Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"
Оценка 4.6

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
МХК +2
9 кл—11 кл +1
19.02.2018
Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"
В материале представлен научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки". В проекте представлен: исторический материал по истории русского и уральского исторического женского костюмов, установлена взаимосвязь между историческими прототипами и возможностями их использования при созданиисовременных сценических костюмов.В материале представлен научно-исследовательский проект по истории русского народного костюма и казачьего уральского женского костюма в рамках возможного использования традиционного кроя и современных технологий создания сценических костюмов в казачьих и русских традиционных мотивах.
ИП_Нагорнова Виктория_9_МБОУСОШ№108.docx
XI научный конкурс учебно­исследовательских  и творческих работ детей и молодежи «Юность науки» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 108» «Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни­крестьянки» Возрастная группа: № III Направление: «Искусство­творчество­дизайн» Автор: Нагорнова Виктория Андреевна, учащаяся 9 «А» класс,  МБОУ «СОШ № 108» Руководитель: Нагорнова Елена Александровна, учитель технологии,  руководитель Клуба молодежной моды «ШАРМ», МБОУ «СОШ № 108» 1 СОДЕРЖАНИЕ г. Трехгорный, 2017 год ВВЕДЕНИЕ . ……………………………………………………………………………….……3  ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………..……………………………………..…...5 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ........................................................................................8 ВЫВОДЫ (ЗАКЛЮЧЕНИЕ)..………………………………………….……………………...14  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………..………………………………....…………..…..…….15 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………...17 2 ВВЕДЕНИЕ                                                                              «Утрата народом своего искусства,  своих художественных ценностей –  это национальная трагедия и  угроза самому существованию нации».  М.П.Мусоргский  Искусство   является   основой   народного   творчества,   и   народного   костюма   в частности,   влечение   к   красоте,   живущее   в   душе   человека,   воплощает   его   мечту   о прекрасном не только в искусстве, в широком смысле этого слова, но и в предметах быта, и особенно   в   создании   внешнего   облика   человека.   Чем   внимательнее   изучаешь   русский народный   костюм,   тем   больше   находишь   в   нѐм   великолепия.   Можно   сказать,   что   он является   связующим   звеном   между   художественным   прошлым   нашего   народа,   его настоящим и будущим.  Особенно  актуальным  сегодня   является   привитие   детям   любви   к   русской культуре, знакомство с еѐ  истоками, традициями и обычаями. А этого можно достичь посредством   знакомства   с   народным   искусством,   народной   культурой.   Народное творчество необходимо широко включать в деятельность и быт подрастающего поколения.  Актуальность заключается, прежде всего, в попытке приобщения подрастающего поколения   к   культурным   ценностям,   в   необходимости   формирования   у   подростков представлений   об   истории   и   традициях   русского   народа,   о   русском   костюме   как   о величайшей национальной и общечеловеческой ценности.  Проблема. В современной России понижается интерес к культурным традициям.    Таким образом, я поставила перед собой  цель: привлечь внимание подростков к культуре   русского   народа   посредством   создания   коллекции   современных   сценических костюмов с сохранением элементов кроя русской народной одежды.  Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:  1. собрать и изучить теоретический материал;  3 2. выявить и изучить технологию кроя русской национальной одежды, характерную для исследуемого региона (Уральского региона и северных губерний России);  3. создать эскизы современных сценических костюмов;  4.   изготовить   сценические   женские   костюмы   с   сохранением   элементов   кроя   русской национальной одежды.  Объектом   исследования  в   данной   работе   является   женская   одежда   народов Уральского региона и северных губерний России.  Предмет исследования: особенности кроя одежды, народов Уральского региона и северных губерний России.  Гипотеза:  создание коллекции сценических женских костюмов с использованием элементов кроя русской национальной одежды привлечет внимание подростков к культуре русского народа.  Методы:  изучение   и   анализ   литературы;   исследовательский   метод;   разработка проекта пошива костюма.  Источники   информации:  журналы   «Ателье»,   «Бурда»,   специальная   литература   и Интернет. Новизна и оригинальность:   синтез национального стиля и современного костюма, который становится ярким элементом культуры и воспринимается как художественное произведение;     создание сценического костюма на основе сравнительного анализа образцов кроя национальной одежды Уральского региона и северных губерний России;  пошив   коллекции   сценических   костюмов   из   современных   материалов   (габардин, бязь с цветочным орнаментом, шифон, кружево);  национальная  богатая вышивка, украшавшая  рукава, подолы сарафанов заменена техникой «батик».  Теоретическая   значимость  исследования   заключается   в   сохранении   образцов народной одежды в современном сценическом костюме.  Практическая значимость. Сведения, освещенные в данном исследовании, могут быть   использованы   учителями   технологии,   педагогами   дополнительного   образования   Материал   исследовательской   работы декоративно­прикладной   направленности. 4 необычайно   полезен   и   чрезвычайно   необходим   в практической   работе   тому,   кто   интересуется вопросом   исторической   достоверности   народной женской одежды, а также тем, кто в сегодняшних условиях сам занимается ее изготовлением.  Коллекция   сценических   костюмов   может быть использована при проведении развлекательных мероприятий, театрализованных   концертов,   характера.   представлений,   мероприятий   воспитательного ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.1 Из истории русского костюма  Русская   национальная   одежда   насчитывает   много   веков.   Представляя   собой   один   из устойчивых элементов культуры, она испокон веков представляла географическую среду и этническую принадлежность. Помимо эстетических и утилитарных функций, которая несла в себе одежда, она оберегала человека от воздействий внешней среды (см. рисунок 1).  Повседневный   костюм   был   удобным   и   прочным,   шился   из   льняного   полотна, пестряди, набойки. Позднее эти ткани были заменены ситцем. Наиболее выразительной в своем художественно­образном исполнении была праздничная одежда, которая сохраняла традиционный   покрой,   но   шилась   в   основном   из Рис. 1 – Разновидности женского русского  народного костюма дорогих шелковых тканей.  Неотъемлемой   и   наиболее   древней   частью женского   костюма   была   рубаха,   которая   служила повседневной   одеждой,   дополняясь   сарафаном.   В сѐлах   чаще   всего   носили   рубахи   из   холста   с укороченными   прямыми   рукавами.   Исследователи народного костюма Ф.И. Буслаев, С.В. Горожанина связывают появление в селах рубах влиянием городской культуры (см. рис.2).  Рис. 2 – Рубахи и сарафан в женском  костюме В   огромном   разнообразии   русской   женской   одежды   особое   место   занимают сарафаны. Изначально термин  «сарафан», с IX­го по XVI­ый века, обозначал мужскую 5 длинную распашную одежду. С начала XVI­го века этим термином стали называть женскую одежду,   которую   надевали   через   голову   и   распашную   одежду   со   сквозной   застежкой спереди. Начиная с XVI­го века, сарафан прочно и надолго вошел в городскую моду. Навсегда   вытеснив   из   нее   поневу,   он   распространился повсеместно, как в городе, так и в селе (см. рис.2).  Сарафан носил много разных названий. В зависимости от   места   бытования,   материала,   покроя,   он   назывался «кумачником»,   «шубкой»,   «атласником»,   «сукманом»,   и   др. (см. рисунок 3). Одной из составных частей комплекса одежды с сарафаном являлась душегрейка и была распространена, как и   сарафан,   на   Урале,   в   центральных   и   северных   губерниях Рис. 3 – Девушка в сарафане и душегрее России,   в   Сибири,   а   также   в   некоторых   губерниях   южной России. Эта одежда была известна еще в XVI–XVII­ом веках, ее носили замужние женщины и   девушки   из   зажиточных   купеческих   и   боярских   семей.   В   XVIII–XIX­ом   веках   она бытовала,   в   основном,   в   городе,   у   купцов,   богатых   мещан.   В   сельской   одежде   она встречалась довольно редко и носилась лишь в богатых семьях.  В   конце   XIX­го,   начале   XX­го   века   душегрейки   стали   носить   лишь   в   качестве венчального и свадебного наряда.  1.2 Типология русского народного женского костюма  На   территории   России   насчитывалось   четыре   основных   женских   костюмных комплекса: комплекс с кубельком бытовал очень ограниченно ­ только у донских казачек; паневный   комплекс   бытовал   на   ограниченной   территории   южных   губерний   России   ­ Орловской,   Тульской,   Рязанской;   комплекс   с   андараком   бытовал   на   территории расселения   народа,   переселившегося   на   Русь   из   Великого   Литовского   княжества;   в центральной   России,   на   Урале,   в   Сибири   и   на   Русском   Севере   бытовал   сарафанный комплекс, включающий в себя рубаху, сарафан, пояс, душегрею, а также головной убор, и украшения.  Рубаха.  В   основе   всех   женских   комплексов лежит   рубаха,   которая   дополнялась   сарафаном   и являлась   повседневной   одеждой.   Состоит   из   стана   и рукавов,   деталей   часто   разных   по   цвету,   качеству тканей и по отделке (см. рисунок 4).  6 Рис. 4 – Разновидности женских рубах Сарафан и его типы. Представление о женском русском костюме в основном связано с сарафаном. Сарафанный комплекс в России широко распространился на стыке XVII­XVIII веков.   Этот   наряд   был   наиболее   характерным   для   центральных   и   северных   губерний России, со временем он проник и в другие еѐ губернии. И с конца XVIII века сарафанный комплекс стал называться русским национальным костюмом.  Исследователи   русского   народного   костюма   Н.П.Гринкова,   Б.А.Куфтин, Л.В.Тазихина,   Г.С.Маслова   выделяют   четыре   основных   типа   сарафана,   которые сформировались к середине XIX­ого века и были широко распространены на территории всей России.  Глухой   косоклинный   сарафан   –  самый   древний   тип сарафана, который изготавливался в основном из полотнища, перегнутого   на   плечах,   со   вставленными   по   бокам продольными   клиньями   или   слегка   скошенными полотнищами.  Распашной косоклинный сарафан – второй тип сарафана –   получил   своѐ  распространение   в   период   образования Московского царства. Самый примечательный его признак – два   прямых   полотнища   спереди   и   одно   сзади,   которые соединялись   косыми   боковыми   клиньями.   Такой   сарафан шили на плотном подкладе, реже его стегали на вате. Такие сарафаны застегивались спереди на пуговицы с воздушными петлями.  Круглый сарафан. Немного позже появился третий тип сарафана ­ «круглый». Шился он из нескольких цельных прямых полотнищ – «точей», густо присборенных у верхнего края. Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивались лямки.  Сибирский сарафан(сарафан­платье) ­ сарафан с лифом двух вариантов: с выкройной талией или с выкроенным по фигуре лифом на лямках.  Пояса.  Обязательной   деталью   женского   костюма   были пояса, на Урале и в северных губерниях они назывались покромками либо опоясками. Женщины носили тканевый или тканный пояс. Подвязывался пояс высоко под грудью, 7 украшался геометрическим орнаментом, который нес в себе две функции: украшения и оберега.  Душегрея.  Неотъемлемой   частью северорусского   костюма   была   душегрея   –   род короткого   кафтана   без   рукавов   («обжим»),   или   с рукавами   («холодник»).   Существовала   и   совсем короткая   безрукавка   на   лямках   («перышки», «спанечка»)   с   трубчатыми   складками   на   спине. Нарядные   образцы   душегреи   изготавливались   из шелковых узорных тканей. Отделкой служили золотая бахрома, бисер, блестки. Для тепла она подбивалась ватой.  Головной   убор.  Особое   внимание   в   русском   народном   костюме   уделялось головному убору, который в сарафанном комплексе являлся основным и обязательным элементом. Замужние женщины обязаны были прикрывать волосы и поэтому дома носили волосники,   повойники,   или   повязывали   платок.   Выезжая   из   дома,   надевали   красиво украшенный   кокошник   или   кику.   Девицы   носили   широкую   красиво   вышитую   повязку, которая по­другому называлась венчик, с широкими лентами сзади. [5] (см. Приложение 1). ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1 Творческая трансформация первоисточника при создании современного костюма  Чтобы определить, интересуются ли мои сверстники историей культуры и традиций русского народа, мы провели анкетирование, в котором приняли участие 50 респодентов в возрасте от 14 до 16 лет. Результаты анкетирования показали, что всего 26% опрошенных интересуется историей русской национальной одежды. Лишь 20% опрошенных сверстников хотели бы глубже узнать историю русской национальной одежды, и 39% хотели бы лучше узнать историю и культуру русского народа. Проведенное анкетирование показало, что мое поколение мало интересуется историей и культурой русского народа. Это еще больше сподвигло меня на создание женского костюма с сохранением элементов кроя русской национальной одежды.  Изучив историю народной одежды славян, выяснила, что женщины центральных и северных   областей   носили   сарафаны.   Поэтому   выбрала   основой   для   своей   коллекции сценических костюмов сарафан за его простоту, оригинальность, современность. Анализ источников   литературы   помог   составить   представление   о   существующих   способах трансформации костюма.  8 Виды современных платьев: Позднее силуэты платьев стали соответствовать  фигуре, в историю вошло маленькое чёрное платье. Платье укоротилось до колен, чётко  обозначилась талия. Существует огромное разнообразие платьев, сшитых вручную, так и  выпущенных на фабричном производстве. Различаются: Коктейльное платье            Дневное платье                       Вечернее платье                     Сценическое платье Познакомившись с разнообразием платьев, я стала использовать элементы фасонов в своём   творчестве.   Я   очень   люблю   придумывать   модели   платьев,   рисовать   их   и   шить, например, для своих кукол. После этого приступила к поиску наиболее подходящего варианта костюма путем зарисовки нескольких моделей и изготовлением макетов изделий.  Анализ вариантов моделей представлен в таблице № 2.1. Анализ вариантов моделей представлен в таблице № 2.1. Таблица 2.1 – Прототипы коллекции сценических платьев Таблица 2.1 – Прототипы коллекции сценических платьев №№ п/пп/п 1.1. 2.2. Изображение модели Изображение модели Описание моделей Описание моделей Платье свободного покроя из льна. Силуэт трапеция. Платье свободного покроя из льна. Силуэт трапеция. Длина   до   колена.   Рукава   –   длинные,   втачные, Длина   до   колена.   Рукава   –   длинные,   втачные, одношовные, объемные внизу, собранные на манжет, с одношовные, объемные внизу, собранные на манжет, с вышивкой и отделкой шнуром. Вырез горловины – VV­­ вышивкой и отделкой шнуром. Вырез горловины –  образный, украшенный витым шнуром. образный, украшенный витым шнуром. Многослойный комплект – коническая юбка­солнце, Многослойный комплект – коническая юбка­солнце, распашная   блуза   –   приталенного   силуэта   и   легкое распашная   блуза   –   приталенного   силуэта   и   легкое пальто   свободного   покроя   –   из   хлопковых   тканей. пальто   свободного   покроя   –   из   хлопковых   тканей. Длина   ­   макси.   Рукава   –   длинные,   втачные, Длина   ­   макси.   Рукава   –   длинные,   втачные, одношовные, объемные внизу, собранные на манжет. одношовные, объемные внизу, собранные на манжет. Вырез горловины – VV­ образный. ­ образный. Вырез горловины –  Из коллекции В. Зайцева 9 3.3. 4.4.     канвой. канвой. Комплект   из   хлопка   и   льна   –   длинная   юбка   на Комплект   из   хлопка   и   льна   –   длинная   юбка   на кокетке,   с   оборкой   по   расклешенному   низу, кокетке,   с   оборкой   по   расклешенному   низу, украшенная прямая украшенная прямая юбка­«панева», надетая поверх первой юбки. Длина ­ юбка­«панева», надетая поверх первой юбки. Длина ­ макси.   Блуза   –   из   мягкого   хлопка   с   эластановыми макси.   Блуза   –   из   мягкого   хлопка   с   эластановыми волокнами прилегающего силуэта. Рукава – короткие, волокнами прилегающего силуэта. Рукава – короткие, втачные,   одношовные.   Вырез   горловины   –   круглый, втачные,   одношовные.   Вырез   горловины   –   круглый, украшенный платком. украшенный платком.   Распашная   Распашная     Из коллекции В. Зайцева Многослойный комплект – коническая юбка­солнце, Многослойный комплект – коническая юбка­солнце, легкое пальто приталенного покроя – из хлопковых легкое пальто приталенного покроя – из хлопковых тканей с рисунком павлово­пасадских платков. Длина тканей с рисунком павлово­пасадских платков. Длина ­ макси. Рукава – длинные, втачные, одношовные, со ­ макси. Рукава – длинные, втачные, одношовные, со сборкой   по   окату   и   внизу,   собранные   на   манжет. сборкой   по   окату   и   внизу,   собранные   на   манжет. Вырез горловины – VV­ образный. Украшения – бусы из ­ образный. Украшения – бусы из Вырез горловины –  искусственного жемчуга. искусственного жемчуга. Из коллекции В. Зайцева Из  таблицы видно, что творческий поиск для будущих сценических костюмов я остановила на коллекциях В. Зайцева.  Анализируя   прототипы,   я   решила   остановиться   на   некоторых   понравившихся элементах костюмов. Так мне стало ясно, что длина платьев должна быть макси, костюмы, следуя традициям русского костюма, многослойными, юбки – коническими, длинными, рукава длинными, ткани должны быть с орнаментом. 2.2 Дизайн­спецификация 2.2 Дизайн­спецификация 1. Потребность заключается в том, чтобы изделия были красивые и подходили мне и другим девушкам­ведущим. 2. Изделия должны быть оригинальными и аккуратно выполненными. 3. Изделия должны вызывать у людей радость, восхищение, интерес.  4. Материалы должны быть доступными и не дорогими. 5. Должны быть доступны инструменты, приспособления и оборудование для их изготовления. 6. Изделия могут изготовляться как в домашних условиях, так и в классе. 7. Изделия должны быть безопасными в использовании. 8. Изделия должны быть экологически чистыми. 2.3 Анализ идеи и выявление наилучшего варианта 2.3 Анализ идеи и выявление наилучшего варианта 10 Проанализировав выше рассмотренные модели, я выбрала за основу модели №3 и №4, т.к. они в наибольшей степени соответствует требованиям дизайн­спецификации. Платья имеют эстетичный вид. Основываясь на прототипах, я сделаю эскизы будущих костюмов и покажу их одноклассникам. И самое главное, эти модели я могу выполнить сама. И, конечно, они могут украсить любую коллекцию сценических костюмов. 2.4 Обоснование выбора цветовой гаммы В основу цветовой гаммы костюмов я выбрала белый, голубой и цветочные мотивы на ткани. Всем известно, что белый цвет – олицетворение чистоты, свежести, прозрачности, как   свет   дня,   а   голубой   цвет   –   олицетворение   покоя   и   умиротворения.   В   качестве цветочных орнаментов я думаю, что подойдут ткани с рисунком «огурец» плюс цветы. Родиной орнамента считается Персия (по некоторым источникам —   Индия).   Данный   орнаментальный   мотив   (бута)   был   характерен   для Персии   со   времён   династии   Сафавидов.   Он   завоевал   популярность   в России и в Западной Европе в новое время благодаря импортируемым с Востока кашемировым тканям с «огуречным» узором.А среди знатоков текстиля,   модельеров   и   историков   моды   его   принято   величать «пейслийским» или «пейсли». "Женщина с кувшином". Мухаммад Мухсин, период Сафавидов У меня получилась пестрая композиция. Я думаю, что такое разнообразие тонов напомнит всем самые теплые и романтичные времена года весну и лето.  2.5  Описание моделей коллекции сценических костюмов.  Описание модели №1.   Комплект из многослойной длинной юбки: верхняя юбка Описание модели №1. распашная   –   из   ткани   с   растительным   орнаментом,   имитирующим   узорчатые   русские платки. По талии выполнены односторонние крупные складки. Нижняя юбка – широкая прямого   покроя,   собрана   на   сборку   по   талии,   по   низу   украшена   кружевом.   Также   в комплект   входит   топ   свободного   покроя   из   цветной   ткани   с   растительным   рисунком. Спереди   –   подкройная   деталь,   которая   служит   одновременно   застежкой.   Удлиненные концы боковых частей полочек образуют спереди бант. 11 Описание модели №2.  Многослойный комплект.  Описание модели №2.   Многослойный комплект. Длинное платье – многослойное, нижняя   шифоновая   юбка   понизу   украшена   лентой,   собранной   встречными   складками. Верхняя юбка украшена кружевом. Верхняя часть лифа украшена цветочным орнаментом и кружевными   бретелями   (имитация   сарафана).   Верхнее   распашное   платье­пальто   с завышенной   талией.   Отделка   кружевом   по   круглой   кокетке   лифа.   Рукава   длинные, одношовные, со сборками по окату и низу рукавов. Низ ­ собран в виде манжет.    Головные уборы. Имитация кокошника, поверх которого повязан платок. Новые   технологии   в   украшении   и   обработке   материалов.  Применено   было гильоширование   для   обработки   срезов   и   для   изготовления   имитации   кружева;   техника имитации кружева на ткани красками.(см. Приложение 2 ­ Эскизы) 2.6 Обоснование выбора ткани, ее технологические свойства Так как сценические платья, которые я собираюсь изготовить, будут предназначены для выступлений на сцене или паркете, то и ткани, и материалы должны быть модных расцветок, легкие, красивые и, желательно, из натуральных волокон.  Схема 1 – Анализ материалов Ткани для сценических костюмов Хлопок Шерсть Лен Габардин Шелк Креп­атлас Шифон Рассмотрев   возможные   варианты   тканей,   для   своих   моделей.   Исходя   из   дизайн­ спецификации,   я   выбрала   шифон   и   габардин   белого   цвета.   Габардин   изготавливают   на основе шерсти, но и добавляют к нему другие волокна. В состав иногда включают хлопок или   синтетику,   что,   несомненно,   разнообразит   применение   ткани   и   улучшает   ее технологические   и   механические   свойства.   С   этой   тканью   работать   достаточно   легко. Шифон изготавливают из шёлка. Материал невесомый, делает одежду приятной для тела и 12 лёгкой   настолько.   Шифон   несколько   сложен   в   обработке:   скольжение   и   осыпаемость создают   некоторые   трудности   в   работе,   но   при   этом   он   легкий   и   струящийся,   что необходимо для создания легких нарядных сценических нарядов. Гильошировать шифон достаточно просто, если подобрать рабочую температуру выжигательного аппарата. Еще один материал, который я выбрала в результате анализа, ­ бязь с цветочным рисунком. Это  хлопчатобумажная плотная  ткань  полотняного переплетения. В ее состав могут входить как натуральные волокна, так и искусственные. А в настоящее время бязь – самый   доступный.   Недорогой   и   разнообразный   по   разновидностям   окрашивания   вид тканей. Кроме того, ткань выдерживает «бесконечное» число стирок, к тому же стоит сравнительно недорого.  Выбранные материалы мягкие и приятные к телу, а синтетические волокна придают гладкости и блеска тканям. Работать с ними очень удобно и легко.  Для ручных работ мне понадобились белые х/б нитки № 45, для машинных работ – белые и цветные нитки в тон обрабатываемых тканей № 45. 2.7 Разработка чертежей базовой конструкции Проектирование   и   конструирование   –   процессы   взаимосвязанные.   В   основе конструкционных чертежей моделей лежат геометрические формы, которые и позволяют производить различные трансформации с чертежами основ будущих изделий.   Во время работы   над   коллекцией   я   познакомилась   с   новым   для   себя   способом   моделирования одежды – макетированием. Моделирование одежды методом наколки – это своего рода визуализация одежды, создание образа модели от куска ткани непосредственно на манекене или фигуре человека без приемов конструирования.  Метод макетирования позволяет увидеть одежду «вживую», изменять по желанию объем   и   форму   изделия,   моделировать   объекты   с   различными   фактурами   и формообразующими элементами. Данный метод является альтернативой конструктивному моделированию,   он   как   бы   движет   дизайнера   к   созданию   формы   с   другой   стороны, отталкиваясь от пластики ткани и ее формообразующих свойств, со стороны концепции и идеи через создание прототипа и формирование дизайна к изготовлению лекал и модели. Наколка   в   большей   степени   задействует   воображение   и   пространственное   мышление нежели навыки и техника шитья. Она направлена на развитие способностей художника и в 13 какой­то   степени   даже   «скульптора   одежды».   Можно   сказать,   что   это   импровизация, натурный эксперимент. Макетирование сложных форм является, безусловно, необходимым инструментом в арсенале современного дизайнера, стремящегося к постоянному самосовершенствованию. Этот инструмент незаменим в поиске новых форм при разработке коллекций одежды.  Освоив моделирование одежды методом наколки, я свободно «лепила» форму, не боясь   ткани,   чувствуя   ее   пластику.   Этот   метод   богат,   универсален   и   предоставляет колоссальные возможности в реализации любых идей. Последовательность   моделирования   и   изготовления   выкроек   будущих   изделий представлена в серии чертежей и схем в Приложении 3. Традиционную вышивку решила заменить современной техникой росписи по ткани – батик. Так как сама не владею этой техникой, прибегла к помощи руководителя Клуба молодежной моды «Шарм» (МБОУ «СОШ № 108»). Кроме того, для изготовления кружев на рукавах я использовала технику гильоширования. Особую трудность я испытала при выжигании по натуральным тканям, поэтому для обработки фрагментов костюма я провела ряд экспериментов для обработки тканей с разным составом и разными температурными режимами.   В   результате   был   подобран   оптимальный   температурный   режим   работы выжигательного аппарата.  2.8   Элементы   русского   национального   костюма,   сохраненные   в   сценическом костюме.  Основы выкроек костюма взяты из журнала мод «Бурда». При крое платья за основу приняли модель глухого косоклинного сарафана. При раскладке деталей кроя сарафан образовывал трапециевидную форму, что сохранила я в своей конструкции. Приложение 3.  Форму конструкции рукава взяли от женской рубахи. Рукав – длинный, состоит из 2­х частей. Верхняя часть рукава собрана в форме «фонарика», нижняя расширена книзу. Костюмы   коллекции   были   изготовлены   с   применение   современных   технологий обработки текстильных изделий и на современном оборудовании.  Сценические   костюмы   получились   модными,   современными,   элегантными.   От проведенной   работы   я   получила   большое   удовлетворение,   так   как   узнала   много интересного   из   истории   русского   национального   костюма.   У   меня   возникло   желание поделиться со сверстниками своими знаниями и показать им сценические костюмы. Для этого была подготовлена презентация о проделанной работе. Коллекция была представлена 14 на Областном фестивале детских театров моды «Жар­птица» и на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии (см. Приложение 4).  Информация   привлекла   внимание   сверстников,   что   подтвердило   повторное анкетирование.   Проанализировав   результаты   анкеты,   увидела,   что   86%   опрошенных заинтересовались   историей   русской   национальной   одежды,   тогда,   как   при   первом анкетировании таких было всего лишь 26%. Глубже узнать историю русской национальной одежды пожелали 78% опрошенных сверстников, тогда, как в предыдущем анкетировании таких было всего лишь 20%. А историей и культурой русского народа заинтересовались 70%, тогда, как по результатам первого анкетирования таких было всего лишь 39%.  ВЫВОДЫ (Заключение)  Значение   исследования   особенностей   женского   костюма   народов   России   для понимания их культуры огромно, ведь национальный костюм, наряду с языком, мифом и обрядом, чаще всего образовывал единую знаковую систему.  В данной работе реализована цель  по созданию коллекции  сценических женских костюмов   с   сохранением   элементов   кроя   русской   национальной   одежды.   Костюмы оказались оригинальными, так как позволяют подчеркнуть индивидуальность. Они просты в крое, удобны в носке, многофункциональны и отвечают направлению современной моды.  Выдвинутая  гипотеза подтвердилась. Создание коллекции сценических женских костюмов   с   использованием   элементов   кроя   русской   национальной   одежды   привлекли внимание   подростков   к   истории   традиций   русского   народа,   что   показало   повторное анкетирование.  Изготовленные костюмы могут экспонироваться на выставках, использоваться при проведении развлекательных  мероприятий,  концертов, театрализованных  представлений, мероприятий воспитательного характера.(см. Приложение 4).  Новизной и оригинальностью сценического платья является синтез национального стиля   и   современного   костюма,   создание   костюма   на   основе   сравнительного   анализа образцов кроя национальной одежды Урала и северных губерний России, а также то, что национальная   богатая   вышивка,   украшавшая   рукава,   подолы   сарафанов   заменена современной техникой «батик» (роспись по ткани).  Подводя итоги работы можно сделать вывод о том, что взяв за основу устаревшие, на первый взгляд, мотивы, можно придать им современное «звучание», используя новые технологии, материалы, фантазию и вдохновение.  15 Данная   работа   имеет   теоретическую   и   практическую   значимость,   так   как   уже используется   на   занятиях:   девочки   по   выкройкам   изготавливают   укороченный   жакет, напоминающий   душегрею,   Изготовленные   костюмы   для   повседневной   носки. экспонировались на выставках Фестиваля казачьей и русской культур Урала «Злата горка». СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Вардугин В.М. Русская одежда. Саратов. «Детская книга», 2001.  2. Каминская A.M. История костюма. М., изд. «Просвещение», 1986.  3. Народное искусство. Материалы и исследования. Выпуск II. Государственный Русский музей, 2004.  4.   Горожанина   С.В.   Вятский   крестьянский   сарафан   XIX   —   начала   XX   веков   (по материалам экспедиций в Кировскую область в 1994—1998 годах) // Народный костюм и современная молодежная культура. Архангельск, изд. ЗАО «Эдипресс­конлига», 1999.  5.   Беловинский   Л.В.   Типология   русского   народного   костюма.   М.,   ООО   «Издательство «РОДНИКЪ», 1997.  6. Бланк А.Ф., Фомина З.М. Русская народная одежда и современное платье.// – М., Легкая и пищевая промышленность, 1982г., стр. 19 – 36.  7. Супрун А., Филановский Г. Почему мы так одеты?, 1990. 8. Васильев А. История моды. Выпуск 1. Русские красавицы. 2008. 9. Скоробогатова Е. Моё самое счастливое платье. 10. Журналы «Рукоделие» №№ 1 – 9 2008 г., №№ 3 – 8 2006 г. 11. Котенкова З.П. Выжигание по ткани. – Ярославль,2002г. 12.   Бобровская   А,Н.   Использование   проектной   деятельности   на   уроках   технологии   9 класс­ Волгоград: Корифей, 2006. 13. Журналы «Школа и производство» 14. «Я сама делаю выкройку». – М., «Внешсигма», 2000. 15.Энциклопедия «Золотые руки». – М., ООО Издательство «Премьера», 2009. 16. Интернет­ресурсы: 1. http://gaz4u.com/ 2. http://qaz4u.com/qazneedles.php 16 3. http://history­fashion.ru/1900_year.html 4. http://www.marquise.de/en/1900/pics/1900/1902_6.shtml 5.  http://salonfeya.com/collection/wedding­dress/empire/612_1/artemisa.html 6.  www.osinka.ru ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ  17 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ЭСКИЗЫ 18 КОНСТРУКЦИИ МОДЕЛЕЙ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 3 19 ФОТО ИЗДЕЛИЙ КОЛЛЕКЦИИ «БАРЫШНИ­КРЕСТЬЯНКИ» ПРИЛОЖЕНИЕ 4 20 21

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"

Научно-исследовательский проект "Перспективы решения современных задач конструирования швейных изделий с сохранением элементов народной одежды на примере коллекции сценических костюмов «Барышни-крестьянки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018