Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс
Оценка 4.8

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
обществознание
9 кл
24.04.2018
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс
Содержание 1. Актуальность 2. Цели и задачи 3. Система подготовки 4. Использование современных технологий при подготовке к ОГЭ 5. Алгоритм- как один из методов и приёмов подготовки учащихся к ОГЭ 6. Работа с родителями 7. Работа с классным руководителем 8. Мониторинг качества выполнения заданий 9. Приложения Система подготовки к ОГЭ учителем - Подготовка выпускников к ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию, должна осуществляться не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и начиная с 6класса поэтапно: 1 этап - работа с понятиями на уроках : выделение ключевых слов-маркеров; подчеркивание; перевод из одной знаковой системы в другую; 2 этап - работа с текстами :развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного; выполнение заданий С1 - С4. 3 этап - работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний. 4 этап - работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором , работа по формированию умений выполнения эссе. 5 этап -внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с презентациями, проектная деятельность, применение игровых технологий) В 5-7 классах, на мой взгляд, наиболее эффективны- командные развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент, а в 8-11 классах – использование папки-кейс( где содержится тестовые задания разного уровня,А,В,С и учащиеся постепенно по блокам накапливают материал и проверяют знания) Для реализации системы индивидуальных письменных заданий по истории и обществознанию хочется порекомендовать некоторые общие условия, обеспечивающие эффективность индивидуальной практической работы как на уроке, так и дома. • Индивидуальную практическую работу лучше выполнять письменно, особенно в старших классах – это способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату экзаменов. • Индивидуальная практическая работа наиболее целесообразна на уроках закрепления и углубления нового материала и развития умений и навыков, иногда – в качестве домашнего задания (естественно, объём домашней работы не должен быть слишком большим). При этом, кроме уже традиционных заданий по составлению планов и таблиц, хороший эффект дает использование метода «незаконченных предложений», когда учащимся необходимо подобрать дополнительную недостающую информацию к уже имеющимся сведениям (Например, по обществознанию- « Разумными потребности человека будут тогда, когда….») • Еще одним важным этапом подготовки учащихся к итоговой аттестации является регулярное изучение нормативных документов по ЕГЭ и ГИА; изменений, вносимых в структуру КИМов; аналитических отчетов ФИПИ по результатам экзаменов текущего года, в которых дается не только качественный анализ заданий и типичных ошибок, допущенных выпускниками, но и даются ценные методические рекомендации по подготовке к экзаменам в следующем году. • • С учетом таких рекомендаций я стараюсь строить свою работу на уроке. Предлагаю вашему вниманию некоторый собственный опыт использования педагогических приемов, применяемых с учетом типичных ошибок учащихся в экзаменационных работах. • 1) В части А и С на ГИА выпускники часто допускают ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий, Поэтому считаю очень важным вести работу по формированию ведущих понятий курса. Для этого , начиная с младших классов, учащиеся моих классов ведут специальные словари терминов, по которым я провожу регулярные письменные контрольные работы и устные опросы на каждом уроке в качестве дополнительных заданий при ответе у доски . Таким образом происходит закрепление понятийного минимума как отдельным учеником, так и класса в целом. 2) Опыт последних лет проведения ГИА показал, что по-прежнему уровень невыполнения заданий на анализ текста, предполагающих умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических). Поэтому, я считаю важнейшим моментом подготовки к ГИА является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. 4.особо хочется сказать о задании по обществознанию С8 и С5 на ГИА по истории. Оно требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме курса. Следует иметь в виду, что составление сложного плана как вид деятельности далеко не часто используется в педагогической практике преподавания обществоведческого курса, поэтому значительная часть выпускников не владеет необходимыми для выполнения задания умениями или владеет ими в недостаточной степени. Формирование навыков составления развернутого плана на многочисленных примерах показывает, что учащиеся усваивают этот прием не сразу, не на одном уроке, а постепенно. Работа над приемом требует от учителя настойчивости и терпения. Основная работа по этому направлению, должна проводиться в пятых-седьмых классах, быть систематической и последовательной. Подготовка к выполнению данного задания должна охватывать значительный период обучения в основной школе. В течение этого периода учащиеся должны научиться: обобщать и формулировать в виде небольшой фразы основное содержание фрагмента текста; проводить отбор материала, необходимого для раскрытия темы или ее части; «вписывать» отобранные факты в контекст заданной темы; определять логику, последовательность изложения материала При анализе работ учащихся над планами по истории в младших классах я стараюсь выявить типичные недостатки у каждого ученика. Познакомив учащихся с этими недостатками, я стараюсь направить самостоятельную работу учеников по определению правильного способа деятельности, но не оставляю их работу без внимания. Планы учащихся систематически подвергаются разбору при регулярной проверке конспектов в старших классах, а также на каждом уроке при проверке и уточнения правильности выполнения планов и других видов самостоятельной работы, выполненных как домашние задания. В результате, к старшим классам у учеников вырабатывается определенная последовательность действий при составлении плана: Для формирования умения раскрывать предложенную тему в виде сложного плана целесообразно попробовать использовать следующий прием. Учащимся предлагается при изучении ряда тем одновременно формулировать пункт плана и тезисно раскрывать знание, стоящее за этим пунктом. Этот методический прием позволит, во-первых, исключить «пустые» пункты, не обеспеченные содержанием. Во-вторых, такая работа позволит выработать видение изучаемых тем как на уровне целостного восприятия, так и на уровне основных идей, содержательных составляющих. Выделение основных идей первоначально может проводиться по тексту учебника и, желательно, вместе с учителем, с разбором вслух каждого предлагаемого учащимися пункта и подпункта. Особую сложность вызывает написание эссе. Работа в старших классах с папкой-кейсом позволяет ученику накапливать материал по заданным блокам, хронологически изучать тему по кодификатору, работать над понятиями постепенно усложняя задания по обществознанию. При работе по истории в папку входит: кодификатор тем, бланки ,тетрадь исторических терминов и понятий, периодизация исторических дат, демоверсии ,тестовые работы по темам кодификатора. Огромное значение имеет также мониторинг по истории и обществознанию где ученики «видят»свою успешность. Ребята определяют на стенде количество набранных баллов и стремятся повысить уровень .Важнейшей целью в своей работе главным считаю формирование интереса к предмету. Практика показывает, что при достаточно интенсивной подготовке учащегося к экзамену, при наличии у него заинтересованности в максимально успешной сдаче ГИА, а позднее ЕГЭ, результат не будет высоким, если у ребёнка отсутствует интерес к предмету. Основная подготовка учеников к ГИА и ЕГЭ идет не только в 9-х, 10-11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 6-го класса. Очень важным этапом такой подготовки работу по подбору заданий к уроку, чтобы наиболее полно учесть особенности мотивации и психолого-возрастные особенности учащихся. Правильный подбор упражнений для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия. Что движет учеником в процессе исторического познания? Задачи поставленные учителем: - Познакомить учащихся с особенностью подготовки к ОГЭ. - Познакомить с заданиями КИМ ,обобщить их по проверяемых умений и навыков. - Создать систему рекомендаций по выполнению заданий разного уровня сложности. - Познакомить с кодификатором ,спецификацией ,умение работать с понятиями ,терминами ,картой. Опираясь на поставленные задачи ,учитель постепенно начиная с 6 класса на уроках истории и обществознания вводит новые приёмы и постепенно формирует у ученика знания ,умения. В своей работе я считаю важно постепенно приобщить ребят к умению работать с разными видами информации: письменными документами ,картой, историческими сводками ,самостоятельно составлять проекты и презентации по историческим личностям и знаменательным событиям истории. Чтобы изучение истории и обществознания стало доступным и интересным ,познавательным, необходимо научить учеников грамотному анализу исторического текста ,развить потребность в использовании печатных средств : книг, сборников заданий, тестов для систематизации знаний по предмету. Считаю, что особое место в жизни каждого человека ,его становления как личности играет именно курс истории и обществознания. Осваивая сложный исторический курс ученик приобщается к мировой истории ,обогащает духовный мир ,получает знания ,развивает речь. Обществознание является огромной «кладовой» знаний ,где ученик проходит фазы социализации: человек, личность, гражданин. Ребёнок получает знания и опыт умение вести себя в разных жизненных ситуациях, знакомится с правами ,моралью, религией. Курс действительно обладает огромным накопительным ,важным материалом: знания о мире, о праве, о экономике, религия, этика ,человек и общество. Таким образом ,очевидно необходимость в изучении курса и приобщении к мировому историческому и обществоведческому наследию на уроках истории и обществознании.
ОПЫТ РАБОТЫ ЛЕНА.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение МКОУ Мезиновская средняя общеобразовательная школа                имени Александра Исаевича Солженицына        Гусь­Хрустального района Владимирской области Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию как условие формирования ключевых компетенций                            Выполнила: Рязанцева Елена Владимировна                                  учитель истории и обществознания                                  первой квалификационной категории                                МКОУ Мезиновской  средней                                общеобразовательной  школы                   им А.И.Солженицына Гусь­Хрустального района 2017 год                                            1 Содержание                                                       стр 1. Условия возникновения и становления опыта……3­5 2. Актуальность и перспективность опыта …………6­8 3. Теоретическая база опыта ………………………9­10 4. Ведущая педагогическая идея опыта…………….11 5. Новизна опыта…………………………………….12 6. Адресность опыта…………………………………13 7. Технология опыта………………………………….14­23 8. Результативность и эффективность опыта……….24­26 9. Список использованной литературы……………..27                                                                                                           2 Условие возникновения ,становления опыта Становление педагогического опыта осуществлялось на  учебных занятиях с использованием различных форм и  методов обучения учащихся ключевым компетенциям. В  2012 году в Мезиновской общеобразовательной школе среди выбора экзамена учащихся по гуманитарному циклу  появился  повышенный интерес учащихся к предметам  :история и обществознание. Это было связано с нарастающей значимостью курса истории и обществознания в жизни  государства и общества и необходимостью при поступлении  учащихся нашей школы  в гуманитарные ВУЗЫ и колледжи   области .Оценки анкетирования среди учащихся 9­х ,11­х  классов показали значимость выбора экзамена на 80% по  обществознанию и истории ,так как предмет широко  реализуется в жизни человека, развивает личность учащихся  и мотивирует в обучении. В школе переодически, каждую четверть проходят  родительские собрания ,классные часы, мероприятия среди  старшеклассников ,направленные на профориентацию и  систему подготовки учащихся к экзаменам. Огромное  значение оказывают родители учащихся: они задают вопросы ,совместно с ребятами разбирают задания, используют ИКТ  технологии при проверки заданий он­лайн и конечно плотно  работают с учителями . Среди предлагаемых тем родительских собраний и  консультаций  важные становятся:» система подготовки к  ОГЭ», « использование сборников, ким при подготовке ОГЭ ЕГЭ»,»интерес и мотивация к предмету с использованием  КИМ».  Что же вам известно, как успешно сдать экзамен и развить  интерес к предмету? На этот поставленный вопрос я провела анкетирование среди учащихся 9­11 классов а затем и среди  родителей с целью выявления уровня владения информацией по подготовке и структуре экзамена. Таблица 1.Результаты опроса среди учащихся в   Мезиновской средней школе 2015  учебном году № п.п Вопрос 1. «Скажите пожалуйста ,как успешно  сдать экзамен по истории?» 9 кл. 10% 11 кл. 30% 2. 3. 4. 5.  Авторы каких сборников ,пособий  используют при подготовке к ОГЭ  и  ЕГЭ? Как правильно заполнить бланки по  истории и обществознанию Какие термины, понятия, даты, события вы знаете? Что такое папка­кейс? 15% 35% 5% 2% 0% 40% 20% 5% Результаты диагностики показали довольно низкий процент  учащихся уровня сформированности знаний при сдачи  экзамена и системе подготовке к ним. Ученики не знают  авторов сборников, не умеют работать с различными видами  документов ,терминами, исторической картой ,плохо знают  фактический материал. Проведённое анкетирование сподвигло меня к построению  этапов работы на уроках истории и обществознании к   4.использованию в своей работе рабочих тетрадей ,ким,  атласов, дидактических карточек, папок­кейсов  и  выстраивание подготовки учащихся  по предметам во  внеурочное время. 1) 2012­2013 гг.­ обнаружение проблемы ,подбор  диагностических материалов ,сборников, рабочих  тетрадей по предметам ,выявление уровня знаний по  предмету; поиск и сбор материала а также прохождение курсовой подготовке в 2012­2013 учебном году в ВИРО по ФГОС ,108 часов. 2)  2014­2015 учебный год прохождение курсовой  подготовки в ВИРО 72 часа  по курсу «работа  экспертов в проверке и подготовке кучащихся к ОГЭ и  ЕГЭ по истории и обществознанию» .Нам была  представлена комплексная работа по системе  подготовки учащихся к ОГЭ ,определение целей, задач  в работе; Методисты представили использование новых  форм ,методов, приёмов и средств проведения уроков с  применением диагностических материалов . 3) 2016 гг­ систематизация накопленного материала по  теме: « использование КИМ в подготовке учащихся к  ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию». 4)  В настоящее время продолжается работа по внедрению  в практику подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ и использованием новых технологий в учебной  деятельности .                                                     Актуальность и перспективность опыта. Единственный путь, ведущий к знанию, ­ это деятельность. Бернард Шоу Концепция   модернизации   образования   ставит   перед образованием   цель   «стать   важнейшим   фактором гуманизации   общественно­экономических   отношений, формирования   новых   жизненных   установок   личности». Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные,   предприимчивые   люди,   которые   могут самостоятельно   принимать   ответственные   решения   в ситуации   выбора.   Учителю,   с   одной   стороны,   необходимо сохранить фундаментальность исторического образования, с другой   –   внедрять   различные   подходы   в   преподавании истории обществознания.  Важнейшей   целью  в   своей   работе   главным   считаю формирование интереса к  предмету.  Практика показывает, что при достаточно интенсивной подготовке учащегося к экзамену,   при   наличии   у   него   заинтересованности   в максимально успешной сдаче ГИА, а позднее ЕГЭ, результат не   будет   высоким,   если   у   ребёнка   отсутствует   интерес   к предмету. Основная подготовка   учеников к ГИА и   ЕГЭ идет не только в 9­х, 10­11 классах, типовые задачи следует начинать решать уже с 6­го класса. Очень важным   этапом такой подготовки работу по подбору заданий к уроку, чтобы учесть   особенности     мотивации   и наиболее   полно   психолого­возрастные   особенности   учащихся.   Правильный подбор упражнений  для занятий  позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о   чужих   открытиях,   а   открывать   новое   самим   (занимать активную   исследовательскую   позицию);   осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Важное условие   эффективности   образовательного   процесса   – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия.  Что движет учеником в процессе исторического  познания?  Задачи поставленные учителем: ­  Познакомить учащихся с особенностью подготовки к  ОГЭ. ­ Познакомить с заданиями КИМ ,обобщить их по  проверяемых  умений и навыков.  ­ Создать систему рекомендаций по выполнению  заданий разного уровня сложности. ­ Познакомить с кодификатором ,спецификацией  ,умение работать с понятиями ,терминами ,картой. Опираясь на поставленные задачи ,учитель постепенно  начиная с 6 класса на уроках истории и обществознания вводит новые приёмы и постепенно формирует у  ученика знания ,умения. В своей работе я считаю важно  постепенно приобщить ребят к умению работать с  разными видами информации: письменными  документами ,картой, историческими сводками  ,самостоятельно составлять проекты и презентации по  историческим личностям и знаменательным событиям истории. Чтобы изучение истории и обществознания   стало доступным и интересным ,познавательным,  необходимо научить учеников грамотному анализу  исторического текста ,развить потребность в  использовании печатных средств : книг, сборников  заданий, тестов для систематизации знаний по  предмету. Считаю, что особое место в жизни каждого человека  ,его становления как личности играет именно курс  истории и обществознания. Осваивая сложный исторический курс ученик  приобщается к мировой истории ,обогащает духовный  мир ,получает знания ,развивает речь. Обществознание является огромной «кладовой»  знаний ,где ученик проходит фазы социализации:  человек, личность, гражданин. Ребёнок получает знания  и опыт умение вести себя в разных жизненных  ситуациях, знакомится с правами ,моралью, религией.  Курс действительно обладает огромным накопительным ,важным материалом: знания о мире, о праве, о  экономике, религия, этика ,человек и общество. Таким образом ,очевидно необходимость в изучении  курса и приобщении к мировому историческому и  обществоведческому наследию на уроках истории и  обществознании. Теоретическая база Во время создания своего опыта работы по теме  « Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и   обществознанию   как   условие   формирования   ключевых компетенций   я   обратилась   к   мнению   учёных   ,ведущих практиков, дающих рекомендации по подготовке учащихся к ОГЭ   И   ЕГЭ   по   истории   и   обществознанию­   Юрия Андреевича   Громыко(доктора   психологии)   по   созданию технологии метопредметного обучения.  Е.Г. Чернышенко – педагог   методист   предлагает   необходимость   изменения системы   подготовки   учащихся   основываясь   на   условии формировании   ключевых   компетенций   на   уроках обществознания.   Основными   в   процессе   организации подготовки в 6­11 классов выделяются принципы  : ­ научности ­системности ­целеполагания   и     интеграции   обществознания   с   другими предметами   .Использование   контрольно­измерительных материалов для подготовки к итоговой аттестации. Авторы Л.Н.Боголюбова   и   Лазебникова   предлагают   ученикам строить свой подготовительный процесс на основе изучения фактического материала с использованием тестовых блоков­ «человек   и заданий   по   различным   темам: общество»,»экономика» ,»соцальная ,»политика» сфера».Учёные правоведы­ А.Ф.Никитин и Д.С.Мартьянов в своей книге «Правоведение» и сборнике заданий   по праву знакомят   учащихся   с   административным,   гражданским   и семейным   правом.   Дана   система   выполнения   тестовых заданий по различной системе сложности.           Таким образом, системная подготовка учащихся к ОГЭ по обществознанию   невозможна   без   постоянной,   вдумчивой, целенаправленной   работы   над   каждым   заданием   ОГЭ: тестирование, повторение терминов, написание творческих работ (эссе). Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся   будет   трудно   выполнить   задания   ЕГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить   уровень   подготовки   .   ОГЭ   по   обществознанию обязывает учителя перестроить свою работу с детьми так, чтобы в результате помочь им успешно сдать экзамен. Ведь для этого нужно совсем немного: стремление самих ребят и желание   учителя   помочь   своим   ученикам.   Я   убедилась   в том,   что   работа   по   подготовке   учащихся   к   ОГЭ   по обществознанию   становится   эффективной   только   в   том случае, если использовать разные методы и приёмы. Ведущая педагогическая идея. Создание педагогической системы ,в которой содержание  ,методы и формы обучения ориентируют учащихся на  постижение учащимися знаний по предмету ,на анализ  ,систематизацию знаний и навыков способствуют развитию  личности. Цель опыта:  ­научить применять в работе и подготовке учащихся  ,использовать дидактические материалы, кимы ,сборники  заданий огэ для успешного выполнения итоговой аттестации  по предмету. Задачи опыта: 1. Познакомить учащихся со структурой ОГЭ по истории  и обществознанию(кодификатор, спецификация) 2. Составить индивидуальный план подготовки ученика к  огэ с использованием различных технологий ,методов и  приёмов. 3. Познакомить с сборниками тестовых заданий,авторами  книг сборников. 4. Использовать систему мониторинг «знаний» ,где ученик будет отслеживать свои отработанные фактические  знания и умения. 5.  Формировать интерес у учащихся к истории и  обществознанию. Новизна опыта. Новизна опыта состоит в создании целой системы  применения форм ,методов, приёмов обучения,  нацеленных на использование различных  образовательных технологий: ­  технология сотрудничества ­ технология развивающего обучения (составление кейс­ папок) ­ проектная деятельность( изучение исторических личностей презентация, дидактические карточки­раскладушки по  датам, историческое лото ,карточки схемы по битвам ВОВ и  первой мировой войне) ­ диспуты ,дебаты , дискуссии ,исторические и  обществоведческие игры «Своя игра 6­7 класс» ,»Знатоки  истории 9­11 класс» ­ самостоятельная работа с текстами в технологии с ФГОС:  знаю ,не знаю, узнал. ­технология «мозговой штурм» умение работать с  схемами ,картами, логическими цепочками. Использование данных методов и приёмов ,ведущих  технологий помогло мне выстроить систему работы от  простого к сложному с учащимися.Мы совместно добились результативности благодаря  выстраиванию работы с  различными источниками и он­лайн тестированию по темам  и блокам как анализ мониторинга. Адресность опыта. Опыт по теме : « Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ   по     истории   и   обществознанию   как   условие формирования ключевых компетенций» адресован широкой аудитории выпускников 9­х и 11­х классов.     1) Для учителей истории и обществознания: заседания МО учителей   истории   и   обществознания   ,методические рекомендации в использование ким . 2) Начинающим   педагогам   ,уроки­лекции,   методические материалы   планов   уроков,     рекомендации   в   системе подготовке по части В и С(написанию эссе) 3) Для   родителей   учащихся   ,       подбор   сборников   для подготовки и консультация с учителем. 4)   Для   учащихся   9­х   и   11­х   классов   –карточки   схемы, проектные работы, дневники исторических персоналей, памятных   дат   истории,   обществознанию, историческое лото.     дневник   терминов   по Технология опыта. Работа   по   данной   теме   ведётся   более   5   лет.Исходя   из поставленных   целей   и   задач   данной   педагогической деятельности   ,работа   организованна   в   нескольких направлениях: ­ Через различные формы ,методы ,приёмы и средства: урок­ исследование,   презентация,   работа   по   технологии   :» Развитие  критического  мышления   через  решение  тестовых задач и работы с источником»   любознательность Что   же   такое   критическое   мышление?   Приведём   цитату американских   учёных:   «   Думать   критически   означает проявлять использовать исследовательские   методы   и   приёмы».Критическое мышление –не отдельный навык ,а комплекс многих навыков и   умений,   которые   формируются   постепенно,   в   ходе развития   и   обучения   ребёнка.   Оно   формируется   быстрее если   на   уроках   дети   являются   не   пассивными и слушателями   ,а   постоянно   ищут   информацию   и   умело работают   с   ней.   Кроме   того   учащиеся   должны   научится подвергать   сомнению   достоверность   полученных   знаний, проверять логику доказательств, принимать решения. Подробнее остановлюсь на первых уроках по подготовке к ОГЭ   по   обществознанию.   Урок   построен   с   применением технологии   «критического   мышления».Авторы   технологии предлагают строить урок по схеме: введение­ основная часть ,заключение. Итак ,первый этап Вызов­ задачи (функции)которого: ­актуализировать   и   проанализировать   представления по изучаемой теме. знания   и ­пробудить к ней интерес ­активизировать обучаемого       Для формирования умения раскрывать предложенную тему   в   виде   сложного   плана   целесообразно   попробовать использовать  следующий   прием.  Учащимся   предлагается при   изучении   ряда   тем  одновременно     формулировать пункт плана  и   тезисно раскрывать знание,  стоящее за этим   пунктом.   Этот   методический   прием   позволит,   во­ первых,  исключить   «пустые»   пункты,   не   обеспеченные содержанием.   такая   работа   позволит выработать   видение   изучаемых   тем   как   на   уровне целостного   восприятия,   так   и   на   уровне   основных   идей, содержательных   составляющих.   Выделение   основных   идей первоначально   может   проводиться   по   тексту   учебника   и,   Во­вторых, желательно, вместе с учителем, с разбором вслух каждого предлагаемого учащимися пункта и подпункта.   При   анализе   работ   учащихся   над   планами   по истории   в   младших   классах   5­6   классы  я   стараюсь выявить  типичные   недостатки  у   каждого   ученика. Познакомив   учащихся   с   этими   недостатками,   я   стараюсь направить   самостоятельную   работу   учеников   по определению   правильного   способа   деятельности,   но     не оставляю   их   работу   без   внимания.   Планы   учащихся систематически  подвергаются   разбору   при  регулярной проверке  конспектов  в   старших   классах,   а   также  на каждом   уроке  при   проверке   и     уточнения   правильности выполнения планов и других видов самостоятельной работы, выполненных   как   домашние   задания.   В   результате,   к старшим   классам     у   учеников   вырабатывается  последовательность   действий   при определенная составлении плана.   Второй   этап   –осмысление   когда   проблема   уже поставлена и нужно над ней работать: подбирать материал, работать с фактами ,теорией ,понятиями. Здесь   нам   поможет  кейс­папка.  Данную   папку предлагает собрать учитель состоящую из: ­ кодификатора и спецификации ­индивидуальный план работы ученика ­ словарь обществоведческих терминов ­ тестовые задания части А,В,С по блокам ­ структура работы с частью С( по обществознанию) ­   напечатанные   фразы   клише(   следовательно…можно сделать вывод, автор предлагает рассмотреть…) Третий этап рефлексия­: ­выражение идей и информации собственными слвами; ­целостное осмысление полученной информации обмена мнениями между собой, работа в парах.     подмена   понятий.  В части А   и С на  ГИА выпускники часто допускают    поэтому мы предлагаем ошибки в  операциях с понятиями друг   другу   «рассмотреть   ошибку»  неоправданное расширение   или   сужение   значения   рассматриваемого понятия,   Это   помогает   вместе проанализировать   термин   или   суждение..   Для   этого   , начиная с младших классов, учащиеся моих классов ведут специальные словари терминов,  по которым я провожу регулярные   письменные   контрольные   работы   и     устные опросы на каждом уроке в качестве дополнительных заданий при ответе у доски . Таким образом происходит закрепление понятийного   минимума   как   отдельным   учеником,   так   и класса в целом. Существование целостной структуры знания повышает эффективность восприятия информации, уровень использования знаний. Каждому этапу присущи собственные методические   приёмы   направленные   на   выполнение   задач. Комбинируя   их   учитель   может   планировать   уроки   в соответствии и уровнем подготовки ученика.. Особо хочется сказать о задании  по обществознанию С8 и С5 на ГИА по истории. Оно требует составления сложного плана   развернутого   ответа  по   конкретной   теме   курса. Следует иметь в виду, что составление сложного плана как вид   деятельности   далеко   не   часто   используется   в педагогической практике преподавания обществоведческого курса, поэтому значительная часть выпускников   не владеет необходимыми   для   выполнения   задания   умениями   или владеет ими в недостаточной степени.   Формирование навыков составления  развернутого  плана на многочисленных   примерах   показывает,   что   учащиеся усваивают   этот   прием   не   сразу,   не   на   одном   уроке,   а постепенно.   Работа   над   приемом   требует   от   учителя настойчивости   и   терпения.      Основная  работа по  этому направлению,   должна   проводиться   в   пятых­седьмых классах, быть систематической и последовательной.           Подготовка   к   выполнению   данного   задания   должна охватывать  значительный   период  обучения   в   основной школе.   В   течение     этого     периода     учащиеся     должны научиться:  обобщать  и  формулировать  в  виде небольшой фразы  основное  содержание  фрагмента  текста;  проводить отбор  материала, необходимого  для  раскрытия  темы  или ее   части;   «вписывать»   отобранные   факты   в контекст заданной   темы;   определять   логику,   последовательность изложения  материала . Рассмотрим структуру ОГЭ по подробнее; Задания:  А1   ,А2,А5,А7,А8,А11,А14,А17,А18­проверяют умение   распознавать   существенные   признаки   понятий, элементы описания. Пример: В широком смысле под обществом надо понимать    А) всё человечество   б) рабовладельческое общество     В)спортивный коллектив  г)население страны. Мы   вместе   с   ребятами   прорабатываем   данное   понятие общество это…и решаем тест ,закрепляем понятийно. Задания:   А4,А6,А10,А13,А   16,А   20­проверяют   умение оценивать   различные   суждения   о   социальных   объектах   с точки зрения общественных наук. Например: Верны ли следующие суждения о природе? А)Природа   это   совокупность   естественных   условий обитания человека Б)природа­это созданный мир человеком 1)верно А 2)верно б)   3)оба верны  4)оба неверны. Ребята   учатся   работать   в   парах,   совместно   обсуждать ,находить конкретный вывод. Учитель лишь координирует вопросом:» Правда ли природа создана человеком?» Вторая часть задания уровня повышенной подготовки В: В1­  проверяют   умение   сравнивать   социальные   объекты   , выявлять их черты и различия: В   приведённом   списке   указаны   черты   сходства   понятий государство и правовое государство и отличия государства от   правового.   Подберите   и   запишите   в   первую   колонку таблицы порядковые номера сходства, а во вторую отличия. Черты сходства черты различия Ученики вспоминают признаки  государства ,проверяют по теоретическому материалу. ­ Задания В2 проверяют умение устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями: Установите соответствие между областью культуры и ее  признаками: к каждому элементу, данному в первом  столбце, подберите элемент из второго столбца.  ПРИЗНАКИ                                    ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ                                                                                  1)религия                                                                                2)искусство    А)вера в потусторонний мир Б)плюрализм мнений В)соблюдение ритуала Г)отражение личной позиции автора А Б В Г Задания уровня С 1­С5 ­ проверяют умения осуществлять поиск социальной  информации в различных источниках. ­анализировать, классифицировать, соотносить её со  знаниями  полученными при изучении курса. С1­ Составь план текста ­выдели её основные смысловые фрагменты  ­озаглавь каждый из них. Ребята учатся работать с  текстом ,анализируя каждый фрагмент. С3­С4­ направлено на преобразование информации из  текста. – что знаем из СМИ? ­ что знаем из курса обществознание? Ученики вспоминают,  работают с (папкой кейс) в ней содержится примеры из  блока : право, мораль, искусство, социальная сфера. С5­ проверяют комплекс умений: соотносить отдельные  факты ,социальные процессы, применять знания. Вместе используем игровой приём «Лото по  обществознанию» Каждой карточке предложены вопросы  нужно найти ,подобрать правильный ответ(получив балл) Что изучает  общество?     Окружающий мир    2 балла При   работе   с   КИМ  очень   важно   также   использовать   в качестве закрепления тренажёры: ­ сайт   «Незнайка  neznaika.pro ОГЭ›Обществознание  Он позволит  поставить оценку, выдаст  правильный  результат .                                               ­videouroki.net смотреть и решать вместе с учителем ­Авторы Котова О. А., Лискова Т. Е.  ­ОГЭ, Обществознание,   10   тренировочных   вариантов экзаменационных работ Баранов П.А.  Часть   С   (эссе)  ЕГЭ  В   работе   по   написанию   эссе   я   даю рекомендацию работать по по плану: 1. Понятен ли мне смысл высказывания?  Что хотел сказать автор?   С   какими   основными   проблемами   обществознания связана данная тема? Согласен ли я с высказыванием. Как выразить свое отношение к нему? Какие обществоведческие термины нужны мне для обоснования своей точки зрения? Какие я могу привести примеры из истории , общественной жизни   ,   собственного   жизненного   опыта   для   обоснования своей точки зрения? ­   использование   приемов, которые позволяют  украсить и усилить работу.  К ним относят:  Краткую   информацию   об   авторе   высказываний. (Имена     его   предшественников,   последователей   или научных противников.  Описание различных точек зрения на проблему  или различных подходов к ее решению.  Указание на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.  Обществоведческие   клише,   которые   могут использоваться в эссе. Во вступительной части:  ­Для меня эта фраза является ключом к пониманию …  ­Выбор   данной   темы   продиктован   следующими соображениями­ ­  Поразительный   простор   для   мысли   открывает   это короткое высказывание ­  Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что …  В основной части: ­ Для полемического эссе: С одной стороны, ­  Проиллюстрируем   это   положение   следующим примером …  ­ Рассмотрим несколько подходов … … В   заключении:  Подведем   общий   итог   рассуждению   …   , таким образом, Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания …       Кроме того,     считаю  не  лишним  напомнить  учащимся о   том,   что   вступление (начало)   и заключение  (вывод) акцентируют  внимание   на  проблеме (во  вступлении  она ставится, в заключении автор подводит итоги). Начинать   эссе   целесообразно   с   ясного   и   чёткого определения своей позиции:  «Я     согласен     с     данным     мнением»,   «Я   не     могу присоединиться     этому   утверждению»,   «В   данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным» и другие варианты выражения своего согласия или несогласия.  Советую начинать работу с написания черновика. Полезно оставлять   широкие   поля,   чтобы   вносить   в   текст исправления, дополнения, уточнения в процессе работы над его   окончательным   вариантом.   На   черновике   можно   в свободной   форме записать всё, что может понадобиться в эссе: понятия, примеры, тезисы, аргументы, имена, события, имеющие отношение к теме.  Следующий  этап –  привести  эти  бессистемные  записи  в порядок,  отсеять лишнее. Главная задача ученика – понять и раскрыть тему, а не «уйти» от неё.    сформулировать В   каждом   основную  мысль автора, а затем  приступить  к  изложению собственной  позиции  в  отношении  решаемой проблемы.    Мысли авторов в эссе  должны излагаться в форме кратких тезисов, а мысль ученика подкрепляться доказательствами, поэтому за тезисами следуют аргументы.     В   качестве   аргументов   могут   служить   ссылки   на явления  общественной  жизни,    предложении     к     уместно события,     на     научные     доказательства,     жизненные ситуации  и  личный  социальный опыт.    Конечно,   хотелось   также   отметить   важность   заполнения бланков.   Именно   на   них   мы   отводим   отдельные   часы   по подготовке и внимательно ,не торопясь заполняем . Результативность опыта. Считая,   что   опыт   работы   по   данной   теме   даёт положительные .Целенаправленное использование опыта позволило расширить рамки изучения и подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.   результаты     Результаты   диагностики   показывают   положительную динамику  на следующих уровнях :  1. Знание фактического материала 2.  Умение соотносить события 3. Умение работать с текстом 4. Уровень речевой грамотности 5. Знание понятий, терминов, фактов  Мониторинг   уровня   обучаемости   учащихся   по обществознанию. 5 4.5 4 3.5 3 2.5 2 1.5 1 0.5 0 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2015-2016 .                              знание фактического материала соотношение событий работа с текстом Мониторинг  поступления учащихся в учебные заведения с изучением обществознания и истории 5 4.5 4 3.5 3 2.5 2 1.5 1 0.5 0 обществознание Ряд 3 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2015-2016 Учащийся Платонов Роман показал уровень обученности по  предмету история 90 % .Учащийся поступил на  исторический факультет ВГГУ в 2015­2016  учебном году Учащиеся Филатов Андрей показал уровень ЕГЭ по  обществознанию 86 баллов он поступил в МГУ г.Москва на  факультет управление и менеджмент. Учащиеся Кротов Максим показал уровень знаний по  обществознанию 80% .Учащиеся поступил а военное  училище г.Рязань. За прошлый 2016 год учащиеся 9­11 классов успешно сдали  экзамен ОГЭ по обществознанию ,уровень обученности  составил  75%. №п.п Учащиеся  1 2 Рязанцев Павел Лютостанский Михаил оценка 4 4 Учащиеся с 2012­2013 учебного года активно участвуют в  различных конкурсах ,олимпиадах и показывают  положительные результаты. 2014 год­ районный конкурс «Память храбрых мы почтим»3  место. 2013год­ конкурс знатоки Отечественной истории  «Последний век Московского царства» грамота 2017 год­ конкурс знатоки Отечественной истории «Золотое  кольцо» благодарность 2016 год­диплом за организацию сверхпрограммной   общероссийской олимпиады Олимпус Осенняя сессия. Обобщая сказанное ,можно утверждать, что цели и задачи  поставленные в обобщении опыта, решены. Список использованной литературы  1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования 2.» Методический портфолио» учителя истории и  обществознания  Владимирской области ,ВИПКРО ,2015г 3.»Словарь живого великорусского языка» В.И.Даль 4. Полный справочник для подготовки к ОГЭ. 9 класс Баранов П.А.  5. Открытый банк заданий ОГЭ. Тренировочные сборники для учащихся с  ОВЗ.» ЕГЭ и ГВЭ­11 » Тренировочные сборники для подготовки к ГИА­ 2018  6.О.А. Чернышова сборник заданий из­во Легион 2017 7.Котова ,Лискова сборник заданий  обществознание в таблицах и  схемах ,Вентана граф 2017 8.Калачёва Е.Н. подготовка к ОГЭ ,издательство экзамен 2017 9.Калачева Е.Н. тематический тренажёр по истории и обществознанию  ,издательство экзамен 2017 10.Котова О.А., Лискова Т.М.» я сдам ОГЭ» ,просвещение 2017г.

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема : Использование КИМ при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию 9 класс

Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания по теме:тема :   Использование КИМ  при  подготовке к ОГЭ по    истории и обществознанию 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2018