Нормативно-правовая база работы центров дополнительного образования на муниципальном уровне (на примере г.Москвы)
Оценка 4.9

Нормативно-правовая база работы центров дополнительного образования на муниципальном уровне (на примере г.Москвы)

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа +1
docx
обществознание +2
Взрослым
13.04.2018
Нормативно-правовая база работы центров дополнительного образования на муниципальном уровне (на примере г.Москвы)
Данная научная статья, посвящена дополнительному образованию в городе Москва, его нормативно-правовая составляющая, анализ деятельности современных центров дополнительного образования, анализ эффективности реализации дополнительного образования в городе Москва. в статье освещены самые известные и самые эффективные технологии реализации дополнительного образования в современном обществе.В файле содержится научная статья по нормативно-правовой базе дополнительного образования, вывод и список литературы. Статья авторская.
Нормативно-правовая база работы центров дополнительного образования.docx
Нормативно­правовая база работы центров дополнительного образования на муниципальном уровне (на примере  г.Москвы) Болотова Анастасия Валерьевна Московский Государственный  Психолого­Педагогический Университет Локальные акты образовательной организации представляют собой  систему правовых документов, основанных на нормах законодательства,  изданных компетентными органами управления образовательного учреждения и регулирующих отношения внутри данного учреждения.  В соответствии со ст.30, п.1 Закона «Об образовании в Российской  Федерации» [6] образовательная организация принимает локальные  нормативные акты, регулирующие образовательные отношения в пределах  своей компетенции в соответствии с законодательством Российской  Федерации в порядке, установленном ее уставом». Таким образом,  учредительным нормативным документом образовательной организации  является Устав.  Общие обязательные требования к Уставу обозначены в ст.25  Федерального Закона. Речь идёт о конкретных сведениях об образовательной  организации: сведения об учредителе, виды образовательных программ с  указанием уровня и (или) направленности, структура и компетенция органов  управления, порядок их формирования и сроки полномочий. Таким образом,  перечисленные в статье требования являются обязательными. Во всём  остальном руководители, очевидно, могут руководствоваться  рекомендациями по разработке устава организации и иными требованиями  настоящего Закона.  В соответствии со ст.30, п.2 Закона локальные акты принимаются «по  основным вопросам организации осуществления образовательной  деятельности», в том числе правила внутреннего распорядка, правила приема  обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок итоговой и промежуточной аттестации и др.  В настоящее время нет обязательных требований к оформлению  локальных актов. Требования ГОСТ «Унифицированные системы  документации. Требования к оформлению документации являются  рекомендательными. В нашей разработке мы опираемся на рекомендации  В.Ю. Матвеева и А.И.Рожкова и Методические рекомендации по работе с  документами в общеобразовательных учреждениях Минобразования РФ. [17] Локальный акт образовательного учреждения, являясь официальным  правовым документом, отличается от других документов издаваемых в  письменной форме тем, что содержит необходимые реквизиты: ­ наименование, отражающее форму акта и его краткое содержание  (например, Правила внутреннего распорядка);  ­ ­ ­ ­ дату издания;  порядковый (регистрационный) номер;  подпись уполномоченного должностного лица;  в необходимых случаях визы согласования и печать  образовательного учреждения (например, образовательная программа  учреждения согласуется с учредителем).  Локальные акты издаются в разных формах: положения, приказы,  инструкции, правила.  Постановление ­ локальный акт, содержащий решение высшего  коллегиального органа (например, Совета образовательной организации).  Решение – локальный акт, принимаемый общим собранием (например:  Устав, Коллективный договор), педагогическим советом (о принятии  программы, о новых направлениях деятельности и новых программах).  Приказ ­ локальный акт, издаваемый руководителем учреждения для  решения основных, оперативных задач (например: об утверждении  образовательной программы, о создании экспертного совета, о разработке  положения, о проведении мероприятия).  Положение – локальный акт, устанавливающий правовой статус органа  управления образовательной организации (например: О педагогическом или  методическом совете, Об официальном сайте, О методическом объединении,  О детском объединении, О порядке промежуточной и итоговой аттестации,  Об организации платных услуг).  Так, например, совершенно очевидно, что в связи с наделением  организаций дополнительного образования полномочиями по разработке и  утверждению образовательных программ (ст.12,п.5 Закона), в организации  должны быть локальные акты, регламентирующие этот процесс. Учитывая  опыт учреждений, это может быть «Положение о порядке разработки и  утверждения дополнительных образовательных программ». В этом документе, также должно быть оговорено кто будет оценивать образовательные  программы (экспертный совет, методический совет или экспертная группа) и  по каким критериям[17].  Инструкция – локальный акт, устанавливающий порядок и способы  осуществления чего­либо. Инструкции определяют права, обязанности,  ответственность (например, по безопасному поведению, по делопроизводству, по порядку проведения мониторинга, по организации дежурства).  Текст документа прежде чем получить статус локального акта должен  пройти стадии обсуждения в коллективе, согласования с учредителем (если  этого требует уровень локального акта), утверждение и обнародование.  Информация о локальных актах должна быть открытой и доступной для  коллектива образовательного учреждения. Возникает необходимость рассмотреть особенности развития  дополнительного образования на примере г. Москва. До недавнего времени дополнительное образование в Москве было  сосредоточено преимущественно в организациях дополнительного  образования детей, причем не всегда равномерно распределено по  административным округам, что зачастую затрудняло декларируемые  «шаговую доступность» и «свободу выбора» детьми занятий по интересам в  соответствии с их возможностями и потребностями. А школа во многом  игнорировала разносторонние образовательные потребности детей во второй  половине дня, рассчитывая на активную деятельность внешкольных  организаций. Согласно данным государственной программы города Москвы на  среднесрочный период (2012­2018 гг.) «Развитие образования города Москвы  («Столичное образование»)» отмечено по состоянию на 2012 год, что «в  Москве обеспечивается государственное финансирование организаций  дополнительного образования детей, услугами которого пользуются менее  50% детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет». Это свидетельствовало о  недостаточной информационной, маркетинговой и рекламной работе  организаций дополнительного образования детей. Проведенная в предыдущие годы реформа образования в Москве  кардинальным образом изменила диспозицию системы дополнительного  образования как самостоятельного вида образования, возможности  использования его потенциала в развитии общеобразовательных организаций в условиях происходящих социально­экономических изменений, реализации  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) и  внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов. Москва сделала ставку на развитие конкурентной среды и  использование огромного потенциала мегаполиса в сфере дополнительного  образования детей, фактически лишив организации дополнительного  образования прежней монополии на дополнительные общеобразовательные  программы (основа дополнительного образования), которые реализуются в  абсолютном большинстве образовательных организаций — от дошкольных  отделений общеобразовательных учреждений до ВУЗов. Проведенные изменения в системе образования города Москвы  поменяли механизмы организации дополнительного образования: если прежде  такая деятельность осуществлялась отдельными учреждениями  дополнительного образования детей, то сегодня новое качество  дополнительного образования детей обеспечивается всей системой  образования. Сегодня, наряду с традиционными институтами получения  дополнительного образования, юному москвичу открыты новые  образовательные возможности в этой сфере – высокотехнологичные базы  учреждений профессионального образования, разнообразные активности и формы негосударственных организаций и, конечно, уникальные  просветительские возможности социокультурной и научной среды столичного мегаполиса – дворцы культуры и спорта, парки, театры и музеи, научные  учреждения и предприятия. Дополнительные общеобразовательные программы реализуют: 730  образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования  города Москвы, а также организации Департаментов культуры, физической  культуры и спорта, труда и социальной защиты, науки, промышленной  политики и предпринимательства, природопользования и охраны окружающей среды; организации досуговой деятельности, подведомственные префектурам  административных округов; федеральные государственные образовательные  организации (ВУЗы и др.); негосударственные организации. Работа по развитию дополнительного образования детей  осуществляется Департаментом образования города Москвы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О  мерах по реализации государственной политики в области образования и  науки», в котором содержится измеримый количественный показатель  развития системы дополнительного образования детей —  увеличение к 2020  году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным  образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до  70­75 процентов, предусмотрев, что 50 процентов из них должны обучаться за  счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. В связи с этим  в Москве решена задача по единому межведомственному консолидированному учету детей, обучающихся по дополнительным  общеобразовательным программам. 1 октября 2015 заработала Единая  система записи (ЕСЗ), позволяющая учитывать каждого учащегося. Во многом благодаря данной системе сегодня есть возможности для  аналитики и мониторинга состояния системы дополнительного образования  детей. В частности, аналитика изменений данной статьи основана на сведениях, предоставленных Управлением координации воспитательной работы и  профилактики правонарушений Департамента образования города Москвы в  рамках работ по развитию региональной системы дополнительного  образования детей. Важно, что система ЕСЗ позволяет объективно оценить количество  детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам,  что актуально в контексте учета охвата обучающихся. Численность обучающихся в возрасте от 5 до 18 лет в рамках освоения  программ дошкольного, общего, профессионального образования, которые  охвачены программами дополнительного образования детей, составляет  827838 человек (78% от общей численности детей  и подростков Москвы — 1  064 991 человек). В содержательном контексте изменений также немаловажно, что к 2017  г. (по сравнению с 2012 г.) увеличилось число предлагаемых юным москвичам  услуг в сфере дополнительного образования технической (11%) и  естественнонаучной направленностей (18%). По данным Минобрнауки России, на октябрь 2017 года московская система образования – в числе лидеров  среди субъектов РФ по динамике роста этих показателей (при среднем  показателе по России — 4,6%). Еще в 2013 году была реализована возможность для жителей города  Москвы в возрасте от 5 до 18 лет записаться в бесплатные и платные кружки  и секции через Портал государственных услуг (www.pgu.mos.ru), на котором  можно ознакомиться со всеми кружками, спортивными секциями,  творческими студиями, подведомственными Департаментам образования,  культуры, физической культуры и спорта города Москвы, и подать заявку на  интересующую дополнительную образовательную программу на бюджетной и  внебюджетной основе. Запись на бюджетные дополнительные общеразвивающие программы  сегодня доступна для разных категорий учащихся в возрасте от 5 до 18 лет,  среди которых — дошкольники в возрасте 5­7 лет и учащиеся колледжей в  возрасте 14­18 лет. Среди серьезных проблем нужно выделить программно­методическое  обеспечение образовательного процесса в дополнительном образовании детей. Согласно статистике в образовательных организациях сегодня реализуется  более 40 000 дополнительных общеразвивающих программ. Выходом из этой ситуации может стать установление региональных  требований к качеству дополнительных общеразвивающих программ,  реализуемых в образовательных организациях Департамента образования  города Москвы. Также в этом направлении требуется поддержка развития  методического обеспечения разработки и реализации дополнительных  общеразвивающих программ. Педагогов необходимо учить разрабатывать и  оформлять основной документ образовательного процесса, особенно в  преддверии введения нового профессионального стандарта, закрепляющего  эту функцию за ним. Департаментом образования города Москвы в целях повышения  качества образовательных услуг, а также создания условий для развития  дополнительного образования детей в образовательных организациях издан  приказ от 17.12.2014 № 922 «О мерах по развитию дополнительного  образования детей в 2014­2015 учебном году» (в редакции приказов  Департамента образования города Москвы от 7 августа 2015 года № 1308,  от  8 сентября 2015 года № 2074). Несмотря на критику профессионального  сообщества в отношении содержания ряда позиций, это первый серьезный шаг  к управлению сетью дополнительных общеобразовательных программ на  основе изучения, формирования социального запроса и заказа государства в  сфере дополнительного образования детей. Одним из приоритетов государственной образовательной политики в  настоящее время является увеличение количества обучающихся за счет  бюджетных средств в системе дополнительного образования детей. В  образовательных организациях Департамента образования города Москвы  занимаются за счет средств бюджета 68,1% дошкольников и 82,7% учащихся  общеобразовательной школы (сведения на май 2016 года). Семьи  дошкольников, таким образом, являются основными заказчиками платных  образовательных услуг, а бюджетные средства обеспечивают  преимущественно работу со школьниками. Из 100 000 кружков – 75% осуществляют свою деятельность на  бесплатной основе, а 25% – на платной, при этом стоимость платных занятий  устанавливается самой организацией на основании решения Управляющего  совета образовательной организации и предусматривает льготы на оказание  услуг дополнительного образования различным категориям семей. Одной из самых болевых точек в получении дополнительного  образования в условиях такого крупного мегаполиса как Москва является  зачастую долгое и небезопасное перемещение ребенка к месту реализации  таких программ. В этой связи приняты меры по созданию условий для  получения широкого спектра услуг дополнительного образования детей в  школах по месту основного обучения, что позволяет сделать дополнительное  образование действительно доступным и безопасным. Школы, становясь большими комплексами с хорошо оборудованными  спортивными и актовыми залами, лабораториями и исследовательскими  центрами, активно развивают дополнительное образование на своей базе.  Школьники могут здесь наряду с основным образованием получить широкий  спектр индивидуальных образовательных предложений в сфере   интеллектуальной, физической и творческой активностей. В своем районе,  недалеко от дома, без утомительных перемещений по городу после школы. В общеобразовательных организациях Москвы сегодня созданы  предпосылки для того, чтобы дополнительное образование из категории  второстепенного, «прицепного вагона» становилось локомотивом и  аккумулятором развития образовательной системы: здесь отрабатываются  инновационные технологии, здесь прорастает то, что персонализирует каждую школу и образовательный маршрут каждого учащегося. Использование уникальных возможностей дополнительного образования в целях формирования единого образовательного пространства позволит  повысить качество обучения и воспитания, становления личности в  разнообразных развивающих средах, построить индивидуальные  образовательные маршруты учащихся и содействовать их профессиональному самоопределению, адаптации к жизни в обществе, приобщению к здоровому  образу жизни. Особое внимание в Москве уделяется развитию предметного  дополнительного образования — открыты межшкольные межрайонные предметные кружки для высокомотивированных к занятиям наукой  обучающихся, в том числе, математические кружки для победителей и  призеров олимпиад по точным наукам, базирующиеся в 50 школах города. Все это сближает общее и дополнительное образование. Но здесь среди  трудностей стоит отметить взаимоотношения дополнительного образования  детей и внеурочной деятельности, когда нередко одна образовательная  практика подменяется другой, и  не всегда в пользу обучающихся. Дополнительное образование, требующее более серьезной ресурсной  базы, москвичи могут получить как на базе самостоятельных образовательных организаций дополнительного образования, распределенных по Москве, так и  в организациях профессионального образования Москвы ­ колледжах и  ВУЗах. В скором времени ведущие организации дополнительного образования  Москвы получат возможность создать на своей базе детские технопарки. К  этому процессу сегодня активно подключаются московские колледжи и ВУЗы с их развитой научно­технической инфраструктурой. Особая роль в системе дополнительного образования Москвы отведена  учреждениям среднего профессионального образования — на базе колледжей  воссоздаются станции юных техников, дающие возможность детям получить  дополнительное образование технической и естественнонаучной  направленностей на высокотехнологичной базе и высоком профессиональном  уровне. Дополнительное образование детей в городе Москве – неотъемлемая  часть системы непрерывного образования, предоставляющее возможности для творческого, интеллектуального, физического развития личности, а также  удовлетворения образовательных потребностей и построения индивидуальных образовательных маршрутов. Оно должно стать одним из ведущих ресурсов  проектирования пространства персонального образования и развития  мотивации подрастающего поколения к познанию, творчеству, труду, спорту,  культуре. Возможности дополнительного образования активно используются в  развитии профильного образования — открыты 72 кадетских, 50 инженерных  и 50 медицинских классов для обучающихся, определившихся с выбором  будущей профессии. Конечно, сегодня требуется обновление содержания, форм и  технологий дополнительного образования детей в соответствии с интересами  и потребностями ребенка и его семьи. Несмотря на свою мобильность и  вариативность, формализованное дополнительное образование детей не всегда успевает реагировать на вызовы «времени изменяющихся изменений».  Появляются новые проекты, формы и организации, близкие по целям и  ценностям формализованной системе дополнительного образования детей. Среди новых форм, направленных на мотивацию детей, подростков и  молодежи к расширению спектра получения дополнительных знаний, компетенций и навыков, к осознанному выбору жизненного пути, сегодня  можно выделить крупные городские просветительские проекты: ­ «Университетские субботы» ­ лекции, мастер­классы, экскурсии  от ведущих ВУЗов Москвы, которые может выбрать любой учащийся; ­ «Профессиональная среда» и «Профессиональные каникулы» ­  знакомство школьников и их родителей с учреждениями профессионального  образования Москвы с целью профессионального самоопределения; ­ «Субботы активиста» ­ семинары, мастер­классы и встречи для  учащихся школ, заинтересованных в участии в государственно­общественном  управлении образованием; ­ «Субботы мужества» ­ экскурсии, лекции, мастер­классы по  строевой и огневой подготовке, знакомство с новейшими образцами военной  техники в ведущих военных ВУЗах, воинских частях, музеях и учебных  комплексах ДОСААФ России по Москве. Цель проекта ­ воспитание  патриотов Отечества, гордости за Вооруженные Силы и страну,  формирование положительной мотивации у обучающихся к прохождению  военной службы по контракту и призыву. Разрабатываются и реализуются совместные просветительские проекты  с учреждениями культуры: «Всей семьей ­ в театр», «Всей семьей в музей»,  «Семейное путешествие» и т.д. Перечень совместных проектов пополнился  новым проектом Департамента культуры города Москвы и Департамента  образования города Москвы — «Урок в музее». Проект призван дополнить и  разнообразить учебную программу, показать ученикам практическое  применение школьных предметов, приобщить школьников к посещению  музеев и других учреждений культуры. Система дополнительного образования детей и сфера образовательного  досуга является сегодня привлекательной для инвестиций: в Москве  открываются и развиваются новые интересные практики, пользующиеся  популярностью у юных москвичей – «Экспериментариум», «Мастерславль»,  «Иннопарк», «Кидбург», «Марс­Тефо», «Эврика­парк» и др. Тысячи  москвичей и гостей столицы ежедневно делают выбор в пользу  познавательного и полезного досуга. В заключение можно выделить основные тенденции, определяющие  развитие дополнительного образования детей в системе столичного  образования: ­ обеспечение доступности качественного дополнительного  образования для всех категорий детского населения в городе Москве; ­ усиление опережающего характера и вариативности современного  дополнительного образования, предоставление широкого спектра  образовательных услуг как пространства возможностей и выбора  персональной траектории развития; ­ интеграция общего и дополнительного образования для создания  единого образовательного пространства на базе крупных образовательных  комплексов; ­ развитие ресурсного потенциала дополнительного образования,  модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей за счет  государственной поддержки и увеличения инвестиционной  привлекательности; ­ совершенствование финансово­экономических механизмов  развития системы дополнительного образования детей, поддерживающих ее  позитивные количественные и качественные изменения; ­ ­ доступность глобального знания и информации для каждого; мотивация внутренней активности саморазвития детской и  подростковой субкультуры к познанию, творчеству, труду, спорту,  приобщение к ценностям и традициям многонациональной культуры  российского народа; ­ создание конкурентной образовательной среды за счет создания  новых типов образовательных организаций дополнительного образования  детей, обладающих развитой инфраструктурой и ориентированных на  реализацию образовательных программ повышенного уровня; ­ использование уникальных социокультурных и научно­ просветительских возможностей московского мегаполиса; ­ активизация возможностей для реализации дополнительного  образования детей профессиональных образовательных организаций, научно­ методических и сервисных, производственных организаций; ­ привлечение молодых специалистов и профессионалов в сферу  дополнительного образования детей, как наиболее привлекательную среду  для реализации новых идей, технологий и решений. Современное столичное дополнительное образование становится не  просто элементом существующей системы общего образования, но и  самостоятельным источником образования, способствующим достижению  ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения  ребенка. Оно является одним из определяющих факторов развития  склонностей, способностей и интересов, личностного, социального и  профессионального самоопределения детей, позволяющих приобрести  устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать  себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально и личностно. Сформированные в процессе реорганизации образовательные комплексы предоставляют детям большой выбор разнообразных дополнительных  образовательных услуг, удовлетворяющих детские интересы и потребности.  Но, конечно, нельзя сказать, что здесь все легко и понятно: есть трудности,  которые в ближайшие годы придется разрешить. Во многом это связано и с  определением ценностного, целевого, функционального назначения  дополнительного образования в государстве, регионе, обществе, образовании. А существующие противоречия требуют совместных решений как на  региональном, так и на федеральном уровне. Эффективность принятой модели развития дополнительного  образования детей в сегодняшних нормативных и финансовых условиях не  заставит себя ждать. А распределенное использование колоссальных ресурсов московского мегаполиса будет оказывать прямое влияние на повышение  качества и доступности дополнительного образования для каждого  горожанина. Вывод: Дополнительное образование детей дошкольного возраста является  приоритетным и основополагающим фактором для системы дополнительного  образования в контексте непрерывного образования. В настоящее время  происходит всплеск и развитие всей системы дополнительного образования,  ее нормативно­правового обеспечения. Это обусловлено модернизацией  российского образования в целом, целью которого является реализация прав  детей по международным и федеральным нормативно­правовым актам,  удовлетворение их образовательных потребностей и всестороннее развитие. Список литературы: Нормативно­правовые акты: 1. Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи  ООН от 20 ноября 1959 года) ­ URL:  http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от  20 ноября 1989 г.) ­ URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием  4. 5. 2. 3. 6. 7. 12.12.1993 г. ­ М.: Юрист, 2013. ­ 68 с.  Федеральный Закон РФ от 24 июля 1998 года N 124­ФЗ «Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 03.12.2011 г.) // Российская газета. № 147, 05.08.98. Федеральный закон РФ «О дополнительном образовании» от 12.07.2001 (принят  Постановлением ГД ФС РФ от 12.07.2001 N 1794­III ГД) ­ URL  http://www.lawrussia.ru/texts/legal_523/doc523a242x575.htm Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273­ФЗ «Об  образовании в Российской Федерации» // Российская газета. № 5976, 31.12.2012.  Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг. (утверждена  Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761) // СЗ РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.  8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена  постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751) // Российская газета. № 196,  11.10.2000. 9. Концепция долгосрочного социально­экономического развития России на период до  2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662­р, ред. от 08.08.2009) // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.  10. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015гг.  (утверждена распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163­р, ред. от 27.12.2012) //  СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1377. 11. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на  2013–2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 2148­р)  ­  URL: http://минобрнауки.рф/документы/2882  12. Устав Государственного бюджетного учреждения «Детский молодежный центр  Синяя птица» ­ http://дмц­синяяптица.рф/wp­content/uploads/2017/04/Устав­2017.pdf Литература: 13. 14. Веракса Н. Проектная деятельность школьников. ­ М.: Мозаика­Синтез, 2014. – С.12 Гликман  И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование // Школьные  технологии. ­ 2016. ­ № 3. ­ С. 91­95. 15. Данчук И.И. Актуальность современного дополнительного образования в развитии  творчества детей // Актуальные проблемы гуманитарных т естественных наук. ­ 2014. ­ № 01 (60). ­  Ч. II. 16. Зачесова Е.В. Представление результатов исследований школьников // Школьные  технологии. ­ 2013. ­ № 4. ­ С. 115­122. 17. Машинистова Н. В. Нормативно­правовое обеспечение системы дополнительного  образования детей в Российской Федерации // Педагогика: традиции и инновации: материалы III  междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). ­ Челябинск: Два комсомольца, 2013. ­ С. 37­ 40. Меняева И.Н. Организация поисковой, исследовательской, экспериментальной  работы в школе // Педагогическая мастерская. ­ 2015. ­ № 3. ­ С. 12­15. Методические рекомендации о преподавании предмета «Обществознание» в 2015­ 2016 году/материалы подготовлены Шевченко С.В. ст. преподаватель кафедры социального  образования ГОУ ДПО  (повышения квалификации) специалистов Санкт­Петербургская академия  постдипломного педагогического образования. ­ С­Пб, 2015 20. Организация проектной и учебно­исследовательской деятельности учащихся в  соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. ­ М.: Перспектива, 2015. –  С.26 Павлова  М. И. Игровые технологии в дополнительном образовании детей //  Молодой ученый. ­ 2014. ­ №5. ­ С. 543­546.  Синицын Ю. Н., Хентонен А. Г. Методологические регулятивы разработки  педагогической деятельности современного учителя // Актуальные проблемы гуманитарных и  естественных наук: научный журнал. № 12–2. М, 2013. ­ С.280–283. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. ­  18. 19. 21. 22. 23. 24. 25. СПб. : Питер, 2015. – С.44 Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших  школьников. Рекомендации, проекты. ­ М.: Учитель, 2014. – С.48 Хентонен А. Г., Бельская К. В. Современные тенденции развития системы  дополнительного образования в России // Молодой ученый. ­ 2016. ­ №23. ­ С. 527­529 Якиманская, И.С. Основы личностно­ориентированного образования /  26. И.С.Якиманская. ­ Москва: БИНОМ. Лаборатория знания, 2014. – 221 с. 27. Чернышева О.А. Обществознание. 5­11 классы. Проектная деятельность. Методика,  технология, результаты. Учебно­методическое пособие. ­ М.: Легион, 2015. – С. 43

Нормативно-правовая база работы центров дополнительного образования на муниципальном уровне (на примере г.Москвы)

Нормативно-правовая база работы центров дополнительного образования на муниципальном уровне (на примере г.Москвы)

Нормативно-правовая база работы центров дополнительного образования на муниципальном уровне (на примере г.Москвы)

Нормативно-правовая база работы центров дополнительного образования на муниципальном уровне (на примере г.Москвы)

Нормативно-правовая база работы центров дополнительного образования на муниципальном уровне (на примере г.Москвы)

Нормативно-правовая база работы центров дополнительного образования на муниципальном уровне (на примере г.Москвы)

Нормативно-правовая база работы центров дополнительного образования на муниципальном уровне (на примере г.Москвы)

Нормативно-правовая база работы центров дополнительного образования на муниципальном уровне (на примере г.Москвы)

Нормативно-правовая база работы центров дополнительного образования на муниципальном уровне (на примере г.Москвы)

Нормативно-правовая база работы центров дополнительного образования на муниципальном уровне (на примере г.Москвы)

Нормативно-правовая база работы центров дополнительного образования на муниципальном уровне (на примере г.Москвы)

Нормативно-правовая база работы центров дополнительного образования на муниципальном уровне (на примере г.Москвы)

Нормативно-правовая база работы центров дополнительного образования на муниципальном уровне (на примере г.Москвы)

Нормативно-правовая база работы центров дополнительного образования на муниципальном уровне (на примере г.Москвы)

Нормативно-правовая база работы центров дополнительного образования на муниципальном уровне (на примере г.Москвы)

Нормативно-правовая база работы центров дополнительного образования на муниципальном уровне (на примере г.Москвы)

Нормативно-правовая база работы центров дополнительного образования на муниципальном уровне (на примере г.Москвы)

Нормативно-правовая база работы центров дополнительного образования на муниципальном уровне (на примере г.Москвы)

Нормативно-правовая база работы центров дополнительного образования на муниципальном уровне (на примере г.Москвы)

Нормативно-правовая база работы центров дополнительного образования на муниципальном уровне (на примере г.Москвы)

Нормативно-правовая база работы центров дополнительного образования на муниципальном уровне (на примере г.Москвы)

Нормативно-правовая база работы центров дополнительного образования на муниципальном уровне (на примере г.Москвы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2018