Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности
Оценка 4.7

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Взрослым
06.02.2017
Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности
Любовь к своему первому учителю повлияла на выбор моей будущей профессии. Вернее, выбора как такового и не было потому, что я с 3 класса точно знала, что стану учителем начальных классов. Мое призвание-учитель. Для меня учитель не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа …. Это смысл моей жизни. Я не работаю учителем, я живу учителем. Каждый день общаться с детьми, находить в этом радость и удовлетворение, думать о них, любить… - вот моя жизненная позиция:
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках во внеурочной деятельности.docx
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках  литературного чтения и во внеурочной деятельности Лилия Александровна Фомина, учитель начальных классов, «Почетный работник общего  образования Российской Федерации»,  г.Курчатов, Курской области, МБОУ «СОШ  №4».   Развитие творческих способностей обучающихся на уроках  литературного чтения и во внеурочной деятельности       Любовь к своему первому учителю повлияла на выбор моей будущей  профессии. Вернее, выбора как такового и не было потому, что я с 3 класса  точно знала, что стану учителем начальных классов. Мое призвание­учитель. Для меня учитель не профессия, не общественное  положение, не хобби, не работа …. Это смысл моей жизни. Я не работаю  учителем, я живу учителем. Каждый день общаться с детьми, находить в этом радость и удовлетворение,  думать о них, любить… ­ вот моя жизненная позиция: Достучаться до каждого сердца Тех, кого решилась учить, И откроется тайная дверца В душах тех, кого смогла полюбить. Существует мнение, что любовь можно воспитать любовью, доброту ­  добротой, совесть ­ совестью, значит, творчество можно развивать  творчеством.  Я полностью с этим согласна. В творчестве осуществляется  самовыражение, самораскрытие творчества ребенка. Дети, пришедшие в школу, имеют разный уровень подготовки Это зависит  от многих факторов ­ домашняя среда, которая может оказывать как  положительное влияние, так и отрицательное, где нет любви,  взаимопонимания, уважения к старшим, Социальная среда города  Курчатова, обстановка в обществе, дошкольные учреждения.  В век новых  информационных технологий дети много времени проводят у компьютера, а  владея информацией, затрудняются передать ее другим людям Какой же он – будущий первоклассник? Рассмотрим два его портрета –  «идеальный», составленный на основе Федеральных государственных  требований, и реальный, полученный по результатам  исследования Сначала обратимся к идеальному «портрету» и федеральным  государственным требованиям. Итак, идеальный первоклассник – это любознательный и активный ребенок, стремящийся поскорее пойти учиться в школу. Он замечает красоту  окружающего мира  и желает воплотить ее в различных поделках и рисунках.   Он  общителен и дружелюбен, умеет разрешать спорные и конфликтные  ситуации ,физически развитый и здоровый ребенок. А как выглядит будущий первоклассник на самом деле?  Мною была  проведена стартовая диагностика По мнению многих родителей, сегодняшний первоклассник  интеллектуально развит, что во многом объясняется повышенным вниманием  современных родителей расширению кругозора детей, их умению читать,  писать, считать. Любознательный, задает много вопросов, представляет себе,  как нужно заботиться о своем здоровье,   знает о том, что такое режим дня, и  понимает, что его необходимо соблюдать Он умеет общаться с ребятами.  Тянется ко всему новому, радуются учению, хотя не знают, что это такое. В каждом человеке с детства заложены различные способности, их только  надо развивать, не боясь труда. Развитие творческих способностей младших  школьников составляет основу, фундамент процесса обучения. В условиях введения новых стандартов начального образования  актуализируется задача поддержки прав детей на полноценное развитие и  реализацию своих творческих способностей.  России нужны творческие люди Весь учебно­воспитательный    процесс в современной школе должен быть  направлен на выполнение нового    социального заказа ­ на  формирование  творческой социально­адаптированной личности, способной нетрадиционно и  качественно решать существующие проблемы. С учетом сказанного сделан выбор темы проекта и проблема, которого так  важна сегодня. Решение данной проблемы составляет цель проекта. Объектом исследования– стал процесс развития творческого потенциала  через образовательные технологии Предметом исследования ­инновационные методы и приемы обучения как на уроках Для реализации творческих способностей необходимо создание  благоприятных условий и создание системы целенаправленной работы по  развитию творческих способностей Развитие творческих способностей будет эффективным, если  педагогический процесс направлен на совокупность методов и приемов,  личностно ориентированный  подход, диалогическое взаимодействие. Каковы же ожидаемые результаты? ­Повышение мотивации к учебной деятельности и качества знаний , уровня  творческой фантазии, умение высказывать свои суждения и аргументировать  их, стремление реализовывать свои творческие способности. Я работаю в школе учителем начальных классов более 30 лет. Младшие  школьники – это удивительно творческие люди. Их воображение  подсказывает им необыкновенные сюжеты сказок, рассказов. Дети готовы  поделиться своими идеями с одноклассниками, учителями, родителями.  Именно в школе начинается процесс становления качества творческой  личности.  Наиболее благоприятны для развития творческого потенциала уроки  литературного чтения. Где необходимы условия, которые бы  позволили шаг за шагом формировать  умение выполнять творческие задания. Работу по развитию творческих способностей начинаю с первых уроков  обучения грамоте, где ставлю целью научить детей не просто говорить, а  грамотно и красиво выражать свои мысли, конструировать вопросы  оценочного и проблемного характера, думать, доказывать, сочинять, приучаю  к самостоятельной  поисково­творческой деятельности. Задания дают «пищу  для ума», побуждают обучающихся к размышлению. С целью совершенствования литературно­творческого развития я  выделила   3 вида работ. Для каждого из этих видов характерно наличие  поисковой ситуации. Эти три вида отличаются друг от друга характером  деятельности, последовательностью выполнения, конечным результатом. 1.Словесное развертывание образов произведения идет через такие  методические приемы, которые обеспечивают реализацию метода творческого чтения Главное средство речевой выразительности – интонация: передай радость,  печаль, гордость, прочитай с разной интонацией, часто провожу конкурс  «Количество оттенков» Работа над словом, его значением и формой позволяет осознать ребятам мир  своих чувств. Для выявления выразительных возможностей слова дети выполняют  творческие задания – творческая игра в слово, творческий пересказ,  собственное сочинение На уроках чтения активизирую детей с помощью загадок, скороговорок,  пословиц, творческого фантазирования ­ пофантазируй о чем мечтает рыбка в аквариуме, придумай легенду о цветах. 2.Чтобы максимально задействовать творческий потенциал обучающихся,  использую прием драматизации 3 Формирование изобразительной творческой деятельности идет через  словесное рисование, составление диафильма, составление картинного плана,  графическое рисование, иллюстрирование Все задания должны быть направлены на развитие гибкости ума,  любознательности, развитие памяти, воображения.  Подбор заданий должен идти в рациональной последовательности­ от репродуктивных к частично­ поисковым, а затем к собственно творческим Данные виды работ способствуют формированию УУД. По окончанию 4 года обучения дети умеют  ­полно и точно выражать свои мысли. ­планировать последовательность действий; ­сопоставлять цель и результат, оценивать себя ­осуществлять поиск необходимой информации, извлекать  ее с различных  жанров; ­строить логическую цепь рассуждения; ­доказывать, отстаивать свою точку зрения; ­вести сотрудничество; Приоритетное  место в развитии творческих способностей обучающихся  занимает внеурочная деятельность. Главной целью считаю повышение мотивации к творчеству. Исходя из этого , можно выделить частные задачи, решаемые в процессе такой деятельности.  Особенно востребован кружок «Литературная тропинка», где дети  проявляют активность, инициативу. Занятия в таком кружке развивает  творческую личность, воспитывает коммуникативную культуру, выявляет  одаренных детей. С 1 класса веду поэтапную работу. Для формирования и развития личности каждого ребенка необходимо на  начальном этапе создать благоприятные условия. Через игровую  деятельность, праздники, соревнования  изучаю возможности детей, вовлекаю  их в различные виды деятельности, организовываю индивидуальную и  коллективную  работу, приветствую  творчество детей. Во взаимодействии с учителем обучающиеся приобретают социальные знания. На второй этапе  приобщаю  детей к нравственным и культурным ценностям. В процессе совместной деятельности через творческие конкурсы, экскурсии,  поездки, выставки работ выявляются творческие способности ребенка,  определяются лидеры в различных областях, формируются  группы детей по  интересам. В дружественной  детской среде дети учатся переживать, позитивно  относятся к базовым ценностям общества В 3­4 классе раскрываются  потенциальные способности  каждого ребенка Через проектную деятельность, творческие конкурсы, олимпиады,  литературные гостиные, круглые столы, конференции, научные исследования  идет нравственное формирование личности, его самоутверждение, сохранение его неповторимости. Во взаимодействии с социальными объектами обучающиеся получают опыт  самостоятельности. Свою работу строю на изучении и использовании  современных образовательных  технологий     Считаю игра – это естественная для детей деятельность, требующая  речевых действий. Благодаря технологии учебного диалога  ученик становится активным  участником познания.  Использование информационных технологий активизирует  познавательную деятельность,  развивают стремление к саморазвитию и  творческому росту Для обучающихся технология «Портфолио» ­ это организатор учебной  деятельности показатель индивидуальных творческих способностей. Приобщить  обучающихся к исследовательской деятельности  позволяет технология проектной деятельности. Обучающие имеют возможность реализовать свои проекты в рамках научно – практической конференции на школьном  и  муниципальном  уровнях.  Результат своей деятельности я вижу в творческой активности обучающихся на уроках и внеклассных занятиях, в  стабильности результатов обучения по литературному чтению, в росте   интереса к предмету. Обучающиеся   подтверждают свои знания в средних и старших классах.  Активно участвуют в творческих конкурсах, чему свидетельствуют почетные  грамоты и публикации в городской газете.  Мои воспитанники победители школьного и городского конкурсов «Юных  корреспондентов», «Юных чтецов».  Активно сотрудничаем с учреждениями дополнительного образования г.  Курчатова, постоянные читатели городской детской библиотеки.  Произведения начинающих поэтов вошли в сборники стихов «Прекрасны  женщины России» и «Дашке и Алешке солнышко в ладошки»  Работы моих детей неоднократно печатались в газете «Курчатовское время».  Как классный руководитель придерживаюсь в работе со своими детьми  тех направлений, которые считаю наиболее важными для воспитания творчески  развитой, здоровой и  полноценной личности, способной ориентироваться в  современном обществе.  При работе с классом стараюсь опираться на родителей, совместно с ними  проводим большое количество мероприятий.  Конечно, для формирования творческого потенциала обучающихся, их  коммуникативной компетенции очень важно знакомство с окружающим их  миром не понаслышке, а «лицом к лицу», с этой целью организовываются   поездки по интересным местам,  как нашей области, так и за ее пределы. Как правило, итогом таких экскурсий являются  творческие работы детей В своей работе с детьми руководствуюсь следующими правилами ­принимать ребенка таким, каков он есть ­делать установку на лучшее в человеке ­организовывать деятельность таким образом, чтобы дать ребенку стать  настойчивым, умным, добрым. Распространение опыта по данной теме идет через открытые уроки,  выступления на школьном и городском МО, участие в конкурсах, научно­ методические публикации на региональном уровне.  Реализация проекта показывает, что работа по развитию творческого  потенциала младших школьников должна проводиться постоянно;  правильно подобранные технологии, методы и приёмы обучения, создание  творческой атмосферы позволяют не только повысить качество знаний,  но и способствуют включению младших школьников в творческую  деятельность… Анализируя творческие работы детей, заметила, что уровень самооценки у  детей повысился. Через творческие работы прослеживается, как меняется у  ребенка отношение к людям,  к школе, к учителю. Пусть  мои ученики не  станут поэтами и писателями, но такое тонкое восприятие окружающего  мира, которое они получают  в процессе развития,  будет удерживать  их  от  жестокости и бездушия. Детское творчество  неисчерпаемо. Оно всегда самостоятельно, ново,  необычно. Главное в детском творчестве ­ это огромная радость, которую оно  несет   учителю  и ученику.

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017