Доклад на тему: «Непрерывность и преемственность между дошкольным и начальным образованием»
Материал подготовила:
Рыжова Ольга Викторовна,
старший воспитатель д/г
МБОУ лицей «Технический»
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.
На вопрос: « Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»?, учителя часто отвечают так: « читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи, составлять рассказ, пересказывать, писать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым, к детям предъявляют завышенные требования. В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. Все больше она уступает место «обучению на занятиях».
Стоит отметить, что данный подход приводит к повышению нагрузки, а это вызывает переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, отсутствие творческого начала, провоцируют неврозы и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к обучению сегодня требует нового подхода.
Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Именно с выходом федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования положено начало к обеспечению.
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
Принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Важнейшая задача образования и его основной результат – это преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе.
Преемственность, которая способствует сохранению и укреплению здоровья ребёнка, ведёт к успешной адаптации детей. Важно, чтобы детский сад остался в памяти как островок детства, а школа приобрела яркие и желанные черты.
Образование – это ресурс развития общества.
Школа и детский сад – два
смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом
зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от
уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка,
т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться.
Осуществление преемственности в
работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника
готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить
эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему
возможность овладеть широкой познавательной программой, т.е.развить три сферы: личностную,
интеллектуальную и физическую.
Для реализации ФГОС в плане преемственности необходим ряд условий:
· высокопрофессиональные специалисты;
· специально организованная развивающая среда;
· методическое обеспечение;
· сотрудничество детского сада и школы, которое осуществляется по трем основным направлениям:
· методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”), поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
· работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
· работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
В условиях ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.
Дошкольное образование |
Начальное образование |
Знания, умения, навыки по образовательным областям и в процессе овладения разными видами деятельности. |
Предметные результаты (знания, умения, навыки). |
Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др. |
Метапредметные результаты (школьно – значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др. |
Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в
школу). |
Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества… |
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Наш детский сад тесно сотрудничает с учащимися лицея: дошкольники ходят на экскурсию в школу, знакомятся с учителями, посещают библиотеку, участвуют в совместных мероприятиях. Частые и желанные гости в дошкольных группах - наши выпускники школьники. Ребята с большим желанием приходят к своим бывшим воспитателям, рассказывают о школе много интересного будущим первоклассникам. Те с интересом слушают, задают вопросы, проявляют интерес к обучению в школе. Так же мы привлекаем своих выпускников к участию в праздниках.
Еще
у нас проводятся взаимопосещениия уроков в первом классе школы и открытых
занятий в подготовительной группе. На занятиях в детском саду присутствуют
учителя, набирающие детей в 1 класс, в следующем учебном году. После занятий
педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и
скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы
обучения детей. Конечно «красной нитью» всей нашей работы проходит вопрос
развития речи детей, ведь от этого зависит успеваемость и на других занятиях.
Начальная школа призвана помочь
учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу,
самостоятельность, творческий потенциал.
Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Для ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.
У дошкольников необходимо сформировать такие элементы учебной деятельности как:
- способность действовать по образцу;
- умение внимательно слушать и
точно выполнять инструкцию;
- умение работать сосредоточенно и выполнять задание до конца;
- умение задавать и отвечать на вопросы;
- умение оценивать как свою работу, так и работу других детей
Тем самым у детей формируется психологическая готовность к школьному обучению.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и
охватывает все сферы жизни ребенка.
Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения,
гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный
подход (сознание формируется в деятельности), который
лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие
начинается понимание.
ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик
выпускника «Портрет выпускника начальной школы»:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной
деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и
обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою
позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа
жизни.
По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Закончить свой доклад
хочу совами В.А.Сухомлинского
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал
вчера… Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не
ошеломляет лавиной впечатлений…"
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.