Обеспечение единого подхода к речевому развитию детей с общим недоразвитием речи в условиях семьи и школы
Оценка 4.6

Обеспечение единого подхода к речевому развитию детей с общим недоразвитием речи в условиях семьи и школы

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
дефектология
1 кл
09.08.2018
Обеспечение единого подхода к речевому развитию детей с общим недоразвитием речи в условиях семьи и школы
В материале говорится о комплексном подходе к преодолению речевого дефекта у детей с ОНР, о роли родителей и логопеда в этом процессе. Даны рекомендации родителям, как правильно построить коррекционную работу дома. Представлены формы работы с родителями по речевому развитию детей.
Обеспечение единого подхода к речевому развитию детей с ОНР в условиях семьи и школы.docx
Обеспечение единого подхода к речевому развитию детей с общим  недоразвитием речи в условиях семьи и школы Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у  детей с нормальным  слухом и первично сохранным интеллектом отмечается  позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты  произношения и фонемообразования. Специалисты наблюдают сложные межличностные отношения в семьях,  где воспитываются дети с такой патологией. Часто родители неадекватно  относятся к речевым и двигательным дефектам ребенка: они либо чрезмерно  опекают и балуют его, либо, напротив, эмоционально холодны, ограничивая  свое общение с ним удовлетворением минимальных потребностей ребенка. Ни тот, ни другой подходы в корне не верны. Необходимо отделять речевые  проблемы ребенка от него самого и бороться с проблемами, а не с ребенком.  Часто родители не в состоянии реально оценить его возможности, занижая их, или объясняя трудности простым нежеланием говорить. Именно поэтому  необходимо организовать постоянное общение родителей с логопедом и  другими специалистами, которые помогут преодолеть беспомощность в  вопросах воспитания и обучения ребенка с общим недоразвитием речи. Тяжесть речевого дефекта с ОНР предполагает довольно длительный  срок обучения, в течение которого у них должно постоянно происходить  пополнение, уточнение и активизация словаря, формирование  звукопроизношения, развитие связной речи и умение грамматически  правильно и точно выражать свои мысли. Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает  активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые  навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом и другими  педагогами школы, закрепить в повседневной жизни (на прогулках,  экскурсиях, во время посещения театра, помощи взрослым дома и на даче и  т.д.). Задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою  роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление  домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, и  некоторыми приемами преодоления речевого нарушения, наполнить  конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по  усвоению и закреплению полученных знаний. В ОАНО СОШ «Пенаты», где я работаю учителем­логопедом,   сложилась определенная система обеспечения единого подхода к речевому  развитию детей в условиях семьи и школы, которая включает в себя: 1) собрания; 2) консультации; 3) открытые занятия; 4) информационные выставки. В течение года проводится несколько родительских собраний.  Логопед в доступной форме объясняет родителям первоклассников суть  речевого дефекта. Большинство родителей, имеющих детей с ОНР, не  осознают всей тяжести речевого нарушения, отмечая только неправильное  звукопроизношение, причем в большинстве случаев лишь звука Р, редко кого  из них волнует недоразвитие лексико­грамматической стороны речи,  несовершенство связной речи, недостаточная сформированность звукового  анализа. Нарушение звуконаполняемости и слоговой структуры слов родители,  как правило, относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают  бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана.  Поэтому я предлагаю родителям на первом собрании список литературы для  ознакомления с некоторыми видами работы по коррекции общего  недоразвития речи. На собрании родители знакомятся с выводами  специалистов о состоянии знаний и умений детей в различных видах  деятельности (математические представления, развитие речи,  изобразительные навыки, состояние памяти, внимания, работоспособности и  т.д.) в данный момент, а также с требованиями программы обучения в 1  классе, знакомятся с планом работы логопеда на первое полугодие, его  задачами и содержанием. Логопед дает рекомендации по организации ежедневных занятий с  ребенком дома, по работе с индивидуальной тетрадью ребенка. Родители  получают полную информацию об организации логопедической помощи детям с ОНР в условиях школы. Опыт работы показывает, что после знакомства с результатами  обследования многие родители коренным образом меняют представление о  речевом развитии своих детей, работе логопеда, психолога. На втором собрании логопед информирует родителей об итогах  обучения детей за первое полугодие, знакомит с основными направлениями  дальнейшего коррекционного обучения, предлагает родителям поделиться  наблюдением за развитием речи детей. Третье собрание проводится по итогам коррекционного обучения (в  мае). На нем даются рекомендации по закреплению полученных навыков  правильной речи в летний период. Кроме собраний важным видом взаимосвязи в работе логопеда и  родителей являются консультации. Они проводятся по приглашению логопеда или по просьбе или предложению родителей. На консультациях логопед  демонстрирует успехи ребенка в преодолении дефекта, объясняет, какая  помощь необходима ребенку со стороны родителей на данном этапе обучения. Родители могут посещать занятия логопеда в течение всего периода обучения. На консультациях логопед дает рекомендации по выполнению заданий,  подчеркивая необходимость и важность использования наглядных средств. Во время занятий с детьми в домашних условиях родители имеют более  широкие возможности для использования разнообразных видов наглядности.  Преимущества натуральных наглядных средств очевидны при изучении  времен года и при наблюдениях за явлениями природы (роса, туман, метель,  снежная крупа, иней, наст), которые трудно  или невозможно  продемонстрировать с помощью других видов наглядности. Родители получают информацию о необходимости дозирования  нагрузки детей, выполнении санитарно­гигиенических требований по  оборудованию места для занятий ребенка дома. Для удобства работы родителям даются карточки с заданиями.  Родители имеют возможность сориентироваться, на каком наглядном  материале можно закрепить лексику и грамматику по изучаемой теме, в какие игры или режимные моменты ввести данный материал. Например, при изучении темы «Посуда» родителям рекомендуется  закрепить: 1. Словарь.  а) Рассмотреть посуду, имеющуюся в доме, и классифицировать ее в  соответствии с назначением: чайная, столовая, кухонная. б) Объяснить назначение каждого предмета. в) Назвать части посуды (стенки, дно, крышка, ручка, носик). г) Определить, из какого материала сделана посуда (стекло, глина, металл,  дерево, фарфор, пластмасса), образовать относительные прилагательные:  стеклянный, металлический, фарфоровый и т.д. 2. Грамматический строй. а) Образовать множественное число имен существительных: кастрюля –  кастрюли, сковорода – сковороды. б) Образование существительных с уменьшительными суффиксами: стакан –  стаканчик, блюдце – блюдечко. в) Согласование имен числительных с именами существительными: одна  чашка – пять чашек, два чайника – пять чайников. г) Согласование имен прилагательных с именами существительными: красная  чашка, фарфоровое блюдце, пластмассовый стаканчик. д) Согласование местоимений с именами существительными: моя чашка, мой  стакан, мое блюдце, мои тарелки. е) Образование форм родительного падежа: чайник без носика, стакан без дна. 3. Связная речь. а) Составление описательного рассказа по плану. Что это? Какой? Из чего сделан? (Значит он какой?) Что у него есть? Для  чего он нужен? б) Составление сравнительно­описательного рассказа о двух предметах по  плану. Чем похожи? Чем отличаются? в) Составление рассказа по серии картинок. Установить правильную  последовательность событий. г) Пересказ прочитанного текста. Настроение ребенка напрямую зависит от настроения взрослого.  Поэтому, предлагая позаниматься, родители должны буквально излучать  радость, как от предвкушения чего­то  Веселого и одновременно очень важного. Взрослый должен хорошо понимать,  что у большинства детей на начальном этапе обучения работоспособность  невысока, внимание быстро истощается. Если ребенок, отзанимавшись 15­20  минут, перестал слышать взрослого или неожиданно заговорил о событиях вчерашнего дня, это вовсе не означает. Что он ленив или неумен. Просто он  устал, и взрослому нужно поддержать ненадолго разговор с ребенком на  предложенную тему, а затем продолжить занятие. Завершать занятие следует  непременно на оптимистической ноте: отмечать даже малейшие достижения  ребенка, открыто выражать свою радость и уверенность в дальнейших  успехах. Очень полезно рассказать при ребенке о его успехах другим  членам  семьи, знакомым. Следует часто, но не навязчиво повторять с ребенком  изученный материал в бытовых ситуациях, на прогулке. Одним из ведущих  мотивов в жизни младших школьников является стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми. Именно поэтому дети очень чувствительны  к оценкам своей деятельности со стороны взрослых. Непосредственный интерес к занятиям, положительные оценки взрослых стимулируют желание ребенка продолжать обучение. Обучающий взрослый  должен быть снисходительным, щедрым на похвалу и ласку. Занятия же по  принуждению, может быть, и дадут ребенку знания, но интереса к учению не  привьют никогда.  Предложенные формы работы с родителями по обеспечению единого  подхода к речевому развитию детей в условиях семьи и школы эффективно  применяются мною в течение ряда лет, постоянно изменяются в соответствии  с требованиями, предъявляемыми к образованию и воспитанию детей  младшего школьного возраста. ЛИТЕРАТУРА 1.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся  начальных классов: Пособие для логопеда. – М.:Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 2001. 2.Преодоление общего недоразвития речи дошкольников/ Под общ. Ред  Т.В.Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В Секачев,  2002. 3.Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми  нарушениями речи. – М., 1980. 4.Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся  общеобразовательной школы. – М., 1984.

Обеспечение единого подхода к речевому развитию детей с общим недоразвитием речи в условиях семьи и школы

Обеспечение единого подхода к речевому развитию детей с общим недоразвитием речи в условиях семьи и школы

Обеспечение единого подхода к речевому развитию детей с общим недоразвитием речи в условиях семьи и школы

Обеспечение единого подхода к речевому развитию детей с общим недоразвитием речи в условиях семьи и школы

Обеспечение единого подхода к речевому развитию детей с общим недоразвитием речи в условиях семьи и школы

Обеспечение единого подхода к речевому развитию детей с общим недоразвитием речи в условиях семьи и школы

Обеспечение единого подхода к речевому развитию детей с общим недоразвитием речи в условиях семьи и школы

Обеспечение единого подхода к речевому развитию детей с общим недоразвитием речи в условиях семьи и школы

Обеспечение единого подхода к речевому развитию детей с общим недоразвитием речи в условиях семьи и школы

Обеспечение единого подхода к речевому развитию детей с общим недоразвитием речи в условиях семьи и школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2018