Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Оценка 4.7
Документация
docx
окружающий мир
Детсад
05.01.2019
Для успешного формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников, необходим творческий подход всех участников воспитательного процесса. Совместные игры, занятия, развлечения, творчество, прогулки и экскурсии, проводимые в процессе реализации инновационного проекта «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности в ДОУ», не только делают детей и родителей ближе духовно, но способствуют успешному нравственно-патриотическому воспитанию.
Обобщение опыта.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 29
«РЯБИНУШКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
Обобщение опыта работы по теме:
«Нравственнопатриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста
через доступные возрасту виды
художественнопродуктивной деятельности
в ДОУ»
Составитель:
Мусина Оксана Викторовна
воспитатель первой категории г. Инта
2018 г.
Содержание
Введение
Глава I.
Актуальность ………………………………………………………………… 3
1.1 Исследование теории вопроса воспитания нравственнопатриотических
чувств у детей старшего дошкольного возраста. ……………………… 4
1.2 Реализация художественноэстетического направления развития
воспитанников в ДОУ. ………………………………………………….. . 5
Глава II. Нравственнопатриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно
продуктивной деятельности в ДОУ. ………………………………………... 6
2.1. Методы и принципы построения работы. …………………………….. 8
2.2. Особенности взаимодействия ДОУ с родителями по воспитанию
нравственнопатриотических чувств у детей старшего дошкольного
возраста через доступные возрасту виды художественнопродуктивной
деятельности. …………………………………………………………………13
2.3. Демонстрация опыта работы ……………………………………... ….. 15
Вывод по главе II ………………………………………………………….. 30
Заключение ………………………………………………………………… 31
Литература …………………………………………………………………. 32
2 Введение
Глава I.
Актуальность
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской
Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить
воспитание патриотов России, граждан правового демократического,
социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих
высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную
терпимость».
Таким образом, нравственнопатриотическое воспитание детей является
одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много
методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются
лишь отдельные стороны нравственнопатриотического воспитания детей в
конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю
полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство
патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и
гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим
миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к народным традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
3 В.В. Сухомлинский утверждал, что «детство – это каждодневное открытие
мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием
человека и Отечества, их красоты и величия».
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности,
когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются
представления детей о человеке, обществе и культуре.
1.1 Исследование теории вопроса воспитания нравственно
патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Нравственнопатриотическое воспитание ребенка — сложный
педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым
близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Не случайно
К.Д. Ушинский подчеркивал, что «... воспитание, если оно не хочет быть
бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую
литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных
произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для
воспитания любви к Родине.
Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они
доступны детям дошкольного возраста? Исходя из опыта работы в этом
направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам особенно
старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной
природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который
рождается в процессе целенаправленного воспитания. В дошкольный период
происходит формирование духовнонравственной основы ребёнка, его
эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е.
начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Составляющей этого
процесса становится художественное образование процесс усвоения
искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к
художественному творчеству. Потому что художественноэстетическое
развитие важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует
обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на
познание нравственной стороны действительности,
повышает и
познавательную активность. Наследование нравственных и эстетических
ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это есть
4 естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания,
воспитания чувства любви к Отечеству.
Сегодня назрела необходимость создания таких педагогических условий,
которые должны способствовать не только успешному формированию
нравственнопатриотических качеств у дошкольников, но и побуждению
родителей к осознанному развитию у себя указанных качеств, определению
своих гражданских позиций, пониманию общечеловеческих ценностей и
идеалов новой России. Сказанное свидетельствует о том, что возникла
необходимость
глубокого теоретического осмысления проблем
нравственности и патриотизма на современном этапе развития российского
общества и организации на этой основе целенаправленного, целостного
процесса
обладающей
формирования личности дошкольника,
высокоразвитыми нравственнопатриотическими качествами.
В связи с изменившимися общественными отношениями и их социальным
многообразием у педагога возникла необходимость поиска нового подхода к
воспитанию нравственнопатриотических качеств, который с одной стороны,
отвечает актуальным потребностям родителей (законных представителей) и
ребенка в современных условиях, с другой стороны – позволяет реализовать
поставленные перед ним задачи. В нашей работе ведущим является принцип
«от восприятия к действию от пассивности к инициативности».
Любовь ребёнка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной
окрашенностью в словах В.А.Сухомлинского «Красота родного края,
открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви
к Родине. Понимание и чувство величия, могущества Родины приходит к
человечеству постепенно и имеет своими истоками красоту».
1.2 Реализация художественноэстетического направления развития
воспитанников в ДОУ.
Цель: создание системы работы по художественноэстетическому
воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка
и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание
условий для его самореализации.
Задачи:
Изучение современных подходов к проблемам художественноэстетического
развития дошкольников.
Создание условий,
способствующих,
реализации художественно
эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
5 Использование современных технологий по художественноэстетическому
развитию детей.
Система работы по художественноэстетическому воспитанию состоит из
взаимосвязанных между собой компонентов:
обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
создание условий для художественноэстетического воспитания
(кадровое обеспечение, учебнометодическое обеспечение, создание
предметно развивающей среды);
организация образовательного процесса (работа с детьми и
родителями);
координация работы с другими учреждениями и организациями.
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач
педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего
должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным
творческим началом. Это тесно переплетается с целью нравственно
патриотического воспитания детей: сформировать у дошкольников
отношения высокой духовной нравственности с активной жизненной
позицией, направленной на сохранение и приумножение достижений народа
своей страны.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная
жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы
хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно
показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку
нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью,
отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности
детства».
Ручной художественный труд является необходимым элементом
нравственнопатриотического и эстетического воспитания детей. Чтобы
человек мог заполнить свободное время интересным и содержательным
делом, нужно с раннего детства развивать у него стремление к прекрасному,
воспитывать уважение к народным традициям, культурным ценностям.
Понятие наследия, традиции в обучении искусству художественных ремёсел
всегда имело важное значение для преемственности всего лучшего и наиболее
ценного.
6 Глава II. Нравственнопатриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно
продуктивной деятельности в ДОУ.
Новизна и оригинальность моей методической работы заключается в том,
что система духовного развития детей дошкольного возраста основывается на
синтезе нравственнопатриотического воспитания и художественно –
эстетического развития. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что
видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его
душе, и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но,
пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в
становлении личности патриота. И эти яркие впечатления отражаются в его
творческих работах.
Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость,
податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений.
Потомуто всё, что усвоено в дошкольном периоде, знания, навыки,
привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера –
оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего
развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени
ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном
воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное
восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение
к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у
дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим
образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом
весьма трудным, а подчас и невозможным.
Данный отрезок жизни – наиболее благоприятен для эмоционально
психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия
очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю
жизнь.
Продуктивная детская деятельность – это деятельность ребенка с целью
получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т.п.),
обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами
являются конструктивная и изобразительная деятельность. П. д. д.
формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период
наибольшее значение для развития психики ребенка, т.к. необходимость
7 создания продукта теснейшим образом связана с развитием его когнитивных
процессов, эмоциональноволевой сферы, умений и навыков. Развитие п. д. д.
определяется наличием у ребенка умения добиваться нужного результата,
как по заданному образцу, так и при создании и последовательном
воплощении собственного замысла. Маленьких детей привлекает не столько
результат, сколько сам процесс деятельности, однако, под влиянием обучения
и воспитания постепенно формируется направленность на получение
результата в ходе овладения собственной деятельностью. Продукты детской
деятельности в значительной мере отражают представления ребенка об
окружающем и его эмоциональное отношение к миру.
Такая деятельность развивает не только образные формы мышления, но и
такие качества как целенаправленность, умение планировать свою
деятельность, достигать некоторого результата.
Социальноличностному развитию ребенка способствует возможность
проявления им созидательной активности, инициативности при создании
рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и
подарить другим. В процессе изобразительной деятельности и
конструирования у детей формируется способность к целенаправленной
деятельности,
волевой регуляции поведения. Для художественно
эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер
продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению
отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы.
И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления,
творческой активности ребенка.
2.1. Методы и принципы построения работы
Решая задачи нравственнопатриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно
продуктивной деятельности, мы строили свою работу в соответствии с
местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие
принципы:
Принцип культурологического характера содержания, позволяющего
всем детям,
независимо от национальнокультурной и
конфессиональной принадлежности, познакомиться с традиционной
духовнонравственной культурой России;
«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для
ребенка данного возраста);
8 принцип этнокультурной соотнесённости,
ориентирующий на
приобщение к истокам культуры своей малой Родины;
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет
его психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных
возрасту;
деятельностный подход;
бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком
бы виде оно не проявлялось;
широкого включения выполненных детьми работ в жизнь группы,
дошкольного учреждения, города.
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Основываясь на этих принципах, мы выделили цель своей работы:
Создание условий для формирования у дошкольников отношения
высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией,
направленной на сохранение и чествование достижений народа своей
страны через воспитание потребности к творческому труду.
Задачи:
1. Способствовать формированию у дошкольников отношения высокой
духовной нравственности с активной жизненной позицией, направленной
на сохранение и чествование достижений народа своей страны.
2. Развивать интерес к традициям родного края, родной страны, соблюдать
их и сохранять.
3. Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшему
поколению, уважительному отношению к старшему поколению.
4. Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи,
детского сада, родного города, страны.
5. Расширять представления детей о возможностях их полезного участия в
общественной жизни.
6. Развивать духовный, творческий потенциал ребёнка, создавая условия
для творческого труда.
7. Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях
деятельности: в спорте, в труде, в искусстве, в профессии, в культуре, в
науке, в образовании, в службе.
8. Развивать чувство ответственности и гордости за достижения своей
страны, подвиг её народа в Великую Отечественную войну.
9 9. Способствовать формированию толерантности по отношению к другим
народам, их культуре, традициям.
10. Воспитывать трепетное отношение к природе и её ресурсам.
11. Воспитывать потребность к творческому труду.
Наша работа по нравственнопатриотическому воспитанию детей старшего
дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно
продуктивной деятельности является частью целостного образовательного
процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.
В соответствии с комплекснотематическим принципом построения
образовательного процесса ФГОС предлагает для мотивации образовательной
деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение
образовательного материала в процессе подготовки и проведения какихлибо
значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему
занятий перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими
событиями стали Российские праздники (День Победы, День семьи и др.),
международные праздники (Международный женский день 8 марта, День
Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники –
это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Радость
общения, как главная черта праздника, понимается детьми дошкольного
возраста, поэтому у них возникают чувства сопереживания, желание
участвовать в праздничном событии.
Проектная деятельность становится приоритетной. Критерием того,
что данный принцип работает – это живое, активное, заинтересованное
участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию
взрослого.
Проектнотематическое обучение помогает:
осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
развивать творческие способности детей, навык обобщать и анализировать;
развивать мышление, воображение, память, внимание;
развивать речь (задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей
осведомленности и опыта; комментировать свои действия; делать спонтанные
и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы;
высказываться в связи с высказываниями других; сформулировать свой
интерес, предпочтение, намерение; договариваться о правилах; поддерживать
разговор; использовать элементарные нормы общения);
10 контролировать свое поведение, выполнять простые правила, следовать
простому алгоритму (в работе с предметами или общении в группе);
организовать свою работу (разложить материалы, отбирать необходимое);
сотрудничать (с взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных
формах;
подвести итог своей деятельности в виде результата – общественно
полезного продукта деятельности.
В комплексе это решает задачи развития:
1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. Развитие познавательных способностей;
3. Развитие творческого воображения;
4. Развитие творческого мышления;
5. Развитие коммуникативных навыков.
Во время продуктивной деятельности педагог ориентирует детей на
результат, подчёркивая определённую направленность работы. Дети начинают
понимать, что узор надо сделать красивый, чтобы порадовать маму, бабушку
подарком к празднику 8 марта. Не только проявляется устойчивый интерес к
результатам своего творчества, но и обогащается жизненный опыт детей,
формируются их взаимоотношения с окружающей действительностью.
Например, выполнение декоративноорнаментального панно для украшения
детского сада по мотивам коми орнамента к Дню Республики Коми. При
выполнении таких работ дети узнают о декоративноприкладном искусстве
своего родного края, проявляют интерес к работам народных мастеров. При
этом происходит обогащение словаря дошкольников. К Дню Победы дети
изготавливают подарки ветеранам, как результат познавательнотворческого
проекта. Среди этих ветеранов могут быть дедушки и бабушки самих детей. И
это очень важно.
В нравственнопатриотическом воспитании огромное
значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На
конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек,
участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых
подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед
Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести
ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,
Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена
увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты
11 памятники. А дети могут выразить своё уважение и свою благодарность через
творчество.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны
кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость.
Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует
развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.
Поэтому задачи по нравственнопатриотическому воспитанию мы объединили
в тематические блоки. Содержание данной работы может быть представлено:
1. В определённых темах как часть НОД текущего педагогического
проекта.
2. В виде темы проектной деятельности детей.
Блок – «Я и Моя семья».
Важным условием нравственнопатриотического воспитания детей
является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка
дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям –
отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. В
этот блок входят темы: «День пожилых людей» (1 октября), «День матери»
(последнее воскресенье ноября), «Международный женский день 8 марта»,
«День семьи, любви и верности» (8 июля).
Блок «Культура и традиции»
Знакомим детей с традициями и бытом Республики Коми. Знакомим с
историей, географией, народным промыслом, культурой, бытом и т.д.
Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и
ознакомлению с народным искусством. В этот блок входят темы: «День
Республики Коми» (22 августа), «День города Инта» (4 октября).
Блок «Родина моя Россия».
Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию,
что их город — частица России, поскольку во всех уголках нашей страны,
больших и маленьких, есть много общего:
повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат
больных; рабочие делают машины и т.д.);
12 везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от
врагов;
повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и
помогают друг другу;
люди берегут и охраняют природу;
есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
В этот блок входят темы: «Праздник весны и труда» (1 мая),
«Международный день защиты детей» (1 июня), «День России» (12 июня).
Блок «Этих дней не смолкнет слава».
Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение
к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть
похожими на сильных смелых российских воинов. В этот блок входят темы:
«День защитника Отечества» (23 февраля), «День Победы» (9 мая).
Блок – «Вижу чудное приволье…».
Расширяем представления детей о природных ресурсах родного края,
воспитываем чувство ответственности, бережное отношение к природе. В
этот блок входят темы: «День Земли» (20 марта), «Синичкин день» (12
ноября) в этот день люди укрепляют на деревьях кормушки.
Практическая творческая работа с детьми является важным звеном
общегосударственной программы воспитания подрастающего поколения,
важной формой общения поколений, передачи опыта старших младшим. В
этой работе важно, что установка на выполнение общего замысла, доступного,
понятного и привлекательного детскому коллективу, дисциплинирует,
ориентирует поисковую деятельность детей и создаёт предпосылки
нравственного, духовного сплочения общим эмоциональнопсихологическим
настроением. При решении общей цели задания дети проявляют чувство
товарищества и взаимопомощи. Важно, чтобы эта деятельность была доступна
и интересна всем детям.
2.2. Особенности взаимодействия ДОУ с родителями по воспитанию
нравственнопатриотических чувств у детей старшего дошкольного
возраста через доступные возрасту виды художественнопродуктивной
деятельности.
13 Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации
детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития
личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом
определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым
малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Нам
кажется, что родители наших детей более грамотны и образованы в
педагогическом плане, чем их предшественники, более уверенны в себе, четче
определяют свои запросы в отношении уровня и качества образования своего
ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными
родителями непросто.
Известно, что основой духовнонравственного воспитания является
духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той
среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и
развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут
родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное
окружение ребенка, оказывается определяющем в формировании внутреннего
мира ребенка. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка
сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти
прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по
данному вопросу способствует бережному отношению к традициям,
сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим
руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране,
через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь
А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми,
и с их родителями.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует
большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания
патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают
лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственнопатриотическому
воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и
чуткости к каждому ребенку.
Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления
дошкольников с социальным окружением объясняется особыми
педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не
может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям,
эмоциональнонравственная насыщенность отношений, их общественная
направленность и др.
14 Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не
только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных
участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и
дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на
основе принципа единства координации усилий ДОУ,
семьи и
общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи.
В работе с родителями используем разнообразные формы:
Традиционно, в начале года мы предлагаем родителям анкету с целью
выявления их увлечений, талантов.
Домашние задания.
Игровые ситуации.
«Круглый стол».
Семинары – практикумы.
Конкурсы.
Выставки.
Привлечение родителей к организации экскурсий по городу, в музей.
Я считаю, что проведение совместных мероприятий с родителями и
детьми приносит обоюдную пользу: родители становятся нашими
единомышленниками, прислушиваются к советам и рекомендациям педагогов,
обращаются за помощью, активны во всех наших начинаниях, а дети все более
раскрываются перед нами.
2.3. Демонстрация опыта работы в группе «Карамельки».
Свою работу по нравственнопатриотическому воспитанию детей старшего
дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно
продуктивной деятельности я начала два года назад со старшей группы.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011
2015 гг.», утверждённая постановлением Правительства Российской
Федерации от 5 октября 2010 г. № 795, определила основные пути
патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на
«поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения
единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности
человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и
своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и
привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо
родного края, беречь и умножать его богатство. И тогда встал вопрос – как
15 обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать
дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и
любовь к своей Малой и Большой Родине так, чтобы дети не были просто
объектами воспитания, а принимали самое активное участие? Принимая во
внимание приоритетное направление деятельности
нашего ДОУ –
художественноэстетическое развитие,
я выбрала художественно
продуктивную деятельность.
Любой ребёнок, независимо от его способностей, любит рисовать, лепить,
вырезать и наклеивать, таким образом, передавая то, что его волнует, что ему
нравится, что вызывает у него интерес. Продуктивная деятельность тесно
связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь
осуществляется через содержание детских работ,
закрепляющих
определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у
ребенка наблюдательности,
умения
выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.
Художественный труд не возникает сам по себе, он требует специального
руководства, необходимости участвовать в трудовой деятельности детей,
направлять, подсказывать, демонстрировать, используя яркие, красочные
иллюстрации методических пособий и брошюр. Детям необходима помощь
взрослого в выполнении работ из разного материала.
самостоятельности,
активности,
Китайская истина неоспорима: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
Для самостоятельной деятельности детей мы использовали
замечательные обучающие книги, с помощью которых дети могли сами
учиться рисовать или мастерить то, что захотят. Работая с наглядными
пособиями, ребёнок создаёт своё оригинальное изделие, он видит конечный
результат и знает к чему ему нужно стремиться.
Для демонстрации опыта мы предлагаем несколько творческих проектов
и работ детей группы «Карамельки» МБДОУ «Детский сад №29
«Рябинушка» в старшем дошкольном возрасте.
Старшая группа
Блок – «Я и Моя семья».
16 «День пожилых людей» (1 октября). День пожилого человека это
1.
добрый и светлый праздник, в который мы окружаем особым вниманием
наших родителей, бабушек и дедушек. Этот праздник очень важен сегодня,
т. к. он позволяет привлечь внимание к многочисленным проблемам пожилых
людей, существующим в современном обществе.
Цель: Формирование уважительного отношения к людям преклонного
возраста.
Задачи:
1. Формировать уважительное отношение к людям преклонного
возраста.
2. Познакомить с историей возникновения праздника.
3. Развивать коммуникативные навыки общения с пожилыми людьми.
4. Способствовать становлению гуманистической направленности
поведения, эмоциональной отзывчивости.
5. Воспитывать любовь, уважение, сочувствие, сопереживание к людям
пожилого возраста (бабушкам, дедушкам).
Результат: Поздравительная открытка
2. «День матери» Новый праздник — День матери — постепенно входит
в российские дома. И это замечательно: сколько бы хороших, добрых слов мы
не говорили нашим мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали,
лишними они не будут. Особо красиво и незабываемо проходят различные
мероприятия, посвященные этому Дню, в детских дошкольных и
образовательных учреждениях, где дети дарят своим мамам не только добрые
слова и улыбки, но множество подарков, сделанных своими руками.
Цель: Формирование у детей умения передавать свои положительные эмоции
самому близкому человеку – маме через художественное творчество.
Задачи:
17 1. Формировать у детей умение передавать свои положительные эмоции
самому близкому человеку – маме через художественное творчество.
2. Углубить знания детей о роли мамы в их жизни.
3. Вызывать желание делать подарки своим близким.
4. Развивать творческие способности детей.
5. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, желание заботиться
и помогать ей.
Результат:
муниципальном конкурсе «Самый главный человек…»
Изготовление открыток для мам и участие в
3. «Международный женский день 8 марта»
Современное празднование Женского дня уже не имеет цели
утверждения равенства, а считается днем весны, женской красоты, нежности,
душевной мудрости и внимания к женщине. Международный женский день —
это праздник всех женщин, ставших творцами истории.
Цель: Расширение знаний детей о празднике 8 марта.
Задачи:
1. Расширять знания детей о празднике 8 марта.
2. Обогащать представления детей о женских профессиях и
их
используя произведения
значимости для других людей,
художественной литературы, искусства.
3. Привлекать детей к изготовлению подарков мамам, бабушкам,
воспитателям.
4. Развивать детское творчество и эстетическое восприятие.
5. Воспитывать потребность к творческому труду.
18 Результат: «Букет тюльпанов» в технике оригами
Блок «Культура и традиции»
1. «День города Инта» (4 октября)
Народная пословица гласит: "Дерево без корней не растет". Знание о своих
корнях, о своей малой Родине мы, воспитатели ДОУ, должны передавать
своим воспитанникам, формировать у детей знания о родном городе, его
самобытной природе, о богатствах родного края, о людях, добывающих эти
богатства и строящих свой город.
Все, что окружает нас с детства, вызывает глубокую привязанность,
повзрослев, человек вспоминает с глубокой теплотой и нежностью о родном
доме, родном городе, родных и близких людях, о том, что мы зовем своей
малой Родиной.
Цель: Расширение и обобщение знаний детей об исторических местах и
достопримечательностях Инты.
Задачи:
1. Расширять и обобщать знания детей об исторических местах и
достопримечательностях Инты.
2. Развивать интерес к истории родного города.
3. Продолжать формировать технические навыки изобразительной
деятельности.
19 4. Развивать чувство привязанности к городу, в котором родился и
живёшь.
5. Воспитывать чувство гордости и ответственности за свою малую
Родину.
Результат: Выставка рисунков «По улицам любимого города».
Блок «Вижу чудное приволье…»
1. «Синичкин день» (12 ноября)
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и
объектам;
ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать
экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия
экологии.
Проект «Синичкин день» разработан специально для приобщения детей
дошкольного возраста и их родителей к Всероссийской экологокультурной
акции «Покормите птиц», проводимой Союзом охраны птиц России, которая
ежегодно стартует 12 ноября (в день Зиновиясиничника по русскому
земледельческому календарю).
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к всероссийской
экологокультурной акции «Покормите птиц».
Задачи:
20 1. Приобщать детей старшего дошкольного возраста к Всероссийской
экологокультурной акции «Покормите птиц».
2. Расширять знания детей о роли птиц в природе и жизни человека.
3. Формировать представления о причинах гибели птиц в зимний период.
4. Развивать творческие способности детей.
5. Способствовать установлению тесного взаимодействия, партнерских
отношений с родителями в вопросах экологического воспитания
дошкольников.
6. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь
птицам в трудных зимних условиях.
Результат: «Суперстоловая для птиц» (совместно с родителями).
2. «День Земли» (20 марта)
Дата 20 марта была выбрана и официально утверждена в 1971 году ООН для
Дня Земли именно потому, что на это время выпадает день весеннего
равноденствия, когда меняется биологический ритм планеты, и она переходит
на новый виток своего развития, когда происходит пробуждение природы и ее
обновление. В обращении ООН говорится: «День Земли – это специальное
время, которое предназначено, чтобы привлечь внимание всех людей к
осознанию планеты Земля как их общего дома, ощутить нашу всеземную
общность и взаимную зависимость друг от друга». Сегодня День Земли –
всемирное движение гражданских инициатив в защиту планеты как общего
глобального Дома, объединяющее множество различных мероприятий и
акций, как природоохранных и экологических, так и миротворческих. Это не
21 столько праздник, сколько повод еще раз задуматься о проблемах хрупкой и
уязвимой окружающей среды, проблемах взаимоотношений человека и
окружающего мира. В России День Земли отмечают в рамках Дней защиты от
экологической опасности.
Цель: Формирование ответственного отношения к своему Земному дому.
Задачи:
1. Формировать ответственное отношение к своему Земному дому.
2. Познакомить с историей праздника.
3. Углублять экологические знания у детей.
4. Продолжать формировать умение передавать в работе своё отношение к
окружающему миру.
5. Развивать продуктивную деятельность детей, творческие способности.
6. Воспитывать бережное отношение ко всему окружающему миру и
чувство ответственности за все живое на планете.
Результат: Экологическая выставка поделок «Юные друзья природы»
Подготовительная к школе группа
Блок – «Я и Моя семья».
1. «День матери» Среди многочисленных праздников, отмечаемых в
нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому
никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова
благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность
и ласку.
22 Цель: Формирование у детей чувства любви и уважения к матери, как самому
близкому, родному и дорогому человеку в жизни ребенка.
Задачи:
1. Формировать у детей чувство любви и уважения к матери, как самому
близкому, родному и дорогому человеку в жизни ребенка.
2. Углубить знания детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа
матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе.
3. Расширять знания детей о значимости социальной роли «мамы» в
обществе.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость, чувство гордости за маму.
5. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, желание радовать
её.
Результат: Салфетка для мамы
(вышивка)
2. «День семьи, любви и верности» (8 июля) Инициатива празднования
Дня семьи поддержана всеми традиционными религиозными организациями
России — ведь идея празднования Дня семьи, любви и верности не имеет
конфессиональных границ. В каждой религии есть примеры семейной
верности и любви. У нового семейного праздника уже есть памятная медаль
«За любовь и верность», которая вручается 8 июля, и очень нежный символ —
ромашка, ведь этот полевой цветок издревле считался на Руси символом
любви.
23 Цель: Формирование у детей представления о семье, как о людях, живущих
вместе, любящих друг друга, заботящихся друг о друге.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о семье, как о людях, живущих
вместе, любящих друг друга, заботящихся друг о друге.
2. Воспитывать уважение к членам своей семьи.
3. Развивать умение вежливо общаться с взрослыми.
4. Способствовать возникновению желания порадовать близких людей.
5. Способствовать эмоциональному сближению взрослого и ребёнка.
Результат: Стенгазета «Когда семья вместе и душа на месте»
(совместно с родителями)
Блок «Культура и традиции»
1. «День шахтёра»
Цель: Формирование у детей представления о шахтерских профессиях и
уважения к труду шахтёров.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о шахтерских профессиях.
2. Формировать интерес к природным богатствам родного края.
3. Воспитывать уважение к труду шахтеров, чувство гордости за трудовые
достижения земляков.
4. Воспитывать чувство любви к малой родине, уважительное отношение к
людям труда.
24 Результат: Выставка детских рисунков «Город под землёй»
1. «День города Инта» (4 октября)
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом
становится возможной при условии их активного взаимодействия с
окружающим миром эмоциональнопрактическим путём. То есть, через разные
виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту (такие как,
рисование, разнообразные игры, словесное творчество, продуктивная
деятельность) и тесному сотрудничеству с родителями. К юбилейному
празднованию Дня города мы готовились целый год. К юбилею города
педагогами ДОУ был разработан межгрупповой проект «Мой город – Инта».
Во всех возрастных группах велась планомерная работа по его реализации.
Целью проекта было расширение знаний детей о родном городе, воспитание
любви к его истории и настоящему, приобщение детей к культуре народов,
живущих здесь.
Цель: Развитие у детей интереса к родному городу, желания принимать
участие в жизни города.
Задачи:
1. Расширять и обогащать знания детей о родном городе.
25 2. Приобщать детей к истории и культуре родного города, местным
достопримечательностям.
3. Формировать общее представление об основных архитектурных
сооружениях, памятниках, определяющих облик города.
4. Закрепить знания детей о знакомых улицах, площадях города Инта.
5. Развивать у детей интерес к родному городу, содействовать
становлению желания принимать участие в жизни города.
6. Воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей и
беречь её.
7. Воспитывать любовь, уважение и привязанность к своей малой Родине.
Результат: Поздравительная стенгазета «Мой родной город Инта!»
Блок – «Родина моя – Россия»
1. «Праздник весны и труда» (1 мая) Как бы ни называли этот майский
день — Днем солидарности трудящихся или Праздником Весны и Труда, для
многих 1 мая традиционно символизирует возрождение и приход весны.
Большой эмоциональный заряд, который он несет в себе, связан не только с
ощущением весеннего пробуждения природы, но и с восприятием 1 Мая как
общего
россиян.
Современные дети почти ничего не знают о празднике 1 Мая, расценивая его
просто как еще один выходной. Поэтому в преддверии этой даты мы
рассказывали детям о том, как будучи в их возрасте, ходили с мамами на
демонстрации, и что раньше этот праздник проходил под лозунгом «Мир!
Труд! Май!» и символизировал единство трудящихся. А в качестве поделки
26
сплачивающего
всех
торжества, мы решили сделать голубя, ведь голубь – это символ мира, ведь недаром его
так часто изображали на первомайских открытках и плакатах.
Цель: Ознакомление детей с историей праздника Весны и труда.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей праздника Весны и труда.
2. Закреплять знания детей о социальной роли человека – «труженик».
3. Вызвать у детей радостное настроение, эмоциональный подъём от
творческой работы, сопричастной к празднику.
4. Обогащать представления детей о способах изготовления голубя из
бумаги.
5. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Результат: Поделка из бумаги для украшения группы к празднику
«Голубь мира».
2. «Международный день защиты детей» (1 июня) Международный
день детей — один из самых старых международных праздников. Решение о
его проведении было принято в 1925 году на Всемирной конференции,
посвященной вопросам благополучия детей, в Женеве. Но День защиты детей
— это не только веселый праздник для самих детей, это и напоминание
обществу о необходимости защищать права ребенка, чтобы все дети росли
счастливыми, учились, занимались любимым делом и в будущем стали
замечательными родителями и
страны.
Цель проекта: Дать детям элементарные знания и представления о
международном празднике «День защиты детей».
гражданами
своей
27 Задачи:
1. Дать детям элементарные знания и представления о международном
празднике «День защиты детей».
2. Познакомить с правами детей в доступной форме.
3. Стимулировать эмоциональную отзывчивость детей.
4. Развивать доброжелательные отношения между детьми.
5. Сплотить детей и родителей в совместной деятельности: изготовление
творческой композиции «Наш мир детский» для участия.
6.
национальностей.
Результат: Коллективная композиция
«Наш мир детский»
Воспитывать толерантность по отношению к людям разных
3. «День России» (12 июня) Сегодня День России все более
приобретает патриотические черты и становится символом национального
единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.
Это праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей на
основе закона и справедливости.
Цель: Воспитание у детей любви к большой, многонациональной Родине –
России и чувства сопричастности к своему народу.
Задачи:
1. Воспитывать у детей любовь к большой, многонациональной Родине –
России и чувство сопричастности к своему народу.
28 2. Продолжать формировать уважительное отношение к государственным
символам России.
3. Закреплять знания о празднике «День России».
4. Развивать дружеские чувства и социальную компетентность детей.
5. Способствовать становлению национального самосознания и развитию
гражданско–патриотических чувств на основе воспитания любви к
своему Отечеству.
6. Расширять творческую инициативу детей.
Результат: модель государственного флага России для праздничного
мероприятия.
Блок – «Этих дней не смолкнет слава».
1. «День защитника Отечества» (23 февраля) Для некоторых людей
праздник 23 февраля остался днем мужчин, которые служат в армии. Тем не
менее, большинство граждан России склонны рассматривать День защитника
Отечества не столько, как годовщину победы или День Рождения Красной
Армии, сколько, как День настоящих мужчин. Защитников в самом широком
смысле этого слова. Именно в дошкольном детстве необходимо начинать
формировать у детей такие черты характера, которые помогут стать
достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать
любовь к родной стране и уважение к её защитникам! Формировать чувство
гордости за подвиги и победы нашей доблестной армии, гордость за мужество
воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной
жизни.
29 Цель: Обогащение представлений детей о мужских профессиях, социальной
роли мужчин – защитников отечества.
Задачи:
1. Систематизировать, расширять и обобщать знания о Российской Армии,
родах войск, военной технике.
2. Развивать интерес детей к истории родного Отечества, к истории
формирования и становления Российской армии от Древней Руси до
современности.
3. Обогащать представления детей дошкольного возраста о празднике
«День Защитника Отечества».
4. Способствовать
формированию высоких нравственных качеств:
инициативы и целеустремлённости,
сознательной дисциплины,
товарищества и дружбы, воли, смелости, находчивости, выносливости.
5. Развивать познавательную активность.
6. Воспитывать чувство уважения к российскому воину, его силе и
смелости.
7. Воспитывать любовь к Родине.
8. Ориентировать родителей на гражданское и патриотическое воспитание
детей в семье.
Результат: выставкаконкурс рисунков «Я рисую вместе с папой».
2. «День Победы» (9 мая) День Победы Советского Союза над
фашистской Германией в Великой Отечественной войне был и остается одним
из самых почитаемых праздников как в России, так и в странах СНГ. По
славной традиции последних лет, повсеместно волонтерами раздаются
георгиевские ленточки, которые не только ветераны, но и молодежь
повязывают и носят как символ связи поколений и памяти о Великой победе.
Также в этот день повсеместно проходят церемонии возложения цветов и
венков к памятникам героям Великой Отечественной войны, проводятся
30 различные мероприятия по чествованию ветеранов войны и работников
тылового фронта.
Цель: Воспитание у детей уважение к ветеранам Великой Отечественной
войны.
Задачи:
1. Воспитывать у детей уважение к ветеранам Великой Отечественной
войны.
2. Дать детям понятие о героизме в трудные военные годы.
3. Уточнить знания детей о землякахгероях.
4. Развивать у детей чувство гордости за свой народ, победивший фашизм.
5. Развивать художественное творчество.
6. Воспитывать у детей чувство патриотизма.
Результат: памятные поделки для ветеранов «Мы помним имя твоё,
солдат!»
Вывод: Анализ состояния и прогнозы дальнейшего развития
общеобразовательной системы в процессе реформирования образования
показывают, что сегодня, для успешного формирования нравственно
патриотических качеств дошкольников, необходим творческий подход всех
участников воспитательного процесса. Результаты нашей работы показали,
что совместные игры, занятия, развлечения, творчество, прогулки и
экскурсии, проводимые в процессе реализации инновационного проекта
«Нравственнопатриотическое воспитание детей старшего дошкольного
возраста через доступные возрасту виды художественнопродуктивной
31 деятельности в ДОУ», не только делают детей и родителей ближе духовно, но
способствуют успешному нравственнопатриотическому воспитанию.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников
мы стараемся соблюдать следующие педагогические условия:
эвристическая среда в детском саду и в семье,
тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи,
подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания
патриотизма детей.
Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными
эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества,
инициативы, самостоятельности.
Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами
семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с
семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого
педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком;
обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей;
вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду
и семье предметной развивающей среды.
Подготовленность педагогов к осуществлению процесса
формирования патриотизма предполагает
у них
соответствующего
компетентности,
профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции,
самонастрою на решение поставленных задач.
профессиональной
наличие
уровня
Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и
взаимообусловлены. Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к
другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих
родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он
приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для
ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом
более глубоких чувств, условием полноценного развития человека. Ведь
главный результат нашей деятельности – обогащение внутренней культуры
ребенка, разностороннее его развитие, реализация его творческих
способностей.
32 Заключение
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из
самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в
нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей,
отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о
патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к
Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны,
то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные
ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного
периода не должны стать причиной приостановки патриотического
воспитания. Возрождение духовнонравственного воспитания это шаг к
возрождению России.
Именно нравственнопатриотическое воспитание является одним из
важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа
жизнеспособности любого общества и государства, преемственности
поколений.
Литература
1.
2.
3.
4.
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации»
«Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина РФ» Москва. «Просвещение». 2009.
Лыкова И.А. Образовательная область «Художественное творчество» //
Примерная основная общеобразовательная программа «Мир открытий. /
Науч. ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Цветной мир, 2012. – 320 с.
Лыкова И.А. Проектирование целей и содержания эстетического
воспитания дошкольников в культуросообразном образовании //
Электронный научный журнал «Педагогика искусства» http:// www.art
education.ru/AEmagazine. – 2011. – № 2. (В соавторстве в Ф.Н. Вахабовой,
Н.Г. Ачиловой.)
33 5.
Лыкова И.А. Стратегия формирования эстетического отношения к
миру в изобразительной деятельности дошкольников. М., 2009. – 350 с.
6. Н.В.Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью. Изд. УЦ «Перспектива», Москва – 2009.
7. А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко Нравственнопатриотическое воспитание
детей дошкольного возраста. Изд. «ДетствоПресс», СанктПетербург,
2009 г.
8.Н.Г. Зеленова, Л.Е.Осипова Мы живём в России. Изд. «Издательство
Скрипторий», Москва, 2007 г.
9. М.Д. Маханева Нравственнопатриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста. Изд. «Аркти». Москва, 2004 г.
34
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Обобщение опыта "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через доступные возрасту виды художественно-продуктивной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.