисциплинам, объединяющее общеобразовательные и специальные (коррекционные) образовательные программы. В его составлении участвуют учителя начальных классов, учителя-дефектологи, логопеды. Учителя и специалисты коррекционного образования разрабатывают календарно-тематическое планирование таким образом, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали одну и ту же тему, но обучение в ном общеобразователь интегрированном программам для общеобразователь классе по ных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений оказание специальной коррекционной помощи с целью компенсации имеющихся нарушений в развитии ребенка службы специалистами сопровождения обучение в условиях классов ым ПМПК коррекционно- педагогической поддержки по рекомендованн специальным образовательны м программам в соответствии с индивидуальны коррекционно- образовательны ми маршрутами. ми информация получаемая учеником, была адекватна его личной образовательной программе. Поурочное планирование базируется на учебном плане образовательного учреждения, в котором выделяются инвариантная и вариативная части. Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, как усвоили ученики предыдущий материал, какой этап обучения берется за основу. Если у всех учеников в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводится на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально (карточки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на доске, алгоритмы). Программа коррекционной работы в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС Пояснительная записка В нашей школе создана и осуществляется программа по психолого- педагогическому сопровождению детей с ОВЗ. Согласно ФГОС, данная программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории с целью освоения Образовательной программы. Содержание программы коррекционной работы Планируемые результаты коррекционной работы Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированны х коррекционных мероприятий Система психолого- комплексного педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательног условиях о процесса Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей и других области специалистов в коррекционной педагогики Программа коррекционной работы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с ОВЗ стандарта образования. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к Образовательной программе, может уточняться и корректироваться. Предметом проектирования программы коррекционной работы является создание комплекса условий (средств, механизмов) для повышения эффективности обучения и воспитания детей с ОВЗ. Комплекс условий для повышения эффективности обучения и воспитания Введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения детей в различных видов деятельности на процессе уроке, во внеурочное время, в семье детей с ОВЗ Разработка и реализация педагогических технологий (диагностико- информационны х, обучающе- образовательных , коррекционных) Объединение усилий педагогов в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с ОВЗ ходе Интеграция полученных в медицинского, психологическог педагогического ребенка данных, объединяемых в симптомокомпле изучения о и ксы Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и осуществляется педагогом (классным руководителем), социальным педагогом и психологом как в урочное, так и во внеурочное время, в индивидуальной и групповой форме. Концептуальный модуль В программе коррекционной работы психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностика сущности возникшей проблемы; информация о сути проблемы и путях ее решения; консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощь на этапе реализации плана решения. Диагностико-консультативный модуль В данном модуле разрабатывается программа изучения ребенка различными специалистами. Педагог устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков; выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях. В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам (психологу, дефектологу, психоневрологу). Коррекционно-развивающий модуль Содержание и формы коррекционной работы учителя: наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно); поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, администрацией школы, родителями; составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его медицинским работником, личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка; составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося. Организация индивидуальных занятий Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала. Задачи: создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит учитель во внеурочное время. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают воспитатель, логопед, психолог, либо дети находятся на занятиях по внеурочной деятельности. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим, работа в часы индивидуальных и групповых занятий должна быть ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся. Планируется не столько достижение отдельного результата (например: выучить таблицу умножения), сколько на создание условий для развития ребенка. Учет индивидуальных занятий осуществляется в классном журнале (при отсутствии страниц – в приложении к нему) так же, как по любому учебному предмету. На одной стороне заполняется список всех учащихся класс, фиксируются даты занятий и присутствующие ученики, на другой – содержание (тема) занятия с каждым учеником (группой) в отдельности (с указанием фамилии или порядкового номера по списку). Цель коррекционно-развивающих занятий – коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами программного материала. Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях: создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально- личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков. Социально-педагогический модуль В данном модуле разработана программа изучения окружения ребенка, его поведения, микроклимат семьи, среды воспитания. Социальный педагог ведет наблюдение за средой воспитания ребенка, т.е. семьи. Консультирует родителей по вопросам воспитания ребенка, оказывает помощь в кризисных ситуациях. Задачи: определение комплекса проблем, информирование о них педагогов и других специалистов, интерпретирование результатов обследований и выработка рекомендаций, координирование работы учителей-предметников и родителей. Этапы создания и реализации программы коррекционной работы 1 этап - концептуальный Все учебные пособия по программе Н.Ф. Виноградовой предусматривают коррекционную работу буквально на каждом занятии. Например, в учебнике Русского языка автор С.В. Иванова есть рубрика «Карточки-помощницы», которые разъясняют смысл упражнений. На уроках я использую коррекционные упражнения, игры. Упражнения и игры могут предлагаться детям разного возраста, при этом подбирается определенный стимульный материал, соответствующий возрасту, полу и степени дефекта. Направлен на раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, совместное обсуждение с педагогами школы предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий и функциональных обязанностей. В процессе формирования общих целей, задач, мотивов и смыслов формируется коллектив участников проекта. Коллективный субъект осваивает позиции теоретика, методолога и обсуждает основания проектирования программы коррекционной работы. Включает в себя: подготовку учителей к участию в реализации программы коррекционной работы и знакомство с комплектом документов, входящих в психолого- структуру педагогического детей, диагностическая карта школьных трудностей, индивидуальный образовательный маршрут, дневник наблюдений. Осуществляется практическая реализация программы коррекционной работы. На основе индивидуальных карт медико-психолого-педагогической диагностики и карт медико-психолого-педагогического сопровождения определяются функции и содержание деятельности учителей начальных классов, родителей, психолога, дефектолога, логопеда, медицинских работников. Включает в себя итоговую диагностику, совместный анализ результатов коррекционной работы, рефлексию учителя физкультуры, сопровождения карта программы: 2 этап - проектный 3 этап - технологически й 4 этап – заключительны й (аналитико- обобщающий) Игра «Повтори без ошибок» Цель: развитие пространственной организации движений, моторного восприятия. Оборудование: не требуется. Ход игры: 1) наглядный вариант. Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые учителем коснуться левой рукой правого (левого) уха, провой рукой – левого глаза. Необходимо преодолевать тенденции к зеркальному воспроизведению; 2) речевой вариант. Те же движения выполняются по речевой инструкции. Игра «Закрой коробки» Цель: научить ребенка соотносить плоские и объемные формы в практическом действии с предметами. Оборудование: коробки разного размера и формы с крышками, объемные геометрические формы по объему подходящие к прорези, доски с прорезями, изображающими геометрические фигуры и предметы из геометрических форм. Ход игры: ребенок методом проб и ошибок, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные, закрывает крышками коробки. Постепенно он научается подбирать правильно крышку, по форме и размеру, что говорит о развитии зрительного восприятия. Коррекционные задания по математике Числовой водоворот 1. Числа, которые больше 50, подчеркни, а числа, которые меньше 50, зачеркни: 18, 49, 65, 29, 79, 2, 81, 100, 10, 34. Разбить на группы. Исключить лишнее. Разбить на группы. Выделить овалом круглые десятки. Назвать их в порядке возрастания. 26 90 71 40 60 13 10 51 50 86 30 95 70 16 65 80 47 32 20 49 Зачеркни числа, которые оканчиваются на 2 6, 20, 12, 63, 9, 2, 42, 84, 21, 72. Коррекционная работа на уроках письма и чтения 1. Закончить предложения, выбрав подходящее слово: У Алёнушки на сердце.... На крыльце подгнила ....(доска, тоска) Ветер... последние листья. Придвинь гостю ….(стул, сдул) Брат ...экзамен. Я... хорошим учеником.(сдал, стал) 2. Добавить недостающий слог та или да: а) устно - с перекидыванием мяча; б) письменно: лопа -, приро -, ребя -, воро -, горо -, мач -, боро -, гуся - , темно - , меч - , посу-, глухо-, свобо-, просту-, звез -, забо -, холо -, бесе -, кар -. 3. Указать четвертое «лишнее» слово (с иным, чем у остальных слов, значением): грустный, печальный, унылый, глубокий; храбрый, звонкий, смелый, отважный; слабый, ломкий, долгий, хрупкий; крепкий, далекий, прочный, надежный; понять, разобраться, запомнить, уразуметь. Проведение с учениками дидактических игр и упражнений являются эффективным инструментом развития внимания, памяти, мышления и т.д. у детей с задержкой психического развития. Результатом коррекционной работы является достижение ребенком с ОВЗ планируемых результатов освоения Образовательной программы. Литература 1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ дефектолог. фак. пед. вузов. -М.: ВЛАДОС, 2004. 2. Дмитриев А.А. Интегрированное обучение детей с особыми образовательными потребностями: за и против. учебно-методическое пособие: Изд-во ТГУ , 2006, -95 с. 3. Дмитриев А.А. Региональная модель системы специального образования в Тюменской области: монография ТюмГУ «Печатник», 2008. 4. Екжанова Е.А., Резникова Е. Контроль знаний в системе коррекционного обучения: учебно-методическое пособие для 1-й ступени школы VIII вида и классов КРО. –М.: Дрофа, 2008. 5. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. –М.: Дрофа, 2008. 6. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха: Метод, рекомендации/ Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.П. Назаровой. –СПБ., 2001. 7. Карасева Е.Г. Организация коррекционно-педагогической помощи учащимся с разным уровнем умственной недостаточности. Методические рекомендации для специалистов – Тюмень: ТОГИРРО, 2011. –с. 73-78. 8. Маллер А.Р. Дети с нарушением интеллекта: социально-трудовая адаптация: учебно-методическое пособие. –Самара, 2010. 9. Материалы для проведения психологического обследования учащихся средней школы. –Калуга: Доверие, 2001. 10. Психокоррекция: теория и практика. /под ред. Ю.С. Шевченко – М.: Вита-Пресс, 95.

Научная статья по теме"Создание условий в образовательном учреждении для удовлетворения образовательных потребностей детей с разными образовательными возможностями"

Научная статья по теме"Создание условий в образовательном учреждении для удовлетворения образовательных потребностей детей с разными образовательными возможностями"

Научная статья по теме"Создание условий в образовательном учреждении для удовлетворения образовательных потребностей детей с разными образовательными возможностями"

Научная статья по теме"Создание условий в образовательном учреждении для удовлетворения образовательных потребностей детей с разными образовательными возможностями"

Научная статья по теме"Создание условий в образовательном учреждении для удовлетворения образовательных потребностей детей с разными образовательными возможностями"

Научная статья по теме"Создание условий в образовательном учреждении для удовлетворения образовательных потребностей детей с разными образовательными возможностями"

Научная статья по теме"Создание условий в образовательном учреждении для удовлетворения образовательных потребностей детей с разными образовательными возможностями"

Научная статья по теме"Создание условий в образовательном учреждении для удовлетворения образовательных потребностей детей с разными образовательными возможностями"

Научная статья по теме"Создание условий в образовательном учреждении для удовлетворения образовательных потребностей детей с разными образовательными возможностями"

Научная статья по теме"Создание условий в образовательном учреждении для удовлетворения образовательных потребностей детей с разными образовательными возможностями"

Научная статья по теме"Создание условий в образовательном учреждении для удовлетворения образовательных потребностей детей с разными образовательными возможностями"

Научная статья по теме"Создание условий в образовательном учреждении для удовлетворения образовательных потребностей детей с разными образовательными возможностями"

Научная статья по теме"Создание условий в образовательном учреждении для удовлетворения образовательных потребностей детей с разными образовательными возможностями"

Научная статья по теме"Создание условий в образовательном учреждении для удовлетворения образовательных потребностей детей с разными образовательными возможностями"

Научная статья по теме"Создание условий в образовательном учреждении для удовлетворения образовательных потребностей детей с разными образовательными возможностями"

Научная статья по теме"Создание условий в образовательном учреждении для удовлетворения образовательных потребностей детей с разными образовательными возможностями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2019