Обобщение опыта работы по теме: «Организация проектной деятельности для реализации творческого потенциала учащихся»
Оценка 4.6

Обобщение опыта работы по теме: «Организация проектной деятельности для реализации творческого потенциала учащихся»

Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
классное руководство
Взрослым
07.02.2017
Обобщение опыта работы по теме: «Организация проектной деятельности для реализации творческого потенциала учащихся»
Сегодня в обществе востребованы выпускники, обладающие находчивостью, сообразительностью, способностью к нестандартным решениям, проблемным видением, мобильностью, гибкостью ума, способностью выходить из тупиковых ситуаций, способностью к творческой переработке все возрастающей информации. Поэтому роль проблемного обучения неслучайно актуальна на сегодняшний день. Умение решать проблемы в учебной деятельности поможет при дальнейшем решении многих житейских вопросов.Сегодня в обществе востребованы выпускники, обладающие находчивостью, сообразительностью, способностью к нестандартным решениям, проблемным видением, мобильностью, гибкостью ума, способностью выходить из тупиковых ситуаций, способностью к творческой переработке все возрастающей информации. Поэтому роль проблемного обучения неслучайно актуальна на сегодняшний день. Умение решать проблемы в учебной деятельности поможет при дальнейшем решении многих житейских вопросов.
Обобщение опыта Организация проектной деятельности для реализации творческого потенциала уч-ся.doc
ГУ «Аманкарагайская средняя школа имени Н.Островского отдела образования акимата Аулиекольского района» Обобщение опыта работы по теме: «Организация проектной деятельности для реализации творческого потенциала учащихся»                                       Учитель: Шинкина Наталья Васильевна Тема: «Организация проектной деятельности для реализации творческого потенциала  учащихся» Цель: Развитие творческих  способностей учащихся, через использование проблемного обучения. Задачи:    1. Систематизировать приёмы технологии проблемного обучения. 2. Проанализировать   собственный   опыт   использования   технологии   проблемного обучения, выявить его эффективность.                   3. Разработать   и   апробировать     учебные   занятия   с   использованием   технологии проблемного обучения.  4. Способствовать формированию проектной и коммуникативной компетентностей  учащихся, где одним из продуктивных результатов являются творческие работы,  учебные проекты Ожидаемый  результат.  Повышение мотивации учащихся к обучению.  Развитие интереса  к проектной деятельности.  Осуществление самореализации  учащихся для успешного обучения в среднем звене  Актуальность Сегодня   в   обществе   востребованы   выпускники,   обладающие   находчивостью, сообразительностью, способностью к нестандартным решениям, проблемным видением, мобильностью,   гибкостью   ума,   способностью   выходить   из   тупиковых   ситуаций, способностью к творческой переработке все возрастающей информации. Поэтому роль проблемного обучения неслучайно актуальна  на сегодняшний день.        Умение   решать   проблемы   в   учебной   деятельности   поможет   при   дальнейшем решении многих житейских вопросов. Практика показала, что данный метод может быть освоен только в действии. В начальной школе также  предоставляются  большие возможности для развития интеллектуальной, творческой сторон личности. Сегодня, когда желание   глубокого изучения   точных   наук   у   школьников   падает,   учебный   материал   нужно   подать   так, чтобы   у   ребят   появился   интерес,   мотивация   к   познанию   мира   через   исследования, установление причинно­следственных связей. Новизна Проблема работы заключается в практическом преломлении идей проблемного   обучения   на   уроках     в   начальных   классах   для   формирования   познавательной, проектной, коммуникативной компетентностей учащихся средней  ступени обучения с целью их более высокой адаптации и социализации.          Суть проектной деятельности  в том, что учащиеся открывают субъективно новые  для них факты и выводят новые для себя понятия, а не получают от учителя в готовом  виде. Они каждый раз ощущают себя первооткрывателями, и обучение при этом  приобретает для них большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию к  обучению, т.е. учащиеся добывают знания самостоятельно, а учитель  учит и  направляет  их. Ведущая педагогическая идея Ведущая   идея   данного   педагогического   опыта:   развитие   творческих способностей учащихся через развивающий потенциал проектного метода. Остановимся на понятии что такое творческое мышление. Это  процесс создания чего­то нового, представляющего интерес у индивидуумов, группы, организации или общества.  Развитие  творческого   мышления  зависит  от  форм  и  содержания  учебной деятельности, в которую включены школьники. Развивающий потенциал проектного метода Работая   над   проблемой   повышения   качества   знаний   учащихся,   развитием   их творческих   способностей,   пришла   к   выводу,   что   особое   внимание   надо   уделять формированию   положительной   мотивации   учащихся   к   учебной   деятельности, использованию в процессе обучения метода проектов.  Метод   проектов   –   способ   достижения   дидактической   цели   через   детальную разработку   проблемы,   которая   должна   завершиться   реальным   результатом, оформленным тем или другим способом.  Внедрение проектного метода обеспечивает создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствует развитию творческих способностей. В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:  1. Рефлексивные умения: ­ умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; ­ умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения этой задачи? 2. Поисковые (исследовательские) умения: ­   умение   самостоятельно   генерировать   идеи,   т.е.   изобретать   способ   действия, привлекая знания из различных областей; ­ умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; ­   умение   запросить   недостающую   информацию   у   эксперта   (учителя,   консультанта, специалиста); ­ умение находить несколько вариантов решения проблемы; 3. Навыки оценочной самостоятельности; 4. Умения и навыки работы в сотрудничестве: ­ умение коллективного планирования; ­ умение взаимодействовать с любым партнером; ­ умение взаимопомощи в группе в решении общих задач; ­ умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы; 5. Менеджерские умения и навыки: ­ умение проектировать процесс (изделие); ­ умение планировать деятельность, время, ресурсы; ­ умение принимать решения и прогнозировать их последствия; ­ навыки анализа собственной деятельности, ее хода и промежуточных результатов; 6. Коммуникативные умения: ­   умение   инициировать   учебное   взаимодействие   со   взрослыми­   вступать   в   диалог, задавать вопросы; ­ умение вести дискуссию; ­ умение отстаивать свою точку зрения; ­ умение находить компромисс; ­ навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.; 7. Презентационные умения и навыки: ­ навыки монологической речи; ­ умение уверенно держать себя во время выступления; ­ артистические умения; ­ умение использовать различные средства наглядности при выступлении; ­ умение отвечать на незапланированные вопросы. Проектная деятельность в начальной школе имеет свои особенности, как считает М.В.   Романовская,   маленькие   дети   способны   выполнять   проекты,   отличающиеся несложностью,  простотой.  Ученик   должен   представлять   не  только  задачу,  стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Среди видов проектов, применяемых в начальной школе можно назвать: 1) Проекты­наблюдения 2) Проекты­рассказы 3) Экскурсионные проекты 4) Конструктивные проекты 5) Проекты игр (спектакли, концерты и т.п.).               Структура проектной деятельности  состоит из  следующих этапов:  Целеполагание ( поставить цель, проблему учащимся); 1. 2. Планирование (наметить этапы выполнения проекта); 3. Создание проекта(разграничить роли ребёнка и родителя в создании проекта); 4. Контроль и коррекция результата (ученик должен уметь определить, что  получилось у него, что не получилось и исправить недочёты) 5. Презентация проекта ( выступление с готовым продуктом); 6. Рефлексия (хорошо, когда ученики проговаривают, что они увидели, узнали,  запомнили.  Можно провести чаепитие в конце конференции проектов) 1 этап – подготовительный. 2 этап – технологический. 3 этап – заключительный. Первый   этап (подготовительный)  включает   в  себя  исследовательскую   деятельность. Начало   любого   исследования   –   это   тема   работы.   Выбрать   тему   для   исследования может, как и ребенок, так и учитель; можно предложить ряд вопросов по выбранной теме.   Исследовательская   работа   для   ребенка   –   это,   прежде   всего   наблюдения   за жизнью, открытие многих явлений, открытие новых знаний, известных взрослым, но не известных   ребенку.   Интересующую   информацию   ребенок   добывает   из     книг,   газет, журналов, энциклопедий, справочников и, конечно же, интернета. Поиск информации я организую в компьютерном классе, в школьной библиотеке во   внеурочное   время.   А также дети при поиске информации сотрудничают с родителями. Главное для учителя в   этой   деятельности   ­   увлечь   учащихся,   показать им   важность   и   значимость   их деятельности,  вселить  уверенность в себя и свои силы.  Существуют   различные   виды   исследования,   которые   могут   классифицироваться   по следующим принципам:   по количеству детей; по времени проведения проекта; по месту проведения; по теме.   На втором этапе (технологическом) учителем составляется технологическая карта с графическими   разработками,   с   разработками   конструкций.   Дети   выбирают инструменты,   оборудование   и   материалы.   Далее   дети   выполняют   технологические операции, производят создаваемый продукт: аппликации, модели, поделки. На этом этапе хорошо прослеживается связь исследовательской работы с практикой. На   третьем   этапе   (заключительном)  учащимися   оформляется   работа   и   происходит защита проекта в форме выставки проектов или изделий, которые дети создали. Такая выставка обычно сопровождается небольшими выступлениями детей с рассказами о своем изделии, о ходе работы, сообщениями о том, что дети узнали и чему научились в ходе реализации данного проекта. Традиционно   результаты   проектной   деятельности   учащихся   оформляются   в   форме альбома,  газеты,  гербария,  журнала,  костюма,  макета,   модели,  наглядного   пособия, плаката,   фотоальбома,   презентации,   ролика   и   т.п.   Требования,   предъявляемые   к проекту, достаточно просты. Главный принцип: «исходи из ребенка». Все темы должны быть посильными пониманию детей. Чем меньше ребенок – теп проще проект. Проекты младших   школьников   отличаются   несложностью,   простотой   и   обязательно   должны строго соответствовать выбранной теме. Успешная   реализация   проектной   деятельности   возможно   только   при     тесном взаимодействии учителя и ученика. Свою роль вижу в следующем: 1. Создание условий заинтересованности в выборе темы; 2. Помощь в определении цели деятельности; 3. Подбор и рекомендация источников получения информации; 4. Раскрытие возможных форм работы, содействие прогнозированию результата, знакомство с требованиями к оформлению работы; 5. Помощь в оценке полученного результата, выявление недостатков. Для развития творческих способностей учащихся использую метод проектов как в урочной, так  и во внеурочной деятельности. Виды презентационных проектов могут быть различными, например: ­   Демонстрация       видеофильма   ­   продукта,         выполненного           на   основе информационных технологий. (4 класс) ­ Диалог исторических или литературных персонажей. ­ Путешествие. ­ Реклама. ­ Ролевая игра. ­ Соревнование. ­ Спектакль. ­ Спортивная игра. ­ Телепередача. ­ Экскурсия.     ФОРМЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    Игра; Минипроект; Экскурсия;      Наблюдение; Социальная акция. личностные; парные; групповые. По количеству участников проекты могут быть: По продолжительности проведения проекты могут быть: ­годичные   проекты  традиционно   проводятся   в рамках   ученических   сообществ. Проект   выполняется   во   внеурочное   время —   от   определения   проблемы   и темы   до защиты на конференциях различного уровня. ­      ­   недельные   проекты —   это   сочетание   классных   форм   работы   с погружением в проектную деятельность во внеурочное время. ­          ­ краткосрочные проекты  требуют выделения 3–5 уроков. Например, 1­ый урок­ определение проблемы, состава проектных групп, заданий, сбор информации; 2 ­ой урок — отчёт групп по собранной информации, определение продукта проекта и форм презентации; 3­ий (4­ый) уроки — презентация проекта, обсуждение и оценка. ­         ­ мини­проекты могут укладываться в один урок или часть урока. По доминирующей деятельности ученика: Защита проектов происходит на:       Особенно   детям удаются коллективные проекты игр ( спектакли, постановки и т.п., которые   разрабатываются   как   во   время   уроков,   так   и   во   внеурочное   время,   а презентация происходит в виде классных или школьных праздников. Такие проекты позволяют охватить работой сразу всех детей в классе, какими бы способностями они не обладали. Ребята объединены одной общей целью, чувствуют себя частью одного коллектива.   Именно   в   таких   проектах,   на   мой   взгляд,   наиболее   ярко   проявляется индивидуальность   каждого   ребёнка,   его   творческие   способности.   Часто   самыми талантливыми   артистами   являются   дети   с   невысоким   уровнем   обученности. Почувствовав   себя   в  чём­то   лучшим,  ученик   становится   увереннее   в  себе,  в   своих силах, что повышает мотивацию к обучению. Коллективная работа может дать детям возможность получить практический опыт нравственных отношений. конкурсах; отчетах; выставках; конференциях; праздниках; акциях. Результативность Отслеживание   результатов   велось   путем   непосредственного   наблюдения   и   с помощью диагностики отслеживания качества знаний. Наблюдая   за   учащимися   на   протяжении   4х   с   половиной   лет,   когда   стала применяться  проектная деятельность, можно отметить, что в классе постепенно стал формироваться коллектив (дети стали самостоятельными, меньше ссориться, выручать друг   друга,   чувствуют   ответственность   за   себя   и   своих   товарищей).   Это   отметили учителя, работающие с детьми  в 5­ 6 классах. Привлекая к работе в различных проектах слабых   учеников, заметила, что у них выросла самооценка, повысилась уверенность в себе, своих силах и, как следствие, мотивация к обучению (раз это получается, значит может и другое получиться). Оценки текущего самоконтроля, выставляемые детьми за свои работы у многих стали выше. У учащихся стала более развитой речь, улучшилась память, свободнее выражают свои  мысли и суждения, улучшились результаты сочинений, изложений, повысилось качество пересказа текста. Как следствие, улучшились результаты проверки техники чтения. Попробовав   себя   в   разных   качествах   во   время   выполнения   проектов,   ребята определяются, какой вид работы им больше по душе, что у них лучше получается, а чему   следует  еще   поучиться.  При  этом   формируются   и  отрабатываются   различные умения и навыки. Участвуя   в   разных   проектах   дети,   конечно   же,   учатся   творчески   мыслить, принимать нестандартные решения. Способствует эта работа и привлечению большего внимания родителей к делам и проблемам детей, их участию и помощи в общей работе, несомненно, сближает их, делает единомышленниками, помогает лучшему взаимопониманию, что очень важно. Проведенная   диагностика   качества   знаний   по   разным   предметам   показала тенденцию   к   его   повышению,   особенно   по   тем   предметам,   где   применялся   метод проектов. Проект учеников 3 класса Шкода Анастасии и Тыдерко Николая на тему: «Удивительные   способности   кошек,   Миф   или   реальность?»  на   научных   слушаниях, занял I место. Положительная   тенденция   к   повышению   уровня   обученности   наблюдается   и   у учеников 2 класса, в котором сейчас работаю. Выполняя творческие задания, учащиеся начали   испытывать радость, гордость за хорошо выполненную работу. Показателем   результативности   работы   в   данном   направлении   служат   сами творческие работы. У ребят заметно вырос интерес к творческой деятельности и, как следствие, повышение познавательной активности учащихся. Таким   образом,   на   основании   проведенных   наблюдений   и   диагностики,   можно сделать   вывод,   что   проектная   деятельность     способствует   развитию   творческих способностей,   развивает   интерес   к   познанию   мира,   уверенность   в   себе, коммуникативные способности, повышает мотивацию к обучению, уровень обученности и   качество   знаний.     Младшие   школьники   наглядно     видят   практическое   применение     своих теоретических знаний,  понимают, как много, оказывается, они еще не знают и не умеют, как  много им ещё  предстоит постичь. Адресная направленность Настоящий опыт может быть адресован учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, кто заинтересован в повышении мотивации к обучению, уровня познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей.

Обобщение опыта работы по теме: «Организация проектной деятельности для реализации творческого потенциала учащихся»

Обобщение опыта работы по теме: «Организация проектной деятельности для реализации творческого потенциала учащихся»

Обобщение опыта работы по теме: «Организация проектной деятельности для реализации творческого потенциала учащихся»

Обобщение опыта работы по теме: «Организация проектной деятельности для реализации творческого потенциала учащихся»

Обобщение опыта работы по теме: «Организация проектной деятельности для реализации творческого потенциала учащихся»

Обобщение опыта работы по теме: «Организация проектной деятельности для реализации творческого потенциала учащихся»

Обобщение опыта работы по теме: «Организация проектной деятельности для реализации творческого потенциала учащихся»

Обобщение опыта работы по теме: «Организация проектной деятельности для реализации творческого потенциала учащихся»

Обобщение опыта работы по теме: «Организация проектной деятельности для реализации творческого потенциала учащихся»

Обобщение опыта работы по теме: «Организация проектной деятельности для реализации творческого потенциала учащихся»

Обобщение опыта работы по теме: «Организация проектной деятельности для реализации творческого потенциала учащихся»

Обобщение опыта работы по теме: «Организация проектной деятельности для реализации творческого потенциала учащихся»

Обобщение опыта работы по теме: «Организация проектной деятельности для реализации творческого потенциала учащихся»

Обобщение опыта работы по теме: «Организация проектной деятельности для реализации творческого потенциала учащихся»

Обобщение опыта работы по теме: «Организация проектной деятельности для реализации творческого потенциала учащихся»

Обобщение опыта работы по теме: «Организация проектной деятельности для реализации творческого потенциала учащихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2017