ФИО: Коннова Екатерина Петровна
Должность: учитель
Место работы: Северный филиал МАОУ
« Александровская средняя
общеобразовательная школа имени Рощепкина В.Д.»
Название предмета: География
Класс: 9
УМК: рабочая программа по географии для основного общего образования по географии,
учебник «География России» Е. М. Домогацких 2015г; Атлас 9 класс, Методическое пособие
по курсу «География России. Население и хозяйство. 9 класс», «Рабочая тетрадь по
географии 9 класс», презентация урока, индивидуальные задания.
Уровень обучения: Базовый.
Тема: Обобщение и коррекция знаний по теме «Отрасли хозяйства России» (Урокигра
«Счастливый случай»)
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 19.
Место урока в системе уроков: 37
Цель урока: повторить, закрепить, обобщить знания об особенностях хозяйства России,
его отраслевом составе
Задачи уроков:
закрепить знания о географии основных отраслей промышленности России.
объяснить размещения основных отраслей хозяйства России.
развитие познавательного интереса к наукам естественного цикла,
формирование товарищеской взаимопомощи, дружбы, дисциплинированности,
углубление опорных знаний и умений, полученных на уроке, развитие творческих
способностей учащихся.
Планируемые результаты:
1) Личностные:
формирование научного мировоззрения за счёт: раскрытия мировоззренческих идей курса;
раскрытия межпредметных связей, установления причинно следственных связей;
умение слушать друг друга, работать в парах и группах, критически оценивать свою работу.
2) Метапредметные:
формирование умения логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций
в устной и письменной форме, выдвигать гипотезы, планировать путь проверки, сравнивать,
анализировать, делать выводы, пользоваться ресурсами интерактивной доски.
3) Предметные:
Давать определение терминов, понятий по тематике урока;
Техническое обеспечение урока:
Интерактивная доска, раздаточный материал, географические атласы 9 класс, презентация по
теме, учебник: Е.М. Домогацких., Н.И.Алексеевский «География. Население и хозяйство
России», экономическая карта России, физическая карта России, бочонки лото, «черный
ящик», коллекция каменного угля.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Правила игры.
В игре участвуют 2 команды по 4 5 человек.
Игра проходит в несколько раундов.
1 раунд «Разминка. Мозговой штурм». Каждой команде задается по 7 вопросов – за каждый
правильный ответ 1 балл. 2 раунд «Заморочки из бочки». Учащиеся достают бочонки с номерами. Тянуть бочонки
начинает команда, у которой на данный момент меньше очков. Учитель зачитывает вопрос
команде вопрос, номер которого указан на бочонке. Команде на обдумывание 1 минута, за
правильный ответ 2 балла.
3 раунд – «Ты – мне, я – тебе». Команды задают вопросы, приготовленные заранее, друг
другу.
4 раунд «Конкурс капитанов»
5 раунд «Черный ящик». 2 балла
6 раунд – «Гонка за лидером». Команды за 1 минуту отвечают на большее количество
вопросов.
Выигрывает команда, набравшая набольшее количество баллов
Ход урока
Этап целеполагания, подготовки к активному и сознательному повторению
I.
материала .
Мы закончили изучение главы учебника, посвящённой особенностям хозяйства России, его
отраслевому составу. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Целеполагание.
II.
Сформулируйте цели урока.
Стадия вызова.
III.
Обобщать знания по теме "Хозяйство России" мы будем в форме игры "Счастливый случай".
Предположите, какие темы вам будут предложены?
Учитель напоминает правила игры (подобие телеигры), в которой участвуют не отдельные
ученики, а все учащиеся, объединённые в 2 команды. Результаты будут фиксироваться на
доске.
IV.
Основной этап – Проведение игры "Счастливый случай"
Сегодня между командами сраженье.
Но пусть обид не будет среди вас.
Ведь победитель или побежденный
Сегодня будет ктото среди вас.
Мы будем рады, если вы в сраженьях
Покажите находчивость свою.
Уменье, знанья и веселье позволят вам
Сыграть в ничью.
Разминка «Мозговой штурм». Но для начала проведем небольшую разминку на
А поможет нам сегодня определить лучшую команду компетентное жюри в составе… (члены
жюри).
Представление команд. Команды приветствуют друг друга.
Ход игры
1. Раунд.
проверку знания понятий и терминов
1. Производственные связи между предприятиями называются ... (кооперирование).
2. Перевод оборонного предприятия на производство мирной продукции ...
(конверсия).
3. Группа металлургических предприятий, использующих общие рудные или топливные
ресурсы, и производящие основную долю металла называют ... (металлургическая база).
4. Выпуск предприятием однородной продукции называется ... (специализация). 5. Совокупность сооружений, систем и служб, обеспечивающих условия для нормальной
работы населения и отраслей экономики называется ... (инфраструктура).
6. Совокупность всех видов транспорта, объединенных транспортными узлами, называется ...
(транспортная система).
7. Показатель работы транспорта ... (грузооборот).
8. Группа электростанций разных типов, объединенных линиями электропередач и
управляемых из одного центра ... (энергосистема).
Если состав класса слабый, то перед диктантом можно провести повторение фронтальное:
учащиеся по очереди дают определение терминов
Основное звено АПК – с/х (сельское хозяйство), которое состоит из …
Лесная промышленность состоит из взаимосвязанных производств: …(лесозаготовка),
…(лесохимия и целлюлозно бумажная
Отрасли металлургического комплекса производят …(разнообразные металлы) .
Металлургический комплекс состоит из … (чёрной) и …(цветной) металлургии.
Химия переработки полимеров ориентируется на …(потребителя), т.к. перевозка
« Заморочки из бочки».
Состав ТЭК: т…, э…, у…, н…, г… . (торф, электроэнергия, уголь, нефть, газ)
Способы добычи угля: … (подземный) и …(открытый) .
ГЭС выгодно строить на реках с большим …( падением) и …(расходом) воды.
2 раунд
1.
2.
3.
Крупные ГЭС: … (Саянская) и …(Красноярская)
4.
5.
6.
сырья …(дешевле), чем изделий из него.
7.
…(лесопиление и деревообработка),
промышленность).
8.
(животноводства), и …(растениеводство) .
9.
(сахарная свекла) .
10.
Автомобильный транспорт – один из самых дорогих. Причины дороговизны в …
(плохих дорогах, низком качестве автомобилей, малом числе автомобилей высокой
грузоподъемности) .
11.
заказчика, клиента)
12.
услуги). Назовите состав комплекса.
обслуживания).
К техническим культурам относится …( лён долгунец), …(подсолнечник), …
Что такое услуга? (Это труд, который призван удовлетворить потребность
Что такое инфраструктурный комплекс? (состоит из отраслей, производящих
система и сфера
(коммуникационная
3 раунд –
другу.
«Ты – мне, я – тебе». Команды задают вопросы, приготовленные заранее, друг
4 раунд –
«Конкурс капитанов»
Вопросы 1 команде
1. По запасам нефти Россия занимает … ( 2) место.
2. Нефть добывается …(фонтанным) способом и …(насосным) способом.
3. Транспортировка большей части нефти ведётся по … (нефтепроводам).
4. Грузооборот – это … (произведение количества перевезённого груза(тонны) на
расстояние его перевозки).
5. По грузообороту 1е место занимает …(трубопроводный) транспорт,
6.
7. Самый дешёвый вид транспорта по грузообороту …( морской), а самый дорогой …
а 2е …(железнодорожный) транспорт.
(авиационный). Вопросы 2 команде
1. Газ – самый … (дешёвый) вид топлива.
2. По запасам природного газа Россия занимает (1) место в мире.
3. Самый дешёвый способ добычи угля …(открытый) .
4. Основные районы добычи угля в России сосредоточенны в …(Сибири) .
5. Основные угольные бассейны:
(Печёрский) .
6. Авиационный транспорт перевозит …(скоропортящиеся грузы, ценные грузы и
пассажиров) .
7. Одна из основных проблем авиационного транспорта России …(изношенность
самолётов)
…(Кузнецкий), …(КанскоАчинский) и …
5 раунд
«Черный ящик».
1.По добыче этого вида топлива Россия находится на 2 месте после США. (Уголь)
«Где же ты, где?».
6 раунд –
1 команда показывает и называет, а 2 команда проверяет:
1. Буроугольный бассейн Сибири … (Канско Ачинский);
2. Нефтяная база, дающая 70% добычи нефти … (Западно Сибирская);
3. Крупнейшая ТЭС … (Сургутская);
4. Крупнейшая АЭС … (Курская);
5.
6.
7. Череповец это … (город с крупнейшим металлургическим комбинатом центральной
Центры производства калийных удобрений … (Соликамск, Березники);
Самая длинная железная дорога … ( Сибирская магистраль);
базы).
Первая железная дорога … (Москва Санкт Петербург);
8.
9. Назовите и покажите центры чёрной металлургии Урала. (Нижний Тагил, Челябинск,
Магнитогорск, Н.Троицк)
2 вариант называет и показывает, а 1вариант проверяет:
1. Угольный бассейн, занимающий 1 место по добыче …(Кузнецкий);
2. Центр нефтепроводной системы … (Альметьевск)
3. Крупный центр медно никелевого производства в Заполярье … (Норильск)
4. Крупнейшие алюминиевые заводы России …( Красноярский, Братский)
5. Российская «лесопилка» … (Архангельск);
6. Крупнейший морской порт Балтийского бассейна … (Санкт Петербург);
7. Центр внедоменной плавки стали … (Старый Оскол);
8. Каменноугольный бассейн в районе БАМа … (Южно Якутский);
9. Находка, Восточный это … ( порты Тихоокеанского бассейна);
«Гонка за лидером»
.
6 раунд –
1 В структуре топливноэнергетического баланса России преобладает нефть
.
2 На размещение основных отраслей растениеводства главное влияние оказывает
потребительский фактор
.
3 В России основная часть электроэнергии производится на ГЭС
4 Россия занимает первое место в мире по запасам нефти
.
5 Большая часть АЭС расположена в Европейской части России.
6 На размещение предприятий тяжелого машиностроения большое влияние оказывает
фактор трудовых ресурсов.
7 Крупные месторождения железной руды в России расположены в Белгородской области и
Карелии. 8 Россия занимает первое место в мире по добыче газа.
9 Добыча серы и солей входит в состав химической промышленности.
10 Крупные запасы горнохимического сырья расположены на Кольском полуострове.
V. Рефлексия
Вот и закончилась игра,
Расходиться нам пора…
На жюри взгляните все – подведем итог игре.
Заполнение листа оценивание участника Приложение3
1 .Слово жюри.
1. Подведение итогов.
2. Награждение командпобедителей.
3. Награждение лучшего игрока в каждой команде.
2. Вербальная форма (методика незаконченного предложения):
1. Сегодня на уроке я…
2. Самым полезным и интересным для меня было…
3. Я встретился с трудностью при…
4. Мне это необходимо для…
5. У меня хорошо получилось…
6. Строки самому себе…
7. Скажи комплимент форме урока.
VI. Домашнее задание: Подготовиться к тестированию по теме "Хозяйство России"
(повт.§§).
Приложение 1
4 раунд – «Конкурс капитанов»
Вопросы 1 команде
1. По запасам нефти Россия занимает … место.
2. Нефть добывается … способом и … способом.
3. Транспортировка большей части нефти ведётся по …
4. Грузооборот – это ….
5. По грузообороту 1е место занимает …транспорт,
6.
7. Самый дешёвый вид транспорта по грузообороту …, а самый дорогой …
а 2е … транспорт.
Вопросы 2 команде
1. Газ – самый … вид топлива.
2. По запасам природного газа Россия занимает место в мире.
3. Самый дешёвый способ добычи угля ….
4. Основные районы добычи угля в России сосредоточенны в ….
5. Основные угольные бассейны: …, … и … .
6. Авиационный транспорт перевозит …,…, … .
7. Одна из основных проблем авиационного транспорта России …
Приложение 2 «Где же ты, где?».
1 команда показывает и называет, а 2 команда проверяет:
1. Буроугольный бассейн Сибири …
2. Нефтяная база, дающая 70% добычи нефти …
3. Крупнейшая ТЭС …
4. Крупнейшая АЭС …
5.
6.
7. Череповец это …
8.
9. Назовите и покажите центры чёрной металлургии Урала.
Центры производства калийных удобрений …
Самая длинная железная дорога …
Первая железная дорога …
2 вариант называет и показывает, а 1вариант проверяет:
1. Угольный бассейн, занимающий 1 место по добыче …
2. Центр нефтепроводной системы …
3. Крупный центр медно никелевого производства в Заполярье …
4. Крупнейшие алюминиевые заводы России …
5. Российская «лесопилка» …
6. Крупнейший морской порт Балтийского бассейна …
7. Центр внедоменной плавки стали
8. Каменноугольный бассейн в районе БАМа …
9. Находка, Восточный это …
Приложение3
Ф.И участника
команды
Самооценка
Оценка
капитана
Оценка жюри
Общая оценка
Лист оценки участников
Обобщение и коррекция знаний по теме «Отрасли хозяйства России» . (Урок-игра «Счастливый случай») 9 класс
Обобщение и коррекция знаний по теме «Отрасли хозяйства России» . (Урок-игра «Счастливый случай») 9 класс
Обобщение и коррекция знаний по теме «Отрасли хозяйства России» . (Урок-игра «Счастливый случай») 9 класс
Обобщение и коррекция знаний по теме «Отрасли хозяйства России» . (Урок-игра «Счастливый случай») 9 класс
Обобщение и коррекция знаний по теме «Отрасли хозяйства России» . (Урок-игра «Счастливый случай») 9 класс
Обобщение и коррекция знаний по теме «Отрасли хозяйства России» . (Урок-игра «Счастливый случай») 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.