Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
обществознание
9 кл
24.04.2018
Содержание
1. Актуальность
2. Цели и задачи
3. Система подготовки
4. Использование современных технологий при подготовке к ОГЭ
5. Алгоритм- как один из методов и приёмов подготовки учащихся к ОГЭ
6. Работа с родителями
7. Работа с классным руководителем
8. Мониторинг качества выполнения заданий
9. Приложения
Система подготовки к ОГЭ учителем
- Подготовка выпускников к ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию, должна осуществляться не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и начиная с 6класса поэтапно:
1 этап - работа с понятиями на уроках : выделение ключевых слов-маркеров; подчеркивание; перевод из одной знаковой системы в другую;
2 этап - работа с текстами :развитие навыков внимательного прочтения текста;
составление плана простого и сложного; выполнение заданий С1 - С4.
3 этап - работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний.
4 этап - работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором , работа по формированию умений выполнения эссе.
5 этап -внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с презентациями, проектная деятельность, применение игровых технологий)
В 5-7 классах, на мой взгляд, наиболее эффективны- командные развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент, а в 8-11 классах – использование папки-кейс( где содержится тестовые задания разного уровня,А,В,С и учащиеся постепенно по блокам накапливают материал и проверяют знания)
Для реализации системы индивидуальных письменных заданий по истории и обществознанию хочется порекомендовать некоторые общие условия, обеспечивающие эффективность индивидуальной практической работы как на уроке, так и дома.
• Индивидуальную практическую работу лучше выполнять письменно, особенно в старших классах – это способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату экзаменов.
• Индивидуальная практическая работа наиболее целесообразна на уроках закрепления и углубления нового материала и развития умений и навыков, иногда – в качестве домашнего задания (естественно, объём домашней работы не должен быть слишком большим). При этом, кроме уже традиционных заданий по составлению планов и таблиц, хороший эффект дает использование метода «незаконченных предложений», когда учащимся необходимо подобрать дополнительную недостающую информацию к уже имеющимся сведениям (Например, по обществознанию- « Разумными потребности человека будут тогда, когда….»)
• Еще одним важным этапом подготовки учащихся к итоговой аттестации является регулярное изучение нормативных документов по ЕГЭ и ГИА; изменений, вносимых в структуру КИМов; аналитических отчетов ФИПИ по результатам экзаменов текущего года, в которых дается не только качественный анализ заданий и типичных ошибок, допущенных выпускниками, но и даются ценные методические рекомендации по подготовке к экзаменам в следующем году.
•
• С учетом таких рекомендаций я стараюсь строить свою работу на уроке. Предлагаю вашему вниманию некоторый собственный опыт использования педагогических приемов, применяемых с учетом типичных ошибок учащихся в экзаменационных работах.
• 1) В части А и С на ГИА выпускники часто допускают ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий, Поэтому считаю очень важным вести работу по формированию ведущих понятий курса. Для этого , начиная с младших классов, учащиеся моих классов ведут специальные словари терминов, по которым я провожу регулярные письменные контрольные работы и устные опросы на каждом уроке в качестве дополнительных заданий при ответе у доски . Таким образом происходит закрепление понятийного минимума как отдельным учеником, так и класса в целом.
2) Опыт последних лет проведения ГИА показал, что по-прежнему уровень невыполнения заданий на анализ текста, предполагающих умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических).
Поэтому, я считаю важнейшим моментом подготовки к ГИА является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос.
4.особо хочется сказать о задании по обществознанию С8 и С5 на ГИА по истории. Оно требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме курса. Следует иметь в виду, что составление сложного плана как вид деятельности далеко не часто используется в педагогической практике преподавания обществоведческого курса, поэтому значительная часть выпускников не владеет необходимыми для выполнения задания умениями или владеет ими в недостаточной степени.
Формирование навыков составления развернутого плана на многочисленных примерах показывает, что учащиеся усваивают этот прием не сразу, не на одном уроке, а постепенно. Работа над приемом требует от учителя настойчивости и терпения. Основная работа по этому направлению, должна проводиться в пятых-седьмых классах, быть систематической и последовательной.
Подготовка к выполнению данного задания должна охватывать значительный период обучения в основной школе. В течение этого периода учащиеся должны научиться: обобщать и формулировать в виде небольшой фразы основное содержание фрагмента текста; проводить отбор материала, необходимого для раскрытия темы или ее части; «вписывать» отобранные факты в контекст заданной темы; определять логику, последовательность изложения материала
При анализе работ учащихся над планами по истории в младших классах я стараюсь выявить типичные недостатки у каждого ученика. Познакомив учащихся с этими недостатками, я стараюсь направить самостоятельную работу учеников по определению правильного способа деятельности, но не оставляю их работу без внимания. Планы учащихся систематически подвергаются разбору при регулярной проверке конспектов в старших классах, а также на каждом уроке при проверке и уточнения правильности выполнения планов и других видов самостоятельной работы, выполненных как домашние задания. В результате, к старшим классам у учеников вырабатывается определенная последовательность действий при составлении плана:
Для формирования умения раскрывать предложенную тему в виде сложного плана целесообразно попробовать использовать следующий прием. Учащимся предлагается при изучении ряда тем одновременно формулировать пункт плана и тезисно раскрывать знание, стоящее за этим пунктом. Этот методический прием позволит, во-первых, исключить «пустые» пункты, не обеспеченные содержанием. Во-вторых, такая работа позволит выработать видение изучаемых тем как на уровне целостного восприятия, так и на уровне основных идей, содержательных составляющих. Выделение основных идей первоначально может проводиться по тексту учебника и, желательно, вместе с учителем, с разбором вслух каждого предлагаемого учащимися пункта и подпункта.
Особую сложность вызывает написание эссе.
Работа в старших классах с папкой-кейсом позволяет ученику накапливать материал по заданным блокам, хронологически изучать тему по кодификатору, работать над понятиями постепенно усложняя задания по обществознанию.
При работе по истории в папку входит: кодификатор тем, бланки ,тетрадь исторических терминов и понятий, периодизация исторических дат, демоверсии ,тестовые работы по темам кодификатора. Огромное значение имеет также мониторинг по истории и обществознанию где ученики «видят»свою успешность. Ребята определяют на стенде количество набранных баллов и стремятся повысить уровень .Важнейшей целью в своей работе главным считаю формирование интереса к предмету. Практика показывает, что при достаточно интенсивной подготовке учащегося к экзамену, при наличии у него заинтересованности в максимально успешной сдаче ГИА, а позднее ЕГЭ, результат не будет высоким, если у ребёнка отсутствует интерес к предмету. Основная подготовка учеников к ГИА и ЕГЭ идет не только в 9-х, 10-11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 6-го класса. Очень важным этапом такой подготовки работу по подбору заданий к уроку, чтобы наиболее полно учесть особенности мотивации и психолого-возрастные особенности учащихся. Правильный подбор упражнений для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия.
Что движет учеником в процессе исторического познания?
Задачи поставленные учителем:
-
Познакомить учащихся с особенностью подготовки к ОГЭ.
- Познакомить с заданиями КИМ ,обобщить их по проверяемых умений и навыков.
- Создать систему рекомендаций по выполнению заданий разного уровня сложности.
- Познакомить с кодификатором ,спецификацией ,умение работать с понятиями ,терминами ,картой.
Опираясь на поставленные задачи ,учитель постепенно начиная с 6 класса на уроках истории и обществознания вводит новые приёмы и постепенно формирует у ученика знания ,умения. В своей работе я считаю важно постепенно приобщить ребят к умению работать с разными видами информации: письменными документами ,картой, историческими сводками ,самостоятельно составлять проекты и презентации по историческим личностям и знаменательным событиям истории. Чтобы изучение истории и обществознания стало доступным и интересным ,познавательным, необходимо научить учеников грамотному анализу исторического текста ,развить потребность в использовании печатных средств : книг, сборников заданий, тестов для систематизации знаний по предмету.
Считаю, что особое место в жизни каждого человека ,его становления как личности играет именно курс истории и обществознания.
Осваивая сложный исторический курс ученик приобщается к мировой истории ,обогащает духовный мир ,получает знания ,развивает речь.
Обществознание является огромной «кладовой» знаний ,где ученик проходит фазы социализации: человек, личность, гражданин. Ребёнок получает знания и опыт умение вести себя в разных жизненных ситуациях, знакомится с правами ,моралью, религией. Курс действительно обладает огромным накопительным ,важным материалом: знания о мире, о праве, о экономике, религия, этика ,человек и общество.
Таким образом ,очевидно необходимость в изучении курса и приобщении к мировому историческому и обществоведческому наследию на уроках истории и обществознании.
ОПЫТ РАБОТЫ ЛЕНА.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
МКОУ Мезиновская средняя общеобразовательная школа
имени Александра Исаевича Солженицына
ГусьХрустального района Владимирской области
Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и
обществознанию как условие формирования ключевых
компетенций
Выполнила: Рязанцева Елена Владимировна
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
МКОУ Мезиновской средней
общеобразовательной школы
им А.И.Солженицына ГусьХрустального района 2017 год 1
Содержание стр
1. Условия возникновения и становления опыта……35
2. Актуальность и перспективность опыта …………68
3. Теоретическая база опыта ………………………910
4. Ведущая педагогическая идея опыта…………….11
5. Новизна опыта…………………………………….12
6. Адресность опыта…………………………………13
7. Технология опыта………………………………….1423
8. Результативность и эффективность опыта……….2426
9. Список использованной литературы……………..27
2
Условие возникновения ,становления опыта Становление педагогического опыта осуществлялось на
учебных занятиях с использованием различных форм и
методов обучения учащихся ключевым компетенциям. В
2012 году в Мезиновской общеобразовательной школе среди
выбора экзамена учащихся по гуманитарному циклу
появился повышенный интерес учащихся к предметам
:история и обществознание. Это было связано с нарастающей
значимостью курса истории и обществознания в жизни
государства и общества и необходимостью при поступлении
учащихся нашей школы в гуманитарные ВУЗЫ и колледжи
области .Оценки анкетирования среди учащихся 9х ,11х
классов показали значимость выбора экзамена на 80% по
обществознанию и истории ,так как предмет широко
реализуется в жизни человека, развивает личность учащихся
и мотивирует в обучении.
В школе переодически, каждую четверть проходят
родительские собрания ,классные часы, мероприятия среди
старшеклассников ,направленные на профориентацию и
систему подготовки учащихся к экзаменам. Огромное
значение оказывают родители учащихся: они задают вопросы
,совместно с ребятами разбирают задания, используют ИКТ
технологии при проверки заданий онлайн и конечно плотно
работают с учителями .
Среди предлагаемых тем родительских собраний и
консультаций важные становятся:» система подготовки к
ОГЭ», « использование сборников, ким при подготовке ОГЭ ЕГЭ»,»интерес и мотивация к предмету с использованием
КИМ».
Что же вам известно, как успешно сдать экзамен и развить
интерес к предмету? На этот поставленный вопрос я провела
анкетирование среди учащихся 911 классов а затем и среди
родителей с целью выявления уровня владения информацией
по подготовке и структуре экзамена.
Таблица 1.Результаты опроса среди учащихся в
Мезиновской средней школе 2015 учебном году
№ п.п Вопрос
1.
«Скажите пожалуйста ,как успешно
сдать экзамен по истории?»
9 кл.
10%
11 кл.
30%
2.
3.
4.
5.
Авторы каких сборников ,пособий
используют при подготовке к ОГЭ и
ЕГЭ?
Как правильно заполнить бланки по
истории и обществознанию
Какие термины, понятия, даты,
события вы знаете?
Что такое папкакейс?
15%
35%
5%
2%
0%
40%
20%
5%
Результаты диагностики показали довольно низкий процент
учащихся уровня сформированности знаний при сдачи
экзамена и системе подготовке к ним. Ученики не знают
авторов сборников, не умеют работать с различными видами
документов ,терминами, исторической картой ,плохо знают
фактический материал. Проведённое анкетирование сподвигло меня к построению
этапов работы на уроках истории и обществознании к
4.использованию в своей работе рабочих тетрадей ,ким,
атласов, дидактических карточек, папоккейсов и
выстраивание подготовки учащихся по предметам во
внеурочное время.
1) 20122013 гг. обнаружение проблемы ,подбор
диагностических материалов ,сборников, рабочих
тетрадей по предметам ,выявление уровня знаний по
предмету; поиск и сбор материала а также прохождение
курсовой подготовке в 20122013 учебном году в ВИРО
по ФГОС ,108 часов.
2) 20142015 учебный год прохождение курсовой
подготовки в ВИРО 72 часа по курсу «работа
экспертов в проверке и подготовке кучащихся к ОГЭ и
ЕГЭ по истории и обществознанию» .Нам была
представлена комплексная работа по системе
подготовки учащихся к ОГЭ ,определение целей, задач
в работе; Методисты представили использование новых
форм ,методов, приёмов и средств проведения уроков с
применением диагностических материалов .
3) 2016 гг систематизация накопленного материала по
теме: « использование КИМ в подготовке учащихся к
ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию».
4) В настоящее время продолжается работа по внедрению
в практику подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ и использованием новых технологий в учебной
деятельности .
Актуальность и перспективность опыта.
Единственный путь, ведущий к знанию, это деятельность.
Бернард Шоу
Концепция модернизации образования ставит перед
образованием цель «стать важнейшим фактором
гуманизации общественноэкономических отношений,
формирования новых жизненных установок личности».
Развивающемуся обществу нужны современно образованные,
нравственные, предприимчивые люди, которые могут
самостоятельно принимать ответственные решения в
ситуации выбора. Учителю, с одной стороны, необходимо
сохранить фундаментальность исторического образования, с
другой – внедрять различные подходы в преподавании
истории обществознания.
Важнейшей целью в своей работе главным считаю
формирование интереса к предмету. Практика показывает,
что при достаточно интенсивной подготовке учащегося к
экзамену, при наличии у него заинтересованности в
максимально успешной сдаче ГИА, а позднее ЕГЭ, результат
не будет высоким, если у ребёнка отсутствует интерес к
предмету. Основная подготовка учеников к ГИА и ЕГЭ
идет не только в 9х, 1011 классах, типовые задачи следует
начинать решать уже с 6го класса. Очень важным этапом
такой подготовки работу по подбору заданий к уроку, чтобы учесть особенности
мотивации и
наиболее полно
психологовозрастные особенности учащихся. Правильный
подбор упражнений для занятий позволяет детям активно
участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать
о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать
активную исследовательскую позицию);
осознавать
результаты занятий для группы и для самого себя. Важное
условие эффективности образовательного процесса –
включенность всех сфер личности ребенка и поддержание
интереса и активности в течение всего занятия.
Что движет учеником в процессе исторического познания?
Задачи поставленные учителем:
Познакомить учащихся с особенностью подготовки к
ОГЭ.
Познакомить с заданиями КИМ ,обобщить их по
проверяемых умений и навыков.
Создать систему рекомендаций по выполнению
заданий разного уровня сложности.
Познакомить с кодификатором ,спецификацией
,умение работать с понятиями ,терминами ,картой.
Опираясь на поставленные задачи ,учитель постепенно
начиная с 6 класса на уроках истории и обществознания
вводит новые приёмы и постепенно формирует у
ученика знания ,умения. В своей работе я считаю важно
постепенно приобщить ребят к умению работать с
разными видами информации: письменными
документами ,картой, историческими сводками
,самостоятельно составлять проекты и презентации по
историческим личностям и знаменательным событиям истории. Чтобы изучение истории и обществознания
стало доступным и интересным ,познавательным,
необходимо научить учеников грамотному анализу
исторического текста ,развить потребность в
использовании печатных средств : книг, сборников
заданий, тестов для систематизации знаний по
предмету.
Считаю, что особое место в жизни каждого человека
,его становления как личности играет именно курс
истории и обществознания.
Осваивая сложный исторический курс ученик
приобщается к мировой истории ,обогащает духовный
мир ,получает знания ,развивает речь.
Обществознание является огромной «кладовой»
знаний ,где ученик проходит фазы социализации:
человек, личность, гражданин. Ребёнок получает знания
и опыт умение вести себя в разных жизненных
ситуациях, знакомится с правами ,моралью, религией.
Курс действительно обладает огромным накопительным
,важным материалом: знания о мире, о праве, о
экономике, религия, этика ,человек и общество.
Таким образом ,очевидно необходимость в изучении
курса и приобщении к мировому историческому и
обществоведческому наследию на уроках истории и
обществознании. Теоретическая база
Во время создания своего опыта работы по теме
« Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории
и обществознанию как условие формирования ключевых
компетенций я обратилась к мнению учёных ,ведущих
практиков, дающих рекомендации по подготовке учащихся к
ОГЭ И ЕГЭ по истории и обществознанию Юрия
Андреевича Громыко(доктора психологии) по созданию
технологии метопредметного обучения. Е.Г. Чернышенко –
педагог методист предлагает необходимость изменения
системы подготовки учащихся основываясь на условии
формировании ключевых компетенций на уроках
обществознания. Основными в процессе организации
подготовки в 611 классов выделяются принципы :
научности
системности
целеполагания и интеграции обществознания с другими
предметами
.Использование контрольноизмерительных
материалов для подготовки к итоговой аттестации. Авторы
Л.Н.Боголюбова и Лазебникова предлагают ученикам
строить свой подготовительный процесс на основе изучения
фактического материала с использованием тестовых блоков «человек и
заданий по различным темам:
общество»,»экономика»
,»соцальная
,»политика»
сфера».Учёные правоведы А.Ф.Никитин и Д.С.Мартьянов в
своей книге «Правоведение» и сборнике заданий по праву
знакомят учащихся с административным, гражданским и
семейным правом. Дана система выполнения тестовых
заданий по различной системе сложности.
Таким образом, системная подготовка учащихся к ОГЭ по
обществознанию невозможна без постоянной, вдумчивой,
целенаправленной работы над каждым заданием ОГЭ:
тестирование, повторение терминов, написание творческих
работ (эссе). Без четко спланированной, ежедневной работы
учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ,
следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы
повысить уровень подготовки . ОГЭ по обществознанию
обязывает учителя перестроить свою работу с детьми так,
чтобы в результате помочь им успешно сдать экзамен. Ведь
для этого нужно совсем немного: стремление самих ребят и
желание учителя помочь своим ученикам. Я убедилась в
том, что работа по подготовке учащихся к ОГЭ по
обществознанию становится эффективной только в том
случае, если использовать разные методы и приёмы. Ведущая педагогическая идея.
Создание педагогической системы ,в которой содержание
,методы и формы обучения ориентируют учащихся на
постижение учащимися знаний по предмету ,на анализ
,систематизацию знаний и навыков способствуют развитию
личности.
Цель опыта:
научить применять в работе и подготовке учащихся
,использовать дидактические материалы, кимы ,сборники
заданий огэ для успешного выполнения итоговой аттестации
по предмету.
Задачи опыта:
1. Познакомить учащихся со структурой ОГЭ по истории
и обществознанию(кодификатор, спецификация)
2. Составить индивидуальный план подготовки ученика к
огэ с использованием различных технологий ,методов и
приёмов.
3. Познакомить с сборниками тестовых заданий,авторами
книг сборников.
4. Использовать систему мониторинг «знаний» ,где ученик
будет отслеживать свои отработанные фактические
знания и умения. 5. Формировать интерес у учащихся к истории и
обществознанию.
Новизна опыта.
Новизна опыта состоит в создании целой системы
применения форм ,методов, приёмов обучения,
нацеленных на использование различных
образовательных технологий:
технология сотрудничества
технология развивающего обучения (составление кейс
папок)
проектная деятельность( изучение исторических личностей
презентация, дидактические карточкираскладушки по
датам, историческое лото ,карточки схемы по битвам ВОВ и
первой мировой войне)
диспуты ,дебаты , дискуссии ,исторические и
обществоведческие игры «Своя игра 67 класс» ,»Знатоки
истории 911 класс»
самостоятельная работа с текстами в технологии с ФГОС:
знаю ,не знаю, узнал.
технология «мозговой штурм» умение работать с
схемами ,картами, логическими цепочками.
Использование данных методов и приёмов ,ведущих
технологий помогло мне выстроить систему работы от
простого к сложному с учащимися.Мы совместно добились результативности благодаря выстраиванию работы с
различными источниками и онлайн тестированию по темам
и блокам как анализ мониторинга.
Адресность опыта.
Опыт по теме : « Использование КИМ при подготовке к
ОГЭ по
истории и обществознанию как условие
формирования ключевых компетенций» адресован широкой
аудитории выпускников 9х и 11х классов.
1) Для учителей истории и обществознания: заседания МО
учителей истории и обществознания ,методические
рекомендации в использование ким .
2) Начинающим педагогам ,урокилекции, методические
материалы планов уроков, рекомендации в системе
подготовке по части В и С(написанию эссе)
3) Для родителей учащихся , подбор сборников для
подготовки и консультация с учителем.
4) Для учащихся 9х и 11х классов –карточки схемы,
проектные работы, дневники исторических персоналей, памятных дат истории,
обществознанию, историческое лото.
дневник терминов по
Технология опыта.
Работа по данной теме ведётся более 5 лет.Исходя из
поставленных целей и задач данной педагогической
деятельности
,работа организованна в нескольких
направлениях:
Через различные формы ,методы ,приёмы и средства: урок
исследование, презентация, работа по технологии :»
Развитие критического мышления через решение тестовых
задач и работы с источником»
любознательность
Что же такое критическое мышление? Приведём цитату
американских учёных: « Думать критически означает
проявлять
использовать
исследовательские методы и приёмы».Критическое
мышление –не отдельный навык ,а комплекс многих навыков
и умений, которые формируются постепенно, в ходе
развития и обучения ребёнка. Оно формируется быстрее
если на уроках дети являются не пассивными
и слушателями ,а постоянно ищут информацию и умело
работают с ней. Кроме того учащиеся должны научится
подвергать сомнению достоверность полученных знаний,
проверять логику доказательств, принимать решения.
Подробнее остановлюсь на первых уроках по подготовке к
ОГЭ по обществознанию. Урок построен с применением
технологии «критического мышления».Авторы технологии
предлагают строить урок по схеме: введение основная часть
,заключение.
Итак ,первый этап Вызов задачи (функции)которого:
актуализировать и проанализировать
представления по изучаемой теме.
знания и
пробудить к ней интерес
активизировать обучаемого
Для формирования умения раскрывать предложенную
тему в виде сложного плана целесообразно попробовать
использовать следующий прием. Учащимся предлагается
при изучении ряда тем одновременно формулировать
пункт плана и тезисно раскрывать знание, стоящее за
этим пунктом. Этот методический прием позволит, во
первых, исключить «пустые» пункты, не обеспеченные
содержанием.
такая работа позволит
выработать видение изучаемых тем как на уровне
целостного восприятия, так и на уровне основных идей,
содержательных составляющих. Выделение основных идей
первоначально может проводиться по тексту учебника и,
Вовторых, желательно, вместе с учителем, с разбором вслух каждого
предлагаемого учащимися пункта и подпункта.
При анализе работ учащихся над планами по
истории в младших классах 56 классы я стараюсь
выявить типичные недостатки у каждого ученика.
Познакомив учащихся с этими недостатками, я стараюсь
направить самостоятельную работу учеников по
определению правильного способа деятельности, но не
оставляю их работу без внимания. Планы учащихся
систематически подвергаются разбору при регулярной
проверке конспектов в старших классах, а также на
каждом уроке при проверке и уточнения правильности
выполнения планов и других видов самостоятельной работы,
выполненных как домашние задания. В результате, к
старшим классам
у учеников вырабатывается
последовательность действий при
определенная
составлении плана.
Второй этап –осмысление когда проблема уже
поставлена и нужно над ней работать: подбирать материал,
работать с фактами ,теорией ,понятиями.
Здесь нам поможет кейспапка. Данную папку
предлагает собрать учитель состоящую из:
кодификатора и спецификации
индивидуальный план работы ученика
словарь обществоведческих терминов
тестовые задания части А,В,С по блокам
структура работы с частью С( по обществознанию)
напечатанные фразы клише( следовательно…можно
сделать вывод, автор предлагает рассмотреть…)
Третий этап рефлексия:
выражение идей и информации собственными слвами; целостное осмысление полученной информации обмена
мнениями между собой, работа в парах.
подмена понятий.
В части А и С на ГИА выпускники часто допускают
поэтому мы предлагаем
ошибки в операциях с понятиями
друг другу «рассмотреть ошибку»
неоправданное
расширение или сужение значения рассматриваемого
понятия,
Это помогает вместе
проанализировать термин или суждение.. Для этого ,
начиная с младших классов, учащиеся моих классов ведут
специальные словари терминов, по которым я провожу
регулярные письменные контрольные работы и устные
опросы на каждом уроке в качестве дополнительных заданий
при ответе у доски . Таким образом происходит закрепление
понятийного минимума как отдельным учеником, так и
класса в целом. Существование целостной структуры знания
повышает эффективность восприятия информации, уровень
использования знаний. Каждому этапу присущи собственные
методические приёмы направленные на выполнение задач.
Комбинируя их учитель может планировать уроки в
соответствии и уровнем подготовки ученика..
Особо хочется сказать о задании по обществознанию С8 и
С5 на ГИА по истории. Оно требует составления сложного
плана развернутого ответа по конкретной теме курса.
Следует иметь в виду, что составление сложного плана как
вид деятельности далеко не часто используется в
педагогической практике преподавания обществоведческого
курса, поэтому значительная часть выпускников не владеет
необходимыми для выполнения задания умениями или
владеет ими в недостаточной степени.
Формирование навыков составления развернутого плана на
многочисленных примерах показывает, что учащиеся
усваивают этот прием не сразу, не на одном уроке, а постепенно. Работа над приемом требует от учителя
настойчивости и терпения. Основная работа по этому
направлению, должна проводиться в пятыхседьмых
классах, быть систематической и последовательной.
Подготовка к выполнению данного задания должна
охватывать значительный период обучения в основной
школе. В течение этого периода учащиеся должны
научиться: обобщать и формулировать в виде небольшой
фразы основное содержание фрагмента текста; проводить
отбор материала, необходимого для раскрытия темы или
ее части; «вписывать» отобранные факты в контекст
заданной темы; определять логику, последовательность
изложения материала .
Рассмотрим структуру ОГЭ по подробнее;
Задания: А1 ,А2,А5,А7,А8,А11,А14,А17,А18проверяют
умение распознавать существенные признаки понятий,
элементы описания.
Пример: В широком смысле под обществом надо понимать
А) всё человечество б) рабовладельческое общество
В)спортивный коллектив г)население страны.
Мы вместе с ребятами прорабатываем данное понятие
общество это…и решаем тест ,закрепляем понятийно.
Задания: А4,А6,А10,А13,А 16,А 20проверяют умение
оценивать различные суждения о социальных объектах с
точки зрения общественных наук. Например: Верны ли следующие суждения о природе?
А)Природа это совокупность естественных условий
обитания человека
Б)природаэто созданный мир человеком
1)верно А 2)верно б) 3)оба верны 4)оба неверны.
Ребята учатся работать в парах, совместно обсуждать
,находить конкретный вывод. Учитель лишь координирует
вопросом:» Правда ли природа создана человеком?»
Вторая часть задания уровня повышенной подготовки В:
В1 проверяют умение сравнивать социальные объекты ,
выявлять их черты и различия:
В приведённом списке указаны черты сходства понятий
государство и правовое государство и отличия государства
от правового. Подберите и запишите в первую колонку
таблицы порядковые номера сходства, а во вторую отличия.
Черты сходства
черты различия
Ученики вспоминают признаки государства ,проверяют по
теоретическому материалу.
Задания В2 проверяют умение устанавливать
соответствия между существенными чертами и
признаками социальных явлений и
обществоведческими терминами, понятиями: Установите соответствие между областью культуры и ее
признаками: к каждому элементу, данному в первом
столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ
1)религия
2)искусство
А)вера в потусторонний мир
Б)плюрализм мнений
В)соблюдение ритуала
Г)отражение личной позиции автора
А
Б
В
Г
Задания уровня С 1С5
проверяют умения осуществлять поиск социальной
информации в различных источниках.
анализировать, классифицировать, соотносить её со
знаниями полученными при изучении курса.
С1 Составь план текста
выдели её основные смысловые фрагменты
озаглавь каждый из них. Ребята учатся работать с
текстом ,анализируя каждый фрагмент. С3С4 направлено на преобразование информации из
текста. – что знаем из СМИ?
что знаем из курса обществознание? Ученики вспоминают,
работают с (папкой кейс) в ней содержится примеры из
блока : право, мораль, искусство, социальная сфера.
С5 проверяют комплекс умений: соотносить отдельные
факты ,социальные процессы, применять знания.
Вместе используем игровой приём «Лото по
обществознанию» Каждой карточке предложены вопросы
нужно найти ,подобрать правильный ответ(получив балл)
Что изучает
общество?
Окружающий
мир 2 балла
При работе с КИМ очень важно также использовать в
качестве закрепления тренажёры:
сайт «Незнайка neznaika.pro ОГЭ›Обществознание
Он позволит поставить оценку, выдаст правильный
результат .
videouroki.net смотреть и решать вместе с учителем
Авторы Котова О. А., Лискова Т. Е.
ОГЭ, Обществознание, 10 тренировочных вариантов
экзаменационных работ Баранов П.А.
Часть С (эссе) ЕГЭ В работе по написанию эссе я даю
рекомендацию работать по по плану: 1. Понятен ли мне смысл высказывания? Что хотел сказать
автор? С какими основными проблемами обществознания
связана данная тема? Согласен ли я с высказыванием. Как
выразить свое отношение к нему? Какие обществоведческие
термины нужны мне для обоснования своей точки зрения?
Какие я могу привести примеры из истории , общественной
жизни , собственного жизненного опыта для обоснования
своей точки зрения?
использование приемов, которые позволяют украсить и
усилить работу. К ним относят:
Краткую информацию об авторе высказываний.
(Имена его предшественников, последователей или
научных противников.
Описание различных точек зрения на проблему или
различных подходов к ее решению.
Указание на многозначность используемых понятий
и терминов с обоснованием того значения, в каком они
применяются в эссе.
Обществоведческие клише,
которые могут
использоваться в эссе. Во вступительной части:
Для меня эта фраза является ключом к пониманию …
Выбор данной темы продиктован следующими
соображениями
Поразительный простор для мысли открывает это
короткое высказывание
Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о
том, что …
В основной части:
Для полемического эссе: С одной стороны,
Проиллюстрируем это положение следующим
примером …
Рассмотрим несколько подходов … …
В заключении: Подведем общий итог рассуждению … ,
таким образом, Именно поэтому я не могу согласиться с
автором высказывания …
Кроме того, считаю не лишним напомнить учащимся
о том, что вступление (начало) и заключение (вывод)
акцентируют внимание на проблеме (во вступлении она
ставится, в заключении автор подводит итоги).
Начинать эссе целесообразно с ясного и чёткого
определения своей позиции:
«Я согласен с данным мнением», «Я не могу
присоединиться
этому утверждению», «В данном
высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется
мне спорным» и другие варианты выражения своего согласия
или несогласия.
Советую начинать работу с написания черновика. Полезно
оставлять широкие поля, чтобы вносить в текст
исправления, дополнения, уточнения в процессе работы над
его окончательным вариантом. На черновике можно в
свободной форме записать всё, что может понадобиться в
эссе: понятия, примеры, тезисы, аргументы, имена, события,
имеющие отношение к теме.
Следующий этап – привести эти бессистемные записи в
порядок, отсеять лишнее. Главная задача ученика – понять и
раскрыть тему, а не «уйти» от неё.
сформулировать
В каждом
основную мысль автора, а затем приступить к изложению
собственной позиции в отношении решаемой проблемы.
Мысли авторов в эссе должны излагаться в форме кратких
тезисов, а мысль ученика подкрепляться доказательствами,
поэтому за тезисами следуют аргументы.
В качестве аргументов могут служить ссылки на
явления общественной жизни,
предложении
к
уместно события, на научные доказательства, жизненные
ситуации и личный социальный опыт.
Конечно, хотелось также отметить важность заполнения
бланков. Именно на них мы отводим отдельные часы по
подготовке и внимательно ,не торопясь заполняем .
Результативность опыта.
Считая, что опыт работы по данной теме даёт
положительные
.Целенаправленное
использование опыта позволило расширить рамки изучения и
подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.
результаты
Результаты диагностики показывают положительную
динамику на следующих уровнях :
1. Знание фактического материала
2. Умение соотносить события 3. Умение работать с текстом
4. Уровень речевой грамотности
5. Знание понятий, терминов, фактов
Мониторинг уровня обучаемости учащихся по
обществознанию.
5
4.5
4
3.5
3
2.5
2
1.5
1
0.5
0
2012-2013 2013-2014 2014-2015 2015-2016
.
знание фактического
материала
соотношение событий
работа с текстом
Мониторинг поступления учащихся в учебные заведения
с изучением обществознания и истории 5
4.5
4
3.5
3
2.5
2
1.5
1
0.5
0
обществознание
Ряд 3
2012-2013
2013-2014
2014-2015
2015-2016
Учащийся Платонов Роман показал уровень обученности по
предмету история 90 % .Учащийся поступил на
исторический факультет ВГГУ в 20152016 учебном году
Учащиеся Филатов Андрей показал уровень ЕГЭ по
обществознанию 86 баллов он поступил в МГУ г.Москва на
факультет управление и менеджмент.
Учащиеся Кротов Максим показал уровень знаний по
обществознанию 80% .Учащиеся поступил а военное
училище г.Рязань.
За прошлый 2016 год учащиеся 911 классов успешно сдали
экзамен ОГЭ по обществознанию ,уровень обученности
составил 75%.
№п.п Учащиеся
1
2
Рязанцев Павел
Лютостанский Михаил
оценка
4
4 Учащиеся с 20122013 учебного года активно участвуют в
различных конкурсах ,олимпиадах и показывают
положительные результаты.
2014 год районный конкурс «Память храбрых мы почтим»3
место.
2013год конкурс знатоки Отечественной истории
«Последний век Московского царства» грамота
2017 год конкурс знатоки Отечественной истории «Золотое
кольцо» благодарность
2016 годдиплом за организацию сверхпрограммной
общероссийской олимпиады Олимпус Осенняя сессия.
Обобщая сказанное ,можно утверждать, что цели и задачи
поставленные в обобщении опыта, решены. Список использованной литературы
1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
Основного Общего Образования
2.» Методический портфолио» учителя истории и
обществознания Владимирской области ,ВИПКРО ,2015г
3.»Словарь живого великорусского языка» В.И.Даль
4. Полный справочник для подготовки к ОГЭ. 9 класс Баранов П.А.
5. Открытый банк заданий ОГЭ. Тренировочные сборники для учащихся с
ОВЗ.» ЕГЭ и ГВЭ11 » Тренировочные сборники для подготовки к ГИА
2018
6.О.А. Чернышова сборник заданий изво Легион 2017
7.Котова ,Лискова сборник заданий обществознание в таблицах и
схемах ,Вентана граф 2017
8.Калачёва Е.Н. подготовка к ОГЭ ,издательство экзамен 2017
9.Калачева Е.Н. тематический тренажёр по истории и обществознанию
,издательство экзамен 2017
10.Котова О.А., Лискова Т.М.» я сдам ОГЭ» ,просвещение 2017г.
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.