Обобщение педагогического опыта работы по смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе
Оценка 4.9

Обобщение педагогического опыта работы по смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе

Оценка 4.9
Научные работы
docx
чтение
4 кл
02.04.2017
Обобщение педагогического опыта работы по смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе
Разработка содержит практические приемы работы с текстом по смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе. Приемы работы с текстом до чтения, работа после прочтения, рефлексия деятельности. Подробно описаны прием ромашка Блума, прогнозирование, чтение с остановками, сенкан, составление библиографической справки произведения, прием представления информации в кластерах.
Приемы работы по смысл чтению.docx
Практические приемы работы по смысловому чтению на уроках  литературного чтения в начальной школе. Подготовила Фролова Е.Ю.   учитель начальных классов МБОУ «Лицей№1» п. Тюльган I квалификационная категория Прием «Антиципации»  используется на этапе подготовительной работы до чтения произведения. Он позволяет  учащимся предугадать предстоящее чтение, определить смысловую, тематическую,  эмоциональную направленность текста, выделение его героев по названию произведения,  имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на  читательский опыт. При использовании этого приема осуществляется и словарная работа.  Учащиеся формулируют лексическое значение новых слов, опираясь на имеющиеся  представления, жизненный опыт, интуицию.  На уроке литературного чтения в 4 классе при работе с произведением Р.Фраермана   «Девочка с камнем» этот прием используется следующем образом: Среди предложенных человеческих качеств детям предложено  выбрать только те,  которые,  должны принадлежать настоящему человеку. Дети работают в парах, выделяют эти качества. агрессивность доброта жизнерадостност ненависть решительность настойчивость честность злость упорство корысть лживость трудолюбие старательность ь смелость Далее выясняется, почему были выбраны именно эти качества? Какое человеческое качество подразумевается под определением ­ умение ставить  ясную и определённую цель, стремиться к её достижению? ­ Это качество …целеустремлённость.  ­ Как думаете, должна ли быть присуща настоящему человеку целеустремлённость?  Почему? (Потому что любой человек должен ставить перед собой какую­то цель и  стремиться к её достижению.) Далее используется   Прием «Представление информации в кластерах»­ графической форме  организации информации, с выделение основных смысловых единиц, которые записаны в  виде схемы, с обозначением связей между ними. Целеустремленность­ это смелость, решительность, трудолюбие, настойчивость,  старательность, упорство. Попробуйте сформулировать цель нашего урока, исходя из поставленных вопросов и  данного на урок произведения.   Цель урока – продолжить разговор о качествах характера человека, используя  произведение Р. Фраерман «Девочка с камнем». Как думаете, что мог рассказать нам автор в произведении с таким названием?  ­ Рассмотрите иллюстрации к произведению. Просмотрите начало каждого абзаца и  последнего предложения в тексте. Сделайте предположение, о чём текст?   Прием Ромашка Блума Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту   и   поиск   ответов   на   них.  Цель  данного   приема   научить   учащихся   не   только правильно отвечать на вопросы, но и самим грамотно строить вопросы. Ромашка состоит их 6 лепестков, каждый из которых содержит определенный вопрос, в центре­тема урока. Данный прием используется на этапе работы после чтения. На уроке литературного чтения в 3 классе при работе с басней И.В.Крылова «Кукушка и  Петух» этот прием используется следующем образом: Детям предлагается работа в группах, каждая группа составляет вопросы по своим  критериям. В группе выбирается наиболее удачные вопросы из предложенных. Каждая  группа зачитывает свой вопрос. Выслушиваются ответы учащихся, если не соглашаются с  ответом, то представляют свой вариант ответа. Стикер с вопросом прикрепляется к  ромашке.  Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и  точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Кто? Где? Когда? Как? Н­р: Кто является главными героями басни? Почему Кукушка и петух хвалили друг друга? Уточняющие вопросы.  Выводят на уровень понимания текста. Это просы задают с целью получения   информации,   которая   отсутствует   в   тексте,   но   подразумевается.   Они начинаются со слов « Правда ли, что... Если я правильно понял, то...» Н­р: Правильно ли я вас понял, что Кукушка и Петух пели красиво? Объясняющие  (интерпретационные)   вопросы.   Используются   для   анализа   текстовой информации.   Начинаются   со   слова "Почему".   Направлены   на   выявление   причинно­ следственных   связей,   предусматривает   самостоятельное   домысливание.   Важно,   чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых вопросов. Н­р: Почему Воробей не хвалил Кукушку и Петуха? Творческие вопросы.  Подразумевают элементы условности, предположения, прогноза. В них всегда есть частица БЫ или будущее время. Что бы произошло, если... Что будет, если… Как вы думаете, как дальше будет развиваться сюжет? Н­р: Что было бы, если ты бы стал Петухом или Кукушкой? Оценочные   вопросы.   Направлены   на   выяснение   критериев   оценки   явлений,   событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?  Н­р: Что хорошего в том, что Кукушка хвалила Петуха, а он ­ Кукушку? Практические вопросы. Нацелены на применение, на поиск взаимосвязи между теорией и практикой.     Как бы я поступил на месте героя? Как можно применить? Что можно сделать из того, что… Н­р: Как бы вы поступили на месте Петуха и Кукушки? Умению учащихся задавать вопросы можно найти практическое применение. По окончанию работы над разделом литературного чтения каждый ученик получает задание составить по 5 вопросов для тестирования с тремя вариантами ответов, один из которых правильный. Учитель   выбирает   самые   интересные,   важные   вопросы,   при   необходимости   их корректирует. Дети не только учатся правильно задавать вопросы, но и помогают учителю составить тест по теме раздела. Кроме того дети, замечая свои вопросы в отобранных, радуются своим успехам. Прием составления блок­схемы ­ позволяет наглядно произвести композиционный анализ произведения  На уроке при работе с произведением Фраермана «Девочка с камнем»   использовала   прием   составления   блок­схемы.   В   тексте   дети   нашли   внешнее   описание героини и какие трудности она испытывала в жизни. Прием «Чтение с остановками»  представляет   собой   своеобразный   художественный   календарь   текста   с   обсуждением содержания   каждого   смыслового   фрагмента   и   прогнозированием   дальнейшего   развития сюжета. Читая   текст,   ребёнок   знакомится   с   ним   медленно,   постоянно   возвращаясь   к предыдущей информации, анализируя её, сопоставляя не только с тем опытом, который представил автор, но и со своим личным. Ученики читают  текст  небольшими частями, останавливаясь на указанных местах. 1.Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному. 2.Сами   учащиеся   могут   задавать   простые   вопросы   читающему   с   целью   проверки понимания текста. 3. Ответы нескольких учеников обсуждают в классе. 4. Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития события На уроке при работе с басней Л.Н.Толстого  "Старый дед и внучек" во 2 классе этот прием применялся следующим образом: Фрагмент 1. Вопросы: ­ В чьей семье живёт дедушка? ­Кто такая невестка? ­ Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким беспомощным? ­ Почему деда стали кормить за печкой? Задание: ­ Составьте кластер – описание данной семьи. Фрагмент 2. Вопросы и задания (выборочное чтение): ­ Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой? ­ Как повёл себя старик? Фрагмент 3. Вопросы: ­ Подберите к слову «слаживает» синоним. ­ Что делал Миша из дощечек? ­ Что такое лоханка? ­ Прочитайте диалог отца и сына в лицах ­ Как вы думаете, что почувствовал отец, услышав ответ сына? Фрагмент 4 Вопросы: ­ Почему родители Миши заплакали? ­ Как изменилась жизнь дедушки после этого случая? ­ Составим кластер последовательности событий в рассказе. На заключительном этапе работы с текстом можно использовать Прием составления  биографической справки может быть использован  на заключительном этапе при работе над любым литературным  произведение в качестве синтезирования полученных знаний. Название__________________ Автор________________________ Герои произведения___________ Время и место действия____________ Сюжет: Начало событий_____________________ Поворотный пункт событий_______________ Проблема_________________ ____________ Решение проблемы__________________________ Прием Сенкан. Цель: развить умение учащихся   выделять    ключевые   понятия в прочитанном, главные идеи, обощить полученные знания, проявлять творческие способности. Учитель предлагает написать сенкан по ключевому слову проработанного текста. Сенкан – «белый стих», слоган    из      пяти          строк (от фр. Cing – пять),   в      котором синтезирована основная информация. Структура сенкана. Существительное (тема).                    Два прилагательных (описание).    Три глагола (действие).                                          Фраза из четырех слов (описание). Существительное (перефразировка темы). Пример составления сенкана при работе над произведеием А.П.Чехова «Ванька» ВАНЬКА  Голодный, несчастный Страдает, мучается, надеется Его письмо обязательно дойдет! Сирота!

Обобщение педагогического опыта работы по смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе

Обобщение педагогического опыта работы по смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе

Обобщение педагогического опыта работы по смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе

Обобщение педагогического опыта работы по смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе

Обобщение педагогического опыта работы по смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе

Обобщение педагогического опыта работы по смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе

Обобщение педагогического опыта работы по смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе

Обобщение педагогического опыта работы по смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе

Обобщение педагогического опыта работы по смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе

Обобщение педагогического опыта работы по смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017