Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.
Оценка 4.9

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
биология
8 кл
22.02.2018
Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.
В последнее время в нашей стране и за рубежом проводятся большие работы по исследованию биоритмов человека , их взаимосвязи со сном и бодрствованием. Поиски исследователей направлены в основном на определение возможностей управления биоритмами с целью устранения нарушений сна. В этой исследовательской работе приведен анализ соотношения "Жаворонков" и "Сов" в ОУ, дается разъяснение о типах биоритмов и возможности использования этих знаний в повседневной жизни.В последнее время в нашей стране и за рубежом проводятся большие работы по исследованию биоритмов человека , их взаимосвязи со сном и бодрствованием. Поиски исследователей направлены в основном на определение возможностей управления биоритмами с целью устранения нарушений сна. В исследовательской работе представлен материал о соотношении "Жаворонок" и "Сов" в конкретном ОУ, возможности использования знаний о собственных биоритмах в реальной жизни.
НПК Нечепуренко.docx
Биоритмы и их влияние на жизнь человека. Содержание. I. Введение 1. Актуальность темы……………………………………………….…2­3. 2. История изучения вопроса……………………………………....……3 II.Теоретическая часть. 1. Классификация биоритмов…………………………………….……4­7. 2. Нарушение биоритмов………………………………………………7­8 3. Биоритмы человека и его жизнедеятельность…………………….8­11 4. Влияние биоритмов на работоспособность человека………..….11­13 5. «Жаворонки» и «совы»……………………………………………13­15 6. Практическое применение знаний о биоритмах………………....15­16 7. Что говорят врачи……………………………………………….…16­17 II.Практическая часть. 1. Мониторинг биоритмов……………………………………….…..18­19 2. Результаты анкетирования…………………………………….…..19­21 III. Заключение. 1. Выводы……………………………………………………………..….22 2. Рекомендации………………………………………………….…..22­23 3. Список литературы………………………………………………..…..23 VI. Приложения…………………………………………………..………24 ~ 1 ~ Введение. Все живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и кончая такими   высокоорганизованными,   как   человек,   обладают   биологическими ритмами,   которые   проявляются   в   периодическом   изменении   жизнедеятельности   и, как самые точные часы, отмеряют время. С каждым годом ученые находят новые внутренние ритмы биологических функций.   Биологические   ритмы   или   биоритмы –   это   более   или   менее   регулярные изменения   характера   интенсивности   биологических   процессов. Способность   к   таким   изменениям   жизнедеятельности   передается   по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов.                       Интенсивность   большинства   физиологических   процессов   на протяжении суток имеет тенденцию повышаться в утренние часы и падать в ночное время. Примерно   в   эти   же   часы   повышается   чувствительность   органов   чувств: человек утром лучше слышит, лучше различает оттенки цветов. и   Актуальность. В последнее время в нашей стране  и  за рубежом проводятся большие работы по исследованию   биоритмов    человека , их взаимосвязи со сном   и  бодрствованием.   Поиски   исследователей   направлены   в   основном   на определение   возможностей   управления биоритмами   с   целью   устранения нарушений сна. Задача эта особенно актуальна, на наш взгляд, в настоящее время, когда значительная часть взрослого населения земного шара страдает от   бессонницы.   Управление   внутренними   ритмами   человека   имеет   важное значение не только для нормализации ночного сна, но и для устранения ряда заболеваний   нервной   системы,   имеющих   функциональный   характер (например,   неврозов).   Установлено,   что   суточное   изменение   внутренних ритмов,   свойственных   здоровому   человеку,   при   болезненных   состояниях искажаются. По характеру искажений врачи могут судить о ряде заболеваний на начальной стадии. По­видимому,   большинство   болезней   у   человека   происходит   вследствие нарушения ритма функционирования ряда органов и систем его организма. Изучение   биоритмов   организма   человека   позволит   научно   обосновать применение лекарственных препаратов при лечении больных. Темпы   научно­технического   прогресса   сейчас   приобретают стремительный характер  и  предъявляют серьезные требования к  человеку , нам   кажется,   проблема   актуальности   биоритмов   является   сегодня   самой важнейшей.   Бездумное   отношение   человека   к   самому   себе,   как   и   к окружающей   природе,   часто   является   следствием   незнания   биологических законов, эволюционных предпосылок, адаптивных возможностей человека и т.д.,   и   т.п.   Чтобы   сохранить   здоровье   человека   и   его   работоспособность, ~ 2 ~ всесторонне   и   гармонично   развивать   его   физические   и  духовные   качества, необходима не только настойчивая и плодотворная научно­исследовательская работа, но и большая просветительская работа. Цель работы: выяснить какое влияние   имеют биоритмы на здоровье человека. Задачи: 1. Изучить литературу по данному вопросу; 2. Изучить   классификацию   биоритмов   человека   и   других организмов, причины и последствия их нарушения ; 3. Научиться просчитывать биоритмы человека; 4. Определить,   каково   практическое   значение   знание   собственных биоритмов; 5. Провести   анкетирование   в   лицее   с   целью   выяснения   вопросов, связанных с биоритмами; 6. Сделать выводы. 7. Составить рекомендации. История изучения вопроса.     интеллектуальный Теории "трех   биоритмов " около ста лет. Интересно, что ее авторами стали   три   человека   :   Герман   Свобода,   Вильгельм   Флисс,   открывшие эмоциональный   и   физический   биоритмы   ,   а   также   Фридрих   Тельчер   ­ исследовавший ритм. Психолога Германа Свободу   и   отоларинголога Вильгельма Флисса можно считать   "дедушками"   теории   биоритмов.   В   науке   такое   случается   очень редко, но одинаковые результаты они получили независимо друг от друга                     Несмотря на профессорские звания   и   то, что одинаковые открытия были   сделаны   независимо,   основатели   теории   "трех   биоритмов   "   имели многих противников и  оппонентов. Исследования  биоритмов  продолжались в   Европе,   США,   Японии.   Особенно   интенсивным   этот   процесс   стал   с открытием ЭВМ и более современных компьютеров. В 70 ­ 80 гг.  биоритмы  завоевали весь мир. Одна  из  быстроразвивающихся   наук XX  века —  биоритмология, т.е. наука, изучающая циклические биологические процессы, имеющиеся на всех уровнях   организации   живой   системы.   Дело   в   том,   что   живая   система постоянно находится в состоянии обмена веществ с окружающей средой и обладает   сложной   динамикой   процессов,   является   саморегулирующейся   и самовоспроизводящейся     системой.   «Биологические   часы»   в   организме   — отражение суточных, сезонных, годовых и других ритмов физиологических процессов. ~ 3 ~ Теоретическая часть. Классификация биоритмов. Рассмотрим   структурные,   функциональные   и   биологические   процессы человека   в   пространстве   и   во   времени,   в   тесном   взаимодействии   с окружающей   средой,   выявим   влияние   биологических   ритмов   на работоспособность, проблемы нарушения биологических ритмов, биоритмы и работоспособность.                    Биоритмы   подразделяются на физиологические   и   экологические. Физиологические ритмы, как правило, имеют периоды от долей секунды до нескольких   минут.   Это,   например,   ритмы   давления,   биения   сердца   и артериального давления. Имеются данные о влиянии, например, магнитного поля Земли на период и амплитуду энцефалограммы человека. Экологические ритмы по длительности совпадают с каким­либо естественным ритмом окружающей среды. К ним относятся суточные, сезонные (годовые), приливные и лунные ритмы. Благодаря   экологическим   ритмам,   организм   ориентируется   во   времени   и заранее   готовится   к   ожидаемым   условиям   существования.   Так,   некоторые цветки   раскрываются   незадолго   до   рассвета,   как   будто   зная,   что   скоро взойдет солнце. Многие животные еще до наступления холодов впадают в зимнюю спячку или мигрируют. Таким образом, экологические ритмы служат организму как биологические часы. Основные ритмы в природе, наложившие свой отпечаток на все живое на Земле, возникли под влиянием вращения Земли по отношению к Солнцу, Луне и  звездам. Из всех  ритмических воздействий, поступающих из Космоса на Землю, наиболее сильным является воздействие ритмически изменяющегося излучения Солнца. На поверхности и в недрах нашего светила непрерывно идут процессы, проявляющиеся в виде солнечных вспышек. Мощные потоки энергии,   выбрасываемые   при   вспышке,   достигая   Земли,   резко   меняют состояние   магнитного   поля   и   ионосферы,   влияют   на   распространение радиоволн,   сказываются   на   погоде.   В   результате   возникающих   на   Солнце вспышек   изменяется   общая   солнечная   активность,   имеющая   периоды максимума   и   минимума.   Многочисленные   исследования,   проведенные отечественными и зарубежными учеными, показали, что во время наибольшей активности   Солнца   возникает   резкое   ухудшение   состояние   больных, страдающих   гипертонической   болезнью,   атеросклерозом   и   инфарктом миокарда. В этот период времени происходят нарушения функционального состояния ЦНС, возникают спазмы кровеносных сосудов. Французские ученые Г.   Сардау   и   Г.   Валло   установили,   что   момент   прохождения   пятен   через ~ 4 ~ центральный   меридиан   Солнца   в   84%   случаев   совпадает   с   внезапными смертями, инфарктами, инсультами и другими осложнениями.  Ультрадианные   ритмы  ­   периоды   короче,   чем   20   часов,   наиболее распространенный   пример:   регулярное   короткое   сердцебиение.       Циркадианные   (околосуточные)   ритмы  ­   наиболее   изученный   класс ритмов, они имеют продолжительность от 20 до 28 часов и включают в себя выработку   гормонов,   колебание   температуры   тела   и   сон.   Большинство циркадианных ритмов контролируются биологическими часами. Инфрадианные  ритмы  ­   выходят   за   рамки   28   часов   и   включают   в   себя менструальный цикл. Биоритмы   организма   –   суточные,   месячные,   годовые   –   практически остались   неизменными   с   первобытных   времен   и   не   могут   угнаться   за ритмами   современной   жизни.   У   каждого   человека   в   течение   суток   четко прослеживаются   пики   и   спады   важнейших   жизненных   систем.   Важнейшие  биоритмы   могут   быть   зафиксированы   в   хронограммах.   Основными показателями в них служат температура тела, пульс, частота дыхания в покое и   другие   показатели,   которые   можно   определить   только   при   помощи специалистов. Знание нормальной индивидуальной хронограммы позволяет выявить   опасности   заболевания,   организовать   свою   деятельность   в соответствии   с   возможностями   организма,   избежать   срывов   в   его работе. Самую напряженную работу надо делать в те часы, когда главнейшие системы   организма   функционируют   с   максимальной   интенсивностью.   Если человек   "голубь",  то   пик   работоспособности   приходится   на   три   часа   дня. Если "жаворонок" – то время наибольшей активности организма падает на полдень. "Совам" рекомендуется самую напряженную работу выполнять в 5­6 часов вечера. О влиянии 11­летнего цикла солнечной активности на биосферу Земли сказано много. Но не все знают о тесной зависимости, существующей между фазой   солнечного   цикла   и   антропометрическими   данными   молодежи. Киевские исследователи провели статистический анализ показателей массы тела и роста юношей, приходивших на призывные участки. Оказывается, что акселерация весьма подвержена солнечному циклу: тенденция к повышению модулируется   волнами,   синхронными   с   периодом   "переполюсовки   " магнитного поля Солнца (а это удвоенный 11­летний цикл, т.е. 22 года).  Известны   три   вида   периодических   изменений   самочувствия   и способностей   человека:   1)   физический   цикл   длительностью   23   дня,   2) эмоциональный — 28 дней и 3) интеллектуальный цикл продолжительностью 33 дня. В каждом цикле первая половина составляет положительную фазу, а вторая — отрицательную. Для положительной фазы характерны следующие признаки: в физическом цикле — хорошее время для интенсивных тренировок и   другой   физической   деятельности,   связанной   с   напряженной   работой мускулов;   в   эмоциональном   цикле   —   склонность   к   переоценке   своих ~ 5 ~ возможностей, повышенная бодрость, легкость контактов с окружающими; в интеллектуальном   цикле  —  активизация   способности  в  учебной  и   всякого рода творческой деятельности. Во   всех   трех   периодах   дни   перехода   из   положительной   фазы   в отрицательную и обратно называют нулевыми, или критическими. Именно в критический   день   физического   цикла   с   людьми   чаще   всего   происходят несчастные  случаи, дорожные происшествия.  Аналогичные  переходные дни эмоционального цикла чреваты эмоциональными срывами. Если нулевые дни в двух циклах совпадают, то человеку нужно быть особенно бдительным. В среднем нулевые дни физического или эмоционального цикла выпадают 1 раз в 6 дней. Двойные нулевые дни случаются в году примерно 6 раз, а тройные — лишь однажды. Знание собственного  физического   биоритма   ( продолжительность 23 дня   )   должно   быть   особенно   интересно   тем,   кто   занимается   физическим трудом в любой форме ­ профессионально (массажист, танцор, строитель  и  т.   д.)   или,   например,   в   спорте.   Такие   люди   лучше   ощущают   влияние физического  биоритма . Как правило, в высшей фазе человек чувствует себя полным   сил,   выносливым,   физическая   работа   не   требует   больших   затрат энергии, все удается. Эмоциональный   ритм  (продолжительность   28   дней)   влияет   на   силу наших   чувств,   на   внутреннее   и   внешнее   восприятие,   на   интуицию   и способность   творить.   Особенно   важным   этот   биоритм   является   для   тех  людей , чьи профессии связаны с общением. В фазе подъема человек более динамичен,   склонен   видеть   в   жизни   только   приятные   стороны.   Он превращается   в   оптимиста.   Работая   в   контакте   с   другими   людьми   он добивается хороших результатов, способен сделать много полезного. Интеллектуальный ритм ( продолжительность 33 дня) прежде всего, затрагивает   способность   работать   по   плану,   используя   умственные способности. Это касается логики, ума, обучаемости, способности предвидеть то или иное событие, комбинаторики, внутренней и внешней ориентации ­ в буквальном   смысле   "присутствия   духа".   Учителя,   политики,   референты, журналисты   и   писатели   хорошо   чувствуют   "маятник"   этого   биоритма   . Легко   себе   представить,   какой   эффект   он   имеет   на   стадии   подъема: поддержка   любой   интеллектуальной   деятельности,   хорошее   усваивание учебного  материала   и  информации.  Человек  способен  сконцентрироваться. Если вы посещаете семинар повышения квалификации, то на фазе подъема он принесет гораздо больше пользы, чем на фазе спада. Каждый из этих ритмов на половине своей длины достигает наивысшей фазы. Затем он резко опускается вниз, достигает исходного пункта (критической точки), и переходит в фазу спада, где достигает низшей точки. Потом снова поднимается   наверх,   где   начинается   новый   ритм.   Критические   дни   имеют особое значение для каждого   биоритма . Они отмечают критическое время, ~ 6 ~ которое   может   длиться   несколько   часов,   иногда   целые   сутки   или   даже больше. Их влияние на тело, мысли и чувства можно сравнить с влиянием, которое оказывает перемена климата или движение энергии в ту или другую сторону  во   время  полнолуния.  Кстати,  критические   точки  эмоционального ритма обычно приходятся на тот день недели, когда вы родились.  Влияние   биоритмов   происходит постоянно, они пронизывают нас, придают сил или напрочь лишают энергии. Все три  биоритма  связаны между собой  и  с   другими   факторами   (состояние   здоровья,   возраст,   окружающая   среда, стресс и т. д.). Взаимосвязь тела, чувств и духа ведет к тому, что воздействие каждого из них нельзя толковать однозначно, с этой точки зрения каждый  человек  индивидуален. Биологические часы человека начинают тикать в тот самый момент, когда он   появляется   на   свет.   Поэтому   подсчет   биоритмов   начинают   с   самого рождения до первого дня рассматриваемого месяца. Полученное число делят на период каждого цикла, т.е. на 23, 28, 33. Полученный в результате деления остаток определяет положение каждого из циклов на первый день месяца. Нарушение биологических ритмов. Согласно   биоритмологии,   науке,   которая   занимается   изучением ритмов   активности   и   пассивности,   протекающих   в   нашем   организме, большинство   процессов,   происходящих   в   нем   ,   синхронизированы   с периодическими солнечно­лунно­земными, а также космическими влияниями. И   это   неудивительно,   ведь   любая   живая   система,   в   том   числе   и   человек, находится   в   состоянии   обмена   информацией,   энергией   и   веществом   с окружающей средой. Если этот обмен (на любом уровне – информационном, энергетическом, материальном) нарушается, то это отрицательно сказывается на развитии и  жизнедеятельности  организма. Каждая   клетка   организма   представляет   собой   самостоятельную функциональную единицу. Содержимым   клетки   является   протоплазма,   в   которой   постоянно   идут  два  противоположных  процесса:  анаболизма и катаболизма. Руководят этим ритмом свет и температура. Таким   образом, внутриклеточных  биоритмов  является смена дня  и  ночи. Угнетают  биоритм  клеток несколько факторов: главным   водителем     и   синхронизатором 1.Элементарное   несоблюдение   ритма   бодрствования   и  сна.  Днем  спать, ночью   работать.   Надо   обязательно   отказаться   от   ночных   смен   и   от противоестественного образа жизни. 2.Организм имеет свой собственный электрический заряд. Ввиду того, что поверхность Земли и околоземные   слои атмосферы имеют отрицательный заряд, ноги  заряжаются отрицательно. Голова  за счет дыхания положительно заряженным воздухом и контакта с ним приобретает положительный заряд. Но средний заряд туловища должен быть нейтральным, а с ним и общий заряд ~ 7 ~ тела человека при разности потенциалов   между ступнями ног и макушкой головы   достигает     в   среднем   210­230   вольт.   Эти   показатели   являются важнейшими при нормальной   жизнедеятельности   организма, что влияет на внутреннюю   среду   и   биотоки.   Ввиду   того,   что   современный   человек изолирован от Земли (обувь на электроизоляционной подошве, синтетическая одежда,   искусственные   половые   покрытия,   мебель   из   пластика   и   т.д.), подпитка   организма   отрицательными   зарядами   через   ноги   сильно затрудняется. В результате организм приобретает избыточный положительный заряд,   который   смещает   внутреннюю   в   кислую   сторону,   и   ориентируют макромолекулы   организма   в   пространстве     в   неблагоприятную   для   их функционирования сторону.        Таким образом, нарушение ритма смены дня и ночи, приводит к отрицательному   воздействию   на   организм,   снижению   физической   и умственной   активности,   недаром   на   предприятиях     работникам работающим в ночную смену выплачивается надбавка за вредные условия труда.        Кроме того, экономические условия и образ жизни в нашей стране, приводит к тому, что многие предприятия, особенно сфера услуг, переходят на круглосуточный   режим   работы, что очень отрицательно сказывается по оценкам     медиков   на   здоровье   общества..     Распространенными   становятся заболевания,   такие   как,   синдром   хронической   усталости,   «молодеют» гипертония,   инсульт,   инфаркт,   нервные   заболевания   и   т.д.   Существует тенденция ­  работаем  все больше, отдыхаем  все меньше. Каждый   организм,   существующий   на   Земле,   является   своеобразными часами. Все организмы – плоды эволюции, на протяжении трех миллиардов лет   жизнь   на   Земле   развивалась   и   приспосабливалась,   непрерывно   и бесконечно   передавая   информацию   от   клетки   к   клетке,   из   поколения   в поколение. Все живые организмы несут в себе все изменения, накопленные в этом долгом процессе развития, поэтому мы так хорошо приспособлены к неустанному вращению нашей планеты. Физиологическое   время,   так   же   как   и   местное   время   на   вращающейся планете,   имеет   циклический   характер.   Для   любых   часов,   внешних   или внутренних, подстройка (сдвиг) на один или нескольких полных циклов не дает заметного эффекта. Однако сдвиг биологических часов на часть цикла приводит   к   ощутимым   физиологическим   последствиям,   как   показывает феномен   перепада   времени   при   трансмеридианных   перелетах.   Такое смещение   внутри   цикла   называется   сдвигом   фазы,   то   есть   положения повторяющегося процесса  в его собственном цикле (например, фазы Луны), что   также   нарушает   биологические   ритмы   человека.   Поэтому,   в   наш стремительный   век,   связанный   с   преодолением   огромных   расстояний, необходимо   более   внимательно   относиться   к   своему   здоровью,   требуется адаптация организма к новым   часовым поясам, климату т.д. В организме в ~ 8 ~ ответ   на   каждое   изменение   условий,   требующее   повышение работоспособности,   возникает   серия   стереотипных   приспособительных реакций,   направленных   на   обеспечение   его   защиты.,   что   в   свою   очередь приводит   организм     к   приспособительному   синдрому   или   стрессу.     Т.е. организм человека настроен на определенные природные ритмы и длительные отклонения от этих ритмов порождает стресс. Что не может  не сказаться на здоровье человека  и его трудоспособности. Биоритмы человека и его жизнедеятельность. Известно, что солнечные сутки — чередование темноты и света — равны 24   ч,   а   лунные   сутки   —   периодичность   приливов   и   отливов   —   24,8   ч. Взаимодействие   между   солнечными   и   лунными   сутками   рождают синодический   месяц,   равный   29,5   суток   (его   максимум   приходится   на полнолуние,   а   минимум   —   на   новолуние).   Периодичность   солнечной активности   равна   11   годам;   один   из   последних   максимумов   активности наблюдался 7 июня 1966 г. Такая   ритмичность   несомненно   отражается   на   жизнедеятельности   всех живых   организмов   и   в   том   числе   человека.   Так,   в   период   максимальной активности Солнца резко ухудшается состояние у страдающих гипертонией, атеросклерозом, инфарктом миокарда; даже число дорожных происшествий увеличивается.   В   этот   период   реакция   человека   на   любой   внешний раздражитель значительно замедляется. С увеличением солнечной активности меняется магнитное поле Земли, и это сказывается на возбудимости нервной системы человека. Между   состоянием   магнитного   поля   Земли,   которое   связано   с колебаниями активности Солнца, и темпами биологического роста человека существует   обратная   зависимость.  С  уменьшением   магнитного   поля   Земли происходит   акселерация,   с   увеличением   магнитного   поля   Земли   возникает обратный   процесс   —   ретардация.   Длительность   периода   изменения магнитного поля Земли достаточно велика и исчисляется десятками столетий. Археологические   раскопки   показали:   с   середины   пятого   тысячелетия   до нашей эры до четвертого тысячелетия до нашей эры проходила акселерация, с середины   четвертого   тысячелетия   до   нашей   эры   —   ретардация,   с   первых веков нашей эры до настоящего времени — акселерация. Подъем творческой активности людей приходится в основном на периоды, отмеченные   максимальной   солнечной   активностью.   Именно   в   эти   периоды увеличивается количество рождений великих в будущем людей. Активность   Солнца   имеет   периодичность   27   суток   (основной   цикл)   и другие виды периодичности. Физиологические   процессы,   происходящие   в   живых   организмах,   тесно связаны   с   такими   факторами   среды,   как   свет,   температура,   атмосферное давление, и содержание кислорода в воздухе. Главный из этих факторов — ~ 9 ~ свет. Он определяет периоды активности животных и растений, ритмичность их жизнедеятельности. По   степени   зависимости   от   внешних   условий   биологические   ритмы подразделяются на экзогенные и эндогенные. Экзогенные ритмы полностью зависят   от   изменений   внешней   среды.   Это   биохимические   процессы. Эндогенные ритмы зависят от процессов, происходящих внутри организма. К ним относятся ритмы сердцебиения, пульса, дыхания, кровяного давления, умственной   активности,   изменение   глубины   сна   и   др.   При   постоянных оптимальных условиях внешней среды эндогенные биоритмы имеют широкий диапазон частот — от 2000 циклов в секунду до одного цикла в год. Периодичность   максимума   работоспособности   человека   равна   1,5   ч   с момента пробуждения. При  однократном   чередовании   фаз   активности   и  покоя   ритм  называют монофазным, при многократном — полифазным. Человек спит раз в сутки — ночью, т.е. он имеет, монофазный ритм активности и покоя. Полифазный ритм наблюдается, например, у домашней свиньи: у нее 14 раз за сутки активность сменяется покоем. Установлено, что в организме человека имеется свыше 100 биоритмов, отражающих различные физиологические процессы. Изучение их — весьма сложная задача, поскольку требует исключения влияния внешних факторов (особенно шумов), мешающих ходу внутренних часов человека. Известно,   что   растения   и   животные   содержат   в   себе   некий   часовой механизм   измерения   времени   —   так   называемые   биологические   часы, работающие   на   основе   биоритмов.   Наблюдения   показали,   что   на   ход внутренних   часов   человека   в   первую   очередь   оказывает   влияние интенсивность   освещения.   Так,   при   очень   сильном   освещении   (1500   лк) суточный ритм испытуемого уменьшается до 19 ч, а при слабом, наоборот, увеличивается до 25,6 ч. Таким образом, установлено, что течение суточной периодичности   физиологических   функций   человека   ускоряется   при   яркой освещенности и уменьшается при слабой. При ярком солнечном свете человек более   работоспособен,   поэтому   сутки,   определяемые   его   внутренними часами,   значительно   укорачиваются.   Даже   при   перелете   на   современном авиалайнере с запада на восток или наоборот происходит десинхронизация внутренних часов человека с астрономическими, приводящая к ухудшению самочувствия. Суточный   ритм   организма   человека   определяется   различными физиологическими функциями, а их в настоящее время известно более ста. По мнению   ряда   ученых,   основной   причиной   суточных   колебаний физиологических   функций   в   организме   человека   являются   периодические изменения   возбудимости   нервной   системы,   угнетающей   или,   напротив, стимулирующей   обмен   веществ.   Так,   температура   тела   к   18   ч   достигает ~ 10 ~ максимума,   к   полуночи   —   снижается,   а   к   5   часам   вновь   достигает максимального значения. Работа органов кровообращения снижается дважды в сутки — 13 ч и 21 ч. Наибольшее число сердечных сокращений приходится на 18 ч. Наименьшая частота пульса наблюдается в 4 ч утра. В 9 ч утра — минимальное давление. Внутриглазное давление утром повышается, а к вечеру падает. В утренние часы в кровоток поступает наибольшее число молодых эритроцитов (красных кровяных телец). У большинства людей в течение суток наблюдается два пика повышенной работоспособности — с 8 до 12 ч и с 17 до 19 ч. Наиболее слабым физически человек бывает с 2 до 5 ч и с 13 до 15 ч. Состояние организма в летнее и зимнее время в какой­то мере соответствует его состоянию днем и ночью. Исследования   американских   ученых   показали,   что,   регулируя   усилием воли биоритмы организма, можно изменять кровяное давление, температуру рук, ритм работы сердца, как это делают йоги после многолетних тренировок. Влияние биологических ритмов на физическую работоспособность      человека. Имея понятия об основных биологических ритмах, можно рассмотреть влияние биологических ритмов на трудоспособность человека. Окологодовыми (цирканнуальными) называют ритмы, соответствующие смене времен года, т. е, годичные или сезонные, имея в виду, что эти ритмы подобно циркадианным   не   отличаются   жесткой   стабильностью   периода.   Эти   ритмы обусловлены   вращением   Земли   вокруг   Солнца.   Сезонные   ритмы сформировались в ходе естественного отбора и закрепились в естественных структурах   организма.   Весна   ­   это   довольно   трудное   время   года,   весной совершается   больше   самоубийств,   чаще   наблюдается   депрессия   у   лиц   с неуравновешенной психикой. Осень же является оптимальным сезоном года для   человека.   Годовые   ритмы   свойственны   всем   физиологическим   и психическим функциям. Психическая и мышечная возбудимость у людей выше весной и в начале лета, зимой   она   значительно   ниже.   Значительно   изменяется   обмен   веществ, артериальное давление, частота пульса: он становится реже весной и осенью, а учащается   зимой   и   летом. ритме   меняется  работоспособность   человека   осенью   она   наибольшая.   Поэтому   для реализации   творческих   замыслов,   бесспорно,   хороша   осень.   Лето   лучше использовать для закаливания, формирования выносливости.  Месячный цикл существует объективно  в окружающей нас природе. Это так называемый сидерический месяц ­ 27 1/3 дня ­ период вращения Луны вокруг Земли и 29 1/2 дня ­ синодический месяц ­ время от одного новолуния до другого.   В   окологодовом   ~ 11 ~ околомесячные   циклы, Все месячные циклы так или иначе связаны с ритмом половой активности. При   этом,   затрагивающие   весь   организм обуславливают   большую   устойчивость   женского   организма,   так   как колебательный режим у особей женского пола тренирует их физиологические системы и функции, делает их более устойчивыми. Мы  хорошо  знаем,  что основное  действие  Луны на Землю связано  с взаимодействием   их   масс  (закон   всемирного   тяготения),  проявляющихся   в виде приливов и отливов в реках и морях, а так же с экранированием Земли Луной от электромагнитного излучения солнца или дополнительным потоком в   виде   отраженного   света.   Это   важно   знать   и   учитывать   гипертоникам   и гипотоникам.  Итак: 1. гипертоникам   надо   остерегаться   полнолуния,   когда   кровь максимально   приливает   к   голове,   а   гипотоникам   ­   новолуния, когда кровь отливает к ногам.  2. На смене лунных фаз необходимо делать перерывы в работе, для восполнения сил, а также делать кратковременные перерывы в работе на пиках фаз. Поэтому, желательно, в течение месячного цикла   планировать   нагрузку   на   работе,   в   соответствии,   с биологическими   ритмами,   т.к.   в   критические   дни   цикла снижается работоспособность и ухудшается общее самочувствие организма.  В  недельных   ритмах  подчеркнуто   выражен   социальный   (экзогенный) компонент  ­  недельный   ритм  работы   и  отдыха,  в  соответствии   с  которым изменяются функциональные отправления нашего организма. Динамика работоспособности испытывает влияние недельного ритма:  ­   в   понедельник   происходит   врабатываемость   после   выходных   дней, максимум работоспособности наблюдается в середине недели, а к пятнице уже   накапливается   усталость,   утомление   и   работоспособность   падает. Следовательно, в понедельник и пятницу рабочую нагрузку стоит уменьшить за счет других рабочих дней.  ­Недельному   биоритму   подвержены   не   только   физиологические,   но   и  психические   процессы,   а   точнее   целостное   протекание   тех   и   других.   Вот почему особенно удачным распорядком оказывается тот, когда попеременно усиливается то физическая, то интеллектуальная активность человека.  Недельный ритм упорядочил трудовую деятельность, приспособив ее к физическим возможностям и потребностям организма. Ритм этот не случаен, и  борьба  с  ним ­  это   борьба   человека   с  его   же  собственными,  но   еще  не познанными законами. ~ 12 ~ Конечно,   нельзя   жить   строго   по   расписанию,   но   учитывать   особенности каждого дня и, сообразуясь с этим, контролировать себя вполне возможно. Распределяя рабочую нагрузку, учитывайте следующее: а)     не   планируйте   трудовые   подвиги   в   понедельник.   Понедельник   –   день конфликтов, инфарктов и инсультов)  б) дни активных действий – вторник, среда, четверг; в)  пятница  –  день   спокойной,  рутинной   работы,  не  требующей   нагрузки  и напряжения. Смена дня и ночи, времени года приводит к тому, что органы человека также ритмично изменяют свою активность. Суточный цикл, один из основных циклов, влияющих на работоспособность человека. Самочувствие  человека  во многом зависит от того, насколько режим труда  и   отдыха   соответствует   его   индивидуальным   биоритмам   .   Активизация органов подчиняется внутренним биологическим часам. При энергетическом возбуждении   организма   происходит   взаимодействие   главных   органов, подстройка их друг под друга, и под изменения окружающей среды. Полный цикл энергетического возбуждения органов завершается примерно за 24 часа. Причем максимальная активность органов длится около двух часов. Именно в это время органы человека лучше поддаются лечебному воздействию. Ниже   приводится   время   максимальной   активности   человека   в   его  суточном  биоритме: печень ­ с 1 до 3 часов ночи;     легкие ­ с 3 до 5 часов утра;     толстая кишка ­ с 5 до 7 часов утра;     желудок ­ с 7 до 9 часов утра;     селезенка и поджелудочная железа ­ с 9 до 11 часов утра;     сердце ­ с 11 до 13 часов дня;     тонкая кишка ­ с 13 до 15 часов дня;     мочевой пузырь ­ с 15 до 17 часов дня;     почки ­ с 17 до 19 часов вечера;     органы кровообращения, половые органы ­ с 19 до 21 часов вечера;     органы теплообразования ­ с 21 до 23 часов ночи;     желчный пузырь ­ с 23 до 1 часу ночи *Значение суточных ритмов можно использовать для усиления, а также  для снижения доз лекарственных препаратов, так как в период активности  органов максимально усваиваются даже небольшие дозировки.  *Кроме того, необходимо очень внимательно относится к своему  здоровью во время рабочего дня, в соответствии с биологической  максимальной активность органа, подверженного какому­либо заболеванию,  стараться избегать в это время стрессов и чрезмерных нагрузок. «Жаворонки» и «совы». ~ 13 ~ Кроме того, как   уже отмечалось выше, стремительно развивающаяся наука биоритмология сегодня делит людей на большие группы в зависимости от того, кто когда встает и ложится спать. Традиционно эти группы называются по   аналогии   с   птицами,   ведущими   сходный   с   людьми   образ   жизни: "жаворонки", "совы" и "голуби".             Характерные признаки "жаворонка": максимальная работоспособность утром, следование общепринятым нормам, неконфликтность,   любовь   к   спокойствию,   неуверенность   в   себе,   наличие психологических проблем. "Жаворонок" ­ интроверт: замкнут на самом себе. По   характеру   жаворонки   –   консерваторы..   Перемена   режима   работы   или стиля   жизни   протекает   для   них   мучительно,   но   жаворонки   весьма категоричны и уж если на что­то решились ­ своих решений не меняют. Часто жаворонки   бывают   тиранами,   педантичными   и   прямолинейными.   Тем   не менее, жаворонки в деловой  среде  всегда  весьма  уважаемы именно  за эти качества, плюс за пунктуальность и невиданную работоспособность в течение дня. У "жаворонков" с пробуждением проблем нет. Только проснувшись, они уже готовы засесть за работу или устроить генеральную уборку. Они склонны с утра включать телевизор, лезть под холодный душ и бегать по улицам. Все это тонизирует и без того подготовленный к ранней деятельности организм. Просыпаются они резко, без помощи будильника, и отправляются на работу, не накачивая себя кофе.  "Совы"   заметно   отличаются  от   "жаворонков".   Пики   работоспособности   у "сов" выявлены вечером (ночью), они достаточно легко приспосабливаются к изменению режимов, запретные зоны сна сдвинуты на более позднее время. Эти люди легко относятся к удачам и неудачам, не страшатся трудностей, эмоциональных переживаний, их можно отнести к экстравертам ­ людям, у которых интересы направлены во внешний мир. "Совы" более стрессостойки, хотя и в равных условиях обременены большим букетом болезней. Настоящих сов   не   так   уж   и   много   –   всего   примерно   40%   всего   населения   нашего государства. Совы живут по внутренне обусловленным, эндогенным ритмам. Совам, действительно, лучше ложиться спать попозже, так как в начале ночи у них самый плодотворный  период. В правом полушарии в это время у них возникает   очаг   возбуждения,   что   способствует   творчеству.   К   сожалению,  биоритм  у сов такой, что практически никаким способом нельзя подвигнуть их на напряженные действия в разгар рабочего дня.  «Голубями"  специалисты   называют   людей   ,   у   которых   биоритмы    и  показатели находятся между показателями "жаворонков" и "сов". У "голубей" пик активности физиологических функций приходится на дневные часы. Соответственно,   физическая   нагрузка   во   время   зарядки   «голубей»  должна быть   несколько   меньше,   чем   у   «жаворонков»,   но   больше,   чем   у   «сов». Наиболее   простым   и   в   то   же   время   достаточно   эффективным   способом оценки адекватности нагрузки является самочувствие после зарядки. «Совы» и «жаворонки»: жизнь в современном обществе. ~ 14 ~ К возникновению множественных мифов о вреде «совиного» образа жизни привели и старинные поговорки. С одной из них мы начали эту статью. И задали вопрос: действительно ли удача улыбается только «жаворонкам»? А вот   и   нет.   Снова   обращаемся   к   статистике,   а   она   утверждает,   что   среди богатых   людей   преобладают   именно   «совы».   Правда,   те   «совы»,   которые сумели подстроить свою жизнь под свои же биоритмы. Получается,   что   люди   просто   должны   высыпаться.   Только   тогда   они смогут вести полноценный  образ жизни, плодотворно трудиться, достигать карьерных высот. И вывод напрашивается сам собой. Будучи «совой» можно, конечно,   продолжать   издеваться   над   своим   организмом,   а   можно   просто перекроить свою жизнь, чтобы приносить пользу и себе, и обществу. Кстати, кадровики некоторых зарубежных компаний при приеме людей на работу   уточняют,   по   каким   биоритмам   предпочитает   жить   тот   или   иной потенциальный   сотрудник.   И   после   этого   администраторы   формируют служебные задания, ориентируясь на особенности организма работника. Такой подход позволяет увеличить производительность труда и снизить конфликты в рабочем коллективе. У нас, к сожалению, до такой практики еще далеко. И только некоторые счастливчики   могут   себе   позволить   работать   тогда,   когда   голова  –   ясная, работоспособность – на высоте, а служебные задания не вызывают нервного тика из­за постоянного недосыпа. То есть эти люди в силу специфики своей профессии   имеют   возможность   жить   не   по   общепринятому   режиму,   а   по своим внутренним биологическим часам. Если   же   снова   говорить   о   статистике,   то   работодателям   стоило   бы учитывать: коэффициент полезного действия напрямую зависит от биоритмов сотрудника.   Так,   например,   исследования,   проведенные   в   США,   дали поразительные   результаты:   из­за   того,   что   65%   работающего   населения постоянно   не   высыпаются,   экономика   в   год   теряет   в   среднем   18­20 миллиардов долларов. И все же этот мир принадлежит «жаворонкам». Так уж повелось, что мы, живя в современном обществе, продолжаем следовать заветам наших далеких предков, которые были вынуждены вставать и ложиться по солнцу, так как у них   не   было   электричества,   а   свечи   стоили   дорого.   Мы,   как   древние крестьяне, торопимся «на утреннюю дойку», хмурые, не выспавшиеся, злые. А куда денешься? Конторы открываются в 8­9 часов, школы и детские сады тоже   начинают   функционировать   ранним   утром,   начальство   настаивает   на непременном соблюдении рабочего расписания. В общем, счастливы только «жаворонки». А их, по статистике (куда ж без нее), на 15% меньше, чем «сов». Вот и получается, что, продолжая жить по старинке, мир сам себе создает трудности, которые потом преодолевает с упорством,   достойным   лучшего   применения.   Может,   об   этом   уже   пора задуматься на мировом или хотя бы на государственном уровне? ~ 15 ~ Практическое применение знаний о биоритмах. 1. Наиболее   просто   и   понятно   использование   биоритмов   для составления индивидуальных графиков физических тренировок. 2. Применение биоритмов в сфере творческой деятельности. Да, да. Оказывается,   человеческие   эмоции   тренируются   не   хуже   мышц. Спросите у артистов театра, художников, писателей и вы убедитесь, что   это   так.   Если   цель   вашего   творчества   не   только   создание конечного продукта, но и собственное развитие ­ Вам очень поможет аналогичный подход в отношении эмоционального биоритма. То есть наиболее   значимую   работу   следует   планировать   на   подъёме биоритма, а  в  остальное время  выполнять  рутинную,  физическую или интеллектуальную работу. 3. Применение биоритмов в бизнесе сводится в основном к тому, что на   подъёме   эмоционального   цикла   наиболее   эффективно   удается строить отношения с людьми. Причём как договорные партнёрские отношения,   так   и   отношения   с   начальством   или   подчинёнными. Также положительная фаза эмоционального биоритма благоприятна для знакомства с людьми. 4. Применение  интеллектуального биоритма наиболее актуально для студентов   и   научных   деятелей.   Причём   студентов   больше интересует   положительная   фаза   этого   ритма,   благоприятная   для кратковременного   поднятия   эрудиции   путём   максимального использования имеющегося интеллекта   . Ну а деятелей от науки опять   же   фаза   подъёма   биоритма,   которая,   при   грамотном использовании может дать интеллекту толчок к развитию. Что говорят врачи? Некоторые   ученые   утверждают,   что   биоритмы   заложены   в   человеке генетически. То есть мы якобы наследуем их от родителей, так же как и цвет глаз   или   волос.  Однако   это   вопрос   спорный.  Существует   масса  примеров, когда родители, а также бабушки­дедушки встают ранним утром и способны горы   свернуть   в   первой   половине   дня.   А   их   потомок   –   ярко   выраженная «сова». ~ 16 ~ Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и разность поколений – в свое время практически   весь   мир   четко   жил   от   рассвета   до   заката,   исключение составляли только люди, работавшие на производствах, которые нельзя было останавливать. А сейчас жизнь кипит круглосуточно, поэтому у природных «сов» больше возможности выбрать себе профессию и занятие, отвечающее внутренним часам «ночных людей». Поэтому не исключено, что среди наших предков   было   бы   гораздо   больше   «совиных»   проявлений,   если   бы обстоятельства   не   заставляли   их,   ломая   себя,   привыкать   к   стилю   жизни «жаворонков». Расходится мнение врачей и на образ жизни «сов» и «жаворонков». Первая группа ученых утверждает, что быть «совой» – блажь. Причем вредная для организма.   Якобы,   у   людей,   ведущих   ночной   образ   жизни,   больше   шансов «словить» ранний инфаркт или инсульт, у них часто повышенное артериальное давление, да и сопротивляемость организма ниже, чем у «жаворонков». Другие   же   врачи   говорят   о   том,  что   гораздо   вреднее   ломать   биоритм, заложенный   природой.   И   дело   тут   в   том,   что   помимо   физиологических процессов нарушаются процессы психологические. Если человек каждый день вынужден идти против своей натуры, в нем накапливается раздражение, и это приводит к психическим расстройствам, к депрессиям и, как следствие, к тяжелым физиологическим и умственным заболеваниям. Если   же   человеку   комфортно   в   состоянии   «жаворонка»   или   «совы», значит,   он   всем   доволен,   и,   соответственно,   организм   не   «мстит»   ему болезнями за постоянное напряжение. К тому же вторая группа ученых, проведя множественные исследования, опровергла миф о том, что «жаворонки» обладают более крепким здоровьем. Выяснилось,   что   они   гораздо   чаще   «сов»   страдают   сердечными заболеваниями, простужаются и впадают в хандру. ~ 17 ~ Практическая часть. Мониторинг биоритмов. Чтобы определить свои биоритмы, надо наблюдать за своими мыслями и чувствами   в   течение  2  недель   и   записывать   регулярно   всю  информацию   в дневник. В течение этого наблюдательного периода, Вы сможете распознать все три типа биоритмов. В первую очередь, Вы заметите циркадианные ритмы, так как они дают нам информацию о сне и выделении гормонов (и то и другое оказывают влияние на наше самочувствие). Женщинам   будет   полезно   проследить   за   менструальным   циклом   (часть инфрадианных ритмов). Например,   вы   замечаете,   что   пик   активности   наблюдается   вечером   по понедельникам,   пятницам   и   субботам.   Именно   на   это   время   можно спланировать физические тренировки. По средам и четвергам вы чувствуете ~ 18 ~ себя немного вялым, поэтому в эти дни можно отдыхать. Также вы должны заметить, что ритмы влияют на сон: в зависимости от дня недели изменяются качество и количество сна. Если выдалась неспокойная ночь, следующий день нужно   спланировать   таким   образом,   чтобы   была   возможность   немного вздремнуть. За этими особенностями желательно наблюдать не только в течение двух недель, но и в течение нескольких лет.  Для примера определим биоритмы человека, родившегося 8 апреля 1971 г., на 1 января 2014г. Число 42 (его полный возраст) умножаем на 365 (число дней в году). Получаем число 14380. К нему прибавляем число 203 — дни, оставшиеся в 2013 г., и еще 10 — дни, образовавшиеся за счет високосных лет:   Полное   число   жизни   на   выбранную   нами   дату   составит   15572   дня. Результаты деления на 23, 28, 33 будут следующими: 677(17)  556(5)  471(29). Основные цифры обозначают количество истекших полных циклов, а цифры в скобках   —   остатки,   характеризующие   положение   каждого   цикла   в отдельности.   Следовательно,   физическое   состояние   этого   человека   на   1 января   1980   г.   было   в   отрицательной   фазе   (шел   17­й   день   цикла),   а эмоциональное   ­ в положительной, а интеллектуальное — в отрицательной. Нулевых дней на эту дату не приходилось. График биоритмов человека, вычерченный на миллиметровке в масштабе, обозначается тремя синусоидами. ( Приложение № 1). А это значит, что   В данный день человеку под силу самые смелые творческие замыслы, строить   отношения   с   людьми.   Причём   как   договорные   партнёрские отношения, так и отношения с начальством или подчинёнными. Также положительная   фаза   эмоционального   биоритма   благоприятна   для знакомства с людьми. Рутинная работа его быстро утомит.  Физическое состояние не в лучшей форме и лучше отказаться от  тренировок или соревнований. Результаты анкетирования. Для исследования вопроса о значимости биоритмов в жизни человека, мы провели   анкетирование   среди   учащихся   нашего   лицея.   В   анкетировании приняли участие 174 человека из 6,7,8 классов.  1. Знаете ли вы о существовании биоритмов? Чувствуете ли вы их влияние на ваш организм? А. Не придаю значения этому вопросу и не чувствую влияния биоритмов на мой организм. ~ 19 ~ Б. Знаю о существовании биоритмов, но не имею возможности применять эти знания в жизни. В. Остро чувствую влияние биоритмов и подстраиваю свою жизни под них. 26% 31% 43% А Б В   низкая осведомленность учащихся о значимости биоритмов в нашей жизни, приводит к тому, что большая часть наших респондентов их просто не учитывает, что, возможно   и   является   причиной   перенапряжения,   усталости   и   перепадов настроения и самочувствия.   К   сожалении,   2. Соотношение «Жаворонков « и «Сов». 14% 36% 50% жаворонки совы голуби   В   Нашем   лицее   не   подтвердилось классическое классическое деление людей на «Жаворонков» и «Сов». У нас «Жаворонков» оказалось на 14% больше, чем «Сов». Это благоприятно для ~ 20 ~ обучения в среднем звене, т.к. в первую смену у нас учатся 14 классов из 18. А   вот   в   начальной   школе   количество   классов   в   первую     и   вторую   смену одинаково,   что   не   может   не   сказываться   на   самочувствии   и   успеваемости учащихся.   (   Проследим   успеваемость   учащихся   3   классов   параллели   4 классов: 0%10%20%30%40%50%60%70%80% 4А 4Б 4В 3.   Соотношение   состояния   здоровья   и   принадлежности   к   группе   Наличие   хронических   заболеваний   сердечно­сосудистой, биоритмов. выделительной, дыхательной систем.  Для ответа на этот вопрос нам потребовалась помощь нашего фельдшера. Она   пофамильно   проверила   личные   медицинские   карточки   и   назвала количество детей с хроническими заболеваниями. 25% 13% 63% жаворонки совы голуби Кв. 4 4. Учет в коммерческих и государственных структурах биоритмов людей. В последнее время важным атрибутом коммерческих организаций стало внимательное   отношение   к   человеку,   его   физиологическим   особенностям. Поэтому большинство из опрошенных организаций отказались дать ответ на наш вопрос.  ~ 21 ~ гос. структуры не интересуе т интересуе т    коммерческие структуры не интересует интересует Из опрошенных нами 19 коммерческих и 12 госудерственных учреждений проявляют   интерес   к   внутренним   биоритмам   служащего   только   в   8 коммерческих организациях (но при этом оговорились, что в полной мере не могут обеспечить сотрудникам комфортные условия в этом вопросе. Более того,   выяснилось,   что   в   анкетировние   включены   вопросы,   связанные   с биоритмами   только   для   того,   что   бы   отбирать   сотрудников,   активных   в определенное время суток, а не для того, что бы создавать им комфортные условия для работы. Заключение. Выводы. ~ 22 ~ 1. В научной литературе вопрос о биоритмах освещен достаточно полно. Есть множество ссылок на известных ученых и исследователей. При желании, каждый может изучить этот вопрос в том направлении, в котором пожелает. 2. Классификация биоритмов возможна с точки зрения их периодичности и влияния на организм. 3. Для построения собственной кривой биоритмов достаточно знать дату рождения, исследуемую дату и периодичность биоритмов. 4.   Биоритмы   имеют   огромное   значение   в   жизни   человека,   влияют   на многие процесс, но человек, как правило, им не придает значения. 5. В нашем лицее соотношение «Жаворонок» и «Сов» не соответствует общепринятому.   В   нашем   обществе   работодатели   не   готовы   к   учету биоритмов работников. Рекомендации. 1. Следите за сообщениями о состоянии солнечной активности. В  период  максимальной активности Солнца резко ухудшается состояние у страдающих  гипертонией, атеросклерозом, инфарктом миокарда; даже число дорожных  происшествий увеличивается. 2.  Большинства людей в течение суток наблюдается два пика повышенной  работоспособности — с 8 до 12 ч и с 17 до 19 ч. Наиболее слабым физически  человек бывает с 2 до 5 ч и с 13 до 15 ч. Учтите это при планировании дня. 3. Для реализации творческих замыслов, бесспорно, хороша осень. Лето  лучше использовать для закаливания, формирования выносливости. 4.   Гипертоникам   надо   остерегаться   полнолуния,   когда   кровь   максимально приливает к голове, а гипотоникам ­ новолуния, когда кровь отливает к ногам. 5.   На   смене   лунных   фаз   необходимо   делать   перерывы   в   работе,   для восполнения   сил,   а   также   делать   кратковременные   перерывы   в   работе   на пиках   фаз.   Поэтому,   желательно,   в   течение   месячного   цикла   планировать нагрузку   на   работе,   в   соответствии,   с   биологическими   ритмами,   т.к.   в критические дни цикла снижается работоспособность и ухудшается общее ­ в понедельник происходит врабатываемость после выходных дней, максимум работоспособности   наблюдается   в   середине   недели,   а   к   пятнице   уже накапливается   усталость,   утомление   и   работоспособность   падает. Следовательно, в понедельник и пятницу рабочую нагрузку стоит уменьшить за счет других рабочих дней.  6. Все  упражнения и тренировки следует  начинать  спустя  2—3  дня после нахождения того или иного ритма в нулевой точке, например, физические тренировки через 2—3 дня после прохождения нулевой точки физического цикла, чтобы синусоида ритма "двигалась" в сторону максимума. То же и в отношении   выбора   начала   занятий,   касающихся   мыслительной   и эмоциональной сфер. ~ 23 ~ 7.   В   понедельник   происходит   врабатываемость   после   выходных   дней, максимум работоспособности наблюдается в середине недели, а к пятнице уже накапливается усталость, утомление и работоспособность падает. 8.     Не планируйте трудовые подвиги в понедельник. Понедельник – день конфликтов, инфарктов и инсультов)  9. Дни активных действий – вторник, среда, четверг; 10. Пятница – день спокойной, рутинной работы, не требующей нагрузки и напряжения Список литературы.  1.    http://sna­kantata.ru/vyi­golub­zhavoronok­ili­sova­testyi/ 2. http://rusoul.ru/kak­opredelit­svoj­sobstvennyj­xronotip/ 3. Детари Л. , Карцаги  В.   «Биоритмы»  Москва, Мир, 2005 4. Кузнецов  Ю.Ф. «Биоритмы человека» 5. Куприянович   Л.И.  «Биологические ритмы  и сон». Москва, Наука, 1994 6. Ужегов Г.Н.   «Биоритмы» Русич, 1997; 7. Шапошникова  В.И. «Биоритмы­ часы здоровья» ~ 24 ~ Расчет собственных биоритмов. Приложения. Приложение №  1.  ­ физический   ­ эмоциональный   ­ интеллектуальный Тест «Жаворонки» и «Совы» Приложение № 2. 1 вариант. 1. Если бы тебе предложили выбрать (независимо от занятий в школе и все  такое прочее), во сколько бы ты ложился(ась) спать? а) после часа ночи; б)до десяти; в) скорее всего, где­нибудь около двенадцати. 2. Чем подкрепиться с утра ­ дело вкуса. Какой завтрак ты предпочитаешь в  первый час после пробуждения? а) что­то существенное, и побольше; б) Стакан сока или чая; в) Можно вареное яйцо или бутерброд. 3. Если попытаться вспомнить всякие напряги и разборки с приятелями, то в  какое время они чаще всего происходят? а) конечно, с утра, когда я еще туго соображаю! б) ближе к вечеру; в) не могу точно вспомнить. ~ 25 ~ 4. Подумай, от чего бы ты мог(ла) отказаться с большей легкостью, чтобы не  чувствовать при этом дискомфорта? а) от утреннего чая или кофе; б) от вечернего чаепития; в) мне в общем­то все равно, когда пить чай... 5. Если ты знаешь, что на другой день тебе обязательно нужно встать рано, то  постараешься уснуть раньше обычного? а) обязательно ­ часа на полтора­два; б) по­моему, это не обязательно... в) нет. 6. Попытайся прикинуть, трудно ли тебе бывает просыпаться по будильнику?  Что ты чувствуешь, когда он трезвонить спозаранку? а) я иногда готов(а) его разбить; б) в принципе нет; в) это зависит только от того, во сколько я лягу спать накануне. 7. Задумайся, а во время каникул (отпуска) ты встаешь так же рано, как  обычно, когда собираешься идти в школу (на работу)? а) сплю, сколько хочу; б) да, так уж получается: я делаю это как бы по привычке; в) сложно сказать. 8. Попытайся без часов определить промежуток времени, равной одной  минуте (можно с чье­то помощью). Как точно тебе это удалось? а) получилось меньше минуты; б) получилось больше минуты; в) попал (а) почти в точку.    Оценка результатов теста:   Вопросы 1 2 3 4 5 6 7 а 0 6 3 6 0 6 3 ~ 26 ~ б 3 0 6 3 6 3 0 в 6 3 0 0 3 0 6 8 6 3 0   0­18 баллов. Ты ­ "жаворонок, причем ярко выраженный! Тебя можно  поздравить, потому что это редкая категория людей. И как это ни странно, им по жизни сопутствует удача, везение. Может, по поговорке "Кто рано встает,  тому Бог дает?" Пока другие потягиваются в постели, ты успеваешь  переделать уйму дел! 21­33 балла. Ты, наверное, и сам(а) чувствуешь, что ­ ты типичная "сова"...  Тебя легче расстрелять, чем заставить вскочить спозаранку. А знаешь ли ты,  что люди твоего типа гораздо меньше других подвержены, например, панике в критических ситуациях? Поэтому из них получаются отличные летчики и  даже космонавты... 34­48 баллов. Ты принадлежишь к редкой категории людей ­ к "аритмикам".  (Не пугайся умного слова, ваш тип еще именуют ласково "голуби"). У тебя  нет четких установок только рано вставать лил, наоборот, всегда просыпаться ближе к обеду. Ты легко можешь приспособиться к обстоятельствам, и это  твой огромный плюс! 2 вариант. Перепроверить полученные данные  можно с помощью индекса  Хильделбрандта. Тест основан на количественном соотношении частоты пульса к дыханию . Измерить показатели следует сразу после пробуждения и определить их  соотношение. Если это соотношение меньше 3:1, то Вы — «сова», и проснулись еще не  окончательно, об этом свидетельствует редкий пульс. Индекс выше 5:1 имеют «жаворонки», они просыпаются с частым пульсом, готовыми к активным действиям. Индекс 4:1 говорит об отношении его обладателя к «голубям». 3 вариант. На основании измерения температуры вашего тела и частоты пульса на  протяжении всего дня. Лучше всего эти измерения делать во время отпуска или в выходные дни. В   течение  двух­трёх  дней  каждые  два  часа,  начиная  с  момента   пробуждения,  измерять частоту  сердечных  сокращений  за  одну  минуту  (можно за 20 сек. умножая результат на 3)  и  фиксировать  полученные   данные на листике бумаги или в тетради. Также каждые 2 часа измеряйте температуру вашего тела. Не важно, где вы  будете проводить измерения, подмышкой, под языком или в другом месте. В  ~ 27 ~ течение суток она меняется на 1–1,3 градуса. Когда температура повышается, нужно браться за работу, при ее понижении желательно отдыхать или спать. Измеряя температуру тела через каждые 2­3 ч на протяжении нескольких  суток(обычным медицинским термометром), можно довольно точно  установить наиболее подходящий момент для отхода ко сну, а по  температурным пикам определить периоды максимальной работоспособности. ~ 28 ~

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.

Научно-исследовательская работа на тему "Биоритмы и их влияние на организм человека". К урокам биологии 8 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018