Обобщение опыта по теме «Использование тестов на стадии обучения и контроля знаний как одно из условий повышения качественной успеваемости учащихся»
Оценка 5

Обобщение опыта по теме «Использование тестов на стадии обучения и контроля знаний как одно из условий повышения качественной успеваемости учащихся»

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
математика
Взрослым
25.03.2017
Обобщение опыта по теме  «Использование тестов на стадии обучения и контроля знаний как одно из условий повышения качественной успеваемости учащихся»
Учителем математики работаю с 1984 года, веду уроки математики с 5 по 11 классы. В результате опыта работы по тестовой системе контроля и оценки, я выявила, что гибкость системы позволяет быстро перестроиться в связи с изменяющимися условиями (уровень обученности учащихся, приоритеты учебного заведения или класса, отдельно взятого ученика). Данная система – это инструмент, с помощью которого можно управлять процессом обучения и планировать результат. В оцениваемые критерии можно вносить те, которые необходимо развить на данном этапе обучения. Каждый учащийся может строить индивидуальную траекторию обучения, комбинируя виды работ, сроки их выполнения, объем заданий. Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания и умения учащихся по математике нужно последовательно, согласно порядку изучения математического материала.
использование тестов на стадии обучения АТТЕСТАЦ.docx

Учиться анализировать!

Рассматривать все явления школьной жизни через призму педагогического анализа их причин! - вот важнейшая задача перестройки школы. Именно ее решение может избавить нас от глубочайшего формализма в обучении и воспитании.

Я. Корчак

Величие народа не измеряется его численностью, как и величие человека не измеряется его ростом: единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень.

  В. Гюго

 

 

Диагностика в педагогическом процессе понимается как «контроль в учебном процесе». Целями диагностирования являются выявление, оценивание, анализ и коррекция учебного процесса для его эффективности.

В процессе изучения математики учащиеся должны овладеть множеством математических понятий, их свойств, отношений, а также должны уметь обнаруживать и обосновывать эти свойства, применять их при решении практических задач. Достижение этих целей учащимися подлежит систематическому контролю со стороны учителя и самоконтролю.

Контроль - это часть процесса обучения. Контроль - это выявление и сравнение (на определенном этапе обучения) результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются к этому результату программой. Причем, контроль знаний и умений конкретного ученика предусматривает оценку этих знаний и умений только по результатам его личной учебной деятельности.

Составным компонентом контроля является проверка знаний. Основной дидактической функцией проверки знаний учащихся поматематикяляется обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, что включает в себя: выявление недостатков течения учебного процесса, выявление пробелов знаний у учащихся, определение степени усвоения учебного атемариала по математике. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и выставление отметки (результата оценивания).

В зависимости от того, кто именно осуществляет контроль за результатами учебной деятельности учащегося, выделяют три типа контроля: внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика); взаимный (осуществляется одним учеником над деятельностью другого ученика); самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью).

Основная цель контроля и оценки знаний учащихся по математике - определение качества усвоения учащимися учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой по математике. В задачу контроля входит также определение меры ответственности каждого ученика за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно.

Для учителя контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала по математике или в случае необходимости провести их коррекцию.

Для ученика контроль знаний позволяет привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, акцентировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке и отметке увидеть результаты своей деятельности.

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания и умения учащихся по математике нужно последовательно, согласно порядку изучения математического материала.

Систематический контроль знаний учащихся по математике является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний пособствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета математики, предупреждает отставание, обеспечивает актиность учащихся на занятиях.

 

Меню

11. 2. ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Контроль знаний учащихся по математике выполняет следующие функции:

1. Контролирующая и диагностическая функция - выявление и диагностика результатов обучения.

2. Образовательная (обучающая) функция. Повышение качества знаний, их систематизация, формирование приемов учебной работы.

3. Стимулирующая (развивающая) функция. Создание необходимой основы для стимулирующих содержательных оценок деятельности учащихся, для развития познавательной активности школьников.

4. Воспитательная функция. Воспитание у каждого школьника чувства ответственности за результаты учения, формирование познавательной мотивации учения.

5. Прогностическая функция. Управление процессом усвоения знаний, умений и его коррекция.

Осуществляяя проверку знаний, необходимо помнить, что контролирующая функция - основная функция. При разных целях и видах проверки эти функции могут проявляться по-разному. Наприер, при текущей проверке усвоения учебного математиала по математике доминирующей должна быть обучающая функция, а при итоговом контроле преобладает контродирующая функция.

Педагогические требования к контролю знаний учащихся: контроль знаний учащихся должен быть:
-  мотивированным;
-  систематическим и регулярным;
-  разнообразным по формам, включать всех учащихся в работу;
-  быть всесторонним и объективным на основе дифференцированного подхода к учащимся;
-  базироваться на единстве требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся.

 

11. 3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Методы контроля - способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся.

Существует много различных классификаций методов и приемов контроля знаний учащихся по математике. Рассмотри некоторые из них.

Выделяют следующие методы контроля:

1. Устные (опрос, устная контрольная работа и др.).
2. Письменные (математический диктант, контрольная работа, тематический реферат и др.).
3. Практические (опыт, практическая работа, лабораторная работа, экспериментальное задание и др.).
4. Зачеты.
5. Экзамены.

Другая классификация контроля за знаниями учащихся по математике представлена на рис. 25.

http://www.fmf.gasu.ru/kafedra/algebra/elib/mpm_t/image/11-1.gif

Рис. 25. Виды контроля знаний

Текущий контроль: различные формы устного опроса, проверка домашнего задания, проверка тетрадей, проверка с помощью перфокарт, проверка с помощью компьютера, текущие тесты на компютере и др.

Тематический контроль: тематическая контрольная работа, тематический смотр знаний и др.

Периодический контроль: итоговая контрольная работа, экзамены, зачеты и др.

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Формы контроля знаний и умений учащихся выделяются в соответствии с формами обучения - массовой (иногда в ней выделяют групповую и фронтальную) и индивидуальной (рис. 26).

Формы контроля: фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный контроль, самоконтроль.

http://www.fmf.gasu.ru/kafedra/algebra/elib/mpm_t/image/11-2.gif

Рис. 26. Формы контроля

Форы контроля не должны сводиться только к воспроизводящей, репродуктивной деятельности учащихся. При выборе форм контроля необходимо учитывать индивидуальные собенностиучащмихся по математике и их математические способности.

 

  Меню

М11.5. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Говоря о средствах контроля знаний и умений учащихся, чаще всего имеют ввидузадание или несколько заданий, которые предлагаются учащимся с целью выявления соответствующих поставленным целям результатов обучения.

В основу классификации таких средств может быть положена форма вывода ответа на контролирующее задание. В этом случае выделяются два задания свободного выбора ответа и задания-тесты.

Тестовая форма проверки и оценки знаний учащихся в последнее время получила наибольшее распространение. Ее оперативность и четкость позволяют проверить знания учащихся по объемному содержанию образования.

Тесты делятся на два вида: тесты на припоминание и дополнение; избирательные тесты.

Тесты на припоминание и дополнение представляют собой задания учащимся заполнить пропуски в предложенном им связном тексте. Существуют два способа подачи тестов на дополнение:

- запись текста с пропусками на переносной доске или на обычной карточке;

- использование специализированных перфокарт.

В первом случае все пропуски нумеруются, а учащиеся записывают ответы под соответствующими номерами.

Во втором случае тест записывается на карточке, а на месте каждого пропуска вырезаются “окна”, получается перфокарта. Под нее подкладывается бумага, ответы записываются в прорезях.

Тесты на дополнение по перфокартам с успехом могут применяться и при организации устного счета с записью ответов. Все вычисления учащиеся производят в уме, лишь в наиболее трудных случаях прибегая к черновикам.

Избирательные тесты делятся на альтернативные, перекрестного выбора и множественного выбора. Избирательный тест, например, состоит из задания и нескольких вариантов ответа, среди которых помимо правильного и полного, есть правильные, но неполные, а также неправильные ответы.

Проверка производится с помощью дешифратора - точной копии тестовой карточки, изготовленной из прозрачного материала. В ней заранее отмечены клетки с правильными ответами.

В заданиях, построенных на основе избирательного теста, не менее важна и система предлагаемых ответов. Нужно включать в нее устойчивые, типичные ошибки учащихся, а правильные ответы располагать на различных местах.

Альтернативный тест - это задание, при выполнении которого ученик из двух предложенных ему ответов должен выбрать один (по его мнению правильный).

Осуществляя отбор и составление средств контроля знаний и умений учащихся, учителю прежде всего следует иметь ввиду, что содержание задания должно соответствовать цели контроля. Задания следует составлять таким образом, чтобы была возможность с их помощью получить максимум информации об объекте контроля.

Приведем несколько примеров:

http://www.fmf.gasu.ru/kafedra/algebra/elib/mpm_t/image/11-3.gif

Рис. 27. Дидактический материал контролирующего характера

 

СУММА УГЛОВ ТРЕУГОЛЬНИКА

Найти неизвестные величины углов треугольника АВС:

< A

< B

< C

27

 

38

123

18

 

 

33

90

65

68

 

Рис. 28. Образец перфокарты контролирующего характера

 

 

ГРАФИКИ ФУНКЦИЙ

При каких значениях x значение функции f(x):

http://www.fmf.gasu.ru/kafedra/algebra/elib/mpm_t/image/11-4.gif

 

а) больше 0

 

б) равно 0

 

в) меньше 0

 

г) больше 1

 

 

Рис. 29. Дидактический материал контролирующего характера

Наряду с тестовой формой контроля на уроках математики могут применяться разного рода игры, в частности, чайнворды, кроссворды, криптограммы. Они вошли в практику обучения сравнительно недавно, опыт их применения основательно не изучен и не обобщен, но польза, приносимая ими, их влияние на усвоение учебного материала совершенно очевидны и реально ощутимы. Содержание, вкладываемое в игры, может быть различным. В основном это математическая терминология, не исключены и отдельные цифровые данные.

Отметка и оценка. Результаты контроля выражаются в оценке . В зависимости от типа контроля эта оценка будет либо внешней, либо внутренней (самооценкой). Всякая оценка выражает уровень соответствия результатов учебных действий ученика проверяемым параметрам этих действий. Следовательно, дляоценка должна существовать какая-то шкала этого соответствия, которая может быть бинарной (выполнил - не выполнил), или более сложной, выражающейся в виде балльной шкалы отметок. При этом отметка выступает как внешнее выражение оценки.

Всякая оценка складывается под влиянием двух факторов: объективного и субъективного. Объективный фактор - это фактический результат контроля (проверки) учебных действий ученика, а субъективный - это отношение оценивающего субъекта (учителя, ученика) к оцениваемому субъекту (ученику), а также цель самого действия оценивания. При оценивании учебных действий ученика производится сравнение этих действий с одним из следующих: а) с прошлыми действиями это же ученика; б) с аналогичными действиями других учеников; в) с остановленной нормой этих действий.

Соответственно можно выделить способы оценивания: а) личностный; б) сопоставительный; в) нормативный.

Итак, процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Оценка - это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком. Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение. Оценка и отметка определяются знаниями и умениями ученика, которые он показал в процессе контроля. Одним из показателей, по которому учитель имеет возможность судить об этих знаниях, умениях, служат погрешности, допущенные учащимися при работе со средствами контроля, предложенными учителем. Погрешности делят на ошибки и недочеты.

Оценка должна ставиться за уровень и характер знаний по математике. Чем больше объективности в оценке знаний, тем больше это стимулирует учащихся и активизирует для дальнейшей учебной деятельности по предмету. Совершенно недопустимо влияние на оценку личностно-негативного отношения учителя к отдельным учащимся.

 

еню 

11. 6. ЗАЧЕТНАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ

С целью систематического контроля за уровнем обучения в ходе учебного процесса учителю целесообразно выбрать такую систему контроля, как зачет. От стандартных форм контроля зачетная система отличается по характеру проведения, по системе оценивания. Зачет - это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения учащимися уровня обязательной подготовки. Оценка результатов сдачи зачета оценивается по двухбалльной шкале: «зачтено» - «не зачтено».

Зачеты необходимо проводить по каждой теме школьного курса математики. Каждый учащийся сдает все предусмотренные программой зачеты. Зачет считается сданным, если учащийся решил все соответствующие обязательному уровню задачи и упражнения. Зачет подлежит пересдаче, если оценка «зачтено» не выставляется. Причем пересдается не весь зачет целиком, а лишь те виды задач, с которыми учащийся не справился.

Итоговое оценивание знаний ученика непосредственно зависит от результатов сдачи зачетов. Оценка является положительной при условии, если все зачеты за этот период учеником сданы.

Условия организации зачетов повышают содержательность и объективность итогового оценивания. Систему зачетов учитель может строить по-разному. Аналогично видам контроля, зачеты можно разделить на два класса: тематические зачеты; текущие зачеты.

Тематические зачеты проводятся в конце изучения темы и направлены на проверку усвоения материала в целом.

Текущие зачеты проводятся систематически в ходе изучения темы по небольшим, законченным по смыслу порциям учебного материала.

При любой форме проведения зачета наиболее эффективна такая организация, когда ученик в ходе проведения зачета узнает результаты своей деятельности: успешно ли он справился с работой, какие ошибки допустил и над какими разделами учебного материала ему предстоит еще работать.

 

Меню 

? Вопросы для самопроверки

  1. Каковы цели и задачи контроля знаний по математике?
  2. Дайте характеристику понятиям: «диагностика», «контроль», «проверка», «оценивание», «оценка», «отмета».
  3. Каковы важнейшие функции проверки и оценки знаний учащихся по математике? Охарактеризуйте функции контроля знаний.
  4. Какие педагогические требования предъявляются к оценке знаний учащихся?
  5. Какие типы контроля существуют?
  6. Охарактеризуйте методы контроля знаний по математике.
  7. Назовите и дайте характеритису формам контроля знаний.
  8. Что представляет собой тестовая форма проверки и оценки знаний учащихся? Дайте характеристику избирательным тестам, альтернативным тестам, тестам с выборочными ответами. Расскажите методику проведения тестирования по математике.
  9. Чем отличается оценка от отметки?
  10. Что представляет собой зачетная система контроля знаний по математике? Назовите условия организации зачетов по математике.

 

Меню 

Литература

  1. Акимова З.В. Зачет на каждом уроке // Математика в школе. - 1994. - № 1.
  2. Броневщук С.Г. Новая форма проведения выпускного письменного экзамена по алгебре и началам анализа за курс средней школы // Математика в школе. - 1987. - № 3.
  3. Быков А.В. О технологии проведения зачетного урока // Математика в школе. - 1998. - № 5.
  4. Ворошилова А.В. Оригинальная форма устного зачета // Математика в школе. - 1991. - № 6.
  5. Генкин Г.З. Тематический контроль по планиметрии: Методические рекомендации. - М.: Изд-во ИПКиПРНО МО, 1993.
  6. Зачеты в системе дифференцированного обучения математике / Денищева Л.О., Кузнецова Л.В., Лурье И.А. и др. - М.: Просвещение, 1993.
  7. Квашко Л.П. Тестовая проверка уровня усвоения знаний // Математика в школе. - 1994. - № 4.
  8. Колобова Е.В. Использование зачетной системы для контроля и оценки знаний учащихся // Математика в школе. - 1991. - № 3.
  9. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. Пособие для студентов мат. спец. пед. Вузов и ун-тов. - М.: Просвещение, 2002.

 

 

Тестовый контроль предполагает краткость ответа и его формализацию. Основные преимущества тестирования: объективность, оперативность, действенность, возможность тренинга, индивидуального подхода, многократность проверки, технологичность.

Существует два типа вопросов при тестировании: элективные (с выбором ответа) и инветивные (со свободным ответом по определенному алгоритму). Более эффективно использовать второй тип вопросов, так как элективные задания диагностируют только репродуктивную деятельность и практически не пригодны для проверки предметов гуманитарного цикла, они способствуют механическому заучиванию учебного материала.

Авторы большинства тестов выбирают элективную форму заданий, т.к. проверку такой формы оперативно можно провести без применения программных средств, что значительно снижает эффективность разработок.

Тестирование – одно из наибо­лее дискуссионных диагностик. Ведущие психологи А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.А. Смирнова свидетельствуют о том, что справедливая оценка отрицательных сторон тестов, данная в 1936 г., получила неправомерно распространенное тол­кование, и вместо того, чтобы стимулировать научное изучение психиче­ского развития ребенка, привела к отказу от разработки научно обосно­ванных методов диагностического исследования. Тестирование на основе компьютерных технологий официально признано основным средством диагностики качества знаний.

Современный уровень развития вычислительной техники и внедрение компьюте­ров в учебный процесс делают возможным автоматизацию тестового контроля.

По нашему мнению, грамотно составленный тест дает информацию не только количественную, располагая участников тестирования по единой линейной шкале, но и качественную. Тесты позволяют оперативно диагностировать уровень обученности, определяя сильные и слабые стороны учащегося, выявляет пробелы в знаниях, помогая тем самым учителю сориентироваться в направлениях своей педагогической деятельности. Это расширяет возможности учителя в управлении учебным процессом. Систематическое6 использование тестов в преподавании дает возможность наблюдать личную траекторию продвижения каждого учащегося в усвоении данного предмета, то есть позволяет организовать мониторинг качества обучения.

Совершенно справедливо, тестирование позволяет оперативно определить уровень усвоения учебного предмета. Тестирование может применяться для разных целей. В частности, в европейских странах учебный процесс сопровождается тремя видами тестирования: прогностическое имеет целью отбор учеников в группы, классы и потоки разных направлений (то есть связано с профильной дифференциацией обучения), диагностическое предназначено для сбора информации об успешности учеников в освоении учебных программ (связано чаще всего с уровневой дифференциацией обучения, ориентированное на обратную связь отражает общую нацеленность образования на развитие каждого ученика и снабжает ученика информацией, насколько успешно он работает в свете достижения своих собственных целей.


 

Скачано с www.znanio.ru

Учиться анализировать! Рассматривать все явления школьной жизни через призму педагогического анализа их причин! - вот важнейшая задача перестройки школы

Учиться анализировать! Рассматривать все явления школьной жизни через призму педагогического анализа их причин! - вот важнейшая задача перестройки школы

Для учителя контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала по математике или в случае необходимости провести их коррекцию

Для учителя контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала по математике или в случае необходимости провести их коррекцию

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Тематический контроль : тематическая контрольная работа, тематический смотр знаний и др

Тематический контроль : тематическая контрольная работа, тематический смотр знаний и др

Тесты делятся на два вида: тесты на припоминание и дополнение; избирательные тесты

Тесты делятся на два вида: тесты на припоминание и дополнение; избирательные тесты

Рис. 27. Дидактический материал контролирующего характера

Рис. 27. Дидактический материал контролирующего характера

Рис. 29. Дидактический материал контролирующего характера

Рис. 29. Дидактический материал контролирующего характера

М 11.5. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ. ТЕСТОВЫЙ

М 11.5. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ. ТЕСТОВЫЙ

Каковы цели и задачи контроля знаний по математике?

Каковы цели и задачи контроля знаний по математике?

Авторы большинства тестов выбирают элективную форму заданий, т

Авторы большинства тестов выбирают элективную форму заданий, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017