Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"
Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
МХК +2
9 кл—11 кл +1
19.02.2018
В материале представлен научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки". В проекте представлен: исторический материал по истории русского и уральского исторического женского костюмов, установлена взаимосвязь между историческими прототипами и возможностями их использования при созданиисовременных сценических костюмов.В материале представлен научно-исследовательский проект по истории русского народного костюма и казачьего уральского женского костюма в рамках возможного использования традиционного кроя и современных технологий создания сценических костюмов в казачьих и русских традиционных мотивах.
ИП_Нагорнова Виктория_9_МБОУСОШ№108.docx
XI научный конкурс учебноисследовательских
и творческих работ детей и молодежи «Юность науки»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 108»
«Перспективы решения современных задач
конструирования швейных изделий с сохранением
элементов народной одежды на примере коллекции
сценических костюмов «Барышникрестьянки»
Возрастная группа: № III
Направление: «Искусствотворчестводизайн»
Автор: Нагорнова Виктория Андреевна,
учащаяся 9 «А» класс,
МБОУ «СОШ № 108»
Руководитель: Нагорнова Елена Александровна,
учитель технологии,
руководитель Клуба молодежной моды «ШАРМ»,
МБОУ «СОШ № 108»
1 СОДЕРЖАНИЕ
г. Трехгорный, 2017 год
ВВЕДЕНИЕ . ……………………………………………………………………………….……3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………..……………………………………..…...5
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ........................................................................................8
ВЫВОДЫ (ЗАКЛЮЧЕНИЕ)..………………………………………….……………………...14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………..………………………………....…………..…..…….15
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………...17
2 ВВЕДЕНИЕ
«Утрата народом своего искусства,
своих художественных ценностей –
это национальная трагедия и
угроза самому существованию нации».
М.П.Мусоргский
Искусство является основой народного творчества, и народного костюма в
частности, влечение к красоте, живущее в душе человека, воплощает его мечту о
прекрасном не только в искусстве, в широком смысле этого слова, но и в предметах быта, и
особенно в создании внешнего облика человека. Чем внимательнее изучаешь русский
народный костюм, тем больше находишь в нѐм великолепия. Можно сказать, что он
является связующим звеном между художественным прошлым нашего народа, его
настоящим и будущим.
Особенно актуальным сегодня является привитие детям любви к русской
культуре, знакомство с еѐ истоками, традициями и обычаями. А этого можно достичь
посредством знакомства с народным искусством, народной культурой. Народное
творчество необходимо широко включать в деятельность и быт подрастающего поколения.
Актуальность заключается, прежде всего, в попытке приобщения подрастающего
поколения к культурным ценностям, в необходимости формирования у подростков
представлений об истории и традициях русского народа, о русском костюме как о
величайшей национальной и общечеловеческой ценности.
Проблема. В современной России понижается интерес к культурным традициям.
Таким образом, я поставила перед собой цель: привлечь внимание подростков к
культуре русского народа посредством создания коллекции современных сценических
костюмов с сохранением элементов кроя русской народной одежды.
Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:
1. собрать и изучить теоретический материал;
3 2. выявить и изучить технологию кроя русской национальной одежды, характерную для
исследуемого региона (Уральского региона и северных губерний России);
3. создать эскизы современных сценических костюмов;
4. изготовить сценические женские костюмы с сохранением элементов кроя русской
национальной одежды.
Объектом исследования в данной работе является женская одежда народов
Уральского региона и северных губерний России.
Предмет исследования: особенности кроя одежды, народов Уральского региона и
северных губерний России.
Гипотеза: создание коллекции сценических женских костюмов с использованием
элементов кроя русской национальной одежды привлечет внимание подростков к культуре
русского народа.
Методы: изучение и анализ литературы; исследовательский метод; разработка
проекта пошива костюма.
Источники информации: журналы «Ателье», «Бурда», специальная литература и
Интернет.
Новизна и оригинальность:
синтез национального стиля и современного костюма, который становится ярким
элементом культуры и воспринимается как художественное произведение;
создание сценического костюма на основе сравнительного анализа образцов кроя
национальной одежды Уральского региона и северных губерний России;
пошив коллекции сценических костюмов из современных материалов (габардин,
бязь с цветочным орнаментом, шифон, кружево);
национальная богатая вышивка, украшавшая рукава, подолы сарафанов заменена
техникой «батик».
Теоретическая значимость исследования заключается в сохранении образцов
народной одежды в современном сценическом костюме.
Практическая значимость. Сведения, освещенные в данном исследовании, могут
быть использованы учителями технологии, педагогами дополнительного образования
Материал исследовательской работы
декоративноприкладной направленности.
4 необычайно полезен и чрезвычайно необходим в
практической работе тому, кто интересуется
вопросом исторической достоверности народной
женской одежды, а также тем, кто в сегодняшних
условиях сам занимается ее изготовлением.
Коллекция сценических костюмов может
быть использована при проведении развлекательных
мероприятий,
театрализованных
концертов,
характера.
представлений,
мероприятий воспитательного
ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Из истории русского костюма
Русская национальная одежда насчитывает много веков. Представляя собой один из
устойчивых элементов культуры, она испокон веков представляла географическую среду и
этническую принадлежность. Помимо эстетических и утилитарных функций, которая несла
в себе одежда, она оберегала человека от воздействий внешней среды (см. рисунок 1).
Повседневный костюм был удобным и прочным, шился из льняного полотна,
пестряди, набойки. Позднее эти ткани были заменены ситцем. Наиболее выразительной в
своем художественнообразном исполнении была праздничная одежда, которая сохраняла
традиционный покрой, но шилась в основном из
Рис. 1 – Разновидности женского русского
народного костюма
дорогих шелковых тканей.
Неотъемлемой и наиболее древней частью
женского костюма была рубаха, которая служила
повседневной одеждой, дополняясь сарафаном. В
сѐлах чаще всего носили рубахи из холста с
укороченными прямыми рукавами. Исследователи
народного костюма Ф.И. Буслаев, С.В. Горожанина связывают появление в селах рубах
влиянием городской культуры (см. рис.2).
Рис. 2 – Рубахи и сарафан в женском костюме
В огромном разнообразии русской женской одежды особое место занимают
сарафаны. Изначально термин «сарафан», с IXго по XVIый века, обозначал мужскую
5 длинную распашную одежду. С начала XVIго века этим термином стали называть женскую
одежду, которую надевали через голову и распашную одежду со сквозной застежкой
спереди. Начиная с XVIго века, сарафан прочно и надолго вошел в городскую моду.
Навсегда вытеснив из нее поневу, он распространился
повсеместно, как в городе, так и в селе (см. рис.2).
Сарафан носил много разных названий. В зависимости
от места бытования, материала, покроя, он назывался
«кумачником», «шубкой», «атласником», «сукманом», и др.
(см. рисунок 3). Одной из составных частей комплекса одежды
с сарафаном являлась душегрейка и была распространена, как
и сарафан, на Урале, в центральных и северных губерниях
Рис. 3 – Девушка в сарафане и душегрее
России, в Сибири, а также в некоторых губерниях южной
России. Эта одежда была известна еще в XVI–XVIIом веках, ее носили замужние женщины
и девушки из зажиточных купеческих и боярских семей. В XVIII–XIXом веках она
бытовала, в основном, в городе, у купцов, богатых мещан. В сельской одежде она
встречалась довольно редко и носилась лишь в богатых семьях.
В конце XIXго, начале XXго века душегрейки стали носить лишь в качестве
венчального и свадебного наряда.
1.2 Типология русского народного женского костюма
На территории России насчитывалось четыре основных женских костюмных
комплекса: комплекс с кубельком бытовал очень ограниченно только у донских казачек;
паневный комплекс бытовал на ограниченной территории южных губерний России
Орловской, Тульской, Рязанской; комплекс с андараком бытовал на территории
расселения народа, переселившегося на Русь из Великого Литовского княжества; в
центральной России, на Урале, в Сибири и на Русском Севере бытовал сарафанный
комплекс, включающий в себя рубаху, сарафан, пояс, душегрею, а также головной убор, и
украшения.
Рубаха. В основе всех женских комплексов
лежит рубаха, которая дополнялась сарафаном и
являлась повседневной одеждой. Состоит из стана и
рукавов, деталей часто разных по цвету, качеству
тканей и по отделке (см. рисунок 4).
6 Рис. 4 – Разновидности женских рубах
Сарафан и его типы. Представление о женском русском костюме в основном связано с
сарафаном. Сарафанный комплекс в России широко распространился на стыке XVIIXVIII
веков. Этот наряд был наиболее характерным для центральных и северных губерний
России, со временем он проник и в другие еѐ губернии. И с конца XVIII века сарафанный
комплекс стал называться русским национальным костюмом.
Исследователи русского народного костюма Н.П.Гринкова, Б.А.Куфтин,
Л.В.Тазихина, Г.С.Маслова выделяют четыре основных типа сарафана, которые
сформировались к середине XIXого века и были широко распространены на территории
всей России.
Глухой косоклинный сарафан – самый древний тип
сарафана, который изготавливался в основном из полотнища,
перегнутого на плечах, со вставленными по бокам
продольными клиньями или слегка скошенными
полотнищами.
Распашной косоклинный сарафан – второй тип сарафана
– получил своѐ распространение в период образования
Московского царства. Самый примечательный его признак –
два прямых полотнища спереди и одно сзади, которые
соединялись косыми боковыми клиньями. Такой сарафан
шили на плотном подкладе, реже его стегали на вате. Такие
сарафаны застегивались спереди на пуговицы с воздушными петлями.
Круглый сарафан. Немного позже появился третий тип сарафана «круглый». Шился
он из нескольких цельных прямых полотнищ – «точей», густо присборенных у верхнего
края. Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивались лямки.
Сибирский сарафан(сарафанплатье) сарафан с лифом двух вариантов: с выкройной
талией или с выкроенным по фигуре лифом на лямках.
Пояса. Обязательной деталью женского костюма были
пояса, на Урале и в северных губерниях они назывались
покромками либо опоясками. Женщины носили тканевый
или тканный пояс. Подвязывался пояс высоко под грудью,
7 украшался геометрическим орнаментом, который нес в себе две функции: украшения и
оберега.
Душегрея.
Неотъемлемой
частью
северорусского костюма была душегрея – род
короткого кафтана без рукавов («обжим»), или с
рукавами («холодник»). Существовала и совсем
короткая безрукавка на лямках («перышки»,
«спанечка») с трубчатыми складками на спине.
Нарядные образцы душегреи изготавливались из
шелковых узорных тканей. Отделкой служили золотая бахрома, бисер, блестки. Для тепла
она подбивалась ватой.
Головной убор.
Особое внимание в русском народном костюме уделялось
головному убору, который в сарафанном комплексе являлся основным и обязательным
элементом. Замужние женщины обязаны были прикрывать волосы и поэтому дома носили
волосники, повойники, или повязывали платок. Выезжая из дома, надевали красиво
украшенный кокошник или кику. Девицы носили широкую красиво вышитую повязку,
которая подругому называлась венчик, с широкими лентами сзади. [5] (см. Приложение 1).
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Творческая трансформация первоисточника при создании современного костюма
Чтобы определить, интересуются ли мои сверстники историей культуры и традиций
русского народа, мы провели анкетирование, в котором приняли участие 50 респодентов в
возрасте от 14 до 16 лет. Результаты анкетирования показали, что всего 26% опрошенных
интересуется историей русской национальной одежды. Лишь 20% опрошенных сверстников
хотели бы глубже узнать историю русской национальной одежды, и 39% хотели бы лучше
узнать историю и культуру русского народа. Проведенное анкетирование показало, что
мое поколение мало интересуется историей и культурой русского народа. Это еще больше
сподвигло меня на создание женского костюма с сохранением элементов кроя русской
национальной одежды.
Изучив историю народной одежды славян, выяснила, что женщины центральных и
северных областей носили сарафаны. Поэтому выбрала основой для своей коллекции
сценических костюмов сарафан за его простоту, оригинальность, современность. Анализ
источников литературы помог составить представление о существующих способах
трансформации костюма.
8 Виды современных платьев: Позднее силуэты платьев стали соответствовать
фигуре, в историю вошло маленькое чёрное платье. Платье укоротилось до колен, чётко
обозначилась талия. Существует огромное разнообразие платьев, сшитых вручную, так и
выпущенных на фабричном производстве. Различаются:
Коктейльное платье Дневное платье Вечернее платье Сценическое платье
Познакомившись с разнообразием платьев, я стала использовать элементы фасонов в
своём творчестве. Я очень люблю придумывать модели платьев, рисовать их и шить,
например, для своих кукол.
После этого приступила к поиску наиболее подходящего варианта костюма путем
зарисовки нескольких моделей и изготовлением макетов изделий.
Анализ вариантов моделей представлен в таблице № 2.1.
Анализ вариантов моделей представлен в таблице № 2.1.
Таблица 2.1 – Прототипы коллекции сценических платьев
Таблица 2.1 – Прототипы коллекции сценических платьев
№№
п/пп/п
1.1.
2.2.
Изображение модели
Изображение модели
Описание моделей
Описание моделей
Платье свободного покроя из льна. Силуэт трапеция.
Платье свободного покроя из льна. Силуэт трапеция.
Длина до колена. Рукава – длинные, втачные,
Длина до колена. Рукава – длинные, втачные,
одношовные, объемные внизу, собранные на манжет, с
одношовные, объемные внизу, собранные на манжет, с
вышивкой и отделкой шнуром. Вырез горловины – VV
вышивкой и отделкой шнуром. Вырез горловины –
образный, украшенный витым шнуром.
образный, украшенный витым шнуром.
Многослойный комплект – коническая юбкасолнце,
Многослойный комплект – коническая юбкасолнце,
распашная блуза – приталенного силуэта и легкое
распашная блуза – приталенного силуэта и легкое
пальто свободного покроя – из хлопковых тканей.
пальто свободного покроя – из хлопковых тканей.
Длина макси. Рукава – длинные, втачные,
Длина макси. Рукава – длинные, втачные,
одношовные, объемные внизу, собранные на манжет.
одношовные, объемные внизу, собранные на манжет.
Вырез горловины – VV образный.
образный.
Вырез горловины –
Из коллекции В. Зайцева
9 3.3.
4.4.
канвой.
канвой.
Комплект из хлопка и льна – длинная юбка на
Комплект из хлопка и льна – длинная юбка на
кокетке, с оборкой по расклешенному низу,
кокетке, с оборкой по расклешенному низу,
украшенная
прямая
украшенная
прямая
юбка«панева», надетая поверх первой юбки. Длина
юбка«панева», надетая поверх первой юбки. Длина
макси. Блуза – из мягкого хлопка с эластановыми
макси. Блуза – из мягкого хлопка с эластановыми
волокнами прилегающего силуэта. Рукава – короткие,
волокнами прилегающего силуэта. Рукава – короткие,
втачные, одношовные. Вырез горловины – круглый,
втачные, одношовные. Вырез горловины – круглый,
украшенный платком.
украшенный платком.
Распашная
Распашная
Из коллекции В. Зайцева
Многослойный комплект – коническая юбкасолнце,
Многослойный комплект – коническая юбкасолнце,
легкое пальто приталенного покроя – из хлопковых
легкое пальто приталенного покроя – из хлопковых
тканей с рисунком павловопасадских платков. Длина
тканей с рисунком павловопасадских платков. Длина
макси. Рукава – длинные, втачные, одношовные, со
макси. Рукава – длинные, втачные, одношовные, со
сборкой по окату и внизу, собранные на манжет.
сборкой по окату и внизу, собранные на манжет.
Вырез горловины – VV образный. Украшения – бусы из
образный. Украшения – бусы из
Вырез горловины –
искусственного жемчуга.
искусственного жемчуга.
Из коллекции В. Зайцева
Из таблицы видно, что творческий поиск для будущих сценических костюмов я
остановила на коллекциях В. Зайцева.
Анализируя прототипы, я решила остановиться на некоторых понравившихся
элементах костюмов. Так мне стало ясно, что длина платьев должна быть макси, костюмы,
следуя традициям русского костюма, многослойными, юбки – коническими, длинными,
рукава длинными, ткани должны быть с орнаментом.
2.2 Дизайнспецификация
2.2 Дизайнспецификация
1. Потребность заключается в том, чтобы изделия были красивые и подходили мне и
другим девушкамведущим.
2. Изделия должны быть оригинальными и аккуратно выполненными.
3. Изделия должны вызывать у людей радость, восхищение, интерес.
4. Материалы должны быть доступными и не дорогими.
5. Должны быть доступны инструменты, приспособления и оборудование для их
изготовления.
6. Изделия могут изготовляться как в домашних условиях, так и в классе.
7. Изделия должны быть безопасными в использовании.
8. Изделия должны быть экологически чистыми.
2.3 Анализ идеи и выявление наилучшего варианта
2.3 Анализ идеи и выявление наилучшего варианта
10 Проанализировав выше рассмотренные модели, я выбрала за основу модели №3 и №4,
т.к. они в наибольшей степени соответствует требованиям дизайнспецификации. Платья имеют
эстетичный вид. Основываясь на прототипах, я сделаю эскизы будущих костюмов и покажу их
одноклассникам. И самое главное, эти модели я могу выполнить сама. И, конечно, они могут
украсить любую коллекцию сценических костюмов.
2.4 Обоснование выбора цветовой гаммы
В основу цветовой гаммы костюмов я выбрала белый, голубой и цветочные мотивы
на ткани. Всем известно, что белый цвет – олицетворение чистоты, свежести, прозрачности,
как свет дня, а голубой цвет – олицетворение покоя и умиротворения. В качестве
цветочных орнаментов я думаю, что подойдут ткани с рисунком «огурец» плюс цветы.
Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам
— Индия). Данный орнаментальный мотив (бута) был характерен для
Персии со времён династии Сафавидов. Он завоевал популярность в
России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с
Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором.А среди знатоков
текстиля, модельеров и историков моды его принято величать
«пейслийским» или «пейсли».
"Женщина с кувшином". Мухаммад Мухсин, период Сафавидов
У меня получилась пестрая композиция. Я думаю, что такое разнообразие тонов напомнит
всем самые теплые и романтичные времена года весну и лето.
2.5 Описание моделей коллекции сценических костюмов.
Описание модели №1. Комплект из многослойной длинной юбки: верхняя юбка
Описание модели №1.
распашная – из ткани с растительным орнаментом, имитирующим узорчатые русские
платки. По талии выполнены односторонние крупные складки. Нижняя юбка – широкая
прямого покроя, собрана на сборку по талии, по низу украшена кружевом. Также в
комплект входит топ свободного покроя из цветной ткани с растительным рисунком.
Спереди – подкройная деталь, которая служит одновременно застежкой. Удлиненные
концы боковых частей полочек образуют спереди бант.
11 Описание модели №2. Многослойный комплект.
Описание модели №2.
Многослойный комплект. Длинное платье – многослойное,
нижняя шифоновая юбка понизу украшена лентой, собранной встречными складками.
Верхняя юбка украшена кружевом. Верхняя часть лифа украшена цветочным орнаментом и
кружевными бретелями (имитация сарафана). Верхнее распашное платьепальто с
завышенной талией. Отделка кружевом по круглой кокетке лифа. Рукава длинные,
одношовные, со сборками по окату и низу рукавов. Низ собран в виде манжет.
Головные уборы. Имитация кокошника, поверх которого повязан платок.
Новые технологии в украшении и обработке материалов. Применено было
гильоширование для обработки срезов и для изготовления имитации кружева; техника
имитации кружева на ткани красками.(см. Приложение 2 Эскизы)
2.6 Обоснование выбора ткани, ее технологические свойства
Так как сценические платья, которые я собираюсь изготовить, будут предназначены
для выступлений на сцене или паркете, то и ткани, и материалы должны быть модных
расцветок, легкие, красивые и, желательно, из натуральных волокон.
Схема 1 – Анализ материалов
Ткани для сценических костюмов
Хлопок
Шерсть
Лен
Габардин
Шелк
Крепатлас
Шифон
Рассмотрев возможные варианты тканей, для своих моделей. Исходя из дизайн
спецификации, я выбрала шифон и габардин белого цвета. Габардин изготавливают на
основе шерсти, но и добавляют к нему другие волокна. В состав иногда включают хлопок
или синтетику, что, несомненно, разнообразит применение ткани и улучшает ее
технологические и механические свойства. С этой тканью работать достаточно легко.
Шифон изготавливают из шёлка. Материал невесомый, делает одежду приятной для тела и
12 лёгкой настолько. Шифон несколько сложен в обработке: скольжение и осыпаемость
создают некоторые трудности в работе, но при этом он легкий и струящийся, что
необходимо для создания легких нарядных сценических нарядов. Гильошировать шифон
достаточно просто, если подобрать рабочую температуру выжигательного аппарата.
Еще один материал, который я выбрала в результате анализа, бязь с цветочным
рисунком. Это хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения. В ее состав
могут входить как натуральные волокна, так и искусственные. А в настоящее время бязь –
самый доступный. Недорогой и разнообразный по разновидностям окрашивания вид
тканей. Кроме того, ткань выдерживает «бесконечное» число стирок, к тому же стоит
сравнительно недорого.
Выбранные материалы мягкие и приятные к телу, а синтетические волокна придают
гладкости и блеска тканям. Работать с ними очень удобно и легко.
Для ручных работ мне понадобились белые х/б нитки № 45, для машинных работ –
белые и цветные нитки в тон обрабатываемых тканей № 45.
2.7 Разработка чертежей базовой конструкции
Проектирование и конструирование – процессы взаимосвязанные. В основе
конструкционных чертежей моделей лежат геометрические формы, которые и позволяют
производить различные трансформации с чертежами основ будущих изделий. Во время
работы над коллекцией я познакомилась с новым для себя способом моделирования
одежды – макетированием.
Моделирование одежды методом наколки – это своего рода визуализация одежды,
создание образа модели от куска ткани непосредственно на манекене или фигуре человека
без приемов конструирования.
Метод макетирования позволяет увидеть одежду «вживую», изменять по желанию
объем и форму изделия, моделировать объекты с различными фактурами и
формообразующими элементами. Данный метод является альтернативой конструктивному
моделированию, он как бы движет дизайнера к созданию формы с другой стороны,
отталкиваясь от пластики ткани и ее формообразующих свойств, со стороны концепции и
идеи через создание прототипа и формирование дизайна к изготовлению лекал и модели.
Наколка в большей степени задействует воображение и пространственное мышление
нежели навыки и техника шитья. Она направлена на развитие способностей художника и в
13 какойто степени даже «скульптора одежды». Можно сказать, что это импровизация,
натурный эксперимент.
Макетирование сложных форм является, безусловно, необходимым инструментом в
арсенале современного дизайнера, стремящегося к постоянному самосовершенствованию.
Этот инструмент незаменим в поиске новых форм при разработке коллекций одежды.
Освоив моделирование одежды методом наколки, я свободно «лепила» форму, не
боясь ткани, чувствуя ее пластику. Этот метод богат, универсален и предоставляет
колоссальные возможности в реализации любых идей.
Последовательность моделирования и изготовления выкроек будущих изделий
представлена в серии чертежей и схем в Приложении 3.
Традиционную вышивку решила заменить современной техникой росписи по ткани –
батик. Так как сама не владею этой техникой, прибегла к помощи руководителя Клуба
молодежной моды «Шарм» (МБОУ «СОШ № 108»). Кроме того, для изготовления кружев
на рукавах я использовала технику гильоширования. Особую трудность я испытала при
выжигании по натуральным тканям, поэтому для обработки фрагментов костюма я провела
ряд экспериментов для обработки тканей с разным составом и разными температурными
режимами. В результате был подобран оптимальный температурный режим работы
выжигательного аппарата.
2.8 Элементы русского национального костюма, сохраненные в сценическом
костюме.
Основы выкроек костюма взяты из журнала мод «Бурда». При крое платья за основу
приняли модель глухого косоклинного сарафана. При раскладке деталей кроя сарафан
образовывал трапециевидную форму, что сохранила я в своей конструкции. Приложение 3.
Форму конструкции рукава взяли от женской рубахи. Рукав – длинный, состоит из
2х частей. Верхняя часть рукава собрана в форме «фонарика», нижняя расширена книзу.
Костюмы коллекции были изготовлены с применение современных технологий
обработки текстильных изделий и на современном оборудовании.
Сценические костюмы получились модными, современными, элегантными. От
проведенной работы я получила большое удовлетворение, так как узнала много
интересного из истории русского национального костюма. У меня возникло желание
поделиться со сверстниками своими знаниями и показать им сценические костюмы. Для
этого была подготовлена презентация о проделанной работе. Коллекция была представлена
14 на Областном фестивале детских театров моды «Жарптица» и на региональном этапе
Всероссийской олимпиады школьников по технологии (см. Приложение 4).
Информация привлекла внимание сверстников, что подтвердило повторное
анкетирование. Проанализировав результаты анкеты, увидела, что 86% опрошенных
заинтересовались историей русской национальной одежды, тогда, как при первом
анкетировании таких было всего лишь 26%. Глубже узнать историю русской национальной
одежды пожелали 78% опрошенных сверстников, тогда, как в предыдущем анкетировании
таких было всего лишь 20%. А историей и культурой русского народа заинтересовались
70%, тогда, как по результатам первого анкетирования таких было всего лишь 39%.
ВЫВОДЫ (Заключение)
Значение исследования особенностей женского костюма народов России для
понимания их культуры огромно, ведь национальный костюм, наряду с языком, мифом и
обрядом, чаще всего образовывал единую знаковую систему.
В данной работе реализована цель по созданию коллекции сценических женских
костюмов с сохранением элементов кроя русской национальной одежды. Костюмы
оказались оригинальными, так как позволяют подчеркнуть индивидуальность. Они просты
в крое, удобны в носке, многофункциональны и отвечают направлению современной моды.
Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Создание коллекции сценических женских
костюмов с использованием элементов кроя русской национальной одежды привлекли
внимание подростков к истории традиций русского народа, что показало повторное
анкетирование.
Изготовленные костюмы могут экспонироваться на выставках, использоваться при
проведении развлекательных мероприятий, концертов, театрализованных представлений,
мероприятий воспитательного характера.(см. Приложение 4).
Новизной и оригинальностью сценического платья является синтез национального
стиля и современного костюма, создание костюма на основе сравнительного анализа
образцов кроя национальной одежды Урала и северных губерний России, а также то, что
национальная богатая вышивка, украшавшая рукава, подолы сарафанов заменена
современной техникой «батик» (роспись по ткани).
Подводя итоги работы можно сделать вывод о том, что взяв за основу устаревшие,
на первый взгляд, мотивы, можно придать им современное «звучание», используя новые
технологии, материалы, фантазию и вдохновение.
15 Данная работа имеет теоретическую и практическую значимость, так как уже
используется на занятиях: девочки по выкройкам изготавливают укороченный жакет,
напоминающий душегрею,
Изготовленные костюмы
для повседневной носки.
экспонировались на выставках Фестиваля казачьей и русской культур Урала «Злата горка».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вардугин В.М. Русская одежда. Саратов. «Детская книга», 2001.
2. Каминская A.M. История костюма. М., изд. «Просвещение», 1986.
3. Народное искусство. Материалы и исследования. Выпуск II. Государственный Русский
музей, 2004.
4. Горожанина С.В. Вятский крестьянский сарафан XIX — начала XX веков (по
материалам экспедиций в Кировскую область в 1994—1998 годах) // Народный костюм и
современная молодежная культура. Архангельск, изд. ЗАО «Эдипрессконлига», 1999.
5. Беловинский Л.В. Типология русского народного костюма. М., ООО «Издательство
«РОДНИКЪ», 1997.
6. Бланк А.Ф., Фомина З.М. Русская народная одежда и современное платье.// – М., Легкая
и пищевая промышленность, 1982г., стр. 19 – 36.
7. Супрун А., Филановский Г. Почему мы так одеты?, 1990.
8. Васильев А. История моды. Выпуск 1. Русские красавицы. 2008.
9. Скоробогатова Е. Моё самое счастливое платье.
10. Журналы «Рукоделие» №№ 1 – 9 2008 г., №№ 3 – 8 2006 г.
11. Котенкова З.П. Выжигание по ткани. – Ярославль,2002г.
12. Бобровская А,Н. Использование проектной деятельности на уроках технологии 9
класс Волгоград: Корифей, 2006.
13. Журналы «Школа и производство»
14. «Я сама делаю выкройку». – М., «Внешсигма», 2000.
15.Энциклопедия «Золотые руки». – М., ООО Издательство «Премьера», 2009.
16. Интернетресурсы:
1. http://gaz4u.com/
2. http://qaz4u.com/qazneedles.php
16 3. http://historyfashion.ru/1900_year.html
4. http://www.marquise.de/en/1900/pics/1900/1902_6.shtml
5.
http://salonfeya.com/collection/weddingdress/empire/612_1/artemisa.html
6.
www.osinka.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
17 ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ЭСКИЗЫ
18 КОНСТРУКЦИИ МОДЕЛЕЙ И МОДЕЛИРОВАНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
19 ФОТО ИЗДЕЛИЙ КОЛЛЕКЦИИ «БАРЫШНИКРЕСТЬЯНКИ»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
20 21
Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"
Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"
Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"
Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"
Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"
Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"
Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"
Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"
Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"
Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"
Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"
Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"
Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"
Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"
Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"
Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"
Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"
Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"
Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"
Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"
Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.