Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс
Оценка 4.6

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
Междисциплинарный 3
7 кл—11 кл +1
23.01.2018
Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс
«Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». Цель работы: изучить влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда. Задачи: - разработать анкеты и провести опрос воспитанников школьного поискового отряда до поисковой экспедиции и выяснить что они ожидают от работы в экспедиции и насколько они готовы работать на местах боевых сражений; - после поисковой экспедиции также провести анкетирование и выяснить как работа в экспедиции повлияла на личные качества участников, совпали ли ожидаемые результаты с реальными; - изучить взаимодействие участников поисковой экспедиции в полевых условиях и в школе; - определить, создаются ли условия для формирования социально-активной патриотической позиции у воспитанников школьного поискового отряда при работе в экспедиции.
патр.воспит.молод..doc
Слет научных обществ учащихся образовательных организаций общего и дополнительного образования детей города Нижневартовска в 2014­2015 учебном году Наименование секции: Политология. Право. Социология     «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». Автор: Руководитель: Оверченко Данил Николаевич,  9 – А класс,  Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Средняя школа № 7» Ефтин Игорь Владимирович, учитель основ безопасности жизнедеятельности, Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение  «Средняя школа №7» 2015 год Содержание  1. Ведение  2. История школьного поискового отряда 3. Социологический опрос 4. Практическая значимость 5. Заключение 6. Список литературы 7. Приложение 2 3 5 7 9 11 12 13 3 1. Введение         Война! Трагедия! Человеческая боль, горе. И в то же время великая память, святое человеческое чувство  оно живет в нашем сознании вечно. Мы не должны забывать о тех, кто ковал победу в годы войны, кто огромным усилием силы и воли держали тыл.  Идут годы, здоровья они никому не прибавляют и к этой давней горечи потерь прибавляются потери новые.            Тема для научно – исследовательской конференции «Влияние поисковой работы на формирование   патриотического   сознания   участников   школьного   поискового   отряда» выбрана мною не случайно. С раннего детства,  помню, о том каким важным праздником День   Победы   был   для   нашей   семьи.   Вместе   с   родителями   ходил   на   парад,   и   меня переполняло чувство гордости за ветеранов, сидящих на трибунах.  Они подарили нам мир и   свободу.    Всё   дальше   от   нас   события   Великой   Отечественной   войны,   всё   меньше остается в живых ветеранов – участников сражений. По статистическим данным к 2030 году в живых не останется ни одного из участников военных действий 1941­ 1945 годов. Как   человек,   воспитанный   в   духе   патриотизма,   считаю,   что   общекультурные   ценности заключаются в сохранении памяти об исторических подвигах отцов и дедов.  Проблема.  К сожалению,  многие мои сверстники,  потеряли  интерес к истории  родной страны,  мало   знают  о  трагических   событиях   Великой  Отечественной   войны,   о  подвиге великого многонационального народа, великой державы.              В нашей школе есть школьный поисковый отряд «Подвигу – Память!». Я всегда интересовался историей своей страны, но нет ничего интереснее, чем самому прикоснуться к истории, стать ее участником  и я  записался в данное формирование. Цель  работы:  изучить   влияние   поисковой   работы   на   формирование   патриотического сознания участников школьного поискового отряда.   Задачи: 4 ­ разработать анкеты и провести опрос воспитанников школьного поискового отряда до поисковой экспедиции и выяснить что они ожидают от работы в экспедиции и насколько они готовы работать на местах боевых сражений; ­   после поисковой экспедиции также провести анкетирование и выяснить как работа в экспедиции повлияла на личные качества участников, совпали ли ожидаемые результаты с реальными; ­     изучить   взаимодействие   участников   поисковой   экспедиции   в   полевых   условиях   и   в школе; ­   определить,   создаются   ли   условия   для   формирования   социально­активной патриотической   позиции   у   воспитанников   школьного   поискового   отряда   при   работе   в экспедиции. Гипотеза:  работа в школьном поисковом отряде влияет на формирование гражданского сознания подростка. 5 2. История школьного поискового отряда        Одно из  направлений патриотического воспитания молодежи ­ участие школьников в поисковой работе, более основательное изучение истории Великой Отечественной войны. Членами отряда являются ученики 7­11 классов, желающие более активно, на высоком уровне и максимальной отдачей работать как в составе поисковых отрядов, так и в советах школьных музеев боевой славы (Приложение 1).                  2007 год  ­   при поддержке городского поискового отряда «Самотлор»   на базе образовательного учреждения создаётся отряд «Подвигу – память». В состав отряда вошло 19 человек.          2008 год, сентябрь ­  поисковики школы принимают участие в поисковых работах  в Волгоградской области. Поисковые работы проходили в рамках акции «Вахта памяти – 2008»   в   Суравикинском   районе   близ   села   Новомаксимовское.   Более   трёхсот   останков наших   воинов   были   перезахоронены   в   тот   год.   Ребята   нашли   склад   мин   32   калибра. Сапёрам и прибывшим с ними сотрудникам МВД и ФСБ передано для уничтожения 156 взрывоопасных предметов.        2010 год, сентябрь ­ в рамках реализации Всероссийской акции «Вахта Памяти – 2010» и окружной акции «Югра – Вахта Памяти – 2010»  обучающиеся  школы в составе отряда «Самотлор» принимают участие в очередной экспедиции на местах боевых действий у  посёлка  Суровикино  Волгоградской области.   Восемь дней   и  ночей  провели  ребята на местах сражений Великой Отечественной войны. За это время было найдено 15 останков наших   солдат,   семь   медальонов.   По   двум   медальонам   удалось   узнать,   кому   они принадлежали. Среди многочисленных находок оказались каски, лопаты, кирки, винтовки, 6 патроны,   гранаты,   штыки,   звёздочки   от   пилоток   и   шапок,   большое   количество   личных вещей.         2010 год, ноябрь ­ члены школьного поискового отряда работают  в Государственном Тобольском архиве. Ребята подробно изучали документы, связанные с периодом Первой мировой войны и событиями, происходившими на территории нашего округа в то время.          2011 год, март  ­   поисковый отряд «Подвигу – память» внесён в Окружной Реестр поисковых   отрядов   Ханты­Мансийского   автономного   округа   –   Югры,   отряд   прошел аттестацию   о   внесении   поискового   отряда   в   окружной   реестр,   в   поселке   Федоровское Сургутского района.       За 2011 год отряд совершил   4 выездных мероприятия, в составе которых участвовали школьники 7­11 классов.         2012 год, апрель – май, сентябрь – октябрь – участниками отряда велись поисковые работы в Волгоградской области.          2013 год, август – сентябрь  – состоялась поисково – разведывательная экспедиция Брянская   область   Севский   район.   В   составе   сводного   отряда   поисковых   отрядов   г. Нижневартовска и п. Высокий (г. Мегион).  Исследованы районы у населенных пунктов: Сенное,   Дубки,   Косицы,   Погребы,   Гапоново,   Доброводье.   Отряд   участвовал   в мероприятиях   посвященных   70­летию   освобождения   Брянской   земли   от   немецко­ фашистских  захватчиков (парад,  открытие памятников  защитникам  отечества,  митинги, возложение цветов). Члены отряда участвовали в более чем в 8 экспедициях: Волгоградская, Псковская, Брянская область; В поисковых и поисково – разведывательных экспедициях принимало участие 30 обучающихся; приняло участие в окружных и городских слетах: более 100 обучающихся; выезжали в архив: 3 обучающихся. 2014 год отряд занимается:  ­ работой с ветеранами; ­ музейной работой;  ­ ведёт активную деятельность по  информированию об итогах своей работы обучающихся 5­11 классов, проведены 4 конференции с активом школьного самоуправления; ­ принимает участие в мероприятиях гражданско­патриотического характера. Цели деятельности школьного поискового отряда: 7 ­ развитие и воспитание подростков через участие их в сохранении и увековечении памяти защитников Отечества;  ­ восстановление исторических событий в своем регионе;  ­ милосердное отношение подростков к ветеранам войны и труда, к старшему поколению;  ­ изучение истории России. 2. Социологический опрос  2.1. До поисковой экспедиции         Перед   поисковыми   экспедициями   10   участникам   было   предложено   пройти анкетирование (Приложение 2.)  Анализ анкет показал, что: 1. Половину   опрошенных   (5   учащихся)   побудило   вступить   в   поисковый   отряд возможность выезда на места боевой славы, 2­м посоветовали друзья, занимающиеся поисковой   деятельностью,   2­е   вступили   в   отряд   из­за   обычного   интереса,   1   – отдохнуть от учебы. 2. На вопрос: «Как ты оцениваешь свои знания об истории ВОВ?» 4 учащихся ответили «знаю мало», 3 ­ «много читаю, в нашей семье были (есть) участники ВОВ», 3 – «знаю достаточно из уроков истории и СМИ». 3. На вопрос о том, чего ожидают ребята от вступления в школьный поисковый отряд, были даны следующие результаты: 3 – хотят получить новые знания о событиях ВОВ,   3   –   хотят   привезти   «сувенир»   с   мест   раскопок,   4   –   испытать   себя   (2), воспитать в себе мужские качества(2). Вывод:  подводя общий итог анализа данных до поисковой экспедиции, нужно сказать, что знания учащихся о событиях ВОВ слабы, но они хотят знать больше, и хотят развиваться, воспитывать в себе сильные качества, испытать себя в сложных условиях. 8 2.2. После поисковой экспедиции Среди участников поискового отряда проводился опрос  (Приложение 3). Анализ показал следующее: ­   у   участников   экспедиции   изменилось   отношение   в   работе   в   группах,   многие   стали понимать и различать значение понятий дружба и товарищество, что в команде работать удобно, если все выполняют свои задачи, что такое взаимопомощь, взаимовыручка; ­   практически   у   всех   поменялось   отношение   к   окружающим,   ребята   стали   более дисциплинированнее,   сдержаннее,   воспитаннее,   дружелюбнее,   увереннее   в   себе. Большинство расширили свои знания об истории ВОВ, о том, что такое патриотизм, любовь к Родине; ­ на вопрос «Оправдались ли твои ожидания по итогам экспедиции» большая часть (70%) ответили «Более чем», т.к. поменяли свои взгляды и убеждения, многое узнали о своих героических предках, о том, как им было трудно, но они не сдавались и преодолевали выпавшие на их долю трудности. Многие почувствовали себя взрослее. Вывод:  работа в поисковой экспедиции меняет отношение к жизни, к взаимопониманию между личностями, воспитывает подростка в духе патриотизма. 9 3. Практическая значимость В поисковый отряд можно вступить с 14 летнего возраста. Глядя на ребят нашего школьного   отряда,   которые   первые   выезжали   на   экспедиции,   привозили   экспонаты   с раскопок,   рассказывали   с   гордостью   на   встречах   перед   школьниками   о   прошедшей экспедиции, о трудностях которые им пришлось переживать, я мечтал только о том, что бы быстрее вырасти и как эти мужественные ребята вступить в отряд. Если говорить про патриотическое сознание, то именно те ребята, которые учатся еще в школе и занимаются поисковыми работами,     становятся военными и не боятся идти служить в армию. Я не исключение, я с детства мечтал носить военную форму, свое будущее я вижу только на службе Отечеству.   В поисковом отряде мы практически проходим начальную военную подготовку, ведь там очень строгая дисциплина.        Я являюсь участником уже 2­х поисковых экспедиций, и каждая учит меня чему­то новому, развеет чувство патриотизма. Я вношу свой  посильный  вклад в большое дело, стараюсь   помочь   людям,   которые   до   сих   пор   не   знают,   где   погибли   их   родственники. Благодаря таким экспедициям, к безвестно погибшим воинам возвращаются их имена. А родственники   павших,   могут   поклониться   родным   могилам.   Поиски,   раскопки   и перезахоронение – совсем нелегкая работа. В жару особенно. Земля превращается в бетон, а   снаряды   могут   сдетонировать   в   любой   момент.   Но   я   знаю,   что   рядом   есть   старшие товарищи, которые вовремя среагируют на любую ситуацию и друзья по экспедиции всегда подстрахуют, я в этом уверен. Такая уверенность в сверстниках может прийти только там, где закрывали от пули друг друга наши прадеды. В экспедиции почти как в армии, есть 10 командиры, которые учат нас, ставят перед нами задачи, помогают, если у нас возникают вопросы. Здесь у каждого есть определенные обязанности, все живут по определенным командирами и инструкциями правилам и распорядку дня. Есть свой коллектив, где все стараются показать себя только с лучших своих сторон, и на глазах видно как, особенно ребята, попавшие в наш коллектив, начинают меняться. Для меня как для новичка тоже сначала было сложно привыкнуть к полевым условиям после благоустроенной квартиры, но мои новые товарищи и командиры мне всегда помогали. Во второй экспедиции я уже сам помогал и давал советы новичкам и чувствовал от этого удовлетворение.   Поисковая   деятельность   многому   меня   научила:   как   жить   в   походно­полевых условиях, как вести себя в коллективе, как легко знакомиться со сверстниками; я узнал много   об   истории   ВОВ;   во   мне   воспитались   и   закрепились   такие   качества,   как выносливость,   сдержанность,   дисциплинированность,   дружелюбие,   воспитанность, трудолюбие, уважение к окружающим, к старшим, терпение, сила воли, готовность помочь другу, смелость, решительность, и др. Я, в отличие от некоторых моих сверстников, не боюсь идти в армию, потому что не боюсь трудностей. Люблю свою страну и хочу быть готовым в любой момент встать на защиту своей Родины и своих близких. В наше время все меньше и меньше становится подростков готовых сделать это.  В настоящее время многое влияет на формирование патриотического сознания подростков: ­ с каждым годом ветеранов становится все меньше, становится меньше живых легенд; ­ СМИ несет искаженную информацию о патриотических приоритетах;  ­   рост   межнациональных   конфликтов,   порождающих   неприязнь   народов   друг   к   другу, нежелание признать право других народов на свободу, независимость;  В Словаре русского языка В.И. Даля, патриот ­ рассматривается, как  «...любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [1, с. 453.]. С.И. Ожегов понимает   под   патриотом   человека,   преданного   интересам   какого­нибудь   дела,   горячо любящий что­нибудь [2, с. 426.]. Обучаясь   в   школе   и   участие   в   поисковых   отрядах,   возможность   самому прикоснуться к истории ­ сознание подростка меняется. Юношу наполняет гордость за выполненное дело, за свой народ, за свою страну. Считаю, что такие формирования нужно вводить   в   образовательные   учреждения,   таким   образом,   будет   привлечено   большее количество подростков, которые смогут познать полнее историю своей страны, пройдут школу мужества. Вывод: участие в поисковых экспедициях меняет у подростка отношение к товарищам, к стране.  11 4.Заключение              Проанализировав данные анкеты до поисковой экспедиции и данные опроса после экспедиции видно, что: ­  воспитанники школьного поискового отряда получают больше знаний о событиях ВОВ во время   и   после   экспедиции,   чем   ранее   и   заинтересованы   в   получении   дополнительной информации по данному направлению; ­  взаимодействие участников в экспедиции и в школе отличаются, пока они не побывают в одной экспедиции. После экспедиции у воспитанников школьного поискового отряда более тесные   связи   внутри   данного   коллектива,   т.к.   в   экспедиции   они   привыкли   решать поставленные   перед   ними   задачи   вместе,   сообща,   стали   понимать,   что   такое   дружба, товарищество, взаимопомощь, взаимовыручка и т.д.; ­   у   воспитанников   школьного   поискового   отряда   создаются   условия   формирования социально­активной   патриотической   позиции,   т.к.   большая   их   часть   после   экспедиций возвращаются   более   эрудированными   в   вопросах   истории   ВОВ,   испытавшими   на   себе некоторые   аспекты   «армейской   жизни»,   получившими   навыки   нахождения   в   походно­ полевых  условиях  без ущерба для  здоровья,  приобрели  личностные качества  присущие защитнику отечества. Понимают понятие патриотизм. 12                    Исследование показало, что выдвинутая мной гипотеза подтвердилась. Работа в школьном поисковом отряде влияет на формирование гражданского сознания подростка.  Я рекомендую ребятам вступать в школьный поисковый отряд, чтобы проверить, проявить себя, как человека, которому не безразлично свое будущее, будущее своих детей и своей Родины.  Благодаря таким поисковым отрядам ветераны понимают, что память о них сохранена. Вступая в те окопы, поисковики подтверждают истину о том, что молодое поколение гордится подвигами предков. 4. Список литературы  1. Сборник методических материалов по итогам заочного межрегионального конкурса «Внедрение новых программ дополнительного образования и патриотического воспитания молодежи   через   участие   школьников   и   педагогов   в   Общероссийском   общественном движении   по   увековечиванию   памяти   погибших   при   защите   Отечества   «Поисковое движение России», нормативных актов и документов по поисковой работе. – Новосибирск 2014г. 2. Поисковая   деятельность.   Организационно   –   методические   и   правовые   основы поисковой деятельности. Методическое пособие 2 – е издание. – Ханты – Мансийск 2011г. Автономное учреждение Ханты­Мансийского автономного округа ­ Югры "Центр 3.  http://molod­ugra.ru/index.php/meropriyatiya/poiskovaya­ развития deyatelnost/poiskovaya­deyatelnost­novosti/1293­v­yugre­proshli­kursy­povysheniya­   молодежи" kvalifikatsii­dlya­rukovoditelej­poiskovykh­otryadov­i­mezhregionalnaya­shkola­poiskovika­ dlya­obuchayushchikhsya 13 Приложение 1 2007   год  ­   при   поддержке   городского   поискового   отряда   «Самотлор» на   базе образовательного учреждения создаётся отряд «Подвигу – память». 14 2008 год, сентябрь­  Волгоградская область. Ребята нашли 156 взрывоопасных предметов  2010 год, сентябрь  ­ у посёлка  Суровикино  Волгоградской области. Было найдено 15 останков наших солдат, семь медальонов. По двум медальонам удалось узнать, кому они принадлежали.  2011 год, март  ­   поисковый   отряд   «Подвигу   –   память»   внесён   в   Окружной   Реестр   поисковых отрядов   Ханты­Мансийского   автономного  округа   –  Югры,  отряд  прошел  аттестацию   о внесении   поискового   отряда   в   окружной   реестр,   в   поселке   Федоровское   Сургутского района. 15 За 2011 год отряд совершил   4 выездных мероприятия.  2012 год, апрель – май, сентябрь – октябрь –  участниками отряда велись поисковые работы в Волгоградской области. 2013   год,   август   –   сентябрь  –   состоялась   поисково   –   разведывательная   экспедиция Брянская область Севский район.  16 2014 год.  Сегодня отряд занимается:  ­ работой с ветеранами; ­ музейной работой;  ­ принимает участие в мероприятиях гражданско­патриотического характера. Анкета 1. Что побудило тебя вступить в поисковый отряд? Приложение 2 17 A. Интерес; B. Возможность выезда на места боевой славы; C. Отдохнуть от учебы; D. Посоветовал друг из поискового отряда; E. Другое___________________________________________________________ ____________________________________________ 2. Как ты оцениваешь свои знания об истории ВОВ? A. Много читаю, в нашей семье были (есть) участники ВОВ; B. Знаю достаточно из уроков истории и СМИ;  C. Знаю мало; D. Мне это не интересно. 3. Что ожидаешь ты, вступив в поисковый отряд? A. Получить новые знания о ВОВ; B. Привезти домой «сувенир» с поисковой экспедиции; C. Испытать свои возможности в полевых условиях; D. Воспитать в себе мужские качества; E. Другое _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Приложение 3. Опрос 1. Как изменилось твое отношение к работе в группе в поисковой экспедиции? 2. Повлияла ли поисковая экспедиция на твои личностные качества? 3. Оправдались ли твои ожидания от поисковой экспедиции? 18

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс

Научно-исследовательская работа «Влияние поисковой работы на формирование патриотического сознания участников школьного поискового отряда». 7-11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018