С издательством "Дрофа" я сотрудничаю уже девятый год. С 2009 года по
2013 год участвовала в апробации инновационного интерактивного учебно
методического комплекта по биологии "Навигатор" 69 класс, с 2013 года
наш лицей №27 стал пилотной площадкой по апробации учебника
В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой "Общая биология" 1011
класс. Учебник соответствует Федеральному государственному
образовательному стандарту среднего (полного) общего образования,
рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в
Федеральный перечень учебников. Учебник рассчитан на преподавание
биологии 1 или 2 часа в неделю.
Несколько слов об учебнике. Учебник очень интересный и красочный,
содержит слайды и электронные фотографии, рисунки, которые являются
источником дополнительной информации. В тексте выделены понятия и
законы, на которые необходимо обратить особое внимание. В конце параграфа
дополнительный материал, вопросы и задания, которые помогут повторить
изученный материал, провести исследования, решить задачи , выполнить
проекты, принять участие в дискуссии. Материал "Узнайте больше"углубит
базовые знания курса и поможет подготовиться к ЕГЭ. Рубрика "Ваша
будущая профессия" поможет определиться с выбором специальности.
Учащиеся с удовольствием изучают биологию, развивая навыки
самостоятельного добывания знаний.
Вот некоторые мнения детей об этом учебнике:
"Достоинства данного учебника доступность и понятность изложенного
материала. Красочные иллюстрации, графики, схемы разбавляют текст и
наглядно отражают заключенную в нем информацию".
"Удобно то, что в конце каждого параграфа представлен раздел "Повторите и
вспомните", который позволяет тезисно обобщить информацию".
"В целом, учебник выполнен в высоком качестве как с точки зрения
оформления, так и с точки зрения информативной составляющей".
"В учебнике есть интернет ссылки, где можно найти дополнительную
информацию".
Действительно, на мой взгляд, учебник отвечает всем программным
требованиям, а также во многом оправдывает ожидания и интересы
современного школьника, что особенно актуально в настоящее время.Я хочу остановиться на одном из достоинств данного учебника, которое
обеспечивает качество обучения и воспитание всесторонне развитого
человека развитие логического мышления учащихся. Умение решать задачи
один из показателей уровня развития, освоения учебного материала.
Начинать обучение логическим действиям целесообразно с формирования
элементарных умений, постепенно усложняя задания, учитывая возрастные
особенности школьников. На различных этапах обучения должна быть
преемственность в формировании и развитии логических приемов мышления.
Начальным этапом усвоения знаний является восприятие. И уже на этом
этапе важна активная деятельность школьников, которую создает учитель.
Каким образом? Путем постановки познавательных и практических заданий:
"научиться выделять главное из прочитанного текста", "научиться объяснять
строение органа в связи сего функцией".
Следующий этап научить ученика сравнивать, анализировать, обобщать
воспринятое.
Далее умение решать проблемные задачи, находить рациональные пути
решения, когда заданы условия и конечная цель.
Например: Сравните колонии одноклеточных организмов и колонии
многоклеточных животных, например, морских котиков. В чем их
принципиальное отличие? Есть ли у них черты сходства? Рассмотрите вместо
котиков колонию кишечнополостных – коралловых полипов. Данное
проблемное задание использую при изучении темы: «Организм – единое целое.
Многообразие организмов» или (слайд №4)
Это задание вызывает определенные действия: ребята выдвигают гипотезы по
данному вопросу, выбирают пути решения данной проблемы, проводят
теоретическое исследование, делают выводы и дают ответ на проблемный
вопрос.
Другой пример – тема: «Обмен веществ и превращение энергии.
Энергетический обмен». Как вы считаете, почему после тяжелой физической
работы, для того чтобы быстрее снять боли в мышцах, рекомендуют принять
тёплую ванну? Или (слайд № 2, 3,1)
Это задание требует для ответа анализ уже имеющихся знаний.Следующий этап развития логического мышления – нахождение
самостоятельного решения при заданных условиях. Это уже творческая
задача, для решения которой требуется время и дополнительная литература.
Например, при изучении темы «Нуклеиновые кислоты»: По мнению
некоторых ученых, общая длина всех молекул ДНК в ядре одной половой
клетки человека составляет приблизительно 102 см. Сколько всего пар
нуклеотидов содержится в ДНК одной клетки? Подобные задачи позволяют
интегрировать материал с другими предметами: математикой, химией.
Показывают связь между предметами.
При изучении темы: «Изменения в биогеоценозах» применяю проблемные
вопросы: (слайд 5,6)
Выполнение разнообразных познавательных заданий, в том числе и
проблемных, являются путем успешного формирования мышления.
Для развития мыслительной деятельности также использую:
Сравнительные таблицы (для развития умений использовать знания на
практике). Например, сравнить строение эукариотов и прокариотов,
митоз и мейоз, строение растительной и животной клеток;
Задания на соотнесение (среда обитания и черты приспособленности
экологических групп птиц, млекопитающих, органоид клетки и его
функции);
Обобщающие таблицы (заполняются в процессе изучения всей темы);
Обобщающие уроки, основная их цель которых – углубление,
обобщение и закрепление знаний, развитие логических умений
анализировать, конкретизировать знания, приводить их в систему,
использовать доказательства и обоснования.
Большая часть задач – задачи, которые предлагают авторы учебника.
Поэтому я считаю, что учебник – основной, хотя и не единственный,
источник систематических знаний школьников. От умения работать с
учебником в большой степени зависят прочность и осмысленность
усвоения знаний.