Обобщение опыта работы учителя начальных классов Караевой Р.А.: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»
Оценка 4.9

Обобщение опыта работы учителя начальных классов Караевой Р.А.: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Оценка 4.9
Документация +2
doc
русский язык
Взрослым
13.10.2017
Обобщение опыта работы учителя начальных классов Караевой Р.А.: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»
Условия возникновения и становления опыта Чтобы научиться правильно писать, ребенок должен овладеть правилами орфографии. Возникновение опыта связано тем, что проблема формирования грамотного письма в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Работая над проблемой повышения качества знаний по русскому языку изучала глубоко и более детально методическую, психолого– педагогическую литературу, исследования психологов и педагогов, пришла к выводу, что оптимальным путем обучения орфографии является такой, при котором орфографический навык формируется первоначально как система осознанных действий. В результате специальных упражнений происходит их сокращение и автоматизация. Сознательное владение орфографией включает в себя умение выделять орфограммы, относить каждую к определенному правилу и, наконец, писать в соответствии с правилом. Для реализации данной цели необходимо решить несколько логически-взаимосвязанных задач: -изучить научную, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме; -раскрыть сущность, содержание орфографического навыка; -определить условия формирования орфографического навыка младшего школьника; -раскрыть сущность орфографической зоркости как орфографического умения; -установить зависимость между развитием орфографической зоркости и формированием орфографического навыка. Объектом исследования является процесс формирования орфографического навыка младшего школьника. Предмет исследования: орфографическая зоркость младшего школьника. Гипотеза исследования: предполагаю, что развитию орфографической зоркости младшего школьника способствует четко организованная и целенаправленная работа . В своей работе по обобщению опыта руководствовалась следующими методами: 1. Изучение литературы по данной проблеме. 2. Анализ продуктов деятельности младшего школьника. 3. Наблюдение. 4. Сравнительный мониторинг. 5. Обобщение. Актуальность опыта и его новизна Известно, что орфографическая грамотность человека – это одна из составляющих его общей культуры. В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы говорится: «Важнейшая, непреходящая задача школы – давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания, вырабатывать навыки и умения, применять их на практике». Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания. Всем известна ситуация, когда дети наизусть заучивают правила по орфографии, отвечают на все теоретические вопросы, но в письменных работах обнаруживается огромное количество именно орфографических ошибок, соответственно оценки за письменные работы значительно ниже, чем за устные ответы, тесты и индивидуальные задания. Трудности в овладении орфографическими навыками зависят не только от незнания правил или грамматических понятий, но и от неумения применять их в практике письма. Пользоваться правилом практически - значит рассуждать, опознавать и квалифицировать орфограммы. Все это требует сложной аналитической работы. Для многих учеников это довольно утомительно и сложно. По мнению большинства преподавателей, умение правильно подбирать необходимые слова для проверок, является решением проблемы, но на деле столкнулась с тем, что это действие не решает данную орфографическую задачу на должном уровне. Ученики, работая самостоятельно с текстом во время диктанта или творческой работы, не могут правильно определить какую букву надо вставить в слово. Почему? Какие действия он пропустил для определения выбора буквы в слове при его написании? На этот вопрос легко ответить, мы приучили ребёнка решать уже готовые, поставленные перед ним орфографические задачи. Ведь каждый учебник строится на том, что основной объём заданий состоит из решения уже готовых орфографических задач. Ребёнку остаётся только решить эту задачу, что он с успехом и выполняет. Тем не менее, когда от ученика требуется самостоятельная работа по выявлению «опасных» мест, эта задача оказывается для него сложной, потому что он не научился сам выявлять в словах места, где возможна ошибка. Работая над опытом в течение 5лет, я заметила, что результаты обучения орфографии зависят от развития у учащихся способности обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилу. Эта способность должна закладываться в процессе обучения в начальных классах. Однако, за время обучения в 1-4 классах у большинства детей не формируется орфографическая зоркость: процент видения орфограмм у учащихся 4 класса колеблется от 30% -50%". Следовательно, актуальность выбора данной темы опыта состоит в том, что данная методика и ее результаты могут способствовать успешному обучению русскому языку в начальной школе, а также разрешению многих проблем, связанных с обучением детей русскому языку. Данный опыт расширяет представление о путях повышения качества знаний по русскому языку, используя различные методы и приёмы, для формирования орфографической зоркости. Таким образом, проблема развития орфографической зоркости является актуальной, что и определило выбор темы обобщения опыта. С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек. Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание. Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений. Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора. Предложенные упражнения обеспечивают сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения. Кроме того, упражнения должны отбираться в соответствии со структурой орфографической зоркости. Мотивации орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использование сигнальных карточек. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при графическом выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само- и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма, диктанта “Проверяю себя”. Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами. Упражнения: • ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе • постоянно показывать образец анализа звучащего слова (аксиома – что в опыте ребёнка нет, надо дать этому образец) • использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р • на первом этапе предъявлять готовую модель для самоконтроля • приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово получиться?) • при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него. Класс в это время может работать в паре со своими модельками (кинестетически прочувствовать) • подбор слов к звуковым моделям • использовать задания ловушки (сколько звуков в слове “ два”?; какое слово длиннее: час или минута?; мне кажется, что все звуки в слове “вата” мягкие? • Игровые приёмы: “Найди одинаковый звук”, “Определи место звука в слове”, “ Найди предметы с заданным звуком”, “ Шифровальщики” с пропусками "опасных" мест сразу по слуху. • ''Найди опасное место''. Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и ''опасное место''. • ''Светофор''. Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонёк, как только найдут ''опасное место''. • “ Зажги маячок” Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются “опасные места” Знаете, какой самый распространенный вид упражнения по русскому языку? Конечно - “Вставьте пропущенную букву ”. На мой взгляд, малополезный способ работы в плане развития орфографической зоркости и формирования навыка грамотного письма. Основная работа здесь уже выполнена, “зоркость” кем-то уже проявлена, т.е., место, где может быть допущена ошибка, найдено и “подсказано”. При такой работе овладение орфографической зоркостью возможно лишь на уровне непроизвольного (а часто и специального) запоминания слов с орфограммами. А ведь пишущему следует самому обнаруживать места орфограмм. Умение это делать - и есть орфографическая зоркость. Я считаю более эффективным другое упражнение: поиск орфограмм в “чистом” тексте. Предлагаемые карточки позволяют преодолеть эту трудность, а также они позволяют: -развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами; -самостоятельно проверить результат работы; -видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия; -если же ребенок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность “подглядеть” их. На короткое время приложив проверочный лист, а затем выполнять работу вновь. Такая функция карточки-самоучителя особенно пригодится для медленно движущихся детей. Для детей, болезненно реагирующих на указывание им их ошибки. Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Для работы по формированию орфографической зоркости на втором этапе тексты составляются так, чтобы с ними можно было работать по поводу разных орфограмм. В этом случае к одной карточке-тексту прилагается две - три проверочных карточки. Орфографическое чтение. Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения (Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г.). Автором разработана система тренировки орфографической зоркости. Если ежедневно на каждом уроке (математике, русскому языке, чтении, природоведении) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.) Комментированное письмо с указанием орфограмм При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование — это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму. Письмо с проговариванием Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме. Зрительный диктант Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого – предупреждение ошибок. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений). Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы. Диктант “ Проверяю себя” Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта ''Проверяю себя''. Поэтому важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм. Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их. Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется. Специально организованное списывание Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек. Для того чтобы данная работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы, во-вторых, должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех. В классе алгоритм списывания составляется с детьми коллективно и размещается рядом с доской. Каждый ученик получает дополнительно карточку, на которой записан весь порядок действия при списывании. Памятка. 1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его. 2.Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его. 3.Выдели орфограммы в списываемом тексте. 4. Прочитай предложение так, как оно написано. 5.Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать. 6.Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза. 7.Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом. Какографические упражнения В практике своей работы использую какографические упражнения, которые предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний. Работа над ошибками Начиная с 1 (2) класса, при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого ставлю на полях палочку (у более слабых учеников – номер орфограммы), а в конце работы – вместо отметки точку. Ученик, получив работу без отметки, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы). Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с ''Памяткой'' (в списке орфограмм с номерами дается способ ее объяснения и проверки). После того, как выполнена работа над ошибками, выставляется отметка. Каждый раз, работая с ''Памяткой'', ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Все это способствует лучшему запоминанию орфограмм и повышению орфографической грамотности Диктант с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать. Выборочный диктант, самодиктант, взаимодиктант Провожу на уроках выборочный диктант, когда дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста. Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов. Особое место в ряду диктантов занимают самодиктанты, взаимодиктанты и графические диктанты. Самодиктант – это вид диктанта, при котором: 1. Текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом; 2. Проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3 – 5 слов с данной орфограммой. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий ее выбора, подбор (при необходимости) проверочных слов к данным, затем – самоподготовка и сравнение своей записи с исходной. Взаимодиктант проводится после подготовки, описанной для самодиктанта: 1. В парах с взаимопроверкой при использовании образца; 2. Одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова; после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителю. Обострению орфографической зоркости способствует прием ''Секрет письма зеленой пастой'', с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило – начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников. Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости: низкий уровень развития произвольности внимания, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), низкий уровень объёма и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти. Классификация ошибок 2011-2012 уч.год 2012-2013 уч.год Проверяемая безударная гласная 5 3 Непроверяемая безударная гласная 1 - Парная согласная в корне слова 3 1 Правописание предлогов 4 2 Правописание приставок 2 - Сочетания жи-ши, ча-ща, чк-чн,нщ 1 - Удвоенная согласная - 2 Непроизносимая согласная - 2 Как известно, навыки грамотного письма формируются в процессе упражнений, причем прочность этих навыков находится в прямой зависимости от числа «встреч» учащихся с трудными орфограммами. Каждый учитель знает, чем больше дети пишут, тем прочнее их навыки. Первым шагом в работе над орфографической зоркостью я считаю работу по предупреждению ошибок. 1. Работа по предупреждению ошибок – одно из главных условий успешного обучения грамотному письму. Этому я стараюсь уделять серьезное внимание на всех этапах учебного процесса. Начинаю эту работу в период обучения грамоте. Первый этап предупреждения ошибок – работа над развитием внимания. Но привить внимание – этого еще мало. Его надо поддерживать и активизировать в течение всего урока. А здесь основную роль играет высокое качество самого урока. Если урок конкретен по содержанию и материал его доступен, то внимание класса обеспечено. Следующий этап предупреждения ошибок – это тщательная, систематическая работа в добукварный период над звуком, слогом и словом. Чем лучше и без спешки проводится работа над анализом слова, четким выделением звука в слоге. Тем меньше впоследствии будет ошибок в пропуске букв и правильности написания. На уроках обучения грамоте я использую занимательный материал из книги В.Волиной «Учимся играя». Игры с буквами и словами, загадки, кроссворды, рифмовки, занимательные задания и вопросы очень интересны детям. А то, что ребенку интересно, он всегда легко и быстро запоминает. С первых учебных дней знакомлю детей с написанием в словах большой буквы. При письме слова учащиеся объясняют, почему оно пишется с маленькой или большой буквы. В дальнейшем, при обучении орфографии перед выполнением упражнений мы разбираем и объясняем трудные для написания слова. При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок широко использую: 1)словарики по темам: «Парные звонкие и глухие согласные», «Безударные гласные, проверяемые ударением» для 2 и 3 классов, «Непроизносимые согласные». В словариках включены слова, с которыми дети будут встречаться в дальнейшем при написании диктантов, изложений, сочинений. В словариках много слов, которых нет в учебнике. 2) виды упражнений как: а) объяснительный и предупредительный диктанты, б) письмо текста по памяти с предварительным орфографическим разбором, в) комментированное письмо, г) запись текста под диктовку с последующей проверкой, д) выборочное списывание и выборочный диктант. Много внимания уделяю обучению учащихся правильному выполнению упражнений дома. Прежде всего добиваюсь, чтобы ученики не делали ошибок при списывании. У каждого ученика есть «Памятка», пользуясь которой они выполняют домашнее задание. «Памятка» 1.Прочитай внимательно классную работу и исправь, если есть, ошибки. 2.Повтори заданные слова из словаря. 3.Прочитай каждое слово упражнения по слогам и подчеркни все орфограммы. 4.Спиши, комментируя свою запись. Пиши чисто и аккуратно, не спеши. 5.Закончив работу, внимательно проверь, что написал. При изучении орфограмм выделяю три момента: -знание правила, -умение его применять, -достаточный навык применения правила. Умение применять навык не всегда совпадает со знанием его. Здесь необходимо выяснить причину и снова продолжить индивидуально выполнять ряд письменных и устных упражнений. Учащиеся знают правила, умеют его применять, но все же делают ошибки. Значит, у них нет достаточного навыка, они нуждаются в дополнительной помощи. Те или другие упражнения на данную орфограмму помогают учащимся выработать навык ее применения. Систематический контроль и классификация ошибок дают мне ясное представление над какими орфограммами я должна работать фронтально, а над какими индивидуально. 2. В начальной школе на каждом уроке обязательно проводятся «Минутки чистописания». Аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются школьниками. Нечеткое написание букв неизбежно приводит к ошибкам, привычка к неаккуратному письму снижает уровень запоминания. Неаккуратное письмо приводит к ошибке даже в тех случаях, когда нет орфограммы. Занятия каллиграфией приучают школьников писать с максимальным вниманием к графической стороне письма, заботиться об аккуратности, разборчивости, писать не спеша, сосредоточенно. На «Минутках чистописания» хорошо проводить закрепление или повторение написания слов с изученными орфограммами. Полезно использовать на «Минутке чистописания» и пословицы, так как одновременно проводится работа по развитию речи, по повторению правила написания большой буквы в начале предложения и разбираются орфограммы, которые встретятся в предложении. 3. Чтобы добиться быстроты и четкости обнаружения орфограммы, необходимо проводить специальную подготовку в нахождении орфограммы. Большую роль при этом оказывают так называемые «Орфографические минутки», которые я провожу уже в конце первого класса при повторении. С каждым годом количество изучаемых орфограмм увеличивается, значит и содержание «Орфографических минуток» изменяется. Детям эта работа очень нравится. Они с большим удовольствием выходят работать у доски. Можно использовать эти «минутки» работая со всем классом и индивидуально. Причем, задания могут быть такими: а) вставь пропущенную букву, б) подчеркни изученные орфограммы, в) прокомментируй запись словосочетаний, г) запиши под диктовку. 4. Интересна работа по «телетайпной ленте», которая помогает выработать у детей орфографическую зоркость. Я диктую предложение, ученик чертит его схему на доске, обозначая каждую орфограмму условно. Систематическая работа с «лентой» приучит учащихся анализировать каждое слово, а это в свою очередь научит каждого ученика видеть орфограмму. 5. Использование «Памятки работы над ошибками» в повседневной практике воспитывает у детей активное отношение к пробелам в знаниях, нетерпимость к ним и желание ликвидировать эти пробелы, вырабатывает орфографическую зоркость, умение безошибочно соотнести допущенную ошибку с изучаемой орфограммой, способствует выработке навыков самоконтроля, развивает умение учиться. Работу по «Памятке» начинаю с первого класса, по мере изучения орфограмм. «Памятка служит ученику справочником в работе над ошибками. Уяснив характер своей ошибки, соотнеся ее с изучаемой орфограммой, ученик по «Памятке» ищет способы ее исправления. Каждый раз работая с «Памяткой, ученик видит перед собой список изучаемых орфограмм, способ их исправления и потому невольно запоминает их. Чтобы научить детей пользоваться «Памяткой», соотносить допущенные ошибки с изучаемой орфограммой, прежде всего эту работу провожу на уроке после изучения каждой темы. Например, изучается правописание предлогов. Вначале повторяем правило раздельного написания предлогов, вспоминаем, как отличить предлог от приставки, а затем работаем над ошибкой по образцу. После самостоятельных, контрольных и творческих работ отвожу часть урока для работы над типичными ошибками всех учащихся. 6. Путь активизации мыслительной деятельности работы учащихся на уроках – нахождение ошибок в заданиях, словах, предложениях. То очень полезная работа, так как дети снова учатся на чужих ошибках, а ошибки эти очень разнообразны. Начинать надо с первого класса. Сначала дети ищут ошибки в словах, потом в предложениях. В работе с текстом надо идти от простого к сложному. Сначала надо давать ученикам тексты с ошибками на одно правило, а затем тексты с большим количеством орфограмм. Больше всего ошибок допускают дети при написании слов с проверяемой и непроверяемой безударной гласной. Значит, для глубокого и прочного усвоения нужен дидактический материал, в котором были бы представлены все варианты орфограмм. Кроме основных упражнений, которые рекомендует методика для работы над обучением орфограмм, я очень часто применяю на уроках занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи. Все это направлено на активизацию познавательной деятельности учащихся, на развитие самостоятельности и инициативы в обучении, на формирование сознательного интереса к предмету, помогает повысить грамотность. Для меня очень важно знать степень усвоения изучаемого материала каждым учеником. На основании анализа ошибок даю дифференцированные и индивидуальные задания. Интересно построить урок, увидеть любопытство в глазах учеников – это очень важно для каждого учителя, но главная задача любого урока – дать глубокие знания, сформировать прочные навыки, способствующие развитию и воспитанию учащихся. Наблюдения за работой в начальной школе показывают, что детям интересны те задания, с которыми они успешно справляются. Предложенные мною виды работ обеспечивают постепенность формирования знаний и умений по теме, облегчают усвоение орфографических понятий, способствуют орфографической зоркости, активизируют умственную деятельность школьников. Данная тема опыта «Орфографическая зоркость как условие формирования орфографического навыка младшего школьника» - актуальна всегда. В этой теме рассматривается одна из важнейших проблем, существующих в методике обучения русскому языку - это проблема использования орфографических упражнений. Приведенные в данном опыте результаты исследований дают основание утверждать, что орфографические упражнения как основная форма организации орфографических проблем является средством интенсификации обучения грамотному письму, то есть орфографической зоркости. В результате работы по обобщению опыта я пришла к выводам о том, что орфографические упражнения влияют на развитие орфографической зоркости. 3.Результативности опыта Данный эксперимент дает положительный результат при соблюдении следующих условий: 1) тщательный отбор упражнений на те орфограммы, которые вызывают трудность у учащихся; 2) создание благоприятного эмоционального психологического климата; 3) соблюдать определенную последовательность подачи различных видов упражнений; 4) систематическое выполнение орфографических упражнений; 5) постоянное отслеживание результатов; 6) использование алгоритмов для детей, у которых есть проблемы в орфографической грамотности. Таким образом, поставленная гипотеза полностью подтвердилась: - использование орфографических упражнений мотивирует грамотное письмо; -в уроки следует включать разнообразные виды орфографических заданий. Чтобы научить младшего школьника орфографически грамотно писать, нужно приложить много усилий учителю. Поэтому в своём опыте я попыталась рассмотреть работу по формированию орфографической зоркости и виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости. Использование передовых технологий, которые отличаются оригинальными системами обучения правописанию, позволило получить следующие результаты: - развивается логическое мышление; -формируется устойчивый интерес к предмету; -активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке; -орфографические упражнения способствуют более продуктивному развитию навыка орфографически грамотного письма. В процессе работы по формированию орфографической зоркости очевидны положительные результаты воздействия на учеников. Согласно плану внутришкольного контроля администрацией школы ежегодно проводились контрольные работы по русскому языку, анализ результатов которых позволяет констатировать достаточно высокое качество знаний обучающихся по русскому языку -70%-76% при 100% успеваемости. Оценка результативности опыта Главным результатом педагогической деятельности педагог считает создание ситуации успеха - создание обстановки, располагающей ученика к деятельности ,направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой. Создание в классе спокойной обстановки, доброже¬лательность и взаимопомощь, чувство коллектива — тоже одно из необходимых слагаемых успеха, создания деловой атмосферы на уроке. При этом дети раскован¬ы, свободны, никакого страха в ожидании вызова, ра¬ботают активно и с удовольствием. Потому что внима¬ние учителя сосредоточено не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких. Именно такой урок сотрудничества, на котором у всех всё получается, и рождает чувство успеха в учении, желание и готовность решать все более трудные зада¬чи, идти вперед по дороге познания.
обобщение опыта Караева Р.А..doc

             Муниципальное общеобразовательное учреждение

                «Средняя общеобразовательная школа №1 с.Октябрьское»

 

Обобщение опыта работы
учителя начальных классов 
КАРАЕВОЙ РЕГИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

«Развитие орфографической зоркости 
у младших школьников»

 

 

 

 Тема опыта: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Условия возникновения и становления опыта

Чтобы научиться правильно писать, ребенок должен овладеть правилами орфографии. Возникновение опыта связано тем, что проблема формирования грамотного письма в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Работая над проблемой повышения качества знаний по русскому языку изучала глубоко и более детально методическую, психолого– педагогическую литературу, исследования психологов и педагогов, пришла к выводу, что оптимальным путем обучения орфографии является такой, при котором орфографический навык формируется первоначально как система осознанных действий. В результате специальных упражнений происходит их сокращение и автоматизация. Сознательное владение орфографией включает в себя умение выделять орфограммы, относить каждую к определенному правилу и, наконец, писать в соответствии с правилом.

Для реализации данной цели необходимо решить несколько логически-взаимосвязанных задач:

-изучить научную, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме;

-раскрыть сущность, содержание орфографического навыка;

-определить условия формирования орфографического навыка младшего школьника;

-раскрыть сущность орфографической зоркости как орфографического умения;

-установить зависимость между развитием орфографической зоркости и формированием орфографического навыка.

Объектом исследования является процесс формирования орфографического навыка младшего школьника.

Предмет исследования: орфографическая зоркость  младшего школьника.

Гипотеза исследования: предполагаю, что развитию орфографической зоркости младшего школьника способствует четко организованная и целенаправленная работа .

В своей работе по обобщению опыта руководствовалась следующими методами:

1. Изучение литературы по данной проблеме.

2. Анализ продуктов деятельности младшего школьника.

3. Наблюдение.

4. Сравнительный мониторинг.

5. Обобщение.

Актуальность опыта и его новизна

Известно, что орфографическая грамотность человека – это одна из составляющих его общей культуры. В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы говорится: «Важнейшая, непреходящая задача школы – давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания, вырабатывать навыки и умения, применять их на практике». Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания.

Всем известна ситуация, когда дети наизусть заучивают правила по орфографии, отвечают на все теоретические вопросы, но в письменных работах обнаруживается огромное количество именно орфографических ошибок, соответственно оценки за письменные работы значительно ниже, чем за устные ответы, тесты и индивидуальные задания. Трудности в овладении орфографическими навыками зависят не только от незнания правил или грамматических понятий, но и от неумения применять их в практике письма. Пользоваться правилом практически - значит рассуждать, опознавать и квалифицировать орфограммы. Все это требует сложной аналитической работы. Для многих учеников это довольно утомительно и сложно. По мнению большинства преподавателей, умение правильно подбирать необходимые слова для проверок, является решением проблемы, но на деле  столкнулась с тем, что это действие не решает данную орфографическую задачу на должном уровне. Ученики, работая самостоятельно с текстом во время диктанта или творческой работы, не могут правильно определить какую букву надо вставить в слово. Почему? Какие действия он пропустил для определения выбора буквы в слове при его написании? На этот вопрос легко ответить, мы приучили ребёнка решать уже готовые, поставленные перед ним орфографические задачи. Ведь каждый учебник строится на том, что основной объём заданий состоит из решения уже готовых орфографических задач. Ребёнку остаётся только решить эту задачу, что он с успехом и выполняет. Тем не менее, когда от ученика требуется самостоятельная работа по выявлению «опасных» мест, эта задача оказывается для него сложной, потому что он не научился сам выявлять в словах места, где возможна ошибка.

Работая над опытом в течение 5лет, я заметила, что результаты обучения орфографии зависят от развития у учащихся способности обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилу. Эта способность должна закладываться в процессе обучения в начальных классах. Однако, за время обучения в 1-4 классах у большинства детей не формируется орфографическая зоркость: процент видения орфограмм у учащихся 4 класса колеблется от 30% -50%". Следовательно, актуальность выбора данной темы опыта состоит в том, что данная методика и ее результаты могут способствовать успешному обучению русскому языку в начальной школе, а также разрешению многих проблем, связанных с обучением детей русскому языку. Данный опыт расширяет представление о путях повышения качества знаний по русскому языку, используя различные методы и приёмы, для формирования орфографической зоркости.

Таким образом, проблема развития орфографической зоркости является актуальной, что и определило выбор темы обобщения опыта.

С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.

Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.

Для речедвигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.

Рукодвигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений.

Общепризнанным является положение о том, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости дает комбинированное восприятие и запоминание, которые возможны в процессе комментированного письма, звукобуквенного и орфографического разбора.

Предложенные упражнения обеспечивают сочетание фронтального, группового и индивидуального способов организации обучения.

Кроме того, упражнения должны отбираться в соответствии со структурой орфографической зоркости. Мотивации орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использование сигнальных карточек. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при графическом выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само- и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма, диктанта “Проверяю себя”.

Работу по развитию орфографической зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.

Упражнения:

  • ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе
  • постоянно показывать образец анализа звучащего слова (аксиома – что в опыте ребёнка нет, надо дать этому образец)
  • использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р
  • на первом этапе предъявлять готовую модель для самоконтроля
  • приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово получиться?)
  • при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него. Класс в это время может работать в паре со своими модельками (кинестетически прочувствовать)
  • подбор слов к звуковым моделям
  • использовать задания ловушки (сколько звуков в слове “ два”?; какое слово длиннее: час или минута?; мне кажется, что все звуки в слове “вата” мягкие?
  • Игровые приёмы: “Найди одинаковый звук”, “Определи место звука в слове”, “ Найди предметы с заданным звуком”, “ Шифровальщики” с пропусками "опасных" мест сразу по слуху.
  • ''Найди опасное место''.

Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и ''опасное место''.

  • ''Светофор''.

Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонёк, как только найдут ''опасное место''.

  • “ Зажги маячок”

Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются “опасные места”

Знаете, какой самый распространенный вид упражнения по русскому языку? Конечно - “Вставьте пропущенную букву ”. На мой взгляд, малополезный способ работы в плане развития орфографической зоркости и формирования навыка грамотного письма. Основная работа здесь уже выполнена, “зоркость” кем-то уже проявлена, т.е., место, где может быть допущена ошибка, найдено и “подсказано”. При такой работе овладение орфографической зоркостью возможно лишь на уровне непроизвольного (а часто и специального) запоминания слов с орфограммами. А ведь пишущему следует самому обнаруживать места орфограмм. Умение это делать - и есть орфографическая зоркость.

Я считаю более эффективным другое упражнение: поиск орфограмм в “чистом” тексте.

Предлагаемые карточки позволяют преодолеть эту трудность, а также они позволяют:

-развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;

-самостоятельно проверить результат работы;

-видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия;

-если же ребенок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность “подглядеть” их. На короткое время приложив проверочный лист, а затем выполнять работу вновь. Такая функция карточки-самоучителя особенно пригодится для медленно движущихся детей. Для детей, болезненно реагирующих на указывание им их ошибки.

Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст.

Для работы по формированию орфографической зоркости на втором этапе тексты составляются так, чтобы с ними можно было работать по поводу разных орфограмм. В этом случае к одной карточке-тексту прилагается две - три проверочных карточки.

Орфографическое чтение.

Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения (Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г.). Автором разработана система тренировки орфографической зоркости.

Если ежедневно на каждом уроке (математике, русскому языке, чтении, природоведении) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.)

Комментированное письмо с указанием орфограмм

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование — это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.

Письмо с проговариванием

Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.

Зрительный диктант

Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого – предупреждение ошибок.

На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений).

Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы.

Диктант “ Проверяю себя”

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта ''Проверяю себя''. Поэтому важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм.

Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их.

Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.

Специально организованное списывание

Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек. Для того чтобы данная работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы, во-вторых, должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех.

В классе алгоритм списывания составляется с детьми коллективно и размещается рядом с доской. Каждый ученик получает дополнительно карточку, на которой записан весь порядок действия при списывании.

Памятка.

1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2.Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3.Выдели орфограммы в списываемом тексте.

4. Прочитай предложение так, как оно написано.

5.Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.

6.Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.

7.Проверь написанное:

а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;

б) подчеркни орфограммы в написанном;

в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Какографические упражнения

В практике своей работы использую какографические упражнения, которые предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

Работа над ошибками

Начиная с 1 (2) класса, при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого ставлю на полях палочку (у более слабых учеников – номер орфограммы), а в конце работы – вместо отметки точку. Ученик, получив работу без отметки, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы).

Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с ''Памяткой'' (в списке орфограмм с номерами дается способ ее объяснения и проверки).

После того, как выполнена работа над ошибками, выставляется отметка.

Каждый раз, работая с ''Памяткой'', ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Все это способствует лучшему запоминанию орфограмм и повышению орфографической грамотности

Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

Выборочный диктант, самодиктант, взаимодиктант

Провожу на уроках выборочный диктант, когда дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста. Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.

Особое место в ряду диктантов занимают самодиктанты, взаимодиктанты и графические диктанты.

Самодиктант – это вид диктанта, при котором:

1. Текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом;

2. Проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3 – 5 слов с данной орфограммой. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий ее выбора, подбор (при необходимости) проверочных слов к данным, затем – самоподготовка и сравнение своей записи с исходной.

Взаимодиктант проводится после подготовки, описанной для самодиктанта:

1. В парах с взаимопроверкой при использовании образца;

2. Одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова; после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителю.

Обострению орфографической зоркости способствует прием ''Секрет письма зеленой пастой'', с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило – начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников.

Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости: низкий уровень развития произвольности внимания, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), низкий уровень объёма и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти.

 

Классификация ошибок

         2011-2012 уч.год

         2012-2013 уч.год

Проверяемая безударная

гласная

                      5

                      3

Непроверяемая безударная

гласная

                       1

                      -

Парная согласная в корне

слова

                       3

                      1

Правописание предлогов

                       4

                       2

Правописание приставок

                       2

                       -

Сочетания жи-ши, ча-ща, чк-чн,нщ

                       1

                       -

Удвоенная согласная

                       -

                       2

Непроизносимая согласная

                       -

                       2

 

 

Как известно, навыки грамотного письма формируются в процессе упражнений, причем прочность этих навыков находится в прямой зависимости от числа «встреч» учащихся с трудными орфограммами. Каждый учитель знает, чем больше дети пишут, тем прочнее их навыки.

 

Первым шагом в работе над орфографической зоркостью я считаю работу по предупреждению ошибок.

 

1. Работа по предупреждению ошибок – одно из главных условий успешного обучения грамотному письму. Этому я стараюсь уделять серьезное внимание на всех этапах учебного процесса. Начинаю эту работу в период обучения грамоте.

 

Первый этап предупреждения ошибок – работа над развитием внимания. Но привить внимание – этого еще мало. Его надо поддерживать и активизировать в течение всего урока. А  здесь основную роль играет высокое качество самого урока. Если урок конкретен по содержанию и материал его доступен, то внимание класса обеспечено.

 

Следующий этап предупреждения ошибок – это тщательная, систематическая работа в добукварный период над звуком, слогом и словом. Чем лучше и без спешки проводится работа над анализом слова, четким выделением звука в слоге. Тем меньше впоследствии будет ошибок в пропуске букв и правильности написания.

 

На уроках обучения грамоте я использую занимательный материал из книги В.Волиной «Учимся играя». Игры с буквами и словами, загадки, кроссворды, рифмовки, занимательные задания и вопросы очень интересны детям. А то, что ребенку интересно, он всегда легко и быстро запоминает.

 

С первых учебных дней знакомлю детей с написанием в словах большой буквы. При письме слова учащиеся объясняют, почему оно пишется с маленькой или большой буквы. В дальнейшем, при обучении орфографии перед выполнением упражнений мы разбираем и объясняем трудные для написания слова.

 

При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок широко использую:

 

1)словарики по темам: «Парные звонкие и глухие согласные», «Безударные гласные, проверяемые ударением» для 2 и 3 классов, «Непроизносимые согласные».

 

В словариках включены слова, с которыми дети будут встречаться в дальнейшем при написании диктантов, изложений, сочинений. В словариках много слов, которых нет в учебнике.

 

2) виды упражнений как:

 

а) объяснительный и предупредительный диктанты,

 

б) письмо текста по памяти с предварительным орфографическим разбором,

 

в) комментированное письмо,

 

г) запись текста под диктовку с последующей проверкой,

 

д) выборочное  списывание и выборочный диктант.

 

Много внимания уделяю обучению учащихся правильному выполнению упражнений дома. Прежде всего добиваюсь, чтобы ученики не делали ошибок при списывании. У каждого ученика есть «Памятка», пользуясь которой они выполняют домашнее задание.

 

«Памятка»

 

1.Прочитай внимательно классную работу и исправь, если есть, ошибки.

 

2.Повтори заданные слова из словаря.

 

3.Прочитай  каждое слово упражнения по слогам и подчеркни все орфограммы.

 

4.Спиши, комментируя свою запись. Пиши чисто и аккуратно, не спеши.

 

5.Закончив работу, внимательно проверь, что написал.

 

При изучении орфограмм выделяю три момента:

 

-знание правила,

 

-умение его применять,

 

-достаточный навык применения правила.

 

Умение применять навык не всегда совпадает со знанием его. Здесь необходимо выяснить причину и снова продолжить индивидуально выполнять ряд письменных и устных упражнений.

 

Учащиеся знают правила, умеют его применять, но все же делают ошибки. Значит, у них нет достаточного навыка, они нуждаются в дополнительной помощи. Те или другие упражнения на данную орфограмму помогают учащимся выработать навык ее применения.

 

Систематический контроль  и классификация ошибок дают мне ясное представление над какими орфограммами я должна работать фронтально, а над какими индивидуально.

 

2. В начальной школе на каждом уроке обязательно проводятся «Минутки чистописания». Аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются школьниками. Нечеткое написание букв неизбежно приводит к ошибкам, привычка к неаккуратному письму снижает уровень запоминания. Неаккуратное письмо приводит к ошибке даже в тех случаях, когда нет орфограммы. Занятия каллиграфией приучают школьников писать с максимальным вниманием к графической стороне письма, заботиться об аккуратности, разборчивости, писать не  спеша, сосредоточенно. На «Минутках чистописания» хорошо проводить закрепление или повторение написания слов с изученными орфограммами.

 

Полезно использовать на «Минутке чистописания» и пословицы, так как одновременно проводится работа по развитию речи, по повторению правила написания большой буквы в начале предложения и разбираются орфограммы, которые встретятся в предложении.

 

3. Чтобы добиться быстроты и четкости обнаружения орфограммы, необходимо проводить специальную подготовку в нахождении орфограммы. Большую роль при этом оказывают так называемые «Орфографические минутки», которые я провожу уже в конце первого класса при повторении. С каждым годом количество изучаемых орфограмм увеличивается, значит и содержание «Орфографических минуток» изменяется. Детям эта работа очень нравится. Они с большим удовольствием выходят работать у доски.  Можно использовать эти «минутки» работая со всем классом и индивидуально. Причем, задания могут быть такими:

 

а) вставь пропущенную букву,

 

б) подчеркни изученные орфограммы,

 

в) прокомментируй запись словосочетаний,

 

г) запиши под диктовку.

 

4. Интересна работа по «телетайпной ленте», которая помогает выработать у детей орфографическую зоркость. Я диктую предложение, ученик чертит его схему на доске, обозначая каждую орфограмму условно. Систематическая работа с «лентой» приучит учащихся анализировать каждое слово, а это в свою очередь научит каждого ученика видеть орфограмму.

 

5. Использование «Памятки работы над ошибками» в повседневной практике воспитывает у детей активное отношение к пробелам в знаниях, нетерпимость к ним и желание ликвидировать эти пробелы, вырабатывает орфографическую зоркость, умение безошибочно соотнести допущенную ошибку с изучаемой орфограммой, способствует выработке навыков самоконтроля, развивает умение учиться.

 

Работу по «Памятке» начинаю с первого класса, по мере изучения орфограмм. «Памятка служит ученику справочником в работе над ошибками. Уяснив характер

 

своей ошибки, соотнеся ее с изучаемой орфограммой, ученик по «Памятке» ищет способы ее исправления. Каждый раз работая с «Памяткой, ученик видит перед собой список изучаемых орфограмм, способ их исправления и потому невольно запоминает их.

 

Чтобы научить детей пользоваться «Памяткой», соотносить допущенные ошибки с изучаемой орфограммой, прежде всего эту работу провожу на уроке после изучения каждой темы. Например, изучается правописание предлогов. Вначале повторяем правило  раздельного написания предлогов, вспоминаем, как отличить предлог от приставки, а затем работаем над ошибкой по образцу. После самостоятельных, контрольных и творческих работ отвожу часть урока для работы над типичными ошибками всех учащихся.

 

6. Путь активизации мыслительной деятельности работы учащихся на уроках – нахождение ошибок в заданиях, словах, предложениях. То очень полезная работа, так как дети снова учатся на чужих ошибках, а ошибки эти очень разнообразны. Начинать надо с первого класса. Сначала дети ищут ошибки в словах, потом в предложениях. В работе с текстом надо идти от простого к сложному. Сначала надо давать ученикам тексты с ошибками на одно правило, а затем тексты с большим количеством орфограмм.

 

Больше всего ошибок допускают дети при написании слов с проверяемой и непроверяемой безударной гласной. Значит, для глубокого и прочного усвоения нужен дидактический материал, в котором были бы представлены все варианты орфограмм.

 

Кроме основных упражнений, которые рекомендует методика для работы над обучением орфограмм, я очень часто применяю на уроках занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи. Все это направлено на активизацию познавательной деятельности учащихся, на развитие самостоятельности и инициативы в обучении, на формирование сознательного интереса к предмету, помогает повысить грамотность.

 

Для меня очень важно знать степень усвоения изучаемого материала каждым учеником. На основании анализа ошибок даю дифференцированные и индивидуальные задания. Интересно построить урок, увидеть любопытство в глазах учеников – это очень важно для каждого учителя, но главная задача любого урока – дать глубокие знания, сформировать прочные навыки, способствующие развитию и воспитанию учащихся. Наблюдения за работой в начальной школе показывают, что детям интересны те задания, с которыми они успешно справляются. Предложенные мною  виды работ обеспечивают постепенность формирования знаний и умений по теме, облегчают усвоение орфографических понятий, способствуют орфографической зоркости, активизируют умственную деятельность школьников.

 

Данная тема опыта «Орфографическая зоркость как условие формирования орфографического навыка младшего школьника» - актуальна всегда. В этой теме рассматривается одна из важнейших проблем, существующих в методике обучения русскому языку - это проблема использования орфографических упражнений. Приведенные в данном опыте результаты исследований дают основание утверждать, что орфографические упражнения как основная форма организации орфографических проблем является средством интенсификации обучения грамотному письму, то есть орфографической зоркости.

В результате работы по обобщению опыта я  пришла к выводам о том, что орфографические упражнения влияют на развитие орфографической зоркости.

 

3.Результативности опыта

Данный эксперимент дает положительный результат при соблюдении следующих условий:

1) тщательный отбор упражнений на те орфограммы, которые вызывают трудность у учащихся;

2) создание благоприятного эмоционального психологического климата;

3) соблюдать определенную последовательность подачи различных видов упражнений;

4) систематическое выполнение орфографических упражнений;

5) постоянное отслеживание результатов;

6) использование алгоритмов для детей, у которых есть проблемы в орфографической грамотности.

Таким образом, поставленная гипотеза полностью подтвердилась:

- использование орфографических упражнений мотивирует грамотное письмо;

-в уроки следует включать разнообразные виды орфографических заданий.

Чтобы научить младшего школьника орфографически грамотно писать, нужно приложить много усилий учителю. Поэтому в своём опыте я попыталась рассмотреть работу по формированию орфографической зоркости и виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости.

Использование передовых технологий, которые отличаются оригинальными системами обучения правописанию, позволило получить следующие результаты:

- развивается логическое мышление;

-формируется устойчивый интерес к предмету;

-активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке;

-орфографические упражнения способствуют более продуктивному развитию навыка орфографически грамотного письма.

В процессе работы по формированию орфографической зоркости очевидны положительные результаты воздействия на учеников.

Согласно плану внутришкольного контроля администрацией школы ежегодно проводились контрольные работы по русскому языку, анализ результатов которых позволяет констатировать достаточно высокое качество знаний обучающихся по русскому языку -70%-76%  при 100% успеваемости.

 

Оценка результативности опыта

Главным результатом педагогической деятельности педагог считает создание ситуации успеха - создание обстановки, располагающей ученика к деятельности ,направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.

Создание в классе спокойной обстановки, доброже­лательность и взаимопомощь, чувство коллектива — тоже одно из необходимых слагаемых успеха, создания деловой атмосферы на уроке. При этом дети раскован­ы, свободны, никакого страха в ожидании вызова, ра­ботают активно и с удовольствием. Потому что внима­ние учителя сосредоточено не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких. Именно такой урок сотрудничества, на котором у всех всё получается, и рождает чувство успеха в учении, желание и готовность решать все более трудные зада­чи, идти вперед по дороге познания.

 


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с

Тема опыта: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Тема опыта: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Важнейшая, непреходящая задача школы – давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания, вырабатывать навыки и умения, применять их на практике»

Важнейшая, непреходящая задача школы – давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания, вырабатывать навыки и умения, применять их на практике»

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма

Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма

Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять

Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять

Если ежедневно на каждом уроке (математике, русскому языке, чтении, природоведении) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные…

Если ежедневно на каждом уроке (математике, русскому языке, чтении, природоведении) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные…

Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется

Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется

Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с ''Памяткой'' (в списке орфограмм с…

Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с ''Памяткой'' (в списке орфограмм с…

Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости : низкий уровень развития произвольности внимания, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), низкий уровень объёма и…

Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости : низкий уровень развития произвольности внимания, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), низкий уровень объёма и…

При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок широко использую: 1)словарики по темам: «Парные звонкие и глухие согласные», «Безударные гласные, проверяемые ударением» для 2…

При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок широко использую: 1)словарики по темам: «Парные звонкие и глухие согласные», «Безударные гласные, проверяемые ударением» для 2…

Учащиеся знают правила, умеют его применять, но все же делают ошибки

Учащиеся знают правила, умеют его применять, но все же делают ошибки

Памятке» ищет способы ее исправления

Памятке» ищет способы ее исправления

Результативности опыта Данный эксперимент дает положительный результат при соблюдении следующих условий: 1) тщательный отбор упражнений на те орфограммы, которые вызывают трудность у учащихся; 2) создание…

Результативности опыта Данный эксперимент дает положительный результат при соблюдении следующих условий: 1) тщательный отбор упражнений на те орфограммы, которые вызывают трудность у учащихся; 2) создание…

Оценка результативности опыта

Оценка результативности опыта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2017