Обмен опытом и презентация по биологии "Решение логических задач на уроках биологии" (11 класс, биология)

  • Педсоветы
  • Семинары
  • docx
  • 22.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

презентация к выступлению
Иконка файла материала Добрый день (выступление к логич. задачам).docx
С издательством "Дрофа" я сотрудничаю уже девятый год. С 2009 года по  2013 год  участвовала в  апробации  инновационного интерактивного учебно­ методического комплекта по биологии "Навигатор" 6­9 класс, с 2013 года   наш лицей  №27 стал пилотной площадкой по  апробации учебника  В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой  "Общая биология" 10­11  класс. Учебник соответствует Федеральному государственному  образовательному стандарту среднего (полного) общего образования,  рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в  Федеральный перечень учебников. Учебник рассчитан на преподавание  биологии 1 или 2 часа в неделю.  Несколько слов об учебнике. Учебник очень интересный и красочный,  содержит слайды и электронные фотографии, рисунки, которые являются  источником дополнительной информации. В тексте выделены понятия и  законы, на которые необходимо обратить особое внимание. В конце параграфа ­дополнительный материал, вопросы и задания, которые помогут повторить  изученный материал, провести исследования, решить задачи , выполнить  проекты, принять участие в дискуссии. Материал "Узнайте  больше"углубит  базовые знания курса и поможет подготовиться к ЕГЭ. Рубрика "Ваша  будущая профессия" поможет определиться с выбором специальности.  Учащиеся с удовольствием изучают биологию, развивая навыки  самостоятельного добывания знаний.  Вот некоторые мнения детей об этом учебнике: "Достоинства данного учебника ­ доступность и понятность изложенного  материала. Красочные иллюстрации, графики, схемы разбавляют текст и  наглядно отражают заключенную в нем информацию". "Удобно то, что в конце каждого параграфа представлен раздел "Повторите и  вспомните", который позволяет тезисно обобщить информацию". "В целом, учебник выполнен в высоком качестве как с точки зрения  оформления, так и с точки зрения информативной составляющей". "В учебнике есть интернет ­ ссылки, где можно найти дополнительную  информацию". Действительно, на мой взгляд,  учебник отвечает всем программным  требованиям, а также во многом оправдывает ожидания и интересы  современного школьника, что особенно актуально в настоящее время.Я хочу остановиться на одном из достоинств данного учебника, которое  обеспечивает качество обучения и воспитание всесторонне развитого  человека  ­ развитие логического мышления учащихся. Умение решать задачи  ­ один из показателей уровня развития, освоения учебного материала. Начинать обучение логическим действиям целесообразно с формирования  элементарных умений, постепенно усложняя задания, учитывая возрастные  особенности школьников. На различных этапах обучения должна быть  преемственность в формировании и развитии логических приемов мышления.  Начальным этапом усвоения знаний является восприятие. И уже на этом  этапе важна активная деятельность школьников, которую создает учитель.  Каким образом? Путем постановки познавательных и практических заданий:  "научиться выделять главное из прочитанного текста", "научиться объяснять  строение органа в связи сего функцией". Следующий этап ­ научить ученика сравнивать, анализировать, обобщать  воспринятое. Далее­ умение решать проблемные задачи, находить рациональные пути  решения, когда заданы условия и конечная цель. Например: Сравните колонии одноклеточных организмов и колонии  многоклеточных животных, например, морских котиков. В чем их  принципиальное отличие? Есть ли у них черты сходства? Рассмотрите вместо  котиков колонию кишечнополостных – коралловых полипов. Данное  проблемное задание использую при изучении темы: «Организм – единое целое. Многообразие  организмов» или (слайд №4) Это задание вызывает определенные действия: ребята выдвигают гипотезы по  данному вопросу, выбирают пути решения данной проблемы, проводят  теоретическое исследование, делают выводы и дают ответ на проблемный  вопрос. Другой пример – тема: «Обмен веществ и превращение энергии.  Энергетический обмен». Как вы считаете, почему после тяжелой физической  работы, для того чтобы быстрее снять боли в мышцах, рекомендуют принять  тёплую ванну? Или (слайд № 2, 3,1)  Это задание требует для ответа анализ уже имеющихся знаний.Следующий этап развития логического мышления – нахождение  самостоятельного решения при заданных условиях. Это уже творческая  задача, для решения которой требуется время и дополнительная литература.  Например, при изучении темы «Нуклеиновые кислоты»: По мнению  некоторых ученых, общая длина всех молекул  ДНК в ядре одной половой  клетки человека составляет приблизительно 102 см. Сколько всего пар  нуклеотидов содержится в ДНК одной клетки? Подобные задачи позволяют  интегрировать материал с другими предметами: математикой, химией.  Показывают связь между предметами. При изучении темы: «Изменения в биогеоценозах» применяю проблемные  вопросы: (слайд 5,6) Выполнение разнообразных познавательных заданий, в том числе и  проблемных, являются путем успешного формирования мышления. Для развития мыслительной деятельности также использую:  Сравнительные таблицы (для развития умений использовать знания на  практике). Например, сравнить строение эукариотов и прокариотов,  митоз и мейоз, строение растительной и животной клеток;  Задания на соотнесение (среда обитания и черты приспособленности  экологических групп птиц, млекопитающих, органоид клетки и его  функции);  Обобщающие таблицы (заполняются в процессе изучения всей темы);  Обобщающие уроки, основная их цель которых – углубление,  обобщение и закрепление знаний, развитие логических умений  анализировать, конкретизировать знания, приводить их в систему,  использовать доказательства и обоснования. Большая часть задач – задачи, которые предлагают авторы учебника.  Поэтому я считаю, что учебник – основной, хотя и не единственный,  источник систематических знаний школьников. От умения работать с  учебником в большой степени зависят прочность и осмысленность  усвоения знаний.