«О великий и могучий…. Русский язык!»(электив по русскому языку в 9 классе)
Оценка 4.6

«О великий и могучий…. Русский язык!»(электив по русскому языку в 9 классе)

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
русский язык
9 кл
12.01.2017
«О великий и могучий…. Русский язык!»(электив по русскому языку в 9 классе)
Данный материал предназначен для учителя русского языка.Занятия на курсе помогут - вызвать большой интерес к изобразительности слова, к выразительному богатству языка; - повысить культуру речи; - понять сложность языковых явлений; - овладеть теми несметными языковыми сокровищами, которые оставили нам в своих произведениях русские писатели-классики, могучие художники слова.электив по русскому языку
ЭЛЕКТИВ.doc
«О великий и могучий…. Русский язык!» Пояснительная записка. Язык ­ одно из самых великих творений человечества. Это важнейшее средство  общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается  человеческая мысль. Приобщение учащихся к тайнам родного языка, к богатству изобразительных  возможностей русского языка, расширение их кругозора ­ таковы цели электива. Занятия на курсе помогут ­ вызвать большой интерес к изобразительности слова, к выразительному богатству  языка; ­ повысить культуру речи; ­ понять сложность языковых явлений; ­ овладеть теми несметными языковыми сокровищами, которые оставили нам в своих  произведениях русские писатели­классики, могучие художники слова. Цель: формировать интерес у учащихся к изучению родного языка, его происхождении и  развитии. Задачи: ­ показать многообразие, занимательность и богатство русского языка; ­ развивать интерес учащихся к русскому языку, его прошлому, пробуждать желание  изучать историю своего языка и его современное состояние; ­ развивать склонность к исследовательской деятельности, стимулировать познавательную  активность у учащихся; ­ показать, насколько интересен, многообразен русский язык. Электив ориентирован на познавательную деятельность, включая новые для учащихся  знания, которые не содержатся в базовых программах. Знания, полученные на занятиях,  помогут свободно ориентироваться на рынке труда в выборе профессий библиотекаря,  историка, географа, филолога, краеведа и др. Курс рассчитан на 8 часов. Содержание тем. Тема 1. Прародители русского языка. Что такое русский язык. Лингвистика как наука. Русский, украинский и  белорусский языки – языки­братья. Место русского языка в семье славянских языков.  Практическая работа по выявлению общих корней в словах разных славянских народов. Тема 2. «Начало начал» (Этимология слова). Этимология – наука о происхождении слов. Задачи этимологии. Слово и его  значение. Две стороны слова: внешняя и внутренняя, знак и значения. Слова, образные и  безобразные. О созвучиях забавных и коварных. Предупреждение речевых (лексических)  ошибок. Научная и народная этимология. Тема 3. Словари. Библиотека словарей русского языка. Умение пользоваться словарями. Новое и  старое в словаре. Исследовательская работа со словарями разных типов (толкование слов,  сведения об их происхождении и употреблении). Составление словаря понятий по  литературе. Тема 4. Наш календарь.  История возникновения, происхождение календарей. Римский календарь. Греческие  календы. Русские колядки. Название месяцев года. Тема 5. Волшебная музыка имени. Биография имен. Антропонимика. «Низшие» и княжеские имена советской эпохи.  Заимствованные имена. Тема 6. Топонимические загадки. Топонимика как наука. Топонимика населенных пунктов Томской области.  Исторические изменения географических имен.                                                                            Тема 7. Историческая судьба слов. Диалектология. Диалект. Общеупотребительная лексика, лексика ограниченного  употребления о диалектизмах, жаргонизмах, профессионализмах и просторечной лексике.  О видах эмоционально­экспресивной окраски. Отчего в языке возникают различия?  Единство русского языка все­таки сохранилось. Тема 8. Современный русский язык. Тенденции изменения языковой системы.  Подведение итогов проведения курсов. Опасные тенденции, влияющие на русский язык. Внутренние и внешние функции  сохранения языка. Разрушение границ между русским литературным и нелитературным  языком. Разрушение триединой стилистической системы русского языка. Обмен мнениями  о мини­курсе. Учебно­тематический план. Кол­во часов Вид деятельности 1 1 1 1 1 1 1 Тема Прародители. № 1. 2. 3. Словари. 4. Наш календарь. 5. 6. 7. 8. Волшебная музыка имени. Топонимические загадки. Судьба слова. Современный русский язык. Тенденции изменения языковой системы. Подведение итогов проведения курса. Форма контроля Подобрать слова древнерусского происхождения. Конкурс на звание лучшего этимолога. Отработка правил пользования словарем. Найти объяснения слов. Беседа. Исследовательская работа Знакомство с видами этимологических словарей. Этимологический анализ слов. Практическая работа. Экскурсия в мир Отработка правил календарей. Практическая работа со словарем. Экскурсия в мир календарей. Практическая работа со словарем. Исследовательская работа. Конкурс «Лучший исследователь». Работа с географической картой, историческими терминами. Турнир знатоков. Работа с художественным произведением. Выполнение упражнений. Исследовательская работа. пользования разными словарями. Работа с художественными произведениями. Индивидуальные сообщения учащихся. Творческое задание – составить календарь. Презентация имен моей семьи. Рассказы – версии о названиях городов, сел. Работа со словарями. Составление словаря исторических терминов. Сбор материала для портфолио. Методические рекомендации к темам. Тема 1. Прародители русского языка.  Цель: заинтересовать учащихся, пробудить познавательный интерес к истории русского языка; узнать особенности русского языка.  Задачи: ­ показать, насколько интересен и занимателен русский язык; ­ пробудить интерес к истории русского языка; ­ формировать навыки коллективной работы.  Оборудование: плакат с изображением генеалогического древа. Ход занятия. 1.   Сообщить учащимся цели и задачи элективного курса. 2.    Рассказ учителя об истории возникновения русского языка. Древнерусский язык.  Старославянский язык. Близость русского языка к своим братьям­языкам: украинскому,  белорусскому. 3.   Исследовательская работа. 1)   Выяснить происхождение слов рожь, пшено и пшеница, жито. 2)   Что значит «Биться не на живот, а насмерть». 4.   Практические задания. «Живые древности» в нашей жизни. Упражнение 1. Расскажите о происхождении слов: сумки, ботаника, химия,  автомобиль. Упражнение 2. Посмотрите слова на букву «в». Из каких языков они  преимущественно заимствованы? Есть ли среди них исконно русские? Приведите  примеры. Обобщить знания учащихся о единственном, множественном и  двойственном числах. Домашнее задание (по выбору учащихся). Прочитать отрывок из поэмы Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», найти слова  древнерусского происхождения, объяснить их.  Перевести отрывок из «Слова о полку Игореве» на современный язык.                 Тема 2. «В начале было слово…» Цель: ­ дать представление об этимологии, как науке о происхождении слов; ­ закрепить и углубить знания учащихся по данному разделу; ­ пробудить интерес к языкознанию. Задачи: ­ пробудить интерес к слову и процессам, происходящим в языке; ­ познакомить с видами этимологических словарей; ­ привить навык работы со словарями. Оборудование: словари, тексты художественных произведений. Ход занятия. 1.   Проверка домашнего задания. 2.   Лекция. Этимология ­ наука о происхождении слов. Что такое слово. Слово и его значение  (Это одна из основных единиц языка, служащая для именования предметов, лиц,  свойств. В языкознании слово рассматривается с точки зрения звукового состава;  значение, морфологическое строение; словообразовательного характера;  принадлежность к к.­л части речи; роли в предложении; стилистические функции  происхождения). Две стороны слова: внешняя и внутренняя, знак и значение. Слова образные и  безобразные. Происхождение отдельных групп русского языка. 3.   Практическая работа. Связаны ли этимологически слова огород ­ изгородь ­ город. Этимологический  анализ слов. Луна и месяц. 4.  Слово сообщает, влияет, помогает. Говорим ­ слышим, читаем ­ пишем. Что  означает слово стрежень в стихотворении Д.Н.Садовникова  «Из­за острова на стрежень На простор речной волны  Выплывают расписные  Стеньки Разина челны». 5. О созвучиях ­ забавных и коварных. (Паронимия). 6. Задача на предупреждение речевых (лексических) ошибок. Владение культурой  слова. Укажите на различия в значении и стилистическом употреблении слов: а)  гуманный, гуманитарный; б)  идеальный, идеалистический; в)  типовой, типичный, типический. 7. Конкурс на звание «Лучшего этимолога». Предлагать неверные, но  «правдоподобные толкования слов, отталкиваясь от их внешней формы. Например:  нелепица ­некачественный пластилин, свинец ­ самец свиньи. Игра развивает  мышление, чувств! юмора. В конце игры сообщить учащимся научные факты,  связанные с данными словами. Домашнее задание (по выбору учащихся). Прочитать басню И. А.Крылова «Мартышка и очки». Объяснить значение слова невежда. Сочинить сказку, используя слова искусственный и искусный. Тема 3. Словари. Цель: познакомить учащихся с разными типами словарей, пробудить интерес к языкознанию; развивать исследовательскую деятельность учеников.  Задачи: ­ расширить кругозор учащихся; ­ способствовать формированию навыков работы со справочной литературой; ­ дать понятие о структуре словарей, познакомить с правилами пользования; ­ развивать исследовательские умения; ­ повысить интерес к гуманитарному образованию. Оборудование: словари разных типов. Ход занятия. 1.   Проверка домашнего задания. 2.    Вступительное слово учителя. Рассказ о роли словарей в жизни человека. Показ отдельных видов словарей. Типы  словарей. Энциклопедические и специальные словари. Размещение в словарях  лингвистической информации. 3.   Знакомство со структурой словаря осуществляется по плану: ­ предисловие; ­ выяснение назначения словаря; ­ характер и назначение словника; ­ порядок расположения слов; ­ структура словарной статьи; ­ специальные пометы; ­ система иллюстраций; ­ справочный отдел. 4.   Исследовательская работа со словарями различных типов (толкование слов, сведения  об их происхождении). Успенский Л.В. Этимологический словарик школьника «Почему не иначе?» (Л., 1971).  Упражнение 1. Объяснение значения терминов: полногласие, ассимиляция, калька. 5.    Словари, как средство познания мира. Рассказ о возможности использования словарей  в целях самообразования. Близкое знакомство с энциклопедическими словарями, с  толковыми и орфографическими словарями. 6.   Как работать со словарями? Последовательное рассмотрение различных типов  словарей. Словари, содержащие многоаспектную информацию о слове. Выявление  основных разделов словаря. 7.   Практическая работа. Составление словаря исторических терминов, употребленных в  повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». 8.   Домашнее задание. Продолжить составление словаря исторических терминов, употребленных в художественных произведениях XIX века. Написать мини­сочинение на тему «Самый полезный словарь». Тема 4. Наш календарь.  Цели: ­ вызвать интерес к истории календарей; ­ формировать интерес у учащихся к пользованию календарями в обыденной жизни; ­ познакомить с происхождением названий календарей, месяцев.  Задачи: ­ познакомить учеников с разными видами календарей; ­ формировать умение пользоваться календарями в обыденной жизни; ­ развивать исследовательские умения и способности. Оборудование: календари, настольный словарь, терминологический справочник. 1.   Проверка домашнего задания. Ход занятия. 2.   Вступительное слово учителя. Рассказ о богатстве и разнообразии календарей. Показ отдельных видов календарей.  Сообщение о связи календарей с историей народа, с его религией. 3.   Практическая работа со словарем. Поиск определения и значения слова «календарь». 4.   Индивидуальные сообщения учащихся по темам «Римский календарь», «Греческие  календы», «Русские колядки». 5.   Обсуждение вопроса о том, нужен ли календарь в настоящее время. 6.    Работа с календарями. Изучение особенностей построения различных календарей. 7.    Сообщение двух учеников об истории названия месяцев. 8.   Творческое задание. Составить школьный календарь для повседневного пользования. 9.   Беседа о пользе календарей: 1)   Каким должен быть календарь? 2)   Люди, каких профессий должны уметь правильно пользоваться календарем? 3)   Есть ли будущее у календарей? 10. Домашнее задание (по выбору учащихся). 1)   Написать рассказ о пользе календаря. 2)   Найти в текстах изученных художественных произведений упоминание о  календарях Тема 5. Волшебная музыка имени. Цель: познакомить учащихся с ономастикой как наукой.                 Задачи: ­ дать теоретические сведения; ­ пробудить интерес к истории русского языка; ­ провести исследовательскую работу, касающуюся имен собственных; ­ высветить историко­литературные аспекты раздела.  Оборудование: словари, плакат с кроссвордом. Ход занятия. 1.   Проверка домашнего задания. 2.   Вступительное слово учителя. Когда на Руси появились имена, которые мы носим? Что означает то или иное имя? Эти вопросы интересуют многих. У имен, как и у всех слов в языке ­ своя биография, история, приключения, своя судьба. Собственные имена людей являются объектом изучения специальной лингвистической дисциплины, которая носит название антропонимика. 3.   Работа с соответствующими словарями Мини­выступление на тему «Сходства и различия в системах именования человека у  разных народов» (по книге Л.Успенского «Ты и твое имя»). С помощью словарей выяснить этимологию некоторых имен. Александр, Василий,  Екатерина, Зоя, Татьяна, Виктор, Максим, Наталия. 4.   Знакомство с происхождением имен, появившихся после Великой Октябрьской  Социалистической революции. В стихотворении «Октябрина» Е.А.Долматовский точно и сочувственно отразил  настроение той поры: Поняв, что этот век неповторим, Старались и краскомы и рабфаковки Его вручить наследникам своим. И в новых именах бессмертье видели. Их увлеченье не было игрой.  Духом тех незабываемых лет овеяны такие имена, как Ревмира, Владилен, Нинель,  Октябрина, Трудомир и др. 5.   Конкурс «Лучший исследователь». ­ Объяснить происхождение имен: Георгий, Юрий и Егор. ­ Одинаковы ли эти имена? Домашнее задание. Презентация имен своей семьи. Тема 6. Топонимические загадки. Цель: ­ познакомить учащихся с топонимикой как наукой; ­ познакомить с происхождением названий некоторых населенных пунктов района и  области; ­ Знакомство с творчеством местных поэтов. Задачи: ­ дать теоретические сведения; ­ совершенствовать навыки работы со словарями; ­ развивать творческую активность учащихся; ­ Развивать языковое чутье. Оборудование: карта Томской  области, этимологический словарь лингвистических  терминов. Ход занятия. 1. Проверка домашнего задания. 2. Топонимика как наука. Связь топонимики с географией и историей. 3. Выяснение термина «Топонимика» по лингвистическому словарю. 4. Версии о происхождении названия села. 5. Топонимика населенных пунктов Томской  области. 6. Викторина на тему «Географические названия на карте Томской  области». Итог урока. Домашнее задание (по выбору учащихся). Собрать сведения о месте братского захоронения по рассказам старожилов. Выучить наизусть стихотворение о войне поэта края. Тема 7. Историческая судьба слов. ­ пробудить интерес учащихся к слову; ­ развивать навыки культурной речи; ­ увлечь учащихся изучением русского языка и литературы. Задачи: ­ проверить умение учащихся работать со словарями; ­ развивать навык грамотной речи; ­ показать учащимся, как отражается в слове история народа. Оборудование: словари толковые, этимологические, тексты художественных  произведений. Ход занятия. 1.   Проверка домашнего задания. 2.   Знакомство с новым материалом. Наука диалектология ­ раздел языкознания, изучающий историю и современное состояние  диалектов (наречий) и говоров того или иного языка. Диалект ­разновидность данного  языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, связанными тесной  территорией, профессией или социальной общностью. Общеупотребительная лексика,  лексика ограниченного употребления. О диалектизмах, жаргонизмах, профессионализмах и просторечной лексике. О видах эмоционально­экспрессивной окраски. Жаргон ­ социальная разновидность речи, отличающаяся от общенарод. языков  специфической лексикой и фразеологией. Профессионализмы ­ слова и выражения, свойственные речи к.­л проф.группы.  Просторечие ­ слова, выражения, формы словообразования и словоизменения, черты  произношения, отклоняющиеся от литературной нормы и имеющие оттенок  стилистической сниженности. 3. Практическая работа. 1  группа. Из словаря С.И.Ожегова выбрать слова с пометкой «книжное». 2 группа. Из словаря синонимов выбрать просторечную лексику. Решение задачи. Объясните употребление подчеркнутых слов в стихотворении  А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Подберите к ним синонимы. Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар нам не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. 4.   Диалектные словари. Диалектизмы. Отчего в языке возникают различия? Диалектизмы ­ языковые особенности, присущие диалектной речи, вкрапляемые в литературный язык.  Иногда используются в качестве стилистического средства в художественном  произведении. Жизнь языка проявляется в изменениях состава слов, знаний, их стилистической окраски.  В судьбе слов запечатлевается история народа и государства. 5.   Диалектологические атласы русского языка. Говоры ­ это ценнейший источник  изучения истории русского языка. Говор ­ разновидность языка, используемая жителями одного или нескольких соседних,  обычно сельских населенных пунктов и обладающая некоторыми специфическими чертами  на разных уровнях языковой структуры. 6.   Сельская местность ­ хранительница местных особенностей речи. Сообщение учащегося о местных особенностях речи. 7.   Особенности местных говоров. Практическая работа. Приведите несколько примеров местных говоров. 8.   Искусство слова и творческая «лаборатория» писателя и читателя (о значении слова и  чтении классиков). В.В.Виноградов говорил, что «нет слов и языковых форм, которые не могут стать  материалом для образа». Что означает в строках С.Есенина: «Новой свежестью ветра пахнет зреющий снег...» слово зреющий? А в строке: «Сыплет черемуха снегом» какое значение имеет слово снег? Работа со словом брань. Кто из писателей и поэтов использует это слово? Домашнее задание (по выбору учащихся). 1.    Выписать из рассказа А.П.Чехова «Унтер Пришибеев» слова, относящиеся к  просторечной лексике. 2.   Рассказать об интересном случае из жизни, используя просторечную лексику. Тема 8. Современный русский язык. Тенденции изменения языковой системы. Подведение итогов проведения курса.  Цель: обобщить сведения о языке, полученные во время прохождения курса. Задачи: ­ дать теоретические сведения; ­ выявить уровень усвоения полученных знаний, умений и навыков; ­ выявить уровень заинтересованности курсом, его практической ценности.  Оборудование: таблица «функции языка». Ход занятия. 1.   Проверка домашнего задания. 2.   Лекция о новейшем периоде в истории русского языка по вопросам: ­ опасные тенденции, влияющие на русский язык; ­ внутренние и внешние функции сохранения языка; ­ разрушение границ между русским литературным и нелитературным языком; ­ разрушение триединой стилистической системы русского языка. 3.    Подведение итогов. Выявление сформированности интереса к курсу:  чему научились? Какие навыки приобрели? Темы для творческой работы.  1.    О происхождении названия родного села. 2.    Говорящие фамилии в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». 3.    О пользе календарей. Сочинения. 1.   Изучение топонимики ­ путь к познанию своего края (села). 2.   Характеристика словаря (по выбору учащихся). 3.    Наука этимология. Доклады. 1.    Презентация имен моих родных. 2.    Истоки лексического богатства языка. 3.   Двенадцать месяцев в году. Рефераты. 1. Просторечья и говоры. 2. Как говорят в нашей школе? Сообщения. Список использованной литературы. 1.   Будагов Р.А. Человек и его язык. ­ М., 1974 2.   Введенская Л.А. Этимология: Учебное пособие / Л.А.Введенская, Н.П.Колесников ­  СПб., 2004. 3.   Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Русское слово. ­ М, 1978. 4.   Костомаров В.Г. Жизнь языка. ­ М., 1991. 5.   Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка. ­ М., 1981. 6.    Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. ­ Л., 1973. 7.    Филин Ф.П. Происхождение русского, украинского и белорусского языков. ­ Л.,1972 8.   Щетинин Л.М. Иена и названия. ­ Ростов, 1968. Список рекомендуемой литературы. 1.   Введенская Л. А. От собственных имен к нарицательным. Книга для учащихся старших  классов. ­ М., 1981. 2.   Волина В.В. Откуда пошли слова: Занимательная этимология слов. ­ М., 1996. 3.   Горбаневский М.В. В мире имен и названий. ­ М., 1983. 4.   Мурзаев Э.М. Топонимика ­ популярная: географические названия. ­ М, 1973. 5.   Ожегов СИ. Словарь русского языка. ­ М., 1984. 6.    Откупников Ю.В. К истокам слова. ­ М., 1986. 7.   Успенский Л.В. Ты и твое имя. ­ Волгоград, 1994. 8.   Феллер М.К. Как рождаются и живут слова. ­ М., 1964. 9.   Фолсом Ф. Книга о языке. ­ М., 1977. 10. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русс

«О великий и могучий…. Русский язык!»(электив по русскому языку в 9 классе)

«О великий и могучий…. Русский язык!»(электив по русскому языку в 9 классе)

«О великий и могучий…. Русский язык!»(электив по русскому языку в 9 классе)

«О великий и могучий…. Русский язык!»(электив по русскому языку в 9 классе)

«О великий и могучий…. Русский язык!»(электив по русскому языку в 9 классе)

«О великий и могучий…. Русский язык!»(электив по русскому языку в 9 классе)

«О великий и могучий…. Русский язык!»(электив по русскому языку в 9 классе)

«О великий и могучий…. Русский язык!»(электив по русскому языку в 9 классе)

«О великий и могучий…. Русский язык!»(электив по русскому языку в 9 классе)

«О великий и могучий…. Русский язык!»(электив по русскому языку в 9 классе)

«О великий и могучий…. Русский язык!»(электив по русскому языку в 9 классе)

«О великий и могучий…. Русский язык!»(электив по русскому языку в 9 классе)

«О великий и могучий…. Русский язык!»(электив по русскому языку в 9 классе)

«О великий и могучий…. Русский язык!»(электив по русскому языку в 9 классе)

«О великий и могучий…. Русский язык!»(электив по русскому языку в 9 классе)

«О великий и могучий…. Русский язык!»(электив по русскому языку в 9 классе)

«О великий и могучий…. Русский язык!»(электив по русскому языку в 9 классе)

«О великий и могучий…. Русский язык!»(электив по русскому языку в 9 классе)

«О великий и могучий…. Русский язык!»(электив по русскому языку в 9 классе)

«О великий и могучий…. Русский язык!»(электив по русскому языку в 9 классе)

«О великий и могучий…. Русский язык!»(электив по русскому языку в 9 классе)

«О великий и могучий…. Русский язык!»(электив по русскому языку в 9 классе)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017