Обобщение опыта работы по теме «Роль воспитателя в коррекционной работе с детьми с О В З »
Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
воспитательная работа
8 кл
03.05.2017
Данный материал содержит обобщение опыта работы воспитателя в коррекционной школе 8 вида. Раскрывается роль воспитателя в коррекционной работе с детьми с О В З. В данной работе – рассмотрены основные направления, особенности работы воспитателя в коррекционной школе, приведены методики организации режимных моментов в коррекционной школе.
ОПЫТ МАЗАНИК.doc
«Роль воспитателя в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Вся система воспитательной, коррекционновоспитательной работы
направлена на то, чтобы социально адаптировать воспитанников к реалиям
окружающего мира, она облегчает нам ежедневную работу и показывает
диапазон возможностей, побуждает желание пробовать и придумывать
эффективные методы в работе с детьми, укрепляет веру в своей значимости
как профессионала как личности в целом.
В данной работе – рассмотрены основные направления, особенности работы
воспитателя в коррекционной школе, приведены методики организации
режимных моментов в коррекционной школе.
Воспитательная работа реализуется по следующим направлениям:
«Охрана здоровья. Физическое развитие».
В этом направлении решаются задачи:
1. Отработать навыки санитарногигиенического ухода за собой;
2. Формирование навыков здоровьесберегающего поведения, волевых
качеств – смелости, решительности;
3. Привить детям потребность в занятиях физической культурой и
спортом.
4. Формирование навыков здоровьесберегающего поведения, волевого
качествасамообладания; коррекция страхов.
Воспитанники должны знать и уметь:
ежедневно выполнять утреннюю зарядку (под контролем воспитателя)
владеть элементарными навыками самообслуживания.
уметь помогать и сочувствовать, проявлять самостоятельность в принятии
решений;
содержать в чистоте класс, спальни, рабочие места и т. д.
принимать участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях,
подвижных играх. «Трудовое воспитание».
В трудовом направлении решаются следующие задачи:
1. Формирование трудовых навыков, волевых качеств выдержки,
настойчивости; коррекция негативных черт характера личности
неаккуратности.
2. Продолжать развивать навыки самообслуживания, исполнительности,
трудолюбия;
3. Способствовать развитию элементарных творческих способностей и
доступных художественных навыков в области рисования, рукоделия;
4. Формирование навыков обобщения, умения делать выводы; коррекция
эмоциональной отгороженности, негативных черт характера –
нерешительности в речи, замкнутости;
5. Развитие творческого воображения, волевых качеств – инициативности,
целеустремленности; коррекция мышления.
Воспитанники должны знать и уметь:
Уметь планировать работу, организовать свой трудовой процесс.
быть настойчивым, сдержанным;
воспитывать аккуратность и любовь к труду;
повышать ответственность за качество выполняемой работы.
«Творческое воображение».
В этом направлении решаются задачи:
1. Развитие творческих способностей; коррекция воли, невнимательности;
Развитие коммуникативных навыков разговорной речи; коррекция
равнодушия;
2. Формирование партнерских отношений; развитие эстетического вкуса;
коррекция эгоистичности;
3. Формирование образного мышления, наблюдательности. 4. Воспитание любви к родной природе; коррекция зрительного
восприятия, мышления;
5. Развитие эстетического вкуса, навыков самостоятельного творчества;
коррекция эмоционально волевой сферы;
Воспитанники должны знать и уметь:
желание вступать в контакт с окружающими;
умение организовать общение (умение слушать собеседника, умение
эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации);
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении;
умение работать и жить в коллективе;
Особенности работы воспитателя в коррекционной школе:
воспитатель
прививает обучающимся любовь к труду, высокие моральные качества,
навыки культурного поведения, необходимость соблюдения ими правил
личной гигиены;
контролирует выполнение режима дня обучающимися, своевременное
выполнение домашнего задания, оказывает помощь в учении и в разумной
организации досуга;
осуществляет совместно со школьным врачом мероприятия, содействующие
укреплению здоровья и физическому развитию обучающихся;
поддерживает постоянную связь с учителями, медицинским персоналом, с
родителями обучающихся или лицами их заменяющими; привлекает детей к
самообслуживанию и другим видам общественно полезного труда с учётом
возраста, пола, физических и психических возможностей детей, норм и
требований гигиены охраны их здоровья; не должен оставлять детей одних.
Воспитателю необходимо чётко и целенаправленно планировать свою работу с
учётом ежедневной индивидуальной работы с детьми.
Воспитатель должен проводить работу, направленную на максимальную
коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся, их
социальную адаптацию; изучать личность ребёнка, его интересы и использовать полученные
материалы для осуществления индивидуального и дифференцированного
подхода в процессе обучения и воспитания, учитывать в работе рекомендации
и назначения врачей — психиатра и педиатра. В своё рабочее время несёт
большую ответственность (по закону) за жизнь и здоровье детей.
Большая роль отводится самоподготовке, воспитательным часам,
внеклассным мероприятиям (конкурсы, выставки, игры, экскурсии, занятия в
кружках по интересам, творческие фестивали и соревнования) все они
направлены на развитие личности в целом, а также, дают возможность
воспитателю, путем взаимодействия с воспитанниками, применять новые или
другие формы и методики в своей коррекционной работе.
Немаловажное место в воспитательной деятельности занимает работа с
семьями воспитанников:
посещение семей с целью изучения условий проживания, обстановки в семье
и
решения возникающих вопросов;
проведение работы с родителями по достижению единства в требованиях
школы и общества;
осведомление родителей о достижениях и проблемах детей в учёбе и
внеклассной жизни;
посещение семей группы «риска» с целью социальной помощи детям и
контроля над исполнением родительских обязанностей;
формирование у родителей доверительного отношения к педагогам школы;
привлечение родителей к активному участию в жизни группы, школы,
культурномассовых и спортивных мероприятиях различного уровня;
консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания детей.
Индивидуальная беседа.
Посещение жилых помещений
Презентация плана воспитательной работы
Профилактика правонарушений. Совместная работа воспитателя с классным руководителем и педагогами
дополнительного образования
Собеседование с педагогами по организации и проведению самоподготовки.
Преемственность в работе учителя и воспитателя со слабоуспевающими
учащимися.
Беседа с классным руководителем о работе с «трудными детьми».
Посещение классных часов
Проведение совместных мероприятий: День именинника, День Учителя,
Новый год.
Беседы о поведении детей в первой половине дня.
Собеседование с педагогами с целью выявления степени знакомства с
новыми технологиями обучения и воспитания и их внедрение в практическую
деятельность.
Взаимодействие с социально психологической службой:
Совместный рейд по посещению семьи учащихся (еженедельно)
Преемственность в воспитании детей (еженедельно)
консультирование по вопросам оказания индивидуальной помощи ребенка в
вопросах воспитания.
Изучение медицинских заключений, рекомендаций.
Можно выделить основные заповеди воспитателя:
1.Главное не воспитывать ребят, а жить с ними совместной
деятельностью тот отрезок времени, который всем выпало быть вместе. При
этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
2.Помни: силы и время, потраченные на организацию насыщенной
классной жизни, никогда не будут потрачены напрасно.
3.Помни – дети в классе – твое отражение – старайся постоянно работать
над собой. Воспитатель выявляет положительные и отрицательные результаты
взаимодействия учащихся, на основе этих результатов осуществляет
коррекцию своей деятельности.
Один раз в неделю воспитатель может проводить в различной форме:
тематический клубный час, классное собрание, общешкольное мероприятие,
мероприятие творческого характера.
Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на
следующих принципах:
Принцип обратной связи.
Проведя любое внеклассное мероприятие – клубный час, праздник или
любое мероприятие – воспитатель обязан побеседовать с учащимися и изучить
их мнение, их настроение, их настроение, степень их участия в проведенном
мероприятии.
Принцип успешности.
Воспитатель должен видеть участие каждого ученика класса во
внеклассной работе в жизни школыинтерната. Инструментом оценки
успешности учащихся может служить слово воспитателя, его интонация,
тесты, мимика.
Принцип привлекательности будущего дела.
Он должен заинтересовать учащихся, показав им привлекательность
дела, которое у них получится в конечном результате. Ребятам не интересны
абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат
выполняемого дела.
Принцип открытости.
Если воспитатель хочет включить в план какието мероприятия, в
которых ребята не хотели бы участвовать, он должен быть убедителен и
использовать в своем арсенале аргументы убеждения, соответствующие
принципу привлекательности.
Принцип сотворчества.
В этом принципе соединяется 2 слова: сотрудничество и творчество.
Иногда можно наблюдать ситуацию, когда воспитатель навязывает и даже
заставляет ребят сотрудничать друг с другом, однако результат нулевой. Зачастую получается так, что один ученик выполняет работу, а в подведении
итогов звучит несколько фамилий.
Воспитатель обязан руководствоваться следующими правилами:
Правило первое. Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны
на определенный возраст учащихся и учитывать особенности ведущей
деятельности как психологической основы данного возраста.
Правило второе. Каждое планируемое мероприятие должно быть
нацелено на некий конечный результат и решать определенные задачи.
Правило третье. Планирование внеклассных мероприятий должно
предполагать некую системность, а не спонтанность.
В книге А. Гина «Приемы педагогической техники» приводится
высказывания Джейн Поли. Она сказала: «Хорошо организованная жизнь – это
как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете выделывать высоко на
проволоке более сложные трюки». Эта фраза как нельзя лучше отражает суть
работы с классным коллективом.
Необходимо воспитателю помочь детям анализировать
Их деятельность, внеклассные мероприятия, проведенные коллективные
творческие дела и т.д.
Очень важно проводить системный анализ и самоанализ каждого
внеклассного мероприятия, каждого проводимого дела
В заключении хочется отметить что, воспитатель – это друг, помощник для
детей с ОВЗ. Большую часть времени дети в специальных (коррекционных)
учреждениях проводят, взаимодействуя с воспитателем. Отношение
воспитателя, умение его взаимодействовать с особым ребенком полностью
отражаются на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не
только в период пребывания их в интернате, но и в последующие годы.
Воспитатель, в этой ситуации, находится в процессе непрерывного поиска
индивидуальных методов, форм и средств взаимодействия для эффективной
помощи ребёнку с ограниченными возможностями. Понимая целостность
процесса развития ребёнка, значимость разумного сотрудничества
(взаимодействия) с ним, воспитатель умеет создавать условия «семейных»
доверительных отношений.
Обобщение опыта работы по теме «Роль воспитателя в коррекционной работе с детьми с О В З »
Обобщение опыта работы по теме «Роль воспитателя в коррекционной работе с детьми с О В З »
Обобщение опыта работы по теме «Роль воспитателя в коррекционной работе с детьми с О В З »
Обобщение опыта работы по теме «Роль воспитателя в коррекционной работе с детьми с О В З »
Обобщение опыта работы по теме «Роль воспитателя в коррекционной работе с детьми с О В З »
Обобщение опыта работы по теме «Роль воспитателя в коррекционной работе с детьми с О В З »
Обобщение опыта работы по теме «Роль воспитателя в коррекционной работе с детьми с О В З »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.