Непрерывность и преемственность между дошкольным и начальным образованием
Оценка 4.9

Непрерывность и преемственность между дошкольным и начальным образованием

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
социальная работа
Детсад
21.08.2020
Непрерывность и преемственность между дошкольным и начальным образованием
Непрерывность и преемственность между дошкольным и начальным образованием.docx

Доклад на тему: «Непрерывность и преемственность между дошкольным и начальным образованием»

 

                                                                                    Материал подготовила:

                                                                                   Рыжова Ольга Викторовна,

                                                                                   старший воспитатель д/г

                                                                                   МБОУ лицей «Технический»

 

            Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.

 На вопрос:  « Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»?,  учителя часто отвечают так: « читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи, составлять рассказ, пересказывать, писать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым, к детям предъявляют завышенные требования. В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. Все больше она уступает место «обучению на занятиях».

          Стоит отметить, что данный подход приводит к  повышению нагрузки, а это  вызывает  переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, отсутствие творческого начала,  провоцируют неврозы  и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.

          Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к обучению сегодня требует нового подхода.

          Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.

         Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Именно с выходом федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования положено начало к обеспечению. 

      С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

        Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

        Важнейшая задача образования и его основной результат – это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе.

        Преемственность, которая способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты.

 

Образование – это ресурс развития общества.


        Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.

 

Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться.


        Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т.е.развить три сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.

    Для реализации ФГОС в  плане  преемственности  необходим ряд условий:

·     высокопрофессиональные специалисты;

·     специально организованная развивающая среда;

·     методическое обеспечение;

·     сотрудничество детского  сада  и школы,  которое  осуществляется по трем основным направлениям:

·         методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”), поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);

·         работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

·         работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

        В условиях ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.

 

Дошкольное

образование

Начальное образование

Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности.

Предметные результаты (знания, умения, навыки).

Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др.

Метапредметные результаты (школьно – значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное

восприятие, умение договариваться, ставить цель и др.

Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу).
Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу).

Личностные результаты: потеря детской

непосредственности, формирование адекватного поведения,

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои

поступки, развитие навыков сотрудничества…

 

        Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Наш детский сад тесно сотрудничает с  учащимися  лицея: дошкольники ходят на экскурсию в школу, знакомятся с учителями, посещают библиотеку, участвуют в совместных мероприятиях. Частые и желанные гости в дошкольных группах - наши выпускники  школьники. Ребята с большим желанием приходят к своим бывшим воспитателям, рассказывают о школе много интересного будущим первоклассникам. Те с интересом слушают, задают вопросы, проявляют интерес к обучению в школе. Так же мы привлекаем своих выпускников к участию в праздниках.

         Еще у нас проводятся взаимопосещениия уроков в первом классе школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс, в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей. Конечно «красной нитью» всей нашей работы проходит вопрос развития речи детей, ведь от этого зависит успеваемость и на других занятиях.
        Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.

         Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Для  ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.

У дошкольников необходимо сформировать такие элементы учебной деятельности как:


- способность действовать по образцу;

- умение внимательно слушать и точно выполнять инструкцию;
- умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;
- умение задавать и отвечать на вопросы;
- умение оценивать как свою работу, так и работу других детей

        Тем самым у детей формируется психологическая готовность к школьному обучению.


          Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка.

Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
        В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности)который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.
          ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника «Портрет выпускника начальной школы»:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.


       

           По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

 

        Закончить свой доклад хочу совами В.А.Сухомлинского

«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. 

Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…  Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…" 





 

Доклад на тему: «Непрерывность и преемственность между дошкольным и начальным образованием»

Доклад на тему: «Непрерывность и преемственность между дошкольным и начальным образованием»

Важнейшая задача образования и его основной результат – это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в

Важнейшая задача образования и его основной результат – это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в

В условиях ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные

В условиях ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал

По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством"

По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.08.2020