Николай Васильевич Гоголь. «Петербургские повести» . Приемы комического в повести «Нос».
Оценка 5

Николай Васильевич Гоголь. «Петербургские повести» . Приемы комического в повести «Нос».

Оценка 5
Работа в классе
doc
русская литература
10 кл
08.05.2017
Николай Васильевич Гоголь. «Петербургские повести» . Приемы комического  в повести «Нос».
Конспект урока по литературе для студентов первого курса, посвященный творчеству Н. В. Гоголя. Известно, что в курсе системы среднего профессионального образования на изучение творчества писателя отводится минимальное количество времени, данный конспект урока позволяет проанализировать повесть и выяснить точку зрения студентов.
«Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Приемы комического в повести Нос.doc
Тема:   «Петербургские   повести»   Н.В.   Гоголя.   Приемы   комического   «Нос».    в   повести Цели урока: обучающая:  формирование   умения   вчитываться,   вдумываться   в   текст,   находить ключевые слова, делать выводы; развивающая:  развитие   аналитических   умений   и   навыков   учащихся   при   работе   с художественным текстом; воспитывающая: формирование положительных нравственных ориентиров. Методические приемы:   1. чтение и анализ художественного текста 2. аналитическая беседа.                                                  Оборудование:  1. художественный текст повести «Нос» 2. Ю.В. Лебедев Русская литература 10 класс, 1 часть, стр. 270­ 272                                    Ход урока. I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. В 19 веке литература была учебником жизни, а писатели видели своей целью служение Человеку. Н.В. Гоголь писал: «Страшно не то, что извне, а то, что изнутри». «Сердечная пустыня» разрушает человека. Все творчество Гоголя – это борьба за живую душу человека. Сегодня мы будем говорить о повести «Нос», самой загадочной, фантастической. II. Аналитическая беседа. Дома вы прочли текст. Давайте вместе поразмышляем над этим творением Н.В. Гоголя. ­ В центре произведения – образ майора Ковалева. Каков его сюжет? Учащиеся. Сюжет прост: злоключения майора Ковалева, у которого пропал нос. Учитель. Мы знакомы с некоторыми произведениями, а к какому жанру можно отнести «Нос»? Учащиеся. Скорее, это фантастическая повесть, в ней много необычного. Учитель.  Верно,   это   фантастическая   повесть,   это   сатирический   гротеск,   в   котором писатель, используя фантастику, создал блистательные художественные обобщения. Главной целью  писателя было стремление в фантастическом ключе воплотить живые человеческие характеры, отразить социальные взаимоотношения. земле. Главная  идея  повести:  обличить   чин,   показать,   что   человек   –   главная   ценность   на ­ Что же мы узнали о Ковалеве? Кто он такой? Как и зачем оказался в Петербурге? III. Работа с текстом. Учащиеся цитируют текст: ­ «Ковалев был кавказский коллежский асессор» ­   «Майор   Ковалев   приехал   в   Петербург   по   надобности,   а   именно   искать   приличного своему званию места: если удастся, то вице­губернаторского, а не то – экзекуторского в каком­ нибудь  видном департаменте. Майор Ковалев не прочь и женится, но только в том случае, когда за невестою случится двести тысяч капиталу». 1 Учитель.  Верно!   Ковалеву   не   нужны   семья,   дети,   любимая.   Это   не   его   жизненные ориентиры. «Он принадлежит к тем, ­ по мнению В.Г. Белинского, ­ кто с головы до ног ушел в делание карьеры, к числу тех, кто посвятил ей все помыслы. Без особых трудов Ковалеву даются его служебные успехи. Чин коллежского асессора он получил на Кавказе, где продвижение по службе, повышение в чинах во время николаевской монархии, производилось быстрее и легче, чем в других местах российского государства». Он жаждет побыстрее продвинуться вперед, заранее называя себя майором. Звание, чин – для Ковалева главное. ­ Какое необычное происшествие описывает Гоголь? Учащиеся. Пропал нос и разгуливает по Петербургу. Учитель.  Да! Вдруг пропал нос… Неожиданное несчастие! Оно обостряет поведение Ковалева, точно выворачивает героя наизнанку, показывает все то, что скрыто от посторонних глаз. ­ Что означает для Ковалева потеря носа, как вы думаете? (ответы учащихся)                                Потеря носа ­ это 2 Ответы учащихся: обобщаются 1) Крушение надежд на карьеру; 2) потеря чина;                    3) утеря веса в обществе; 4) его «пасквильный вид» ­ препятствие на всем жизненном пути  (лучше без руки или ноги). 3 Учитель. Почему Ковалеву никак нельзя без носа? Как герой это объясняет? Цитируется текст: Разговор Ковалева со своим Носом. «Я … впрочем, я майор. Мне ходить без носа, согласитесь, это неприлично. Какой­нибудь торговке, которая продает на Воскресенском мосту очищенные апельсины, можно сидеть без носа; но, имея в виду получить … притом, будучи во многих домах знаком с дамами: Чехтарева, статская советница, и другие … Вы посудите сами … Я не знаю, милостивый государь. Учитель.  Обратите внимание, вначале Гоголь ввел в повесть мотив сна, Ковалеву все приснилось, но затем мотив сна автор убрал и ввел фантастику. С какой целью? Оказывается фантастика – это «лакмусовая бумажка»», которая выявляет реальные стремления Ковалева, спрятанные под маской благонравия и приличия. Ребята, исчезновение носа мгновенно привело героя   к   утрате   всех   его   достоинств:  Ковалев   потерял   облик   важной   персоны.   Сдулся,   как мыльный пузырь. Но одно осталось – высокое самомнение и презрение к простым людям. Гоголь подсказывает читателю: Внешний облик раскрывает внутреннее содержание; Нет носа – и ты никто, если в твоей душе нет ничего человеческого. Учитель.  Чтоб   раскрыть   идейное   содержание   повести   Гоголь   использует   еще   один художественный прием – гротеск. Итак, куда же делся Нос? Кем он стал? Ответы учащихся:  Нос стал статским советником, у него есть мундир с позолотой и чин выше, чем у Ковалева, а человека нет. Носитель мундира нос, пустышка. Но это не важно, если есть чин, этого достаточно, чтоб занять место в  обществе. Учитель. Верно. Нос – это двойник Ковалева. Гоголь показывает, что в современном ему обществе человек – ничто, а чин ­ все!  Фантастическое событие ­   пропажа носа и его самостоятельная жизнь ­   позволяет Гоголю показать все слои общества, общественную среду.  ­ Какие образы вам запомнились? Учащиеся: ­  цирюльник Иван Яковлевич и его жена                     ­ частный пристав                     ­ квартальный надзиратель                     ­ чиновник газетной экспедиции                     ­ доктор                     ­ штаб­офицерша Подточина. Учитель. Как нарисованы эти второстепенные персонажи? Учащиеся. Они смешны, жалки, циничны. Учитель. Что эти люди ценят более всего? Учащиеся. Ассигнации! Деньги! Учитель. Что об ассигнациях говорится в тексте? Найдите высказывания персонажей. Учащиеся.     Вот мнение частного пристава: «Это вещь, ­ уж нет ничего лучшего этой вещи:   есть   не   просит,   места   займет   не   много,   в   кармане   всегда   поместится,   уронишь   –   не расшибется».  Квартальный вернул Нос Ковалеву за взятку и «тут же увещевал по зубам одного глупого мужика, наехавшего своею телегою как раз на бульвар». IV. Обобщение. Учитель. Используя жанр сатирического гротеска писатель показал пустых, ничтожных людей, объятых жаждой «возвышения». Писатель развенчивает культ чина. Гоголь призывает задуматься читателей над вопросом: Кто важнее: чин или человек?  Декабрист Улыбышев писал об этом: «Чины, кресты и ленты – кумиры, мерило уважения и почтения и единственная цель существования». Белинский указывал: «В это время высокий и священный сан человека не признавался ни за что». 4 Духовно чуткий Гоголь уловил опасность девальвации истинных ценностей: когда есть чин, то человека нет. Тема, заявленная Грибоедовым в «Горе от ума» получила широкое раскрытие и сатирическое наполнение. ­ Счастлив ли майор Ковалев, когда ему вернули нос? Изменился ли он? Изменилось ли что­либо в мире? Ответы:  Нет. Происшествие ничего не изменило в их мирке. Все «сыты», довольны, примитивны. ­ Обратимся к последним строкам повести:  (Учитель читает текст) «Но что страшнее, что непонятнее всего, ­ это то, как авторы могут брать подобные сюжеты. Во­первых, пользы отечеству никакой; во­вторых … но и во­вторых тоже нет пользы… А все, однако же, как поразмыслишь, во всем этом, право, есть что­то».   В   наш   век   многое   меняется,   во   многом   нет   пользы,   но   любые   изменения,   которые происходят в душе читателя, не дают ей,  душе нашей, умереть, не дают ей превратиться  в «сердечную пустыню». V. Домашнее задание. Ребята, поразмыслите, поделитесь своими чувствами и мыслями по поводу повести «Нос» Н.В. Гоголя. Напишите эссе на тему «А в этом, право, есть что­то». 5

Николай Васильевич Гоголь. «Петербургские повести» . Приемы комического в повести «Нос».

Николай Васильевич Гоголь. «Петербургские повести» . Приемы комического  в повести «Нос».

Николай Васильевич Гоголь. «Петербургские повести» . Приемы комического в повести «Нос».

Николай Васильевич Гоголь. «Петербургские повести» . Приемы комического  в повести «Нос».

Николай Васильевич Гоголь. «Петербургские повести» . Приемы комического в повести «Нос».

Николай Васильевич Гоголь. «Петербургские повести» . Приемы комического  в повести «Нос».

Николай Васильевич Гоголь. «Петербургские повести» . Приемы комического в повести «Нос».

Николай Васильевич Гоголь. «Петербургские повести» . Приемы комического  в повести «Нос».

Николай Васильевич Гоголь. «Петербургские повести» . Приемы комического в повести «Нос».

Николай Васильевич Гоголь. «Петербургские повести» . Приемы комического  в повести «Нос».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017