Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"
Оценка 5

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Оценка 5
Особые потребности
doc
классное руководство
1 кл—4 кл
09.05.2017
Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"
Обобщение по теме Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы.doc
1 Приложение 5.1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г. РУДНИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ           ТЕМА ОПЫТА: «ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»                                                     АВТОР:                                                             УЧИТЕЛЬ                                                                НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ                                                               РОГОВА                                                                  НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА 2 2007 год Проблема   коллектива,   его   влияние   на   личностное   развитие   ребенка многие   годы   исследовались   в   различных   аспектах.   В   целом,   коллектив   в педагогической   литературе   рассматривается   и   как   цель   воспитания,   и   как фактор развития и формирования личности.   В   основе   системы   данной   работы   лежат   следующие основополагающие идеи: Диагностика   –   наиболее   полное   выявление   особенностей развития коллектива и личности учащегося. Создание   оптимальных   условий   для   реализации   развития коллектива и личности. Осуществление   коллективной   и   индивидуальной   работы   в рамках   решения   общих   задач   и   содержания   школьной   воспитательной программы.   Система работы включает следующие этапы: Диагностика особенностей развития ученического коллектива и личности учащегося.   Создание условий для развития и формирования классного коллектива,   реализация   его   потенциальных   возможностей   в   процессе воспитательной работы.   Создание   условий   для   развития   в   ходе   формирования коллектива, личности учащихся, его потенциальных возможностей.  Систематическое отслеживание результатов работы. В работе по созданию коллектива был взят за основу второй вариант начальной диагностики  ­ изучение не только учеников, но и сам коллектив. При   выявлении   характерных     особенности   данного   коллектива   и индивидуального развития использовались различные  методы диагностики. Это были:           1) наблюдение за учащимися в учебно­воспитательном процессе;           2) анкетирование:                                                      АНКЕТА         1.Тебе нравится в школе или не очень?    ­ не очень ­ нравится ­не нравится 3         2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в  школу или тебе часто хочется остаться дома?                                                ­ чаще хочется остаться дома ­ бывает по­разному ­ иду с радостью    3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно  приходить всем учащимся, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в  школу или остался дома? ­ хотел бы ­ не хотел бы ­ не знаю не знаю ­ не хотел бы ­ хотел бы ­ не знаю ­ остался бы дома ­ пошел бы в школу ­ не нравится ­ бывает по­разному ­ нравится    4. Тебе нравятся, когда у вас отменяют какие­нибудь уроки?    5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?    6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?    7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни  своим родителям?    8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?    9. У тебя много друзей в твоем классе?  мало   10. Тебе нравится твой класс?    3) социометрия. Диагностика проводилась следующим образом: ­ много ­ нет друзей ­ нравится ­ не очень ­ не нравится ­ часто ­ редко ­ не рассказываю ­ точно не знаю ­ хотел бы ­ не хотел бы 4 Учащимся класса предлагается ответить на три вопроса, которые за­ писываются на доске или на листке бумаги. Учащиеся должны назвать трех  своих одноклассников при ответе на каждый вопрос. Вопросы могут быть  следующими: 1.Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса ты  можешь обратиться за разъяснением домашнего задания? 2.Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно, кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой? 3.Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду  космического корабля, отправляющегося на Марс. Подумай, кто из ребят  класса мог бы быть с тобой рядом в корабле. 4) диагностическая методика «Пьедестал», которая заключалась в  следующем: Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны  построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек.  На каждую ступеньку они должны возвести лишь одного человека из класса.  Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто является значимой фигурой в  жизни класса. (Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения  учащихся в коллективе, их привязанности друг к другу, определить  нравственную сторону отношений учащихся.) Было выявлено, что ­ воспитательная система находиться на низком уровне; ­ дети отличаются пассивностью и драчливостью, склонностями к  конфликтам; ­ прослеживается неумение учиться; ­ дружеские отношения прослеживаются только у тех ребят, которые  проживают по соседству,  ­ класс характеризуется низкой обученностью, слабой познавательной  активностью; ­ есть лидер (лидер­разрушитель), но на его место претендуют и  другие; ­ индивидуальные способности возможности и их человеческие  качества неплохие, но ребята плохо идут на контакт. Исходя из этого, были определены цели воспитательного процесса,  ориентированные на результат воспитания. ЦЕЛИ: (идеальная)   воспитание   личности,   занимающей   активную гражданскую   позицию,   знающей   свои   права   и   обязанности,   умеющей реализовать   себя   в   новых   социально­экономических   условиях,   имеющей хорошие знания, ведущий здоровый образ жизни 5 (результативная)   формирование   коллектива,   как   создание успешного обучения и развития личности каждого учащегося (процессуальная) создание условий для реализации мотивов и стимулирования нравственного поведения Важнейшим   условием   формирования   коллектива   выступает организация  совместной  деятельности.  Основной   вклад   в   этой   области принадлежит   А.С.Макаренко.   Согласно   его   методике   на   вооружение   была взята основа сплочения   и воспитания детского коллектива, включающая в себя: ­   постановку   общественно   значимой   и   увлекательной   для   детей перспективы; ­ включение детей в совместную деятельность;  ­ развитие самоуправления и традиций.  Для меня очень удобна классификация уровней развития коллектива, предложенная А.Н.Лутошкиным. Класс находился на первой стадии своего развития –  «Песчаная россыпь».  При этом дети уже отучились вместе 1,5 года. Работа развернулась по следующим направлениям:      Учет особенностей эмоционально­      На практике  для развития и                     волевой сферы                         стимуляции эмоции  удивления                     использовались ситуации, служившие  причиной удивления. Его вызывает одобрение, похвала, даже крошечного  успеха ребенка.  Это вызывает эмоциональную цепочку: удивление­радость­ интерес. Ребенок может проявить волю, совершить волевой поступок.   Тесная связь с учителем музыки,         Привлечение к подготовке и     медработником, библиотекарем          мероприятий медработника,                                                                      библиотекаря проведению                      школы и города. Подбор и разучивание музыкального репертуара. Это,  например, классный час «Мы и наше здоровье», »Природа и музыка» праздник «Веселый урок здоровья»; конкурс чтецов «Басни С.Крылова», «День  Победы».    Проведение мероприятий тесно         Трудовое обучение: изготовление  связано с практической направлен­        подарков, призов  к  праздникам.       ностью учебных предметов              Изобразительное искусство:                                                             иллюстрирование   сказок к выставке  рисунков «Сказки А.С.Пушкина», к викторине по книгам Сладкова.      Литературное чтение: изучение традиций русского народа к празднику «Жаворонки весну кличут». Физическая культура: разучивание игр и эстафет к спортивным  соревнованиям, ритмичных движений для танцев. 6 Взаимосвязь с детьми детского сада и учениками других классов                                                                      Привлечение в качестве активных                                                                       зрителей дошкольников                                                                        (разгадывают  загадки,                           участвуют в конкурсах), участие в подготовке и проведению мероприятий  сверстников – «Живая шляпа»,  «Зов джунглей», в конкурсе на лучшую  инсценировку сказок.                                                                      Участие в классных часах «Эмоции Работа со школьным психологом                                                                      положительные и отрицательные                                                                        эмоции»,  «Как устранить                                                                       конфликт».                                                                              Привлечение в качестве помощников                                                                       во всех делах класса – привести в  порядок класс, помочь в организации и проведении похода, быть активными  зрителями на празднике и т. д.                                                                    Стиль общения и руководства  ­                                                                      честность, взаимопонимание, доброта,                                                                     терпеливость, последовательность,                                                                     справедливость и пр.  Личность учителя Участие родителей в классных делах Опора на методику КТД                                                                    Разработка плана организации и                                                                     проведения мероприятий, плана                                                                     работы на четверть, рефлексия. Частично была применена  методика коллективных творческих дел (идея   была   выдвинута   И.П.Ивановым   и   Ф.Я.Шапиро   и   получившая господствующий характер в гуманистической воспитательной системе школы В.А.Караковского).   В   системе   работы   использовались     три   ее   этапа: коллективное планирование (что лучше сделать? с кем? для кого? когда?), само   проведение,   коллективное   подведение   итогов.   При   коллективном планировании     были   составлены,   например,   планы   проведения   недели, посвященной   Дню   освобождения   Смоленщины,   недели   чтения.   Был   опыт составления плана проведения внеклассных мероприятий на 3­ю четверть (см. Приложение). Трудности   наблюдались   в   том,   что   часть   ребят   очень   долго   не проявляли   особого   интереса   к   происходящему.   Поэтому   важными   стали следующие методы работы: ­   метод   убеждения   (необходимо   было   доказывать,   почему   в   школе нельзя ….)             ­ метод мотивации (зачем будем проводить КВН, экскурсию и т.д.) ­ метод поощрения (победитель конкурса чтецов – интересная книга, участнику     викторины «Что я знаю об истории  своего города» ­ альбом для фотографий). Главное  в работе  было  важное средство – постоянное  включение  в деятельность. Выделим ее основные формы:  7 № п/п 1.         Классные часы Формы Классные собрания 2. Конкурсы 3. Экскурсии 4.  Трудовой десант 5. 6. 7. 8. Викторины Выпуск стенгазет Информационный час КВН 9. 10. Марафоны Театрализации 11. Спортивные соревнования 12. Праздники и утренники Примерные темы «Школьный дневник. Как с ним  работать» «Наш класс на перемене» «Лучшее слово о дружбе» «Это – я» «Что мне интересно» «Кем я хочу стать»  «Наши дела» «Дары природы» «В гостях у сказки» «А ну­ка, девочки (мальчики)» «Осенние листья  по ветру кружат» Игра «Два корабля» «Первые весенние цветы» «Этажи леса» «По местам боевой славы» «Книга – мой друг» «Где меня лечат» «Вылечи книгу!» «Подари радость малышам» «Сделаем двор чище!»  «Лес не школа, а всему голова» «Учиться надо весело, чтоб хорошо  учиться» «9 Мая – День Победы» «Почвы Смоленской области» «Газеты и журналы для детей» «Что? Где? Когда?» «Природа» «Чему учат в школе» Сказка «Волк и семеро козлят» Муз.сказка «Клубок –шерстяной  колобок» «Быстрей, сильней, выше» «Веселые старты» «Мой веселый, звонкий мяч» «Праздник осени» 8 «Наш веселый Новый год» «Жаворонки весну кличут» «Посвящение в первоклассники» «Парад шляп» «День Святого Валентина» «Пусть всегда будет мама!» «Праздник добра и вежливости» «В стране пунктуационных знаков»         Подготовка   к   каждому   мероприятию   –   это   постоянный   поиск направлений   в   развитии,   связанный   с   процессом   обучения,   с   учебными предметами. Например, подготовка к празднику «Жаворонки весну кличут»:   № п/п 1. Форма Классный час Деятельность Беседа «Знакомство с  народными  праздниками» 2. 3. Уроки  литературы Уроки трудового  обучения 4. Уроки музыки Беседа «Устное  народное творчество» Разучивание стихов и  закличек Лепка из пластилина: ­фигурки жаворонка; ­образцов форм  печенья. Работа с бумагой: ­изготовление птиц­ счастья Тема «Знакомство с  русской народной  музыкой» Ожидаемый результат ­ приобщение к  традициям и ценностям  русской культуры ­активизация  деятельности каждого  учащегося ­расширение кругозора,  словарного запаса;  ­развитие артистических способностей; ­ развитие речи; ­ развитие  выразительного чтения ­ трудовых умений и  навыков; ­развитие  коллективизма; ­эстетическое  воспитание; ­ развитие общеучебных  умение – работа в парах ­ эстетическое  воспитание; ­ развитие умения  свободно и красиво  двигаться; ­ развитие чувство  ритма 5.  Уроки  физического  воспитания 9 Тема «Русские  народные игры»  («Дождик –  солнышко», «Тепло –  холодно») ­ развитие  внимательности, быстроты реакции,  умения сотрудничать в  коллективе Постоянный   совместный   поиск   способов   действий   сплачивал коллектив,   учил   работать   вместе.   Такая   подготовка   помогала   развитию осознанности   положительных   мотивов   проведения   мероприятия,   дала возможность каждому ребенку в раскрытии себя, в развитии его интересов, выбора   области   применения   своих   интересов,   а   также   повышала эффективность  обучения. После   проведенного   мероприятия     необходима  рефлексия.   Она осуществлялась   путем   выбора   определенного   цвета   кружочка,   либо   лица человечка определенного выражения, либо солнышка или тучки. На практике применялся и словесный анализ. 1) 2)    3)            В   ходе   работы   в   классе   стало   заполняться  поле   коллектива   (характеристика   коллектива,   по   мнению   Л.Н.Новиковой,   как   субъекта воспитания)   совсем   иными   показателями.   Поле   данного   класса   стало выглядеть так:                                           Поле данного классного коллектива 10   общественное мнение                                                                      эмоциональный настрой  (не только характер коллектива,     но и метод педагогического                                                                ­ доброжелательность            воздействия) ­ правильное усвоение правил поведения и поступков ­ действенность поощрений и наказаний                                                                                                                                          (закрепление успехов развития                                                                        коллектива, усвоение норм поведения,                                         ценности                                             общения и сотрудничества)                                   (основа отношений)                                                                                              ­ походы в конце учебного года                                  ­ развитие интереса                       ­ еженедельная работа с дневниками                                ­ развитие активности                            ­ забота об одноклассниках                                  ­ прекращение драк                                 ­Новогодний утренник                             ­ полное доверие педагогу                            ­ экскурсии в ДЭЦ                             ­необходимость в общении                          ­ трудовые десанты                                   ­ взаимопонимание                         ­перераспределение поручений                        ­ почти на нет, сведены конфликты          ­День именинника ­ День Валентина традиции                                                          На этапе формирования коллектива строится классное самоуправление. Такие   крупные   педагоги,   как   С.Т.Шацкий,   А.С.Макаренко,   его   ученик В.А.Сухомлинский   раскрыли   огромную   роль   и   значение   детского самоуправления   в   развитии   коллектива   и   в   становлении   школьника.   На первом этапе этой работы были распределены обязанности в ходе проведения игровой   ситуации   «Каким   министром   я   хочу   быть?»   Выделились   три министерства, т.к. в классе 10 человек.     ­ Министерство образования и здравоохранения      ­ Министерство охраны законности и порядка     ­ Министерство охраны природы В процессе работы                           дети                                                              классный руководитель ­учатся выполнять порученное дело                    ­ постоянно контролирует участие ребят в  ­ вырабатывают в себе привычку активно           выполнении общественного поручения участвовать в выполнении общественного   ­ поощряет инициативу, самостоятель­ поручения                                                           ность, желания выполнить общественное                                                                                    поручение (вручение подарков, запись с                                                                                    благодарностью в дневники) Совместно с учащимися разработана памятка жизни в классе:  Каждый имеет право на ошибку и ее исправление. 11  Никто   не   имеет   права   унижать,   оскорблять   и   обижать другого.  Надо   научиться   признавать   свою   неправоту   и   отстаивать свою правоту.  Каждый   должен   уметь   помогать   другому   и   не   бояться просить помощи. Каждую   четверть   происходило  чередование   поручений  (Методика   коллективного   творческого   воспитания коммунарского   движения, И.П.Иванова.   бригады, создаваемые   по   дружбе   и   интересам.   Другим   принципом   коммунарской методики   является   чередование   поручений.)     Это   предпочтительнее,   чем выполнение учеником одного поручения в течение всего года.   Принципы   управления   ­   микроколлективы, В   процессе   работы   мешал   недостаток   организаторских   навыков   и умений, неспособность требования и ответственности за порученное дело. В ходе первичной диагностики было выявлено, что в классе есть лидер (лидер­разрушитель,   на   первом   плане   у   которого   собственное   желание показать   себя).   Поэтому   сначала   проводилась   работа   по   определению   и развитию   качеств   настоящего   лидера,   а   уже   затем   по   созданию   условий проявления   качеств   лидера.   Здесь   помогли   классные   часы   «Зачем   нужен лидер?», «Каков лидер нашего класса?» И все же в данном классе нет одного лидера,   есть   лидер   отдельно   взятого   конкретного   дела   (для   определения лидера   в   классе   хорошо   подходят   микроигры   «День   рождения», «Киностудия», социометрия.).  В развитии коллектива очень важна «завтрашняя радость». В работе были   использованы  перспективы  (по   А.С.Макаренко):   средние,   например, подготовка  к празднику, поход; близкие – завтра, через неделю ­ спортивное соревнование.         Одновременно с формированием коллектива идет развитие личности ребенка   и   наоборот.   К   этой   проблеме   обращались   многие:   педагог Б.П.Беспалько,   психологи   С.Л.Рубенштейн,   К.К.Платонов,   исследователь проблемы личностного подхода Н.Г.Савина). Условиями эффективной работы стали следующие: 1) установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель­ученик­класс»; 2) 3) уважение самооценки личности ученика; вовлечение ученика во все виды деятельности для выяления его способностей и качеств характера; 4) постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности; 5) создание адекватной психологической почвы и стимулирования самовоспитания,   которое   является   средством   реализации   программы воспитания. 12 Самое   главное   правило   моей   работы:  «Как   можно   больше требований и как можно больше уважение к ученику!» (этический принцип, сформулированный А.С.Макаренко). Работа   по   развитию   личности   развернулась   по   следующим направлениям:  Установление личных контактов, уважая ученика как личность. Установление   дружеских   контактов   через   слово,   жест,   просьбу,   взгляд, задание, совместное действие и т.д. Для ученика важно, что с ним считаются, он интересен для взрослого.  Осуществление   изучения   учащихся   и   коллектива   постоянно   и непрерывно   (наблюдение,   беседы,   анкетирование).   Для   диагностики личностных качеств и мотивации «Мой портрет», «Что у меня на сердце», «Градусник» и другие.  Реализация (подойти к личности ученика как можно ближе, чтобы повести   его   за   собой,   помочь   каждому   осознать   себя   как   личность   и пробудить потребность в саморазвитии и самовоспитании) через различные средства (обязательно в неповторимой форме и в разных обстоятельствах). Например,  ­ через книгу – порекомендовать прочитать книгу М.М.Пришвина и, если понравится, рассказать ребятам о прочитанном; ­   через   поручение   (просьбу,   задание)   –   поручить   проследить   за младшими, чтобы, играя на перемене, они не обижали друг друга; ­   через   организованный   самоанализ   поступка   –   дописать   текст:   «Я думаю, что веду себя плохо и учусь неважно, потому что…»; ­   через   родителей   –   по   совету   ввести   исполнение   постоянных домашних обязанностей. Рассмотрим   виды   деятельности,   которые   помогали   во   внеурочное   личности   каждого   ребенка,   его   индивидуальных время   в   развитии   способностей и возможностей. Д  е  я  т  е  л  ь  н  о  с  т  ь  Познавательная  Трудовая  Ценностно­    Художественная  Спортивная   Свободного                                ориентированная                                                           общения Ф О Р М Ы ­Конкурсы чтецов.               ­ Классные часы: ­Турнир знатоков          «Рассказы В.Драгунского» ­Математическая                «Как мы вели себя                              «Веселые старты»     олимпиада                на экскурсии»                                            Походы Соревнования       Эстафеты                                                     поведения     Уроки культуры 13         Праздники                               ­ Субботники                         ­ Классный час:                             ­Трудовой десант                «Какой подарок лучше»         Утренники                             ­Концерт для мам                         Концерт                                     Посещение                           ­«Доставить радость               Кукольный спектакль                  театра, музея                                     людям»                       Выставки рисунков, поделок В ходе проделанной работы классный коллектив заметно продвинулся в своем развитии. Он уже перешагнул в следующий этап – «Мягкая глина», но в отличие от этого этапа в классе отношения ровные – доброжелательные, уже без помощи взрослого дети приходят на помощь друг другу, им интересно трудиться   сообща   (а   это   уже   составляющие   следующего   уровня   развития коллектива – «Мерцающий маяк»). Есть в классе лидеры, которые могут взять на   себя   инициативу,   но   не   хватает   порой   организаторских   навыков, ответственности за порученное дело. О  результативности  работы  можно  судить,  рассмотрев результаты Результативность опыта представлена в 3 критерии.  диагностирования учащихся.                1) На вопрос «Можно ли сказать, что вам повезло, что вы учитесь в данном классе?» все 10 человек ответили: «Да».              На вопрос «Как вы считаете, какой ваш класс?» все дети ответили: «Сплочен   и   дружен».   Еще   2,5   года   назад   70%   учащихся   так   не   считали. (Анкеты   в   Приложении.)   Данные   взяты   из   проводимого   анкетирования   на классном часе 16.04.08г. на тему «Прощание с начальной школой».                   За это время в классе сложились дружеские отношения, в классе, существует положительный контакт между членами коллектива и учителем. Дети испытывают чувство удовлетворенности  общения с одноклассниками, чувство   комфорта.  Изменения   в   этом   направлении   можно   проследить, рассмотрев следующие диаграммы (Текст анкеты см. в Приложении 1.): ГЛАВНЫЕ МОМЕНТЫ В ОПИСАНИИ ОПЫТА         1. Диагностика – важнейшее и полное средство выявления особенностей развития   коллектива   и   личности   учащихся.   Она   должна   осуществляться постоянно и непрерывно.       2. Формирование и развитие коллектива влечет за собой развитие личности и наоборот.       3.  Развитие коллектива имеет свои этапы становления и развития.             4.  Важнейшее   условие   формирование   коллектива   –   организация   и включение в совместную деятельность.       5. КТД – это совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи.       6. Поле коллектива  является основной характеристикой класса:  основа отношений в коллективе – это принятые в нем ценности; характер коллектива, а также метод педагогического воздействия 14  – общественное мнение;   закрепление успехов коллектива – традиции; психологический климат в коллективе – эмоциональный настрой.       7. Классное самоуправление  ­ это коллективный двигатель, направленный на   развитие   самостоятельной   деятельности   в   достижении   коллективных целей.   При   создании   самоуправления   немаловажное   место   занимает чередование поручений.            8.  Развитие коллектива продолжается, когда поставлена перспектива, «завтрашняя радость». ЗАКОНОМЕРНОСТИ      1. Воспитание ребенка совершается на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой.      2. Единство образования и воспитания.           3.  Целостность   воспитательных   влияний,   которая   обеспечивается единством социальных установок и реальных действий педагога  (отсутствие такого   единства   характеризуется   тем,   что   он   утверждает   одно,   а   делает другое,   призывает   к   активности,   а   проявляет   пассивность   и   т.   д.), непроворечивостью   педагогических   требований,   предъявляемых   к   ребенку всеми субъектами воспитания. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ           1.Данная   система   работы   –   это   только   ступенька   в   процессе   формирования классного коллектива.            2.  Дальнейшая воспитательная работа по развитию коллектива должна иметь преемственность в среднем звене общеобразовательной школы.       3. Учет возрастных особенностей поможет поиску новых форм работы над развитием коллектива.            4. В дальнейшем особое внимание уделять развитию самоуправления в классе   –   развитию   организаторских   навыков,   способности   предъявлять требования, ответственности за порученное дело.        5. Продолжить работу по включению учащихся в другие этапы КТД.           6. Помнить, что деятельность, коллектив и индивидуальность личности ребенка неразрывно связаны между собой.                            РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОПЫТА 15 Рекомендуется использовать в классах начальной школы в процессе воспитательной   работы   по   формированию   классного   коллектива. Результативность   работы   будет   при   условии   творческого   и   инициативного подхода со стороны классного руководителя.

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование классного коллектива в процессе воспитательной работы в начальных классах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2017