Нормы и ценности христианской морали в деятельности Курских обителей в исторической перспективе.
Оценка 4.7

Нормы и ценности христианской морали в деятельности Курских обителей в исторической перспективе.

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
история +1
Взрослым
05.04.2018
Нормы и ценности христианской морали в деятельности Курских обителей в исторической перспективе.
Автор статьи обращается к проблеме воспитания молодого поколения в духе христианской морали посредством изучения истории монастырей Курского края. Приводит примеры социально-полезной деятельности Курской епархии и наиболее крупных монастырей. Рассматривает просветительскую и благотворительную деятельность курских монастырей; роль обителей в духовном и религиозно-нравственном воспитании.
Пинаева И.В. - статья.docx
Пинаева Ирина Владимировна преподаватель ОБПОУ «Курский автотехнический колледж» Нормы и ценности христианской морали в деятельности Курских обителей в исторической перспективе.   Рассматривая процесс воспитания современной молодежи, следует уделить особое внимание изучению истории России. Ведь именно история предков ­ их ратные и трудовые подвиги, система ценностей, культура, достижения позволяют молодежи   понять   дух   ушедших   эпох,   почувствовать   свою   сопричастность   к процессам,   происходящим   в   стране,   свою   ответственность   за   будущее   своей страны. В данном контексте важную роль играет изучение истории родного края, как   основы   формирования  ответственного  и  уважительного  отношения  к   своей истории.  В   последние   десятилетия   активно   обсуждается   вопрос   о   значении традиционных христианских ценностей для российского общества, об их роли в сохранении   культурных   традиций.  История   Российского   государства,   русского народа   вот   уже   более   тысячелетия   связана   с   историей   Русской   Православной церкви. В современном обществе Церковь может оказать значительное влияние на развитие духовности, помочь в развитии национальной духовной культуры, помочь людям   стать   милосерднее,   добрее.   Изучая   историю   русского   православия, православия на Курской земле, особое внимание следует уделить деятельности монастырей. Как заметил еще в начале  XX  в. исследователь А. Фирсов: «Наши предки взирали на монастыри как на святые обители, как на оплот веры в Бога, а на иноков, … как на людей особой благочестивой жизни» [10, с. 929]. Ведь именно в   монастыре,   вдали   от   суетности,   человек   своей   душой   может   прочувствовать сохранившиеся культурные и культовые традиции, совмещение исторических эпох. Именно   в   намоленных   стенах   монастыря   приходит   понимание   связи   прошлого, настоящего и будущего, только понимание этой связи истории и современности, вера в духовную связь с предками  может помочь нам сохранить и приумножить нашу   культуру.  Изучая   историю   монастырей,  мы   находим   примеры   искреннего усердного   служения   вере,   стране,   народу,   обществу.   Примеры   христианского милосердия и человеколюбия, благочестивой, праведной жизни.  Монастыри Курской епархии были не только проводниками христианства и хранителями   христианских   традиций,   славились   они   также   ремесленной, хозяйственной,   благотворительной   и   просветительской   деятельностью.   Можно уделить   внимание   этому   вопросу   в   курсе   краеведения   или   ОПК   (Основы православной культуры). Для начала следует определить географические границы Курской епархии в XIX в. (в пору ее расцвета) ­ т.к. они несколько отличаются от границ современной Курской области.  В подчинении Курской епархии входили 1 территории   современных   Курской   и   Белгородской   областей,   часть   земель современной Украины и  другие территории.  Наиболее   крупные   монастыри   Курской   епархии:   Коренной   Рождество­ Богородицкий   мужской   монастырь,   Знаменский   мужской   монастырь,   Курский Свято­Троицкий женский монастырь и Борисовская Тихвинская девичья пустынь. Логично изучить историю каждого монастыря в отдельности, начиная с момента основания и уделяя внимание различным аспектам деятельности.   Заслуживает внимания благотворительная и просветительская деятельность Курской   епархии.   Особенно   активно   социально­полезная   работа   проводилась епархией во второй половине XIX в. ­ начале XX в. В это время усилиями епархии был открыт Курский духовный приют (1866 г.), начали работу женские училища при   Белгородском   женском   и   Свято­Троицком   женском   монастырях   (1869   г.). Особое   внимание   уделялось   детям­сиротам:   в   1879   г.   был   основан Александровский приют для мальчиков в Знаменском монастыре, а в 1884 г. – приют для девочек в епархиальном училище. В 1892 г. была открыта церковно­ приходская школа для беднейших жителей Курска. В том же году стала работать воскресная   женская   школа.   Не   осталась   без   внимания   епархии   и благотворительность   –   в   июле   1885   г.   в   Белгороде   открылась   Иоасафо­ Порфирьевская богадельня на 38 женских и 14 мужских мест [2, с. 92]. В  период русско­японской   войны  1904–1905   гг.   Курская   епархия   по­прежнему   активно занималась благотворительностью: проводила сбор пожертвований на содержание военных госпиталей и лазаретов, собирала средства для воинов, сражавшихся в Манчжурии [11, с. 279].  Такую же деятельность проводила епархия и во время I Мировой   войны:   сбор   пожертвований   для   армии,   открытие   госпиталя   в Знаменской   Роще.   На   епархиальных   съездах   духовенства   не   были   обделены вниманием   вопросы   развития   образования   и   культуры.   В   1904   г.   съездом епархиального   духовенства   было   принято   решение   о   составлении   церковно­ приходских летописей, которые должны были излагать историю сел и деревень Курской епархии [2, с. 93]. При участии епархии образовывались и вели весьма полезную работу церковно­просветительские общества: в январе 1912 г. открылось Курское   церковное   археологическое   общество,   в   марте   1913   г.   начало   свою деятельность   Иоасафское   общество   трезвости.   Таким   образом   епархиальное управление заботилось не только о духовно­религиозном воспитании прихожан, но и   о   их   физическом   здоровье.  В   ноябре   1915   г.   было   образовано   Курское попечительство   о   беженцах,   которое   приложило   немало   усилий   для   оказания помощи православным, эвакуированным из западных районов Российской империи [11, с. 280].  Изучая   историю   Коренной   Рождество­Богородицкой   пустыни,   конечно   же, стоит начать с рассмотрения темы "Обретение иконы Знамения Божьей Матери", с которой   связана   история   обители,   выяснить   какое   значение   для   освоения   и заселения   этих   земель   имело   построение   часовни   в   Коренной   пустыни.   Также следует   упомянуть   о   том,   какие   почести   были   оказаны   иконе   царем   Иоанном 2 Федоровичем и его супругой Ириной, собственноручно украсившей икону атласом, расшитым золотом, серебром и жемчугом. Именно царь Иоанн Федорович повелел построить монастырь с церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы, так возникла Коренная Рождество – Богородицкая пустынь [9, с. 53]. Отдельно можно изучить   тему   "Коренной   Рождество­Богородицкий   монастырь   в  XVII  ­   первой половине  XVIII  в." ­ это период серьезных испытаний  для страны, которые не обошли стороной и Курскую землю. В начале XVII в. Россия переживала Смутное время,   неоднократно   пришлось   пережить   Курскому   краю   разорительные нашествия поляков, а затем ­ на протяжении первой половины  XVII  в. и позже ­ опустошительные   набеги   крымских   татар.   Много   раз   Коренной   монастырь подвергался   разорению,   но   благодаря   вере   и   твердости   монашествующих   и послушников,   помощи   мирян   сохранялся   и   снова   восстанавливался.   На   этот период приходится начало формирования традиции крестного хода и проведения торга   (ярмарки).   Также   следует   уделить   внимание   теме   "Роль   личности настоятелей   в   развитии   обители".   Например,   примечательна   деятельность   отца Исайи,   которому   удалось   вывести   монастырь   из   состояния   упадка   во   второй половине  XVIII  в.   (вследствие   изъятия   монастырских   земельных   угодий). Отдельного   внимания   в   контексте   изучения   данной   темы   стоит   деятельность настоятеля Макария Каменецкого, с именем которого связан расцвет обители в первой четверти XIX  в., а также деятельность архимандрита Паисия, при котором были   построены   многие   каменные   здания   монастыря.    Разнообразна   и  успешна была "Хозяйственная и благотворительная деятельность монастыря" ­ этой теме тоже стоит уделить внимание. В ведении обители находилась мельница в с. Долгое, кирпичный завод,  кузница, квасоварня, плодовые сады, пасеки [6, с. 89]. Средства, получаемые   монастырем,   тратились   не   только   на   собственные   нужды,   но   и   на общественно­полезные дела: это отчисления в пользу Красного Креста, снабжение богомольцев   ежедневными   бесплатными   обедами,   содержание   школы   живописи для мальчиков при монастыре, в селе Дерлов Фатежского уезда  ­ школы грамоты при церкви [4, л. 110]. Обитель продолжала участвовать в жизни общества и в начале  XX вв.: во время русско­японской войны монастырь пожертвовал на нужды армии   2,5   миллиона   рублей.   В   годы   Первой   Мировой   войны   монастырь   на собственные средства кормил богомольцев и беженцев, лечил раненных, содержал больницу.   На   деньги,   выделенные   обителью,   был   открыт   телеграф   в   Коренной слободе [1, с 59]. Изучая "Историю Знаменского монастыря", следует вспомнить о трагических событиях Смутного времени, которые Курский край переживал вместе со всей страной в начале XVII в. В 1612 г. Курск подвергся нападению польско­литовских интервентов во главе с гетманом Жолкевским. В течение четырех месяцев город героически   оборонялся,   жители   Курска   под   предводительством   воеводы стольника   Татищева   укрылись   в   малом   остроге   (крепости).   Куряне   просили помощи и защиты у Бога, и дали обет в случае спасения от грозящего бедствия построить внутри города монастырь во имя Богоматери [5, с. 53]. Через четыре 3 недели безуспешной осады вражеское войско отступило от стен Курской крепости, а куряне приступили к претворению в жизнь данного обещания и начали строить монастырь как раз на месте малого острожка. Монастырь пользовался уважением российских   государей,   о   чем   свидетельствуют   грамоты   и   особые   почести, оказываемые   ему   царями   Алексеем   Михайловичем,   Иоанном   и   Петром Алексеевичами.   Заслуживает   внимания   тема   "Хозяйственная   деятельность обители   и   ее   влияние   на   развитие   крестьянского   хозяйства".   Известно,   что архимандрит Геннадий, управлявший  монастырем в начале XVIII в., предписывал раздавать   монастырскую   землю   для   обработки   крестьянам,   разрешив   им производить   сбор   урожая   в   свою   пользу.   Крестьяне   старались   заимствовать   у монастыря успешный опыт ведения хозяйства.  В монастыре процветало юхтовое мастерство.   Обучение   крестьян   ремеслам   и   искусствам   составляло   предмет серьезных   забот   монастырского     начальства.   Например,   в   октябре   1761   г. архимандрит   Гедеон   отправил   крестьянских   детей   к   Харьковскому   живописцу Свидерскому для обучения «живописному мастерству», сроком на четыре года. Проживавшие в вотчинах Знаменского монастыря плотники, столяры, каменщики, кирпичники   и   другие   мастера     считались   одними   из   лучших   и   были   широко известны   [7,   с.   327].   Примечательна   "Духовно­просветительская   деятельность монастыря": в 1737 г. в его стенах на основе славяно­российской школы низшего типа   была   открыта   словенско­латинская   школа   для   духовного   образования юношества, позже преобразованная в духовное училище с числом учеников более 200. Конечно же, монастырь  занимался  благотворительностью: забота о нищих, уход за престарелыми офицерами и солдатами, в неурожайные 1733 и 1750 гг. из монастырских   житниц   на   посев   полей   и   прокормление   крестьянам   выдавался зерновой   хлеб   [8,   с.   386].  Особое   внимание   уделялось   воспитанию незаконнорожденных   или   же   брошенных   родителями   детей.   Кроме   того, благотворительная   деятельность   монастыря   выражалась   в   денежных пожертвованиях   «на   школьное   дело»,   в   открытии   и   содержании   за   свой   счет монастырской приходской школы, в предоставлении помещения и части денежных средств   для   обучения   и   проживания   осиротевших   детей   епархиального духовенства.  Благотворительная   деятельность   монастыря   примечательна   не только   в   границах   Курска,   но   и   в   масштабах   всей   страны.   В   1914   г.   были осуществлены   пожертвования:   на   строительство   храма   во   имя     Св.   Ольги   в   г. Пскове,   на   создание   воздушного   флота   Всероссийского   Аэроклуба,   в Скобелевский комитет г. Санкт­Петербурга для открытия госпиталей­санаториев, сооружение храма в память трехсотлетия царствования дома Романовых (Санкт­ Петербург),   на   строительство   храма   во   имя   Св.   Благоверного   Великого   князя Александра   Невского,   в   память   освобождения   крестьян   от   крепостной зависимости, на сооружение в Москве памятника М.И. Кутузову, на ежегодные сборы средств для поддержания православия на Святой земле и паломничества в Палестину, в пользу голодающих в Галиции и Буковине, на ежегодную помощь слепым   и   прокаженным,   на   построение   церквей   и   школ   для   переселенцев   в 4 Зауральских епархиях [3, л. 50]. В том же, 1914 г., Знаменский монастырь внес 1200 рублей на оборудование епархиального лазарета­санатория для больных и раненых, а также на нужды церковно­приходской школы при монастыре. Кроме того,   в   сентябре   1914   г.   были   пожертвованы   значительные   суммы   в   пользу Российского Красного Креста. История монастырей Курской епархии отражала историю развития Курского края и самого Российского государства. Вместе с Россией монастыри переживали периоды трудностей и невзгод, не только духовно наставляя граждан, но и помогая материально.   Монастыри   оказывали   помощь   армии,   выделяли   деньги   на строительство   больниц,   занимались   благотворительностью,   давали   кров обездоленным детям, активно участвовали в развитии образования,  играли очень важную роль в поддержании духовности и религиозно­нравственном воспитании общества, оставаясь хранителями и проводниками главных для каждого  человека нравственных идеалов: милосердия, сострадания и любви.  Обители пользовались большим уважением среди верующих, поэтому, если в жизни монастыря наступали тяжелые времена, миряне всегда готовы были оказать ему помощь. Во все времена святые обители ревностно хранили религиозные святыни  и вековые культурные традиции. И в наше сложное время, обращаясь к истории обителей, мы видим истинный   пример  сохранения   и  приумножения   норм   и  ценностей   христианской морали.  1. Арцыбашева   Т.Н.   Курский   край   и   монастырская   культура.   –   Курск: Список литературы. Изд­во Курск. гос. пед. института, 1998. – 72 с. 2. Бугров   Ю.А.   История   Курской   епархии:   посвящается   столетию канонизации   Преподобного   Серафима   Саровского.   ­   Курск:   Издат. центр «ЮМЭКС», 2003. ­ 102 с. 3. ГАКО. Ф. 186. Оп. 1. Д. 82. Л. 50. 4. ГАКО. Ф. 187. ОП. 2­л. Д. 149. Л. 110. 5. Истомин   И.   Историческое  описание   Курского   Знаменского первоклассного   монастыря   (1857   г.)   //   Памятная   книжка   Курской губернии   на   1860   г.   ­   Курск:   Типография   Курского   губернского правления, 1860.   С. 52 – 73. 6. Историческое описание Коренной Рождество Богородицкой пустыни / Составитель иеромонах Леонид. ­ СПб.: Типография Дома призрения малолетних бедных, 1876 . – 190 с. 7. Курские епархиальные ведомости. 1914. № 15 – 16. С. 327. 8. Курские епархиальные ведомости. 1914. № 17. С. 386. 9. Лысых   В.Н.   Коренная   пустынь   –   прошлое   и   настоящее   //   Сборник докладов областной научно­практической конференции. ­ Курск, 1998. ­ С. 51 – 57. 5 10. Фирсов А. Коренная пустынь // Исторический вестник.  ­ Курск, 1915. 11. кн. 3. С. 929.    Чебанов   О.Н.  Социальный   аспект   деятельности   Курской   епархии   // Социальное партнерство гос­ва и церкви: Сборник материалов. ­ Курск: Курская городская типография, 2004. ­ С. 277 – 280.   6

Нормы и ценности христианской морали в деятельности Курских обителей в исторической перспективе.

Нормы и ценности христианской морали в деятельности Курских обителей в исторической перспективе.

Нормы и ценности христианской морали в деятельности Курских обителей в исторической перспективе.

Нормы и ценности христианской морали в деятельности Курских обителей в исторической перспективе.

Нормы и ценности христианской морали в деятельности Курских обителей в исторической перспективе.

Нормы и ценности христианской морали в деятельности Курских обителей в исторической перспективе.

Нормы и ценности христианской морали в деятельности Курских обителей в исторической перспективе.

Нормы и ценности христианской морали в деятельности Курских обителей в исторической перспективе.

Нормы и ценности христианской морали в деятельности Курских обителей в исторической перспективе.

Нормы и ценности христианской морали в деятельности Курских обителей в исторической перспективе.

Нормы и ценности христианской морали в деятельности Курских обителей в исторической перспективе.

Нормы и ценности христианской морали в деятельности Курских обителей в исторической перспективе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2018