ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Лилия Фомина свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Обобщение опыта "Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности".
Файл:

Экскурсия – одна из форм внеурочной образовательной деятельности.docx - Обобщение опыта "Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности".


Все файлы публикации > Экскурсия – одна из форм внеурочной о....docx
Обобщение опыта "Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности".

Обобщение опыта «Экскурсия – одна из форм внеурочной
образовательной деятельности»

Цель:
 интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности
учащихся.
Задачи:
 воспитание интереса к исследовательским работам, выявление научно­
творческого потенциала;
 расширение кругозора учащихся;
 воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных
межличностных отношений.
«Ничто так не открывает глаза на мир и не расширяет кругозор, как
путешествия» (Шарлиз Терон)
Связь учебно­воспитательного процесса с внеурочной деятельностью ­ это
один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной
деятельности обучающиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках.
Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках. Цель
внеурочной деятельности – это создание условий для позитивного общения
обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и
самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных
жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных
этапах.
Каждый учитель в своей работе сталкивается с проблемой, как добиться
развития познавательной активности современного школьника.
В

Обобщение опыта "Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности".

традиционной форме обучения не всегда предоставляется возможным решить
данную проблему. Поэтому всё чаще и чаще учитель использует экскурсию,
как одну из форм внеурочной деятельности.
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по
всестороннему развитию школьников, нравственно­патриотическому, эстетическому
воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения.
Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия
на формирование личности школьника. Познавательный интерес, потребность
получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении
кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как
живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость,
закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений
способствует формированию таких важных качеств школьника,
как
наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об
окружающем мире.
Цели экскурсий:
 осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических
умений и навыков;
 интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности
обучающихся;
 воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно­
творческого потенциала школьников;
 расширение кругозора обучающихся;
 воспитание

и
позитивных межличностных отношений;
познавательной


эстетической

культуры,
 воспитание духовно­нравственных приоритетов в процессе общения с
природой и социумом.

Обобщение опыта "Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности".

Виды экскурсий
Экскурсии делятся на две группы: школьные и внешкольные. Школьная
экскурсия – это форма учебно – воспитательной работы с классом или группой
обучающихся, проводимая с познавательной целью при передвижении от объекта к
объекту, по выбору учителя и по темам, связанным с программами.
Школьные экскурсии имеют два вида:
­ урочные – проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в
систему уроков по темам учебных предметов, поэтому педагог заранее планирует
проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно
создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в
школьный музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в
последующие уроки, соблюдая тематическую линию.
Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание
обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и
историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и
биологические особенности местности, производство и т.д.
­ внеурочные – факультативные – проводимые до или после занятий в классе.
Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать
дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную,
развивающую информацию.
Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам: краеведческого
поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д.
Рассмотрим понятие внешкольная экскурсия и определим её особенности и
специфику. Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного
кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду,
дают всестороннее гармоничное воспитание.
Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные
и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся;

Обобщение опыта "Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности".

выходы на открытую местность для знакомства с природой, к реке, водоканалу,
роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически
знаменитых зданий и т.д.
Особенностью внешкольной экскурсии является то, что для детей
предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в
таких экскурсиях более краток.
По содержанию экскурсии делятся на следующие группы:
­ группа природоведческих экскурсий (или их называют «Экскурсии в
природу»). Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же
места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения,
которые происходят в природе;
­ краеведческие экскурсии (в первую очередь – знакомство с микрорайоном, в
котором находится школа);
­ музейные экскурсии, которые непосредственно связаны с таким понятием,
как «музейная педагогика».
По дидактическим целям различают: вводные (предваряющие изучение нового
материала); сопровождающие его изучение; итоговые (целью является закрепление
полученного материала).
Не нужно забывать, что все экскурсии, проводимые для обучающихся,
должны содержать в себе элемент разрядки: игры, вопрос – ответ и т.д. ( привести
примеры)
Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией
для взрослых является то, что в них значительное место занимают
общеобразовательные элементы, для экскурсий организованных для детей больше
должно быть познавательных и воспитательных моментов. Педагог должен дать
обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений
художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.

Обобщение опыта "Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности".

Направления экскурсионной работы:
1. Досугово ­ развлекательное направление предполагает организацию
экскурсий и поездок на различные объекты района, города с целью
знакомства с местами активного отдыха и организации такого отдыха
обучающихся и их семей. Деятельность этого направления формирует
у обучающихся навыки здорового образа жизни и экологической
культуры, навыки социальной культуры, расширяет их знания о родных
местах, формируя патриотические чувства. ( фото спортивное)
Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками
города создают прекрасный физиологический и психологический фон.
2. Научно­познавательное направление предполагает организацию
экскурсий в музеи, на различные природные и производственные
объекты. Отличие этих экскурсий от тех, о которых говорилось выше, в
том, что их цель – развитие познавательных способностей и навыков,
расширение и углубление предметных умений. Деятельность этого
направления тесно связана с программами учебных предметов, хотя,
конечно, связана и с Программой духовно­нравственного развития и
в процессе активного участия в
воспитания обучающихся, так
подобных экскурсиях обучающиеся приобретают опыт социального
взаимодействия с людьми разных профессий, с людьми разного
возраста и разного образа жизни. ( фото)
Природоведческие экскурсии формируют бережное отношение к
природе, воспитывают любовь к родному краю, являются средством
развития детского творчества.
Производственные экскурсии – одна из эффективных форм организации
трудового и профессионального обучения. Они формируют и развивают
интерес обучающихся к различным профессиям.

Обобщение опыта "Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности".

Культурно ­ исторические экскурсии формируют мировоззрение
обучающихся, нравственную и эстетическую культуру. Стимулируют
любознательность и интерес к той огромной сумме знаний, которую накопило
человечество.
Историко – краеведческие
экскурсии способствуют воспитанию
гражданственности, бережному отношению к традициям, культуре и истории
своего народа, приобщению детей к историческому и духовному наследию
своего края.
Этапы проведения экскурсии:
1 этап – Выбор экскурсионной программы.
На данном этапе целесообразно провести анкетирование родителей и
обучающихся на предмет интереса и увлечений.
2 этап – Организация экскурсии по выбранному направлению.
3 этап – Подведение итогов экскурсии (отчёт)

Отчёт может быть выполнен в различных вариантах:
 Отзыв
 Проект
 Фотожурнал или фотогазета
 Викторина или кроссворд
 Сочинение
Отчёт обучающихся обычно предоставляется в течение недели после поездки.
(фото и демонстрация проектов –книга о городе, сочинения сказок)
В подготовке и проведении экскурсий большую помощь оказывают родители.
( фото)

Обобщение опыта "Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности".

Экскурсионные программы способны разнообразить школьную жизнь
ученикам, помочь в усвоении нового материала и просто оставить яркие,
увлекательные воспоминания.
Закончить свое выступление я хочу словами Сухомлинского В.А.
«… как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в
разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш»

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл