Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе
Оценка 4.9

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Оценка 4.9
Научные работы
docx
музыка
1 кл—4 кл
29.05.2019
Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе
Обобщение опыта по теме:«Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе». Представлена система заданий на развитие творческих способностей младших школьников c первого по четвёртый класс поурочно по программе Е.Д.Критская Г.П.Сергеева. Т.С.Шмагина. В приложении предоставлены все задания с описанием.
представление педагогического опыта Рыбина Л.В..docx
Управление образования администрации Амурского муниципального района Информационно­методический центр Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе» Рыбина Л.В.учитель музыки Муниципального бюджетного  общеобразовательного  учреждения начальной общеобразовательной школы №1 пос.Эльбан 2 2010г. Содержание Введение …………………………………………………………………………    3 I. Теоретическая часть 1.1. Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ  восприятия музыки ………………………………………………………………..  5 II. Практическая часть  Расширение границ восприятия музыки  2.1. Педагогический эксперимент………………………………………………. 8  2.2. Система заданий на развитие творческих  способностей   младших  школьников…………………………………………………15 Заключение ……………………………………………………………………….  20 Литература ………………………………………………………………………..  21 Приложения ………………………………………………………………………  22 3 Введение “Ребенок,   испытавший   радость   творчества   даже   в   самой минимальной   степени,   становится   другим,   чем   ребенок, подражающий актам других.” Б.Асафьев Искусство   –   необходимая   часть   жизни   человека.   Искусство   –   это   его душа.   «Проблема   духовности   стоит   очень   остро   в   нашем   обществе»,­ повторяем   мы,   постоянно   ищем   пути   решения   этой   проблемы   в   правильном воспитании   человека   уже   в   самом   начале   его   пути,   в   детстве.   Каждый   год   в первый   класс   приходят   совершенно   иные   дети,   иное   поколение.   Мыслят   всё быстрее, информации о фактах, событиях, понятиях – всё больше... Вот только удивляются   всё   меньше.   Меньше   восхищаются,   негодуют.   Тенденция   к равнодушию страшна. Общество   нуждается   в   активных   творческих   людях.   Как   разбудить   в наших   детях   интерес   к   самим   себе?   Как   объяснить   им,   что   самое   интересное скрыто   в   них   самих,   а   не   в   игрушках   и   компьютерах?   Как   заставить   «душу трудиться»?   Как   сделать   творческую   деятельность   потребностью,   а   искусство – естественной, необходимой частью жизни? Все это в полной мере относится к музыкальному   искусству   и   школьным   урокам   музыки.   Именно   уроки   музыки могут способствовать развитию креативности у учащихся младших классов. Творческость   (креативность)   рассматривается   как   особое   качество личности,   характеризующееся   способностью   к   саморазвитию.   В   широком смысле   слова   ­   это   сознательная   целенаправленная   деятельность   человека   в области   познания   и   преобразования   действительности.   В   музыке   творчество отличается   ярко   выраженным   личностным   содержанием   и   проявляется,   как особое   умение   воспроизводить,   интерпретировать,   переживать   музыку. 4 Параметрами   оценки   владения   детьми   творческими   навыками   и   умениями являются: ­эмоциональность; ­степень осознанности замысла; ­изобретательность,   оригинальность,   индивидуальность   в   выборе   средств воплощения; ­художественность воплощения замысла; ­привлечение имеющегося музыкального опыта. Творчество   на   уроках   музыки   тесно   связано   со   всеми   видами музыкальной деятельности, в частности с восприятием. В   процессе   исторического   развития   общества   восприятие   музыки, являющееся одним из компонентов музыкальной культуры, не могло оставаться неизменным. Очевидно, что в прошлом  люди слушали и слышали музыку иначе, чем   сейчас.   На   протяжении   всей   своей   многовековой   истории   человечество стремилось  проникнуть  в тайны  звуков окружающего  мира и  использовать  их в собственных интересах. Много   таланта,   ума   и   энергии   вложили   в   разработку   педагогических проблем,   связанных   с   развитием   творческих   способностей   ребёнка   через восприятия   музыки,   такие   выдающиеся   исследователи   как   Л.С.   Выготский, Б.М. Теплов, Б. Асафьев, Т.Адорно. Но эта проблема остается актуальной и на сегодняшний день. Мой   выбор   не   случаен.   Передо   мной   стоит   задача   не   только   в   усвоении учащимися   ЗУНов   предусмотренных   программой,   но   и   развитие   их   творческих способностей через расширение границ восприятия музыки. Опираясь   на   различные   теории   и   свой   опыт,   я   попыталась   показать,   как на уроках идет работа по развитию творческих способностей. Для   решения   этой   проблемы   я   провела   исследование   и   разработала систему заданий на развитие творческих способностей младших школьников. Целью моей работы стало: теоретически разработать и экспериментально проверить   эффективность   специально   подобранной   системы   заданий   на   уроках по   развитию   творческих   способностей   через   расширения   границ   восприятия музыки. Задачами моего исследования стали: 5 1. изучение и анализ психолого­педагогической и методической литературы по теме; 2. анализ результатов диагностики; 3. разработка  системы   заданий   по  развитию  творческих  способностей  через расширение границ восприятия учащихся на уроках музыки в начальной школе. Для достижения цели и задач исследования применялись теоретические и эмпирические   методы:   анализ   литературы,   изучение   опыта   по   развитию творческих   способностей   на   уроках   музыки   в   начальной   школе,   наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий и контрольный). Практическая   значимость   работы   заключается   в   том,   что   разработана система   заданий,   которая   направлена   на   развитие   и   формирование   творческих способностей через восприятие музыки: 1. перевода информации  в зрительную – «рисование» зрительного образа на основе прослушанной музыки; 2. перевода  зрительной  информации  в слуховую  умение «услышать» то, что нарисовано; 3. перевода   зрительной   и   слуховой   информации   в   кинестетическую   и обратно   –   умение   ощутить,   пережить,   воспроизвести   и   изобразить   то,   что изображено или услышано. Творческое   начало   рождает   в   ребенке   живую   фантазию,   живое воображение.   Творчество,   по   природе   своей   основано   на   желании   сделать   что­ то,   что   до   тебя   еще   никем   не   было   сделано,   или,   хотя   то,   что   до   тебя существовало, сделать по­новому, по­своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало   в   человеке   ­   это   всегда   стремление   вперед,   к   лучшему,   к   прогрессу,   к совершенству   и,   конечно,   к   прекрасному   в   самом   высоком   и   широком смысле этого понятия. 1.1. Развитие   творческих   способностей   учащихся   через   расширение   границ восприятия музыки В   наше   время   весьма   актуальна   проблема   разностороннего   воспитания человека   уже   в   самом   начале   его   пути,   в   детстве,   воспитания   Человека,   в котором   гармонично   развивалось   бы   эмоциональное   и   рациональное   начала. 6 Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые. Основной   целью   образования   является   подготовка   подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Показателем   творческого   развития   является   креативность.   Под креативностью   в   психологических   исследованиях   обозначают   комплекс интеллектуальных   и   личностных   особенностей   индивида,   способствующих самостоятельному   выдвижению   проблем,   генерированию   большого   количества оригинальных   идей   и   нешаблонному   их   решению.   Необходимо   рассматривать креативность   как   процесс   и   комплекс   интеллектуальных   и   личностных особенностей индивида, присущих многим личностям. [4, с. 98] Детям   младшего   школьного   возраста   изначально   присуща   талантливость. Начальный   период   обучения   считается   важнейшим   в   приобщении   к прекрасному.   Музыка   здесь   выступает   в   роли   универсального   средства эстетического   и   нравственного   воспитания   и   формирует   внутренний   мир ребенка. Издавна   музыка   признавалась   важным   средством   формирования личностных   качеств   человека,   его   духовного   мира.   Современные   научные исследования   свидетельствуют   о   том,   что   музыкальное   развитие   оказывает незаменимое   воздействие   на   общее   развитие:   формируется   эмоциональная сфера,   совершенствуется   мышление,   ребенок   становится   чутким   к   красоте   в искусстве   и   в   жизни,   а   отсутствие   полноценных   музыкально­эстетических впечатлений в детстве с трудом восполнимо в последствии. Творческие задания на уроках музыки способствуют общему творческому   воспитывает   отзывчивость, развитию   личности, художественное   воображение,   образно­ассоциативное   мышление,   активизирует   в   свою   очередь,   что, память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка. Только   –   искусство   может   в   человеке   развить   интуицию,   больше   ничто другое   и   в   этом   уникальная   особенность   музыкального   искусства   –   связывать звуки, образы, ощущения. Как дети воспринимают музыку, что они при этом слышат, переживают, о чем думают? Отвечая на это вопрос, исследователи (А.Готодинер, Б.М.Теплов, 7 Д.Элькин,   С.Н.Беляева­Экземплярская)   выделяют   два   уровня   восприятия музыки:   сенсорный   и   эмоционально   –   семантический.   Сенсорный   уровень предполагает   анализ   элементарных   качеств   музыкальных   знаков   (высоты, длительности динамики, тембра) и их взаимодействия между собой. Результаты замеров в этом случае могут быть достаточно точными и объективными, но при этом   оценивается   восприятие   детьми   отдельных   звуков   или   аккордов,   а   не музыки как таковой. Основная   оценка   музыкального   произведения   происходит   на эмоционально   –   семантическом   уровне.   Изучение   процесса   художественного,   анализ, «свободного»   восприятия   детьми   музыкальных   произведений, возникающих   при   этом   ассоциаций,   образов,   эмоциональных   переживаний широко   представлены   в   многочисленных   исследованиях.   (   Дж.   О   Коннор, П.Л.Поплужный, Л.Выгодский, А.Асафьев, Р.С.Немов). Однако и здесь попытка ответить   на   вопрос,   чем   является   для   ребенка   музыка,   наталкивается   на   ряд трудностей.   С   одной   стороны,   дети   зачастую   не   могут   дать   развернутую вербальную   характеристику   своих   переживаний,   впечатлений   от   прослушанной музыки.   С   другой   стороны,   ограниченность   личностных   смыслов   юных слушателей   неизбежно   сужает   диапазон   этих   переживаний   и   ассоциаций. Наконец,   эмоционально   –   семантический   уровень   восприятия   музыки   является труднодоступным для объективного анализа. Л.С.Выготский доказал, что художественное восприятие как комплексная деятельность   сознания,   представляет   собой   сочетание   различных   элементов:   представления. художественного   чувства,   воображения,   мышления, Доминирование   одного   из   них   и   определяет   индивидуальные   различия   при восприятии произведений искусства. Типологии слушателей на основе особенностей переработки эстетической   Так, информации   давно   разрабатываются   в   музыкальной   психологии. Б.Асафьев   различал   два   типа   «звукосозерцания»:   осязательно   –   зрительный   и слуховой,   а   Т.   Адорно   выделял   экспрессивно   –   динамический   и   ритмико­ пространственный способ слушания. Попытки   выявить   индивидуальные   различия   в   типах   восприятия   музыки наталкиваются   на   отсутствие   объективных   показателей,   на   основе   которых можно   было   бы   судить   о   том,   какой   способ   художественного   восприятия 8 предпочитает   ребенок.   Известно,   что   восприятие   нельзя   свести   лишь   к функционированию   анализаторских   систем.   Более   глубокий   уровень восприятия   связан   с   изменением   той   сенсорной   формы,   в   которой  информация была первоначально  получена. Поэтому  часто, получая  информацию  по одному каналу   восприятия   (визуальному,   аудиальному   или   кинестетическому),   мы «перепредставляем» её внутри себя  по другому  предпочитаемому, «ведущему» каналу.   Этот   процесс   особенно   характерен   при   восприятии   музыки,   поскольку оно,   как   известно,   основано   на   синестезии,   т.е.   на   одновременной   и неосознаваемой   связи   между   различными   сенсорными   каналами   восприятия (отсюда   и   образование   слитных   интермодальных   образов:   «окраска   звучания», «высота звучания» и т. д.). А   как   же   изменяется   музыкальное   восприятие   у   младших   школьников   в процессе обучения? Известно,   что   оригинальность,   богатство   и   размах   мыслей   человека определяется   его   способностью   переходить   от   одного   способа   мышления   к другому.   Как   отмечает   Дж.   О   Коннор,   именно   это   умение   «передвигаться   и устанавливать   связи   между   различными   каналами   восприятия,   хранения, переработки   информации   и   объединяет   всех   гениев»   [5.стр32].   В   этом   и   есть уникальная   особенность   музыкального   искусства   –   связывать   звуки,   образы, ощущения.   Для   развития   этой   уникальной   особенности   и   реализации   одной   из главных   задач   музыкального   образования,   расширение   границ   восприятия   у младших   школьников   я   учу   своих   детей   не   только   понимать   предпочитаемые ребёнком   способы   получения,   запоминания   и   переработки   музыкальной информации, но и формирую способность к «передвижению» от одного способа мышления к другому. Активный   поиск   ассоциаций,   переключение   из   одной   модальности   в другую   происходит   на   основе   различных   видов   деятельности:   восприятия музыки,   вокально­хоровой   работы,   музыкально   –   ритмической   деятельности, пластического интонирования, игре на музыкальных инструментах. Поэтому,   развитие   восприятия   музыкального   образа,   я   начинаю   с формирования способностей: перевода информации  в зрительную – «рисование» зрительного образа на 1) основе прослушанной музыки; 9 2) перевода   зрительной   информации   в   слуховую   –   умение   «услышать»   то, что нарисовано; 3) перевода   зрительной   и   слуховой   информации   в   кинестетическую   и обратно   –   умение   ощутить,   пережить,   воспроизвести   или   изобразить     то,   что изображено или услышано. Расширение  границ восприятия музыки. 2.1. Педагогический эксперимент Как   правило,   к   началу   младшего   школьного   возраста   у   ребенка формируется   предпочтение   одной   или   двух   репрезентативных   систем: кинестетической   (двигательная),   аудиальной   (слуховая)   или   визуальной (зрительная). Для получения объективных показателей, на основе которых можно было бы судить  о различиях  в  характере  восприятия  музыки  первоклассников,  мною был проведен педагогический эксперимент по оценке однократного восприятия музыкального   произведения   без   предварительного   анализа   с   использованием тестовой   карты,   на   которой   изображён   «человек   Пенфилда»,   представляющий обобщённый перцептивный образ человека. (рис1) Эксперимент проходил в три этапа: 1 этап – проведение констатирующего исследования (1кл.); 2   этап   включает   в   себя   развитие   творческих   способностей   младших школьников   через   развитие   восприятия   и   воображения   на   уроках   музыки(1­ 4кл); 3 этап – проведение контрольного исследования (4кл.); В   эксперименте   принимали   участие   учащиеся   одного   класса   в   течение четырех лет (с 1 по 4кл.). В   начале   учебного   года   сразу   после   прослушивания   музыкального произведения   дети   должны   были   указать   на   тестовой   карте   (Волчегорская   возникали   ли   у   них 1997г.[5.32], внемузыкальные   ассоциации   («видели»   музыку),   эмоционально   её   переживали   как   они   воспринимали   музыку: («чувствовали»   музыку)   или   только   «слышали».   Выбранный   вариант   ответа отмечался   на   тестовой   карте:   вверху   –   «вижу»,   сбоку   –   «слышу»,   внизу   – «чувствую» музыку: (рис. 1) 10 рис. 1 В   результате   тестирования   было   установлено,   что   из   25   учеников   1 класса,   участвовавших   в   тестировании,   чуть   больше   половины   музыку «чувствовали»   (60%),три   человека   «видели»   ­   (12%),   а   каждый   четвёртый (22%) ничего не переживал и не представлял, и только слышал музыку.(рис.2) 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% слышу слышу чувствую рис. 2 вижу Я   работаю   по   программе   Е.   Д.Критской,   в   которой   реализуется интонационно–образный   и   жанрово­стилевой   подход,   а   также   имея   широкое культурологическое   пространство   учебных   пособий   для   детей,   которые позволяют   раскрыть   творческий   потенциал   младших   школьников   за   счёт проблемности поставленных вопросов и заданий. Творчески   подходя   к   программе,   ни   в   коем   случае   не   разрушая   ее тематическое   построение,  я   дополнительно   разработала   систему   заданий   на 11 развитие   творческих   способностей   младших   школьников   через   развитие восприятия и воображения на уроках музыки. На   моих   уроках   дети   погружаются   в   атмосферу   творческой   мастерской композитора,   художника,   исполнителя,   в   атмосферу   концертного   зала. Творческие   проявления   детей   выявляются   в   процессе   поиска   произведений других   видов   искусства,   участие   в   музыкальных инсценировках   и   на   сюжеты   известных   детских   сказок,   создание   программ   созвучных   музыке, музыкальных   концертов,   подбор   цветовой   гаммы   к   музыкальным   образам,   подбор   музыкальных рисование   на   темы   полюбившихся   произведений, «коллекций»   в   домашнюю   фонотеку   к   изучению   музыки   детьми   и   выполнение творческих домашних заданий. Так для решения творческих задач: умение передавать услышанное в красках и рисунке зрительного образа я ● использую такие задания: «Времена года в цвете и звуке» (приложение №7) «Воображаемая гармошка» (приложение №15) «Крещендо в листьях клёна» (приложение №16) ● «Сочини мелодию» (приложение №3) умение ощутить, пережить, воспроизвести то, что изображено: «Через натюрморт увидеть портрет» (приложение №10) «Язык природы» (приложение №21) «Оживим картину» (приложение №26) «Облака» (приложение №23 ) ● изображено или услышано: умение   ощутить,   пережить,   воспроизвести   и   изобразить   то,   что «Душа музыки мелодия» (приложение №2) «Слушая музыкальное произведение, заполни таблицу» (приложение №13, №14)  «Загадка»  (приложение №6) «Диалог в одиночку» (приложение №8) «Поговорим о тебе» (приложение №9) «Разыграй сказку» (приложение №19) 12 Мои   наблюдения   над   ребятами   заставляют   меня   сильно   усомниться   в правильности   широко   распространенного   в   музыкальной   педагогике   мнения, будто   дети   легче   усваивают   программную   музыку,   нежели   музыку,   неимеющую программных   названий.   Я   думаю,   что   они   легко   усваивают   не   программную музыку,   а   программные   заглавия.   В   этих   случаях   программа   не   только   не активизирует музыкальное восприятие детей, но зачастую парализует его. Вот   почему   для   творческого   развития   детей,   играя   им   программную музыку   (это,   конечно,   должна   быть   очень   хорошая,   ярко   образная   музыка,   с очень точным  авторским  названием), я не сообщаю предварительно  ее названия с   тем,   чтобы   они   сперва   определили   характер   самой   музыки,   а   уж   потом попытались   дать   ей   свое   название,   исходя   из   того,   что   ими   было   услышано, почувствовано и осмыслено. (приложение №17, 18, 23, 24, 25) Ответы   ребят   дают   представление   о   степени   развития   их   музыкального восприятия.   Так,   например,   произошло   с   фрагментом   из   “Утра”   Грига.   Ребята по­разному   называли   его:   “Весна”,   “Восход   солнца”,   “Цветы   распускаются”, “Утро   в   лесу”.  Постепенно   подвожу   их   к   правильному   названию.   Осторожно   и ненавязчиво   приближаю   детей   к   музыке,   не  уводя   их   в   мир   далеких   от   музыки наивных   фантазий.   Прибегая   к   “подсказкам”,   полагаю,   что   они   помогают восприятию   музыки.   А   чуткая   “подсказка”   может   оживить   творческое воображение, интеллект и память ребенка и тем самым принести добрые плоды. Я   часто   практикую   письменные   работы,   своего   рода   сочинения   на музыкальные   темы   (особенно   в   четвертых   классах).   На   уроках   во   время прослушивания   музыки   ребята   описывают   свои   внутренние   переживания   от прослушанного произведения. Приведу  несколько  описаний к произведению  М.П.Мусоргского  «Рассвет на Москве­реке» («Утренний рассвет» Михайлова Света.) Птички просыпаются, Солнышко встаёт, Море улыбается, Дует ветерок. На поляне все цветочки Просыпаются, встают. Расцветает вся природа, 13 Улыбается, поёт. «Концерт для фортепиано с оркестром» П.И.Чайковский. («Встреча весны» Харечко Полина.3 «В» класс.) Для весны всегда открыты двери. Пахнут все заманчивые ели, Ветер дует в тихую свирель, С крыши каплет звонкая капель. А в лесу есть не земная красота: Из норы виднеется лиса, Набухают почки в сказочном лесу. Я сорву подснежник, маме принесу. Желание   высказать   свои   мысли   и   чувства   не   могут   появиться   у   ребят, если   нет   интереса   к   уроку   и   к   музыке   вообще.   На   своих   уроках   я   создаю атмосферу   доверия,   доброжелательности   ­   беседы   и   дискуссии   по   инициативе самих   ребят   возникают   на   уроках   тогда,   когда   у   них   пробуждается   желание высказаться,   когда   они   чувствуют   необходимость   общения   со   мной.   Главное   ­ будить   детское   внимание   и   воображение,   способствовать   зарождению   любви   к музыке   и   ее   пониманию.   Преобладание   коллективных   форм   работы   на   уроке музыки   (работа   в   парах,   по   рядам,   по   подгруппам)   создает   объективные предпосылки   для   глубокого   всестороннего   личностного   общения   детей, взаимовлияния   их   друг   на   друга.   Вот   почему   необходимо   чувствовать, понимать и сохранять индивидуальность, неповторимость каждого ребенка. Развитию   познавательного   интереса   способствует   такая   организация обучения,   при   которой   ученик   действует   активно,   вовлекается   в   процесс   решает   вопросы самостоятельного   поиска   и   открытия   новых   знаний, проблемного,   творческого   характера.   Только   при   активном   отношении учащихся   к   делу,   их   непосредственном   участии   в   “создании”   музыки пробуждается интерес к искусству. Система творческих заданий, которые ввожу на своих уроках (см. п 2.2.) от класса к классу усложняются. Результаты   проводимой   работы   с   детьми   по   развитию   творческих способностей   через   расширения   границ   восприятия   музыки   дали   свои результаты. 14 Во   втором   классе   данные   изменились   и   как   видно   из   диаграммы улучшились:   «чувствовали»   музыку   уже   65%   учащихся   класса,   а   15%   ­ «видели» музыку: (рис.3) 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%   слышу чувствую рис.3 вижу А   в   третьем   классе   –   лишь   15%   просто   «слышали»   музыку,   а   половина учеников (70%) «чувствовали» музыку и 20% «видели» музыку.(рис.4) 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%   слышу чувствую рис.4 вижу В четвёртом классе было проведено контрольное исследование по оценке однократного   восприятия   музыкального   произведения   без   предварительного анализа с использованием той же тестовой карты: (рис.1) 15   120% 100% 80% 60% 40% 20% 0% слышу чувствую рис.5 вижу Важно   подчеркнуть,   что   от   первого   к   четвёртому   классу   число «слышащих» снижается от 22% до 5%, а «чувствующих» увеличилось на 36%, и видящих музыку на 24% (рис.5). Полученные   результаты   позволяют   говорить   о   положительной   динамике, об   определенном   развитии   у   детей   умения   слушать   и   слышать,   смотреть   и видеть,   чувствовать   музыку,   а   это  способствуют   творческому   развитию восприятия у детей и в целом повышению качества образования. 2.2.   Система  заданий   на   развитие   творческих   способностей   младших школьников Упражнения 1. «Играем в  компози­ тора» 2. «Душа  музыки  мелодия» 1 класс Выразительно  прочитать слова  народных песенок. Определить к  каким жанрам они  относятся.  Выполнить  задание 1­2.  (приложение №1). Прослушать три  пьесы из  «Детского  альбома»  П.И.Чайковс­ кого определить  характерные  2 класс Выполнить  творческое  задание «Композитор,  художник,  исполнитель»  Выполнить  задание: 1,2,3.  (приложение  №2). Как двигаются  герои  музыкальных  пьес? Сравнить  ритмические  рисунки. 3 класс Придумай  окончание к  песенкам  закличкам и  пропой их.  Задание 4.  (приложение  №1). Сочинить  фрагменты  романса,  опираясь на  поэтический  текст,  подобрать  4 класс Сочини свою  народную песню  на свои слова, и  исполни её один  или с  товарищами. Сравнить  мелодии разных  композиторов,  подобрать  цветовой фон,  найти или  сочинить стихи о 3. «Сочини  мелодию» особенности  простых жанров  (песни, танца,  марша). Мелодии  изобразить  графическими  линиями.  (приложение №2). Прочитать  выразительно на  распев  стихотворение,  определить  настроение,  подобрать картину созвучную с  текстом. Задание  1­3. (приложение №3). С помощью  стаканов с водой  подбери два  разных звука по  высоте. Как это  зависит от уровня  воды? Нарисовать  рисунок и  подписать. Чтобы  убедиться в  выводе, стань  исследователем Задание 1­ 4.  (приложение №4). 4. «Музыка в  кухне» 5. «Копилка  чувств» 6. «Загадка» А.Рождест­ Отгадай загадку разыграй  маленький  16 Нарисовать  линии мелодий. Задание 5,6,7. (приложение  №2). Чётко  проговорить  текст, сочинить  мелодию к  тексту,  подобрать  музыкальные  инструменты,  выделяя ударные  звуки. Подобрать и прохлопать  ритмический  рисунок,  проиграть на  ударных  инструментах.  Задание 4­5.  (приложение  №3). С помощью двух  звуков разных по  высоте исполни  интонации  кукушки (ку­ку),  тиканья часов  (тик­ так), трубы  (та­ра­ра). (приложение  №4). родном крае. Задание 10.  (приложение  №2). Сочини песенку  на свои стихи.  Подбери  аккомпанемент  и исполни свою  песню. Задание 9. (приложение  №3). картины  художников  созвучные этим  романсам.  Задание 8­9. (приложение  №2). Сочинить  мелодию к  тексту,  подобрать  музыкальные  инструменты  созвучные  настроению  песни и  исполнить с  аккомпанементо м. Задание 6­8. (приложение  №3). Выстроить  трезвучие Сочинить и  сыграть  мелодию в  ритме марша,  песни, танца.  Задание 5­7. (приложение  №4). Выстроить  целый звукоряд. Сочинить и  сыграть  мелодию под  кухонный  оркестр. Задание 5­8. (приложение №4). Заполнять  таблицу из урока  в урок. (приложение  №5). Подобрать  музыкальный  инструмент,  Продолжать  заполнять  таблицу. (приложение  №5). Научить новому приёму игры  под названием  Продолжать  заполнять  таблицу. (приложение  №5). Импровизироват ь, уметь  действовать на венская спектакль.  Задание 1­2. (приложение №6). Подбери цвета к  каждому времени  года, и  музыкальные  произведения к  каждому времени  года. Задание 1,3. (приложение  №7). Уметь  выразительно  исполнять диалог  с учителем  выделяя вопросно  – ответные  интонации.  Задание 1. (приложение  №8). Опишите, какой у  вас характер? На  какой цветок вы  больше похожи?  Задание 1­3.  (приложение №9) 7. «Времена  года в цвете и звуке» 8. «Диалог в  одиночку» 9. «Поговорим о тебе» 10. «Портрет  через  натюрморт» 17 подходящий к  главному об­разу  и проиг­рай  спектакль.  Задание 1­3. (приложение  №6). Используй  цветовые  сочетания,  подходящие к  данному времени  года. Заполни  карточки. Подбери  музыкальные  произведения. Задания 2­3. (приложение №7). Уметь  выразительно  исполнять  диалог, наделяя,  каждый персонаж «своим» голосом. Задание 2. (приложение  №8). глиссандо. Задание 1­5. (приложение  №6). Используя  (разноцветные  линии, круги,  цветовые пятна  и.т.д.) отрази в  цвете времена  года. Подбери  музыкальные  произведенияЗа дания3­4. (приложение  №7). Продолжить  игру в диалог.  Придумай  дальнейший  разговор и  исполни его. Задание 3­4. (приложение  №8). На какой цветок  похож твой  сосед? Задание 4­ 5. (приложение  №9). Подбери  движения и  составь танец.  Задание 6.  (приложение  №9) Через  натюрморт  увидеть портрет свой, знакомых,  друзей. Задание 1. (приложение №  11). публике и  демонстриро­ вать  достигнутое. Задание 1­6. (приложение  №6). Заполнить  карточки. Глядя  на свои рисунки, спой «зимний»,  «весенний»,  и.т.д. Задание 3­5. (приложение  №7). Продолжить  игру в диалог.  Выразительно  разыграть  диалог «Скрут».  Придумай свой  диалог,  выразительно  прочитай его. Задание 5­6. (приложение  №8). Запиши свои  жизненные  принципы или  подчеркни  нужное. Задание 2,3,6,7. (приложение  №9). Через  натюрморт  увидеть портрет, описать его  характер и  подобрать  музыкальное  произведение Задание 1­3. 18 Найти по схеме,  где зашифрованы разные имена. Задание 3­4. (приложение  №11). По мере  знакомства с  музыкальными  произведениями,  заполняйте  таблицу. Задание 1. (приложение  №10). Слушая  произведение,  заполни таблицу. (приложение  №13). Слушая  произведение,  заполни таблицу.  (приложение  №14). Уметь петь по  знаку крещендо и диминуэндо. Задание 2. (приложение  №15) Выполните   цветовое  крещендо с  нарастающим  жёлтым цветом.  Продолжить  ряды имён с  одинаковым  ритмом. Задание 5­6. (приложение   №11). По мере  знакомства с  музыкальными  произведе­ ниями,  заполняйте  таблицу.  Задание 1. (приложение  №10). Слушая  произведение,  заполни  таблицу. (приложение  №13). Слушая про изведение,  заполни  таблицу.  (приложение  №14). Прослушать  разные  произведения и  нарисовать  знаками изме­ нения звука. Задание 3. (приложение №15) Выполните  цветовое  крещендо, а  нарастающий  оттенок цвета  (приложение №11). Подпиши под  схемами слова  подходящие по  смыслу. Задание  7. (приложение  №11). По мере  знакомства с  музыкальными  произведе­ ниями,  заполняйте  таблицу.  Задание 1. (приложение №10). Слушая  произведение,  заполни таблицу. (приложение  №13). Слушая  произведение,  заполни таблицу. (приложение  №14). Передай  настроение  произведения в  картине из  листьев. Задание 11. «Имя и ритм» Понять себя, как  звучит имя? Задание 1­ 2. (приложение №11). 12. «Слушая  музыку» 13. «Музыкаль­ ные  волшебни­ки» 14. «Музыкаль­ ные ассоци­ ации» 15. «Вообра­ жаемая  гармошка» 16. «Крещендо  в  листьях  клёна» Учиться петь тихо и громко. Задание  1. (приложение №15) 19 Задание 1. (приложение  №16) Сочини сказку к  прослушанным  произведениям из детского альбома П.И.Чайковс­ кого и  С.С.Прокофье­ ва.  (приложение  №19) По цветовым  карточкам  назвать  динамические  оттенки. Задание  1. (приложение  №20)  Подобрать  музыкальные  инструменты  каждому  конкретному  образу природы.  Задание 1. (приложение  №21) Прочитай  интонационно­ 17.  «В пещере  горного  короля» Э.Григ 18. «В пещере  горного  короля»  Э.Григ 19. «Разыграй  сказку» 20. «Динами­ ческие  оттенки в  цвете» 21. «Язык  природы» Сравнить образ   русского  народного  фольклора Бабы –  Яги в сказке,  музыке и  стихотворении.  Задание (приложение №19) Поговорить со  своими  животными,  наблюдать за  облаками,  разговором ветра  и.т.д. 22. «Птицы» Проговорить  интонационно­ 3. (приложение №16) подберите сами. Задание 2. (приложение  №16) Проследить  внимательно за  развитием  ритма. Задания 1­6. (приложение  №17) Проследить за  развитием  движения в  музыке. Задание 1­3. (приложение  №18) Передать   поэтический  образ, прочитав  стихотворение с разными  динамически­ми оттенками.  Задание 2. (приложение №20) Заменить  ритмическим  Сочини и  разыграй выразительно  строчки. Задание 1. (приложение №22) 20 выразительно и  простучи ритм  слов. Задание 1,2. (приложение  №22) 23. «Облака»  Дебюсси 24. «Под музыку  Вивальди» Эмоционально  чувственно  прожить музыку  осени. Задание 1­ 4. (приложение №23) Эмоционально  чувственно  прожить музыку  лета. Подобрать  цветовую гамму. Задание 1­5. (приложение  №23). 25. «Карнавал животных» Сен – Санс 26. «Оживим  картину» рисунком все  слова. Задание  3,4. (приложение №22) Настроить детей на глубокое  восприятие  музыки, через  жизненный  опыт,  тактильные  ощущения,  пластику. (приложение №  22) Эмоционально  чувственно  прожить музыку весны.  Подобрать  картины  природы.  Задание  1,2,3,4,6. (приложение  №23) Эмоционально  чувственно  прожить  музыку. (приложение№2 4) маленький  спектакль без  слов. Задание 6,7. (приложение  №22) Эмоционально  чувственно  прожить музыку  зимы. Сочинить  или подобрать  стихотворение. Задание  1,2,3,4,7. (приложение  №23)  Выбрать  каждому свою  точку на картине и озвучить её (приложение  №25)  Заключение Один   из   разработчиков   концепции   нейролингвистического программирования   М.Гриндер,   считает   доказанной   прямую   связь   между кинестетической и правополушарной моделями мышления.  [5,стр.34] 21 Между   тем   среди   навыков,   связанных   с   правополушарной   специализацией,   мы встречаем   не   только   «осознание   пространственных   связей   и   форм,   цветовую чувствительность,   артистизм,   чувства   и   эмоции,   но   и   математические вычисления».   Естественно   было   предположить,   что   дети,   «видящие»   музыку будут   иметь   преимущество   в   успеваемости   по   чтению,   а   дети   «чувствующие» музыку преимущество в успеваемости по математике. В   ходе   исследования   были   решены   все   поставленные   задачи   и   получены следующие результаты:   1.   На   основе   анализа   психолого­педагогической   и   методической литературы   были   выявлены   характерные   проблемы   развития   творческих способностей младших школьников на уроках музыки. 2.   При   помощи   тестовой   карты   изучили   наличный   уровень   восприятия музыки. Проанализировав  данные, дополнила программу обучения творческими заданиями   по   развитию   творческих   способностей   через   развитие   восприятия   и воображения на уроках музыки в начальной школе. 3.   Основываясь,   на   данных   анализа   и   результатов   диагностики разработала   систему   заданий   на   развитие   творческих   способностей   младших школьников. 4.   Экспериментально   доказала   реализуемость   и   эффективность разработанной системы заданий. 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% вижу слышу чувствую 1класс 2класс 3класс 4класс                                  рис.6 22 Вывод:   проводимая   на   уроках   работа   доказала   реализуемость   и эффективность   разработанной   системы   заданий:   число   ребят   чувствующих   и видящих   музыку   значительно   увеличилось,   а   просто   слушающих   снизилось   до 5%. (рис. 6)              «Можно   быть   гениальным   композитором,   можно   быть   гениальным исполнителем,   но   можно   быть   и   гениальным   слушателем»,   ­   говорил Д.Шостакович.[13,стр.23.] Таким образом, работа, направленная на расширение границ   восприятия   у   младших   школьников,   способствует   не   только   развитию воображения,   но   и   существенно   улучшает   успеваемость   учеников   начальных классов. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Литература Адорно Т. В. Философия новой музыки. М.: Логос, 2001. 343 с. Асафьев Б.В. О музыкально­творческих навыках у детей // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании, изд. 2. Л.,1973. – 254с. Асафьев Б.В. Принцип контраста в музыке и его методическая роль в  постановке занятий по слушанию музыки.// Там же. Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего  образования. Минск.: 1996. – 300 с. Волчегорская Е.Ю. ст. «Расширение границ восприятия музыки» ж. «Музыка в школе» № 3­2004. С.31­34.  Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. Готодинер   А.Л.   К   проблеме   многосторонних   музыкальных   способностей   / А.Л.Готодинер //Вопросы психологии. – 1991.­ №4. – С.82­86. Замятина Т.А. Современный урок музыки  М.: Глобус, 2008.­ 170с. Ивановский, Ю.А. Занимательная музыка. – Ростов н/Д.: «Феникс». 2002. ­128с. Клёнов, А.  Там, где музыка живёт. М., 1994. 183 с. Критская   К.Д.   Методика   работы   с   учебниками   «Музыка»   1­4   классы.   М.: «Просвещение» 2002. Критская Е.Д. учебник «Музыка» 1­4 классы. М.: «Просвещение» 2000. «Мысли и афоризмы советских композиторов о музыке» ж. «Музыка и ты» М. «Советский композитор» 1984. С.23. 14. Юдин, Е.И. Азбука музыкально – творческого саморазвития. М.: Аквариум,1997. ­272 с. 23 Приложения «Играем в композитора» Приложение №1 1. Выразительно   прочитайте   слова   народных   песенок   (радостно,   строго,   призывно, задорно, нежно). Солнышко – солнышко, Красно колоколнышко, Выйди поскорее, Будь к нам подобрее. Трам, трам, трам!  Слушай барабан! Его зовут «там­там», И он гремит, как ураган, Повсюду слышно: «Трам, тррам!» Дождик, дождик, пуще, Дадим тебе гущи, Дадим тебе ложку, Хлебай понемножку! Баю, баюшки, баю, Не ложися на краю, Придёт серенький волчок, Тебя схватит за бочок. 2. 3. 4. О каких событиях они рассказывают? Какие из них можно исполнить как песню, а какие – как марш или танец? Разделить класс на три подгруппы. Каждая подгруппа выбирает себе текст русской народной песенки,  выбирает  группу композиторов,  художников  и  музыкантов  и  работают самостоятельно.   Композиторы   –   сочиняют   мелодию,   художники   рисуют   –   картину,   а музыканты выбирают музыкальные инструменты и готовят аккомпанемент к песни. В конце занятия все подгруппы показывают свою работу на сцене. 24 5. Придумай окончание к песенкам – закличкам солнышко и дождик. С настроением напой их. Солнышко, солнышко, Выгляни в окошко… Дождик, дождик, посильней, Чтобы было веселей. Приложение№2 «Душа музыки – мелодия» 1. 2. 3. Прослушай три пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского. Какие чувства передают эти произведения? Напой мелодии этих пьес. Какие движения и музыкальные инструменты помогли бы «исполнить» пульс танца, 4. песни, марша? (скрипка, барабан, бубен) Можно организовать игрушечный парад: Девочки ­ «исполняют» пульсацию марша движением согнутых в локтях рук «Игрушечных» кукол. Мальчики ­ исполняют её на барабанах. Руководит парадом дирижёр с «жезлом». 5. Как двигаются герои музыкальных пьес «Марш деревянных солдатиков», «Шествие кузнечиков», «Ходит месяц над лесами»? 6. Сравнить музыкальные ритмы движений солдатиков и мальчика, кузнечиков и месяца. Какие из этих пьес написал П.Чайковский, а какие С.Прокофьев?  7. Попробуй записать пульс марша и нарисовать линии мелодий песни, танца. Марш_____________________________________ Песня_____________________________________ Танец_____________________________________ 8. Детям предлагается  «Сочинить» фрагмент песни (романса) опираясь на поэтический текст, приближая мелодию речи к музыкальной мелодии. «Благословляю вас, леса, долины, реки, горы….» (А.Толстой). «Звонче жаворонка пенья…». Прослушать романсы. 9. Подобрать картины русских художников, созвучны этим романсам. Прослушать главную мелодию первой части Третьего концерта С.Рахманинова. 10. ­ Сравнить её с мелодиями М.Мусоргского, П.Чайковского. 25 ­ Подобрать цветовой фон для каждой из них. ­ Найти или сочинить стихи о родном крае, созвучные этой музыке. «Сочини мелодию» «Осень» К.Бальмонт. Поспевает брусника, Стали дни холоднее И от птичьего крика  В сердце только грустнее. Стаи птиц улетают Прочь за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Приложение №3 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Прочитай выразительно на распев. Каким настроением проникнуто стихотворение? Подбери или нарисуй картину созвучную к этому тексту. Четко проговори текст так, чтобы особенно хорошо были слышны ударные звуки. Прохлопать   ритмический   рисунок,   и   проиграть   на   ударных   инструментах, проговаривая одновременно текст. Сочини песню на этот текст. Сначала можно импровизировать, не используя  никакого музыкального инструмента. Сочини вступление и окончание к песни. Подбери или нарисуй картину к своей песни. Сочини песню на свои стихи, подбери аккомпанемент и исполни её. Приложение №4 26 Музыка в кухне 1. Если   в   одинаковые   стаканы   налить   воды   не   поровну   и   мягко   ударить   по сосудам, они издадут разные звуки. Один буде повыше, другой пониже. ­ Как это зависит от уровня воды в сосуде? Допиши под рисунком: Дает звук Дает звук В стакан, где было мало воды, долей её доверху. 2.  ­ Как изменилась высота? Доливая   и   отливая   воду,   добейся,   чтобы   оба   стакана   издавали 3. одинаковый звук. 4. Ударяя   деревянной   палочкой   или   карандашом   по   краю   стеклянного сосуда   с   водой,   попробуй   извлечь  тревожные   и   беззаботные,   шутливые   и горестные, торжественные и унылые звуки. Понаблюдай   за   жизнью   звука.   Звук   живёт   ровно   столько,   сколько   он 5. звучит. 6. Используя   всего   один   звук,   два,   три   и   весь   звукоряд,   извлечённый   из сосуда   с   водой,   вырази   свое   настроение:   «Мне   взгрустнулось»,   «Я   бодр   и жизнерадостен», «Мне в рот залетела смешинка» и.т.д. 7. Сочинить мелодию и сыграть её в ритме марша, песни, танца. 8. Создать кухонный оркестр (крышки, ложки, кастрюли, тарелки. Приложение№5 Копилка чувств Прослушивая музыкальные произведения, заполни таблицу. 27 Настроение Композитор Название сочинения Грусть, печаль Радость, счастье, веселье. Мечтательность Героические чувства Трагические чувства     (горе, страдание) Шутливое настроение Ощущение реальности Волнение   сказочности,   не Приложение №6 Загадка 28 Задание: отгадайте загадку, которую сочинила для вас А.Рождественская. Спал цветок и вдруг проснулся,  Больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся, Взвился ввысь и улетел. 1. 2. 3. Разыграйте маленький спектакль, изображая всё то, о чём говорится в загадке. Какой выберите инструмент? А теперь возьмите металлофон, и  расскажи обо всём звуками. ­ Какими должны быть звуки? (нежными, ведь бабочки, как и цветы, такие беззащитные). 4. Научить новому приёму игры под названием глиссандо (скольжение). ­ К каким словам подходит этот приём игры? («взвился ввысь и улетел»). 5. Импровизируйте, находя различные варианты. 6. Уметь действовать на публике и демонстрировать достигнутое. Времена года в цвете и звуке 1. Закрась каждый прямоугольник, каким – то одним цветом, подходящим к данному времени года: Приложение№7 Зима 2. Используя цветовые сочетания, подходящие к данному времени года. Осень Весна Лето 3. Используя (разноцветные линии, чёрточки, круги, цветовые пятна) отрази в цвете зиму, весну, лето, осень. 29 4. Какие   из   прослушанных   произведений   по   характеру,   настроению   больше подходят к твоим рисункам? 5. Прояви   свою   фантазию   дальше.   Глядя   на   свои   рисунки,   спой   «зимний», «весенний», «летний» и «осенний» напевы. 1. Выразительно разыграть диалог, выделяя вопросно – ответные интонации с учителем. Диалог в одиночку Приложение№8 * * * Жил – был? Забыл. ­ Где был? ­ Забыл. ­ Где жил? ­ Забыл. ­ Что ел? ­ Забыл. ­ Что пил? ­ Забыл. Выразительно разыграть диалог, выделяя вопросно – ответные интонации, 2. наделяя каждый персонаж своим голосом, пользоваться разными регистрами. Продолжи  игру в диалог. Представь, что встретились  два человека: один 3. большой­большой, а другой малюсенький. ­ Какие голоса были у этих людей? * * * ­ Где живешь? – прогремел великан. 30 ­ В цветке ландыша – нежно зазвенел ответ. ­ С кем ты дружишь? – снова раздался громовой вопрос. Чем   кончился   их   разговор?   Не   отправились   ли   они   в   замок   к   великану   попить вместе чаю? 4. 5. Придумай дальнейший разговор и исполни его. Выразительно   разыграй   диалог   «Скрут».   Подумай,   какие   люди   могли   бы вести этот разговор, и отрази их особенности в диалоге. Скрут Кто живёт под потолком? ­ Гном. У него есть борода? ­ Да. И манишка, и жилет? ­ Нет Как встаёт он по утрам? ­ Сам. Кто с ним  кофе утром пьёт? ­ Кот. А давно он там живёт? ­ Год. Кто с ним бегает вдоль крыш? ­ Мышь. Ну, а как его зовут? ­ Скрут. Он капризничает, да? ­ Ни – ког – да! 6. Придумай свой диалог и выразительно разыграй его с классом. Поговорим о тебе Приложение №9 31 Посмотрите   на   себя   в   зеркало.   Посмотрите   себе   в   глаза,   очень внимательно   посмотрите.   С   чем   вы   идёте   в   мир?   Что   вы   хотите   достичь   в жизни? Что можете дать другим людям? Это   очень   серьёзные   вопросы.   Не   на   все,   вы   сможете   чётко   ответить,   но думать об этом надо. Один   философ   просил   своих   учеников   принести   ему   абсолютно одинаковые   два   листа   клёна,   и   никто   этого   задания   выполнить   не   смог. Одинаковых  людей тем более нет. Знай: ты уникален; таких, как ты, не было и не будет. Однако   согласитесь,   глупо   было   бы   упиваться   сознанием   собственной исключительности!   Другие   люди   сделали,   сочинили,   написали   столько прекрасного и великого! Но не впадайте в другую крайность. Не, считайте, что уже   всё   сочинено,   придумано,   написано   и   ваш   удел   –   тихонько   помалкивать   в уголке.   Нет,   нет   и   нет!   Пробуйте   свой   голос,   ищите   свои   слова   и   краски, раскрывайте себя! Перед   заданием   просмотреть   музыкальное   кино   на   музыку   «Вальс 1. цветов» П.И.Чайковского. 2. 3. 4. 5. Опишите – Какой вы цветок? (Свой портрет) На какой цветок вы больше похожи? На какой цветок похож твой друг, сосед по парте? Подбери иллюстрации с изображением этих цветов или нарисуй сам. ­ Чему удивились? На   Востоке   есть   прекрасная   пословица:   «Пусть   расцветают   все   цветы» Это   значит,   что   из   отдельного,   и   неповторимого   складывается   всё   богатство мира,   вся   его   сложность   и   неповторимость.   В   переносном   смысле   –   нужны   и роскошные   горделивые   розы,   и   совсем   –   совсем   простенькие   цветочки названий, которых мы даже подчас не знаем. Цветок – это ребёнок, человек, вовсе не похожий на другого. Чем больше таких индивидуальностей, тем богаче мир. Иногда остаться индивидуальностью непросто, а иногда – равноценно подвигу. Как прекрасно сказал об этом Басё. О, сколько цветов в полях! И каждый цветёт по ­ своему. И в этом высший подвиг цветка. 32 6. Подбери   движения   и   составь   «Танец   цветов»   под   музыку П.И.Чайковского   «Вальс   цветов»,   или   подбери   самостоятельно   музыку,   какая больше подойдёт по образу и характеру. Запиши свои жизненные принципы или подчеркни нужное: 7. Я мечтаю о (допиши)……………………………………………………... Я считаю прекрасным в жизни (допиши)……………………………… Я хотел (а) бы избавить людей от (допиши)………………………….. Я хочу достичь в жизни (допиши)……………………………………… Я хочу дать другим людям (допиши)………………………………….. Какие принципы тебе близки (подчеркни) 8. ­ Я всегда буду интересоваться творчеством других. ­ Я считаю необязательно знать творчество других. ­ Моё творчество – лишь частица того, что делают другие люди. ­ Моё творчество – самое интересное. ­ К каждому человеку надо относиться с уважением. ­ Ко мне должны относиться с уважением. ­ Жить надо так, чтобы постоянно духовно возвышаться и расти. ­ Жить надо так, чтобы доставлять себе больше удовольствий. Через натюрморт увидеть портрет  Приложение №10 Задание: 1.Рассмотреть натюрморты и увидеть в них, чей либо портрет. 2.Описать манеры, характер этого образа. 3.Подобрать музыкальное произведение  соответствующее этому 33 образу. Имена и ритм Приложение №11 Сколько   слогов   в  слове   «Пётр»?  Если  слоги  заменить   хлопками,   сколько  хлопков придётся на имя «Пётр»? Конечно, один. А сколько слогов в слове «Таня»? Верно, два. Какой слог в имени «Таня» ударный, а какой безударный? Ну, разумеется, ударный слог – первый. Какой   же   хлопок   должен   быть   сильнее,   если   первый   слог   ударный?   Да,   первый   хлопок соответствует ударному слогу и поэтому должен быть сильнее, чем второй. Давайте, заменим хлопки в записи вот такими значками – чёрточками: Ударный слог и хлопок, будем подчёркивать снизу. Тогда слово «Таня» в записи условно будет выглядеть так: Та – ня 34 1. А теперь отгадай где на схеме зашифровано имя «Пётр», где «Таня», а где – «Наташа». Подпиши нужное имя под схемой. ;            ;        .  2. Отстучи   ритм   по   схеме,   проговаривая   слоги   имени.   Стук   или   хлопок   должны совпадать с ритмом имени. А можно ли различать по ритму имена, имеющие по два слога, «Та ­ ня» и «Е – гор»? Ведь количество хлопков или стуков и в том, и в другом случае два? Конечно, тут всё дело в ударных и безударных слогах. 3. Найдите на схеме, где зашифровано имя «Таня», а где «Егор»? ;          . 4. Зашифруй своё имя. А вот каверзный вопрос. Можно ли отличить по ритму слова «Наташа» и «Марина»? Простучи ритм обоих слов. Ритм совпадает, не так ли? 5. Продолжи ряды имён с одинаковым ритмом: а) Таня, Вася…. б) Егор, Артём….. в) Андрюша, Лариса…. 6. Вы видите в одном столбце ряд имён, в другом схемы ритмов этих имён. Нарисуй карандашом стрелки, соединяющие нужное имя со схемой. Пётр Таня Егор Наташа Леночка Константин Зинаида Екатерина Максимилиан 35 7. Здесь даны схемы ритма разных слов с образцами. Подпиши под каждой схемой слова, подходящие по ритму: Луч а) б) в) мо­ре а) б) в) тет–радь а) а­пель­син а) кор­зи­на а) сол­ныш­ко а) б) в) б) в) б) в) б) в) Слушая музыку Приложение №12 Главное хотеть слушать! Обязательно постарайтесь внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого конца. Музыка наградит вас за это тем, что подарит новое чувство, новое настроение – Возможно, такое какого вы не испытывали до этого никогда в жизни! Всю   музыку   можно   разделить   на   две   большие   группы:   Музыка,   которая   поётся (вокальная)   и   музыка,   которая   исполняется   на   разных   музыкальных   инструментах (инструментальная) 1. Заполняйте эти графы по мере знакомства с разными музыкальными произведениями. Вокальная музыка Инструментальная музыка 36 Слушая музыкальное произведение, заполни таблицу. Приложение №13 музы­ цвет вкус запах движ. форма эмоц.настр. зрительны кальное  произ­ ведение й образ Слушая музыкальное произведение, заполни таблицу Приложение№14

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме: «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе

Обобщение опыта по теме:  «Развитие творческих способностей учащихся через расширение границ восприятия музыки на уроках в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2019