ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ФИЗИЧЕСКОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЕТОДИКИ РАЦИОНАЛЬНОГО СОЧЕТАНИЯ ИГРОВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ НООГЕНОВСКОЙ ЗАДАЧИ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ФИЗИЧЕСКОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЕТОДИКИ РАЦИОНАЛЬНОГО СОЧЕТАНИЯ ИГРОВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ НООГЕНОВСКОЙ ЗАДАЧИ
Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
doc
физическая культура
1 кл—4 кл
16.04.2019
В наше время все сложнее убедить учащихся в том, что урок физической культуры действительно необходим в школьной жизни. Учителю физической культуры нужно двигаться в русле инновационных технологий, чтобы быть самому современным и учить своих учеников по современному. Использование на уроке игровых видов деятельности и элементов педагогической технологии решения ноогеновской задачи позволяет учить детей интересно.
Статья для публикации 16.04.19г.doc
Управление образования
Администрации города Нижний Тагил
Свердловской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа №95
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ФИЗИЧЕСКОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МЕТОДИКИ РАЦИОНАЛЬНОГО СОЧЕТАНИЯ
ИГРОВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭЛЕМЕНТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ НООГЕНОВСКОЙ ЗАДАЧИ
Гибадулина Елена Геннадьевна,
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №95 Актуальность использования инновационной методики. Формирование здоровья
детей, полноценное развитие их организма одна из основных проблем в современном
обществе. Младший школьный возраст период, когда закладываются основы здоровья,
гармонического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для
физического и интеллектуального совершенствования ребенка.
Следовательно, современный урок физической культуры – это разумное сочетание
практики, направленной на овладение умениями организовывать здоровьесберегающую
жизнедеятельность (режим дня, оздоровительные мероприятия, утренняя зарядка, подвижные
игры и т. д.); на формирование у обучающихся навыка систематического наблюдения за своим
физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья
(рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты,
выносливости, координации, гибкости), в том числе подготовка к выполнению нормативов
ВФСК ГТО; и теории, направленной на формирование у обучающихся первоначальных
представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека
(физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие
человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической
культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации».
Указанное обстоятельство требует от меня, как учителя физической культуры
планировать и проводить не только практические уроки по учебному предмету, но и
использовать при проведении уроков образовательные технологии, направленные на
интеллектуальное развитие детей. Актуальность данной работы обоснована требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
(далее – ФГОС НОО) к предметным результатам освоения обучающимися 14 классов
обязательной предметной области «Физическая культура».
Практическое осуществление указанной выше деятельности представляло для меня
определенную трудность, что связано с недостаточным опытом применения эффективных
современных образовательных технологий системнодеятельностного типа, способствующих
обеспечению комплексного формирования здоровья обучающихся – физического и
интеллектуального.
Игровая деятельность, как средство обучения и совершенствования двигательной
подготовленности обучающихся младших классов, является наиболее продуктивным
направлением образовательной деятельности в современной методике физического
воспитания. Данное обстоятельство связано с тем, что особенности развития и
функционирования основных систем организма детей младшего возраста в наибольшей
степени, адаптируются именно к игровой деятельности. С практической деятельности
обучающихся на уроках с игровой деятельностью успешно сочетаются образовательные
технологии, способствующие интеллектуальному развитию детей.
Изучение процесса оптимизации физического воспитания на уровне начального общего
образования определяет устоявшееся противоречие между очевидной необходимостью
преимущественного использования подвижных игр как ведущего средства физической
2 культуры для обучающихся младших классов и отсутствием в технологическом арсенале
современного учителя физической культуры образовательных технологий, способствующих
развитию у обучающихся интереса и творческой самостоятельности.
В связи с теоретической и практической значимостью выделенного противоречия и
необходимостью его разрешения мною была сформулирована методическая проблема,
которая заключается в обосновании инновационной методики организации урока физической
культуры в начальных классах на основе упорядоченного использования подвижных игр и
элементов образовательной технологии решения ноогеновских задач.
С учетом вышеизложенного мною была сформулирована методическая тема работы
«Обеспечение комплексного физического и интеллектуального развития обучающихся
начальных классов путем использования на уроках физической культуры методики
рационального сочетания игровых видов деятельности и элементов педагогической
технологии решения ноогеновской задачи».
Цель методической работы – на уроках физической культуры в начальных классах
провести апробацию инновационной методики рационального сочетания игровых видов
деятельности и элементов педагогической технологии решения ноогеновской задачи и
подтвердить её эффективность в части обеспечения комплексного физического и
интеллектуального развития обучающихся.
Объектом методической работы является процесс комплексного физического и
интеллектуального развития обучающихся начальных классов.
Предметом методической работы является упорядоченное использование в
образовательной урочной деятельности подвижных игр и элементов технологии решения
ноогеновской задачи.
Задачи, решавшиеся мною в ходе апробации инновационной методики рационального
сочетания игровых видов деятельности и элементов педагогической технологии решения
ноогеновской задачи:
1. Укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения
функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
2. Совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным
играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
3. Формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека,
роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
4. Развития интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным
играм, формам активного отдыха и досуга;
5. Интеллектуальное развитие обучающихся средствами учебного предмета «Физическая
культура», включение обучающихся в процессе урока в новые виды творческой деятельности
путем использования элементов образовательной технологии «НооГен».
Указанный перечень задач успешно реализован, в том числе, с использованием
элементов технологии «НооГен», разработанной в Сибири более двадцати лет назад и
активно используемой учителями различных образовательных организаций Российской
Федерации. Образовательная технология «НооГен» направлена на многостороннее
интеллектуальное развитие детей, формирование фундамента их дальнейшей учебы и жизни.
3 Исходный элемент образовательной технологии – коллективное построение возможных
миров и возможных научных теорий. Работа с такими «возможными мирами» происходит в
форме решения «ноогеновских задач» – специальных заданий, которые формулируются так,
чтобы вступать в противоречие с привычным образом мыслей, как детей, так и взрослых
участников. Задача, как правило, звучит так, что решить ее, на первый взгляд, совершенно
невозможно. Другое непременное требование к ноогеновской задаче – ее принципиальная
новизна. Никто не знает, как она должна решаться (включая авторов), решение появляется в
живом общении в процессе живого мышления. Предметом ноогеновских задач могут быть
пространство, время, физика, история, язык, отношения между людьми, сами дети и взрослые
и мн.др.
Технология основана на разработанных Г.П.Щедровицким организационно
деятельностных играх.
Новизна представляемого инновационного опыта состоит в том, что:
1.
При разработке рабочей программы учебного предмета «Физическая культура» я
структурировала теоретический компонент в содержании в самостоятельные тематические
уроки – 8 теоретических уроков в течение учебного года.
Подобная структура рабочей программы позволяет эффективно достигать
обучающимся планируемых результатов освоения ООП НОО по учебному предмету
«Физическая культура», а учителю осуществлять комплексный подход к формированию всех
групп образовательных результатов, предусмотренных как ФГОС НОО, так и ООП НОО. Так,
тема «Спортивные игры» изучается обучающимися 3х классов в течение 2х уроков и
рационально сочетает в себе как традиционные практические занятия, так и теоретический
материал.
2. Разработана классификация подвижных игр по интенсивности и соответственной
направленности на развитие функциональных возможностей и совершенствование физических
качеств обучающихся.
3. Определено место и объем подвижных игр в структуре урока физической культуры для
начальной школы (в среднем до 80% времени урока): в вводной части 20% от общего
времени урока; в основной части до 50%; в заключительной части 10 %, а также объем
применения в уроке образовательных технологий, направленных на интеллектуальное
развитие детей – 20% времени урока.
4. Разработана методика уроков физической культуры, основанная на преимущественном
использовании подвижных игр различной интенсивности, направленная на комплексное
развитие физических качеств и совершенствование двигательных навыков детей младшего
школьного возраста, рациональном сочетании практической и теоретической частей урока.
Подбор игр и форм изучения теоретического материала проводится в соответствии с
задачами и требованиями к нагрузке вводной, основной и заключительной частей урока.
5. Определена практическая значимость применения элементов технологии решения
ноогеновских задач для повышения интереса обучающихся к изучению теоретического
материала учебного предмета, для общего интеллектуального развития обучающихся
начальных классов.
Результаты проведенных опросов родителей
(законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, присутствовавших на открытых уроках, свидетельствуют
4 о высокой степени оценки эффективности использованной учителем инновационной методики
рационального сочетания игровых видов деятельности и элементов педагогической
технологии решения ноогеновской задачи.
Практическая инновационная значимость моего опыта состоит в том, что
разработанная методика проведения уроков в начальных классах на основе упорядоченного
использования подвижных игр и элементов образовательных технологий, способствующих
интеллектуальному развитию, повышает эффективность образовательной деятельности,
способствует улучшению физического состояния и совершенствованию уровня двигательной
подготовленности обучающихся; развивает у обучающихся интерес и навыки самостоятельной
деятельности при изучении теоретического материала; способствует эффективному
достижению обучающимися всех групп образовательных результатов в соответствии с
требованиями ФГОС НОО; технологию проведения урока при соответствующей подготовке
учителя физической культуры можно транслировать на любую возрастную группу
обучающихся.
Апробация работы. Основные положения и результаты моей работы сообщались путем:
1. Выступлений с докладами на научнопрактических конференциях, педагогических чтениях,
семинарах и др.:
2013 год: дискуссионная педагогическая платформа «ФГОС глазами ребёнка» в рамках
окружной выставки «Инновации в системе образования Горнозаводского округа 2013 года»
(ИРО Свердловской области);
2013 год: окружной мастеркласс «Образовательное событие как средство формирования
ключевых компетенций учащихся» (НТФ ИРО);
2014 год: окружной мастеркласс «От общеучебных умений и навыков к универсальным
учебным действиям» (НТФ ИРО);
2014 год: городской мастеркласс в рамках курсов повышения квалификации по
образовательной программе «Физкультурное образование» (ФГБОУ ВПО НТГСПА);
2015 год: мастеркласс на V Всероссийской ежегодной научнопрактической конференции
«Безопасность жизнедеятельности и физическая культура – методические аспекты внедрения
ФГОС» (ФГБОУ ВПО НТГСПА).
2. Участия в конкурсах профессионального мастерства:
2009 год: Всероссийский конкурс в рамках национального проекта «Образование»
(сертификат участника конкурса);
2009 год: городской конкурс «Учитель года» в рамках национального проекта «Образование»,
(премия Главы Администрации города Нижний Тагил);
2017 год: XII Всероссийский конкурс «Мастер педагогического труда по учебным и
внеучебным формам физкультурнооздоровительной и спортивной работы» (УрФО 1 место;
Первенство России 5 место).
3. Публикации научнометодических разработок, авторских программ:
2006 год: Тестирование физической подготовленности учащихся школы I ступени//Сборник
«Оценивание достижений обучающихся: опыт, проблемы перспективы». Екатеринбург, 2006;
2015 год: Реализация программы формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни в рамках спортивнооздоровительного направления внеурочной
деятельности обучающихся начальных классов//Сборник «Внеурочная деятельность:
5 организация и содержание (из опыта работы МБОУ СОШ № 95)». – Нижний Тагил: НТФ
ИРО, 2015.
Методика проведения уроков физической культуры с использованием инновационной
методики рационального сочетания игровых видов деятельности и элементов педагогической
технологии решения ноогеновской задачи практически апробирована и используется в
начальных классах МБОУ СОШ № 95 города Нижний Тагил, Свердловской области.
Список литературы:
. eurekanet
. ru›ewww
2007/
1. Возможные миры или создание практик творческого мышления. – М., 1994.
2. Летние школы НооГен: образовательный экстрим. – М., 2005.
3. Летние школы Нооген: образовательный экстрим. – М.,Эврика 2005. (электронный ресурс:
test
4. НооГен в воспитательной системе класса. Презентация конкурсного выступления А.М.
Медникова (г. Красноярск) (электронный ресурс: eurekanet.ru).
5. Щедровицкий Г.П. Организационнодеятельностная игра как новая форма организации
коллективной мыследеятельности // Методы исследования, диагностики и развития
международных трудовых коллективов. М., 1983.
info
/ bkoi
. html).
6
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ФИЗИЧЕСКОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЕТОДИКИ РАЦИОНАЛЬНОГО СОЧЕТАНИЯ ИГРОВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ НООГЕНОВСКОЙ ЗАДАЧИ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ФИЗИЧЕСКОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЕТОДИКИ РАЦИОНАЛЬНОГО СОЧЕТАНИЯ ИГРОВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ НООГЕНОВСКОЙ ЗАДАЧИ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ФИЗИЧЕСКОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЕТОДИКИ РАЦИОНАЛЬНОГО СОЧЕТАНИЯ ИГРОВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ НООГЕНОВСКОЙ ЗАДАЧИ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ФИЗИЧЕСКОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЕТОДИКИ РАЦИОНАЛЬНОГО СОЧЕТАНИЯ ИГРОВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ НООГЕНОВСКОЙ ЗАДАЧИ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ФИЗИЧЕСКОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЕТОДИКИ РАЦИОНАЛЬНОГО СОЧЕТАНИЯ ИГРОВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ НООГЕНОВСКОЙ ЗАДАЧИ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ФИЗИЧЕСКОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЕТОДИКИ РАЦИОНАЛЬНОГО СОЧЕТАНИЯ ИГРОВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ НООГЕНОВСКОЙ ЗАДАЧИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.