Нормы и ценности христианской морали в деятельности Курских обителей в исторической перспективе.
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
история +1
Взрослым
05.04.2018
Автор статьи обращается к проблеме воспитания молодого поколения в духе христианской морали посредством изучения истории монастырей Курского края. Приводит примеры социально-полезной деятельности Курской епархии и наиболее крупных монастырей. Рассматривает просветительскую и благотворительную деятельность курских монастырей; роль обителей в духовном и религиозно-нравственном воспитании.
Пинаева И.В. - статья.docx
Пинаева Ирина Владимировна
преподаватель
ОБПОУ «Курский автотехнический колледж»
Нормы и ценности христианской морали в деятельности Курских
обителей в исторической перспективе.
Рассматривая процесс воспитания современной молодежи, следует уделить
особое внимание изучению истории России. Ведь именно история предков их
ратные и трудовые подвиги, система ценностей, культура, достижения позволяют
молодежи понять дух ушедших эпох, почувствовать свою сопричастность к
процессам, происходящим в стране, свою ответственность за будущее своей
страны. В данном контексте важную роль играет изучение истории родного края,
как основы формирования ответственного и уважительного отношения к своей
истории.
В последние десятилетия активно обсуждается вопрос о значении
традиционных христианских ценностей для российского общества, об их роли в
сохранении культурных традиций. История Российского государства, русского
народа вот уже более тысячелетия связана с историей Русской Православной
церкви. В современном обществе Церковь может оказать значительное влияние на
развитие духовности, помочь в развитии национальной духовной культуры, помочь
людям стать милосерднее, добрее. Изучая историю русского православия,
православия на Курской земле, особое внимание следует уделить деятельности
монастырей. Как заметил еще в начале XX в. исследователь А. Фирсов: «Наши
предки взирали на монастыри как на святые обители, как на оплот веры в Бога, а
на иноков, … как на людей особой благочестивой жизни» [10, с. 929]. Ведь именно
в монастыре, вдали от суетности, человек своей душой может прочувствовать
сохранившиеся культурные и культовые традиции, совмещение исторических эпох.
Именно в намоленных стенах монастыря приходит понимание связи прошлого,
настоящего и будущего, только понимание этой связи истории и современности,
вера в духовную связь с предками может помочь нам сохранить и приумножить
нашу культуру. Изучая историю монастырей, мы находим примеры искреннего
усердного служения вере, стране, народу, обществу. Примеры христианского
милосердия и человеколюбия, благочестивой, праведной жизни.
Монастыри Курской епархии были не только проводниками христианства и
хранителями христианских традиций, славились они также ремесленной,
хозяйственной, благотворительной и просветительской деятельностью. Можно
уделить внимание этому вопросу в курсе краеведения или ОПК (Основы
православной культуры). Для начала следует определить географические границы
Курской епархии в XIX в. (в пору ее расцвета) т.к. они несколько отличаются от
границ современной Курской области. В подчинении Курской епархии входили
1 территории современных Курской и Белгородской областей, часть земель
современной Украины и другие территории.
Наиболее крупные монастыри Курской епархии: Коренной Рождество
Богородицкий мужской монастырь, Знаменский мужской монастырь, Курский
СвятоТроицкий женский монастырь и Борисовская Тихвинская девичья пустынь.
Логично изучить историю каждого монастыря в отдельности, начиная с момента
основания и уделяя внимание различным аспектам деятельности.
Заслуживает внимания благотворительная и просветительская деятельность
Курской епархии. Особенно активно социальнополезная работа проводилась
епархией во второй половине XIX в. начале XX в. В это время усилиями епархии
был открыт Курский духовный приют (1866 г.), начали работу женские училища
при Белгородском женском и СвятоТроицком женском монастырях (1869 г.).
Особое внимание уделялось детямсиротам: в 1879 г. был основан
Александровский приют для мальчиков в Знаменском монастыре, а в 1884 г. –
приют для девочек в епархиальном училище. В 1892 г. была открыта церковно
приходская школа для беднейших жителей Курска. В том же году стала работать
воскресная женская школа.
Не осталась без внимания епархии и
благотворительность – в июле 1885 г. в Белгороде открылась Иоасафо
Порфирьевская богадельня на 38 женских и 14 мужских мест [2, с. 92]. В период
русскояпонской войны 1904–1905 гг. Курская епархия попрежнему активно
занималась благотворительностью: проводила сбор пожертвований на содержание
военных госпиталей и лазаретов, собирала средства для воинов, сражавшихся в
Манчжурии [11, с. 279]. Такую же деятельность проводила епархия и во время I
Мировой войны: сбор пожертвований для армии, открытие госпиталя в
Знаменской Роще. На епархиальных съездах духовенства не были обделены
вниманием вопросы развития образования и культуры. В 1904 г. съездом
епархиального духовенства было принято решение о составлении церковно
приходских летописей, которые должны были излагать историю сел и деревень
Курской епархии [2, с. 93]. При участии епархии образовывались и вели весьма
полезную работу церковнопросветительские общества: в январе 1912 г. открылось
Курское церковное археологическое общество, в марте 1913 г. начало свою
деятельность Иоасафское общество трезвости. Таким образом епархиальное
управление заботилось не только о духовнорелигиозном воспитании прихожан, но
и о их физическом здоровье. В ноябре 1915 г. было образовано Курское
попечительство о беженцах, которое приложило немало усилий для оказания
помощи православным, эвакуированным из западных районов Российской империи
[11, с. 280].
Изучая историю Коренной РождествоБогородицкой пустыни, конечно же,
стоит начать с рассмотрения темы "Обретение иконы Знамения Божьей Матери", с
которой связана история обители, выяснить какое значение для освоения и
заселения этих земель имело построение часовни в Коренной пустыни. Также
следует упомянуть о том, какие почести были оказаны иконе царем Иоанном
2 Федоровичем и его супругой Ириной, собственноручно украсившей икону атласом,
расшитым золотом, серебром и жемчугом. Именно царь Иоанн Федорович повелел
построить монастырь с церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы, так
возникла Коренная Рождество – Богородицкая пустынь [9, с. 53]. Отдельно можно
изучить тему "Коренной РождествоБогородицкий монастырь в XVII первой
половине XVIII в." это период серьезных испытаний для страны, которые не
обошли стороной и Курскую землю. В начале XVII в. Россия переживала Смутное
время, неоднократно пришлось пережить Курскому краю разорительные
нашествия поляков, а затем на протяжении первой половины XVII в. и позже
опустошительные набеги крымских татар. Много раз Коренной монастырь
подвергался разорению, но благодаря вере и твердости монашествующих и
послушников, помощи мирян сохранялся и снова восстанавливался. На этот
период приходится начало формирования традиции крестного хода и проведения
торга (ярмарки). Также следует уделить внимание теме "Роль личности
настоятелей в развитии обители". Например, примечательна деятельность отца
Исайи, которому удалось вывести монастырь из состояния упадка во второй
половине XVIII в. (вследствие изъятия монастырских земельных угодий).
Отдельного внимания в контексте изучения данной темы стоит деятельность
настоятеля Макария Каменецкого, с именем которого связан расцвет обители в
первой четверти XIX в., а также деятельность архимандрита Паисия, при котором
были построены многие каменные здания монастыря. Разнообразна и успешна
была "Хозяйственная и благотворительная деятельность монастыря" этой теме
тоже стоит уделить внимание. В ведении обители находилась мельница в с. Долгое,
кирпичный завод, кузница, квасоварня, плодовые сады, пасеки [6, с. 89]. Средства,
получаемые монастырем, тратились не только на собственные нужды, но и на
общественнополезные дела: это отчисления в пользу Красного Креста, снабжение
богомольцев ежедневными бесплатными обедами, содержание школы живописи
для мальчиков при монастыре, в селе Дерлов Фатежского уезда школы грамоты
при церкви [4, л. 110]. Обитель продолжала участвовать в жизни общества и в
начале XX вв.: во время русскояпонской войны монастырь пожертвовал на нужды
армии 2,5 миллиона рублей. В годы Первой Мировой войны монастырь на
собственные средства кормил богомольцев и беженцев, лечил раненных, содержал
больницу. На деньги, выделенные обителью, был открыт телеграф в Коренной
слободе [1, с 59].
Изучая "Историю Знаменского монастыря", следует вспомнить о трагических
событиях Смутного времени, которые Курский край переживал вместе со всей
страной в начале XVII в. В 1612 г. Курск подвергся нападению польсколитовских
интервентов во главе с гетманом Жолкевским. В течение четырех месяцев город
героически оборонялся, жители Курска под предводительством воеводы
стольника Татищева укрылись в малом остроге (крепости). Куряне просили
помощи и защиты у Бога, и дали обет в случае спасения от грозящего бедствия
построить внутри города монастырь во имя Богоматери [5, с. 53]. Через четыре
3 недели безуспешной осады вражеское войско отступило от стен Курской крепости,
а куряне приступили к претворению в жизнь данного обещания и начали строить
монастырь как раз на месте малого острожка. Монастырь пользовался уважением
российских государей, о чем свидетельствуют грамоты и особые почести,
оказываемые ему царями Алексеем Михайловичем, Иоанном и Петром
Алексеевичами. Заслуживает внимания тема "Хозяйственная деятельность
обители и ее влияние на развитие крестьянского хозяйства". Известно, что
архимандрит Геннадий, управлявший монастырем в начале XVIII в., предписывал
раздавать монастырскую землю для обработки крестьянам, разрешив им
производить сбор урожая в свою пользу. Крестьяне старались заимствовать у
монастыря успешный опыт ведения хозяйства. В монастыре процветало юхтовое
мастерство. Обучение крестьян ремеслам и искусствам составляло предмет
серьезных забот монастырского начальства. Например, в октябре 1761 г.
архимандрит Гедеон отправил крестьянских детей к Харьковскому живописцу
Свидерскому для обучения «живописному мастерству», сроком на четыре года.
Проживавшие в вотчинах Знаменского монастыря плотники, столяры, каменщики,
кирпичники и другие мастера считались одними из лучших и были широко
известны [7, с. 327]. Примечательна "Духовнопросветительская деятельность
монастыря": в 1737 г. в его стенах на основе славянороссийской школы низшего
типа была открыта словенсколатинская школа для духовного образования
юношества, позже преобразованная в духовное училище с числом учеников более
200. Конечно же, монастырь занимался благотворительностью: забота о нищих,
уход за престарелыми офицерами и солдатами, в неурожайные 1733 и 1750 гг. из
монастырских житниц на посев полей и прокормление крестьянам выдавался
зерновой хлеб [8, с. 386]. Особое внимание уделялось воспитанию
незаконнорожденных или же брошенных родителями детей. Кроме того,
благотворительная деятельность монастыря выражалась в денежных
пожертвованиях «на школьное дело», в открытии и содержании за свой счет
монастырской приходской школы, в предоставлении помещения и части денежных
средств для обучения и проживания осиротевших детей епархиального
духовенства.
Благотворительная деятельность монастыря примечательна не
только в границах Курска, но и в масштабах всей страны. В 1914 г. были
осуществлены пожертвования: на строительство храма во имя Св. Ольги в г.
Пскове, на создание воздушного флота Всероссийского Аэроклуба, в
Скобелевский комитет г. СанктПетербурга для открытия госпиталейсанаториев,
сооружение храма в память трехсотлетия царствования дома Романовых (Санкт
Петербург), на строительство храма во имя Св. Благоверного Великого князя
Александра Невского, в память освобождения крестьян от крепостной
зависимости, на сооружение в Москве памятника М.И. Кутузову, на ежегодные
сборы средств для поддержания православия на Святой земле и паломничества в
Палестину, в пользу голодающих в Галиции и Буковине, на ежегодную помощь
слепым и прокаженным, на построение церквей и школ для переселенцев в
4 Зауральских епархиях [3, л. 50]. В том же, 1914 г., Знаменский монастырь внес
1200 рублей на оборудование епархиального лазаретасанатория для больных и
раненых, а также на нужды церковноприходской школы при монастыре. Кроме
того, в сентябре 1914 г. были пожертвованы значительные суммы в пользу
Российского Красного Креста.
История монастырей Курской епархии отражала историю развития Курского
края и самого Российского государства. Вместе с Россией монастыри переживали
периоды трудностей и невзгод, не только духовно наставляя граждан, но и помогая
материально. Монастыри оказывали помощь армии, выделяли деньги на
строительство больниц, занимались благотворительностью, давали кров
обездоленным детям, активно участвовали в развитии образования, играли очень
важную роль в поддержании духовности и религиознонравственном воспитании
общества, оставаясь хранителями и проводниками главных для каждого человека
нравственных идеалов: милосердия, сострадания и любви. Обители пользовались
большим уважением среди верующих, поэтому, если в жизни монастыря наступали
тяжелые времена, миряне всегда готовы были оказать ему помощь. Во все времена
святые обители ревностно хранили религиозные святыни и вековые культурные
традиции. И в наше сложное время, обращаясь к истории обителей, мы видим
истинный пример сохранения и приумножения норм и ценностей христианской
морали.
1. Арцыбашева Т.Н. Курский край и монастырская культура. – Курск:
Список литературы.
Издво Курск. гос. пед. института, 1998. – 72 с.
2. Бугров Ю.А. История Курской епархии: посвящается столетию
канонизации Преподобного Серафима Саровского. Курск: Издат.
центр «ЮМЭКС», 2003. 102 с.
3. ГАКО. Ф. 186. Оп. 1. Д. 82. Л. 50.
4. ГАКО. Ф. 187. ОП. 2л. Д. 149. Л. 110.
5. Истомин И.
Историческое
описание Курского Знаменского
первоклассного монастыря (1857 г.) // Памятная книжка Курской
губернии на 1860 г. Курск: Типография Курского губернского
правления, 1860. С. 52 – 73.
6. Историческое описание Коренной Рождество Богородицкой пустыни /
Составитель иеромонах Леонид. СПб.: Типография Дома призрения
малолетних бедных, 1876 . – 190 с.
7. Курские епархиальные ведомости. 1914. № 15 – 16. С. 327.
8. Курские епархиальные ведомости. 1914. № 17. С. 386.
9. Лысых В.Н. Коренная пустынь – прошлое и настоящее // Сборник
докладов областной научнопрактической конференции. Курск, 1998.
С. 51 – 57.
5 10. Фирсов А. Коренная пустынь // Исторический вестник. Курск, 1915.
11.
кн. 3. С. 929.
Чебанов О.Н. Социальный аспект деятельности Курской епархии //
Социальное партнерство госва и церкви: Сборник материалов. Курск:
Курская городская типография, 2004. С. 277 – 280.
6
Нормы и ценности христианской морали в деятельности Курских обителей в исторической перспективе.
Нормы и ценности христианской морали в деятельности Курских обителей в исторической перспективе.
Нормы и ценности христианской морали в деятельности Курских обителей в исторической перспективе.
Нормы и ценности христианской морали в деятельности Курских обителей в исторической перспективе.
Нормы и ценности христианской морали в деятельности Курских обителей в исторической перспективе.
Нормы и ценности христианской морали в деятельности Курских обителей в исторической перспективе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.