Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Оценка 4.7

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Оценка 4.7
Документация
docx
окружающий мир
Детсад
05.01.2019
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Для успешного формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников, необходим творческий подход всех участников воспитательного процесса. Совместные игры, занятия, развлечения, творчество, прогулки и экскурсии, проводимые в процессе реализации инновационного проекта «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности в ДОУ», не только делают детей и родителей ближе духовно, но способствуют успешному нравственно-патриотическому воспитанию.
Обобщение опыта.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 29 «РЯБИНУШКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» Обобщение опыта работы по теме: «Нравственно­патриотическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста  через доступные возрасту виды  художественно­продуктивной деятельности в ДОУ»                                                                                                              Составитель: Мусина Оксана Викторовна воспитатель первой категории г. Инта 2018 г. Содержание Введение Глава I.  Актуальность …………………………………………………………………  3 1.1 Исследование теории вопроса воспитания нравственно­патриотических  чувств у детей старшего дошкольного возраста. ………………………  4 1.2 Реализация художественно­эстетического направления развития  воспитанников в ДОУ. ………………………………………………….. . 5 Глава II. Нравственно­патриотическое воспитание детей старшего  дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно­ продуктивной деятельности в ДОУ. ………………………………………... 6 2.1. Методы и принципы построения работы. ……………………………..  8 2.2. Особенности взаимодействия ДОУ с родителями  по воспитанию  нравственно­патриотических чувств у детей старшего дошкольного  возраста через доступные возрасту виды художественно­продуктивной   деятельности. …………………………………………………………………13  2.3. Демонстрация опыта работы ……………………………………... ….. 15 Вывод по главе II …………………………………………………………..  30 Заключение …………………………………………………………………  31 Литература ………………………………………………………………….  32 2 Введение Глава I.  Актуальность           В   проекте     «Национальной   доктрины   образования   в   Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание   патриотов   России,   граждан   правового   демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой   нравственностью   и   проявляющих   национальную   и   религиозную терпимость».          Таким образом, нравственно­патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует   подчеркнуть,   что   в   настоящее   время   выходит   достаточно   много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь   отдельные   стороны   нравственно­патриотического   воспитания   детей   в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту   данного   вопроса.   Видимо,   это   закономерно,   поскольку   чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость   за   свой   народ,   и   ощущение   своей   неразрывности   с   окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:  Воспитание   у   ребенка   любви   и   привязанности   к   своей   семье,   дому, детскому саду, улице, городу;  формирование бережного отношения к природе и всему живому;  воспитание уважения к труду;  развитие интереса к народным традициям и промыслам;  формирование элементарных знаний о правах человека;   расширение представлений о городах России;  знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);  развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;  формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. 3 В.В. Сухомлинский утверждал, что «детство –   это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Дошкольный   возраст –   важнейший   период   становления   личности, когда   закладываются   предпосылки   гражданских   качеств,   развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.  1.1  Исследование   теории   вопроса   воспитания   нравственно­ патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.           Нравственно­патриотическое   воспитание   ребенка   —   сложный   педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким   людям   —   к   матери,   отцу,   бабушке,   дедушке.   Это   корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Не случайно К.Д.   Ушинский   подчеркивал,   что   «...   воспитание,   если   оно   не   хочет   быть бессильным,   должно   быть   народным».   Он   ввел   в   русскую   педагогическую литературу   термин   «народная   педагогика»,   видя   в   фольклорных произведениях   национальную   самобытность   народа,   богатый   материал   для воспитания любви к Родине.           Первые   чувства   гражданственности   и   патриотизма,   насколько   они доступны   детям   дошкольного   возраста?   Исходя   из   опыта   работы   в   этом направлении,   можно   дать   утвердительный   ответ:   дошкольникам   особенно старшего   возраста,   доступно   чувство   любви   к   родному   городу,   родной природе,   к   своей   Родине.   А   это   и   есть   начало   патриотизма,   который рождается в процессе целенаправленного воспитания. В дошкольный период происходит   формирование   духовно­нравственной   основы   ребёнка,   его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Составляющей этого процесса   становится   художественное   образование   ­   процесс   усвоения искусствоведческих   знаний,   умений,   навыков,   развития   способностей   к художественному   творчеству.   Потому   что   художественно­эстетическое развитие   ­   важнейшая   сторона   воспитания   ребенка. Оно   способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание   нравственной   стороны   действительности,   повышает   и познавательную   активность.   Наследование   нравственных   и   эстетических ценностей   родной   культуры   в   самом   нежном   возрасте   –   это   есть 4 естественный,   а   потому   и   верный   способ   патриотического   воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.       Сегодня назрела необходимость создания таких педагогических условий, которые   должны   способствовать   не   только   успешному   формированию нравственно­патриотических   качеств   у   дошкольников,   но   и   побуждению родителей к осознанному развитию у себя указанных качеств, определению своих   гражданских   позиций,   пониманию   общечеловеческих   ценностей   и идеалов   новой   России.   Сказанное   свидетельствует   о   том,   что   возникла необходимость   глубокого   теоретического   осмысления   проблем нравственности и патриотизма на современном этапе развития российского общества   и   организации   на   этой   основе   целенаправленного,   целостного процесса   обладающей   формирования   личности   дошкольника, высокоразвитыми нравственно­патриотическими качествами.      В связи с изменившимися общественными отношениями и их социальным многообразием у педагога возникла необходимость поиска нового подхода к воспитанию нравственно­патриотических качеств, который с одной стороны, отвечает актуальным потребностям родителей (законных представителей) и ребенка в современных условиях, с другой стороны – позволяет реализовать поставленные перед ним задачи. В нашей работе ведущим является принцип «от восприятия к действию от пассивности к инициативности».         Любовь   ребёнка   к   Отчизне   характеризуется   яркой   эмоциональной   окрашенностью   в   словах   В.А.Сухомлинского   «Красота   родного   края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к   Родине.   Понимание   и   чувство   величия,   могущества   Родины   приходит   к человечеству постепенно и имеет своими истоками красоту».   1.2         Реализация художественно­эстетического направления развития воспитанников в ДОУ.  Цель:  создание   системы   работы   по   художественно­эстетическому   воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и   на   этой   базе   развитие   его   духовного,   творческого   потенциала,   создание условий для его самореализации. Задачи:         Изучение современных подходов к проблемам художественно­эстетического развития дошкольников.   Создание   условий,   способствующих,   реализации   художественно­ эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала. 5  Использование   современных   технологий   по   художественно­эстетическому развитию детей. Система   работы   по   художественно­эстетическому   воспитанию   состоит   из взаимосвязанных между собой компонентов:   обновление содержания образования (выбор программ и технологий);  создание   условий   для   художественно­эстетического   воспитания (кадровое   обеспечение,   учебно­методическое   обеспечение,   создание предметно ­ развивающей среды);  организация   образовательного   процесса   (работа   с   детьми   и родителями);  координация работы с другими учреждениями и организациями.              Формирование   творческой   личности   –   одна   из   важнейших   задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен   быть   созидателем,   с   развитым   чувством   красоты   и   активным творческим   началом.   Это   тесно   переплетается   с  целью  нравственно­ патриотического   воспитания   детей:   сформировать   у   дошкольников отношения   высокой   духовной   нравственности   с   активной   жизненной позицией, направленной на сохранение и приумножение достижений народа своей страны.       Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная   позиция   –   самые   эффективные   факторы   воспитания.   Если   мы хотим,   чтобы   наши   дети   полюбили   свою   страну,   свой   город,   нам   нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства».            Ручной   художественный   труд   является   необходимым   элементом нравственно­патриотического   и   эстетического   воспитания   детей.   Чтобы человек   мог   заполнить   свободное   время   интересным   и   содержательным делом, нужно с раннего детства развивать у него стремление к прекрасному, воспитывать   уважение   к   народным   традициям,   культурным   ценностям. Понятие наследия, традиции в обучении искусству художественных ремёсел всегда имело важное значение для преемственности всего лучшего и наиболее ценного. 6 Глава   II.   Нравственно­патриотическое   воспитание   детей   старшего дошкольного возраста через  доступные возрасту виды художественно­ продуктивной деятельности в ДОУ.      Новизна и оригинальность моей методической работы заключается в том, что система духовного развития детей дошкольного возраста основывается на синтезе   нравственно­патриотического   воспитания   и   художественно   – эстетического развития.  Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе,   и   хотя   многие   впечатления   еще   не   осознаны   им   глубоко,   но, пропущенные   через   детское   восприятие,   они   играют   огромную   роль   в становлении личности патриота. И эти яркие впечатления отражаются в его творческих работах.           Для   дошкольного   периода   характерны   наибольшая   обучаемость, податливость   педагогическим   влияниям,   сила   и   глубина   впечатлений. Потому­то   всё,   что   усвоено   в   дошкольном   периоде,   ­   знания,   навыки, привычки,   способы   поведения,   складывающиеся   черты   характера   – оказываются   особенно   прочными   и   являются   фундаментом   дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребёнок   приобретает   важнейшие   человеческие   качества.   При   правильном воспитании   в   дошкольном   возрасте   интенсивно   развивается   целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное  отношение к   окружающим   людям,  сочувствие   к   их   нуждам   и   переживаниям.   Если   у дошкольников   такого   рода   качества   не   будут   сформированы   надлежащим образом,   то   восполнить   возникший   недостаток   позднее   окажется   делом весьма трудным, а подчас и невозможным. Данный   отрезок   жизни   –   наиболее   благоприятен   для   эмоционально­ психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.      Продуктивная детская деятельность – это  деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т.п.), обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются   конструктивная   и   изобразительная   деятельность.   П.   д.   д. формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее   значение   для   развития   психики   ребенка,   т.к.   необходимость 7 создания продукта теснейшим образом связана с развитием его когнитивных процессов, эмоционально­волевой сферы, умений и навыков. Развитие п. д. д. определяется   наличием   у   ребенка   умения   добиваться   нужного   результата, как   по   заданному   образцу,   так   и   при   создании   и   последовательном воплощении собственного замысла. Маленьких детей привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности, однако, под влиянием обучения и   воспитания   постепенно   формируется   направленность   на   получение результата в ходе овладения собственной деятельностью. Продукты детской деятельности   в   значительной   мере   отражают   представления   ребенка   об окружающем и его эмоциональное отношение к миру.         Такая деятельность развивает не только образные формы мышления, но и такие   качества   как   целенаправленность,   умение   планировать   свою деятельность, достигать некоторого результата.           Социально­личностному   развитию ребенка   способствует   возможность проявления   им   созидательной   активности,   инициативности   при   создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить   другим.  В   процессе   изобразительной   деятельности   и конструирования   у   детей   формируется   способность   к   целенаправленной деятельности,   волевой   регуляции   поведения.  Для   художественно­ эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной   деятельности,   позволяющий   ему   по   своему   усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.  2.1. Методы и принципы построения работы          Решая задачи нравственно­патриотического воспитания детей старшего дошкольного   возраста   через  доступные   возрасту   виды   художественно­ продуктивной     деятельности,  мы  строили     свою   работу   в   соответствии   с местными   условиями   и   особенностями   детей,   учитывая   следующие принципы:  Принцип   культурологического   характера   содержания,   позволяющего всем   детям,   независимо   от   национально­культурной   и конфессиональной   принадлежности,   познакомиться   с   традиционной духовно­нравственной культурой России;  «позитивный   центризм»   (отбор   знаний,   наиболее   актуальных   для ребенка данного возраста); 8  принцип   этнокультурной   соотнесённости,   ориентирующий   на приобщение к истокам культуры своей малой Родины;  непрерывность и преемственность педагогического процесса;  дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;  рациональное   сочетание   разных   видов   деятельности,   адекватных возрасту;  деятельностный подход;  бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось;  широкого   включения   выполненных   детьми   работ   в   жизнь   группы, дошкольного учреждения, города.  развивающий характер обучения, основанный на детской активности. Основываясь на этих принципах, мы выделили цель своей работы:  Создание   условий  для   формирования   у   дошкольников   отношения высокой   духовной   нравственности   с   активной   жизненной   позицией, направленной   на   сохранение   и   чествование   достижений   народа   своей страны через воспитание потребности к творческому труду.  Задачи: 1. Способствовать   формированию  у   дошкольников   отношения   высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, направленной на сохранение и чествование достижений народа своей страны.  2. Развивать интерес к традициям родного края, родной страны, соблюдать их и сохранять. 3. Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшему поколению, уважительному отношению к старшему поколению. 4. Воспитывать   любовь   и   трепетное   отношение   к   ценностям   семьи, детского сада, родного города, страны. 5. Расширять представления детей о возможностях их полезного участия в общественной жизни. 6. Развивать духовный, творческий потенциал ребёнка, создавая условия для творческого труда.  7. Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: в спорте, в труде, в искусстве, в профессии, в культуре, в науке, в образовании, в службе.  8. Развивать   чувство   ответственности   и   гордости   за   достижения   своей страны, подвиг её народа в Великую Отечественную войну. 9 9. Способствовать формированию толерантности по отношению к другим народам, их культуре, традициям. 10. Воспитывать трепетное отношение к природе и её ресурсам. 11. Воспитывать потребность к творческому труду.      Наша работа по нравственно­патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного   возраста   через  доступные   возрасту   виды   художественно­ продуктивной   деятельности  является   частью   целостного   образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.           В   соответствии   с   комплексно­тематическим   принципом   построения образовательного процесса ФГОС предлагает для мотивации образовательной деятельности   не   набор   отдельных   игровых   приемов,   а   усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких­либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями  стали   Российские   праздники  (День  Победы, День  семьи  и  др.), международные   праздники   (Международный   женский   день   8   марта,   День Земли и др.). Праздники – это радость,  дань уважения, память.  Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Радость общения,   как   главная   черта   праздника,   понимается   детьми   дошкольного возраста,   поэтому   у   них   возникают   чувства   сопереживания,   желание участвовать в праздничном событии.            Проектная деятельность становится приоритетной. Критерием того, что   данный   принцип   работает   –   это   живое,   активное,   заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого.              Проектно­тематическое обучение помогает: ­ осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее; ­ активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей; ­ развивать творческие способности детей, навык обобщать и анализировать; ­ развивать мышление, воображение, память, внимание; ­ развивать речь (задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта; комментировать свои действия; делать спонтанные и   подготовленные   высказывания   в   пределах   определенной   заранее   темы; высказываться   в   связи   с   высказываниями   других;   сформулировать   свой интерес, предпочтение, намерение; договариваться о правилах; поддерживать разговор; использовать элементарные нормы общения); 10 ­   контролировать   свое   поведение,   выполнять   простые   правила,   следовать простому алгоритму (в работе с предметами или общении в группе); ­ организовать свою работу (разложить материалы, отбирать необходимое); ­ сотрудничать (с взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах; ­   подвести   итог   своей   деятельности   в   виде   результата   –   общественно полезного продукта деятельности.          В комплексе это решает задачи развития: 1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; 2. Развитие познавательных способностей; 3. Развитие творческого воображения; 4. Развитие творческого мышления; 5. Развитие коммуникативных навыков.             Во время продуктивной деятельности педагог ориентирует детей на результат, подчёркивая определённую направленность работы. Дети начинают понимать, что узор надо сделать красивый, чтобы порадовать маму, бабушку подарком к празднику 8 марта. Не только проявляется устойчивый интерес к результатам   своего   творчества,  но   и     обогащается   жизненный   опыт   детей, формируются   их   взаимоотношения   с   окружающей   действительностью. Например,  выполнение   декоративно­орнаментального  панно   для   украшения детского   сада   по   мотивам   коми   орнамента   к   Дню   Республики   Коми.  При выполнении таких работ дети узнают о декоративно­прикладном искусстве своего родного края, проявляют интерес к работам народных мастеров. При этом   происходит   обогащение   словаря   дошкольников.   К   Дню   Победы   дети изготавливают подарки ветеранам, как результат познавательно­творческого проекта. Среди этих ветеранов могут быть дедушки и бабушки самих детей. И это   очень   важно.  В   нравственно­патриотическом   воспитании   огромное значение   имеет   пример   взрослых,   в   особенности   же   близких   людей.   На конкретных   фактах   из   жизни   старших   членов   семьи   (дедушек   и   бабушек, участников   Великой   Отечественной   войны,   их   фронтовых   и   трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина   чтит   своих   героев,   отдавших   жизнь   за   счастье   людей.   Их   имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты 11 памятники. А дети могут выразить своё уважение и свою благодарность через творчество.       Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность   интересов,   неустойчивое   внимание,   утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Поэтому задачи по нравственно­патриотическому воспитанию мы объединили в тематические блоки. Содержание данной работы  может быть представлено: 1. В   определённых   темах   как   часть   НОД   текущего   педагогического проекта. 2. В виде темы проектной деятельности детей. Блок –  «Я и Моя семья».              Важным   условием   нравственно­патриотического   воспитания   детей является   тесная   взаимосвязь   с   родителями.   Любовь   маленького   ребенка­ дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке,  любви к своему дому, своим сверстникам. В этот блок входят темы: «День пожилых людей» (1 октября),  «День матери» (последнее воскресенье ноября),   «Международный женский день 8 марта», «День семьи, любви и верности» (8 июля). Блок ­ «Культура и традиции»             Знакомим детей с традициями и бытом Республики Коми. Знакомим с историей,   географией,   народным   промыслом,   культурой,   бытом   и   т.д. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению   с   народным   искусством.   В   этот   блок   входят   темы:   «День Республики Коми» (22 августа), «День города Инта» (4 октября). Блок ­   «Родина моя ­ Россия».          Воспитывая у детей любовь к своему городу,  подводим их к пониманию, что их   город — частица России, поскольку во всех уголках нашей страны, больших и маленьких, есть много общего:   повсюду   люди   трудятся   для   всех   (учителя   учат   детей;   врачи   лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); 12  везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;  повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;  люди берегут и охраняют природу;  есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д. В   этот   блок   входят   темы:   «Праздник   весны   и   труда»   (1   мая), «Международный день защиты детей» (1 июня), «День России» (12 июня). Блок ­  «Этих дней не смолкнет слава».        Мы  воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к   ветеранам   Великой   Отечественной   войны,   вызываем   желание   быть похожими на сильных смелых российских воинов. В этот блок входят темы: «День защитника Отечества» (23 февраля), «День Победы» (9 мая). Блок – «Вижу чудное приволье…».          Расширяем  представления детей о природных ресурсах родного края, воспитываем   чувство   ответственности,   бережное   отношение   к   природе. В этот   блок   входят   темы:   «День   Земли»   (20   марта),   «Синичкин   день»   (12 ноября) ­ в этот день люди укрепляют на деревьях кормушки.             Практическая   творческая   работа   с   детьми   является   важным   звеном общегосударственной   программы   воспитания   подрастающего   поколения, важной  формой  общения поколений,  передачи опыта  старших младшим.  В этой работе важно, что установка на выполнение общего замысла, доступного, понятного   и   привлекательного   детскому   коллективу,   дисциплинирует, ориентирует   поисковую   деятельность   детей   и   создаёт   предпосылки нравственного, духовного сплочения общим эмоционально­психологическим настроением.   При   решении   общей   цели   задания   дети   проявляют   чувство товарищества и взаимопомощи. Важно, чтобы эта деятельность была доступна и интересна всем детям.  2.2. Особенности взаимодействия ДОУ с родителями   по воспитанию нравственно­патриотических   чувств   у   детей   старшего   дошкольного возраста  через  доступные   возрасту  виды  художественно­продуктивной деятельности. 13 Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Нам кажется,   что   родители   наших   детей   более   грамотны   и   образованы   в педагогическом плане, чем их предшественники, более уверенны в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образования своего ребенка.   Поэтому   построить   систему   взаимодействия   с   современными родителями непросто.            Известно,   что   основой   духовно­нравственного   воспитания   является духовная   культура   общества,   семьи   и   образовательного   учреждения   –   той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители   и   воспитатели   –   люди,   составляющие   ближайшее   социальное окружение ребенка, оказывается определяющем в формировании внутреннего мира   ребенка.  Прикосновение   к   истории   своей   семьи   вызывает   у   ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному   вопросу   способствует   бережному   отношению   к   традициям, сохранению   вертикальных   семейных   связей.   "В   вашей   семье   и   под   вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.              В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы   воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь   недоумение.   Привлечение   семьи   к   нравственно­патриотическому воспитанию   детей   требует   от   воспитателя   особого   такта,   внимания   и чуткости к каждому ребенку.   Необходимость   подключения   семьи   к   процессу   ознакомления   дошкольников   с   социальным   окружением   объясняется   особыми педагогическими   возможностями,   которыми   обладает   семья   и   которые   не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально­нравственная   насыщенность   отношений,   их   общественная направленность и др.       14 Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только   как   на   помощников   детского   учреждения,   а   как   на   равноправных участников   формирования   детской   личности.   Взаимодействие   семьи   и дошкольного   образовательного   учреждения   необходимо   осуществлять   на основе   принципа   единства   координации   усилий   ДОУ,   семьи   и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В работе с родителями используем разнообразные формы:  Традиционно, в начале года мы предлагаем родителям анкету с целью выявления их увлечений, талантов.  Домашние задания.  Игровые ситуации.  «Круглый стол».  Семинары – практикумы.  Конкурсы.  Выставки.  Привлечение родителей к организации экскурсий по городу, в музей.        Я считаю, что проведение совместных мероприятий с родителями и  детьми приносит обоюдную пользу: родители становятся нашими  единомышленниками, прислушиваются к советам и рекомендациям педагогов, обращаются за помощью, активны во всех наших начинаниях, а дети все более  раскрываются перед нами. 2.3. Демонстрация опыта работы в группе «Карамельки».       Свою работу по нравственно­патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного   возраста   через  доступные   возрасту   виды   художественно­ продуктивной   деятельности  я   начала   два   года   назад   со   старшей   группы. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011­ 2015   гг.»,   утверждённая   постановлением   Правительства   Российской Федерации   от   5   октября   2010   г.   №   795,   определила   основные   пути патриотического   воспитания,   цели   и   задачи,   которые   направлены   на «поддержание   общественной   и   экономической   стабильности,   упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности человека   происходит   в   дошкольном   возрасте.   Это   факт   касается   и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. И тогда встал вопрос – как 15 обеспечить   правильно   воспитательную   работу   в   ДОУ,   чтобы   прививать  дошкольникам   ценностные   ориентации,   гражданственность,   патриотизм   и любовь к своей Малой и Большой Родине так, чтобы дети не были просто объектами воспитания, а принимали самое активное участие? Принимая во внимание  приоритетное   направление   деятельности     нашего   ДОУ   – художественно­эстетическое   развитие,   я   выбрала   художественно­ продуктивную деятельность.       Любой ребёнок, независимо от его способностей, любит рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, таким образом, передавая то, что его волнует, что ему нравится,   что   вызывает   у   него   интерес.   Продуктивная   деятельность   тесно связана   с   решением   задач   нравственного   воспитания.   Эта   связь осуществляется   через   содержание   детских   работ,   закрепляющих определенное   отношение   к   окружающей   действительности,  и  воспитание   у ребенка   наблюдательности,   умения выслушивать   и   выполнять   задание,   доводить   начатую   работу   до   конца. Художественный   труд   не   возникает   сам   по   себе,  он   требует   специального руководства,   необходимости   участвовать   в   трудовой   деятельности   детей, направлять,   подсказывать,   демонстрировать,   используя   яркие,   красочные иллюстрации методических пособий и брошюр. Детям необходима помощь взрослого в выполнении работ из разного материала.    самостоятельности,   активности, Китайская истина неоспорима: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».                     Для   самостоятельной   деятельности   детей   мы   использовали замечательные   обучающие   книги,   с   помощью   которых   дети   могли   сами учиться   рисовать   или   мастерить   то,   что   захотят.   Работая   с   наглядными пособиями, ребёнок создаёт своё оригинальное изделие, он видит конечный результат и знает к чему ему нужно стремиться.        Для демонстрации опыта мы предлагаем несколько творческих проектов и   работ   детей   группы   «Карамельки»   МБДОУ   «Детский   сад   №29 «Рябинушка» в старшем дошкольном возрасте. Старшая группа  Блок –  «Я и Моя семья».  16 «День пожилых людей» (1 октября).  День пожилого человека ­ это 1. добрый   и   светлый   праздник,   в   который   мы   окружаем   особым   вниманием наших родителей, бабушек и дедушек. Этот праздник очень важен сегодня,  т. к. он позволяет привлечь внимание к многочисленным проблемам пожилых людей, существующим в современном обществе. Цель: Формирование уважительного отношения к людям  преклонного  возраста. Задачи: 1. Формировать   уважительное   отношение   к   людям   преклонного возраста. 2. Познакомить с историей возникновения праздника. 3. Развивать коммуникативные навыки общения с пожилыми людьми. 4. Способствовать   становлению   гуманистической   направленности поведения, эмоциональной отзывчивости. 5. Воспитывать любовь, уважение, сочувствие, сопереживание к людям пожилого возраста (бабушкам, дедушкам).  Результат: Поздравительная открытка             2. «День матери» Новый праздник — День матери — постепенно входит в российские дома. И это замечательно: сколько бы хороших, добрых слов мы не   говорили   нашим   мамам,   сколько   бы   поводов   для   этого   ни   придумали, лишними они не будут. Особо красиво и незабываемо проходят различные мероприятия,   посвященные   этому   Дню,   в   детских   дошкольных   и образовательных учреждениях, где дети дарят своим мамам не только добрые слова и улыбки, но множество подарков, сделанных своими руками. Цель: Формирование у детей умения передавать свои положительные эмоции самому близкому человеку – маме через художественное творчество. Задачи: 17 1. Формировать у детей умение  передавать свои положительные эмоции самому близкому человеку – маме через художественное творчество. 2. Углубить знания детей о роли мамы в их жизни. 3. Вызывать желание делать подарки своим близким. 4. Развивать творческие способности детей. 5. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, желание заботиться и помогать ей. Результат: муниципальном конкурсе «Самый главный человек…»  Изготовление   открыток   для   мам   и   участие   в 3. «Международный женский день 8 марта»          Современное празднование Женского дня уже не имеет цели  утверждения равенства, а считается днем весны, женской красоты, нежности,  душевной мудрости и внимания к женщине. Международный женский день —  это праздник всех женщин, ставших творцами истории.  Цель: Расширение  знаний детей о празднике 8 марта. Задачи: 1. Расширять знания детей о празднике 8 марта. 2. Обогащать   представления   детей   о   женских   профессиях   и     их   используя   произведения  значимости   для   других   людей, художественной литературы,  искусства. 3. Привлекать   детей   к   изготовлению   подарков   мамам,   бабушкам, воспитателям.  4. Развивать детское творчество и эстетическое восприятие. 5. Воспитывать потребность к творческому труду. 18 Результат: «Букет тюльпанов» в технике оригами  Блок ­ «Культура и традиции» 1. «День города Инта» (4 октября) Народная пословица гласит: "Дерево без корней не растет". Знание о своих корнях,   о   своей   малой   Родине   мы,   воспитатели   ДОУ,   должны   передавать своим   воспитанникам,   формировать   у   детей   знания   о   родном   городе,   его самобытной природе, о богатствах родного края, о людях, добывающих эти богатства и строящих свой город. Все,   что   окружает   нас   с   детства,   вызывает   глубокую   привязанность, повзрослев, человек вспоминает с глубокой теплотой и нежностью о родном доме, родном городе, родных и близких людях, о том, что мы зовем своей малой Родиной. Цель:  Расширение   и   обобщение   знаний   детей   об   исторических   местах   и достопримечательностях Инты. Задачи: 1. Расширять   и   обобщать   знания   детей   об   исторических   местах   и достопримечательностях Инты. 2. Развивать интерес к истории родного города. 3. Продолжать   формировать   технические   навыки   изобразительной деятельности. 19 4. Развивать   чувство   привязанности   к   городу,   в   котором   родился   и живёшь. 5. Воспитывать   чувство   гордости   и   ответственности   за   свою   малую Родину.        Результат: Выставка рисунков «По улицам любимого города». Блок «Вижу чудное приволье…» 1. «Синичкин день» (12 ноября) Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: ­ формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам; ­   ознакомление   детей   с   природой,   в   основе   которого   должен   лежать экологический   подход,   т.е.   опора   на   основополагающие   идеи   и   понятия экологии. Проект   «Синичкин   день»   разработан   специально   для   приобщения   детей дошкольного возраста и их родителей к Всероссийской эколого­культурной акции «Покормите птиц», проводимой  Союзом охраны птиц России, которая ежегодно   стартует   12   ноября   (в   день   Зиновия­синичника   по   русскому земледельческому календарю). Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к  всероссийской  эколого­культурной акции «Покормите птиц». Задачи: 20 1. Приобщать   детей   старшего   дошкольного   возраста   к   Всероссийской эколого­культурной акции «Покормите птиц». 2. Расширять  знания  детей о роли птиц в природе и жизни человека. 3. Формировать  представления  о причинах гибели птиц в зимний период.   4. Развивать творческие способности детей. 5. Способствовать   установлению   тесного   взаимодействия,   партнерских отношений   с   родителями   в   вопросах   экологического   воспитания дошкольников. 6. Воспитывать  у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях. Результат: «Суперстоловая для птиц» (совместно с родителями).            2. «День Земли» (20 марта) Дата 20 марта была выбрана и официально утверждена в 1971 году ООН для  Дня Земли именно потому, что на это время выпадает день весеннего  равноденствия, когда меняется биологический ритм планеты, и она переходит на новый виток своего развития, когда происходит пробуждение природы и ее обновление. В обращении ООН говорится: «День Земли – это специальное  время, которое предназначено, чтобы привлечь внимание всех людей к  осознанию планеты Земля как их общего дома, ощутить нашу всеземную  общность и взаимную зависимость друг от друга». Сегодня День Земли –  всемирное движение гражданских инициатив в защиту планеты как общего  глобального Дома, объединяющее множество различных мероприятий и  акций, как природоохранных и экологических, так и миротворческих. Это не  21 столько праздник, сколько повод еще раз задуматься о проблемах хрупкой и  уязвимой окружающей среды, проблемах взаимоотношений человека и  окружающего мира. В России День Земли отмечают в рамках Дней защиты от  экологической опасности. Цель: Формирование ответственного отношения к своему Земному дому. Задачи: 1. Формировать ответственное отношение к своему Земному дому. 2. Познакомить с историей праздника. 3. Углублять экологические знания у детей. 4. Продолжать формировать умение передавать в работе своё отношение к окружающему миру. 5. Развивать продуктивную деятельность детей, творческие способности. 6. Воспитывать   бережное   отношение   ко   всему   окружающему   миру   и чувство ответственности за все живое на планете. Результат: Экологическая выставка поделок «Юные друзья природы» Подготовительная к школе группа Блок –  «Я и Моя семья».  1. «День   матери»  Среди   многочисленных   праздников,   отмечаемых   в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. 22 Цель: Формирование у детей чувства любви и уважения к матери, как самому близкому, родному и дорогому человеку в жизни ребенка. Задачи: 1. Формировать у детей чувство любви и уважения к матери, как самому близкому, родному и дорогому человеку в жизни ребенка. 2. Углубить знания детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе. 3. Расширять   знания   детей   о   значимости   социальной   роли   «мамы»   в обществе. 4. Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство гордости за маму. 5. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, желание радовать её. Результат: Салфетка для мамы                      (вышивка) 2. «День семьи, любви и верности» (8 июля) Инициатива празднования Дня семьи поддержана всеми традиционными религиозными организациями России — ведь идея празднования Дня семьи, любви и верности не имеет конфессиональных   границ.   В   каждой   религии   есть   примеры   семейной верности и любви. У нового семейного праздника уже есть памятная медаль «За любовь и верность», которая вручается 8 июля, и очень нежный символ — ромашка,   ведь   этот   полевой   цветок   издревле   считался   на   Руси   символом любви.  23 Цель: Формирование у детей представления о семье, как о людях, живущих вместе, любящих друг друга, заботящихся друг о друге. Задачи: 1. Формировать у детей представление о семье, как о людях, живущих вместе, любящих друг друга, заботящихся друг о друге. 2. Воспитывать уважение к членам своей семьи. 3. Развивать умение вежливо общаться с взрослыми. 4. Способствовать возникновению желания порадовать близких людей. 5. Способствовать эмоциональному сближению взрослого и ребёнка. Результат: Стенгазета «Когда семья вместе и душа на месте»                                            (совместно с родителями)                         Блок ­ «Культура и традиции» 1. «День шахтёра»  Цель: Формирование у детей представления о шахтерских профессиях и  уважения к труду шахтёров. Задачи: 1. Формировать у детей представления о шахтерских профессиях. 2. Формировать интерес к природным богатствам родного края. 3. Воспитывать уважение к труду шахтеров, чувство гордости за трудовые            достижения земляков. 4. Воспитывать чувство любви к малой родине, уважительное отношение к людям труда.  24 Результат: Выставка детских рисунков «Город под землёй»                    1. «День города Инта» (4 октября) Успешность   развития   дошкольников   при   знакомстве   с   родным   городом становится   возможной   при   условии   их   активного   взаимодействия   с окружающим миром эмоционально­практическим путём. То есть, через разные виды   деятельности,   свойственные   дошкольному   возрасту   (такие   как, рисование,   разнообразные   игры,   словесное   творчество,   продуктивная деятельность)   и   тесному   сотрудничеству   с   родителями. К   юбилейному празднованию   Дня   города   мы   готовились   целый   год.  К   юбилею   города педагогами ДОУ был разработан межгрупповой проект «Мой город – Инта». Во всех возрастных группах велась планомерная работа по его реализации. Целью проекта было расширение знаний детей о родном городе, воспитание любви к его истории и настоящему, приобщение детей к культуре народов, живущих здесь. Цель: Развитие у детей интереса к родному городу, желания принимать  участие в жизни города. Задачи: 1. Расширять и обогащать знания детей о родном городе. 25 2. Приобщать   детей   к   истории   и   культуре   родного   города,   местным достопримечательностям. 3. Формировать   общее   представление   об   основных   архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города. 4. Закрепить знания детей о знакомых улицах, площадях  города Инта.   5. Развивать   у   детей   интерес   к   родному   городу,   содействовать становлению желания принимать участие в жизни города. 6. Воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь её. 7. Воспитывать любовь, уважение и привязанность к своей малой Родине. Результат: Поздравительная стенгазета «Мой родной город Инта!» Блок – «Родина моя – Россия» 1. «Праздник весны и труда» (1 мая) Как бы ни называли этот майский день — Днем солидарности трудящихся или Праздником Весны и Труда, для многих   1   мая   традиционно   символизирует   возрождение   и   приход   весны. Большой эмоциональный заряд, который он несет в себе, связан не только с ощущением весеннего пробуждения природы, но и с восприятием 1 Мая как общего россиян. Современные дети почти ничего не знают о празднике 1 Мая, расценивая его просто   как   еще   один   выходной.   Поэтому   в   преддверии   этой   даты   мы рассказывали детям о том, как будучи в их возрасте, ходили с мамами на демонстрации, и что  раньше  этот праздник проходил  под  лозунгом «Мир! Труд! Май!» и символизировал единство трудящихся. А в качестве поделки 26 сплачивающего всех     торжества, мы решили сделать голубя, ведь голубь – это символ мира, ведь недаром его так   часто   изображали   на   первомайских   открытках   и   плакатах. Цель: Ознакомление детей с историей праздника Весны и труда. Задачи:  1. Познакомить детей с историей праздника Весны и труда. 2. Закреплять знания детей о социальной роли человека – «труженик». 3. Вызвать   у   детей   радостное   настроение,   эмоциональный   подъём   от творческой работы, сопричастной к празднику. 4. Обогащать   представления   детей   о   способах   изготовления   голубя   из бумаги. 5. Воспитывать уважение к труду взрослых. Результат:  Поделка   из   бумаги   для   украшения   группы   к   празднику «Голубь мира». 2. «Международный   день   защиты   детей»   (1   июня)  Международный день детей — один из самых старых международных праздников. Решение о его   проведении   было   принято   в   1925   году   на   Всемирной   конференции, посвященной вопросам благополучия детей, в Женеве. Но День защиты детей —   это   не   только   веселый   праздник   для   самих   детей,   это   и   напоминание обществу о необходимости защищать права ребенка, чтобы все дети росли счастливыми,   учились,   занимались   любимым   делом   и   в   будущем   стали замечательными   родителями   и   страны. Цель   проекта:  Дать   детям   элементарные   знания   и   представления   о международном празднике «День защиты детей». гражданами   своей   27 Задачи: 1.   Дать   детям   элементарные   знания   и   представления   о   международном празднике «День защиты детей». 2. Познакомить с правами детей в доступной форме. 3. Стимулировать эмоциональную отзывчивость детей. 4. Развивать доброжелательные отношения между детьми. 5.  Сплотить   детей   и   родителей   в   совместной   деятельности:   изготовление творческой композиции «Наш мир детский» для участия. 6. национальностей.  Результат: Коллективная композиция                     «Наш мир детский»  Воспитывать   толерантность   по   отношению   к   людям   разных                  3.   «День   России»   (12   июня)  Сегодня   День   России   все   более приобретает   патриотические   черты   и   становится   символом   национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины. Это праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Цель:  Воспитание у детей любви к большой, многонациональной Родине – России и чувства сопричастности к своему народу. Задачи: 1. Воспитывать у детей любовь к большой, многонациональной Родине – России и чувство сопричастности к своему народу. 28 2. Продолжать формировать уважительное отношение к государственным символам России. 3. Закреплять знания о празднике «День России». 4. Развивать дружеские чувства и социальную компетентность детей. 5. Способствовать становлению национального самосознания и развитию гражданско–патриотических   чувств   на   основе   воспитания   любви   к своему Отечеству. 6. Расширять творческую инициативу детей. Результат:  модель   государственного   флага   России   для   праздничного мероприятия. Блок – «Этих дней не смолкнет слава». 1. «День   защитника   Отечества»   (23   февраля)  Для   некоторых   людей праздник 23 февраля остался днем мужчин, которые служат в армии. Тем не менее, большинство граждан России склонны рассматривать День защитника Отечества не столько, как годовщину победы или День Рождения Красной Армии, сколько, как День настоящих мужчин. Защитников в самом широком смысле   этого   слова.  Именно   в   дошкольном   детстве   необходимо   начинать формировать   у   детей   такие   черты   характера,   которые   помогут   стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь к родной стране и уважение к её защитникам! Формировать чувство гордости за подвиги и победы нашей доблестной армии, гордость за мужество воинов,   развивать   интерес   к   доступным   ребенку   явлениям   общественной жизни. 29 Цель: Обогащение представлений детей о мужских профессиях, социальной роли мужчин – защитников отечества. Задачи: 1. Систематизировать, расширять и обобщать знания о Российской Армии, родах войск, военной технике. 2. Развивать   интерес   детей   к   истории   родного   Отечества,   к   истории формирования и становления Российской армии от Древней Руси до современности. 3. Обогащать   представления   детей   дошкольного   возраста   о   празднике «День Защитника Отечества». 4. Способствовать     формированию   высоких   нравственных   качеств: инициативы   и   целеустремлённости,   сознательной   дисциплины, товарищества и дружбы,  воли, смелости, находчивости, выносливости. 5. Развивать познавательную активность. 6. Воспитывать   чувство   уважения   к   российскому   воину,   его   силе   и смелости. 7. Воспитывать любовь к Родине. 8. Ориентировать родителей на гражданское и патриотическое воспитание детей в семье. Результат: выставка­конкурс рисунков «Я рисую вместе с папой».                                                                                                                                                                                                                                                           2. «День   Победы»   (9   мая)  День   Победы   Советского   Союза   над фашистской Германией в Великой Отечественной войне был и остается одним из  самых почитаемых  праздников  как  в России,  так и  в  странах  СНГ.  По славной   традиции   последних   лет,   повсеместно   волонтерами   раздаются георгиевские   ленточки,   которые   не   только   ветераны,   но   и   молодежь повязывают и носят как символ связи поколений и памяти о Великой победе. Также   в  этот  день   повсеместно   проходят   церемонии   возложения   цветов   и венков   к   памятникам   героям   Великой   Отечественной   войны,   проводятся 30 различные   мероприятия   по   чествованию   ветеранов   войны   и   работников тылового фронта. Цель:  Воспитание   у   детей   уважение   к   ветеранам   Великой   Отечественной войны. Задачи:  1. Воспитывать   у   детей   уважение   к   ветеранам   Великой   Отечественной войны. 2. Дать детям понятие о героизме в трудные военные годы. 3. Уточнить знания детей о земляках­героях. 4. Развивать у детей чувство гордости за свой народ, победивший фашизм. 5. Развивать художественное творчество. 6. Воспитывать у детей чувство патриотизма. Результат: памятные поделки для ветеранов «Мы помним имя твоё, солдат!» Вывод:  Анализ   состояния   и   прогнозы   дальнейшего   развития общеобразовательной   системы   в   процессе   реформирования   образования показывают,   что   сегодня,   для   успешного   формирования   нравственно­ патриотических качеств дошкольников, необходим творческий подход всех участников   воспитательного   процесса.   Результаты   нашей   работы   показали, что   совместные   игры,   занятия,   развлечения,   творчество,   прогулки   и экскурсии,   проводимые   в   процессе   реализации   инновационного   проекта «Нравственно­патриотическое   воспитание   детей   старшего   дошкольного возраста   через  доступные   возрасту   виды   художественно­продуктивной 31 деятельности в ДОУ», не только делают детей и родителей ближе духовно, но способствуют успешному нравственно­патриотическому воспитанию. Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников мы стараемся соблюдать следующие педагогические условия: ­ эвристическая среда в детском саду и в семье,  ­ тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи,  ­ подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.  Эвристическая   среда характеризуется   насыщенностью   положительными эмоциями   и   является   для   ребенка   полем   для   проявления   творчества, инициативы, самостоятельности.  Тесное   сотрудничество   воспитателей   детского   сада   с   членами семьи выражается   в   установлении   доверительных   деловых   контактов   с семьями   воспитанников;   обеспечении   родителей   минимумом   психолого­ педагогической   информации,   обучении   их   способам   общения   с   ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.  Подготовленность   педагогов   к   осуществлению   процесса формирования   патриотизма предполагает   у   них соответствующего компетентности, профессионального   мастерства,   а   также   способности   к   саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.  профессиональной   наличие уровня                 Все   вышеизложенные   педагогические   условия   взаимосвязаны   и взаимообусловлены. Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому   человеку,   радость   от   хорошего   поступка,   гордость   за   своих родителей,   восхищение   от   соприкосновения   с   прекрасным   подвигом,   он приобрел   эмоциональный   опыт.   Тем   самым   будут   построены   пути   для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более   глубоких   чувств,   условием   полноценного   развития   человека.  Ведь главный результат нашей деятельности  – обогащение внутренней культуры ребенка,   разностороннее   его   развитие,   реализация   его   творческих способностей. 32 Заключение Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из  самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей   стране   за   последние   годы.   Это   касается   нравственных   ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме,   доброте,   великодушии.   Изменилось   и   отношение   людей   к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то   сейчас   о   ней   говорят   в   основном   негативно.   Сегодня   материальные ценности   доминируют   над   духовными.   Однако   трудности   переходного периода   не   должны   стать   причиной   приостановки   патриотического воспитания.   Возрождение   духовно­нравственного   воспитания   это   шаг   к возрождению России. Именно   нравственно­патриотическое   воспитание   является   одним   из важнейших   элементов   общественного   сознания,   именно   в   этом   основа жизнеспособности   любого   общества   и   государства,   преемственности поколений.  Литература 1. 2. 3. 4. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» «Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности  гражданина РФ» Москва. «Просвещение». 2009. Лыкова И.А. Образовательная область «Художественное творчество» //  Примерная основная общеобразовательная программа «Мир открытий. /  Науч. ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Цветной мир, 2012. – 320 с.  Лыкова И.А. Проектирование целей и содержания эстетического  воспитания дошкольников в культуросообразном образовании //  Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http:// www.art­ education.ru/AE­magazine. – 2011. – № 2. (В соавторстве в Ф.Н. Вахабовой,  Н.Г. Ачиловой.) 33 5. Лыкова И.А. Стратегия формирования эстетического отношения к  миру в изобразительной деятельности дошкольников. М., 2009. – 350 с.  6. Н.В.Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Изд. УЦ «Перспектива», Москва – 2009. 7. А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко Нравственно­патриотическое воспитание детей   дошкольного   возраста.   Изд.   «Детство­Пресс»,   Санкт­Петербург, 2009 г. 8.Н.Г.   Зеленова,   Л.Е.Осипова   Мы   живём   в   России.   Изд.   «Издательство Скрипторий», Москва, 2007 г. 9. М.Д. Маханева Нравственно­патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Изд. «Аркти». Москва, 2004 г. 34

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"

Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2019