Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД и повышения мотивации учащихся .
Оценка 4.9

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД и повышения мотивации учащихся .

Оценка 4.9
Документация
docx
русская литература +1
9 кл
27.05.2018
Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД  и повышения мотивации учащихся .
Исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью обучения по ФГОС. В методическое пособие вошли определения исследовательской деятельности, особенности учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности обучающихся, этапы исследования. Рассмотрены вопросы о роли педагога в исследовательской деятельности, психолого-педагогические аспекты развития исследовательских способностей обучающихся. Мнение, что проектная деятельность возможна в работе с одарёнными и высоко мотивированными детьми в корне не верно.
исследовательская деятельность учащихся.docx
Процесс  решения задачи (выполнения шагов­заданий) Создание предметной среды учебной дисциплины (задача №2) 1.   Сформулируйте   конкретную   задачу   с   учетом   реального   контекста   раскрытия описанной ситуации профессиональной деятельности. Контекст определите самостоятельно с учетом Вашего профессионального опыта и кратко опишите его (не более 200 слов, что составляет примерно ½ страницы текста формата А4, кегль 12, интервал 1,0). Информационные   и   коммуникационные   технологии   являются   средством   повышения эффективности процесса обучения в школе. Они дают возможность учащимся самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта школьника, расширяет учебную информацию и набор применяемых учебных задач, позволяет изменить качество контроля над деятельностью учащегося.   Однако   ошибочно     думать,   что   применение   ИКТ   само   по   себе   повысит   качество образования.  Для   современного   этапа   обучения   русскому   языку   и   литературе   характерна коммуникативная   направленность.   На   первый   план   в   качестве   важнейшей   цели   обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации. Следует отметить, что у обучающихся слабо сформированы коммуникативные навыки. Дети не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний.  Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. Основным   контекстом  решения   проблемы   повышения  эффективного   использования возможностей ИКТ в обучении, уровня мотивации к развитию коммуникативных навыков, на мой взгляд, является: в   целом   –   использование   на   уроках   и   во   внеурочной   деятельности   современных   направленных   на   развитие   коммуникативной   компетенции   обучающихся технологий, (коммуникативное обучение, ИКТ, игровое обучение и др.);   на уроках русского языка и литературы – формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразных речевых средств с помощью систематического использования всех форм учебного диалога, докладов и сообщений, ролевых и деловых игр, учебных исследований и учебных   проектов,   обсуждений,   дискуссий,   диспутов;   упражнений   психологического   тренинга общения;   выступление   на   защитах   учебных   исследовательских   работ,   подготовленных товарищами, в качестве оппонентов. 2. Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы для поиска решения   задачи   в   описанном   Вами   контексте,   и   предложите   конкретные   действия, необходимые для их выполнения. В процессе выполнения этого «шага­задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений: Для эффективного использования возможностей ИКТ в обучении необходимо решить ряд  серьезных проблем. № Вопрос, на который нужно найти ответы для  поиска решения задачи 1 2 Что   представляет   собой   предметная среда   кабинета   русского   языка   и   литературы? Каковы   возможности   ее   использования   для реализации поставленной задачи? Каков уровень мотивации к овладению и пользованию   речевыми средствами   в   различных   ситуациях   общения   у обучающихся   класса?   В   чем   причины   низкого уровня мотивации? разнообразными   Конкретные действия по поиску ответа на  поставленный вопрос Анализ   предметной   среды   кабинета, выбор   средств   обучения   для   наиболее эффективного решения поставленной задачи. Проведение   различных   психолого­ педагогических   исследований   по   выявлению уровня мотивации совместно с психологами и анализ   их   результатов,   беседы   с   классными руководителями,   учителями­предметниками, 3 Как   повысить   эффективность   урока   применением ИКТ ?   с 4 Повышение работоспособности  обучающихся. Какова   предметная   и   метапредметная составляющая современного урока? Как деятельность?   спланировать   учебную наблюдение за обучающимися. Поддержка и развитие системности  мышления обучающегося. Организация  модульного обучения. Разработка системы  деятельности, направленной     на развитие познавательной  активности  Применение здоровьесберегающих  технологий, технологии  дифференцированного обучения.   Эффективность использования ИКТ зависит  от многих факторов: этапы урока, тема, цели,  задачи и др. Качественные изменения в  образовании произойдут только при переходе  от компьютерной поддержки традиционного  обучения к компьютерному обучению на  новой основе. Анализ   и   отбор   предметного содержания   и   видов   учебной   деятельности, определение   форм   работы,   позволяющих эффективно решить поставленную задачу. Составление   плана­конспекта   урока, технологической карты. Как   изменился   уровень   мотивации   к развитию коммуникативных навыков? Разработка   приемов   рефлексии   для оценки эффективности урока. Помог ли урок в решении поставленной Самоанализ урока задачи? 3.   Какую   информацию   (о   чем?)   и  из   каких   источников   (научная,   методическая, художественная литература, документы, люди и др.) вам необходимо собрать для решения этой задачи? Какими методами работы с информацией Вы при этом будете пользоваться? В процессе выполнения этого «шага­задания» заполните следующую таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений: № 1. Содержание  собираемой информации Виды  коммуникативных УУД,  приемы их формирования  на уроках русского языка  и литературы. 2. Методы и  приемы, способствующие  повышению уровня  мотивации к развитию  коммуникативных  навыков обучающихся. Источник информации ФГОС ООО, примерная ООП, сайт «Открытый урок. 1 сентября» http://открытыйурок.рф/ и др. Сайт «Открытый урок. 1 сентября» http://открытыйурок.рф/ Сайт «Мультиурок» https://multiurok.ru Сайт «Педсовет» http://pedsovet.su/ Журналы «Русский Метод   работы   с информацией Сбор   и   анализ информации, систематизация составление таблиц, схем.   и   конспектов, Изучение методических   материалов, систематизация путем составления сводных таблиц. Составление   методической копилки данной проблеме. по язык в школе», «Литература в школе» 4.   Предложите   решение   задачи   в   виде   конкретного   материала   (плана   урока, описания применения конкретного метода, технологии, организации деятельности субъектов образовательного   процесса,   фрагмента   рабочей   программы   и   др.   –   вариант   описания выберите   сами),   учитывающего   предложенное   содержание   ситуации   профессиональной деятельности и заданный Вами контекст.  Описания применения конкретной технологии   Сформировать коммуникативные УУД и повысить уровень мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения позволяет использование на уроках технологии продуктивного чтения. Формирование   правильного   типа   читательской   деятельности   представляет   собой трехступенчатый   процесс   целенаправленного   индивидуального   осмысления   и   освоения   детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения).  Выделяем этапы работы с текстом на уроках: I этап. Работа с текстом до чтения.  На   этом   этапе   необходимо   заинтересовать   обучающихся,   чтобы   они   осознали необходимость обращения к тексту художественного произведения. В среднем звене на основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий. В среднем звене обращаю внимание на факты биографии, необходимые для понимания изучаемого произведения. Это можно сделать с помощью опережающих индивидуальных заданий,  Например, предполагающих   исследовательскую   и   проектную   деятельность   обучающихся. подготовить вопросы для викторины «На родине Н.В. Гоголя» (5 кл.), подготовить презентацию «Л.Н. Толстой и Ясная Поляна» (6 кл.) и др. В старших классах при работе с биографией важно составить у обучающихся целостное представление о личности писателя. В этом хорошо помогают учебные фильмы, заочные и очные экскурсии на родину мастеров художественного слова.  Например,  на моих учеников огромное впечатление произвела экскурсия в Тарханы, на родину М.Ю. Лермонтова. Дети были потрясены многогранностью таланта поэта, глубоко прочувствовали трагичность его судьбы, поэтому работа по изучению его произведения «Герой нашего времени» прошла интересно и плодотворно. II этап. Работа с текстом во время чтения.  Цель анализа текста на этом этапе – создание его читательской интерпретации и, главное, ее корректировка объективным авторским смыслом. В 5 –6­м классах речь идёт о собственно анализе. В 7–8­м классах текст анализируется чаще в родовой и жанровой специфике, в 9­11­м классах – в контексте художественного мира писателя с позиции общего историко­литературного процесса.  На данном этапе я считаю обязательным составление цитатных планов, цитатных таблиц и характеристик   героев,   так   как   это   помогает   глубже   проникнуть   в   художественную   ткань произведения.  Например,  цитатный план «Ссора Троекурова и Дубровского» (по повести А.С. Пушкина   «Дубровский»,   6   кл.),   таблица   «Век   нынешний   и   век   минувший»   (по   комедии   А.С. Грибоедова «Горе от ума», 9 кл.), характеристика «Ее сестра звалась Татьяна…» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин», 9 кл.). Также   на   данном   этапе   работы   я   использую  фрагменты   экранизаций  художественных произведений.   Они   помогают   вызвать   интерес   к   произведению,   создать   целостный   образ, облегчают   восприятие   текста.   Важно,   чтобы   просмотр   фильма   не   заменил   чтение   самого произведения, поэтому я предлагаю ученикам сравнить художественный текст и его режиссерскую трактовку, выявить  сходства и  отличия, высказать и  аргументировать свое  мнение по поводу экранизации. III этап. Работа с текстом после чтения. Цель   этапа:  достижение   понимания   текста   на   уровне   смысла,   корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли. Важную   роль   на   данном   этапе   играет  концептуальная   (смысловая)   беседа  по   тексту. Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла.   Для беседы можно использовать различные типы вопросов: Простые   вопросы. Отвечая   на   них,   нужно   назвать   какие­то   факты,   вспомнить, воспроизвести некую информацию. Еще   одним   эффективным   приемом   является  коллективное   обсуждение   прочитанного, дискуссия.   В   процессе   обсуждения   происходит   выявление   и   формулирование   основной   идеи текста или совокупности его главных смыслов.  На   данном   этапе   нельзя   обойтись   без   выполнения  творческих   заданий.     Я   предлагаю обучающимся творческие задания, опирающиеся на какую­либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Например, проиллюстрировать басни И.А. Крылова (5 кл.), подготовить выставку «Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» в кино и на сцене» (8 кл.) и др.   Эффективным   способом  повышения   мотивации   обучающихся   является   использование игровых  заданий,   например,   «Шапка   вопросов»,   инсценировка   эпизодов   произведений,   урок­ путешествие, урок­ролевая или деловая игра и др. В   своей   работе   я   использую   задания,   связанные   с   продуцированием   обучающимися собственных текстов. Например, написать письмо шуточного содержания, состоящее из пословиц и поговорок (5 кл.), написать рассказ очевидца обороны Севастополя в форме письма с фронта (7 кл.), сочинить балладу (6 кл.) и др. Важной   частью   работы   по  повышению   мотивации   обучающихся   является   проведение читательских   конференций   и   семинаров.   В   старших   классах   такая   форма   работы   позволяет обратиться   к   произведениям,   которые   из­за   недостатка   учебных   часов   остаются   за   рамками школьной программы. Например, конференции «Романтизм в зарубежной литературе XIX века» (9 кл.), «Реализм в зарубежной литературе XIX века» (10 кл.),  В   старших   классах   большую   роль   в   развитии   речевых   УУД   и  повышении   мотивации обучающихся  играет  научно­исследовательская деятельность. Все ученики 9­11 классов нашей гимназии   должны   написать   реферат   по   одному   из   учебных   предметов.   Многие   выбирают литературу. Я стараюсь предложить ребятам интересные темы для исследования, выходящие за рамки   программы.   Например,   «Проблема   эмансипации   женщин   в   русской   литературе   второй половины  XIX  века»,   «Роль   снов   в   русской   литературе  XIX  века»,   «Образ   «благородного разбойника»   в   русской   и   зарубежной   литературе  XIX  века»,   «Образ   города   в   лирике   поэтов Серебряного века», «Влияние жанра хокку на русскую литературу» и др. В процессе работы дети существенно расширяют свой кругозор, совершенствуют навыки анализа текста художественного произведения, учатся обобщать и систематизировать материал. Также они имеют возможность проявить свой  творческий  потенциал, готовя презентации и  выступая со  своим  рефератом на ежегодной научно­практической конференции в гимназии.  Элементами   предметной   среды,   помогающими   в   применении   данной   технологии, являются доска, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер учителя. 5. Сформулируйте способ (метод, методику, прием и т.п.) оценки эффективности предложенного Вами решения. Методы   рефлексии   на   уроке,   наблюдение   за   речевым   развитием   обучающихся   во внеурочной   деятельности   и   на   последующих   уроках,   социолого­педагогические   измерения (наблюдение,   беседы,   анкетирование,   интервьюирование,   тестирование,   изучение   результатов деятельности   учащихся   и   документации);   моделирование   коммуникативных   ситуаций; статистические методы обработки и педагогическая интерпретация результатов исследования. 6. Аргументируйте предложенное решение (обоснуйте, почему Вы выбрали именно этот вариант решения). Модернизационные   процессы,   происходящие   в   современном   российском   школьном образовании, обусловлены требованиями, которые предъявляет общество к личности выпускника. Сегодня   выпускник   школы   должен   обладать   навыками   поиска,   оценки,   структурирования информации, умением работать в группе, способностью выявлять проблемы, находить пути их решения, применять на практике полученные знания. Эти требования находят отражение во ФГОС ООО,   определяющем   систему   планируемых   результатов   освоения   основной   образовательной программы   основного   общего   образования,   которая   включает   личностные,   метапредметные   и предметные результаты. 7.   В   каких   других   ситуациях   профессиональной   деятельности   применимо предложенное решение? Что именно может быть использовано в предложенном решении в других ситуациях? Технология   продуктивного   чтения   эффективна   тем,   что   применяется   на   уроках   и   во внеурочной деятельности, позволяет использовать широкий спектр методов и приемов, элементов других технологий, способствующих формированию различных УУД у обучающихся. Она носит межпредметный характер, поскольку смысловое чтение является метапредметным результатом освоения школьниками основной образовательной программы основного общего образования.  На уроках по другим предметам можно использовать:      этапы работы с текстом; концептуальную беседу; различные виды чтения (просмотровое, поисковое, изучающее и др.); элементы предметной среды. 8.   Укажите,   какие   действия   необходимо   предпринять   педагогу   в   процессе подготовки   и   реализации   предложенного   решения,   чтобы   не   были   нарушены   этические нормы   профессиональной   деятельности   педагога   и/или   права   других   субъектов образовательного   процесса,   профессионального   сообщества   в   процессе   реализации   этого решения.   В   процессе   выполнения   этого   «шага­задания»   заполните   следующую   таблицу, раскрывающую логику Ваших размышлений:   Действия учителя, совершаемые   в   процессе решения задачи Общение с детьми Этические   нормы   и/или   права, которые могут быть нарушены Уважение чести и достоинства обучающихся,  учет особенностей психофизического   развития обучающихся   и   состояния   их здоровья. Создание   мотивации   к обучению Проектирование ситуаций   по   развитию личности обучающегося Развитие   у   обучающихся познавательной   активности, самостоятельности, инициативы, способностей. творческих     педагогически Применение и обоснованных обеспечивающих высокое качество   образования   форм, и методов обучения                   речи), учителя Действия по предотвращению   нарушения этических норм и/или прав Проявлять   корректность, вежливость, выдержку, такт и внимательность, соблюдать   культуру   речи (нормы   письменной   и устной быть доступными   для   общения, открытыми   и доброжелательными, уважать иные мнения. Положительно   оценивать учебные   и   внеучебные достижения   обучающихся, стимулировать их инициативу,   поддерживать работе и сопереживать. Создание ситуаций, использование   методов   и приемов, развивающих эмоционально­ценностную сферу ребенка. воспитания. 9.   Опишите   возможные   последствия   предложенного   Вами   решения   задачи   в ближайшей перспективе (на следующем уроке, в данной четверти, в течение учебного года и т.д.) для Вас как педагога и обучающихся.       Результаты применения предложенного решения в течение учебного года:  свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально­делового стилей, понимание их специфики; владение навыками редактирования текста, создания собственного текста; умение   вступать   в   речевое   общение,   участвовать   в   диалоге   (понимать   точку   зрения собеседника, признавать право на иное мнение); умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);  использование   для   решения   познавательных   и   коммуникативных   задач   различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет­ресурсы и другие базы данных. Описание собственно результата решения задачи. В век компьютерных технологий, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель любой школьной дисциплины мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Размышляя о современном уроке в общеобразовательной школе, я определила для себя некоторые ведущие идеи:    использование на уроках и во внеурочной деятельности современных технологий,  направленных на развитие коммуникативной компетенции обучающихся (коммуникативное обучение, ИКТ, игровое обучение и др.); на уроках русского языка и литературы – формирование мотивации к овладению и  пользованию разнообразными речевыми средствами посредством систематического  использования всех форм учебного диалога; докладов и сообщений; ролевых и деловых  игр; учебных исследований и учебных проектов; обсуждений, дискуссий, диспутов;  упражнений психологического тренинга общения; выступление на защитах учебных  исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;  телекоммуникационных проектов, предполагающих составление текстов для размещения  на Интернет­форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение  соответствующих сообщений и др.  Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его  активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического  воздействия превращается в субъект  учебной деятельности.  В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности.  Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные  технологии. Внедрение ИКТ в учебный процесс имеет два основных направления: Первое - компьютер включается в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов системы обучения. В этом случае компьютер выступает как средство интенсификации учебного процесса. Второе - он представляет собой, собственно, технологизацию учебного процесса в самом широком смысле - разработку и внедрение компьютерно- информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину. Так, например, на русском языке можно применять комплексные компьютерные программы. При этом режим работы комплексных компьютерных программ может быть обучающим, тренировочным и контролирующим. Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата. Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Цели и задачи использования ИКТ. В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно- ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе. Цели использования информационных технологий: 1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через: - развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером; - развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных). 2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности 3. Мотивация учебно-воспитательного процесса: повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности. Направления использования ИКТ. В изучении школьного курса русского языка выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера: - наглядное представление о лингвистических явлениях; - изучение орфографии и пунктуации; - система тестового контроля; - подготовка к ГИА и ЕГЭ. Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. Формы использования ИКТ. 1. Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. 2. Использование мультимедийных презентаций. Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика". Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. На сегодняшний день мною разработан ряд презентаций по отдельным темам для уроков русского языка и литературы. Кроме того, накопилось некоторое количество созданных учениками презентаций, которые можно использовать в ходе подготовки и проведения уроков. Планирую создать банк презентаций для дальнейшего их использования. В своей практике использую: Уроки-лекции Информационно-коммуникационные технологии на этом типе урока делают лекцию более эффективной и активизируют работу класса. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. В среднем звене презентация позволяет научить создавать опорные схемы и конспекты в более комфортном коммуникативном режиме (тезисы оформляются на слайдах, есть образец создания опорных положений лекции для учеников). Проблемный характер лекции может задаваться не самим учителем (проблемный вопрос), а самостоятельно осознается ребятами в ходе работы с разными материалами: портрет, карикатура, полярные критические оценки и т.д. Форма презентации позволяет эстетично расположить материал и сопроводить слово учителя медиаметафорами на всем пространстве урока. В ходе такого урока ребята обязательно ведут записи в своих рабочих тетрадях, то есть ИКТ не отменяют традиционную методику подготовки и проведения такого типа урока, но в некотором смысле облегчают и актуализируют (делают практически значимыми для учащихся) технологию его создания. Урок анализа текста На таком уроке презентация позволяет реализовать интегративный подход к обучению. Интерпретируя текст, ученик может и должен видеть разнообразие трактовок понятий и определений. Проблемно-исследовательское обучение становится ведущим на таких уроках. На слайдах размещается не только дополнительный материал, но и формулируются задания, фиксируются промежуточные и итоговые выводы. В отличие от уроков-лекций презентация не просто сопровождает слово учителя, а является в некотором роде интерпретацией текста учебника. Визуальные образы презентации по сути рассчитаны на развитие сотворчества читателя. Сопоставляя видео- или аудио- иллюстрации, ученик уже анализирует текст (прием скрытого анализа текста). («Песнь о Вещем Олеге – литература, 7 класс») Оформление презентации к уроку анализа текста должно быть более тщательным. Фон может быть выдержан в цветовой гамме текста, показывая наглядно функциональность цветописи. Музыкальное сопровождение также должно работать на глубину постижения текста. Композиция презентации может отражать своеобразие композиции текста. Необходимо помнить, что на уроке анализа текста главной всегда остается работа с текстом, а ИКТ лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика, помогают достичь целостности рассмотрения произведения в единстве содержания и формы, увидеть содержательность, смысловую значимость каждого элемента формы. (Обучение способам сжатия текста при подготовке к ГИА в 9 классе) Обобщающие уроки С помощью презентации можно подготовить и обобщающие уроки. Задача такого типа урока - собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания, выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить всю тему. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное, представить изученный материал целостно. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Учитель благодаря презентации может все время контролировать работу класса. В перечисленных типах уроков презентации созданы учителем, однако, как говорилось выше, ученик тоже может участвовать в создании презентации. В старших классах сам ученик может быть автором урока-презентации, который становится его итоговой работой по теме или курсу, творческим отчетом о результатах исследовательской работы. (Стили речи. Урок русского языка в 10 классе. Презентация как итог изученной темы.) Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования: - умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме; - умение работать в группе; - умение находить информацию в различных источниках; - коммуникативная компетентность; - осознание полезности получаемых знаний и умений. В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление. 3. Использование ресурсов сети Интернет. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:  целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;   видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении. 4. Использование интерактивной доски. Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения русскому языку. Применение интерактивных досок открывает множество дополнительных возможностей. Использование интерактивной доски при изучении русского языка - это ещё один шаг к повышению интереса к предмету, повышению орфографической зоркости и грамотности в целом. Преимущества для преподавателя: - позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса; - поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов; - позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала; - вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост. Преимущества для учащихся: - делает занятия интересными и развивает мотивацию; - предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков; - учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала; - позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям; - учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе; - отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся в учебный процесс. Интерактивные доски позволяют уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала, экономят время занятия за счет отказа от конспектирования. Изучая конкретное правило правописания, ученики избавляются от ненужного переписывания, а сосредоточивают внимание на определенной орфограмме, имея возможность в течение урока поработать с множеством слов. При изучении правил пунктуации ребята видят перед собой готовое предложение, и работают с ним, обращая внимание строение предложения и пунктуацию в нем. Школьники по окончании занятия могут получить файл с его записью, который можно дома просмотреть на ПК. Интерактивные доски помогают использовать выделенное для проведения обучения время максимально эффективно и увеличить эффективность образования в целом. Изменения, вносимые информационно-коммуникационными технологиями в образовательный процесс. Влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:   способствует повышению познавательного интереса к предмету; содействует росту успеваемости учащихся по предмету;  позволяет учащимся проявить себя в новой роли;  формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;  способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика. ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения. Влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя. ИКТ дают:   экономию времени на уроке; глубину погружения в материал;  повышенную мотивацию обучения; (см ИКТ-компонент как ср-во формирования мотивации на уроках рус. яз.)  интегративный подход в обучении;   возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;  привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию. Педагоги, использующие наработанные материалы, освобождаются от выполнения трудоемкой рутинной работы при подготовке к занятию и проверке учащихся. Что использую на уроках? Самые различные обучающие программы, от продукции известных фирм до самостоятельно выполненных учителем и учениками материалов. У учителя всегда возникает потребность в создании собственных компьютерных материалов. Это можно объяснить невозможностью подобрать нужный материал по теме из электронных пособий, а самое главное, творческим подходом к объяснению материала. Учителю всегда приходится ориентировать свою деятельность на результат: в какой форме будут оцениваться знания, умения и навыки его учеников. Когда появилось централизованное тестирование, возникла необходимость научить детей работе с тестами. Компьютер помогает решить эту задачу. Организуя урок с использованием ИКТ, я планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, ограничивая ее временными рамками. Мы сочетаем работу на компьютере с обсуждением и общением. На уроках русского языка и литературы дети выполняют задания творческого характера. Результаты использования ИКТ в образовательном процессе. На практике эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доказывается следующими показателями:  повышение качества образования по предмету;  повышение познавательного интереса к предмету;  повышение уровня информационной культуры;  увеличение доли самостоятельной продуктивной деятельности на уроке;  возможности воспроизведения данного опыта в образовательном учреждении. Единственное возможное препятствие – отсутствие технического минимума для разработки и использования электронно-методических материалов. В нашей школе есть необходимые информационные ресурсы: компьютерные классы, наличие компьютера в учебных кабинетах, доступ в Интернет, локальная сеть. Создается медиатека по русскому языку и литературе. Все это дает возможность использовать информационные технологии на таких этапах урока, как: 1) определение темы, целей и задач урока; 2) повторение пройденного; 3) объяснение нового материала; 4) закрепление изученного (формирование орфографических, пунктуационных и речеведческих навыков); 5) контроль знаний, умений, навыков. Итоги использования компьютерных технологий таковы: - повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке); - осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью); - расширение объема предъявляемой учебной информации; - обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы); - улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве); - повышение качества контроля знаний учеников и разнообразие его формы; - включение детей в коллективную деятельность в парах, в группах; - повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя; - включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика. Я уверена, что ИКТ на уроках русского языка и литературы, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможны, но и необходимы. Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и дисплеев. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в чем мы еще раз убедились, применяя ИКТ на уроках. Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД и повышения мотивации учащихся .

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД  и повышения мотивации учащихся .

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД и повышения мотивации учащихся .

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД  и повышения мотивации учащихся .

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД и повышения мотивации учащихся .

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД  и повышения мотивации учащихся .

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД и повышения мотивации учащихся .

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД  и повышения мотивации учащихся .

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД и повышения мотивации учащихся .

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД  и повышения мотивации учащихся .

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД и повышения мотивации учащихся .

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД  и повышения мотивации учащихся .

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД и повышения мотивации учащихся .

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД  и повышения мотивации учащихся .

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД и повышения мотивации учащихся .

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД  и повышения мотивации учащихся .

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД и повышения мотивации учащихся .

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД  и повышения мотивации учащихся .

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД и повышения мотивации учащихся .

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД  и повышения мотивации учащихся .

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД и повышения мотивации учащихся .

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД  и повышения мотивации учащихся .

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД и повышения мотивации учащихся .

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД  и повышения мотивации учащихся .

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД и повышения мотивации учащихся .

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД  и повышения мотивации учащихся .

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД и повышения мотивации учащихся .

Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развитии речевых УУД  и повышения мотивации учащихся .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2018