Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"
Оценка 4.9

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
классное руководство +1
Взрослым
06.05.2017
Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"
Считаю, что главным смыслом и сущностью педагогической деятельности является всестороннее и гармоничное развитие личности ребёнка. Особенно важный момент для обучения и воспитания – младший школьный возраст. Именно в данном периоде происходит активизация мыслительного процесса, становление основных черт и свойств характера, формирование духовно-нравственного облика. У ребёнка складывается картина окружающего мира, появляется представление об основных моделях взаимодействия с окружающим миром. Кроме того, именно в младшем школьном возрасте закладывается понимание категорий правильного и неправильного, хорошего и плохого, добра и зла.Материал содержит теоретическую и практическую часть по указанной тематике. Считаю, что главным смыслом и сущностью педагогической деятельности является всестороннее и гармоничное развитие личности ребёнка. Особенно важный момент для обучения и воспитания – младший школьный возраст. Именно в данном периоде происходит активизация мыслительного процесса, становление основных черт и свойств характера, формирование духовно-нравственного облика. У ребёнка складывается картина окружающего мира, появляется представление об основных моделях взаимодействия с окружающим миром. Кроме того, именно в младшем школьном возрасте закладывается понимание категорий правильного и неправильного, хорошего и плохого, добра и зла.
Обобщение опыта28.03.doc
Выступление  На тему: Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников Содержание..................................................................................................................2 Содержание 2 Введение Главным   смыслом   и   сущностью   педагогической   деятельности   является всестороннее   и   гармоничное   развитие   личности   ребёнка.   Особенно   важный момент для обучения и воспитания – младший школьный возраст. Именно в данном периоде происходит активизация мыслительного процесса, становление основных   черт   и   свойств   характера,   формирование   духовно­нравственного облика.   У   ребёнка   складывается   картина   окружающего   мира,   появляется представление   об   основных   моделях   взаимодействия   с   окружающим   миром. Кроме того, именно в младшем школьном возрасте закладывается понимание категорий правильного и неправильного, хорошего и плохого, добра и зла. В период с 6 до 10 лет фантазия ребёнка – это мост между окружающей реальностью и его внутренним миром. Именно поэтому особое внимание педагог в своей профессиональной деятельности должен уделять развитию творческого воображения.  Учитель  начальной   школы   призван   учить   детей   творчеству, воспитывать   в  каждом ребенке самостоятельную личность, умеющую находить эффективные   способы   решения   проблемы,   осуществлять   поиск  нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. Психологи отмечают, что «творческие потенции заложены и присутствуют в каждом ребенке, поскольку творчество ­ это  естественная, природная функция мозга, которая проявляется и  реализуется в определенной деятельности в меру наличия специальных способностей». Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие  творческих  целенаправленное   выступает   планомерное, способностей   школьников, предъявление их в системе.  С помощью уроков литературного чтения можно использовать наиболее подходящую методику духовного воспитания и нравственных ценностей через творческую деятельность. Погружаясь в мир книжных героев, их поступков и взаимоотношений, ребёнок учится понимать окружающий мир и сам становится активным   соучастником   происходящих   в   реальности   событий.   Формируется модель   его   поведения,   общения   со   сверстниками,   родителями   и   учителями; юный читатель учится делать выбор в сложных жизненных ситуациях. Помогает ему   в   этом   воображение:   ребёнок   представляет   себя   на   месте   персонажей литературных   произведений,   сравнивает   себя   с   ними,   оценивает   свою возможности и приоритеты, учится находить решение в непростых ситуациях. Работа  в данном направлении является как никогда актуальным, так как в современном обществе именно творческая деятельность способна оказывать наиболее   эффективное   воздействие   на  становление   воображения,  а  значит,  и всей мыслительной способности человека. К сожалению, тенденции последних лет,  а  именно,  повсеместное   использование  новейших  технических   средств   и гаджетов,   непосредственно,   негативно   отразились   на   развитии   нескольких поколений детей: снизились интеллектуальные показатели, заинтересованность в 3 познавательном   процессе,   ухудшилась   коммуникабельность   подрастающих детей.   Чтобы   избежать   этого   в   дальнейшем,   необходимо   сделать   акцент   на развитии   ребенка   посредством   формирования   и   развития   творческих способностей. Глава I. Творческая деятельность детей младшего школьного возраста.  Теоретические основы. Творчеством   является   особенная   деятельность, формулирование новой концепции и создание новшества.    направленая   на 4 В.Н. Дружинин [19] считал, что отечественная и зарубежная психология сформулировала три основных концепции, по­разному трактующие творческие способности. 1. Творческих способностей не существует. В   данной   концепции   интеллект   выступает   как   необходимость,   но   для проявления   творческого   потенциала,   является   недостаточным   условием.   В детерминации   творческого   поведения   главную   роль   играют   ценности, мотивации, личностные черты. Такого мнения придерживаются учёные А. Олох, А. Танненбаум, А. Маслоу и Д.Б. Богоявленская.  В   этой   группе   теорий   особо   стоит   отметить   положение   концепции Д.Б. Богоявленской [6], согласно которой существует предрасположенность к креативному   образу   мыслей,   обусловленная   определенной   психической структурой.   Творчество   является   самостоятельной   активностью,   которая побуждает   к   стремлению   выходить   за   границы   конкретной   проблемы   и возникает в зависимости от ситуации. Все новаторы характеризуются особенным креативным типом личности, независимо от рода деятельности или профессии. 2.   Способность   к   творчеству   (креативность)   –   самостоятельная субстанция, независимая от интеллекта.  Такой позиции придерживались К. Тейлор, Дж. Гилфорд, Я.А. Пономарев и Г. Грубер.  В   60­х   годах   в   Америке   проводилась   интенсивная   разработка   данной концепции,   в   ходе   которой   было   установлено,   что   творческие   способности напрямую не связаны со способностью к обучению. Взаимовлияние творческого потенциала на интеллектуальные способности неоднозначное.  Гилфордом   было   определено   четыре   критерия,   характеризующих креативность:  1) оригинальность – способность находить нестандартные решения;  2) продуктивность – способность к выработке многочисленных идей;  3)   гибкость   –   способность   к   легкой   переключаемости   и   выдвижению разнообразных идей из различных сфер знания и опыта;  4) способность усовершенствовать объект с помощью добавления деталей [15]. Кроме того, креативность также определяется способностью обнаружить и правильно определить проблему, а также найти для неё решение, то есть анализ и   синтез.   Интеллектуалы   способны   решить   сложные   поставленные   задачи,   а креативы –  самостоятельно  определить  основу  проблемы  и  найти методы  её решения.  Уровень   интеллектуального   развития   должен   быть   выше   среднего,   для создания   условий   развития   способностей   к   творчеству.   Без   опорной интеллектуальной базы знаний полноценно креативность не развивается. После того, как определенный уровень развития интеллекта достигнут, его дальнейшее возрастание на развитии творческих способностей не оказывает. При высоком 5 уровне   интеллекта   (более   170   единиц   IQ),   творческие   способности   не проявляются. Люди, которые обладают энциклопедическими знаниями, редко имеют   высокий   творческий   потенциал.   Теоретически,   это   объясняется накоплением   готовых   знаний.   Для   творчества   важной   особенность   является способность абстрагироваться. Для поиска нового не стандартного мышления оказывает   влияние   шаблонное   мышление   и   однозначная   ориентация   на правильный   ответ.   Данная   концепция   называется   «теория   интеллектуального порога»   и   была   сформулирована   Э.П. Торренсом.  IQ  ниже   115­120: креативность   и   интеллект   определяются   одним   критерием.  IQ  выше   120: способность   к   творчеству   обретает   самостоятельную   величину.   Из   этого следует,   что   нет   людей   креативных   и   с   низким   интеллектом,   но   зато   есть интеллектуалы с низкой креативностью. Приведём   пример   основной   задачи   определения   способности нестандартного   мышления:   «Двое   подошли   к   реке,   где   возле   берега   стояла лодка, в которой помещается лишь один человек. Они оба переплыли через реку на этой лодке. Каким образом они решили данную проблему?» Шаблонная фраза «Двое подошли к реке» мешает решить задачу, так как создаётся впечатление, что путники пришли вместе. На самом деле, они подошли к противоположным берегам реки. 3.   Развитый   уровень   интеллекта   определяет   соответствующий уровень   творческого   потенциала.  Творческие   способности   определяют высокий   уровень   интеллекта.   Творческий   процесс   как   специфическая   форма психической активности не существует.  В области исследований интеллекта, большинство учёных разделяют эту точку   зрения   (Р. Уайсберг,   Д. Векслер,   Л. Термен,   Г. Айзенк,   Р. Стернберг). Г. Айзенк, сформулировал постулат, что креативность является компонентом общей   умственной   одаренности.   Согласно   точке   зрения   учёного   Уайсберга, любой   познавательный   процесс   опирается   на   предыдущие   знания,   что обуславливает их преобразование соответственно требованиям задачи. Восприимчивость   к   новым   идеям   стимулирует   творчество.   При   помощи творческих возможностей можно развивать и усиливать креативность. Особенно эффективными   являются   специализированные   занятия   с   маленькими   детьми, еще не выработавшими привычку стереотипного принятия  решений по поиску правильного ответа, который одобрят взрослые.  В результате,  для  того, чтобы  происходило  формирование  креативности необходимы   следующие   факторы:   во­первых,   отсутствие   установленного   и наличие   позитивного   образца   поведения;   во­вторых,   создание   условий   для подражания, и, наконец, социальная поддержка творческого поведения. Креативность   активизируется   лишь   в   том   случае,   когда   это   допускает окружающая среда.  6 Согласно   исследованиям   Богоявленской   и   Матюшкина,   творчество определяется как своеобразный выход за пределы. Следовательно, креативность выражается оригинальным видением задачи.  Среда для актуализации креативности должна обладать высоким уровнем неопределенности и содержать образцы и результаты креативного поведения. Неопределенность   способствует   поиску   собственных   ориентиров,   вместо отсылки к уже готовым; а разнообразие вариантов обеспечивает возможность их нахождения. Д.Б. Богоявленская   предложила   подход,   согласно   которому,   высший уровень   творческого   проявления   определяется   интеллектуально   активными личностями   благодаря   единству   личностных   и   интеллектуальных   фактоpов. Однако,   при   рассмотрении   начального   онтогенеза   это   положение   не   дает результатов:   в   работах,   которые   были   выполнены   под   руководством Д.Б. Богоявленской,   в   младшем   школьном   возрасте   не   удалось   выявить интеллектуально   активных   детей.   Но,   не   смотря   на   это,   проблема   развития творческого   воображения   очень   важна   конкретно   на   уровне   младшего школьного возраста. Далее приведены несколько примеров упражнений на развитие творческих способностей среди учеников: 1)  В  течении 3  минут   придумать  наибольшее   количество   нестандартных вариантов использования простого предмета. Свои варианты ученики должны пронумеровать и записать на листочке. Условие: никто ничего не произносит вслух. По окончанию времени ведущий стопорит учеников и узнает, кто сколько придумал   вариантов.   Тому,   кто   придумал   наибольшее   количество   вариантов предлагается   зачитать   свой   список.   Во   время   зачитывания   списка   ведущий подбадривает,   одобряет,   отмечает   оригинальность,   не   выражает   сомнений   и ничего не критикует. Затем предлагает остальным участникам дополнить список —назвать   способы,   которые   еще   небыли   озвучены.   Обязательно   нужно произносить   замечания   типа:   «Очень   интересно,   замечательно,   очень оригинально, прекрасно!» и т. д. 2)   За 2  минуты   необходимо   придумать   как   можно   больше   синонимов   к любому   слову,   например,   «высокий».   При   данной   задаче,   внимание   следует уделить на «гибкость» при анализе ответов. Именно «гибкость» позволит отойти от из стереотипных ассоциаций.  3)   При   ограниченном   времени   необходимо   записать   на   листочках разнообразные варианты последствий любого фантастического события. 4) На бланках начерчено 20 кругов. За 5 – 10 минут, используя за основу круги,  необходимо   создать   как   можно   больше   своеобразных   и   оригинальных рисунков. Существует   множество   различных   игр   и   заданий   с   целью   развить творческие способности.  7 Глава II. Использование творческой деятельности детей на уроке литературного чтения 2.1Методика   организации   и   проведения   уроков   литературного   чтения   с использованием творческой работы Многие   значимые   педагоги  XX  века,   такие   как   Ю.П. Львова   [26], Е.Н. Потапова [39], В.Н. Былевская [50], Н.В. Репкина [40], В.В. Давыдов [16], Н.П.   Алешаева   и   Н.В.   Тупарева   [2]  исследовали   современные   методы проведения уроков литературного чтения для младших школьников. Не смотря на это, всё же существует проблемы реализации методов педагогами начальных классов.  С   помощью   современного   урока   литературного   чтения   у   учеников   не только   появляется   возможность   овладеть   художественными   текстами,   но   и условия   для   формирования   у   них   творческих   умений   и   навыков.   На   уроках литературного   чтения   ученики   осознают   специфику   работы   с   научно­ популярными,   научно­художественными   и   публицистическими   текстами,   при этом руководясь логическим принципом.             Ставив целью­ развитие креативных, творческих способностей детей, можно выделить ряд задач: ­ формировать приемы продуктивной деятельности, такие как анализ,  синтез, индукция, дедукция и т.д.; ­ прививать навыки исследовательской работы; ­ развивать логическое мышление, пространственное воображение; ­ учить основам самообразования, работе со справочной и научной  литературой, с современными источниками информации; ­ показывать практическую направленность знаний, получаемых  школьниками. Мы выделяем пять принципов, которые поощряют  творческое мышление: 1. 2. 3. 4. внимательное отношение к необычным вопросам; уважительное отношение к необычным идеям; показывать детям, что их идеи имеют ценность; предоставлять   удобные   случаи   для   самостоятельного обучения и хвалить за это;       5. давать время для неоцениваемой практики или обучения.  В   учебниках,   в   тетрадях   широко   представлены   творческие   задания: рассказывание историй от имени разных персонажей, сочинение сказок, историй с героями   изученных   произведений,   изменение   начала  и   конца,   продолжение произведения,   представление   себя   на   месте  событий.   Сравнение   нескольких произведений   на   одну   и   ту   же   тему  или   героев   разных   произведений   ­   это творческая   работа,   которая  носит   исследовательский   характер.   Например   ­ 8 сравнение начала  сказок. Дети проводят исследовательский поиск и приходят к выводу,  что   сказки   начинаются   по­разному:   «Жили­были...»,   «В   некотором царстве...»   и   т.д.   А   дальше   учащиеся,   проводя   исследование,  знакомятся   с присказкой и разными зачинами сказок. Пересказ от  имени разных персонажей вызывает   интерес   у   детей,   требует  переосмысливания   и   воспроизведение произведения.   Наблюдение   за  детьми   показывает,   что   каждый   ребенок   готов пересказать сказку по­своему, внося  элементы собственного творчества. Большое внимание на уроке уделяет работе с «непонятными» словами: объяснение смысла, составление предложения, пересказ отрывка, в котором  употреблено это слово, подбор синонимов, а также составление  словарика по теме чтения. Например, в сказке В.И.Даля «Девочка снегурочка» встретилось слово «ветошка». В сказке говорится,   что  «старик   принес   комочек   снега   в   избу,   положил   в   горшочек, накрыл  ветошкой   и   поставил   на   окошко».   Из   контекста   ясно,   что   это   или полотенце, или салфетка. Дети подбирают слова: тряпочка, платочек. А в учебнике дается «подсказка»: «Ветошка ­ лоскут старой ткани». Дети делают вывод, что ветошка ­ это старая ветхая ткань. Одним   из   наиболее   действенных   подходов   к   проблеме   развития творческого   мышления   является   формирование   умственных   операций   и приёмов,   используемых   в   познавательной   и   продуктивной   деятельности: Причём, наряду с умственными операциями, к которым традиционно относят анализ,   синтез,   сравнение,   обобщение   и   т.п.   Существуют   и   особые, эвристические приёмы, подходы и методы   как   «мозговой штурм», принцип «беглости»,   «6   шляп»,   принцип   мягкого   соревнования,   «сотрудничество   и кооперация»,   которые   помогают   осуществить   поиск   пути   решения   задачи. Творческое   мышление   работает   в   ходе   разрешения   учениками   проблемных ситуаций,   которые   выступают   и   как   способ   развития   мышления   (наличие поисковой доминанты; освобождение от шаблона; сохранение интереса к задаче; небольшая эффективность прямых действий, в процессе которых выявляется побочный продукт,  схематизация проблемы). Всё это повышает креативность и активность учащихся. Задания   логического   чтения   состоит   в   установлении   закономерностей, причинно­наследственных связей, последовательности фактов и событий. Оно связано с развитием логического мышления и реализуется в основном во время работы с учебником, справочной литературой и периодической прессой. Успешному   проведению   уроков   литературного   чтения   с   использованием творческой работы сопутствуют: особенность специфики содержания данного материала, и активная познавательная деятельность учеников. После   прочтения   научно­познавательного   текста   в   ученика   закономерно возникают вопросы (если не возникают, то учитель их задаёт и влияет на это): Что меня удивило? Про что я хотел спросить автора? Про что узнал впервые? Про что знаю больше, о чем рассказывается в произведении? Где это можно 9 увидеть?   Где   бы   я   мог   это   применить?   Такие   вопросы   побуждают   детей   к развитию творческого логического мышления. При   чтении   художественного   произведения   на   уроке   литературного,   а именно,   поэмы,   стихотворения,   баллады   формируется   другой   настрой   на развитие   творческого   мышления.   Например,   если   это   пейзажная   лирика,   то будет правильно помочь ребёнку увидеть, почувствовать и запомнить созданную картину   поэтом;   почувствовать   мелодию,   музыку   стихотворения,   его настроение, нарисовать то, что представилось; вспомнить лирические строки с ранее прочитанных книг, которые передают такое же настроение природы или человека.   Эффективными   могут   стать   такие   вопросы:   Что   возникает   перед твоими   глазами,   когда   ты   представляешь   эти   строки?   Что   ты   чувствуешь? Слышится ли музыка? Какая музыка: весёлая, грустная?  Такой   метод   вопросов   свидетельствует   про   необходимость   создания творческой   ситуации   и   индивидуальный   подход   к   ученику­читателю. Значительное внимание на уроке должно уделяться формированию творчества ребёнка.   Учитель   должен   научить   правильному   общению   с   автором   текста, принимать  точку  зрения действующей  особы,  цитировать  текст  и  доказывать собственное   и   авторское   видения   ситуации,  придумывать   сказки   и   рассказы, загадки, скороговорки, стихотворения или песни; быть в ролях критика, автора, читателя, художника­иллюстратора, композитора. Такие задания побуждают каждого ученика смотреть по­другому на любой авторский   текст.   От   маленького   писателя   –   до   большого   читателя   –   такой принцип   развития   творческих   сил   учащихся   начальной   школы.   На   уроках литературного чтения ученики осознают, что художественный текст отображает пережитые писателем картины жизни, факты или явления природы, его мысли и чувства.   Поэтому   подготовительная   работа   перед   чтением   произведения учениками и его анализ будут более глубокими и эффективными, если  дети будут знать что­то про автора. В содержании программы по литературному чтению определены элементы системы теории литературы, которые необходимы для полноценного восприятия художественного   произведения:   Тема   и   идея.   Сюжет   и   композиция. Литературный персонаж (характер): персонаж, герой, поступок, портер, речь. Язык художественного произведения. Особенности жанров художественных и научно­познавательных   текстов   для   младших   школьников:   сказка,   малые фольклорные   жанры,   стихотворения,   байка;   пьеса,   детские   тексты   научно­ познавательного содержания. Сюжет и композиция произведения, литературный диалог.   Поступки   персонажей,   их   мотивы.   Литературный   портрет.   Автор произведения и тема (темы). Речь художественного произведения.    Правильно   подобранные   задания   творческого   вида   на   уроках литературного   чтения   формируют   интеллектуальную   культуру   младшего школьника.   Одним   из   наиболее   действенных   подходов   к   проблеме   развития творческого   мышления   является   формирование   умственных   операций   и 10 приёмов,   используемых   в   познавательной   и   продуктивной   деятельности. Существуют   и   особые,   эвристические   приёмы,   подходы   и   методы     как  «мозговой   штурм»,   принцип   «беглости»,   «6   шляп»,   принцип   мягкого соревнования, «сотрудничество и кооперация», которые помогают осуществить поиск пути решения задачи. Творческое мышление работает в ходе разрешения учениками проблемных  ситуаций, которые  выступают  и как  способ  развития мышления   (наличие   поисковой   доминанты;   освобождение   от   шаблона; сохранение интереса к задаче; небольшая эффективность прямых действий, в процессе которых выявляется побочный продукт,  схематизация проблемы). Всё это повышает креативность и активность учащихся. 2.2 Методическая копилка Метод   ошибок.  Этот   метод   предвидит   использование   ошибок   для активизации обучающих процессов. Внимание к ошибке может быть притянута не только с целью исправления, но и для определения причин её возникновения. Отследив связь ошибки с правильным ответом, обуславливает эвристическую деятельность   учащихся.   Например,   во   время   работы   над   сказкой   «Красная шапочка», учителю стоит предложить ученикам рассмотреть ошибки, которые допустили   герои   сказки.   Какую   ошибку   сделала   Красная   Шапочка?   Какую ошибку сделала бабушка Красной Шапочки? Как её можно было избежать? Метод   «фантастической   гипотезы».  Учитель   должен   иметь   игровые задания,   которые   требуют   активного   привлечения   творческого   мышления учащихся.   Например,   игровой   приём   «Фантастические   гипотезы».   Учитель готовит 10 карточек. На первых карточках изображены предметы (стол, тарелка, ложка,   светофор,   утюг),   на   других   пяти   ­   глаголы   (летать,   рисовать,   петь, мечтать,   говорить).   Дети   вытаскивают   по   одной   карточке   с   каждой   группы, соединяют полученные слова. «Что бы было если …» («Что бы было если утюг начал мечтать?»). задание для учеников: придумать множество разнообразных ответов.  Метод «Направленное слушание и размышление». Так как ученики не любят читать, можно предложить им прослушать аудиозапись художественных текстов и их фрагментов, художественное чтение учителя или одноклассников, выставка и др. Направленное слушание и размышление – это когда учащиеся слушают   произведение   по   абзацу   или   больше   из   уст   учителя   или   ученика. Учитель   делает   паузы,   во   время   которых   высказывает   предположения касательно того, про что идёт речь в тексте дальше. Формы   работы  для   развития   творческих   способностей   на   уроках литературного чтения: 1. Работа творческих мастерских. 2. Проведение народоведческих праздников. 3. Выпуски художественных газет. 11 4. Инсценировка отрывков из произведений, изучаемых по программе. 5. Виды творческих работ на основе неполного текста: а) написание конечности представленного текста; б) написание сочинений по данному началу и окончанием; в) воспроизведение нескольких пропущенных эпизодов; г) творческие работы по поданному образцу. 6. Иллюстрации учащихся к прочитанным произведениям. 7. Проведение литературных "Брейн­рингов". 8. Конкурсы авторских стихов. 9. Создание компьютерных презентаций. 10. Творческие переводы учащихся на основе неполного текста. Лернер   и   Скаткин   являются   основными   исследователями   системы школьного   обучения,   которые   определили   и   классифицировали   методы проведения   уроков   по   литературному   чтению.   Они   считают,   что   на   уроках литературного   чтения,   можно   использовать   существуют  5   творческих методов: 1. объяснительно­иллюстративный. 2. репродуктивный. 3. 4. 5. исследовательский.  творческое изложение;  эвристический.  Метод   творческого   чтения  наиболее   распространён   на   уроках литературного чтения. Приёмы этого метода:  умение выразительного чтения, комментированное чтение, постановка проблемы, творческие задания, которые должны основываться на жизни учащихся.  Виды учебной деятельности учащихся: чтение литературного произведения в   классе   и   дома;  чтение  выражением   и  обоснованием   его   особенностей; заучивания наизусть; активное слушание текста художественного произведения; составление плана по произведению (или фрагмента),  составление  близкого к тексту перевода, художественного рассказа; отзывы о произведении в устном и письменном виде; рассматривание иллюстраций к тексту и их оценивание.  Эвристический (частично­поисковый) метод.  Этот метод реализуется наиболее   часто   в   эвристической   беседе.  Характерные  методы:  выстраивание логически   точной  системы  вопросов,   которые   последовательно   ведут  мнение учащихся   от   наблюдения   над   явлением   к   его   анализу,   от   индивидуальных (субъективных)   наблюдений   к  oбобщениям;  построение   системы   задач; постановка проблемной ситуации учителем и иллюстpация путей ее решения (проведениe диспута). Виды учебной деятельности учащихся: подбор материала в тексте (тезисы, цитаты); переводы с использованием анализа; непосредственно сам  анализ   эпизодов,   сцен,   или   всего   произведения   с   вопросами,   которые задаются учителем;  составление плана как спосба композиции;  анализ героя и его   образа;  сравнительный   анализ   героев,   эпизодов,  пейзажей,   стилевых 12 особенностей произведения; составление плана к развернутому ответу, рассказу по  произведению;  конспективное   изложение   результатов   анализа   работ различных   жанров;  выступление   на   диспуте;  написания   индивидуального произведения по проблематике литературного текста. Этот метод способствует развитию критического мнения учеников, учит самостоятельному приобретению знаний. самостоятельного   Исследовательский   метод.  Целью   этого   метода   является   раскрытие новых   аспектов   художественного   произведения,   не   освещавшихся   ранее, развитие Это достигается постановкой проблемных вопросов и исследовательских зaдач. Этот   метод   близок   к   эвристическому,   но   есть   некоторое   отличие:   при эвристическом методе учитель сам производит постановку задачи и в большей степени направляет поиски учащихся, обучает приемам; при исследовательском методе   ученики   уже   владеют   приемами,   и   способны   самостоятельно   решать сложные   задачи   на   базе   свежего   материала,   самостоятельно   приходить   к обобщенным представлениям.    произведения.    навыка   анализа Суть  репродуктивного   метода  в   получении   готовых   знаний.  При применении репродуктивного метода  мнение  ученика так же развивается: при чтении   учителем   лекции,   ученик   должен   следить  за   логикой  изложения, составляя тезисный план. Учитель освещает разные точки зрения на проблемы, предлагая пути к их решению. Учитель своим примером, даёт знания, показывая, методы овладения определенными умениями.  Например,   проводя   анализ   произведения,   поручить   самостоятельное выполнение   аналогичной   работы   на   примере   другого   материала.  Смысл репродуктивного метода заключен не только в новых знаниях, но и в раскрытии перспектив pазвития искуcства и науки. Характерные методы: рассказ учителя о писателе,   его   творчестве   и   жизни;  лекция;  обзорнaя   лекция   (с  составлением план­конспекта)  выполнение  заданий   по  учебнику,   учебному   пособию.  Виды деятельности: конспектирования лекций, запись планов; составление тезисов по прочитанным   статьям;   постановка   устных  ответов  по  материалу  лекций; составление   хронометрических   таблиц.  Этот   метод   позволяет   сформировать сознание и прочность знаний. Одной   из   форм   творческой   работы   может   быть  создание  собственного произведения.  Как   правило,   это   сказки,   загадки,   истории,  потешки.   Наиболее благоприятными   условиями   для  развития   творческих   способностей     является наблюдение природы и  окружающей жизни. К примеру, после изучения темы: «Уж небо осенью дышало...» можно дать творческую работу: написать рассказ об осени. Вот отрывок из сочинения: «У клена листочки, как игрушки на елке. Есть красные, есть желтые, зеленые. Дунул ветерок, и пошел золотой кленовый дождь. А красавица рябина надела праздничные красные бусы. Березка роняет на землю свои желтые листочки» 13 Целесообразно   один   ­   два   раза   в   учебном   году   проводить  уроки ­утренники.  Можно   устроить  парад   «живых   книг».  (Дети   сами   выбирают   книгу, которую   хотят   представить,   делают   обложку,   готовят   сообщение:   как называется (автор и заголовок), кто герой книги, о чем в ней рассказано.) Необходимо как можно больше включить в практику виды деятельности, направленные     на   активизацию   процессов   воображения.   Например:  журнал «Небылицы в лицах».  Мероприятие   проводится   в   виде   соревнования.   Класс делится на две команды. Каждая команда — это редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер. Ведущий начинает сказку:   «Жил­был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его   ждет   великое   будущее.  Он   вместе   с   некоторыми   винтиками   будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот, наконец, настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля…» На  самом  интересном  месте   ведущий  останавливается   со словами: «Продолжение следует в журнале «......»  в номере  «…».   Ребенок, у кого в руках этот   номер,   должен   подхватить   нить   сюжета   и   продолжить   рассказ.  Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: «Продолжение следует в журнале  «…»  в номере «… ».     Прервать   сказку может ведущий словами: «Окончание в журнале «…» в номере «…». Работа с иллюстрацией к тексту.   Кроме   немногих,   все   картины   к   художественным   произведениям   в учебниках   по   литературному   чтению   сюжетного   характера.   Их   цель иллюстративная. Лучше   всего,   если   учитель   будет   идти   от   текста   к   иллюстрации   и предложит  ученикам,  максимально  опираясь  на  текст,  устанавливать  степень соответствия и несоответствия данной  картинки содержанию того эпизода или места в тексте, к которому она относится. Рецензирование детьми созданных рисунков.  Это наиболее трудный, но интересный вид творческой работы с детскими  иллюстрациями. Делают это так: своей иллюстрации;    каждый ученик после разбора текста углубляется в создание  школьники обмениваются рисунками; получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст,  пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к  какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами  текста;  сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного  эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет  данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Все  14 свои замечания он подкрепляет ссылками на текст. Рецензия  подписывается учеником. Составление диафильмов по произведению.  Интересную работу мы проводили по созданию своих диафильмов на  основе прочитанного произведения. Делаем так: по материалу прочитанного произведения попробуйте  составить свой диафильм, продумайте содержание отдельных кадров; какие строки из текста вы соотнесете с ними; определите количество кадров. Бумагу заготавливают заранее. Рисование диафильмов на 7 минут. Готовые  диафильмы вывешиваются на стенд творческих работ в классе. Лепка и аппликация.  Этот вид детского творчества используется чаще в 1­х и 2­х классах, когда дети не воспринимаю еще критически результатов своих изображений и видят в них больше, чем дано. Дети могут слепить грибок, птичку, лодочку, зайчика, собачку,   то   есть   отдельный   предмет   общей   картины,   а   затем   объединить   в общую творческую работу. Метод моделирования.   Это введение системы (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки книги. Таким образом, моделирование позволяет: включить каждого ученика в процесс познания литературы как          искусства слова; возможностями; умениями; дать возможность ученику работать в соответствии со своими  создать игровую ситуацию при овладении читательскими  поддержать интерес к художественной литературе; обогащать духовный мир ребенка; осознанно воспринимать художественные произведения. Книжки ­ самоделки.  Одно из самых интересных заданий для ребят­ это работа с книжками – самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и воображением. Сами книжки дети изготовляли дома. Каждая книжка имеет свое   название,   которое   представлял   и   защищал   автор   на   конкурсе   книжек   в классе. В   этих   книжках   –   самоделках   дети   записывают   произведения   только собственного   сочинения.   Это   первые   шаги   в   их   творчестве,   пусть   не   всегда удачные,  но   большинство   ребят   тянутся   к   такой   работе,  пытаются   проявить себя. 15 Составление вопросов и тестов по данному тексту. Начиная с первого  класса, учу детей не только грамотно отвечать на вопросы, заданные учителем,  составлять вопросы по данному тексту. Эта работа формирует умение выделять  главное как в общем, так и в конкретном случае составлять вопросительные  предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет). Также  детям  очень  нравится  составлять   по  прочитанному  произведению тест,   где   нужно   выбрать   из   3­х   предложенных   ответов   один   правильный.   С большим   удовольствием   предлагают   свои   вопросы   и   тесты   на   уроках литературного чтения.  Творческое пересказывание. Цель творческого пересказывания ­ вызвать у  учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже  осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором  в произведении. Для творческого пересказывания отбираются произведения  позволяющие читателю поставить себя в положение литературного героя,  понять его психологию, посмотреть глазами героя на тех людей и те события, о  которых рассказывается в произведении. Творческий пересказ может вестись с  изменением лица рассказчика или творческим дополнением к тексту автора.  Почти всегда требуется работа по отбору материала или по добавлению к нему  так как пересказчику неизвестны какие­ то факты или, наоборот, ему  потребуется рассказать о переживаниях, которые не описаны автором. Такие   пересказы   требуют   от   учеников   работы   воображения   на   основе представлений,   получено   при   чтении   и   анализе   произведения   и   поможет полноценнее   воспринять   художественный   текст,   способствуют   более углубленному   пониманию   читаемого,   развивает   творческие   способности учащихся и вносят интерес и разнообразие. Продолжение произведения (придумывание конца).Прочитанное  произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой  конец.  Творческое сочинение. Для развития творческих способностей используют написание детьми сочинений. Творческое сочинение вводит учащихся в чтение и разбор литературного произведения особым путем: они должны попытаться  разрешить задачу, близкую к той, которую разрешил писатель в своем  произведении. Значение творческого сочинения как формы вводных занятий: привлечение внимания учащихся к теме изучаемого     литературного произведения; мобилизация всех знаний, связанных с данной темой; упражнения в самостоятельном построении сочинения. Все   это   должно   обострить   интерес   учащихся   к   чтению   и   разбору произведения, повысить их наблюдательность, привлечь их внимание к таким сторонам литературного произведения, которые раньше ими не замечались. 16 Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.д. Все   сочинения   с   согласия   автора   мы   читаем   вслух   и   обсуждаем. Зачитываются   полностью   сочинения,   отдельные   предложения,   удачно подобранные   слова.   Главное   ­   отметить   всех.   Дети   с   огромным   вниманием слушают сочинения своих одноклассников. Словотворчество. Очень важным средством развития творческих  способностей является составление сказок, рассказов, мифов, басен, стихов.  Дети сами придумывают сюжеты, главных героев. Лучшие произведения  зачитываются и обсуждаются. Для этого использую «Минутки­сочинялки».  Такая   работа   способствует   развитию   творческого   воображения,   чувства слова.    У   детей   имеются   тетради   для   творческих   работ.   В   них   они   учатся сочинять стихи, загадки, сказки, басни. Именно в этой работе дети шаг за шагом открывают   себя,   развивают   творчество   и   все   это   помогает   им   полноценно воспринимать любое художественное произведение. Отзыв­рецензия.   Одним из важнейших сочинений, позволяющих научить  ребенка высказывать собственную позицию по отношению к прочитанному  произведению, является отзыв о книге. В нем ученик может не только  высказывать оценку прочитанному, но и глубже усвоить смысл произведения. Вариант структуры отзыва: 1. Представление героя и выражение своего отношения к  произведению. 2. Краткое изложение сюжета произведения с эмоциональной  оценкой событий. 3. Характеристика героя и выражение своего отношения к нему. Такая   организация   творческой   работы   активизирует   внеклассное   чтение. Дети   должны   будут   проявить   творческий   подход   к   художественному произведению,   показать   направленность   своих   литературных   интересов   и уровень художественного вкуса. Работа с читательским дневником.Не позднее второго класса я  приучаю учащихся к ведению записей о прочитанном. Образцы этой записи  показываю на отдельных уроках. В особой тетради ( дневнике) ученики  записывают фамилию автора и название книги, о чем рассказала книга, что  понравилось. Вся описанная работа, несомненно, поднимет интерес учащихся к книге, развивает желание учиться. Аннотация. Аннотация в книге помещается на обороте титульного листа.   Из нее можно узнать, о чем говорили в книге, так как в аннотации есть сжатое  изложение содержания. Часто аннотация пишется так, чтобы заинтересовать  17 читателя. Для написания аннотации к книге я предлагаю детям следующую  памятку:        Выберите книгу, которая тебе нравится 1. Постарайся заинтересовать будущих читателей этой книги 2. Начать аннотацию можно по­разному: Этот рассказ о ….. Писатель…. Рассказывает о ….. Главный герой этой книги ­ ….. Удивительные события происходят в ….. Любишь ли ты читать о….. Работа с кроссвордом. Наиболее эффективным заданием творческой  работы считают составление кроссвордов по прочитанным произведениям. Их  составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность,  дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение. Применяя   кроссворды   на   уроках   литературного   чтения   при   повторении пройденного материала доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой   работы,   желание   детей   читать   и   перечитывать   книги,   а   значит, самостоятельно   открывать   что­то   новое,   познавать   мир.   Кроссворды составляются на определенных листах, оформляются, иллюстрируются. Часть кроссвордов используются на уроках, часть на внеклассных уроках по чтению, а часть вывешивается в классном уголке для всего класса.  Составление викторин. Составление викторин к прочитанному  произведению способствует более внимательному и вдумчивому отношению к  произведению. Эта   работа   нравится   детям,   и   они   стремятся   читать   произведение   как можно   внимательнее,   чтоб   составить   викторину   посложнее,   а   ответить   на вопросы своих товарищей без ошибок. Это   помогает   даже   слабым   ученикам   приподнять   дух,   поверить   в   свои силы, в то, что все у них получится, а также снять напряжение, которое иногда появляется на уроке, привлечь к работе всех детей. Драматизация. Этот вид задания творческого характера надо выделить  как особо важное иллюстрированное средство, притом же применяется во всех  классах начальных школах. При помощи драматизации образы произведения показываются в действии.  Показ можно провести: 1. Только с помощью слова, т. е в форме чтения в ролях и  коллективной декламации; 2. 3. Только средствами движения, т. е в виде пантомимы  Соединением движения и слова, т. е в форме разыгрывания  сцен в классе, когда обстановка воображается, и на сцене, когда  обстановка специально для этого создается. 18 Детям предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, предать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Называю возможные формы драматизации:  пальчиковый театр;  кукольный театр;  костюмированные представления по известным  произведениям;  музыкальные инсценировки;  спектакли по собственным сценариям. Драматизация – это особая форма перевоплощения в изображаемый образ. Поэтому, надо изредка поощрять обычное стремление детей к костюмированию при драматизации. Составление сказочных объявлений и телеграмм.Это компонент  творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое  воображение. Воображение – основа любого творчества. большое значение в  активизации творческой активности имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в творческий процесс. Одним   из   видов   игры   является   составление   сказочных   объявлений   и телеграмм.   Дети   с   большим   удовольствием   сами   составляют   сказочные объявления и телеграммы, оформляют их и предлагают своим одноклассникам.  Литературные игры творческого характера при работе с текстом на уроках литературного чтения. Развивают творческое воображение и литературные игры, которые   дают   полноценнее   воспринимать   художественные   произведения   в дальнейшем. Простое речевое творчество детей легко проявляется в игровой деятельности. Все приемы и задания творческого характера, о которых шла речь выше, помогают мне в своей педагогической практике существенно повысить качество уроков   литературного   чтения,   активизировать   мыслительную   деятельность учащихся, воображение, стимулируют развитие, умение учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение.  Таким   образом,   анализ   научно­методической   литературы,   изучение основного   педагогического   опыта   и   учета   результатов   собственной   работы   в начальной   школе   позволили   нам   определить   наиболее   эффективные   виды упражнений   и   заданий,   которые   направлены   на   развитие   творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения. 19 Заключение          Изучив особенности  творческой деятельности детей младшего школьного возраста,   мы   выявили,   что,   с   точки   зрения   психологии,   младший   школьный возраст считается самым благодатным  для развития творческих способностей, так как в этот период дети невероятно любознательны,   и жаждут познавать окружающий их мир. Мышление у младших школьников свободное, оно пока не задавлено   стереотипами   и   нормами   общества,   ему   свойственна   гибкость, легкость   и   скорость.   Их   фантазия   не   ограничивается   никакими   рамками,   а потому, все, что связано с игрой и творчеством   дети воплощают  в жизнь с абсолютной   неповторимостью.   В   этот   период   основной   задачей   взрослых является   сохранение   той   легкости   и   гибкости,   а   так   же   развитие   этих способностей мышления с помощью стимуляции творческим подходом к учебе и жизни.   Мы   выяснили,   что   дети   младшего   школьного   возраста   с   легкостью приспосабливаются   к   новым   видам   творчества,   их   работы   чаще   всего оригинальны   и   искренни.   Однако,   необходимо   понимать,   что   ребенок   не рождается   способным   к   той   или   иной   деятельности,   его   способности формируются,   складываются,   развиваются   в   правильно   организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания, то есть, как и другие психические процессы, воображение отражает окружающую действительность. Изучив   концепции   развития   творческих   способностей,   выявили   тесную связь   между   развитием   интеллекта   и   креативности.   В   поздних   работах отечественных   психологов   младший   школьный   возраст   рассматривается   как единый   этап.   Внутри   этого   этапа   отмечаются   постепенные   изменения: обогащение   образов   воображения,   проявляющееся   в   постоянном   усложнении сюжетов   рисунков,   игр,   рассказов,   и   выделение   собственно   деятельности 20 воображения, когда ребенок направленно фантазирует, хорошо отделяя образы реальности от образов фантазий. Изучив   учебные   программы   и   методики   по   литературному   чтению,   мы выяснили,   что   на   уроках   литературного   чтения   в   школьных   учреждениях используются различные методы и приёмы для развития творческого мышления учащихся. Такие методы как: метод творческого чтения, метод объяснительного чтения,   метод   показа   или   подражания,   чтение   по   ролям,   небольшие инсценировки   отрывков   произведений.   Такие   приёмы   как:   чтение   учителем художественного текста с комментариями (комментированное чтение), беседа, небольшие   инсценировки   произведений,   прослушивание   аудиозаписи   с образцовым   исполнением   артиста;   показательные   чтения   лучших   учеников, словарная работа, словесное рисование, преобразование текста из одного стиля в   другой,   рисование   иллюстраций   и   другое.     Все   эти   методы   и   приёмы заставляют детей задумываться над изучаемым текстом.  Наблюдения   над   результатами   работы   показали,   что   на   каждом   уроке литературного   чтения   нужно   проводить   творческую   работу,   используя творческие задания, и с помощью различных педагогических и методических средств.  С их помощью учитель должен способствовать активному усвоению языка, подбирая   посильный   для   данного   возраста   учебный   материал,   используя различные   методы   и   приемы   обучения.   При   выборе   методов   и   приемов учитывается   содержание   программы,   специфика   понятий   и   представлений, которые необходимо сформировать при обучении. 21 Список использованных источников 1. Абакумов, С.И. Творческое чтение / С.И. Абакумов. ­ М., 1925. – 324 с. 2. Алешаева,   Н.   Развитие   творческой   активности   младших   школьников   на уроках литературного чтения / Н. Алешаева // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. ­ 2004. ­ №11. – С. 24­27. 3. Афанасьев, П.О. Методика чтения и работы с книгой в начальной школе / П.О. Афанасьев. ­ М., 1932. – 192 с.  4. Белозёрских,   Г.   Развитие   творческого   потенциала   личности   /   Г. Белозерских // Начальная школа. – 1994. ­ №11. – С. 22­24. 5. Богоявленская,   Д.   Пути   к   творчеству.   Педагогика   и   психология   /   Д. Богоявленская // — М.: Знание, 1981. ­ № 10.  — 96 с. 6. Богоявленская,  Д.Б.  Основные   концепции   творчества   и  одарённости/   Д.Б. Богоявленская. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 185 с. 7. Брушлинский,   Л.В.   Субъект:   мышление,   учение,   воображение:   Избранные психологические труды / Л.В. Брушлинский. ­ М. : Институт практической психологии, 1996. – 197 с. 8. Бунеева, Е. Немного теории литературного чтения в вопросах и ответах с практикумом и домашним заданием для читателей / Е. Бунеева // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. ­ 2004. ­ № 11. – С. 15­19. 9. Былевская, В. Развитие творческих возможностей младших школьников / В. Былевская // Начальная школа. ­  1990. ­ №5 – С. 49­55. 10.Вержбицкая, М. Воспитательная направленность обучения на уроках чтения / М. Вержбицкая // Начальная школа. – 2007. ­ №1. – С. 63­69. 11.Винокурова,   Н.К.   Развитие   творческих   способностей   учащихся   /   Н.К. Винокурова. – М. : Педагогический поиск, 1999. – 144 с. 12.Выготский,   Л.С.   Развитие   высших   психологических   функций   /   Л.С. Выгодский. ­ М. : Академия педагогических наук, 1960. – 345 с.  22 13.Выготский,   Л.С.   Воображение   и   творчество   в   детском   возрасте   /   Л.С. Выгодский. ­ М. : Академия педагогических наук, 1967. – 265 с. 14.Гин,  А.А.  Приёмы   педагогической   техники.  Свобода   выбора.   Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / А.А. Гин. – М.: Вита­Пресс, 1999. – 95 с. 15.Гилфорд,   Дж.   Концепция   креативности   /   Дж.   Гилфорд   // http://www.bibliotekar.ru/psihologia­2­1/142.htm 16.Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М. : ИНТОР, 1996. – 146 с. 17.Родари, Дж. Грамматика фантазии / Дж. Родари. ­ М. : Самокат, 1990. – 300 с. 18.Дивногорцева, С.Ю. Теоретическая педагогика / С.Ю. Дивногорцева. – Ч.2. – М.: ПСТГУ, 2011. – 264с  19.Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. ­ СПб. : Питер, 1999. ­ 368 с. 20.Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи ­ М., ­ 1919. ­ 196 с. 21.Зеленкова, Т. Активизация творческого воображения младших школьников / Т. Зеленкова // Начальная школа. – 2009. №10. – С.36­40. 22.Ильенков,   И.В.   Об   эстетической   природе   фантазии   /   И.В.   Ильенков   // Творчество. – 1964. ­ № 6. – С. 47­50. 23.Канцева,   М.Н.   Развитие   младших   школьников   в   теории   и   практике начального обучения / М.Н. Канцева. – Оренбург. : ООИУУ, 1997. – 250 с. 24.Кармакова, Т. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения и русского языка / Т. Камакова // Начальная школа до и после. – 2009. ­ №3. – С. 58­65. 25.Левин, В.П. Когда маленький школьник становится большим читателем / В.П. Левин. ­ М., 1994. – 340 с. 26.Львова,   Ю.П.   Творческая   лаборатория   учителя   /   Ю.П.   Львова.   ­   М.   : Просвещение, 1992. ­  400 с. 23 27.Комский, Д.М. Основы теории творчества / Д.М. Комский. ­ Е., 1993. – 187 с. 28.Люблинская,   А.А.   Учителю   о   психологии   младшего   школьника/   А.А. Люблинская. ­ М. : Просвещение, 1977. – 285 с. 29.Мали,   Л.   Обучение   школьников   основным   видам   творческих   работ   /   Л. Мали // Начальная школа. ­ 1985. ­ №3. ­ С. 61­64. 30.Матюхина, М.В. Михальчик, Т.С. Психология младшего школьника / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик. ­ М., 1976. – 248 с. 31.Мелешко,   Г.   Развитие   поэтического   творчества   младших   школьников   /   Г. Млешко // Начальная школа. – 2009. ­  №5. – С. 94­105. 32.Никонович, Е. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения / Е. Никонович // Начальная школа. ­ 2005. ­ № 6. – С. 123­130. 33.Никитина, В. Развитие творческих способностей учащихся / В. Никитина // Начальная школа. – 2007. ­ №10. – С. 139­142. 34.Никифорова,   О.И.   Психология   восприятия   художественной   литературы   / О.И. Никифорова. ­ М., 1972. 35.Новлянская, З.Н. Почему дети фантазируют? / З.Н. Новлянская. ­ М., 1997. 36.Оморокова, М. И. Основы обучения чтению / М.И. Оморокова. – М., 2005. – 135 с. 37.Пичугин, С.С. Роль и место интеграции в развитии творческих способностей младших   школьников   по   образовательной   системе   «Школа   2100»   /   С.С. Пичугин // Начальная школа до и после. – 2008. ­ № 1, ­ с. 86­96. 38.Пономарев,  Я.А. Психология  творчества  /  Я.А. Пономарев.  ­  М. :  Наука, 1990. – 200 с. 39.Потапова, Е.Н. Радость познания / Е.Н. Потапова. ­ М. : Просвещение, 1990. – 300 с. 40.Репкина, Н.В. Что такое развивающие обучение? / Н.В. Репкина. – Томск. : Пупочек, 1993. – 150 с. 24 41.Романова, Л.И. Развивать ли у детей творчество / Л.И. Романова // Начальная школа. ­ 1985. ­ № 3. – С. 65­74. 42.Романовская, З.И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л.В.Занкова / З.И. Романовская. – М. : Просвещение, 1991. – 200 с. 43.Савицкая, Г.А. Психологическая готовность детей к школьному обучени / Г.А. Савицкая // Начальная школа. ­ 1999. ­ № 3. – С. 175­184. 44.Склярова, Т.В. Возрастная психология для социальных педагогов / Т.В.  Склярова, Н.В. Носкова. – М.: ПСТГУ, 2009. – 336с. 45.Стэнберг, Р. Основные интеллектуальные способности человека / Р. Стэнберг // http://www.psychology.ru/library 46.  Торренс,   Э.П.   Концепция   креативного   мышления   /   Э.П.   Торренс   // http://www.bibliotekar.ru/psihologia­2­1/142.htm 47.Цалок,   В.А.   Творчество:   Философский   аспект   проблемы   /   В.А.   Цалюк.   – Кишинев. : 1989. – 388 с. 48.Шамардин, В.Н. Школа: от конечного результата к творческому поиску / В.Н. Шамардин, В.Н. Тамбовкина, Н.П. Суслова. – М., 1991. 49.Штерн, В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста  / В. Штерн. ­ М., ­ 1922, с. 160. 25 Приложение 1 Тест Торренса: 26 27

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта младших школьников"

Обобщение собственного опыта на тему"Формирование  творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения как средство развития интеллекта  младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2017