Научно - исследовательский проект "Эволюция единиц измерения"
Оценка 4.7

Научно - исследовательский проект "Эволюция единиц измерения"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
математика
3 кл
12.01.2017
Научно - исследовательский проект "Эволюция единиц измерения"
Научно - исследовательский проект "Эволюция единиц измерения"выполнил ученик 3 класса Морозов Дмитрий. Вопрос о значимости единиц измерения на сегодняшний день актуален, так как метрическая система находится в центре внимания человеческой деятельности. Цель данного проекта - выяснить какие единицы измерения существовали в древние времена и почему не используются в настоящее время.
Эволюция единиц измерения.doc

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 с углублённым изучением отдельных предметов»

 

 

 

 

 

«Эволюция единиц измерения»

научно-исследовательский  проект

 

 

Исполнитель:                                                         Морозов Дима,                                                        ученик 3 класса «А»

                                                     

                                                     Руководитель:  Долгополова Р.Г.

                   

 

 

Каменск - Уральский

2016г.

 

Содержание:

      Введение.

I.      Единицы измерения в старину и в настоящее время.

1.1.          История возникновения  единиц измерения.

1.2.          Связь старинных единиц измерения с современными мерами.

1.3.          Международная метрическая система.

1.4.          Использование единиц измерения в литературе и фольклоре.

     II.   Исследование.

    III. Результаты и выводы.

      Заключение.

      Список литературы.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

                        Введение.

В повседневной жизни мы сталкиваемся с математическими величинами ежедневно. Мы, не задумываясь, производим различные вычисления, используя современные измерительные приборы (сантиметр, линейку, рулетку). С современными единицами измерения мы знакомы. Они удобны и понятны.

Интересно, а как измеряли длину в старинные времена на Руси? Как и откуда возникли единицы измерения?  

В художественной литературе я встречал строки с непонятными для меня словами: аршин, верста, пядь, сажень, вершок. Задавая вопросы своему классному руководителю – Раисе Григорьевне я узнал, что эти слова относятся к единицам измерения, которые помогали нашим предкам производить вычисления. Мне очень нравятся уроки математики, где можно производить вычисления, но  откуда появились единицы измерения? Интересующие меня вопросы и послужили в выборе темы по исследовательскому проекту: «Почему не используются старинные единицы измерения?».

Найти ответы на возникшие вопросы мне помогли мой классный руководитель Раиса Григорьевна и мама Ольга Вячеславовна.

 

 

 

Изучая  материал в интернете, читая  научно-познавательную литературу, я выяснил, что единицы измерения зародились еще в древности. Человеку приходилось постепенно достигать не только искусство счета, но и измерений. Когда древний человек, уже мыслящий, попытался найти себе пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего жилища  собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Наши предки располагали только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги. Не было народа, который не избрал бы свои единицы измерения.

Вопрос о значимости единиц измерения на сегодняшний день  актуален, так как метрическая система находится в центре внимания человеческой деятельности. Потому как ведь до сих пор нет в мире единой метрической системы. И меня эта тема заинтересовала, ведь я могу узнать  историю развития математики, которая связана с историей нашей Родины.

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь, вершок.

                                 Не имели наши предки

Ни линейки, ни рулетки.

  Но могли предмет любой

                                 Измерять самим собой.

 

Исходя из выбранной  темы я определил цель своего проекта.

Цель моего проекта, выяснить какие единицы измерения существовали в древние времена и почему не используются в настоящее время.

Вопрос возник, необходимо, искать ответ. Для этого я поставил перед собой  следующие задачи:

1. Узнать, какие единицы измерения существовали в старинные времена на Руси.

2. Уточнить, какими единицами измерения пользуются в настоящее время.

3. Проанализировать достоинства в математических вычислениях современных и старинных единиц измерения.

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                 Единицы измерения в старину и в настоящее время.

Для решения поставленных задач я запланировал этапы своего  исследования.

1. Найти и изучить в литературе  и интернете как появились  единицы измерения.

2. Пронаблюдать и изучить какими измерительными приборами пользуются современные люди и с помощью чего производили измерения в старинные времена на Руси.

3. Выяснить в каких литературных произведениях нам встречались старинные единицы измерения.

4. Провести эксперимент с единицами измерения, используя как современные, так и  старинные.

5. Проанализировать собранную информацию.

6. Выполнить презентацию по собранному материалу.

7. Участвовать в проведении классного часа с использованием презентации.

8. Представить результат проектно-исследовательской работы на школьной конференции.

  

 

 

 

 

 

                    История возникновения мер измерения.

У наших предков были  весьма любопытные способы измерения. У славян была такая мера длины, как «вержение камня» – бросок камнем, «перестрел» – расстояние, которое пролетала стрела, выпущенная из лука. Расстояния измерялись и так:  «Печенегия отстояла от хазар на пять дней пути, от алан на шесть дней, от Руси на один день, от мадьяр на четыре дня и от болгар дунайских на полдня пути».

В старинных грамотах о пожаловании земли можно прочитать: «От погоста во все стороны на бычачий рев», это значило – на расстояния, с которых еще слышен рев быка. Подобные меры были и у других народов – «коровий крик», «петушиный крик». Мерой служило и время «пока закипит котел воды». «Пушечный выстрел» – тоже мера расстояния. Когда в Японии еще не знали подков для лошадей и обували их соломенными подошвами, появилась мера «соломенный башмак» – расстояние, на котором этот башмак изнашивался. В Испании известна мера расстояния – сигара: путь, который может пройти человек, куря сигару. В Сибири в стародавние времена употреблялась мера расстояния – бука. Это расстояние, на котором человек перестает видеть раздельно рога быка.

   В старинных русских договорных бумагах можно встретить такое замечание, что отсталые крестьянки в дореволюционной русской деревне яйца варили до тех пор, пока  не будет прочтена   молитва «отче наш». До сих пор существует выражение: «не подпускать на пушечный выстрел».

         Первым счетным прибором человека  были пальцы рук и ног. Они же послужили образцами первых мер длины.

         Мера была хоть и очень удобной – руки всегда при себе, - но был у неё существенный недостаток: руки, к сожалению, у всех разные.  У одних они были длинные, у других короткие. Хитрые купцы быстро соображали, что нужно искать приказчиков с руками покороче: тот же  кусок ткани, можно было продать дороже так как он содержал в себе больше аршинов. Но однажды этому пришёл конец. Продавать «на свой аршин» властями было строжайше запрещено. Употреблять разрешалось только казённый аршин.

         Казённый аршин – линейку, длиной в чью-то руку, - изготовили в Москве, потом с него сделали копии и разослали во все концы России. Чтобы деревянный аршин нельзя было укоротить, концы его оковали железом и пометили печатью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связь старинных единиц измерения с современными мерами.

 В результате изучения истории развития старинных мер длины,  мы  составили таблицу «Система старинных русских мер длины»:

Единица измерения

       Значение

    Современные единицы измерения

верста

Расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты

 Составляет около 1км 066км

сажень

Расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины

Составляет около 1м 76см

аршин

Расстояние всей вытянутой  руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца.

Составляет около 71,12 см

локоть

Расстояние от пальцев до локтя

Составляет около  38 см  до 46 см

 пядь

Расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев

Составляет около 17 см до 19 см

вершок

Ширина двух пальцев (указательного и среднего).

Составляет около 4,45 см

Из приведенной выше таблицы мы наблюдаем насколько различны древние единицы измерения с современными.

В 1875 году ученые 17 стран, в том числе и России, подписали единую Метрическую конвенцию. Сегодня в подавляющем большинстве стран мира использую данную метрическую систему.

Основными единицами являются метр и килограмм. Исходя из данной метрической системы складываются следующие данные.

              МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА.

Основной единицей длины считают метр:

1 м = 100 см                                    1 см = 10 мм

1 см = 10 мм                                     1 км = 1000 м

 

                          Массу измеряют в килограммах:                                       

1 кг = 1000 г                                    1ц = 100 кг

                              1 т = 1000 кг

                  Объем измеряют в литрах:

1 л = 1000 мл                      1 л = 1 куб. дециметру

 

Используя метод наблюдения,  я постарался увидеть и вспомнить, чем измеряют длину люди в повседневной жизни:

- чертят линии, отрезки, фигуры на уроках с помощью линейки (в школе);

- рост человека - с помощью специального ростомера (в поликлинике);

- высоту холки собаки, кошки - с помощью метровой линейки (в ветеринарной клинике);

- длину обложки для ученика - с помощью линейки (в магазине);

Современные люди измеряют длину, высоту, ширину с помощью привычных для нас измерительных материалов: школьной линейки, метра на тканевой основе, деревянного метра, рулетки и т.д. 

    

 

Использование единиц измерения в литературе и фольклоре.

  Читая литературные произведения, мы не раз сталкивались со старинными измерениями длины, веса, объема. Осознание этих мер всегда вызывают трудности. В  современном языке мы их почти не используем. Лишь при чтении художественных произведений сталкиваемся с этими понятиями, например, в произведении А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане …»

                                        Сына бог им дал в аршин,

 

В сказке П.П.Ершова «Конек-горбунок»:

Да еще рожу конька

Ростом только в три вершка

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

 

А сколько высказываний со старинными единицами измерения встречается в русском фольклоре.

 

Пословицы, поговорки, фразеологизмы

 

значение

Слышно за версту

 

Разговаривать очень громко

Косая сажень в плечах

Говорят о сильном человеке, богатыре

Нос с локоть, а ума с коготь

Говорят о взрослом, но очень не умном человеке

Семь пядей во лбу

Говорят об очень умном, мудром человеке

От горшка два вершка, а уже указчик

Говорят о самонадеянном человеке, не имеющего жизненного опыта

 

 

Исследование.

Начиная свой исследовательский проект мы выдвигали гипотезу,  что старинные единицы измерения утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены  на единицы  измерения, принятые во всем мире, что еще в 1875 году ученые 17 стран, в том числе и России, подписали единую Метрическую конвенцию.  И сейчас мы хорошо знаем эти единицы измерения, с которыми на уроках математики производим вычисления.

В качестве доказательства моей гипотезы я решил провести эксперимент: измерить высоту,  длину и ширину  комода  с помощью современных и старинных единиц измерения.

Для измерения используемых в современной жизни мер длины, я просто взял сантиметр и измерил; для измерения старинными мерами  использовал локоть, который равен 38см,  пядь которая равна 17см, ладонь которая равна 8см, при этом мне пришлось в начале сделать веревочку равную данным величинам.

Для сравнения я использовал и измерения, сделанные мамой: локоть  равен 46 см,  пядь- которая равна 20 см, ладонь- которая равна 11см.

Современные единицы измерения:

В итоге: высота комода равна – 81см, длина – 84 см, ширина – 44 см.

Старинные единицы измерения:

Величины

Дима

Мама

Высота

1 локоть, 2 пяди,1ладонь

3 пяди, 2 ладони

Длина

2 локтя,  1 ладонь

1локоть, 2 пяди

Ширина

2 пяди, 1 ладонь.

 

1 локоть

 

Результаты измерений – это числа, которые сообщают нам информацию об окружающем мире.

Результат проведенного эксперимента.

Из своего эксперимента я сделал вывод, насколько  быстро и удобно я  вычислил размеры комода с помощью обычного сантиметра и получил точные величины. Данный эксперимент еще раз подтвердил мою гипотезу, что старинные меры неудобны, а их результаты неточны, так как у каждого человека различна длина ладони, расстояние от локтя до пальцев. Ведь результаты измерений – это числа, которые сообщают нам информацию об окружающем мире и желательно, чтобы она была точной.

В качестве подтверждения своего исследования я решил решить задачи со старинными и современными единицами измерения.

Задачи:

Какого роста человек «от горшка два вершка?»

Возможно в данном выражении под словом «горшок» наши предки понимали «коршок» (единица измерения равная ширине кулака).

Коршок = 9 см.

Вершок = 4,5 см

Значит найти рост человека «от горшка два вершка» не составит труда.

Решение:

Коршок + вершок + вершок = рост.

9 + 4,5 + 4,5 = 18 см

Ответ: 18 см рост.

Задачи с современными  единицами измерения.

Задача:

Длина прямоугольника 9 см, а ширина 5 см. Чему равен периметр прямоугольника?

Решение:

Р= (9+5)х2=28 см

Ответ: периметр прямоугольника равен 28 см.

Анализируя решения задач мы также видим, что старинные единицы измерения сложны не только в решении, но и в условии.

  

 

                 

                

                           Заключение.

          Старинные единицы измерения, рассмотренные в данной работе, не описаны в  школьных пособиях. Проведенная работа позволит решать задачи со старинными мерами, приобрести необходимые знания, умения и навыки, связанные с различными областями знаний. Изучив старинные единицы измерения, я расширил представления о некоторых неизвестных понятиях, улучшил свои возможности при решении задач, предлагаемых в олимпиадах, конкурсах, а также при самостоятельном решении нестандартных задач.

Кроме того, мое предположение подтвердилось, что старинные единицы измерения утратили свою значимость по причине своей неточности. И очень подходит выражение «Всяк на свой аршин меряет».

         В наше время  новых технологий использование таких    неточностей в математических вычислениях могут привести к катастрофам практически во всех сферах деятельности человека.

Продукт своего исследования:  я представил  собранную и обработанную информацию в виде презентации для своих одноклассников и на школьной конференции.

 

 

 

 Используемая литература:


1. Сапцина У.В. Большая энциклопедия школьника – М.: «Росмэн - Пресс», 2002.

2. Курушина В., Симон Ф. Открытия и изобретения -  М.: «Махаон», 2008.

3. Щигель Д. Я познаю мир - М.: ООО «Издательство Астрель», 2003.

4. Крейг А., Росни К. Наука. Энциклопедия – М.: «Росмэн», 2000.

 5. Ресурсы Интернет

www.kiris.ru

 www.etalon-tehno.ru

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углублённым изучением отдельных предметов» «Эволюция единиц измерения» научно-исследовательский проект

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углублённым изучением отдельных предметов» «Эволюция единиц измерения» научно-исследовательский проект

Содержание: Введение

Содержание: Введение

Введение. В повседневной жизни мы сталкиваемся с математическими величинами ежедневно

Введение. В повседневной жизни мы сталкиваемся с математическими величинами ежедневно

Изучая материал в интернете, читая научно-познавательную литературу, я выяснил, что единицы измерения зародились еще в древности

Изучая материал в интернете, читая научно-познавательную литературу, я выяснил, что единицы измерения зародились еще в древности

Исходя из выбранной темы я определил цель своего проекта

Исходя из выбранной темы я определил цель своего проекта

I. Единицы измерения в старину и в настоящее время

I. Единицы измерения в старину и в настоящее время

История возникновения мер измерения

История возникновения мер измерения

В старинных русских договорных бумагах можно встретить такое замечание, что отсталые крестьянки в дореволюционной русской деревне яйца варили до тех пор, пока не будет прочтена…

В старинных русских договорных бумагах можно встретить такое замечание, что отсталые крестьянки в дореволюционной русской деревне яйца варили до тех пор, пока не будет прочтена…

Связь старинных единиц измерения с современными мерами

Связь старинных единиц измерения с современными мерами

В 1875 году ученые 17 стран, в том числе и

В 1875 году ученые 17 стран, в том числе и

Использование единиц измерения в литературе и фольклоре

Использование единиц измерения в литературе и фольклоре

Нос с локоть, а ума с коготь

Нос с локоть, а ума с коготь

Для сравнения я использовал и измерения, сделанные мамой: локоть равен 46 см, пядь- которая равна 20 см, ладонь- которая равна 11см

Для сравнения я использовал и измерения, сделанные мамой: локоть равен 46 см, пядь- которая равна 20 см, ладонь- которая равна 11см

В качестве подтверждения своего исследования я решил решить задачи со старинными и современными единицами измерения

В качестве подтверждения своего исследования я решил решить задачи со старинными и современными единицами измерения

Ответ: периметр прямоугольника равен 28 см

Ответ: периметр прямоугольника равен 28 см

Продукт своего исследования: я представил собранную и обработанную информацию в виде презентации для своих одноклассников и на школьной конференции

Продукт своего исследования: я представил собранную и обработанную информацию в виде презентации для своих одноклассников и на школьной конференции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017